Броненосцы береговой охраны в боевых действиях. Броненосец береговой обороны «Пинъюань. Броненосцы береговой обороны Финляндии


Броненосец береговой обороны «Пинъюань» можно назвать первым полноценным китайским броненосным судном. Весной 1886 г. выпускник Фучжоуской технической школы Вэй Хань (1851-1929) был направлен во Францию для закупки корабельной стали и других материалов.
Пребывание в Европе 35-летний инженер использовал для того, чтобы пополнить свои технические знания. Вернувшись домой осенью того же года, он заручился поддержкой начальника Фучжоуского адмиралтейства Пэй Иньсэня (1823-1895) и 7 декабря 1886 г. заложил на стапеле киль нового судна.

29 января 1888 г. броненосец был спущен на воду. Церемонию почтил своим присутствием начальник Фучжоуского арсенала, совершивший традиционные обряды в честь богини Мацзу - Владычицы Моря, духа реки Миньцзян и духа-покровителя корабля. После этого настал черед достройки броненосца на плаву, продолжавшейся до весны 1889 г. Таким образом, строительство «Лунвэй» заняло чуть больше двух лет. Стоимость корабля составила 524 000 серебряных лян.

15 мая 1889 г. броненосец вышел на ходовые испытания, в которых вновь приняло участие адмиралтейское начальство. Форсируя ход, механикам удалось разогнать «Лунвэй» до 12,5 узлов, значительно превысив проектную скорость. Возможно, такая нагрузка оказалась чрезмерной. Вскоре после полудня корпус броненосца внезапно сотрясла сильная вибрация, а скорость ходя резко упала.
При осмотре кормовой части ныряльщиком выяснилось, что корабль лишился правого винта. С трудом дотянув до завода, «Лунвэй» встал в ремонт, продлившийся целых три месяца.
На повторные испытания он вышел только 28 сентября 1889 г. - эту дату и следует считать началом службы броненосца. Первым командиром корабля стал Линь Юнмо. Вместе с экипажем (в разное время - от 145 до 204 человек) ему постоянно приходилось бороться с неполадками разной степени тяжести.

К этому времени броненосец имел следующее вооружение: одно 260-мм барбетное орудие Круппа образца 1880 г., два 150-мм орудия Круппа на бортовых спонсонах, четыре 47-мм скорострельных пушки Гочкиса и две 10-ствольные митральезы Гатлинга. Длина ствола 260-мм орудия составляла 22 калибра. Вес ствола равнялся 21,7 т, еще около 15 т приходилось на долю станка.
Орудие использовало три вида снарядов весом около 162,1 кг - бронебойный, фугасный и шрапнельный. Вес порохового заряда составлял 48 кг. Дальность стрельбы достигала 7400 м при максимальном угле возвышения 16,5°; у дула бронебойный снаряд пробивал 391 мм железной брони. По некоторым данным, «Пинъюань» был вооружен двумя 450-мм минными аппаратами.

Данное утверждение представляется сомнительным, поскольку в китайском флоте того времени были приняты германские «трубы» Шварцкопфа, имевшие меньший калибр. Таким образом, в оконечностях броненосца наверняка были установлены два 350-мм аппарата.

Корабль имел характерный и не слишком изящный облик: борта с заметным завалом внутрь, низкий полубак и высокий мостик, напоминающий этажерку. Единственная мачта и высокая дымовая труба довершали картину. 10 апреля 1889 г. броненосец перешел из Фучжоу в Шанхай. Оттуда корабль должен был проследовать в Тяньцзинь.

8 мая 1890 г. отряд кораблей Бэйянского флота во главе с броненосцем «Динъюань» зашел в Фучжоу. Когда 28 числа того же месяца они вышли в море, «Пинъюань» уже занимал место в колонне. По прибытии флота в Вэйхайвэй командиром броненосца был назначен выпускник Фучжоуской морской школы Ли Хэ.

Главным событием в карьере броненосца стала японо-китайская война 1894-1895 гг. Победы, одержанные японцами в Корее, заставили китайское командование озаботиться срочной переброской подкреплений. Для этой цели было решено использовать зафрахтованные пароходы, направлявшиеся в порт Дадунгоу, в устье р. лу. Гибель транспорта «Коушинг» («Гаошэн»), расстрелянного японским крейсером «Нанива» 25 июля 1894 г., заставили адмирала Дин Жучана задействовать главные силы флота для прикрытия перевозок.
12 сентября флот вышел из Вэйхайвэя и четыре дня спустя прибыл к устью Ялу. «Пинъюань», легкий крейсер «Гуанбин», две «алфавитные канонерки» и пара миноносцев вошли в реку для охраны места высадки войск. Остальные суда эскадры встали на якорь в 12 милях от берега. В 10 ч. утра 17 сентября 1894 г. на юге показался густой дым. Вскоре стало ясно, что к месту стоянки судов подходит вся японская эскадра. Двенадцати крупным кораблям Бэйянского флота противостояли одиннадцать крейсеров адмирала

Ито Сукэюки. У японцев не было броненосцев, поэтому на стороне Дин Жучана оставалось преимущество в тоннаже, бронировании и количестве тяжелых орудий. Возможно, поэтому китайский адмирал не спешил вызвать из реки «Пинъюань».

В 12.30 японский флагман «Мацусима» поднял стеньговый флаг, означавший сигнал к началу сражения. Превосходя китайцев в скорострельной артиллерии, японцы разделились на два отряда и активно маневрировали, осыпая противника дождем снарядов. Преимущество в скорости также было на стороне моряков микадо.

