Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Какой зимний труд можно нарисовать

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
в классе – комплекте обучающихся 8 вида
Тема: 1 класс - «Одежда и занятия детей зимой»,
2, 3 классы – «Занятия людей зимой»
Задачи:
Показать различие одежды в разные времена года; уточнить знания детей о зимних играх (1 класс);
показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями (2, 3 класс);
развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;
воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.
Ход урока:
I Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Говорим старательно.
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята
- Снова к нам
Пришла...
(Зима)
- Верно, ребята, это ЗИМА! Мы с вами продолжим путешествовать по этому сказочному времени года. И сегодня у нас в классе гость, это символ нашего уходящего года «Лошадь», он приготовил вам подарок, сокровище пока находится в шкатулке, а в конце урока мы её обязательно откроем!
Но сначала проверим домашнее задание.
II Проверка домашнего задания (2 и 3 классы работают с индивидуальными карточками)
2 класс 3 класс
Закончи предложения и зачеркни не нужные картинки:
Выпал ……..
Птицы улетели …….
Медведь лег ……….
15240357505Заяц стал ………
Дети слепили ….. - Что происходит с температурой воздуха с приходом зимы?
- В какую погоду снег скрипит под ногами?
- Какие приметы зимы ты знаешь?
- Что происходит с растениями зимой?
- Изменяется ли оперение птиц с наступлением зимы?
- Чего больше боятся птицы зимой: мороза или голода?
- Все ли животные делают запасы на зиму?
- Пока ребята 2 и 3 класса проявляют свои знания, мы вспомним, что изменилось с приходом зимы?
(стало холодно, день короче - ночь длиннее, выпал снег)
- Вспомните названия зимних месяцев.

III Работа над новой темой.1 класс (самостоятельно) – «Помогите ребятам подобрать одежду для прогулки зимой». Работайте дружно, все вместе!
2, 3 классы Упражнение по классификации
Какие времена года изображены? (СЛАЙД)
Какое время года сейчас?
Что происходит в природе зимой?
Активизация словаря
Подберите слова:
(СЛАЙДЫ)
Убирать (что) посуду
вещи
урожай
заносы (снег)
Чистить (что) улицы от снега
кастрюли, раковины
обувь, одежду
мост ото льда
Кормить (кого) детей
птиц
животных
Ухаживать (за кем) за больными
пожилыми
детьми
птицами
животными
Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока.
Определение темы урока (СЛАЙД 8)
Ребята 1 класса тоже готовы к зимней прогулке, проверим справились ли они!
Объяснительная беседа
Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 9)
Давайте полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙДЫ 10-16)
Физминутка. Демонстрация движений
Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг.)
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой.)
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег.)
Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают.)
Снега хватит нам и вам.
Работа по учебнику «Зимние игры детей»
(обратить внимание на одежду детей)
- Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание)

- Как дети зимой забавляют себя?
- Какие зимние виды спорта ты знаешь и любишь?
Пока малыши играют у взрослых много дел! Создание «Снеговика» или раскрашивание картинки.
Как называется сильный снегопад с ветром? (СЛАЙДЫ (Метель, пурга, вьюга.)Что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД)
(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.
С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.
Уборка улиц и дорог
Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины.) (СЛАЙД)
Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком) (СЛАЙД)
Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать. (СЛАЙДЫ)
Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?
Работа в овощехранилищах
Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью.) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.
Как же сохранить осенний урожай?
Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ) (Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)
Уход за животными
А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. (СЛАЙД)
Как зимой люди заботятся о домашних животных?
Физминутка с «лошадкой»
- Как вы думаете, почему старые люди говорят – «больше снега – больше хлеба»!
СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) (моделирование процесса снегозадержания)
IV. Закрепление
1. Словарная работа
Подберите слова близкие по смыслу слова, объясните их значение:

Снегопад – сильный снег.


Снегозадержение – искусственное задержание снега на полях.
2. Работа с учебником (с.21 (2 кл.), с. 25 (3 кл.)), ответьте на вопросы.
Разучивание с первым классом игры. Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
V Рефлексия. Оценивание. Дом.задание.Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
1816735140335
Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.
Снегопад – сильный снег.
Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.
Снегоуборочные машины – машины, которые убирают снег.

