Диктанты по русскому языку на тему зима (2 класс). Контрольные диктанты по русскому языку Диктанты по русскому языку зимний лес

Для контроля за грамотностью студентов в течение каждого семестра проводится два контрольных диктанта. Примерные тексты предлагаются ниже. Они взяты из книги В.Ф. Мазиловой «Практикум по русскому языку». – М.: Просвещение, 1971. – С. 195, 202, 204, 206, 207.

Весна

Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

Птицы, возвратившиеся издалека, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали пухом и шерсткой. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту требовательный писк.

На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников.

А сколько нового в полях и садах! В полях, очищенных от снежного покрова, рассеивают минеральные удобрения для подкормки зеленеющих озимых посевов, нуждающихся в усиленном питании. Подкармливают посевы вручную или с помощью самолета, рассыпая сверху удобрения, похожие с виду на сероватый порошок.

Когда земля слегка просохнет, пойдут тракторы, потащат за собой бороны, которые расчесывают землю, чтобы посевам было легче расти.

В саду у груш, вишен, яблонь, крыжовника подрезают поломанные сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

С большим искусством нужно высадить молоденькие деревца, ямку вырыть с таким расчетом, чтобы корни не загибались кверху – такое положение неестественно, – разровнять землю вокруг ствола.

Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Приходится охранять сад и от непрошеных гостей: гусениц, плодожорки, майских жуков, таких безобидных на вид.

Лес зимой

Кто не боится дождя и холода, пусть идет в лес ноябрьским утром: много небезынтересных встреч ожидает вас в притихшем, но по-прежнему живом лесу.

В начале зимы без особого труда вы отыщете зайчишку: его снежно-белая шубка предательски выделяется на бурой земле, не покрытой снегом.

Не вовремя принарядился косой! Смотрите в оба. Может быть, вам удастся подкрасться на верный выстрел: зайчонка не осмеливается выскочить из своего укрытия.

Где-то вверху на сосне перепрыгивают с сучка на сучок синицы, отыскивая не спрятавшихся под кору жучков. Тонко свистнет рябчик в ельнике, и снова тишина, ничем не нарушаемая.

В мелкой поросли леса издали видна рябина: рдеют ее ярко-красные гроздья, словно кораллы, брошенные чьей-то рукой. Хлопочут на ее ветвях дрозды, еще не улетевшие на юг. Слышится неприятный крик сойки. Сейчас, осенью, когда еды вволю, эти птицы припасают пищу впрок на зиму, рассовывая желуди в разные щелки. Интересно, много ли удастся им найти зимой из спрятанного?

В глубине леса раздается испуганный заячий крик: по-видимому, какой-то хищник застал зверька врасплох. Изредка залетает в наши края полярная сова – очень красивая, да только совсем непрошеная гостья.

Если побудете дольше в лесу, то увидите длиннохвостую пуночку. Поздней осенью эти птицы тоже перекочевывают из тундры на юг.

В декабре лес преобразуется неузнаваемо: белая перина сплошь покрывает землю.

Приятно отправиться в лес на санях по не езженной с самой осени дороге. В безветренную погоду дремлющие деревья, опушенные инеем, стоят будто в варежках. В лесу по-праздничному чисто, все сверкает нетронутой белизной. На свежевыпавшем снегу, точь-в-точь как в раскрытой книге, вы прочитаете о жизни лесных обитателей.

Лабиринт чьих-то путаных следов уходит в чащобу смешанного леса. Это не кто иной, как лиса выслеживала неосторожного мышонка.

Вот под сосной груда клеваных шишек, а в вершине ствола вы, наверное, обнаружите расщелину – это кузница дятла.

Следопыты и юннаты вернутся домой не с пустыми руками: немало зарисовок и фотографий можно сделать в лесу зимой.

Базар

Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокачанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами, за поросячьими тушами стояли в белых фартуках продавцы.

В рядах за ними летали на ветру полутораметровые домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

Издали бросалась в глаза шерстяная «рязанка», сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой «шотландки». Привлекали внимание варежки, вязанные в елку. Но не яствами и рукоделием славятся окрестности этого городка.

Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюха – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, необлитой горшок.

