Общая психологическая характеристика профессии. Основы профессиональной деятельности психолога Основной психологической характеристикой профессии является

Профессия психолога – это интересное и перспективное направление, которое набирает популярность среди молодежи. Одних людей привлекают его востребованность и возможность быстро найти место работы. Остальным важно то, какую помощь такой специалист способен оказать людям. Не остаются без внимания уровень заработной платы работников с психологическим образованием, возможности карьерного роста, многочисленные варианты профессионального развития.

Задумываясь о том, чтобы стать психологом, нужно оценить свои способности, возможности, личные качества. Для реализации потенциала недостаточно получить образование по выбранному профилю. Надо систематически работать над собой, повышать уровень профессионализма. Специалист должен уметь слушать людей, находить к ним подход, а такому не учат даже в самых лучших ВУЗах.

Психолог – профессия относительно «молодая», но упоминания о попытках работать с духовной и эмоциональной сторонами жизни человека были найдены в трудах таких древних философов, как Платон, Аристотель. Технический прогресс в 18-19 веках послужил толчком к развитию ряда гуманитарных наук. В 1879 году в немецком Лейпциге была открыта первая экспериментальная лаборатория по этому профилю. Тогда же появились профессии, тесно связанные с психологией. В нашей стране изучением и продвижением направления активно занимались С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

Сегодня выделяют ряд сфер, в которых может работать психолог. В основном его действия направлены на оценку жизни конкретного человека, взгляд на ситуацию с учетом его эмоций и психического состояния. Специалист обладает особыми навыками, которые позволяют ему выделять ведущие черты характера клиента, его сильные или слабые стороны, уровень интеллекта, степень социальной адаптации. В услугах психологов нуждаются государственные учреждения и компании. К профессионалам все чаще обращаются частные лица, неспособные самостоятельно решить какие-то личные вопросы или проблемы.

Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик – в чем разница

Человек, желающий выучиться на психолога, должен ориентироваться в специфике профессии. В частности, следует разобраться, какие бывают специальности, созвучные с этой, и чем все они отличаются.

Перед тем, как поступить в профильный ВУЗ, следует запомнить, что:

  • психологи работают с людьми без психических отклонений. Они изучают поведение индивидуумов, особенности их характера, помогают разобраться в себе. Специалист пытается помочь клиенту без применения лекарств и других лечебных методик. Чтобы работать психологом не нужно получать медицинское образование;
  • психиатры являются квалифицированными врачами. Они занимаются лечением людей с психическими отклонениями. В ходе лечения такие медработники применяют не только общение, но и сильнодействующие препараты, электросудорожную терапию, радикальные подходы;
  • психотерапевты – представители особой специализации врачей-психиатров. Они общаются с людьми, которые психически здоровы, но имеют серьезные расстройства эмоциональной сферы. Терапия основывается на вербальных техниках и подкрепляется лекарственными препаратами.

Особняком в этой группе стоит психоаналитик. Это человек, получивший образование психолога и освоивший ряд дополнительных навыков. Он способен работать с такими людьми, которые даже не подозревают о наличии у них проблем. Профессионал действует на уровне подсознания клиента.

Направления специальности психология

Работу в сфере психологии условно делят на два обширных направления – теоретическое и практическое. Первое больше подойдет людям, которые нацелены на научную деятельность, собираются преподавать, писать статьи или научные труды. Эти профессионалы изучают науку в целом, разрабатывают новые техники и методики, доносят информацию до общественности. Практическая психология предназначена для тех, кто хочет работать непосредственно с людьми. Такой эксперт нацелен на решение проблем конкретных клиентов в ходе личного общения.

Чем конкретно занимается психология и ее представитель, зависит от специализации профессионала:

  • базовый специалист – оценивает особенности поведения человека в зависимости от условий среды и специфики ситуации;
  • клинический – для получения специальности необходимо иметь медицинское образование. Такой врач способен работать как со здоровыми клиентами, так и людьми с некоторыми отклонениями;
  • дошкольный – профильный педагог, который помогает решать проблемы детей с психическими отклонениями и без;
  • консультант – консультирует людей по самым разным вопросам личного характера с целью решения внутренних их проблем;
  • конфликтолог – работа психолога с этим образованием направлена на изучение отношений между людьми и решение возникающих на этом фоне проблем.

Перечисленные направления тесно связаны между собой, но все же у каждого есть свои нюансы. Можно поступить на психолога общего профиля и в дальнейшем выбрать специализацию. Если же специфика направления изначально влияет на поступление в выбранный ВУЗ, профориентация поможет принять правильное решение.

Методы работы специалиста

Чтобы получить более детальное описание профессии, необходимо изучить практические техники специалистов. Список это длинный и его содержание зависит от специфики ситуации. Есть три основных метода работы, о которых должен знать каждый психолог. Тестирование направлено на диагностику особенностей личности человека, определение его эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Консультирование – возможность получить о человеке максимальную информацию во время прямого контакта, чтобы подсказать ему, что нужно делать с его проблемой. Тренинги предназначены для людей, которые не могут самостоятельно решить куда пойти учиться или работать, чем заняться в жизни, не знают, как избавиться от слабых сторон характера или навязчивы страхов.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы. Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем.

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Выбирая между самообразованием и классической формой обучения, выбор рекомендуется делать в пользу последнего. Люди, поступающие в профильные ВУЗы, имеют возможность получить базовые теоретические знания в полном объеме и приобрести необходимые для работы практические навыки. Одной только теории для эффективной работы в области недостаточно.

Плюсы и минусы профессии психолог

Принимая решение о получении образования по профилю «психология», следует основываться не только на собственном отношении к профессии. Важно оценить, востребована ли она в конкретном регионе, сколько зарабатывают молодые и опытные специалисты, есть ли перспективы профессионального развития. Бывают случаи, когда разумнее получить диплом в другой области, а затем пройти укороченную программу обучения на психолога по принципам второго высшего.

Положительные моменты

Даже если отучиться по профилю, но потом никогда не работать по специальности, полученные знания все равно пригодятся. Они особенно полезны тем, кто планирует вести деловые переговоры, работать в общественных службах, детских учреждениях, на государственных постах.

Есть у направления еще ряд существенных плюсов:

  • зарплата психолога в России с каждым годом повышается пропорционально росту интереса к таким специалистам;
  • возможность помогать людям, в том числе, своим близким;
  • знания, которые получает психолог, можно применять не только в работе, но и в повседневной жизни;
  • постоянное личностное и профессиональное развитие, разнообразие сфер и вариантов применения навыков.