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.
Снегопад – сильный снег.
Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.
Снегоуборочные машины – машины, которые убирают снег.
Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях.
Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.
Снегопад – сильный снег.
Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.
Снегоуборочные машины – машины, которые убирают снег.
Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях.

1. Снегоуборочные работы;


Подготовить рассказ «Труд людей зимой» по плану:
1. Снегоуборочные работы;
2. Уход за домашними животными.
Подготовить рассказ «Труд людей зимой».
Подготовить рассказ «Труд людей зимой» по плану:
1. Снегоуборочные работы;
2. Уход за домашними животными.
Подготовить рассказ «Труд людей зимой».

Цель: Уточнить представления детей о труде людей зимой.

Задачи:

    Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам;

    Развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

    Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

На уроке мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так чётко и так внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Закрепление пройденного. Эмоциональный настрой.

Какое время года сейчас?

Какое время года изображено? (СЛАЙД 1) Почему?

Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 2)

Какой сейчас месяц?

Работа в тетрадях:

Запишите число.

А для того, чтобы урок прошёл в хорошем настроении, давайте послушаем красивую мелодию и полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙД 3)

III Словарная работа с речевой зарядкой

1 Задание (индивидуальная работа на местах и у доски): Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель , вьюга , снегопад, загар, сугробы, цветок, урожай) с разбором каждого слова и проговаривания звуков (у-у… - воет вьюга (тихо, громко); ш-ш… - шумят ели при сильном ветре (тихо, громко); ц-ц… - всё стихло.) (СЛАЙДЫ 4-5)

Итог: Мы определили слова – предметы, которые относятся к зиме.

2 Задание: (СЛАЙД 6) На доске тоже написаны слова, относящиеся к зиме. Прочитаем их.

Подберите вопросы: какой, какая, какие к этим словам, а затем соответствующие признаки.

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.

Зарядка для глаз (самомассаж).

3 Задание: Следующее упражнение поможет нам определить тему урока, подобрав словосочетания (с вопросом: что делают?), относящиеся также к зиме. (СЛАЙД 7)

Итог: Как вы думаете, чему посвящена тема нашего урока?

(СЛАЙД 8)

Тема урока: «Труд людей зимой» На уроке мы уточним свои знания о труде людей зимой, и составим об этом рассказ. (Запись темы урока в тетрадях)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

IV Актуализация опорных знаний

Скажите, что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 9)

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

- (СЛАЙД 10) Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой? (Дворники) Эти люди работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Эта организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. И если вам не безразлично, в каком состоянии будут зимой дороги, то можете выбрать в дальнейшем эту профессию. Пусть она и не лёгкая, но приносит большую пользу другим.

(СЛАЙД 11) От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные и трамвайные пути.

Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде. (СЛАЙД 12-13)

Физминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами),

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют),

Дружно жить мы будем в нём.

Итог:

1. На улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

Чтобы определить следующий вид деятельности, вспомним словосочетания в начале урока и разберём одно из них – задерживать снег.

Как вы понимаете это выражение? Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Итог: 2. На полях проводят снегозадержание.

Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

А для чего? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

- (СЛАЙД) Что ещё делают зимой с деревьями? (Их сажают. Оказывается, что высаженные зимой деревья хорошо приживаются)

Итог: 3 . В парках, скверах и садах сажают деревья.

СЛАЙД –Что это? Где хранятся овощи зимой?

Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ 27, 28)

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

СЛАЙД - А это что? (Зернохранилище. Там должно быть сухо и прохладно.) А как вы думаете почему? (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

Итог: 4. Зимой люди следят за урожаем.

Развитие моторики (перебрать крупу)

Готовясь к весеннему севу люди (СЛАЙД) в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.). Как назвать одним словом? (сельскохозяйственная техника)

Итог: 5. В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (СЛАЙД)

Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

Итог: 6. Зимой люди ухаживают за животными.

V. Закрепление

1.Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения). Инд.работа (Аня) – работа на карточке «Подобрать соответствующее словосочетание».