Ближе к 14.00 китайские корабли в устье Ялу наконец разглядели сигнал, предписывающий им присоединиться к эскадре. Действуя в паре, «Пинъюань» и «Гуанбин» вышли в море и оказались на правом крыле китайского боевого построения.
В 14.30 броненосец завязал бой с крейсером «Мацусима» на дистанции 2300 м. Японский флагман, подвергавшийся в бою наиболее интенсивному обстрелу, уже имел несколько попаданий. Постепенно сближаясь, корабли вели артиллерийскую дуэль, во время которой комендорам «Пинъюань» удалось добиться успеха. 260-мм снаряд угодил в среднюю часть левого борта «Мацусимы» и оказался в кают-компании, превращенной в перевязочный пункт. Пролетев через него, он пробил дюймовую переборку и поразил минное отделение левого борта. Сорвав со станка заряженный (!) минный аппарат и убив 4 матросов, снаряд пробил еще одну переборку и вывел из строя запирающий механизм 320-мм орудия крейсера, обращенного в корму. При этом снаряд раскололся, но взрыва не произошло.

Только чудо спасло японцев от детонации собственных боеприпасов. Всего за время боя крейсер «Мацусима» получил 13 попаданий тяжелыми снарядами и потерял около 100 человек команды. Снаряд с «Пинъюань» причинил ему самые серьезные повреждения, заставив адмирала Ито перенести свой флаг на однотипный крейсер «Хасидате». Между тем «Пинъюань» около 15.30 добился попадания в крейсер «Ицукусима». После этого он сам попал под сосредоточенный огонь японцев и загорелся. Его 260-мм орудие было выведено из строя и около 16.30 броненосец вышел из боя, борясь с многочисленными пожарами и медленно уходя в направлении Порт- Артура. Еще через час канонада стихла, и сражение завершилось.

После первоочередного ремонта «Пинъюань» перешел из Порт-Артура в Вэйхайвэй, где и оставался до конца войны. 12 февраля 1895 г., после капитуляции остатков Бэйянского флота, броненосец перешел в руки победителей. Благодаря тождественности иероглифики, японцы легко приняли китайское наименование судна, которое в их устах стало звучать, как «Хэйен».
Кроме того, броненосец сохранил украшения в виде массивных резных драконов, закрепленных в средней части корпуса, в районе дымовой трубы. Они выгодно отличали трофей и льстили самолюбию победителей. 21 марта 1898 г. корабль был причислен к канонерским лодкам 1-го класса и получил новое вооружение.

Вместо старых крупповских 150-мм пушек «Хэйен» получил 6-дюймовые скорострельные орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров, а на месте носовой пары 47-мм установили два 120-мм орудия (по некоторым сведениям, к началу русско-японской войны последние были сняты). На кормовой надстройке разместились две 47-мм пушки со щитами.

Под командованием капитана 2 ранга К. Асабане в составе 7-го отряда императорского флота он принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Ей суждено было стать последним событием в судьбе корабля. 18 сентября 1904 г. «Хэйен» находился у острова Айрон (китайское название - Тедао), у входа в Голубиную бухту, что к западу от Порт-Артура.
Японские моряки не знали, что двумя днями ранее русский миноносец «Скорый» (командир - лейтенант П.М. Плен) скрытно выставил в этом районе заграждение из 16 мин. В 7 ч. 45 мин. вечера по правому борту «Хэйена» прогремел мощный взрыв.
Относительно его последствий существует две версии. Согласно первой судно погибло в считанные минуты, унеся на дно 198 человек.
По другим сведениям, «Хэйен» затонул на мелководье и мог быть спасен, если бы не шторм, разыгравшийся следующим утром.

Три военных корабля этого типа стали первыми в военно-морском флоте двуединой монархии, на которых применили башенные орудия: SMS Monarch и SMS Budapest были вооружены каждый четырьмя 240-миллиметровыми (9-дюймовыми) морскими орудиями с длиной ствола 40 калибров (24 cm Typ L/40 ), размещенными по два в носовой и кормовой башнях.

В 1890 г. ВМФ Австро-Венгрии насчитывал всего два, уже морально устаревших, броненосца - «Наследник престола эрцгергоц Рудольф» (SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf ) и «Наследница престола эрцгерцогиня Стефания» (SMS Kronprinzession Erzherzogin Stephanie ). Адмиралтейство посчитало, что пришло время заменить их. Но австрийский и венгерский парламенты решили, что нужно заняться вопросами охраны собственного побережья, а не планировать захватить чужое. Поэтому смета была утверждена для постройки трех кораблей береговой обороны - водоизмещением всего лишь 5600 тонн (5512 «длинных тонн»), что вполовину меньше, чем тоннаж аналогичных кораблей, которые строили другие развитые государства.

Утвержденный проект предусматривал:

  • Водоизмещение - 5878 тонн (5785 длинных тонн)
  • Размеры:
    • длина - 99,22 м,
    • ширина - 17 м
    • осадка - 6,6 м
  • Двигатели: 12 угольных цилиндрических котлов с 4-цилиндровой паровой машиной тройного расширения мощностью 8500 л.с. (6338 кВт)
  • Скорость хода: 15,5 узлов (28,7 км/ч)
  • Дальность: 4100 км
  • Вооружение:
    • 4 × 240-мм (9 дюймов) L/40 пушки (2×2)
    • 6 × 150-мм (6 дюймов) L/40 пушки
    • 10 × 47-мм (1,9 дюйма) L/44 пушки
    • 4 × 47-мм (1,9 дюйма) L/33 пушки
    • 1 × 8-мм пулемета
    • 4 торпедных аппарата
  • Бронирование:
    • борт: 270 мм
    • башни: 280 мм
    • рубка: 220 мм
    • палуба: 60 ​​мм
  • Экипаж:
    • офицеров - 26
    • нижних чинов - 397

Первыми, 16 февраля 1893 г., на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino » в Триесте заложили «Вену» и «Будапешт». Причем на втором корабле двигательную установку заменили на 12 котлов системы Беллевилля, что увеличивало мощность до 9180 л.с. (6846 кВт). Естественно, это повлияло и на скорость «Будапешта» - она достигала 17,5 узлов (32,4 км/ч).

