Письмо заглавной буквы щ копилка уроков. Щука — хищная рыба. II. Сообщение темы урока

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом.
  2. Развивать фонематический слух, речь учащихся, желание и умение принимать участие в беседе.
  3. Воспитывать чувство дисциплинированности.

Оборудование:

  • буквы
  • слоги,
  • карточки с письменными буквами Щ и щ,
  • карточки для развития внимания,
  • игрушка Чебурашка.
  • учебник "Русская азбука", автор В.Г.Горецкий
  • записи на доске
  • карточки с шариками разных цветов
  • тетради

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотрите в окно. Как ярко светит солнышко! Оно улыбается нам! Давайте и мы улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

2.Феноминутка.

Кто желает продолжить рассказ о сегодняшнем дне?

3. Скороговорка. На доске.

Щука щекотала щеткою щегла,\
Щетка - щекотиха щетиною была.\\

Чтение вместе с учителем. Печатание в тетради. Расстановка пауз. Выделение логического ударения. Проговаривание в парах.

4. Постановка темы урока. Целеполагание.

Какие новые буквы узнали? Расскажите все о них. Какие орфограммы? В каких словах? Чем будем заниматься на уроке?

Прочитайте слова: Щигрев, Щукин, Щербаков. Что общего у них? (заглавная буква). Для чего нужна заглавная буква?

5. Актуализация знаний.

Я вам сейчас прочитаю рассказ, который написал герой из сказочной повести Эдуарда Успенского. Угадайте, кто это?

У него есть друг, который играет на гармошке,

Он жил в ящике с апельсинами,

Он со своим другом любит помогать друзьям,

Он - эмблема России на Олимпиаде в Турине.

Чебурашка тоже учился в школе, но в последнее время был очень занят на Олимпиаде, поэтому может ошибиться, рассказывая о буквах. Слушайте внимательно и, если услышите неправильно сказанное, исправьте.

Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. 10 из них - гласные. Очень интересные буквы. Половина - хитрые. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочки могут превратить льва в мышку, а букву в карету.

А согласные буквы вообще чудаки! Некоторые говорят громко, звонко, например, П, Т, Х..А другие умеют только шептать, шипеть, шуршать. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите!

Буквы Ч, Щ очень дружат с буквами Я, Ю. Они прямо таки не могут с ними расстаться! А вот Ж и Ш не водятся с буквой Ы, а дружат только с И, и она делает их мягкими-мягкими.

А еще есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может немые? Вы не знаете их?

(дети исправляют ошибки по ходу рассказа.)

6. Разминка для рук.

Раз, два, три, четыре, пять -
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные, все такие нужные,
На другой руке опять раз, два, три, четыре, пять.

(дети выполняют движения)

7. Письмо в " Прописи" буквы Щ и слогов.

Покажем Чебурашке, как нужно писать буквы. (учитель - на доске, а дети ощупывают буквы на карточках, потом пишут в воздухе, на кальке.)

Прочитайте слоги. Какие слова здесь спрятались? (Придумывают слова с этими слогами).

8. Физкультминутка.

Чебурашка приготовил для вас упражнения, которые помогли ему на Олимпиаде.

9. Работа с текстом.

Прочитайте слова на доске, они встретятся в тексте.

(читают текст по предложениям, затем чтение текста одним учеником.)

Анализ текста по вопросам.

Кто набросился на детей?

Как они среагировали на опасность?

Как поступил медведь?

Кто из мальчиков был не прав? Почему?

Кто из вас может рассказать, о чем этот рассказ?

10. Работа в "Прописи".

Чебурашка просит проговорить ему скороговорку, которую сегодня изучили.

Прочитайте предложение в "Прописи".

Как чувствовал себя щенок?

("Щенок от радости пищал")

Какую орфограмму услышали? (ща).

Самостоятельно запишите это предложение.

11. Развитие памяти, внимания, мышления.

Чебурашка приготовил вам задание. На доску вывешивается карточка.

Используя цифры, угадайте слова.

Что объединяет эти слова?

Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

12. Самостоятельная работа.

На доске слова: ЖИВЕТ, ЩУКА, В, РЕКЕ.

Составьте и запишите предложение.

Вспомните правила о предложении.

13. Открытие "домика" буквы Щ.

(Дети рассказывают, что узнали о букве: какой звук она обозначает, называют слова с ней. Учитель загадывает загадки.

