Склонение имён существительных. Три склонения имен существительных VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Склонение имён существительных
Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .
В российском языке
Вопросы падежей
Именительный
Родительный
кого? чего?
Дательный
кому? чему?
Винительный
кого? что?
Творительный
Предложный
о ком? о чём?
Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи)
?
Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .
Примечания:
Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый - для одушевлённых существительных, 2-ой - для неодушевлённых).
Как найти склонение имён существительных?
Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :
1-е склонение
Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я
весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля
2-е склонение
Существительные мужского рода с нулевым окончанием
домО , крайО , мячО , планетарийО
Все существительные с окончаниями -о, -е
окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерь е - м.р.
3-е склонение
Существительные дамского рода с нулевым окончанием
мамаО , дочьО , ночьО , степьО
Разносклоняемые
существительные
(имеют окончания различных склонений)
10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);
существительные путь, дитя
время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя
Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)
Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую
рядовой, запятая, животное,
дежурный, столовая, мороженое
Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу
Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения
ничья,
кабельтов
(единица измерения)
Неизменяемые существительные
Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)
ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино
Примечания:
Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек - люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек
(единственное число) -
склоняется как существительное 2-го склонения;
люди
(множественное число) -
склоняется как существительное 3-го склонения.
См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.
Эталоны склонения имён существительных
1-е склонение
Единственное число
Множественное число
Матерью(-ою)
Няней(-ею)
Арией(-ею)
2-е склонение. Мужской род
Единственное число
Множественное число
Жеребцов
Жеребцам
Жеребцов
Жеребцами
О жеребце
О жеребцах
2-е склонение. Средний род
Единственное число
Множественное число
Строения
Строения
Построек
Строения
Зданиями
О зданиях
3-е склонение
Единственное число
Множественное число
Разносклоняемые существительные
Единственное число
Множественное число
Временам
Временем
Периодически
Способами
О времени
О временах
Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)
Единственное число
Множественное число
Дежурный
Столовая
Животное
Дежурные
Столовые
Животные
Дежурного
Столовой
Животного
Дежурных
Столовых
Животных
Дежурному
Столовой
Животным
Дежурным
Столовым
Животным
Дежурного
Столовую
Животное
Дежурных
Столовые
Животных
Дежурным
Столовой
Животным
Дежурными
Столовыми
Животными
О дежурном
О столовой
О животном
О дежурных
О столовых
О животных
Упражнения к теме «Склонение
имён существительных
»
Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.
Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.
Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.
1) Эскимо, конфета, безе, леденец;
2) полюшко, окно, радио, кресло;
3) сирота, знамя, акция, Дон;
4) имя, пирожное, лото, амплуа.
Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова - существительные в форме вини-тельного падежа?
1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;
2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;
3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;
4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .
Упражнение 4. В каком ряду все слова - существительные 1-го склонения?
1) Умница, птица, знамя, мама;
2) силища, вишня, парнишка, воевода;
3) дочь, дочка, мышь, мышка;
4) мания, Коля, Николай, полюшко.
Источники:
Дополнительно на сайт:
Цели:
- Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
- Развивать зрительную и слуховую память, концентрацию и объем внимания, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать прилежность, умение работать в команде.
Оборудование: толковые словари, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на доску. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
(ответы детей)
– У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
II. Актуализация знаний.
1. Игра «Видел и слышал».
На доске заранее записаны слова в столбик под названием «видел». Запись закрыта.
– Сейчас вы прочтете с доски шесть слов и столько же, но других слов услышите от меня. Надо постараться запомнить и те и другие слова.
Запись открывается. Учитель ведет указкой под первым словом, ребята про себя читают его. В конце слова указка останавливается. В этот момент учитель произносит другое слово (то, что предназначено для слухового запоминания) и т.д. Затем запись закрывается. Ребята записывают слова по памяти в любом порядке в два столбика.
2. Самопроверка.
Дети дописывают слова, которых не хватает.
– Что вы можете сказать об этих словах? (Существительные единственного числа в именительном падеже).
– На какие группы можете разделить эти слова? (1. Одушевленные и неодушевленные)
– Назовите одушевленные имена существительные. (2. По роду: мужской, женский и средний род)
– Назовите имена существительные женского рода; мужского рода; среднего рода. (3. По окончанию: -а –я, -о –е, О)
– Выделите окончания.