«Монарх» с таким же двигателем, как у «Вены» был заложен на верфи Военно-морского арсенала в Пуле 31 июля того же 1893 г., но вот спущен оказался раньше - 9 мая 1895 г., что позволило новому классу броненосцев дать именно его имя. 11 мая 1898 г. он был введен в строй австро-венгерского ВМФ. Годом раньше, 13 мая 1897 г., в строй был введен броненосец «Вена» (спущен на воду 7 июля 1895 г.), а «Будапешт» - 12 мая 1898 г., на следующий день после «Монарха», причем достроен в той же Пуле (спущен на воду 24 июля 1896 г.).

Считалось, что каждый корабль класса «Монарх» может загрузить 300 тонн угля, но максимальна цифра достигала 500 тонн.

Бронировали корабли наиболее современной на то время броней - американского инженера Харви, разработанной в начале 1890-х годов. В ней передний слой закаливался. Это сочетало упругость и вязкость стали - снаряд сначала раскалывался, а потом его обломки увязали в бронелисте, внутренний слой одновременно гасил энергию удара. Броню Харви в конце 1890-х годов вытеснила броня Круппа.

После введения в строй броненосец «Вена» принял участие в «брильянтовом» юбилеи британской королевы Виктории в 1897 г., а затем, в этом же году, в международной блокаде острова Крит во время Греко-турецкой войны 1897 г. В 1899 г. все три боевых корабля приняли участие в походе по Адриатике и Эгейскому морю, чтобы продемонстрировать флаг Австро-Венгрии. Из них сформировали 1-ю броненосную эскадру флота.

Однако уже через пять лет после введения в строй корабли класса «Монарх» оказались устаревшими, хотя опыт их строительства и эксплуатации был учтен при постройке нового типа броненосцев - класса «Габсбург». В январе 1903 г. это было доказано на практике, когда введенный в строй SMS Habsburg провел учебное плавание вместе со всеми тремяч кораблями класса «Монарх». Годом позже учения повторили при участии SMS Arpad из того же нового класса «Габсбург». В этом же, 1904 году, три броненосцы класса «Монарх» «противостояли вражеской эскадре» из трех броненосцев класса «Габсбург» и, естественно, проиграли ей. Хотя стоит отметить, что это были первые маневры в истории австро-венгерского ВМФ с использованием столько количество современных броненосцев.

Результаты маневров 1904 г. привели к тому, что корабли класса «Габсбург» составили 1-ю эскадру, а класса «Монарх» были переведены во 2-ю. С течением времени в строй ВМФ двуединой монархии вступало все больше современных броненосцев (сначала класса «Эрцгерцог Карл», затем - «Радецкий» и «Вирибус Юнитис»), и класс «Монарх» «падал» все ниже пока к началу Первой мировой войны не оказался в 5-й эскадре на роли броненосцев береговой обороны и учебных кораблей.

С началом военных действий броненосцы класса «Монарх» использовали для бомбардировки вражеской береговой линии. В августе 1914 г. SMS Budapest был переведен из Пулы в Каттаро и оттуда вышел для обстрела укреплений на . 9 августа SMS Monarch обстрелял французскую радиостанцию в Будве в Черногории. 17 августа - радиостанцию в Баре и 19-го - в Воловице, где заодно были разбомблены и казармы. После этого «Монарху» доверили охрану гавани.

28–29 декабря 1915 г. «Будапешт» принял участие в качестве корабля охраны в походе австро-венгерского флота на порт Дураццо, из которого вернулся так и не бомбардировав противника. 9 января 1916 г. «Будапешт» вновь обстреливал черногорские позиции на горе Ловчен и способствовал ее взятию сухопутными сила армии Габсбургов.

В конце января 1917 г. SMS Budapest и ходили в Триест, где обстреливали с моря позиции итальянцев, угрожавших судоходству в заливе.

10 декабря 1917 г. двум итальянским торпедным катерам удалось пробраться в гавань Триеста, где они выпустили торпеды в «Будапешт» и «Вену». Возле первого торпеда прошла мимо, а вот второй броненосец получил сразу две и через 10 минут затонул на триестском мелководье. При этом погибли 26 матросов и офицеров.

В 1918 г. «Будапешт» постигла таже судьба, что и «Монарх» тремя годами раньше - он был превращен в плавающую казарму для экипажей немецких подводных лодок. В июне этого же года на нем был проведен ремонт, в результате которого носовые орудия заменили на 380-мм (15-дюймовые) L/17. Но они уже никогда не стреляли по врагу…

После войны все два оставшихся броненосца класса «Монарх» были переданы в счет репараций Великобритании. В1920 г. приняли решение отправить их на металлолом - один был разобран в Италии в этом же году, а второй спустя два года, в 1922.

Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны (ББО) - в силу специфики имел относительно низкий надводный борт и по мореходности уступали эскадренным броненосцам. ББО - боевой корабль имеющий малую осадку, хорошее бронирование и вооружен орудиями крупного калибра. Предназначен для ведения боя на мелководье и защиты побережья. Находился на вооружении большинства морских государств. Броненосцы береговой обороны стали логическим развитием мониторов и канонерских лодок .

Появление

Плавучие батареи

Первый глава государства, кто указал создать броненосные корабли, был Император Наполеон 3. Главный кораблестроитель французского флота Дюпюи-де-Лом, испытав стрельбой железные плиты, создал плавучие батареи Lave ,Tonnante и Devastation . Эти корабли были обшиты 120 мм железными листами и несли вооружение 18 пушек калибра 240 мм.

