План работы городского методического объединения учителей орксэ. Обмен опытом на заседании районного мо учителей по курсу преподавания орксэ. формы и методы взаимодействия с родителями в курсе орксэ Направления методической работы

План работы районного методического объединения

учителей комплексного курса ОРКСЭ

на 2017-2018 уч.год

Методическая тема: «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителя ОРКСЭ, его компетентности в условиях ФГОС »

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей курса: организация методической поддержки повышения профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Задачи :

    Повышение профессиональной компетентности учителей курса ОРКСЭ через трансляцию и распространение опыта успешной педагогической деятельности.

    Обеспечение оперативного информирования педагогов о новом в содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, методах обучения;

    Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.

Вопросы для обсуждения

Дата

Ответственный

Место проведения

1 ЗАСЕДАНИЕ

Тема: «Традиция и новации: комплексный учебный курс ОРКСЭ как условие реализации программы духовно-нравственного воспитания в начальной школе».

1. Обсуждение и утверждение плана РМО на 2017/2018 учебный год.

2. Методическая поддержка преподавания курса ОРКСЭ как составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся.

3. Сбор данных для формирования «Банка данных о кадровом составе и основных направлений работы педагогов РМО.

4.О рабочих программах курса ОРКСЭ (по модулям) в соответствии с требованиями ФГОС НОО (индивидуальные беседы).

Практическая часть

По теме «Милосердие и сострадание».

2. Мастер – класс по теме «Александр Невский – Святой князь-ратоборец».

Виниченко Л.Н.

Чернова Т.А.

Виниченко Л.Н.

Виниченко Л.Н.

Микосянчик Т.М.

Попова Г. А.

МБОУ-СОШ № 5 п. Зеленолугский

Модуль «Основы православной культуры»

2 ЗАСЕДАНИЕ

Тема «Особенности и возможности реализации курса ОРКСЭ в контексте требований ФГОС»

1. Критерии оценивания при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ.

2. Домашнее задание как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ.

Практическая часть

1.Открытый урок ОРКСЭ 4 классе.

2.Мастер – классы: (темы ещё не определены)

Селиванова А.В.

Будянская О.В.

Логутёнок С.В.

Дьяченко С.И.

Дводненко О.А.

МБОУ- ООШ №14 х. Ильинов

Модуль«Основы православной культуры»

3 ЗАСЕДАНИЕ

Тема «Актуальные проблемы препода-вания комплексного учебного курса ОРКСЭ: инновационные практики »

1. Инновационные технологии в курсе ОРКСЭ

2. Работа с притчей в рамках курса ОРКСЭ.

Практическая часть

1.Открытый урок ОРКСЭ в 4 классе(тема ещё не определена) .

2. Круглый стол: «Инновационные практики». Обмен опытом. Создание районной копилки уроков ОРКСЭ. (презентации, разработки, видеоуроки)

Чернявская Т.Ю.

Яковлева Г.А.

Ляхович Л.С.

Виниченко Л.Н.

МБОУ-СОШ №22 х.Кривой Лиман

Модуль «Основы мировых религий»

    ЗАСЕДАНИЕ

Тема: Итоговое заседание РМО «Анализ проделанной работы и планирование на следующий учебный год».

1. «Анализ проделанной работы и планирование на следующий учебный год».

2. Участие учителей и обучающихся в конкурсах по курсу ОРСКСЭ

3.Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ.

Практическая часть

1.Открытый урок ОРКСЭ в 4 классе(тема ещё не определена) .

2.Круглый стол: «Обмен опытом. Пополнение районной копилки уроков ОРКСЭ. (презентации, разработки, видеоуроки)

Виниченко Л. Н.

Ягупова Л.Н.

Рыбцова Р.В.

Шевчук Т.В.

Молчанова Е.А.

Мурадова Л.Д.

МБОУ-СОШ № 8 п.Крутобережный

Модуль «Светская этика»

Руководитель РМО учителей

комплексного курса ОРКСЭ Виниченко Л.Н.

ПЛАН РАБОТЫ ГМО

УЧИТЕЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)»

на 2017-2018 учебный год.