– Почему все существительные стоят в единственном числе, именительном падеже, а окончания у них разные? (зависит от рода)
III. Постановка учебной задачи.
1. Игра «Запомни слова».
На доске или плакате написаны слова разным шрифтом, разным цветом, в разном направлении. В течение 10 секунд дети читают эти слова, затем слова закрываются. Дети воспроизводят слова по памяти устно.
(падеж, род, существительное, склонение, число, предмет, вопрос)
– Что мы на данный момент можем определить у этих слов? (падеж, род, число, задать вопрос)
– А что, не можем определить у этих существительных? (склонение)
– Почему? (Мы не знаем, что такое склонение; мы не знаем, сколько склонений у существительных; мы не знаем, какие существительные к какому склонению относятся)
– Так какова тема нашего урока? (склонение имен существительных)
– Чему мы должны научиться? (Узнать, сколько склонений у имен существительных; научиться определять склонение имен существительных)
IV. «Открытие детьми нового знания».
1. – Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)
Дети работают в группах с толковым словарем, находят значение слова и зачитывают его.
Склонение – в грамматике класс имен существительных с одинаковыми формами словоизменения .
2. – Как вы думаете, сколько склонений у имен существительных?
Высказывания детей.
– Чтобы нам не гадать, а быстрее все узнать я предлагаю выполнить вам задание.
– Просклоняйте имена существительные.
Работа в группах.
- вода, земля.
- папа, дядя.
- стол, конь.
- окно, море.
- степь, мышь
3. Проверка.
Дети называют слова и окончания. Учитель фиксирует окончания на доске.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
-а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е |
-а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е |
-- -а -я -у -ю --, -я -ом -ём -е |
-о -е -а -я -у -ю - о -е -ом -ём -е |
-- -и -и -- -ю -и |
– Посмотрите на окончания в словах. Какой вывод вы можете сделать? (у существительных 1 и 2 групп, 3 и 4 групп одинаковые окончания)
– Сколько групп образовалось? (3)
– Какие существительные будут относиться к 1-ому склонению? Ко 2-ому склонению? К 3-ему склонению?
– Как определить склонение имен существительных? (надо поставить имя существительное в именительный падеж, единственное число, определить род, выделить окончание)
– Попробуем составить кластер. (работа в группах)
Дети (по одному представителю от группы) защищают составленный кластер. Выбирается лучший детский или учитель предлагает свой.
V. Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
– Откройте учебники, найдите упражнение 166 на странице 88
– Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают)
Зима, весна, лето, осень, час, минута, год, день, ночь, тетрадь, карандаш, перо, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, поле, сеялка.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– А сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.
– Определите склонение каждого существительного. Напишите существительные в три столбика – по склонениям.
Ручка, слово, мебель, буква, солнце, лук, конь, мышь, рисунок, помощь, гостья, дедушка, деревня, ель, смелость.
Самопроверка по эталону .
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
– Кто ошибся? Почему?
Физкультминутка.
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.
– Прочитайте задание.
Работа проходит на три уровня.
Спишите предложения, у существительных определите склонение. | Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. | Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение. |
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. | Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. | 1. 2. |
Проверка.
1 группа – самопроверкапо эталону
Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.
2 группа – взаимопроверка.
3 группа – фронтальная проверка.
Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.
– Кто выполнил своё задание без ошибок?
– Кто ошибся? Почему?
– Кто сделал все верно, поставьте на полях тетради «+»
VIII. Рефлексия деятельности.
– Какую задачу ставили?
– Удалось ли решить поставленную задачу? Каким образом?
– Какие получили результаты?
– Что на уроке у вас хорошо получалось?
– Что вызвало затруднения?
Для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род.
Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.
Первое склонение
К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.
Пример: дядя, кошка, юноша, рыба, плакса.
Второе склонение
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о и –е в именительном падеже.
Пример: ученик, герой, звено, сердце, небо.
Третье склонение
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
Пример: площадь, ель, мышь, дочь, лень.
Как определить склонение имени существительного?
- Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род.
- Затем выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Например:
Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения.
Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения.
Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения.
Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.
Например:
Проверочные упражнения разного уровня сложности
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Склонение сущ. – это их изменение по падежам и числам. Выделяется 3 типа субстантивного склонения. Нумерация склонений в школе и вузе не совпадает. По подсчетам А.Зализняка в рус.яз. сущ. м.р. и ср.р. больше всего, поэтому именно их причисляют в грамматиках к 1 типу скл.