Кто не едал розового, румяного, томленного в крестьянской печке молока? Такое душистое молоко не удается получить ни в стеклянной, ни в облитой кринке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке глиняный горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро киснет.

Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видывал.

Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные гончарные изделия, и не по дешевке. Главным образом это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

Удивляло умение так искусно вылепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся теперь уже нигде, кроме музеев.

Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими вещами.

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Вариант 1

Корм для птиц

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердиты й ветер. Мальчики положили на старые пни семе на. На ветках деревьев они развеси ли сухую рябину.
Подлетела стайка сини ц. А вот и пища!

Грамматические задания

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

Зима

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо . В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Удари ли сильные морозы. Река замёрзла. Ребята с делали большой каток. На катке всегда весело .

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

Вариант 1

Славный мороз

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Вариант 2

Снег

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

Случай на катке

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Зимой

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки . В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

Грамматические задания

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Вариант 2

Зимний лес

Чудесе н русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смо листые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Вариант 1

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Осень и зима

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Вариант 2

Снежная крупа

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Заботливая мать

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок : медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку...)

Вариант 2

Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Грамматические задания

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Мишкино детство

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Вариант 2

Хороша ель зимой. Тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек. На опушке елового леса растёт зелёный молодняк. У людей ель пользуется особенной любовью. В новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки. Особенно хороша ель в лесу, на свободе. В зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег. Сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Первые шаги

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

III. Свободный диктант

Беда миновала

Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и вывихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём.
Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки.
Кружился филин под ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.

Зимняя ночь

На лес тихо опустилась ночь. По стволам и веткам деревьев чуть слышно постукивает мороз. Серебристый иней пушистыми хлопьями срывается с ветвей и долго кружит в воздухе прежде, чем упасть на землю.

В высоком зимнем небе загораются яркие звезды. Вот выглянул из-за одинокой тучки месяц. Светлые лучи выхватили из темноты чарующую картину зимнего леса: деревья, укутанные снежной пеленой, сугробы на тропинке и тонкую ленту реки, скованную льдом.

Но зимней ночью продолжается жизнь. Вот темной тенью пронеслась над опушкой сова. Где-то громко хрустнула замерзшая ветка. Это пробежал заяц-беляк. Завыли волки. Они грозной стаей вышли на охоту. Заухал, захохотал филин. По алмазной скатерти снега пробежала ласка.

Словно ночной сторож сидит на ветке совенок. Его серые перышки сливаются с ночной темнотой. Совенок наблюдает за ночным лесом.

(124 слова)

Пришла зима

В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение зимы.

Сегодня ночью выпал первый снег. Белоснежной пелериной укутаны деревья и кусты. Завывает ветер, в поле кружит поземка.

А в лесу тихо. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника. Природа погрузилась в долгий сон. Притихли деревья и кусты. В уютной берлоге спит медведь. Белка забилась в дупло дерева и пережидает морозную пору. Только длинноухий заяц выбрался из норки. Он ищет пропитание.

Речку сковал мороз. Прозрачный лед ярко искрится на солнце. Ребята вышли на улицу, катаются на коньках и лепят снеговика. Все рады зиме.

(96 слов)

Задания:

1. Найдите в тексте сложное предложение. Сделайте синтаксический разбор.

2. Найдите в тексте предложение с однородными членами. Нарисуйте схему.

На лесной поляне

Лесную поляну укутал пушистый снежок. Белые хлопья снега уютно устроились на ветвях деревьев и кустов, ровной скатертью снег растелился по земле.

Тихо в лесу. Но это впечатление обманчиво. Поляна живет своей жизнью. В уютной расщелине под корой могучего дуба спрятались мелкие букашки. В тесной норке между корней дерева лежит ящерица. Холод сковал ее движения. Ящерица крепко спит.

Жук устроился в крохотной спаленке. На краю полянки в неглубокой канавке заснули лягушки. Рядом в куче опавших листьев, укрытых снегом, заснул и их вечный враг - колючий ежик.

Вдруг на полянку выскочил заяц. Он давно сменил свой серый тулупчик на роскошную зимнюю шубу. Заяц замер и прислушался. В кустах хрустнула ветка. Это рыжая лиса внимательно наблюдает за зайцем.