Все направления психологии тесно связаны между собой. Не обязательно сразу определяться, кем работать в будущем. Сначала достаточно получить базовые знания и навыки. Затем можно выбрать конкретную специализацию и достичь нужного уровня профессионализма с помощью профильных семинаров, курсов, лекций.

Отрицательные стороны

Минусы профессии психолога субъективны и в основном люди сами их себе создают. Проблемы могут возникнуть у человека, не умеющего отделять работу от личной жизни. Переживая за каждого клиента на глубоком уровне сознания, сотрудник рискует получить нервный срыв или эмоциональное истощение. Отрицательным моментом считается размер оклада у начинающего эксперта. Чтобы заработать авторитет в области, придется потратить несколько лет. Еще один минус в том, что в нашей стране психологи пока не так «раскручены» в коммерческом плане, как на Западе.

Где может работать психолог

Еще 10-15 лет назад в ВУЗах по направлению «Психология» отмечался систематический недобор абитуриентов. Причиной такой ситуации были проблемы с трудоустройством молодых специалистов. Чаще всего после окончания учебы выпускники устраивались в специализированные клиники или вынуждены были получать еще одно образование. Сегодня ситуация кардинальным образом поменялась.

Психолог может работать по одному из таких направлений:

  • детское – оценивает уровень развития и интеллект ребенка, его тип личности и особенности характера, устанавливает своевременность перехода малыша в новую группу детского сада или школу;
  • школьное – помощь в адаптации детей, работа с трудными личностями, тестирование выпускников;
  • семейное – консультирование семейных пар с детьми и без в периоды кризисов, сложных жизненных ситуаций;
  • корпоративное – проверка и оценка новых сотрудников, решение конфликтов внутри коллектива;
  • спортивное – работа с самооценкой, помощь в снятии напряжения, борьба с эмоциональным истощением спортсмена;
  • социальное – сотрудники тюрем, клиник, реабилитационных центров, которые помогают людям с зависимостью или судимостью вернуться к нормальной жизни;
  • клиническое – работники психиатрических больниц, диспансеров, поликлиник. Ведут самостоятельный прием людей или помогают психиатру.

Каждая из перечисленных сфер имеет свою специфику. Она определяет то, какая будет зарплата у психолога, устанавливает перечень обязанностей специалиста, разделяет первоочередные и вспомогательные задачи.

Кому не стоит поступать на психолога

Хорошего специалиста не получится из человека, который выбирает профессию по принципу «где больше платят». Никакие учебные программы не научат сопереживать клиентам, но не переживать за них. Психология – это призвание. У представителей направления нет права на нерешительность, эмоциональность, агрессивность. Не стоит рассматривать этот вариант карьеры людям с низким уровнем интеллекта, ограниченностью мышления, пессимистам и интровертам.

Как стать психологом

Начало профессиональной деятельности возможно лишь после получения диплома ВУЗа. Варианты с прохождением профильных курсов уместны лишь для тех людей, которые имеют медицинское образование или специальность, тесно связанную с психологией. Вопреки распространенному мнению, самостоятельно научиться здесь не получится. В ходе освоения материала учащиеся должны практиковать полученные навыки, что возможно лишь в профильном образовательном учреждении.

Где учиться на психолога

Решая, куда поступать, необходимо четко понимать свои цели и задачи. Среди передовых ВУЗов сферы выделяют: МГУ, НИУ ВШУ, Первый Медицинский, РГГУ. Во многих учреждениях слушателей готовят по многопрофильным международным программам. В качестве вступительных испытаний и профильных предметов чаще всего на первый план выходят русский язык, биология, обществознание, математика и иностранные языки.

Сколько лет учиться на психолога

Если начинать с нуля, то на получение образования уйдет не менее 4 лет. Для человека, уже получавшего высшее образование в прошлом, эти сроки могут быть сокращены до 2-3 лет. Когда ситуация позволяет обойтись профессиональными курсами, на получение сертификата уйдет 3-6 месяцев. Дипломированный сотрудник в любой момент может повысить свою квалификацию или расширить область специализации.

Сколько получают психологи в России

Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.

Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.

Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняет­ся как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыс­кательским, психодиагноста - к гностическим, а психолога-консуль­танта - к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик мо­жет быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник - к профессиям, связанным с ра­ботой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:

    требуют высококвалифицированного труда, длительной подго­товки;

    относятся к группе профессий «человек - человек»;

    основными средствами в них выступают функциональные сред­ства труда;

    предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к лю­дям и др.

Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно-деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение.

Особое значение в профессии «психолог» имеет личность носителя профессии – его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него. Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств (ПВК) является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе. ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006. С.54).

3. История становления профессии «психолог»

Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.

Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одно­временно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).

Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.

В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходи объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера, Ранка, Ференчи, Абрахама и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловило развитие психотерапевтической психологической и деятельности.

Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.

В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально - психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.

После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.

Тем не менее нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе в его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.

В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю.Н.Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы. Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.

Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы психологического профессионального образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологически знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.

Профессия "Психолог" по предмету труда относится к типу – "человек–человек"; по характеру труда является профессией творческого класса.

Назначение профессии "Психолог": оказание психологической помощи клиенту. В зависимости от должностного предназначения: психолог на предприятии – задачи по оптимизации трудового процесса; психолог–консультант – помощь в разрешении личностных трудностей, семейных проблем; в научно–исследовательских организациях – выполнение научной работы.

Основные решаемые задачи профессии "Психолог":

o прием клиента;

o изучение проблемы и трудностей клиента (методами беседы, анализа документов, анкетирования, тестирований, эксперимента);

o анализ проблемы, ее осознание;

o поиск путей разрешения проблемы;

o проработка с клиентом путей разрешения проблемы;

o помощь в их осознании;

o помощь проработки способов выхода из подобного рода трудных ситуаций;

o ведение специальной документации;

o постоянное саморазвитие, повышение уровня профессионализма.

Профессия "Психолог" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий, обеспечение правильного и точного функционирования системы.