Разносклоняемые: сущ. ср. р. на –МЯ, дитя, путь.
Несклоняемые: такси, инкогнито, Евтушенко …
Субстантивированные прилагат. и прич. с адъективным типом склонения (мороженое, столовая, животное, существительное ).
Твердая, мягкая, смешанная (основа на к, г, х) разновидность
Определить тип склонения ак. и по шк., его разновидность.
Жарища – 1 шк., 2 ак., мяг.; радио – нескл.; дитя – разноскл.; волчище – 2 шк., 1 ак., мягк.; пирожное – адъективн.; камыш – 2 шк., 1 ак., тверд.
Варианты падежных окончаний
Форма единственного числа:
- Р.п. –У:
у некоторых вещественных и абстрактных существительных в словосочетаниях с количественным значением: стакан чаю (вкус чая), достать воску, керосину, клею, лаку, мелу, скипидару, тесу, прикупить гороху, жиру, луку, меду, перцу, рису, сыру; наделать шуму, нагнать страху, наговорить вздору
НО: - при наличие определения у сущ. пишется окончание -а;
Если главное слово имеет значение конкретного количества, то пишется -а: килограмм сахара, пять кусков мела.
сущ., имеющие в своем составе уменьшит. суф .: выпить кваску, чайку, поесть медку, сырку.
в некоторых фразеолог. оборотах : без году неделя, без роду и племени, дать маху, добиться толку, задать перцу, не до смеху, поддать жару, прибавить шагу, с глазу на глаз, с миру по нитке, спору нет, что есть духу…
после предлогов из, от, с (со значением удаления или причины),до (предел, достижение),без (в наречных сочетаниях), частицыни : упустить из виду, 5 лет от роду, крикнуть с испугу, умереть с голоду, проводить до дому, войти без спросу, говорить без умолку, не был ни разу, ни слуху ни духу, ни шагу дальше.
в отрицательных предложениях: нет износу, отбою нет, отказу не было, не показывать виду, не хватает виду.
Окончание –А является сейчас основным в этой форме, оно вытесняет окончание –У.
- Пр.п. –У
Нормативным является окончание –Е, но в ряде форм требуется –У:
* у односложных сущ. (в аду, на валу, на боку, на борту, в долгу, в лесу, на льду …)
* в выражениях с обстоятельственным значением (работа на дому (ср.:номер на доме ),вернулся в первом часу (ср.:в одном часе 60 минут ),поймать на скаку, многое видел на своем веку …)
Сейчас окончание –У активно вытесняется окончанием –Е и начинает приобретать разговорный характер (в отпуску ).
Форма множественного числа
- Им.п. - А
Это окончание появилось в рус. языке относительно недавно (19 в.) и начало активно распространяться, вытесняя традиционное окончание –Ы. В 20 веке оно в основном было свойственно профессиональной и разг. речи. Но в нач. 21 века теряет сниженную окраску и становится нормативным.
Нормативны следующие формы: адреса, глаза, края, отруба, стога, бега, голоса, купола, паруса, сторожа, берега, директора, кучера, паспорта, тенора(=ы), бока, перепела, терема, борта, дома, леса, писаря, тетерева, веера, желоба, мастера, повара, черепа, вечера, жернова, номера, поезда, шафера, вороха, катера, ордера, сорта.
Разговорными являются формы: договора, конструктора, инженера, бухгалтера, вызова, тренера …
- Р.п. сущ. м. и ср.рода
Подавляющее большинство сущ. имеют окончание –ОВ/-ЕВ. Но в ряде случаев предпочитается нулевое окончание :
Название парных предметов :пара сапог, брюк, валенок, кед, сапог, ботинок, чулок, погон, эполет, шорт, сандалет, манжет;
Название детенышей животных (телят, козлят )
- названиенациональностей с основой нан ир : англичан, армян, болгар, грузин, турок, цыган, татар, бурят, турок…;
- названиевоинских групп (род войск): отряд партизан, солдат;
Доп. -ов: гренадер, кадет, гусар, драгун;
- единицыизмерения: количество ампер, ватт, вольт, герц, ватт, байт, бит.
Доп. -ов: Ом - омов, грамм-грамм ов , карат-каратов, ньютон…
Яблок, но остальные названия овощей и плодов – с ОВ
Преобладает у сущ. ср.р.
