Киево­-Могилянская академия в XVIII веке. Киево-Могилянская Академия и её наиболее выдающиеся представители Киево могилянская академия в 18 веке

Западно-украинские земли до воссоединения Украины с Россией в 1654 г., входили в состав Речи Посполитой. В конце XVII века, обострились противоречия внутри православной церкви, которые вылились в раскол и принятие Брестской унии в 1598 г. с папским престолом. Уния, поддерживаемая польским королем Сигизмундом III, повела серьезное наступление на православие и захватила множество храмов и монастырей.

Серьезное противостояние распространению унии оказали православные братства, которые сконцентрировали внимание на укреплении системы образования. Начали открываться братские православные школы при монастырях. При этом, в качестве системы образования, принималась западная система, так как она была более прогрессивной, нежели в традиционном православии того времени.

15 Октября 1615 г. в новое помещение на Подоле в Киеве переехала братская школа Киевского Богоявленского братства, которая выросла из кружка, созданного архимандритом Елисеем Плетенецким. Эта школа стала в основании будущей Киево-Могилянской коллегии и академии.

В 1620 г., после установления катакомбной иерархии в православной церкви, за основу был принят устав Львовской братской школы. Из Львова и Луцка были приглашены лучшие учителя.

В 1631 г., архимандрит Киево-Печерской Лавры, Петр Могила, основал подобную школу при Лавре, которая в следующем году была присоединена к братской школе Богоявленского братства на Подоле. Созданное Петром Могилой учебное заведение стали называть Киево-Братской коллегией. В этот период коллегию содержало казачье войско под командованием гетмана Сагайдачного и личные владения Петра Могилы. В 1634 г. Петр Могила становится Киевским митрополитом и продолжает покровительствовать своему детищу. Несмотря на благосклонность польского короля Владислава IV, митрополиту не удалось добиться официального признания академии, хотя де-факто коллегия давно стала академией. В декабре 1650 г. митрополит скончался и оставил в наследство свою библиотеку и земельные владения.

Статус академии был закреплен за коллегией в 1658 г. во время заключения трактата между Гетманщиной и Польшей. В 1694 и 1701 г.г. академический статус был подтвержден русскими царями Иваном V и Петром I.

В 1742 г. в стенах академии обучалось 1234 человека на полном довольствии. Был значительно расширен круг изучаемых предметов, в том числе риторика по методике М. Ломоносова и теология по Ф. Прокоповичу. Но с открытием университетов в Москве (1755 г.) и Харькове (1805 г.), значение Киево-Могилянской академии значительно упал. В августе 1817 г. академию закрыли.

В течение двух лет стены академии пустовали, пока академия не была перепрофилирована в сугубо духовное учебное заведение. Сначала это была семинария, а со временем получила статус духовной академии. После 1917 г. духовную академию закрыли, было организовано военно-морское политическое училище, которое готовило комиссаров для Красной Армии.

С распадом СССР и обретением независимости Украины, возникла потребность в возрождении Киево-Могилянской академии в качестве высшего учебного заведения Украины. Официальное открытие академии состоялось в 1992 г., как преемницы Киево-Могилянской академии прошлого. Началось возрождение традиций третьего из старейших вузов Украины, после Острожской Академии и Львовского Национального Университета. Были открыты шесть основных факультетов: гуманитарных наук, экономических наук, информатики, естественных наук, правоведения и социальных наук и технологий. К началу 2000-х г.г. Киево-Могилянская Академия заняла прочную позицию среди трех лучших вузов Украины.

50.464444 , 30.519444
Национальный университет "Киево-Могилянская академия"
(НаУКМА )
Оригинальное название Національний університет "Києво-Могилянська академія"
Международное название National University of "Kyiv-Mohyla Academy"
Год основания (восстановлен в )
Президент Сергей Квит
Расположение Киев , Украина
Юридический адрес Украина 04070 г. Киев, ул. Сковороды 2
Сайт http://www.ukma.kiev.ua

Национа́льный университе́т «Киево-Могиля́нская акаде́мия» (НаУКМА ) (укр. Національний університет «Києво-Могилянська Академія» ) - один из ведущих современных университетов Украины. Учитывая свою историческую предшественницу - Киево-Могилянскую академию, НаУКМА считается одним из двух старейших вузов Украины после Львовского Университета и одной из старейших высших школ в восточной Европе.