Профессионально–важные качества профессии "Психолог":
o адекватная самооценка; o дисциплинированность; o оптимизм, доминирование положительных эмоций; o организованность, самодисциплина; o ответственность; o самоконтроль, способность к самонаблюдению; o самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка; o стремление к профессиональному совершенству; o внимание к деталям; o избирательность внимания; o развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов); o способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание; o умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов; o способность к созданию образа по словесному описанию; o способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; o способность к переводу образа в словесное описание; o аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; o гибкость мышления; o абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; o интуитивное мышление; o понятийное мышление; o стратегическое мышление; o творческое мышление; o эрудированность; o хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти); o коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми); o способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе; o умение грамотно выражать свои мысли; o умение четко и кратко формулировать информацию; o умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; o умение быстро ориентироваться в событиях; o навыки письменного изложения информации; o склонность к исследовательской деятельности; o способность грамотно и четко задавать вопросы; o способность к эмпатии, сопереживанию; o способность устанавливать контакты с людьми; o творческие способности; o умение предвидеть результат; o умение слушать и слышать собеседника и сопереживать; o умение понять потребность клиента и найти подход к нему.
Заболевания, противопоказанные для профессии "Психолог":
o нервно–психические расстройства; o судороги, потери сознания; o употребление наркотиков, зависимость от алкоголя; o некорректируемое снижение остроты зрения; o расстройства слуха; o вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; o расстройства координации движений; o расстройства речи; o хронические инфекционные заболевания; o кожные заболевания.

Специфика работы Психологом:

В нашей стране больше всего психологов работает в сфере образования - педагог-психолог: он помогает малышам адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.

Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога. Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Выбирайте профессию психолога, если вы:

  • по складу ума гуманитарий
  • общительны, у вас много друзей
  • доброжелательны и терпеливы

Не выбирайте, если вы:

  • невнимательны, не готовы прислушаться к проблемам других
  • рассчитываете на очень большие зарплаты
  • неуравновешенны

Х орошим психологом обычно называют опытного и проницательного человека, который тонко разбирается в людях, понимает мотивы их настроений и поступков и в силу этого умеет хорошо ладить с людьми, а когда надо - и помочь им советом в решении жизненных проблем. Для этого, кстати, не обязательно заканчивать факультет психологии. Многие приобретают эти ценные способности в силу особого склада характера, помноженного на природную наблюдательность и жизненный опыт. Правда, такие житейские психологи не застрахованы от ошибок, наивных иллюзий, широко распространенных в обыденном сознании. К тому же им приходится интуитивно, нередко - ценой болезненных ошибок, открывать те закономерности и феномены, которые давно не являются секретом для специалистов.
Профессиональные психологи обладают тем преимуществом, что человеческое поведение они изучают целенаправленно, с помощью специально организованных научных экспериментов. При этом, правда, далеко не все они являются хорошими психологами в житейском смысле этого слова и постоянно совершают нелепые ошибки в своих собственных будничных делах, в отношениях с близкими. Да и те эксперименты, которые тщательно планируют и организуют психологи-профессионалы, иной раз лишь подтверждают то, о чем интуитивно мы все догадываемся.
Настоящим знатоком человеческих душ удается стать лишь тому, кто умеет совместить преимущества обоих подходов - научного и житейского. Для этого, разумеется, необходима определенная психологическая эрудиция, ну и, конечно, умение видеть психологическую подоплеку в явлениях, которые окружают нас повседневно.

Основная трудность работы психолога в любой сфере - это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Плюсы профессии:

В нашей стране больше всего психологов работает в сфере образования - педагог-психолог : он помогает малышам адаптироваться к незнакомой обстановке, проводит тестирование на готовность к школе, работает с проблемными детьми. В школах педагоги-психологи отбирают первоклассников, занимаются коррекционно-развивающей деятельностью, профориентацией старшеклассников, проводят разные тренинги и т. д.
Клинический психолог - работает в службах помощи тяжелым больным онкологическим, ВИЧ-инфицированным и т.д. и помогает пациентам справиться со стрессом, поддерживает их, следит за состоянием здоровья, а в случае необходимости подключает к лечению психиатра и невролога.
Так же психолог может найти свое место в политике и бизнесе.

Описание профессии:

Психолог - специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь пациентам. Также в задачи психолога входят прикладные и научные исследования в области психологии.

Психологи делятся на несколько категорий: психологи-консультанты, психологи-педагоги, клинические психологи.

Психолог-консультант - специалист широкого профиля, в его задачу входит оказание психологический помощи пациентам. Проводить консультации в образовательных учреждениях могу только психологи-педагоги; в их задачу входит как оказание психологической помощи учащимся, так и консультирование преподавателей по вопросам работы с учениками. Клинический психолог имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения психических заболеваний. Как правило, этот специалист работает в медицинских учреждениях.

Виды деятельности:

· прием и консультация клиентов;

· выявление психологической проблемы;

· проведение определенного комплекса упражнений (занятий) с помощью различных профессиональных методик;

· анализ среды, в которую погружен объект психологического консультирования

Места работы:

· специализированные государственные и частные медицинские учреждения;

· образовательные и воспитательные учреждения;

· центры психологической помощи;

· службы по подбору персонала, кадровые агентства;

· сфера научно-исследовательской деятельности.
Психологические центры, частные конторы по психологическому консультированию, образовательные и медицинские учреждения.

Профессиональные навыки:

· профильное образование (высшее профессиональное или курсы профессиональной переподготовки);

· знание и умение использовать на практике различные психологические методики и способы терапии

Дополнительные особенности:

Сегодня достаточно много сфер, в которых психолог может найти профессиональное применение: работа с детьми, рекрутмент, менеджмент, коучинг.

Существует довольно распространенная классификация профессий Евгения Александровича Климова, профессора психологических наук. Он делит их на типы по предмету труда. Всего их пять. К примеру, тип «человек-природа» назван так, потому что специалист данной профессии работает главным образом с природой. Это зоологи, геологи, кинологи и так далее. По этому же принципу названы профессии «человек-человек», то есть те профессиональные виды деятельности, где один человек работает непосредственно с другим или другими людьми. Это может быть психология, менеджмент, образовательная сфера и так далее.

Краткое описание: профессии «человек-человек»

Как уже говорилось ранее, таких профессий является человек или, точнее будет сказать, люди. Они связаны с обучением детей или взрослых, с управлением предприятием или группой людей, с организацией взрослых и детских коллективов, с торговым, бытовым или информационным, медицинским или информационно-художественным обслуживанием. Все профессии, связанные с людьми, предполагают наличие постоянной коммуникации с другими представителями человеческого рода. Для этого лицо, выбравшее такую профессию, должно изначально обладать соответствующими склонностями, навыками, способностями, которые впоследствии разовьет до профессиональных знаний и умений.