2.Подобрать соответствующие картинки к полученным предложениям.

3.Составление рассказа по опорным картинкам.

V. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Скажите много забот у людей зимой? А вы об этом знали раньше? А чего не знали? А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, использую картинки?

(Выводы по теме урока раздать для приклеивания в тетрадях)

А на следующих уроках мы обсудим профессии людей, которые заботятся о домашних животных.

Зимние работы: 1.Уборка снега. 2.Ремонт сельскохозяйственных машин. 3.Снегозадержание на полях. 4.Уход за животными.

Картинка 23 из презентации «Труд человека зимой» к урокам окружающего мира на тему «Зима»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Труд человека зимой.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 768 КБ.

Скачать презентацию

Зима

«Труд человека зимой» - Убирать (что?). Урок окружающего мира Тема «Труд жителей города и села зимой». На полях производится … . Дворник - человек, убирающий улицы. Детей птиц животных. Уход за животными. Чистить (что?). Подбери слова: По какому признаку слова разделены на две группы? Зимние работы:

«На встречу весне» - Мигом тесто замесили- все что надо положили. Задачи исследования. В народных традициях отражается отношение человека к окружающей природе. Объект исследования: Уходите прочь, метели! «Жаворонки» прилетели. Тарасов Валентин Александрович 1938 г. рождения, д.Жуковка. Исследователи культурного наследия.

«Природный комплекс» - Природный комплекс. Закономерное сочетание природных компонентов на определенной территории. Природный комплекс -. Разнообразие природных комплексов. Какие природные сообщества вы знаете?

«Природа весной» - Участники: Интернет-ресурсы, печатные издания, мультимедийные приложения. Апрель. Л. Станчев. Какие явления природы можно наблюдать весной? Окружающий мир. Теплый ветер прилетел в долины. Информационные ресурсы: Снега нет. Март. Учебная тема: Живая природа. По реке уже поплыли льдины. Основополагающий вопрос: Какие изменения происходят в живой природе с приходом весны?

«Времена года на немецком языке» - Мир природы многолик и разнообразен. МОУ Петраковская средняя общеобразовательная школа. Из данных слов составили описание погоды по временам года. Далее наша работа состояла в отборе стихотворений и оформлении наглядного пособия. При смене времён года погода может быть разной. Каждое время года по-своему прекрасно.

«Зимние забавы детей» - Проблема. Недостаточно активное участие детей в подготовке к новогоднему празднику. Формирование ключевых компетенций: -информационной; - коммуникационной; - решение проблемы. Что мы делали. С Новым Годом!!! «Время года зима» «Зимние забавы» «Создание макета» «Новогодний праздник». Макет. В рамках проекта мы реализовывали программу развития познавательных процессов дошкольников со слуховой депривацией.

Всего в теме 24 презентации

Урок 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ТРУД ЛЮДЕЙ ЗИМОЙ» (карандаш, акварель)

15.11.2013 16162 0

Цели : расширять представления о трудовой деятельности людей; развивать чувство гордости за славный труд своих родных и близких; формировать умение составлять композиции; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование :

Изобразительный ря д: репродукция картины А. А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек»; рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года; образец педагогического рисунка «Труд людей зимой» (карандаш, акварель).

Литературный ряд : стихотворение Юрия Щербакова «Сказка про лень».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учител ь. Общая тема третьей четверти посвящена труду и отдыху людей зимой и весной. А тема сегодняшнего урока – «Труд людей зимой».

III. Актуализация знаний учащихся.

 Какая у нас зима?

 Люди, проживающие в южных регионах, говорят: холодная, снегу много. А житель Крайнего Севера скажет: у нас зима вовсе не холодная и снежных буранов нет. Кто из них прав?

И те, и другие. Зима у нас очень разная. На первый взгляд – все одно: снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой день зимой разный! Какое утро, раннее, подернутое синевой мороза, со съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах, с черными узорами ветвистого лозняка на белом поле. Наша зима ждет человека.

 Кому знаком традиционный труд людей зимой, весной?