(117 слов)

Задания:

1. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения. Нарисуйте схему.

2. Укажите в тексте глаголы несовершенного вида.

3. Выпишите предложения с однородными членами.

Следы на снегу

Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом укутал землю. Мороз сковал речку, одел ее в ледяной наряд.

В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

Вот здесь пробежал заяц. Его следы тянутся неровной цепочкой по всей опушке и скрываются в кустах. Заяц хитрит, петляет, путает следы. Потому и цепочка следов ложится затейливыми зигзагами.

За зайцем наблюдала хитрая лиса. Ее следы едва заметны на снегу. Своим пушистым хвостом лиса заметает следы лапок. Эта хитрость не раз спасала ей жизнь.

По лесной пороше протоптала тропинку белочка. Маленькие лапки оставили в снегу узорчатую дорожку. Тропинка тянется от одного дерева к другому.

(115 слов)

Задания:

. Укажите падеж имен прилагательных.

. Найдите в тексте глаголы 1 спряжения. Выделите их окончания.

. Выпишите глаголы с приставкой.

Святки

Между Рождеством и праздником Крещения проходит двенадцать дней. Эти дни получили название Святок - святых дней.

Святки - самая веселая пора зимы. По традиции в эти дни все прекращают работать. Принято ходить в гости к знакомым, друзьям, родственникам и дарить подарки. Эти подарки - память о дарах волхов, которые они принесли родившемуся Иисусу.

Также в дни святок принято посещать больницы, детские дома, приюты. В старину даже цари во время Святок переодевались в простые платья и раздавали милостыню.

Центральная часть святочного торжества - семейный ужин. По традиции на Святки готовят нечетное количество блюд. На столе обязательно должна быть кутья - рисовая каша с медом и изюмом. Готовят и особые святочные кушанья: блины, овсяной кисели и сбитень.

Главное веселье начинается вечером. Молодежь собирается группами, и все отправляются колядовать.

Ночью выпал снег. Наступило утро. Леса не узнать. Деревья укутались в снежные перины. Кусты превратились в огромные сугробы. Все тропинки занесло пушистым снегом.

На поляну выскочил заяц. Он давно сменил серый наряд на новую белую шубу. Заяц оглянулся вокруг. Он вытянул свои длинные ушки и прислушался. Послышался тихий шелест. Это ком снега упал с высокой ветки. Заяц испугался и убежал.

(62 слова)

Воробьи

Наступила суровая зима. Все покрылось белым пушистым снегом.

Маша вышла во двор и увидела стайку воробьев. Птички прыгали по снегу и жалобно чирикали. Трудно воробьям в снегу найти корм.

Маша достала из кармана кусочек хлеба. Она накрошила хлебных крошек на крылечко. Воробьи быстро склевали все крошки.

(47 слов)

Задание:

. найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Снеговик

Выпал снег. Мы пошли гулять в парк. Саша и Сережа решили слепить снеговика. Трудное это дело!

Сначала они скатали три огромных снежных шара. Снежные шары поставили друг на друга. Вместо глаз снеговику прилепили кусочки угля. Нос сделали из большой морковки. А на голову надели ведро. Хороший получился снеговик!

(49 слов)

Задания:

. каким является последнее предложение по интонации?

. найдите в тексте родственные слова к слову "снег".

. разберите слово "снеговик" по составу.

Кто где зимует?

Всю осень животные готовятся к холодам. Многие птицы улетают на юг. Медведи зимой спят в теплой берлоге. Спят ежи и барсуки. Белочки запасли орехов и ягод. Им зима не страшна.

Волки и лисы выходят по ночам на охоту. Зайцы вырыли норки и прячутся в них от морозов. Зайцы не делают запасов. Зимой они грызут кору деревьев.

(59 слов)

Новый год

Новый год - самый любимый праздник. В нашей школе нарядили красивую ёлку. На пушистых ветках висят разноцветные шары.

Наш класс готовится к празднику. Таня и Катя нарядились снежинками. Они будут танцевать. Миша надел маску волка. А Степа решил стать медведем. Он ходит по классу и грозно рычит.

(48 слов)

Задание:

. найдите в тексте имена собственные.