Схема разбора существительных
Словоформа в тексте.
Часть речи.
Начальная форма (Им. п., ед. ч.).
Собственное или нарицательное.
Одушевленное или неодушевленное
Личное или неличное.
Конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное.
Число и соотносимость по числу.
Род (определяется только в ед. ч.).
Падеж, показатель падежа, значение падежа.
Тип склонения (по школе и академическое), показатель склонения, разновидность склонения.
Синтаксическая функция.
Разберите все существительные из предложения по схеме
В карете сидит молодой человек. Сильно напудренный, в чулках, в парадном бархатном камзоле, на носу у него очки. Он беспечно смотрит на солдат, на бегающих людей, на шумящие толпы народа.
Среди существительных 3 склонения довольно много неравносложных существительных, основу которых можно правильно определить только с учетом формы род. падежа. В третьем склонении встречаются существительные всех трех родов. Признак третьего склонения – окончание –is в родительном падеже.
aetas, ātis f (gen.= aetātis) век, возраст
altāre, is n алтарь (букв. высокий жертвенник – ara)
amor, ōris m (amōris) любовь
anĭmal, ālis n животное
arbor, ŏris f (arbŏris) дерево
ars, artis f искусство, ремесло
artifex, ĭcis m (artifĭcis) мастер, творец, художник
avis, is f птица
carmen, ĭnis n песня, стихотворение
civĭtas, ātis f государство, гражданство; город
clamor,ōris m крик, возглас
color, ōris m цвет
conditio, ōnis f условие
cor, cordis n сердце
corpus,ŏris n (corpŏris) тело
dolor,ōris m боль, скорбь
dux, ducis m вождь, предводитель
exemplar, āris n пример, образец
Factor, ōris m Творец
finis, is m предел, граница; цель
flos, ōris m цветок
frater, fratris m брат
gens, gentis f род, племя, народ
genus, genĕris n род, рождение
grex, gregis m стадо, толпа; отряд
homo, homĭnis m человек
honor,ōris m честь, почесть
hostis, is m враг
imago, imagĭnis f образ, изображение,впечатление
iudex, iudĭcis m судья
ius, iuris n право
labor, ōris m работа, труд
lapis, lapĭdis m камень
laus, laudis f похвала
lectio, ōnis f чтение (в т.ч. церковное, тексты СП)
leo, leōnis m лев
lex, legis f закон
lux, lucis f свет
mare, maris n море
mater, matris f мать
mercātor, mercatōris m купец, торговец
miles, milĭtis m солдат, воин
mons, montis m гора
mors, mortis f смерть
mos, moris m нрав, характер
mulier, muliĕris f жена, женщина
natālis, is m день рождения
nomen, nomĭnis n имя
nox, noctis f ночь
operatio, ōnis f дело; рукоделие, работа
opus, opĕris n дело; произведение; труд, творение
orator, ōris m оратор; молитвенник, проситель
oratio, ōnis f речь; молитва
orīgo, origĭnis f начало, происхождение
ovis, is f овца
panis, is m хлеб
pars, partis f часть
pastor, ōris m пастух, пастырь
pater, patris m отец
pax, pacis f мир (спокойствие)
peccātor, ōris m грешник
pulchritūdo, ĭnis f красота
quies, ētis f покой, отдых; сон
radix, radīcis f корень
ratio, ōnis f разум
repetitio, ōnis f повторение
requies, requiētis f покой, отдых
rex, regis m царь
regio, ōnis f область
Salvātor, ōris m Спаситель
scriptor, ōris m писатель
soror, sorōris f сестра
tempus, ŏris n время
terror, ōris m ужас
urbs, urbis f город
verĭtas, veritātis f истина
victor,ōris m победитель
vis,vis f (acc.sg. vim, abl.sg. vi, nom/ acc. Pl.vires,gen.pl. virium, dat./abl.pl. viribus) сила, мощь
virtus, virtūtis f мужество, добродетель
voluntas, voluntātis f воля
Существительные 4 склонения
Существительных 4 склонения в латинском языке относительно предыдущих склонений значительно меньше. Слова на -us принадлежат, за некоторым исключением, к муж. роду, слова на -u среднего рода. Признак четвертого склонения – окончание us в форме родительного падежа.