Опустели к зиме поля. Но и зимой здесь не прекращается работа. Поля подготавливают к весеннему севу: люди вывозят сюда навоз и проводят снегозадержание. Зимой очень важно задержать больше снега на полях, тогда весной в почве будет много влаги, и растения будут лучше расти. Для задержания снега на полях устанавливают щиты или специальными снегопахами пропахивают глубокие борозды. Из своих наблюдений вы знаете, что скапливается больше снега около различных преград, такими преградами на полях и являются щиты и борозды.

Готовят к весне разные машины: тракторы, сеялки, культиваторы, плуги, бороны. В механических мастерских их тщательно проверяют и ремонтируют. К началу весеннего сева все машины должны быть хорошо подготовлены.

Много работы в зернохранилищах. С помощью специальных приборов следят, чтобы в зернохранилищах было сухо и держалась все время одинаковая температура. А для того чтобы семена не сгнили, их часто перемешивают. Семена хлебных растений весной хорошо прорастут, если они правильно хранились зимой. В овощехранилищах овощи регулярно перебирают. Загнившие сразу отбирают от здоровых.

В садах около плодовых деревьев уплотняют снег, чтобы под снегом к стволам деревьев не пробрались мыши и не погрызли стволы. В сильные морозы растения окучивают снегом.

У каждого народа испокон веков сложились виды труда с учетом места жительства, традиций.

IV. Вводная беседа.

Слово учител я. Воспевая свой народ, художники подмечали и изображали его труд, видели красоту людей труда.

У каждого народа есть традиционные виды труда. В Закавказье – виноградарство, овцеводство, садоводство, ткачество. В Средней Азии – скотоводство, садоводство и хлопководство, шелководство. На Украине – овощеводство, садоводство и скотоводство. В Белоруссии – декоративно-прикладное искусство. В Прибалтике – сельское хозяйство и рыболовство. И у всех народов развиты свои виды декоративного искусства.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) «На просторах подмосковных строек» .Эта работа – одно из значительных произведений художника.

Герои его картины – молодежь, юноши и девушки, строящие заводской цех на месте бывшей деревни. Типичен подмосковный пейзаж с полоской леса, небольшой деревенькой, заснеженным полем. Художник скупо наметил конструкцию строящегося здания, над которым возвышается подъемный кран, изобразил работающие экскаваторы. Немногочисленны персонажи его картины. Привлекает внимание группа рабочих, что-то горячо обсуждающих с инженером. На переднем плане девушка в синем комбинезоне, несущая доску. Ее лицо разрумянилось от работы и зимнего холода.

Просторный заснеженный пейзаж, желто-золотистые доски на переднем плане, сильная фигура девушки в синем комбинезоне – все эти немногочисленные детали помогают художнику создать выразительную картину, повествующую о жизни и труде людей.

VI. Работа над новым материалом.

Учител ь. Послушайте стихотворение:

СКАЗКА ПРО ЛЕНЬ

Лень залезла под плетень

И лежит там третий день.

– Почему ты не вылазишь?

Не гуляешь по двору?

Лень ответила не сразу:

– Ой, боюсь я детвору!

Навредила я ребятам,

Перед ними виновата:

Петя двойку получил

Из-за меня,

Все уроки пропустил

Из-за меня,

Коля выбыл из кружка

Из-за меня,

Отлежал себе бока

Из-за меня,

Толя грязен, не умыт

Из-за меня,

На учителя сердит

Из-за меня!

Вновь залезла под плетень –

И лежит четвертый день.

– Как тебе лежать охота?

Во дворе кипит работа,

Помоги пойди ребятам –

И не будешь виновата!

Лень сказала:

– Выходной у меня!

Что там пользы от одной

Подметут широкий двор

Без меня,

Новый сделают забор

Без меня,

В огороде все польют

Без меня,

Травы сорные порвут

Без меня,

Сочный вырастят арбуз

И без меня,

А узнать, каков на вкус, –

Зови меня!

Вновь залезла под плетень…

Ну и лень!

Ю. Щербаков

Я думаю, вы обращали внимание на труд взрослых людей в зимнее время.