Подобная характеристика профессии «человек-человек» говорит о том, что этот тип деятельности подойдет далеко не всем. Например, социопату вряд ли захочется работать с людьми. Или мужчина, хорошо разбирающийся в технике, но редко добивающийся взаимопонимания с людьми, скорее всего, выберет профессию иного типа. То же может касаться и женщин.

Главные особенности профессии «человек-человек»

Основные отличия, выделяющие профессии данного типа среди других, и объединяющие столь непохожие между собой, выражаются в задачах. Ведь и врача, и полицейского, и продавца объединяет одно - главная их профессиональная задача - взаимодействие с другими людьми, клиентами или пациентами, посетителями или пострадавшими, и так далее.

Еще одна особенность и задача любой профессии «человек-человек» - это наличие практически двойного образования: психологического и специального. Например, продавец должен знать психологию покупателя, специфику продаваемого товара, если нужно, уметь работать с кассой, с платежным терминалом и так далее. Хирург, помимо медицинских прикладных знаний должен также знать психологию человека, чтобы уметь правильно общаться с больными или их родственниками, а также эффективно коммуницировать с подчиненными и коллегами. И так со всеми профессиями данного типа.

Требования к людям, выбирающим этот тип профессий

В первую очередь это стремление к общению с людьми, развитые и хорошее понимание окружающих. Умение держать себя в руках при любом возможном общении с человеком - то, что сейчас модно называть стрессоустойчивостью, - не менее важное требование. Приветствуются такие как высокая способность к эмпатии, отзывчивость, доброжелательность, толерантность и умение разрешать конфликты.

Индивид, обладающий данными качествами, может смело рассматривать для себя профессии «человек-человек».

Что включает в себя главное коммуникативное требование для профессий, связанных с людьми

Умение коммуницировать включает в себя не только простую способность разговаривать, но и такие важные навыки, как умение грамотно построить свою речь, услышать, выслушать и понять собеседника, донести до него свою мысль так, чтобы он ее понял именно в том смысле, который вложили в нее вы. Большую роль играет способность человека в короткий промежуток времени, а также найти общий язык с индивидом любого возраста, социального положения и умственного развития. Умение наблюдать и анализировать необходимо человеку, работающему с людьми.

Подгруппы профессий типа «человек-человек»

Группа профессий «человек-человек» включает в себя три подгруппы: образовательную, защитную и обслуживающую.

К первой подгруппе относятся все педагоги, нянечки и воспитатели, ведущие детских кружков, тренеры по разным видам спорта, а также репетиторы.

Ко второй - полицейские, юристы разного толка, военнослужащие и инспектора.

Третью подгруппу можно разделить еще на несколько категорий. Обслуживание делится на информационное и информационно-художественное, торговое, бытовое и медицинское. По названиям понятно, кто чем обслуживает население. Например, библиотекарь - профессия, относящаяся к информационному обслуживанию, так же, как и гид. Они предоставляют людям информацию.

Медицинским обслуживанием занимаются врачи, медсестры и медбратья, фельдшера, сиделки и фармацевты.

К торговому обслуживанию относятся продавцы различных товаров: от продуктов до техники или канцелярии.

Бытовое обслуживание предоставляют парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и другие подобные им специалисты. Также к этой категории относятся официанты и вахтеры.

Информационно-художественное обслуживание близко по своей специфике к профессиям типа «человек-художественный образ». Это могут быть экскурсоводы в картинных галереях или консультанты в художественных магазинах. Также руководителя художественного кружка или хореографа можно отнести сразу к двум категориям - к образовательной подгруппе и к информационно-художественному обслуживанию.

Какие еще профессии относятся к типу «человек-человек»

К типу этих профессий также относятся директора и менеджеры, операторы на телефоне и бармены, контролеры в автобусах или электропоездах, риелторы и страховые агенты, и супервайзеры, и Это психологи, политологи, промоутеры и стюардессы и т.п.

С каждым годом появляются все новые и новые специальности. И многие из них связаны именно с людьми.

Профессиограмма

Инструкция. Составьте развернутую профессиограмму по схеме:

1. Наименование профессии.

2. Тип профессии (см. Е.А. Климов)

Типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система,

человек-художественный образ, человек-природа.

3. Цели (см. Е.А. Климов)

Гностические (аудитор, синоптик, следователь).

Преобразующие (педагог, швея, повар).

Изыскательские (сценарист, научный работник, художник).

4. Средства труда (см. Е.А. Климов)

§ Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик).

§ Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель).

§ Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор).

§ Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог).

5. Условия труда (см. Е.А. Климов)

§ Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино).

§ Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист).

§ Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель).

§ Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель).

6. Доминирующие виды деятельности.

7. Тип личности, соответствующий данной профессии (см. Дж. Холланд).

реалистический тип;

интеллектуальный тип;

социальный тип;

конвенциональный тип;

предпринимательский тип;

художественный тип. (см. Приложение 1)

8. Качества, обеспечивающие безопасность и успешность профессиональной деятельности.

9. Качества, препятствующие эффективности деятельности, безопасной профессиональной деятельности.

10. Области применения профессиональных знаний.

11. История профессии.

12. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Следующим этапом изучения профессии является составление психограммы.

В психограмме рассматриваются А) задачи, связанные с приемом информации; Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации и т.д. А так же требования, предъявляемые профессией к психике человека, к его способностям и др. свойствам и качествам личности.

Требования к сенсорным и перцептивным свойствам; требования к аттенционным свойствам; требования к мнемическим свойствам; требования к мыслительным свойствам; требования к психомоторным свойствам; требования к речевым и коммуникативным свойствам; эмоционально-волевые свойства.

В качестве примера можно рассмотреть психограммы разметчика и авиадиспетчера (Приложения 2 и 3).


Приложение 1:

Классификация профессий Дж. Холланда. Автор исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

§ реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

§ интеллектуальный – на умственный труд,

§ социальный – на взаимодействие с социальной средой,

§ конвенциональный – на четко структурированную деятельность,

§ предпринимательский – на руководство людьми и бизнес,

§ художественный – на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.


Приложение 2:

ПСИХОГРАММА РАЗМЕТЧИКА

Современная техника машиностроения предъявляет высокие требования к точности обработки деталей машин. Но значительная часть заготовок поступает в цехи в виде отливок, поковок, проката с поверхностями нечи­стыми, неровными. Для придания детали требуемой формы и требуемого размера заготовки приходится обрабатывать на токарных, фрезерных, стро­гальных и других металлорежущих станках. В процессе обработки с заго­товки снимается излишний слой металла, называемый припуском. Чтобы снять с заготовки только припуск и получить деталь такой формы и такого раз­мера, какие соответствуют чертежу, деталь размечают. Разметка заключается в том, что на поверхностях заготовки специальными инструментами откла­дывают в натуральную величину размеры, указанные на чертеже (рис. 3). По разметочным рискам в механических цехах ведут последующую обра­ботку заготовки.