Методическая тема: «Повышение качества образования посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации федеральный государственных образовательных стандартов»

Руководитель ГМО: Анисимова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

Цель ГМО: оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Задачи ГМО :

    Создать условия для развития профессиональной компетентности и методической грамотности педагогов в области преподаваемого учебного курса.

    Отработать механизм взаимодействия муниципалитета, образовательных учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения.

    Выработать оптимальную и эффективную схему работы с родителями в реализации учебного курса ОРКСЭ.

    Внедрить в педагогическую деятельность эвристические и другие интерактивные методы, новейшие образовательные технологии, позволяющие повысить эффективность уроков по курсу ОРКСЭ.

Основные направления деятельности ГМО:

    Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

    Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.

    Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

    Организация накопления методических материалов и разработок.

    Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

Согласовано и утверждено

на заседании ГМО учителей

преподающих ОРКСЭ, 26.08.2017года

Руководитель ГМО _____ О.М.Анисимова

ГРАФИК ЗАСЕДАНИЙ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2017-2018 учебный год.

Анализ работы ГМО ОРКСЭ за 2016-2017уч. год. Обсуждение и утверждение плана работы ГМО на 2017 - 2018 учебный год.

    Утверждение рабочих программ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по изучаемым модулям: ОСЭ и ОПК в соответствии с требованиями ФГОС.

    Домашние задания (формы, периодичность...) как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ.

    Разработка критериев оценивания при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ.

    Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных.

Ноябрь

Проблемный семинар :

    Технологии, методы, приёмы работы на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

2. Расширение информационно-образовательного пространства учителя через использование:

Сайтов и порталов Интернета;

Новинок методической литературы, УМК;

Периодических изданий.

3. Расширение информационно-образовательного пространства учеников через участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах и др. формах работы с учащимися

    Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ

    Типичные проблемы и сложности, встречающиеся педагогам, преподающим ОРКСЭ и ОДНКНР.

Февраль

Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».

    Интеграция уроков ОРКСЭ и внеурочной деятельности.

    Опыт приобщения детей к ценностям российской культуры средствами курса ОРКСЭ.

    Современная православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей учащихся в рамках модуля ОПК.

    Развитие ценностно-нравственных ориентиров учащихся через использование межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и ОРКСЭ.

    Воспитание толерантного отношения и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России средствами курса ОРКСЭ.

Март

Научно-практическая конференция учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ по теме «Краеведческий компонент в процессе преподавания ОРКСЭ для воспитания бережного отношения к религиозному и культурному наследию малой родины».

    Семинары-практикумы, мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы

Кто проводит

Для какой категории

Ноябрь

Семинар: «Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса через изучение курса ОРКСЭ и ОДНКР»

Учителя курса ОРКСЭ

Февраль

Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».

Учителя курса ОРКСЭ, руководители ШМО классных руководителей

3.Совместная работа с кафедрами и ГМО других циклов

Кто проводит

Ответственный

Февраль

Воспитательный потенциал ОРКСЭ во внеурочной деятельности

ГМО учителей ОРКСЭ, классные руководители

4.Работа творческих групп

Сентябрь 2017 г.

1 . Заседание творческой группы по разработке плана проведения мероприятия посвященного Дню народного единства в рамках предмета «Основы религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

Октябрь 201 7 г.

Ноябрь 2017 г.

Заседание творческих групп по подготовке проектов и конкурсов в рамках предмета «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)

Создание методической копилки по курсу «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

Члены творческой группы

Май 2018 г.

Планирование работы ГМО на 2017 – 2018 уч. год.

Члены творческой группы

5. Образовательная деятельность

Сентябрь 201 7 г.

Формирование банка данных о прохождении курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

В течение года

Курирование курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ).

2014-2015учебный год

12.05.2015г. в МБОУ Гимназии №4 состоялось заседание РМО преподавателей курса ОРКСЭ по теме "Формирование компетентности младших школьников в проектировании деятельности на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ". Открытый урок по модулю ОПК провела учитель начальных классов Петрикеева Елена Германовна. Учителя начальных классов Гимназии №4 Машакина Елена Петровна и Макарова Елена Руфимовна познакомили учителей с опытом формирования действия планирования у младших школьников и использования проблемных методов обучения на уроках курса ОРКСЭ.