 Посмотрите рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года.

В зимнее время в сельской местности идут лесозаготовки, а в городе – уборка снега с проезжей части и тротуаров. Эти виды работ могут быть сюжетами для ваших рисунков.

Обсуждение композиций рисунко в.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги располагается вертикально или горизонтально. Так, например, чтобы показать протяженность улицы, лучше выбрать горизонтальный формат. Определите размеры изображений, их расположение в плоскости листа. Надо так скомпоновать изображения, чтобы они были и не слишком мелкие, и не слишком крупные, при этом они не должны быть слишком сдвинуты вправо или влево.

Помните: очень важно выделять яркими, насыщенными красками главных персонажей рисунка. При этом помните, что необходимо сочетать цвета в окраске предметов.

При создании композиции надо продумать, сколько персонажей вы хотите изобразить, что будут делать люди и где происходит действие.

Сначала можно сделать наброски в виде силуэтов. Разместить людей в движении, при этом возможно загораживание одной фигуры другой. Передать пространство можно, если основания более близких предметов расположены ниже, чем более удаленных.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Зимой у людей много работы, связанной с уборкой снега. Снег на улицах городов, сел мешает движению транспорта и пешеходам. Часто улицы и тротуары посыпают песком, чтобы машины при езде, а пешеходы при ходьбе не скользили. Это особенно важно, когда после оттепели дороги покрываются слоем льда. Очищают от снега железнодорожные и трамвайные пути.

Я решила изобразить человека, убирающего около деревенского дома снег. Его фигура загораживает деревья, дом на дальнем плане (см. Приложение 1) .

1. Располагаем лист по горизонтали и отмечаем размер фигуры человека в центре рисунка. Выше рисуем основания дерева и дома. Намечаем размеры дома, при этом следим за соблюдением пропорциональных соотношений между домом и человеком.

2. Самое важное – человека, убирающего снег, изображаем на первом плане и выделяем его размером. Помните: главное – это люди, а не огромные пространства вокруг них. Определяем кроны деревьев и схематично намечаем движение человека.

3. Пропорционально рисуем голову, туловище и конечности героя. Определяем, согласно законам линейной перспективы, сокращение окон при их удалении.

4. Прорисовываем ветки на деревьях, бревна у дома, дорожку на земле. Детализируем фигуру человека. Рисунок закончен.

Формат может быть разным – вертикальный, горизонтальный, квадратный, вы выберете его согласно вашей композиции.

1. Зальем небо насыщенным синим цветом, в верхней части добавляем сине-серый цвет. Небо надо выполнить плотным цветом, чтобы на контрасте с ним белый снег казался более светлым.

2. Светло-голубым цветом выполню снег на земле. Стараемся не просто раскрашивать поверхность, а передавать объем сугробов.

3. Дом выполняем цветом охры, а боковую часть дома окрашу в светло-коричневый цвет. Для крыши подойдет сложный цвет, состоящий из коричневого и красного.

4. Стволы деревьев выполню теми же цветами, что и дом. Середина – коричневая, а края и тонкие ветки рисую смесью коричневого и синего цветов. Стекла домов выполняю оттенком, состоящим из коричневого и темно-синего цветов. На первом плане человека выделяю насыщенными цветами. При этом стараюсь согласовывать части композиции в цвете. Поэтому использую для костюма героя синий, коричневый и голубой цвета.

Постарайтесь красиво сочетать цвета в рисунках, обогатить их оттенками. Может быть, вам удастся передать настроение. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задани е. Помните о важности правильной передачи в рисунках пропорций фигуры человека, характерности поз и движений. Работая карандашом, не задерживайтесь на деталях. Красками вначале покрывайте большие плоскости кистями больших размеров. Лишь после кистями маленьких размеров прорабатывайте детали. Обратите внимание, что цветом или тоном можно выделить фигуры – светлое хорошо видно на темном, темное – на светлом фоне.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учител ь. Вам удалось передать настроение зимнего пейзажа. Вот лучшие работы…

 В чем достоинство этих композиций?

 Расскажите, что вы хотели передать в своей работе зрителям.