Разметка - одна из наиболее ответственных операций. От ее качества зависит точность дальнейшей обработки детали. Разметка позволяет избе­жать брака, сэкономить материал, ускорить технологическую обработку детали, значительно повысить производительность пруда.

Разметка представляет собой сложный комплекс сенсомоторных дей­ствий, связанных с решением ряда сложных геометрических задач, воссозда­нием объекта и последующим перенесением его контура на поверхность заготовки. В процессе разметки требуется так изображать деталь на плос­кости, чтобы по полученному плоскому изображению можно было полностью определить проектируемую деталь однозначно. Особенность разметочных работ заключается в том, что подавляющее большинство решений сложных задач носит нестандартный характер и зависит только от опыта и интуиции самого разметчика. Разметочные операции состоят из множества сложных ручных операций, которые трудно, а подчас и невозможно механизировать. Это предъявляет довольно высокие требования к психомоторной сфере раз­метчика, в особенности к координации движений.

В процессе разметочных работ можно выделить шесть этапов, каждый из которых предъявляет свои специфические требования к психике рабочего.

Первый этап-планирование деятельности -включает в себя освоение чертежа, ознакомление с заготовкой, обмер заготовки, мысленное воссоздание контуров будущей детали, выбор базы, выбор инструмента, необходимого для разметки данной детали. На этом этапе от разметчика требуется тща­тельно продумать.ход и последовательность работ. Здесь особые требования предъявляются в отношении:

Глазомера,

Внимания (объем и переключение),

Памяти (особенно оперативной),

Пространственных представлений,

Творческого воображения,

Понимания технических устройств.

Силовая нагрузка на первом этапе полностью отсутствует.

Второй этап - подготовительные операции, которые производятся.с целью подготовки заготовки к разметке (очистка, окраска заготовки и т. п.). Эти операции являются наиболее простыми, не специфическими для разметчика. На этом этапе его внимание направлено в основном на моторное поле (кото­рое составляют заготовка, кисть или пульверизатор, измерительный и рабо­чий инструменты), причем движения и действия, совершаемые на этом этапе, относятся к наиболее простым по темпу, траектории, точности и т. п.

Третий этап - чертежно-измерительные операции. Они представляют собой наиболее сложный комплекс работ, занимающий центральное место в разметке, и предъявляющий целый ряд специфических требований к пси­хике человека. В чертежно-измерительные операции входят: приведение базы к плоскости - разметочной плиты; детальная выверка заготовки и выкраивание из нее детали; установка размеров на измерительных приборах и инстру­ментах; геометрические построения.

Чертежно-измерительные операции помимо чертежно-графичееких навы­ков требуют большой концентрации внимания, глазомера, зрительного и ося­зательного контроля, пространственных представлений и конструктивного воображения. Большое значение здесь имеет наблюдательность. Работа с измерительными приборами и инструментами требует сложных, координи­рованных движений, причем требования в основном предъявляются не к силе, а к точности, ловкости, корреляции и^тонкой дифференцировке движений. Часто бывает, что деталь закреплена так, что разметчику приходится произ­водить измерение и наносить размер на.поверхности детали, находясь в не­удобной рабочей иозе. При этом требуется одним движением измерительного инструмента «схватить» размер и закрепить его на шкале. Такое сложное движение успешно осуществляется в сочетании со зрительным и кинестети­ческим контролем.

При планировании операции не всегда удается предусмотреть весь ход измерений и их фиксации, а потому разметчику необходимо варьировать порядок действия в зависимости от сложности детали. Тем самым предъяв­ляются требования к умению ориентироваться в ситуации, к оперативному мышлению.

Для третьего этапа, таким образом, характерно сочетание сложных сенсомоторных действий и мыслительных операций.

Четвертый этап - решение задач по начертательной геометрии - явля­ется одним из наиболее ответственных, так как ошибочное решение задачи приводит к браку. Пространственная (объемная) разметка осуществляется при помощи проекционного метода. Успешность выполнения этой работы требует от разметчика специальных математических способностей, простран­ственных представлений, активного мышления (абстрактно-логического), кон­структивного воображения, оперативной памяти (особенно запоминания гео­метрических фигур). Решение задач сочетается в работе разметчика с необходимостью как можно точнее наносить указанные на чертеже размеры на поверхность заготовки. Эта операция предъявляет повышенные требо­вания к зрительному анализатору, в особенности к глазомерной функции.

На этом этапе необходимо отметить важную роль внимания к деталям построений и измерений. Со стороны психомоторики требуются ловкость и точность движений.при построении и измерениях детали.

Пятый этап - операции по нанесению на заготовку рисок и точек - предъявляет очень высокие требования к точности и координации движений, ибо неточно нанесенная риска приводит ж браку. Наносится риска спе­циальной разметочной чертилкой, изготовленной из металла повышенной твердости, на металлическую поверхность заготовки. При этом некоторые требования предъявляются к регулированию силы нажима, его направления и равномерности. Слабый нажим не обеспечит хорошей видимости риска, а чрезмерно сильный приведет к искажению размера. Основная область работы на этом этапе - моторное поле.

Шестой этап - операции ударные, кернение рисок и точек. Керненяе рисок позволяет довольно продолжительное время сохранять следы раз­метки. Последующая обработка деталей ведется по кернам; таким образом, очень важно нанести их с предельной точностью, что требует от разметчика сильных, быстрых и точных движений. Удар по кернеру должен быть силь­ным и метким. Эти действия весьма упражняемы, и поэтому они в значи­тельной мере автоматизируются.

На основании.проведенного анализа можно сделать выводы о требова­ниях профессии разметчика к индивидуально-психологическим свойствам индивида.

Психомоторика. Профессия разметчика не предъявляет особых требо­ваний к силе мышц, так как разметочные операции не связаны с тяжелым физическим трудом. Разметчик не имеет дело с тяжелым и крупным инстру­ментом, при разметке крупногабаритных деталей на помощь ему приходят подъемно-транспортные средства. В большей степени предъявляются требо­вания к мышечной выносливости, т. е. способности выполнять движения (со слабой и средней нагрузкой) в течение продолжительного времени.