14. Рефлексия.

Что понравилось? Что показалось трудным?

У вас на партах лежат шарики разных цветов. Если урок понравился, вам было интересно, подарите Чебурашке красный шарик. Если что-то не понравилось- шарик другого цвета. (Дети подарили красные шарики)

15. Итог.

Чебурашка очень вам благодарен за урок и подарок. Он приготовил сюрприз. Среди слогов спрятались слова, найдите их. Одно из них благодарность вам за урок.

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте: письмо) Учитель начальных классов Моисеенко Алла Григорьевна. Предмет: русский язык (обучение грамоте: письмо), 1 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Буквы Щ.щ Правописание сочетаний ща,щу.»

Цели Задачи

Ход урока

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Песенка

Отгадайте загадку.

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает?

-О ком идет речь?

Что вы знаете о щуке?

Щука – хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.

РИСУНОК

Из какой сказки этот герой?

- Кто автор этой сказки? - Это русская народная сказка Пальчиковая гимнастика:
Щука хищная, зубастая, Для лещей, ершей опасная, Чей-то рядом хвост мелькает? Хвать? Тут щука не зевает! Но попалась на крючок – Тащит щуку рыбачок!
Включение нового знания в систему знаний и повторение Работа в парах. Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О!..сколько рук… Сели поудобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в лес А как называется такой лес? Идем вглубь и попадаем в густой, труднопроходимый лес. А как называется такой лес? « Вставить пропущенные слоги» Обсудите и составьте слова Какое правило не забываем при написании? Самостоятельно запишите эти слова

На доске слова для проверки Последняя строка. Встречались ли нам уже подобные правила? - Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ. Эти написания нужно запомнить. Какое правило выучили сегодня? Пропишите самостоятельно слоги рядом по образцу.

Письмо заглавной буквы Щ

Цели: научиться писать заглавную букву Щ

Задачи:

Писать заглавную букву Щ по образцу

Писать под диктовку слоги и слова с изученными буквами

Записывать слова со слияниями ЩА, ЩУ

Дополнять предложение по смыслу

Составлять схему предложения.

Восстанавливать деформированное предложение

Переписывать печатное предложение письменными буквами

Учиться видеть орфограммы в написанных словах

Ход урока

  1. Рассмотрите страницу 29 в прописях. Предположите, чем мы будем заниматься.

Рассмотрите элементы, из которых состоит заглавная буква Щ.

Сколько?

Какие?

Откуда начинать писать все элементы?

В каких буквах встречали эти элементы?

  1. Пальчиковая гимнастика. Контроль посадки

Обводим элементы буквы в широкой строке, узор.

  1. Определяем место буквы на рабочей строке.

Обводим серую букву, пишем ещё одну, сравниваем с образцом, пишем до конца строчки, оцениваем (обведите зелёной ручкой написанную вами букву, наиболее похожую на образец).

  1. Читаем слоги на следующей рабочей строке. Как они написаны? (с заглавной буквы)

Прочитайте слияния, в которых есть знакомые орфограммы (ЩА, Щу). Вспоминаем правило.

Записываем эти слоги, пишем третий. Оцениваем (обведите зелёной ручкой написанный вами слог, наиболее похожий на образец).

Физкультминутка

  1. Читаем предложение «Щёткой чищу я щенка».

Находим слова с буквой Щ.

Играем в сыщиков . А теперь всё по-взрослому. Будем тренировать нашего щенка, чтобы он вырос в настоящую розыскную собаку. А искать он у нас будет самые опасные места в словах, которые называются ……. (ищем орфограммы, обводим их в кружок).

Составляем рядом схему предложения.

Как думаете, что чувствует щенок? (ему щекотно)

На доске слова ЩЕКОЧУ, БОКА, ЕМУ (все слова напечатаны строчными буквами).

Попробуйте из этих слов продолжить фразу так, чтобы получилось в рифму (складно). Дети переставляют карточки со словами, чтобы получилось продолжение скороговорки «Щёткой чищу я щенка. Щекочу ему бока ».

Рассматриваем полученное предложение, проверяем, как наш щенок научился искать орфограммы (ищем орфограммы, исправляем ошибку (заглавная буква))

Пишем полученное предложение под диктовку.