Эволюция класса

Гибель USS Monitor

Именно из-за низкой мореходности мониторов вице-адмирал Попов предложил свой проект корабля, позже названный «поповками». Так назвали их из-за круглой формы, но не смотря на это, они имели неплохую мореходность.В 1873 году спущен на воду барбетный броненосец «Новгород ». В 1875 году спущен на воду барбетный броненосец «Вице-адмирал Попов » (при закладке в 1874 «Киев»).

Гибель броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Ситуация на Балтийском море требовала строительства броненосцев береговой обороны нового типа. Ими оказались корабли типа «Адмирал Ушаков ». Вооруженные четырьмя 254 мм орудиями, броненосцы этой серии не уступавшие немецким и шведским броненосцам должны были господствовать на Балтике, но участь их была другой. Все три корабля этой серии были потеряны в Цусимском сражении в ходе Русско-японской войны 1904-1905.

Германия

Герания позднее всех европейских стран приступила к строительству броненосцев.Опасаясь нападения Балтийского флота Российской империи в 1888 году были заложены 8 броненосцев береговой обороны типа Siegfried .Вооружение состояло из трехх орудий калибра 240 мм в барбетных установках. По результатам японо-китайской и испано-американских войн деревянные части кораблей, где только возможно, были заменены на металл. После постройки кораблей типа Siegfried , Германия перешла на строительство эскадренных броненосцев .

Для действий на Адриатике Австро-Венгрия в 1893г. были заложены три корабля типа Monarch , в строй вступили в 1898г. Корабли данного типа были похожи на немецкие броненосцы типа Kaiser , несли четыре орудия главного калибра 240 мм и отличались высокой скорострельностью. По сравнению с другими броненосцами береговой обороны были лучшими в своем классе.

Швеция

Броненосец береговой обороны Sverige

Военно-морское ведомство Швеции придавало особое значение броненосцам береговой обороны, так как имело ограниченные ресурсы, а так-же театр боевых действий соответствовал предназначению этих кораблей. В 1865-1867гг. вступают в строй три монитора типа John Ericsson . Это однобашенные мониторы с двумя орудиями калибра 240-мм. В 1881 вступает в строй монитор типа Loke вооруженный двумя 381-мм орудиями. Хотя все четыре монитора были тихоходны (7 узлов), шведское командование считало, что она соответствует решению задач береговой обороны.

В 1886 году вступил в строй первый из трех броненосцев типа Svea . Это были корабли с малой осадкой и несли два орудия главного калибра 254-мм расположенных в носовой башне и четыре орудия вспомогательного калибра 152-мм в каземате. В 1897 году вступил в строй броненосец типа Oden . Этих кораблей тоже было три. Концепция постройки этих броненосцев учитывала борьбу с легкими силами противника (миноносцы, легкие крейсера), в соответствии с ней главный калибр был уменьшен до шести 120 мм орудий. Также на них, как и на кораблях типа Svea были установлены прожектора. В продолжении этой концепции был построен и броненосец типа Dristigheten (1901г.).Две пушки главного калибра 210-мм и шесть вспомогательных калибра 152-мм составляли главную огневую мощь корабля.Такое сочетание орудий осталось на шведских кораблях надолго. Dristigheten послужил прототипом следующей серии кораблей типа Aran из четырех кораблей. Различие заключалось в том что эти броненосцы были слабее бронированы, соответственно и более быстроходны, а так же в том, что орудия 152-мм были установлены в башни. Завершил этот этап строительства броненосец Oscar II .Единственный в своем классе корабль с тремя трубами, артиллерия располагалась в башнях и составляла две пушки калибра 210-мм и восемь 152-мм орудий. В 1915 году вступил в строй сильнейший броненосец береговой обороны типа Sverige . Он считается вершиной развития данного типа кораблей. Его вооружение состояло из четырех пушек главного калибра 283-мм, и восьми вспомогательного калибра 152-мм. В 1939м году шведское военно-морское командование усомнилось в концепции броненосцев береговой обороны и вместо них начали строить легкие крейсера.

Норвегия

Норвежский военно-морской флот развивался по той же схеме, что и ВМФ Швеции. Это объяснялось не только схожим театром боевых действий, но и тем, что эти две страны были связаны договором и координировали свои военные программы. В 1866-1872гг. вступают в строй четыре монитора типа Scorpionen вооруженных одним 270-мм орудием. Они составляли основу береговой обороны до 1897 года, когда англичане построили для ВМФ Норвегии два броненосца береговой обороны типа Harald Haarfagre .Главный калибр этого типа кораблей состоял из двух орудий калибра 210-мм и шести вспомогательных 120-мм орудий. Норвежцы были удовлетворены кораблями этого типа и поэтому заказали еще два корабля типа Norge . Броненосцы этого типа являются развитием проекта Harald Haarfagre . За счет некоторого облегчения брони­рования и увеличения водоиз­мещения было усилено артил­лерийское вооружение. 120-мм орудия вспомогательного калибра заменили на 152-мм орудия. Доста­точно скромные по боевым характеристикам, эти корабли к началу Первой мировой войны являлись самыми крупными и мощными в норвежском флоте.

Дания

До середины XIX века Дания обладала довольно мощным флотом, насчитывавшим в своем составе десятки парусных линейных кораблей, фрегатов, корветов, шлюпов, канонерских лодок.Однако в эпоху паровых броненосных кораблей основу ее флота составили броненосцы береговой обороны.