Повышенные требования профессия разметчика предъявляет к коорди­нации движений, к устойчивости руки и ее движений, т. е. сохранению направления ее движений без колебаний и отклонений в сторону. При при­менении в разметке лекал и шаблонов, при откладывании размеров и про­ведении разметочных рисок движения должны.быть четкими, точными и устойчивыми.

Производительность труда разметчика в значительной степени зависит от времени, затрачиваемого на различные моторные действия, которые должны сочетать в себе скорость и точность. Разметчику необходима мет­кость удара при операции кернения и маркировки деталей. В основе этих профессиональных способностей лежит высокое развитие зрительно-моторной координации.

Психомоторные функции весьма упражняемы. В зависимости от про­должительности работы или обучения движения человека автоматизиру­ются, становятся все более свободными и экономными. Это, однако, не исключает необходимости определения скорости овладения двигательными навыками (обучаемости), так как индивидуальные различия в области.психомоторики достаточно велики.

Сенсорные и перцептивные свойства. Ведущее значение в работе раз­метчика имеют характеристики зрения. В процессе разметочных работ раз­метчик осуществляет зрительный контроль "за выполнением собственных действий, за показаниями измерительных приборов. К разметчику предъяв­ляются высокие требования в области зрительной чувствительности, вос­приятия пространственных отношений (расстояний, величины, формы). Важ­нейшей психической функцией для разметчика является глазомерная функ­ция. Глазомер необходим разметчику при операциях выкраивания детали из заготовки, различных измерениях и нанесении размеров на заготовку, для распознавания на глаз небольших отклонений в расстояниях, углах, форме.

Не менее важна для разметчика наблюдательность - активная форма вос­приятия, предъявляющая особые требования к вниманию.

Внимание. Оно требуется разметчику на всех этапах его работы, начиная со знакомства с чертежом или эскизом и кончая кернением рисок. Анализ причин брака показал, что около 70% деталей, попавших в брак по вине разметчиков, есть результат невнимательного прочтения чертежа или ошибки в измерениях. Из этого следует, что характеристики внимания необычайно важны для успешного овладения профессией разметчика.

Ему необходима сосредоточенность на узкой зоне (заготовка или ее часть) для точного восприятия всех деталей. При чтении чертежа, перене­сении размеров на заготовку, контроле измерительного инструмента необ­ходима концентрация внимания.

Одновременная работа с несколькими объектами (чертеж, заготовка, измерительные приборы) требует от разметчика распределения внимания. Для профессии разметчика характерен быстрый переход от концентра­ции внимания на одном объекте (чертеж, эскиз) к концентрации внимания на другом (заготовка, деталь, шаблон), что требует от разметчика такого свойства, как легкое и быстрое переключение внимания.

В процессе разметки необходимо представить контуры будущей детали и мысленно уложить ее в размеры заготовки. Эта творческая работа требует от разметчика точного восприятия, наблюдательности, внимания.

Внимание и наблюдательность развиваются по мере приобретения про­фессионального опыта, но зависят и от индивидуальных свойств личности разметчика, от его интеллекта.

Память. Выполнение разметочных операций требует от разметчика актив­ной мобилизации прошлого опыта, развитой памяти. Деятельность разметчика носит многоплановый характер. Он получает разнообразную информацию о состоянии сразу нескольких переменных. Источниками информации служат одновременно чертежи, заготовка, деталь, технологические указания, пока­зания измерительных приборов и т. д. Всю эту информацию надо прочно удерживать в памяти для контроля последовательности решения основной задачи.

В процессе своей работы разметчик имеет дело с цифровым материалом (размеры, обозначенные в чертеже, и показания разметочных инструментов), и с геометрическими фигурами и телами. Поэтому успешность его работы в большой мере зависит от его способности сохранять в памяти значитель­ное количество цифрового материала на непродолжительный срок и от спо­собности запоминать локализацию геометрических объектов, их форму.

Особенности мыслительной деятельности. Разнообразие выполняемых раз­метчиком операций требует от него активного мышления для понимания различных по сложности заданий, ориентировки и контроля при решении сложных математических и конструктивных задач. В процессе разметочных работ мыслительные операции сочетаются с практическими действиями. Раз­метчик не имеет возможности видеть деталь: он должен построить ее в своем воображении и, учитывая особенности детали, спланировать свою работу. Анализ особенностей объекта и процесса своей деятельности соче­тается с практическим синтезом - объединением отдельных действий и прие­мов в единую систему.

В начале разметки работа характеризуется высокой степенью неопре­деленности, и поэтому необходима развитая мыслительная деятельность для решения прогностических задач.

При выборе базы и перенесении размеров на поверхность заготовки разметчик применяет индуктивный способ решения, так как зачастую он дол­жен не только представить себе формы детали, но и предвидеть возможные их изменения в процессе обработки. Абдуктиввая форма мышления необ­ходима разметчику в силу нестандартного характера решаемых задач, боль­шой неопределенности условий.

Наконец, только на последнем этапе, когда решены основные про­странственные задачи и требуется лишь перенести на поверхность заготовки ее размеры, разметчик обращается к дедукции. Таким образом, он идет от более сложных форм мышления в начале работы к более простым в конце ее.

Для успешного решения основных задач разметчику необходимы также сообразительность, быстрый и уверенный счет, четкость логических суждений, комбинаторные способности.

Пространственное воображение. Это особая форма комбинаторно-перцеп­тивной деятельности, успешность которой является важнейшим залогом общей успешности деятельности разметчика, сочетающей требования к пер­цептивным и мыслительным (комбинаторным) свойствам.

Изучение деятельности разметчика позволило сделать вывод о возмож­ности компенсации одних профессионально значимых свойств другими. Ком­пенсируются не только второстепенные функции, но и ооновные, профили­рующие для данной профессии. Так, недостатки коррекции движений могут компенсироваться высокой степенью развития глазомера. В свою очередь недостаточное развитие глазомера все же не оказывается препятствием для успешного выполнения разметочных работ при условии высокой концентра­ции и большого объема внимания. Недостатки памяти компенсируются повышенной устойчивостью внимания, функции мышления могут подкреп­ляться и частично замещаться хорошо развитой памятью и т. д. Явление компенсации необходимо учитывать при прогнозе профессиональной пригод­ности.


Приложение 3:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРА

Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации; Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.

А. Задачи, связанные с приемом информации

1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светя­щихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объ­ектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.

2. Перцептивные задачи - это задачи восприятия с помощью анализато­ров целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастаю­щее значение этих задач в трудовом процессе - одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.

Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устрой­ствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный слу­жебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая осна­щенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.

Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схема­тической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточ­ным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.

Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необхо­димость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соот­ветствующих навыков.

3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информа­ции. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохра­нения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «опти­мальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.

Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации

1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой.информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.

Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы" решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.

Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.

2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) опери­рование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.

3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремаль­ном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи.между элемен­тами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгорит­мов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших "рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого реше­ния и определить необходимую последовательность действий.

В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД

Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-мотор­ные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).

Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей "связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Тре­бования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).

II. Требования к психике диспетчера УВД

На основании анализа психологического содержания профессиональных задач и экспериментального исследования ошибочных действий диспетчеров нами были сформулированы основные требования к психике диспетчеров УВД. Для прогнозирования качества деятельности диспетчера УВД на основе оценки его психических свойств необходимо различать стабильные и динамичные характеристики, свойства, поддающиеся развитию или компенсации, и свойства, в значительной мере определяемые природными особен­ностями.

Для решения многих профессиональных задач ведущее значение имеет наличие соответствующих умений и навыков.

Требования к сенсорным и перцептивным свойствам

Основными параметрами сенсорики человека являются характеристики чувствительности (абсолютные и дифференциальные порога) и сенситив-ность, т. е. общая характеристика развития ощущений, связанная с типо­логическими особенностями. Поскольку перцептивные задачи предъявляют требования к сенсорным свойствам (нельзя прочесть мелкий текст при малой остроте зрения), то для деятельности диспетчера его сенсорные свойства не безразличны. Учитывая достаточно высокий уровень зрительных и слуховых сигналов, поступающих к диспетчеру, можно считать, что деятельность в системе УВД не предъявляет повышенных требований к зрительной и слу­ховой чувствительности диспетчера. Достаточно иметь обычный, нормальный слух и нормальное зрение (в некоторых случаях допустима его корректи­ровка очками).

Значительно важнее такая характеристика, как малая утомляемость зри­тельного и слухового анализаторов, связанная с силой возбудительного про­цесса и балансом возбуждении и торможения. Непрерывный поток достаточно интенсивных сигналов, характерный для деятельности диспетчера, требует от него сенсорной устойчивости. Для экстремального режима может ока­заться важной скорость развития ощущений, лежащая в основе восприятия. Оба эти свойства (сенсорная устойчивость и скорость развития ощущений) мало поддаются тренировке.

Решение перцептивных задач опознания и идентификации объектов тре­бует не столько врожденных свойств, сколько перцептивных навыков. Нали­чие перцептивных эталонов, опыт сопоставления воспринимаемых сигналов с «эталонными» образами памяти обеспечивают успешное восприятие "инфор­мации с план-индикатора или закодированных речевых сообщений.

Требования к аттенционным свойствам.

Важнейшее из них - требование к устойчивости внимания. Как показали исследования советских психологов, устойчивость внимания, бдительность прямо зависят от силы возбудительного процесса. Конечно, .на успешность сохранения устойчивого профессионального внимания влияют такие харак­теристики личности, как ответственность, заинтересованность. Разнообразие деятельности способствует сохранению устойчивости. Однако при слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно. Поэтому упомянутое свойство нервной системы (не поддающееся трени­ровке) является прямым психологическим противопоказанием к деятельности диспетчера УВД.

Распределение и переключение внимания связаны с подвижностью нервных процессов. Обычные, средние характеристики этих свойств доста­точны для того, чтобы сформировать на их основе аттенционные навыки.

Переключение внимания у диспетчера УВД происходит непрерывно, в напряженные периоды работы до пяти и "более раз в минуту. Оно может быть ситуативным, т. е. определяться преимущественно последовательностью внешних воздействий, но может и подчиняться внутреннему плану диспет­чера, происходить по оптимальной, хорошо отработанной схеме. В этом случае внимание переключается на тот или иной объект с некоторым учреж­дением (диспетчер готов принять сообщение с борта самолета за несколько секунд до того, как это сообщение к нему поступает). Наличие таких схем последовательности переключения внимания для типичных ситуаций (взлет, посадка, разведение двух бортов и т. п.) представляет собой основу умения, а прочное -закрепление этой последовательности, обеспечивающее быстрое, привычное, не требующее усилий переключение внимания на тот объект, кото-рый в данный момент является наиболее значимым, образует навык пере­ключения внимаеия.

Оптимальная схема переключения внимания предполагает не только соответствующую последовательность актов переключения, но и правильный темп переключения внимания. Излишне быстрый темп утомляет работника. При слишком же медленном переключения можно упустить важные изме­нения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности таких изменений. Оценка степени изменчивости ситуа­ции в данный момент и предугадывание степени изменчивости ситуации в ближайшем будущем вырабатываются у диспетчера в процессе приобре­тения профессионального опыта и являются важными компонентами аттен-ционных умений. Второй, не менее важный, компонент - оценка значимости различных объектов. На более важные объекты внимание должно переклю­чаться большее число раз, чем на менее важные.

Оценка степени изменчивости ситуации, оценка значимости различных объектов, а также планирование последовательности актов переключения в зависимости от особенностей воздушной ситуации-задачи мыслительные. Поэтому необходимо говорить об интеллектуальных компонентах аттеяцион-ных умений.

Аналогичным образом могут быть охарактеризованы умения распреде­лять внимание между несколькими объектами. Например, диспетчер подхода может отдавать команду борту и одновременно «подслушивать» переговоры диспетчера круга с другими бортами. Может иметь место и одновременный црием разнородной информации, облегчаемый использованием различных анализаторов (зрительное восприятие ситуации на обзорном локаторе и слу­ховое восприятие каких-либо сообщений по радиотелефону).

Равномерная концентрация внимания на всех объектах невозможна, более того, она яе нужна, ггак как в процессе труда и сами объекты имеют неодинаковое значение. В зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени, степень концентрации внимания на этом объекте непрерывно меняется. И в этом случае имеет место оценка значимости объекта - интеллектуальный компонент аттенцион-ного навыка.

Таким образом, практическое умение распределять внимание предпола­гает сформированную схему (или схемы) динамики распределения внимания на различных элементах ситуации в зависимости от этапа изменения этой ситуации. А навыки распределения внимания означают привычное владение такой схемой.

Требования к мнемическим свойствам.

Требования к объему долговременной памяти диспетчера УВД обычны, а вот требования к объему оперативной памяти сравнительно высоки. Исследования показали, что в оперативной памяти диспетчера подхода должно сохраняться до 140 двоичных единиц информации, любая порция которой может быть актуализирована в любой момент. Высокие требования предъявляет деятельность диспетчера УВД к прочности и точности сохра­нения информации: слишком велика цена ошибки. Повышены требования и к готовности памяти.