Посмотрите, как верно у … (фамилия, имя ученика) переданы в рисунке пропорции фигур людей и момент движения. А вот … (фамилия, имя ученика) точно изобразил особенности формы машин, масштабные отношения всех изображений. Удачно подмечены приметы зимнего пейзажа у … (фамилия, имя ученика) .

2. Обобщение изученного материала.

 Как можно выделить главных персонажей рисунка?

 Зачем необходимо сочетать цвета в окраске предметов?

Тема. Труд людей зимой

Задачи:

    показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;

    развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

    воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

    Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Говорим старательно.

    Упражнение по классификации

    Разделите слова (картинки) на 2 группы: метель, летняя река, вьюга, земляника, снегопад, загар, сугробы, цветок, заносы, плавать в реке.

    Какие времена года характеризуют эти предметы, явления?

    Какое время года сейчас?

    Что происходит в природе зимой?

    Активизация словаря

    Подберите слова:

Убирать (что?)

посуду

вещи

урожай

заносы (снег)

Чистить (что?)

улицы от снега

кастрюли, раковины

обувь, одежду

мост ото льда

Кормить (кого?)

детей

птиц

животных

Ухаживать (за кем?)

за больными

пожилыми

детьми

птицами

животными

    Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока.

    Определение темы урока

    Актуализация опорных знаний

    Поиск соответствующего понятия «Каким бывает»

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая?) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие?) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.)

    Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать …

    Массаж рук

    Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте.

    На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли. Давайте согреем свои пальчики дыханием. (Дуем – произносим Х-Х-Х)

    Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

В руки перышки возьмём

И тихонько проведём.

(Чередуем шишки и пёрышки.)

    Речевая зарядка

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

    Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад )

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

    Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга )

    Давайте послушаем, как воет вьюга (Аудиозапись ).

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».

( С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд )

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

( Тихо, высоким голосом .)

Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».

( Громко, низким голосом.)

Стонут березы М-м-м-м-м-м».

( Тихо, высоким голосом .)

Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.

( Руки плавно опускать вниз )

    Изучение нового материала ( Презентация )

    Объяснительная беседа «Зима в городе и в селе»

    Назовите зимние месяцы. Давайте полюбуемся зимними пейзажами. СЛАЙДЫ 2-8

    Как называется сильный снегопад с ветром? СЛАЙДЫ 9-10 (Метель, пурга, вьюга. )

    Что происходит в городе в результате снегопада? СЛАЙДЫ 11-14 (Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т.к. они не расчищены.)

    Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.

    С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

    Уборка улиц и дорог

    Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины .)

    Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком ) СЛАЙД 15-16

    Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать .) СЛАЙДЫ 17-18

    Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?

    Физминутка. Демонстрация движений

Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг .)

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой .)

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег. )

Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают .)

Снега хватит нам и вам.

    Ходьба по сугробам.

    Расчищаем дорожки лопатами.

    Сбиваем лёд.

    Выметаем снег метлой.

    Работы в саду

    Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 19 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

    Какая опасность грозит зимой деревьям? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

    Работа в овощехранилищах

    Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью .) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.

    Что делают люди зимой в овощехранилищах? СЛАЙДЫ 20-21 (Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой .)

    Работа в зернохранилищах

    Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно? СЛАЙД 22 (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

    Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

    Развитие моторики – переборка крупы

    Подготовка к весеннему севу

    Как люди готовятся к весеннему севу? СЛАЙД 23 (Проводят снегозадержание; вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания); в механических мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны и др.)

Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.)

    Уход за животными

    А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. СЛАЙД 24

    Как зимой люди заботятся о домашних животных?

IV . Закрепление

    Словарная работа

    Подберите слова близкие по смыслу (синонимы), объясните их значение:

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.

Снегопад – сильный снег.

Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.

    Упражнение в составлении предложений с опорой на картинки (можно использовать слайды презентации)

    Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»

    Как ты заметил(а) наступление зимы.

    Её первые приметы в природе.

    Зимние месяцы.

    Повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой.

    Зимние забавы и развлечения.

    Труд людей зимой.

V . Итог урока

Литература

    Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

    Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...