Броненосец Rolf Krake

Датчане пошли другим путем, отказавшись от мониторов, и заказали в Англии у Каупера Кольза броненосец для защиты побережья Rolf Krake . Это был корабль, оснащенный двигателем в 700 л.с и парусным вооружением шхуны и вооруженный четырьмя орудиями калибра 203-мм, установленных в двух башнях Кольза. Кользу удалось спроектировать башню, конструкция которой оказалась более удачной, чем у Эриксона. Башня Эриксона опиралась на верхнюю палубу. Для поворота требовалось приподнять ее на центральной опорной колонне, повернуть вместе с колонной и снова опустить. Башня Кольза лежала на катках, расположенных по периметру башни, и на центральном штыре, нахо­дившемся под верхней палубой; в результате враще­ние башни не требовало никаких предварительных операций. В 1868 году совершенствуя Rolf Krake , датчане разработали броненосец собственной постройки Lindormen вооруженный двумя орудиями калибра 229 мм. Дальнейшим развитием этого направления стал Gorm . У этого броненосца главный калибр был увеличен до 254-мм. Завершает развитие этого направления броненосец Odin у которого вооружение увеличилось до четырех орудий калибра 254-мм.

Броненосец береговой обороны Niels Juel

Последовательное развитие предыдущих проектов привело датских конструкторов к созданию вполне мореходно­го броненосца береговой обо­роны Helgoland с высотой надводного борта 3 метра. 260-мм орудия находились в каземате, расположенном в средней части корабля (по два орудия на каждый борт). Башня с одним 305-мм орудием находилась на полубаке. Скорострельные 120-мм пушки размещались по одной на баке и корме. Две мачты могли нести, в случае необходимости, парусное вооружение шхуны. В течение многих лет он оставался самым большим и мощным датским военным кораблем. Следующий броненосец Tordenskjold вышел неудачным, так как датчане хотели совместить в одном корабле быстроходный таран и устойчивую огневую платформу. Бронирование ограничили 114-мм бронепалубой, а вооружение составили одно орудие главного калибра 305 мм и четыре орудия калибра 120 мм. В 1886 году спущен на воду броненосец береговой обороны Iver Hvitfeldt . Вооружение состояло из двух орудий главного калибра в 260-мм, размещенных в одноорудийных барбетах и четырех 120-мм орудий вспомогательного калибра. Через 10 лет датчане спускают на воду Skjold . В попытке создать корабль с осадкой в 4 метра датчане уменьшают бронирование и артиллерию и в результате получают корабль при­брежного плавания, по своей конструкции близкий к мониторам. В годы Первой мировой войны он числил­ся броненосной плавбатареей. Вооружен одним орудием 240-мм и тремя 120-мм орудиями. В 1897 году закладывается серия броненосцев береговой обороны типа Herluf Trolle . Вооружены двумя 240-мм и четырьмя 152-мм орудиями. Последний датский броненосец береговой обороны Niels Juel был заложен в 1914 году, а вступил в строй в 1923 году. По результатам Первой мировой войны от первоначального вооружения в два 305-мм и десяти 120-мм орудий отказались и установили десять 152-мм орудия.

Финляндия

Последние европейские броненосцы береговой обороны типа Vainamoinen были построены в Финляндии. Предназначались для защиты фланга финской армии выходящего на Финский залив. Предполагалась использовать их как тяжелые батареи в наступлении или обороне. Вооружены четырьмя орудиями калибра 254-мм и восемью орудиями калибра 105 мм. Прототипом для создания Vainamoinen послужили немецкие корабли типа «Дойчланд» . В 1947 году Vainamoinen продан СССР и вступил в состав Балтийского флота под названием «Выборг».

Закат класса

Броненосец береговой обороны Henri IV

Сама идея появления броненосцев береговой обороны сводилась к тому, что для атаки побережья крупный мореходный броненосец противника будет вынужден войти в прибрежные воды, где меньший броненосец береговой обороны сможет сражаться с ним на равных. Но увеличение дальности стрельбы привело к тому, что броненосцу береговой обороны надо было выходить мористее, где он терял свои преимущества.Кроме того, в связи с увеличением дальности действия морской артиллерии, траектории падения снарядов становились все более и более отвесными и частота попаданий не в борт,а в палубу существенно возросла. Низкобортные корабли лишились, таким образом, своего главного преимущества - малого силуэта и большой площади защищенного броней борта - и более не были столь выгодны. Их недостатки же стали слишком актуальны в новых условиях войны на море. Последняя попытка возродить класс французский броненосец Henri IV оказалась не вполне удачной, и более не была повторена.

В связи с этим, к началу XX века броненосцы береговой обороны строились почти исключительно для флотов скандинавских держав, чьи побережья изобиловали небольшими заливами, бухтами и шхерами, а условия видимости в северных водах чаще всего оставляли желать лучшего. Скандинавские инженеры полагали, что в таких условиях крупные корабли неприятеля не сумеют реализовать свое преимущество в дальнобойной артиллерии, и вынуждены будут входить в мелкие прибрежные воды и вести бой в узких проливах на очень небольшой дистанции. В подобной ситуации, небольшие, хорошо защищенные броненосцы береговой обороны с не слишком мощной, но скорострельной тяжелой артиллерией (калибром от 203 и до 280 миллиметров) могли все ещё быть эффективны.

Однако, если это правило ещё работало против эскадренных броненосцев и ранних дредноутов, то стремительная гонка морских вооружений в начале XX века окончательно поставила крест на броненосцах береговой обороны. Появление супердредноутов с 320-406 миллиметровой артиллерией означало, что любые броненосцы береговой обороны разумных размеров оказались в заведомо проигрышном положении; развитие же авиации, торпедных катеров и эскадренных миноносцев означало, что противник, скорее всего, просто не будет направлять свои тяжёлые линкоры и крейсера в мелкие прибрежные воды. Это подтвердилось с последними броненосцами береговой обороны типа Sri Ayuthia построенных для ВМС Тайланда.