Одним из главных условий успешного хранения и переработки инфор­мации диспетчером УВД является владение мнемическими и имажинитив-ными умениями, которые настолько тесно связаны, что вычленить представ­ления памяти и представления воображения в едином динамическом образе воздушной ситуации затруднительно даже в целях специального анализа.

Мнемические умения - это умения запоминать, сохранять, актуализиро­вать сохраняемые сведения(умение вспомнить именно то, что необходимо в данный момент), а также умение отфильтровать информацию, которая уже использована и не потребуется в дальнейшем. Навык забывания ненуж­ных данных - важное средство сохранения нервно-психического здоровья диспетчера.

Навык запоминания цифрового материала (а значительная часть инфор­мации поступает к диспетчеру именно в цифровой форме) предполагает спо­собность осмысливать цифровые данные, переводить их в зрительно-про­странственные образы. Перевод образа из одной модальности в другую - действие, которое можно отнести скорее к имажиннтивяым, чем к мнемиче­ским умениям. Омысливание цифрового кода, отнесение его к той или иной категории (например, номер борта 75 320 осмысливается как номер самолета типа «Ил-18»)-действие и мыслительное, и мнемическое. Следовательно, профессиональные мнемические умения диспетчера УВД включают не только мнемические, но и мыслительные, и имажинитивные навыки, т. е. навыки перестройки вторичных образов и отнесения их к той или иной категории. В то же время имажинитивные умения строить пространственный образ воздушной обстановки, изменять его с учетом поступающей информации и экстраполировать предстоящие изменения этого пространственно-времен­ного динамического образа опираются на мнемические навыки. На основе всей информации, закрепленной в долговременной и оперативной памяти, . в сознании диспетчера возникают представления о положении и движении самолетов и происходит оперирование этими пространственными образами, их сопоставление и оценка. Пространственный образ воздушной обстановки, имеющийся в сознании диспетчера,- это образ динамический. Он создает не столько представление о положении самолетов, сколько представления об изменении их положения, т. е. об их движении.

Для решения задач по управлению движением диспетчер должен предугадывать будущую воздушную обстановку. Сопоставление, оценка поло­жения самолетов и предугадывание возможного пересечения их курсов происходят также в образной форме.

Требования к имажинитивным свойствам.

В оптимальном режиме работа диспетчера не требует рассмотренных имажинитивных навыков в полном объеме. В автоматизированной системе УВД многие задачи управления движением воздушных судов решаются с опорой на первичные образы - восприятие ситуации на экране обзорного локатора. В экстремальном режиме роль образов воображения повышается, прогнозирование воздушной обстановки, создание программы действий в образной форме приобретают по-видимому особое значение. Это предполо­жение подлежит экспериментальной проверке. Если оно подтвердится, то будет основание считать требования к яркости, точности, динамичности зри­тельно-пространственных образов специфическими для деятельности диспет­чера УВД.

Требования к мыслительным свойствам.

Непрерывные изменения воздушной обстановки предъявляют повышен­ные требования к скорости протекания мыслительных процессов. Человек, именуемый в просторечии тугодумом, едва ли справится с задачами управ­ления воздушным движением. Скорость протекания мыслительных процессов связана с природными типологическими особенностями и не поддается изменениям под влиянием тревиров1КИ.

Несомненное значение имеет взаимодействие первой и второй сигнальных систем (образного и понятийного мышления). В связи с тем значением образного мышления для диспетчера УВД, о котором говорилось выше, вероятно, предпочтительно их равновесие или преобладание образного мыш­ления. Однако это предположение подлежит экспериментальной проверке.

Для работы в оптимальном режиме важна аналитическая функция мыш­ления (анализ, сопоставление, оценка ситуаций). В экстремальных ситуациях для создания плана действия, построения новой концентуальной модели пер­востепенное значение приобретает синтетическая функция.

Необходимо подчеркнуть также особую роль такого свойства, как кри­тичность мышления (лежащая в основе самоконтроля).Важнейшая и ответственнейшая задача диспетчера УВД - принятие решений - возникает преимущественно при работе в экстремальном режиме и для выводов, касающихся психических свойств, необходимых для успешного принятая решения, следует провести дополнительный анализ деятельности диспетчера УВД в экстремальных ситуациях.

Для выработки правильного решения имеют значение не только мысли­тельные, но и эмоционально-волевые свойства личности. С помощью спе­циального обучения и оптимизации способов предъявления информации можно повысить эффективность подготовки к принятию и реализации решений.

Требования к психомоторным свойствам.

Для работы в оптимальном режиме не требуется, чтобы скорость и точ­ность психомоторных реакций (работа с тумблерами, кнопками, и другими органами управления) превышали средние значения. Вероятно, в экстремаль­ном режиме требования к скорости и точности движений повышаются, при­обретает большую роль устойчивость психомоторики к эмоциональным воз­действиям.

Требования к речевым и коммуникативным свойствам.

Обязательным условием является отсутствие дефектов речи. Важна выносливость голосовых связок. К громкости, выразительности речи нет повышенных требований.

Умение вести радиообмен и другие служебные переговоры формируется в процессе профессиональной подготовки. Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения-речемыслительное свойство, имеющее определенные природные предпосылки, однако индивидуальные различия в этом плане могут быть значительно сглажены под влиянием профессиональной подготовки.

Важны также такие коммуникативные свойства, как легкость вступления в контакт, доброжелательность.

Эмоционально-волевые свойства.

Они приобретают первостепенное значение при работе диспетчера УВД в экстремальном режиме. Выдержка, самообладание, инициативность, реши­тельность, смелость оказывают существенное влияние на успешность решения оперативных задач, особенно в условиях дефицита времени или неполноты информации.

В оптимальном режиме важной эмоционально-волевой функцией явля­ется сохранение активности и трудоспособности в условиях недогрузки информацией (вызывающих скуку, сонливость) и в условиях развивающегося утомления.

Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что окончатель­ные выводы о требованиях к психическим свойствам диспетчера УВД могут быть сделаны лишь после дополнительного исследования его деятельности в экстремальном режиме.


Местников В. Г. Описание профессии разметчика. Л., 1972, с. 37-48.

Диспетчер, работающий в системе управления воздушным движением, далее будет именоваться диспетчером УВД. Прилагается схема анализа дея­тельности диспетчера подхода.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...