Факультеты

  • Факультет гуманитарных наук
  • Факультет экономических наук
  • Факультет информатики
  • Факультет правовых наук
  • Факультет естественных наук
  • Факультет социальных наук и социальных технологий

Рейтинги и репутация

В 2009 году по результатам общенационального рейтинга "Компас-2009" (Журнал "Корреспондент" от 22 мая 2009 года) НаУКМА занял 2 место.

В 2009 году согласно мониторингу научных и высших образовательных учереждений в соответсвии с муждународным индексом цитирования НаУКМА получил 36 место среди всех украинских высших учебных заведений

В 2008 году в рейтинге 228-ми украинских ВУЗов проведённом благотворительным фондом "Развитие Украины" Рината Ахметова НаУКМА разделил второе место с (первое разделили между собой Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого).

В соответствии с рейтингом университетов проведенным еженедельником Зеркало недели в 2007 году НаУКМА занял третье место среди 200 украинских ВУЗов. По результатам рейтинга проведенного журналом Деньги в 2007 р. НаУКМА занимает первое место по подготовке специалистов в гуманитарной и экономической областях и второе место в юридической области.

История

Основание Киево-Братской коллегии

Духовные школы, коллегии, для получения образования существовали на Украине с конца XVI века . Они были созданы иностранцами-католиками: генуэзцами (Киев), доминиканцами и иезуитами . Они насаждали католическую веру и польские порядки. Приобщение украинцев к европейской культуре осуществлялось путём отторжения национального: веры, языка, обычаев, что было неприемлемо для населения.

Центром национального возрождения стал Киев . Здесь при типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства , переросший в школу. 15 октября года школа переехала в отдельное помещение на Подоле . Эта дата считается датой организации киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры , Лаврская школа, основанная в году архимандритом Киевско-Печерской лавры, митрополитом Киевским и Галичским Петром Могилой . Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

Киево-Братская коллегия при Петре Могиле

Руководителем Киевской Братской коллегии, протектором и опекуном стал Пётр Могила . Реформы, проведённые Петром Могилой, превратили Киево-Братскую коллегию в учебное заведение, ориентированное на «латинскую», западноевропейскую систему образования.

Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович , святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский, Исаия Копинский , Захарий Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

В ней работали и воспитывались многие видные общественные деятели, деятели культуры и просвещения: Епифаний Славинецкий , И. Галятовский, И. Гизель, Д. Самойлович, Конанович-Горбацков. В академии учились Порфирий Зеркальников, который выполнял дипломатические поручения царя во время Освободительной войны, потом сотрудничал со Епифанием Славинецким в Москве, Карион Истомин , автор первого иллюстрированного русского «Букваря» и «Малой грамматики»; Конон Зотов , известный военный деятель, автор первой русской книги по технике корабельного управления; генерал-фельдмаршал Борис Шереметев , сподвижник Петра І, и прочие. В Киевской академии постоянно учились белорусы. Среди них известный будущий учёный Симеон Полоцкий (1620-1680).

Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в ХVІІІ столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве , Петербурге , Смоленске , Ростове Великом , Тобольске , Иркутске , Холмогорах , Твери , Белгороде , Суздале , Вятке , Вологде , Коломне , Рязани , Пскове , Великом Устюге , Астрахани , Костроме , Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

Знаменитые выпускники, студенты и профессора

Примечания

Литература

  • Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. - Казань, 1914.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией. - Киев, 1856.
  • Києво-Могилянська академія в іменах. XVII-XVIII ст. - К.: Вид. дім «КМ Академія», 2001.
  • Хижняк З. І., Маньківський В. К. Історія Києво-Могилянської академії. - К.: «КМ Академія», 2003.
  • Є.І. Онищенко , Воскресіння Академії: Спогади про відродження Києво-Могилянської академії та його учасників - К.: Вид. дім "КМ Академія", 2004.
  • The Kievan Academy in the Seventeenth Century. - Ottawa: University Of Ottawa Press, 1977. - ISBN ISBN 0-7766-0901-7
  • The Kievan Academy and Its Role in the Organization of Russia at the Turn of the Seventeenth Century. - New York: Shevchenko Scientific Society, 1976.
  • Omeljan Pritsak and Ihor Sevcenko, eds. «The Kiev Mohyla Academy (Commemorating the 350th Anniversary of Its Founding, 1632-1982).» Harvard Ukrainian Studies . vol. VIII, no. 1/2. Cambridge, MA, 1985.
  • S.M. Horak. «The Kiev Academy. A Bridge to Europe in the 17th Century». East European Quarterly , vol. 2, 2, 1968.