casus, us m случай; грамм. -падеж
domus, us f (искл.) дом
exercĭtus, us m войско (обученное)
fletus, us m плач
fructus, us m плод
gustus, us m вкус
manus, us f (искл.) рука
sensus, us m чувство; смысл
spirĭtus, us m дух
tribus, us f триба (древнее подразделение римского народа)
visus , us m зрение
cornu, us n рог
Существительные 5 склонения пятое склонение – самая немногочисленная группа слов в латинском языке. За небольшим исключением это слова женского рода. Признак четвертого склонения – окончание ei в форме родительного падежа
acies, aciēi f острие, боевой строй
dies, diēi m (f) день, срок
fides, fidĕi f вера
meridies, meridiēi m (f) полдень
res, rei f дело, вещь, обстоятельство
spes, spei f надежда
Имя прилагательное (Nomen adiectīvum)
Имя прилагательное обозначает признак, качество предмета (синий, хороший, крепкий), отношение к предмету (книжный, золотой), принадлежность (отцовский). Прилагательное не имеет своего рода, оно согласуется в роде с существительным. С этой целью у прилагательного в словаре указываются родовые формы, т.е. формы для каждого из родов. Порядок следования родовых форм такой же, как в рус. яз. : муж.род, жен.род, ср. род, напр. Добрый, ая, ое - bonus, a,um (обратите внимание на необходимость правильного образования полных форм жен. и ср. рода bonus, bonа, bonum) . В латинском языке встречаются две разновидности прилагательных: а)прилагательные 1-2 склонения, б) прилагательные 3-го гласного склонения. Определить разновидность несложно по словарной форме. Прилагательные 1-2 склонений имеют родовые окончания (-us, a, um или –er, a, um),прилагательные 3 склонения – иные окончания. В словаре прилагательное указывается обычно в именительном падеже, т.е. указывается именительный падеж муж., жен., и ср. рода. У прилагательных 3-го гласного склонения одного общего окончания указывается еще и родит. падеж для правильного нахождения основы косвенных падежей.
Прилагательные 1 разряда (1-2 склонения ). В зависимости от родовой формы они изменяются по 1 склонению (форма жен. рода), или по 2 склонению(формы мужского и среднего родов).
aegrōtus, a, um = aegrōtus, aegrōta, aegrōtum больной
albus, a,um = albus, alba, album белый
antīquus, a, um = antīquus, antīqua, antīquum древний
beātus, a, um блаженный
benedictus, a, um благословенный
bonus,a,um добрый, хороший, благой
carus, a, um дорогой
caecus, a, um слепой
dexter, t(ĕ)ra, t(ĕ)rum правый
dignus, a, um достойный
dilectus, a,um любезный, дорогой, любимый
divīnus,a,um божественный
durus, a, um суровый, твердый
falsus, a, um ложный, лживый
feminīnus, a,um женский
firmus, a, um крепкий
gratus, a, um приятный, желательный
honestus, a, um честный
humānus, a, um человеческий, присущий человеку
iustus, a, um справедливый, праведный
liber, libĕra, libĕrum свободный
longus, a, um длинный, долгий
magnus, a, um большой, важный; великий
malus, a, um злой, плохой; лукавый
masculīnus, a, um мужской
miser, ĕra, ĕrum несчастный, жалкий
multus, a um многий, многочисленный
mutus, a, um немой
niger, nigra, nigrum черный
nocturnus, a, um ночной
novus, a, um новый, последний; свежий
occultus, a, um скрытый, сокровенный, тайный
optĭmus, a, um лучший
parvus, a, um малый
piger, pigra, pigrum ленивый
plenus, a, um полный
probus, a, um честный
pulcher, pulchra, pulchrum красивый
rarus, a, um редкий
ruber, bra,brum красный
rustĭcus, a, um деревенский, сельский
sanctus, a, um святой
sanus, a, um здоровый
sacer, sacra, sacrum священный
serus, a, um поздний
stultus, a, um глупый
superbus,a,um гордый
surdus, a, um глухой
urbānus, a um городской
verus, a,um верный, истинный