Боевое применение

17 октября 1855 года плавучие батареи Lave ,Tonnante и Devastation подошли к русскому укреплению Кинбурн в устье Днепра. После трехчасового обстрела на русских фортах было разрушено 29 пушек из 62, повреждены брустверы и казематы. Укрепление пришлось сдать. Каждая из батарей получила более 60 попаданий, но броня не была пробита.

Во время Гражданской войны в США 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде произошел бой между родоначальником данного класса USS Monitor и казематным броненосцем CSS Virginia . Формально бой закончился ничьей, хотя каждая из сторон провозгласила этот бой победой. «Южане» доказывали, что они потопили два корабля противника и USS Монитор покинул поле боя, «северяне» отвечали, что блокада не снята, так что цель не достигнута. Но специалисты утверждали, что победила броня.

18 февраля 1864 г. Rolf Krake в дуэли с прусскими полевыми батареями успешно выдержал свыше 100 попаданий снарядов 152 мм нарезных орудий!

15 мая 1905 года броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» был обнаружен японскими броненосными крейсерами Iwate и Yakumo .После предыдущего боя он был поврежден и развивал скорость не более десяти узлов. На предложение сдаться броненосец ответил огнем. После нескольких попаданий японские крейсера вышли из зоны досягаемости русских орудий и расстреляли корабль с дальней дистанции. По японским данным, последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 10 ч. 50 мин. 15 мая 1905 г. Координаты гибели: 37°02’23″ с. ш., 133°16" в. д.

В конце 1917 года два броненосца типа Monarch Wien и Buda­pest перешли в Триест, откуда они выходили для обстрелов итальянских войск на реке Пьява. Но в ночь на 10 декабря два итальянских торпед­ных катера незаметно преодолели боны и атаковали австрийские броненосцы прямо на якорной стоянке. Одна торпеда попала в Wien и тот быстро за­тонул.

9 апреля 1940 года отряд эсмин­цев под командованием капи­тана 1 ранга Бонте направился на захват Нарвика. Два броненосца ВМФ Норвегии типа Norge ожидали нападения.Поэтому броненосец Norge занял позицию в фиорде, позволявшую ему держать под прицелом своих пушек вход в порт. Тем временем однотипный Eidsvold встал на рейде в боевой готов­ности. Немцам не удалось захватить норвежцев врасплох и поэтому они выслали парламентера на шлюпке. После отказа от капитуляции немецкий офицер, отойдя на безопасное расстояние подал знак, и эсминец произвел залп из торпедных аппаратов. Две торпеды попали в цель и Eidsvold взорвался. Тут же последовала атака на Norge . Из шести торпед в цель попали две, после чего броненосец очень быстро затонул.

Типы Броненосцев береговой обороны разных стран

Все ТТХ в данной таблице представлены по головным кораблям серии.

Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
HMS Glatton 1 1871 - 1903 4990 12 2х305 245-304 / / 355 / 305-355
HMS Cyclops 4 1874 - 1903 3560 11 4х254 152-203 / 38 / 203-228 / 228-254
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
Cerberus 4 1868 - 1900 3344 10 4х254 152-203/ / 178-203 / 203-254
Tonnerre 2 1879 - 1905 5765 14 2х270 254-330 / 51 / 330 / 305-330
Tonnant 1 1884 - 1903 5010 11,6 2х340 343-477 / 51 / 368 / 368
Henri IV 1 1888 - 1908 8949 17 2х274, 7х140 75-280 / 30-75 / 240 / 305
Название типа Кол-во, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия, кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/барбеты/лоб башни ГК), мм
«Ураган » 10 1865 - 1900 1655 7,7 2х229 127/25-37 / / 279
«Смерч » 1 1865 - 1959 1402 9 4х196 102-114/25-37 / / 114
«Русалка » 2 1868 - 1911 1880 9 2х381, 2х229 83-114/25-37 / / 114
«Новгород » 2 1872 - 1892 2491 6,5 2х280, 1х87 229/53-76 / 356 /
«Адмирал Ушаков » 3 1897 - 1905 4700 16 4х254, 4х120 203-254/38-63 / /152-254

Список типов ББО Австро-Венгрии

Броненосцы береговой обороны России

Броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин».

Развитие прибрежных броненосцев российского флота началось в 1861 году с заказа в Великобритании броненосной батареи «Первенец» - первого русского броненосца. По этому образцу в России было построено ещё два корабля. После поступивших в 1862 году из США известий об успешных действиях «Монитора», русское военно-морское ведомство увлеклось строительством этого типа кораблей, именовавшихся в России башенными броненосными лодками. В -1865 годах флот получил десять башенных броненосных лодок типа «Ураган», оснащённых одной двухорудийной башней. Кроме того, флоту были поставлены двухбашенные броненосные лодки типов «Смерч» и «Русалка» . Все эти корабли имели мощное для своих размеров бронирование, но их мореходность оказалась неудовлетворительной. Весьма необычный проект прибрежного броненосца реализовали в -1876 годах для Черноморского флота , построив по проекту вице-адмирала А. А. Попова два броненосца: «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», прозванных «поповками» .