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ, высшее духовное учебное заведение. Открыто в 1632 году по инициативе митрополита Киевского Петра Могилы на основе объединения киевских Братской (1615) и Лаврской (1631) школ по образцу западноевропейских университетов. Первоначально именовалась Киево-Могилянской коллегией (до 1694) и размещалась в киевском Братском Богоявленском монастыре. В 1651 разгромлена поляками и восстановлена при поддержке гетмана Б. М. Хмельницкого. По Гадячскому договору 1658 коллегии присвоены права высшего богословского учебного заведения, с 1694 - Киево-Могилянская академия (получила самоуправление, право суда над учащимися и др.). Грамотой Петра I (1701) подтверждён статус Киево-Могилянской академии, закреплены ранее дарованные права и привилегии, установлено постоянное государственное «довольствие». Средства на её содержание выделялись также киевскими митрополитами (так называемые митрополичьи консоляции). По указу Синода (1788) в академию стали направляться выпускники Черниговской, Слуцкой и других семинарий для подготовки их «к должностям учительским». По указу императора Павла I (1797) повелено готовить в академии исключительно служителей Церкви. С 1798 года в Киево-Могилянской академии введено академическое правление (состояло из ректора, префекта; имелась канцелярия и др.).

В Киево-Могилянскую академию принимались лица православного исповедания без различия званий и сословий (преимущественно учились дети казацкой старшины, шляхты, духовенства и зажиточных мещан). Полный курс обучения (12 лет) состоял из 8 (до 1680 - 7) классов, которые подразделялись на 6 низших (4 грамматических, пиитики и риторики; по одному году каждый) и 2 высших (философии - до 1680 обучение 1 год, затем 2-3 года; и богословия - до 1680 не преподавалось, затем обучение 3-4 года, курс читал ректор).

Преподавались астрономия, музыка, катехизис, славянская и латинская словесность, славяно-русский, церковнославянский, польский (с 1775), греческий (с 1738), французский (1753-83), латинский (с 1774 особый класс) языки, история (с начала 18 века самостоятельный предмет, в 1750-е годы открыт отдельный класс; к началу 19 века - 5 классов), география, математика, экономика (с 1799), медицина, архитектура (короткое время), живопись (с 1784), естественная история (с 1784), нотное пение (с 1803) и др. До 1780-х годов преподавание на всех курсах велось на латинском, с 1784 - на русском языке. Выпускники защищали диссертации (учёные степени не присваивались). В Киево-Могилянской академии обучались: в 1685 - около 240 человек, в 1715 - 1100, в 1740 - около 565, в 1795 - 840, в 1801 - около 1780 человек, в основном за собственный счёт, «казённокоштных» воспитанников было немного. В академии учились выходцы из Греции, Болгарии, Сербии, Черногории и других стран.

Возглавлял Киево-Могилянскую академию ректор, который избирался из академической профессуры и духовенства Киева, утверждался и подчинялся киевскому митрополиту (с 1721 назначался Синодом с согласия митрополита). Преподаватели были представителями монашествующего духовенства. При академии имелся Сиротский дом, существовала студенческая конгрегация, или «Братство во имя Святой Богородицы», для помощи нуждавшимся и содержания храма Благовещения (с 1740).

Среди преподавателей Киево-Могилянской академии - Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Стефан Яворский. Воспитанниками, а впоследствии преподавателями академии были писатели, просветители, церковные деятели: И. А. Горленко (смотри Иоасаф Белгородский), М. Довгалевский, М. Козачинский, Варлаам (Лащевский), святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Симон (Тодорский) и др. Среди выпускников: киевские митрополиты Георгий (Конисский), Самуил (Мстиславский); архиепископ Петербургский Сильвестр (Кулябка); патриарх Московский Иоаким (Савёлов); архиепископ Димитрий Ростовский (Туптало); епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий); государственные деятели Н. Н. Бантыш-Каменский, А. А. Безбородко, П. В. Завадовский, Г. В. Козицкий, Д. П. Трощинский; историки и литераторы В. Г. Рубан, П. И. Симонович, П. А. Сохацкий; философ Г. С. Сковорода; художники Г. К. Левицкий, А. Тарасевич; композиторы М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, А. Л. Ведель.