Прилагательные 2 разряда (3 гласного склонения) . Среди этих прилагательных лишь некоторые имеют три различающиеся формы для каждого из родов, например:acer, acris,acre «острый, едкий, жгучий». Наиболее часто встречаются прилагательные двух разных окончаний, у которых муж. и жен. род имеют совпадающее окончание =is ,а средний род всегда -e. Заучивают эту разновидность прилагательных с повторением дважды первого окончания: короткий- brevis, brevis, breve. Особую группу составляют прилагательные одного общего окончания для всех родов. У этих прилагательных кроме полной формы именительного падежа, одинаковой для всех родов, указывается еще и окончание родительного падежа на –is c указанием на изменение основы. Например, clemens, ntis . Clemens – это именительный падеж для муж., жен., и ср. рода. В родительном падеже у всех родов будет форма clementis, показывающая новую основу для косвенных падежей clement-
brevis, e короткий, краткий
clemens, ntis ласковый, кроткий, снисходительный
difficĭlis, e трудный
dissimĭlis, e непохожий
dulcis, e сладкий, приятный
facĭlis, e легкий
felix, īcis счастливый
gracĭlis, e стройный
gravis, e тяжелый
humĭlis, e смиренный, низкий
immortālis, e бессмертный
levis, e легкий
mirabĭlis, e изумительный
mortālis, e смертный
omnis, e весь, всякий
omnipotens, ntis всемогущий, всесильный
par, paris равный, одинаковый
pauper, ĕris бедный
potens, ntis могучий могущественный
quālis, e какой(по качеству)
saeculāris, e вековой; мирской, светский
sapiens, ntis мудрый, разумный
simĭlis, e похожий, подобный
spirituālis, e духовный
talis, e такой (по качеству)
vulgāris, e обыкновенный, доступный
Глагол (Verbum)
В отличие от русского языка начальная форма глагола – это 1 лицо настоящего времени действительного залога изъявительного наклонения. Эта форма дается в словаре первой. За ней следом указывается форма 1 л. ед. числа перфекта изъявительного наклонения, третья форма – это супин, знакомый нам еще с курса церковнославянского языка, Поскольку от основы латинского супина образуется страдательное причастие, некоторые латинисты сразу предпочитают называть ее страдательным причастием прошедшего времени в ср. роде. Последняя форма – инфинитив настоящего времени действительного залога. Каждая из словарных форм имеет важное значение для образования времен, поэтому все формы также необходимо заучивать наизусть. Впрочем, у глаголов 1 и 4 спряжения основные формы регулярные и образуются по модели, почему многие словари и ограничиваются лишь проставлением номера спряжения, будучи уверенными, что любой пользователь легко восстановит недостающие формы. В списках дано несколько отложительных глаголов. У отложительных глаголов все формы даны в страдательном (пассивном) залоге, значение же – активное, см. arbĭtror, arbitrātus sum, arbitrāri думать, полагать. У глаголов 1 спряжения инфинитив на –āre, у глаголов 2 спряжения на –ēre, у глаголов 3 спряжения на –ĕre, у глаголов 4 спряжения на -īre.
Спряжение
accuso, accusāvi, accusātum, accusāre oбвинять
arbĭtror, arbitrātus sum, arbitrāri думать, полагать
baptĭzo, -āre погружать в воду, крестить
amo, amāvi, amātum, amāre любить
clamo, clamāvi, clamātum, clamāre кричать, восклицать
cogito, cogitāvi, cogitātum, cogitāre мыслить
comparo, comparāvi, comparātum, comparāre сравнивать
corono, coronāvi, coronātum, coronāre венчать
curo, curāvi, curātum, curāre заботиться, лечить
do, dedi, datum, dăre давать
dono, donāvi, donātum, donāre дарить
educo, educāvi, educātum, educāre воспитывать
erro, errāvi, errātum, errāre ошибаться, заблуждаться
habito, habitāvi, habitātum, habitāre жить, обитать
laudo, laudāvi, laudātum, laudāre хвалить, восхвалять
labōro, laborāvi, laborātum, laborāre работать, трудиться
muto, mutāvi, mutātum, mutāre менять, изменять
opto, optāvi, optātum, optāre желать
orno, ornāvi, ornātum, ornāre украшать
oro, orāvi, orātum, orāre просить, молить
paro, parāvi, parātum, parāre готовить