Несмотря на программу строительства «большого флота» русское военно-морское министерство сохраняло интерес к броненосцам прибрежного действия. Это объяснялось особыми условиями Балтийского моря, наличием во флотах Германии и Швеции броненосцев береговой обороны и особенно постоянным стремлением к экономии средств, вызывавшем желание строить, как можно более дешёвые, а значит небольшие корабли. Толчком к разработке нового проекта малого броненосца стала разработка во Франции для греческого флота броненосца «Гидра», который имел солидное вооружение и бронирование при водоизмещении менее 5000 тонн. Исходя из этих ограничений, конструктор Э. Н. Гуляев подготовил проект небольшого броненосца с малой осадкой, вооружённого четырьмя 229-мм орудиями в качестве главного калибра. Проект был утверждён в 1891 году , уже после его утверждения вооружение изменили на новейшие 254-мм орудия. Головной броненосец типа «Адмирал Сенявин» был заложен в 1892 году , в том же году начали постройку однотипного «Адмирала Ушакова» . В 1894 году заложили третий броненосец этого типа - «Генерал-адмирал Апраксин» . Выявившаяся в ходе постройки первых двух броненосцев перегрузка вынудила сократить вооружение «Апраксина» до трёх 254-мм орудий. Средний калибр на всех броненосцах был одинаков и состоял из четырёх 120-мм орудий.

Броненосцы береговой обороны Нидерландов

Броненосец береговой обороны «Кёнеген Регентес».

Этот удачный тип получил развитие в броненосце «Мартен Харпертзон Тромп», спущенном в 1904 году . Основным отличием стало размещение 150-мм орудий в башнях вместо казематов. Почти однотипным был «Якоб ван Хеемсверк», спущенный в 1906 году . При несколько меньшем водоизмещении он нёс шесть орудий среднего калибра, вместо четырёх. Все малые броненосцы Нидерландов были качественно построены на отечественных верфях, имели высокий борт и отличались хорошей мореходностью.

Броненосцы береговой обороны Швеции

Броненосец береговой обороны «Свеа».

Особое значение броненосцам береговой обороны придавали в Швеции , чей небольшой флот развивался с оглядкой на возможности России. Не располагая ресурсами для полномасштабной конкуренции на море, шведское военно-морское руководство делало ставку на развитие небольших, но хорошо вооружённых и защищённых артиллерийских кораблей прибрежной зоны, полагая, что в особых условиях шведского побережья, изобилующего шхерами и мелями , такие боевые единицы будут весьма эффективны даже против полноценных броненосцев .

Развитие броненосных кораблей береговой обороны в Швеции, как и в ряде других стран, началось с мониторов. В 1864 году на шведских верфях было заложено сразу три корабля типа «Джон Эрикссон», по образцу знаменитого «Монитора» Дж. Эрикссона . Это были небольшие мониторы с очень низким надводным бортом, вооружённые двумя 240-мм орудиями в единственной башне, способные развить скорость лишь 7 узлов. Водоизмещение этих мониторов не дотягивало даже до 1500 тонн . В 1867 году шведы заложили ещё один монитор - «Локе», немногим более крупный и чуть лучше вооружённый . Хотя все эти корабли подвергались критике за низкую мореходность и тихоходность, шведское военно-морское командование считало их весьма полезными в системе береговой обороны.

Броненосец береговой обороны «Оскар II».

Первыми настоящими броненосцами береговой обороны стали корабли типа «Свеа». Головной броненосец заложили в 1884 году , два последующих в и 1891 годах , в строй они вошли в -1893 годах . При водоизмещении немногим более 3000 тонн, они были неплохо защищены, развивали весьма приличную для своего времени скорость 15-16 узлов и в качестве основного вооружения несли по два 254-мм орудия в носовой башне. Средний калибр был представлен четырьмя 152-мм орудиями . Малая осадка позволяла этим боевым единицам действовать в районах, недоступных для больших кораблей . В начале XX века их перевооружили на скорострельную артиллерию .

Следующая серия броненосцев береговой обороны также состояла из трёх кораблей и известна как тип «Оден» . Они стали развитием предшественников, с несколько улучшенными характеристиками. Главный калибр размещался теперь в двух одноорудийных башнях в носу и корме . В строй вся тройка вошла в -1899 годах . В 1901 году флот пополнил ещё один малый броненосец - «Дристигетен» . Его основной особенностью стал впервые применённый новый главный калибр - 210-мм орудия, средний калибр стал 150-миллиметровым. Такое сочетание закрепилось на шведских броненосцах надолго .

Броненосец береговой обороны «Сварие».

На базе «Дристигетена» шведы разработали новый проект, который размножили в четырёх экземплярах. Это были броненосцы типа «Эран», вошедшие в строй в -1904 годах . Они несли более лёгкую броню, нежели прототип, зато оказались несколько более быстроходными, а их средний калибр теперь размещался в башнях вместо казематов . Завершил линию развития ранних броненосцев шведского флота «Оскар II», построенный к 1907 году . Его водоизмещение превысило 4000 тонн, скорость достигла 18 узлов, а вся среднекалиберная артиллерия теперь размещалась в двухорудийных башнях. Таким образом, шведы за 20 лет построили 12 броненосцев береговой обороны и на некоторое время вошли, благодаря этому, в десятку сильнейших морских держав .

После этого шведы сделали паузу в постройке кораблей этого класса, вернувшись к созданию броненосцев береговой обороны уже после начала Первой мировой войны . В 1915 году был заложен головной корабль типа «Сварие», затем ещё два. Все они вошли в строй в -1922 годах . Следует отметить, что большая часть средств на их постройку была собрана по подписке с населения. Проект действительно стал новым словом в развитии класса. Водоизмещение выросло вдвое и приблизилось к 8000 тонн, главный калибр теперь представляли мощные 283-мм пушки в двухорудийных башнях. Паротурбинная установка позволила этим броненосцам развивать скорость более 22 узлов. Бронирование также было достаточно солидным для кораблей таких размеров.

Шведское военно-морское командование считало этот тип идеальными кораблями береговой обороны. Когда встал вопрос о замене устаревшего «Оскара II», новый проект был разработан на базе «Сварие» . Основным отличием от прототипа должна была стать мощная универсальная и зенитная артиллерия. Но от реализации проекта отказались, вместо этого модернизировав в 1930-х годах все корабли типа «Сварие» .