Зимние игры

Выпал снег. Все вокруг стало белым. Дети вышли во двор. Мальчики построили снежную крепость. Они играют в снежки. Таня и Света лепят снежную бабу. Петя и Леня принесли санки. Они катаются с ледяной горки.

Весело детям зимой!

(39 слов)

Задания:

. Сделайте фонетический разбор слов: снежки, вокруг.

. В 3 предложении подчеркните грамматическую основу.

. Разберите по составу слова: снежную, санки.

Случай зимой

За ночь мороз сковал на речке лед. Сережа и Толя пошли на речку. Они взяли с собой коньки.

Мальчики надели коньки и стали кататься. Вдруг послышался треск. Это сломался лед. Сережа и Толя быстро пошли домой.

Опасно на льду зимой!

(42 слова)

Задания:

. Разделите слово "коньки" на слоги.

. Подберите однокоренные слова к слову "лед".

. Объясните выбор пунктуационного знака в конце последнего предложения.

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умения применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака; умение переносить слова.

Вариант 1

ЗИМОЙ В ЛЕСУ

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Слова для справок: падают, мелькнула .

Грамматические задания

1. Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

Вариант 2

ЗВЕРИ ЗИМОЙ

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

Грамматические задания

1. Выписать слова вьюга, птичьи и разделить их для переноса.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

ЗИМА НАСТАЛА

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Кругом лежат пушистые сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Деревья стоят тихо.

1. К слову студёные записать близкое по значению.

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.
Однажды Никита и ребята заблудились в лесу. Вдруг Никита увидел след собаки.
По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

1. Текст обучающего изложения по вопросам.

СНЕГОВИК

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома. Девочки сделали из угольков глаза, а из морковки – нос. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы плана

1. Какой снег шел весь день?
2. Что решили сделать дети?
3. Что сделали мальчики?
4. Что сделали девочки?
5. Какой получился снеговик?

2. Из слов каждой строчки составить предложение.

    русский, хорош, зимой, лес

    деревьями, под, сугробы, глубокие

    в, шапках, снежных, пни, стоят

    следы, на ковре, белом, зверей и птиц, появились

3. Составить и записать небольшой рассказ на следующую тему:

В ЛЕСУ ЗИМОЙ

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

ЗИМНИЙ ЛЕС

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Слова для справок: чудесен, смолистые .

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Вариант 2

КОРМУШКА

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие.
Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Грамматические задания


2. Разобрать по составу слова кормушка, хлебные.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Списать только ту часть текста, где есть описание моржонка.

Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень привязалась к ней.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Толстая бурая кожа почти без шерсти. Во все стороны торчали жесткие, как щетина, усы. Эти усы и круглые влажные глаза придавали моржонку важное выражение. Нюрка была очень умна.
Зимой Нюрку перевели в закрытое помещение. Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка лежала в бассейне. Женщина тихонько ее окликнула.
Мигом очутилась Нюрка на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды. Шутка сказать – навалилась такая туша!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Коллективное составление рассказа на тему «Как школьники заботятся о птицах».

Примерный план

1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).

Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, пёрышки, грудка, хвостик.

2. Изложение текста по коллективно составленному плану.

ЧУДЕСНАЯ ЁЛКА

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты веселились два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.

Примерный план

1. Под Новый год.
2. Чудесная ёлка.
3. Праздничный завтрак.
4. Вкусное лакомство.

Слова для справок : лакомились, кочан .

3. Составить две загадки по данному образцу.

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Слова для справок: ящерица, хвороста, семена.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
полянка , выделить окончания.

Вариант 2

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Ребята тихонько подошли к елке и стали смотреть на белочку. Зверек брал лапками рябину и ловко объедал ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

Слово для справки: корочки .

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного кормушка , выделить окончания.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка – тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.

Примечание: указать падежи существительного беляк .

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение.

СЕРЕБРЯНЫЙ ХВОСТ

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

Примерный план

1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
2. Придумать и записать продолжение данного текста:

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес за грибами.

……………………………………

3. Работа с фразеологизмами.

К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.

1. Вставлять палки в колёса – ...
2. Обвести вокруг пальца – ...
3. Выбился из сил – ...
4. Клевать носом – ...
5. Гладить по головке – ...
6. Зарубить на носу – ...

Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...