27.01.2015г. на базе МБОУ СОШ с.Большое Мокрое состоялось заседание РМО учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики», по теме «Формирование смыслового чтения в процессе знакомства с текстами различного содержания в курсе ОРКСЭ». Открытое учебное занятие по модулю "Основы православной культуры" по теме "Золотое правило этики" провел преподаватель курса ОРКСЭ, директор МБОУ СОШ с.Большое Мокрое Лязаев В.А.

15.10.2014г. в МБОУ СОШ с. Ближнее Борисово состоялось совместное заседание РМО преподавателей курса ОРКСЭ и творческой группы учителей начальных классов, работающих по проблеме коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию младших школьников. Тема«Формирование осознанного построения речевых высказываний у младших школьников на уроках курса ОРКСЭ через использование наглядно-иллюстративного материала» .

2013-2014 учебный год

20.12.2013г. в МБОУ СОШ №6 состоялось заседание РМО преподавателей курса ОРКСЭ по теме"Традиционные ценности как основа духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения" . Открытое учебное занятие модуля ОПК "Милосердие и сострадание" показала преподаватель курса ОРКСЭ Пермякова Н.В. Д иректор МБОУ СОШ с.Б.Мокрое, преподаватель курса ОРКСЭ, рассказал о роли православных праздников в жизни семьи и ребенка. П едагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДЮТ Таранкова Г.Д. провела мастер-класс по изготовленгию новогодних игрушек "Зимний перезвон".

29.10.2013г. в ИМЦ состоялось совместное заседание РМО учителей ОРКСЭ и занятие ПГ учителей начальных классов по реализации программы духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников по теме «Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения» . На заседание были приглашены протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела образования Нижегородской Епархии и и Воскресенская В.В., педагог-психолог, куратор по образованию Кстовского благочиния. Евгений Худин рассказал о трудностях, связанных с преподаванием модуля ОПК комплексного учебного курса ОРКСЭ, о необходимости самообразования и о возможности продолжения курса во внеурочной и кружковой деятельности. Воскресенская В.В. познакомила с книгой «Воспитание добродетели», проанализировала комментарии к статье «Укрощение строптивого». Руководитель РМО учителей курса ОРКСЭ Масягина Е.В. представила материалы и рекомендации по изучению наиболее сложных тем в модуле ОПК: «Заповеди блаженств», «Православие о Божием суде», «Заповеди».

2012-2013 учебный год

14.02.2013г . , МБОУ СОШ №2 им. И.А. Сухана. Тема «Использованиеактивных методов и приемов обучения в курсе ОРКСЭ» .

20 ноября 2012г., МБОУ СОШ №5. Тема «Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ» . Педагоги МБОУ СОШ №5 Сухова О.Н. и Красильникова И.А. показали открытые учебные заня тия по модулям курса: «Основы светской этики» («Справедливость и милосердие») и «Основы православной культуры» («Совесть и раскаяние»). Учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 Львова И.В. рассказала о формировании УУД в рамках курса ОРКСЭ. В ходе круглого стола педагоги ОУ района: Ражева И.Н. (МБОУ Лицей № 7), Смирнова И.В. (МБОУ СОШ № 3), Вершинина Л.А. (МБОУ СОШ № 5) поделились опытом работы по использованию различных форм и видов учебной деятельности на уроках


Формы и методы взаимодействия с родителями в курсе ОРКСЭ.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Наша Краснооктябрьская СОШ второй год успешно реализует один из шести модулей курса - Основы светской этики, который был единогласно выбран родителями учащихся и успешно реализуется вот уже второй год подряд.

Каким же образом стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:

создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;

активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Первым шагом стало проведение родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации.

Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы.

Также было проведено анкетирование. На данных родительских собраниях родители определились с тем модулем, который будет изучаться их детьми.

На одном из собраний я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

В начале работы поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса.

В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:

1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;

2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;

3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;

4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки-(29 апреля по теме «Добро и Зло»), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).

По окончании учебного года учащиеся представили результаты групповых, индивидуальных мини-проектов «Слава армии родной в день её рождения!», «Происхождение фамилии».Некоторые учащиеся совместно с родителями выполнили проект «Моя родословная», причём некоторые выполнили его в нетрадиционной форме – создание настоящего семейного древа.(Бармина А.)

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...