Последние броненосцы шведского флота планировалось заказать в 1939 году , но ход боевых действий на море в начавшейся Второй мировой войне заставил командование усомниться в соответствии самой концепции броненосца береговой обороны новым реалиям. В итоге, шведы предпочли строить лёгкие крейсера типа «Тре Крунур» .

Броненосцы береговой обороны Норвегии

Броненосец береговой обороны «Норге».

Заказчик был вполне удовлетворён полученными кораблями и поэтому положительно отнёсся к поступившему в конце 1898 года предложению «Армстронга» построить для норвежского флота ещё два броненосца, представлявшие собой усовершенствованную версию «Харальд Хаарфагрфе». Ф. Уоттс разработал шесть вариантов будущего корабля и весной 1899 года оба броненосца типа «Норге» были заложены в Элсвике. От предшествующего типа они отличались несколько большими размерами, менее толстой бронёй, но зато средний калибр был теперь представлен 152-мм орудиями. «Норге» и «Эйдсволд» были переданы флоту в 1901 году . На протяжении последующих 40 лет, четвёрка броненосцев береговой обороны оставались самыми мощными кораблями норвежских ВМС и поддерживались в очень хорошем техническом состоянии.

Броненосцы береговой обороны Дании

Броненосец береговой обороны «Херлуф Тролле».

Развитие броненосных кораблей датского флота в 1860-1880-х годах шло неровно, так как военно-морское командование долго не могло выработать наиболее подходящий для Дании тип малого броненосца. В результате, водоизмещение кораблей этого класса колебалось от немногим более 1300 тонн для «Рольфа Краке» до более чем 5000 тонн для «Гельголанда» . Первый корабль вполне соответствующий классу броненосцев береговой обороны сошёл со стапеля в 1886 году под названием «Ивер Хвитфелд» . При водоизмещении 3300 тонн корабль нёс две 260-мм пушки в барбетных установках, а также 120-мм и малокалиберные орудия.

Спустя десять лет датский флот предпринял попытку создать броненосец с минимально возможной осадкой, для действий в мелководных районах датских проливов . В 1897 году в строй вступил «Скьёльд» - один из самых маленьких броненосцев в мире. За счёт водоизмещения, лишь немногим превышавшего 2000 тонн, удалось добиться осадки около 4 м. Вооружение столь малого корабля естественно оказалось слабым. «Скьёлд» имел одну 240-мм пушку в носовой башне и три 120-мм орудия в одиночных башенных установках в корме .

В дальнейшем, датский флот предпочёл строить броненосцы, близкие по своим характеристикам к шведским. В 1897 году начинается строительство серии кораблей типа «Херлуф Тролле». Головной броненосец вошёл в строй в 1901 году . Каждый из трёх кораблей тщательно испытывался, в строительство последующих вносились изменения, поэтому последний корабль серии пополнил флот лишь в 1909 году .. Различаясь в деталях, все броненосцы этого типа несли по два 240-мм орудия в одинарных башнях и четыре 150-мм пушки в качестве среднекалиберной артиллерии .

Строительство последнего датского броненосца растянулось на девять лет. Решение о строительстве «Нильса Юэля» было принято в 1914 году . Предполагалось создать броненосец с главным калибром из двух 305-мм орудий. Но начавшаяся Первая мировая война показала, что главным противником броненосцев береговой обороны будут скорее лёгкие силы и авиация . Поэтому проект основательно переработали и в 1923 году «Нильс Юэль» вступил в строй имея в качестве основного вооружения десять 150-мм орудий, которые позже дополнили зенитными автоматами . Водоизмещение превысило 4000 тонн, но скорость броненосца осталась весьма скромной и не превосходила предшественников .

Броненосцы береговой обороны Финляндии

Броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен».

Последние в истории броненосцы береговой обороны были построены в Финляндии . Решение о строительстве этих кораблей для финских ВМС было принято в 1927 году , а непосредственной разработкой проекта занималась немецко-голландская компания. Ставилась задача совместить размерность датского броненосца «Нильс Юэль» с вооружением шведского «Сварие», который имел вдвое большее водоизмещение. В итоге на броненосцах удалось разместить мощное вооружение из четырёх 254-мм орудий в двухорудийных башнях, а также 105-мм универсальные орудия и зенитные автоматы. Всё это удалось уместит в водоизмещение около 4000 тонн. Платой за такое достижение стало ослабленное бронирование, причём бортовая броня могла защитить корабль лишь от малокалиберных снарядов и осколков .

Оригинальной оказалась силовая установка. Впервые на надводном боевом корабле установили дизель-электрические агрегаты . Это обеспечивало броненосцам исключительную маневренность, необходимую в услових шхер. Особое внимание уделили конструкции корпуса, позволвшей действовать даже в сложным ледовых условиях, характерных для Финского залива . Головной броненосец «Вяйнямёйнен» заложили в 1929 году , в том же году началась постройка «Ильмаринена» , причём оба строились на отечественных верфях. Оба броненосца вошли в состав флота в 1932 году и стали его самыми мощными кораблями .

Примечания

  1. Военно-морской словарь. - М: Воениздат, 1990. - С. 61. - ISBN 5-203-00174-X
  2. Каторин Ю.Ф. Броненосцы. - СпБ: Галея-Принт, 2008. - С. 109. - ISBN 978-5-8172-0116-1
  3. Каторин Ю.Ф. Броненосцы. - С. 114.
  4. Каторин Ю.Ф. Броненосцы. - С. 46.
  5. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860-1905. - London: Conway Maritime Press, 1979. - P. 360. - ISBN 0-85177-133-5
  6. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860-1905. - P. 361.
  7. Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002. - С. 374. - ISBN 985-13-1009-3
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...