Обводим орфограммы. Проверяем у соседа по парте, оцениваем по критериям АККУРАТНО, ПРАВИЛЬНО. (зелёный плюсик на полях)

Физкультминутка для глаз

  1. Предложите, что можно сделать в следующем задании? (вставить пропущенное слово, обвести серое слово, переписать предложение, найти и обозначить орфограммы, составить его схему).
  1. Читаем слова последнего задания, предлагаем, что будем делать. (составить из слов предложение, записать его письменными буквами).

Из слов на доске составляем варианты предложений, останавливаемся на варианте «Щука живет в реке».

Ищем орфограммы, пишем под диктовку.

Проверяем у соседа по парте, оцениваем по критериям АККУРАТНО, ПРАВИЛЬНО.

Итог:

Чем сегодня занимались на уроке?

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке:

Я Узнал, как….

Я Научился….

Я Запомнил…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

УРОК ПИСЬМА В ПЕРВОМ КЛАССЕ (букварный период)

ТЕМА: Письмо заглавной буквы Щ .

ЦЕЛЬ: - учить детей писать заглавную букву Щ, закреплять умения устанавливать ее звуковой состав, сопоставлять элементы букв и соединять их;

Развивать речь учащихся;

Воспитывать заботливое отношение к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: азбука прописных букв, предметный рисунок с изображением щенка.

ТИП УРОКА: комплексный.

ХОД УРОКА

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Повторение изученных букв.

Назовите написанные буквы (И, ф, э, Ш, Ц, х, ц, Й, д, ж, и, ч)

- Какие из них обозначают гласные звуки?

- Какие из них обозначают один согласный звук?(й, ч, ш, ж, ц)

    Звуко-буквенный анализ слова.

Как называется детеныш собаки?(Щенок)

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный? Охарактеризуйте звуки слова(шш, и, нок)

Подпишите буквы под схемой. С какой буквы начинается слово?

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Щ , предложения с ней, выучим и запишем небольшое стихотворение о щенке, поговорим об этих милых животных.

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Графический анализ буквы Щ.

Из каких элементов состоит буква? Чем заглавная Щ отличается от строчной? (Размером и верхним закруглением первого элемента)

Как получить заглавную Щ из букв И, Ш, Ц?

Сравните печатную и рукописную Щ . На что похожа заглавная буква Щ ?

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

    Объяснения написания заглавной буквы Щ с показом на доске.

    Пальчиковая гимнастика

Щенки

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

    Письмо подготовительного упражнения. (6 росчерк, с.17, прописи).

    Письмо элементов заглавной буквы Щ (с.29).

Учитель предупреждает, что красота буквы зависит от одинакового количества всех элементов.

    Письмо заглавной буквы Щ .

Перед началом работы учащиеся под счет учителя несколько раз обводят образец в рамке, прописывают букву в воздухе, мелом на доске .

    Письмо предложения.

Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Что такое пища? Как сказать иначе?

В каком слове встречается слог ща ? Как его нужно писать?

Какой знак стоит в середине предложения? Какое слово заменяет тире?(Это)

8. Физминутка.

9. Работа по развитию речи учащихся.

Кто нарисован на картинке в верхней части прописи?

Что делает девочка? Составьте предложения по схеме.

Как относится девочка к своему питомцу?

У кого из вас есть домащние животные? Как вы ухаживаете за ними? Расскажите.

Заранее подготовленные учащиеся декламируют отрывок из стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»

(вторую часть- возвращение щенка)

10.Списывание с печатного текста.

Прочитайте скороговорку, напечатанную на доске.

О ком она? Подходит ли к ней рисунок на странице?

Спишите стихотворение, следите за правильным соединением букв в словах.

    ИТОГ УРОКА

Какую букву мы писали сегодня? Какой звук она обозначает?

Какие стихи о щенке вы запомнили?

Цель: учить написанию прописной буквы Щ, закреплять навыки правописания слов с изученными буквами.

Ход урока:

Оргмомент.

Повторение изученного.

1. Хлопните в ладоши, если услышите [щ"] в словах: шёлк, шептать, щекотать, честный, щелкунчик, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.

2. Запись слов в дополнительную тетрадь:

роща, щука, щавель, чищу.

Написание каких слогов вы должны запомнить? (Ща, щу.)

3. Работа по теме урока .

1. Учитель показывает на доске, как пишется прописная буква Щ, сравнивают ее с печатной.