pecco, peccāvi, peccātum, peccāre грешить praedĭco,praedicāvi,praedicātum,praedicāre 1 проповедoвать
saluto, salutāvi, salutātum, salutāre приветствовать
salvo, salvāvi, salvātum, salvāre спасать
spero, sperāvi, sperātum, sperāre надеяться
spiro, spirāvi, spirātum, spirāre дышать
visito, visitāvi, visitātum, visitāre посещать
Спряжение
Admoneo, admonui, admonĭtum, admonēre увещевать, советовать
debeo, debui, debĭtum, debēre быть должным, обязанным
deleo, delevi, deletum, delēre разрушать
doceo, docui, doctum, docēre обучать
doleo, dolui, - , dolēre болеть, страдать
habeo, habui, habĭtum, habēre иметь
luceo, luxi, -, lucēre светить светить
moneo , monui, monĭtum, monēre увещевать, советовать, напоминать
moveo, movi, motum, movēre двигать, волновать
noceo, nocui, nocĭtum, nocēre вредить
pareo, parui, parĭtum, parēre повиноваться
prohibeo, prohibui, prohibĭtum, prohibēre удерживать, запрещать
respondeo, respondi, responsum, respondēre отвечать
salveo, -, -, salvēre приветствовать
sedeo, sedi, sessum, sedēre сидеть, восседать
studeo, studui, - , studēre усердствовать, стараться
taceo, tacui, tacĭtum, tacēre молчать
terreo, terrui, terrĭtum, terrēre устрашать
video, vidi, visum, vidēre видеть; pass. - казаться
Спряжение
ago, egi, actum, agĕre вести, делать
benedīco,benedixi,benedictum benedīcĕre говорить доброе, славить, благосл-ть
bibo, bibi, -, bibĕre пить
cado, cecīdi, casum, cadĕre падать, погибать
capio, cepi, captum capĕre брать, принимать, захватывать
defendo, defendi, defensum, defendĕre защищать
dico, dixi, dictum, dicĕre говорить, называть
dimitto, dimīsi, dimissum, dimittĕre отпускать, отсылать
disco, didici, -, discĕre учиться
divĭdo, divīdi, divīsum , dividĕre разделять
duco, duxi, ductum, ducĕre вести
edo, edi, esum, edĕre есть
emo, emi, emptum, emĕre покупать
facio, fēci, factum, facĕre делать
maledīco, maledixi, maledictum, maledicĕre злословить, проклинать
mitto, misi, missum, mittĕre пускать, посылать
pario, pepĕri, partum, parĕre рождать, приобретать
promitto, promīsi, promissum, promittĕre обещать
praedīco, praedixi, praedictum, praedicĕre предсказывать
progredior, progressus sum, progrĕdi идти вперед
rego, rexi, rectum, regĕre править
resurgo, resurrexi, resurrectum, resurgĕre восставать, воскресать
scribo, scripsi, scriptum, scribĕre писать
vivo,vixi, victum, vivĕre жить
vinco, vici, victum, vincĕre побеждать
Спряжение
audio, audīvi , audītum, audīre слушать, слышать
custodio, custodīvi , custodītum, custodīre охранять
dormio, dormīvi, dormītum, dormīre спать, дремать
finio, finīvi , finītum, finīre заканчивать, ограничивать
invenio, invēni, inventum, invenīre находить, изобретать
morior, mortuus sum, mori умирать
munio, munīvi, munītum, munīre укреплять,
nescio, nescīvi, nescītum, nescīre не знать
nutrio , nutrīvi, nutrītum, nutrīre кормить
punio, punīvi , punītum, punīre наказывать
scio, scīvi, scītum, scīre знать
sentio, sensi, sensum, sentīre чувствовать
servio, servīvi, servītum, servīre служить
venio, vēnio, ventum, venīre приходить
Местоимение (pronomen)
alius, alia, aliud другой,
alter, altĕra, altĕrum второй,другой (из двух)
он тот, ;он тот, этот; он;
ego,mei Я, меня
hic, haec, hoc этот; он
ille, illa, illud тот; он
is, ea, id тот, этот; он
iste, ista, istud тот, этот; он
meus,mea,meum мой
nemo, nemĭnis никто
neuter, neutra, neutrum ни тот ни другой
nihil ничто
nos, nostril мы
noster, nostra, nostrum наш
nullus, nulla, nullum никакой
solus, sola, solum один, одинокий
suus, sua, suum свой
totus, tota, totum весь, целый
tuus, tua, tuum твой
unus, una, unum один
uter, utra, utrum тот или другой
vester, vestra, vestrum ваш
vos, vestri вы
Наречия (наречие –adverbium)
aliquando однажды
bene хорошо
frustra напрасно
nunquam никогда
primo сначала
semper всегда
saepe часто
subĭto внезапно