В 1817 Киево-Могилянская академия закрыта, в её здании была открыта семинария, реорганизованная в 1819 в Киевскую духовную академию. В 1991 году Киево-Могилянская академия возрождена в статусе государственного университета (с 1994 Национальный университет «Киево-Могилянская академия»).

Лит.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Киевской академии. СПб., 1843; Серебренников В. Киевская академия с половины XVIII в. до преобразования ее в 1819 г. К., 1897; Хижняк З. I. Києво-Могилянська aкaдeмiя. Київ, 1988; она же. Ректори Києво-Moгилянcькoї академiї. 1615-1817 pp. Київ, 2002; Києво-Могилянська aкaдeмiя в iмeнax. XVII-XVIII ст. Київ, 2001; Хижняк З. I., Maнькiвcький В. К. Icтopiя Києво-Moгилянcькoї aкaдeмiї. Київ, 2003.

После многочисленных монголо-татарских набегов Киевская Русь потеряла свое могущество. И стала добычей новых завоевателей, на этот раз литовских, польских и немецких. Жестокий социально-национальный гнет лег на плечи населения всей Украины. Правящие круги Речи Посполитой намеревались духовно закабалить страну. Они насильственно запрещали народу его язык и культуру, но народ не хотел с этим мириться. Он вел постоянную борьбу за свою свободу и независимость. Никакой гнет не мог остановить социально-экономическое развитие Украины. Под его влиянием пробуждалось национальное самосознание народа, раскрывались его духовные силы, усиливался интерес к собственной истории, языку. Тогда и появилась необходимость развития науки и образования.

К этому времени многие сыны украинского народа обучались или уже получили образование за пределами своей родины. Но уже в XVII веке встал вопрос об открытии своих учебных заведений, которые могли бы составить конкуренцию европейским. Этому предшествовало увеличение числа церковно-приходских школ (в XVI веке). Увеличивалось также число библиотек, появилось много новых книг. Все это можно считать предпосылками к созданию учебного заведения высокого уровня.


В академии существовал строгий отбор педагогических кадров. Ответственность за этот процесс возлагалась на академическую корпорацию. К преподавателю предъявлялись очень высокие требования. Академия пользовалась также правом избирать ректора. Он избирался из числа академических профессоров. Одно время даже кандидатуру ректора утверждал гетман и вручал ему «ставленную грамоту». Это говорит о значении академии в общественной жизни в Украине тех времен.

Учебный год начинался 1 сентября, заканчивался в первых числах июля. Однако новых студентов зачисляли на протяжении всего учебного года. Не было в академии и возрастных ограничений. Так, в младшем классе могли находиться учащиеся в возрасте от 11 до 25 лет. Чтобы стать студентом, надо было пройти собеседование, на котором определялся уровень знаний поступающего, и в какой класс его определить. Неуспевающих студентов не отчисляли. Оставаться в одном классе студент мог сколько угодно. Иногда даже студенты возвращались из старших классов в низшие «подтверждать знания». После окончания всего курса обучения или одного из старших классов студент получал аттестат с подписью ректора.

В академии училась молодежь со всех регионов Украины: Киевщины, Слободской Украины, Волыни, Закарпатья, Галичины, Буковины. Это были выходцы из всех слоев населения — знати, казаков, духовенства, мещан и крестьян. Самым большим было представительство мещан, казаков и священников. Этот принцип был очень важным для академии, давая возможность получить полноценное образование не только детям знати, но и простого народа.

По распоряжению правительства Рос Империи и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта. В 1819 году вновь была открыта как Киевская духовная семинария, а затем духовная академия.
Бесценный опыт Могилянки использовался при организации Славяно-греко-латинской академии.

В 1992 году Киево-Могилянская академия вновь открыла свои двери для желающих получить знания на мировом уровне. Все вышеперечисленные традиции сохранились в ней и по сей день. Сейчас академия является одним из популярнейших высших учебных заведений в Украине.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...