2. Работа по прописи.

Обведение по контуру элементов буквы и узора в широкой строке.

3. Анализ слогов, запись их.

4. Списывание предложений после орфографического разбора:

Щеткой чищу я щенка. Щенок от радости пищал.

4. Физкультминутка .

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «Раз!».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «Два!».

Закрепление изученного.

1. Составление предложения и запись его.

Щука живет в реке.

2. Дать ответы на вопросы. Ответы записать в дополнительную тет­радь.

Где живут мыши? (Мыши живут в чулане.)

Где живут ерши? (Ерши живут в реке.)

Подчеркните буквы после ш, ж, ч.

3. Словарная работа. Дети записывают ответы. Густой частый лес. (Чаща.)

Инструмент для прокалывания отверстий. (Шило.) Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник.) Хищная рыба с острыми зубами. (Щука.)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Чайник.)

Еще раз повторите, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Итог урока.

УРОК 89

Тема: Письмо строчной буквы ф.

Цель: знакомить с написанием строчной буквы ф, совершенствование каллиграфических навыков учащихся.

Ход урока:

Оргмомент.

Знакомство с новой буквой.

1. Найдите одинаковый звук в словах:

фартук, фотоаппарат, кофта, фонарик, флаг, фрукты.

2. Придумайте как можно больше слов, начинающихся с: фа (фабрика, фартук, фазан, факты)

фи (физик, филин, фикус, фирма).

Кто перед нами? (Футболист.)

3. Дети обводят по контуру элементы буквы и узор в широкой строке.

Письмо элементов и буквы в рабочих строках.

4. Анализ слогов, соединений и запись их.

Анализ схем и слов, письмо их.

5. Списывание предложения.

На каждом корабле есть флаг.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

(Ходьба на месте с подниманием рук).

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.



Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки).

Закрепление изученного

1. Из букв составить слово: фарш.

2. - Доскажите словечко.

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор,

Называюсь я... фарфор.

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок

­Красный, маленький... флажок.

Запись слов «фарфор», «флажок» в дополнительную тетрадь.

Учитель диктует слова.

Если в слове звук [ф] твердый - встают маль­чики,

[ф"] мягкий - девочки.

Фокус, фикус, шофер, футбол, фабрика, светофор, Федя, филин, фирма, ферма, форточка, афиша, асфальт.

Молодцы! Вы очень внимательные!

Итог урока.

УРОК 90

Тема: Письмо прописной буквы Ф.

Цель: учить писать прописную букву Ф, слова и предложения с этой буквой.

Ход урока:

Оргмомент.

Повторение изученного.

1. Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [ф] или [ф"]: кофта, ваза, шарф, Вася, ширмa, ферма, вагон, фазан, вилка, асфальт, фантазия.

2. Буква потерялась.

Абрика, ко. та, шо. ер, .у. айка, .рукты.

Знакомство с новой буквой.

1. - Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий.

Учитель демонстрирует рисунки: филин, ель, дом, яблоко. Ответ: Федя.

Как напишем имя мальчика?

Правильно, с большой буквы, но прежде надо научиться писать прописную Ф.

Учитель дает образец написания прописной Ф на доске.

2. Работа в прописи.

Дети обводят по контуру элементы букв и узор в широкой строке.

Какая профессия у человечка? (Факир.).

Учитель объясняет значение этого слова.

А какие еще профессии на ф вы знаете? (футболист, фотограф, фехтовальщик.)

3. Письмо элементов и буквы ф в прописи в рабочих строках.

Анализ слогов, схем и слов. Письмо их.

Обращается особое внимание на соединения,

Физкультминутка.

Летели кукушки через три избушки.



Так суетились, так торопились.

Головками вертели, крыльями махали.

А куда летели, так и не сказали!

5. Закрепление изученного .

1. Списывание предложений в прописи:

Фаина вяжет кофту.

У Феди тёплый шарф.

2. Списывание с печатного текста.

У светофора три цвета.

Вспомните, что обозначает каждый цвет светофора.

Послушайте считалку:

Светофор.

- Где ты был до сих пор?

- Задержал светофор.

Красный - ясно: путь опасный.

Желтый - тоже, что и красный,

А зеленый впереди - проходи!

3. Письмо слов с буквой ф.

Итог урока.

УРОК 91

Тема:Разделительный ь.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...