Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов). Типологические проявления эмоциональной направленности личности Определение общей эмоциональной направленности личности

Почти все выделенные нами типы ОЭН в социальном отношении более или менее рав­ноценны. Некоторое исключение в худшую сторону, возможно, представляют только глорический, гедонистический и акизитивный типы, хотя и это утверждение не может быть абсолютизировано.

Тем не менее различия в эмоциональной направленности накладывают глубокий от­печаток на весь строй духовной жизни ин­дивидов. Правомерность отнесения подобно­го рода различий в духовном облике людей к фактору эмоциональной направленности проверялась нами, как было указано в пре­дыдущем параграфе, в целой серии массо­вых эмпирических исследований.

Самое первое из таких исследований бы­ло посвящено вопросу о влиянии типа ОЭН людей на общие особенности их эмоциональ­ного самочувствия. В данном случае нас ин­тересовали не только те эмоции, которые “запроектированы” в различных склоннос­тях человека, но и вся его эмоциональная жизнь в целом.

Ради выяснения этого наши исследуемые наряду с определением своего типа до тест-анкете работали со специальным опросником, ответы на который раскрывали содер­жание их наиболее частых переживаний - приятных и неприятных, вызванных внешними ситуациями и оценкой собственного поведения.

Результаты исследования доказали, что принадлежность человека к тому или иному типу ОЭН действительно заметно сказыва­ется на общей “архитектонике” его эмоцио­нальной жизни. Главная тенденция состоит в том, что каждый тип имеет присущую ему основную “плоскость” колебания самочувст­вия от счастливого до несчастного. Для “альтруистов” она лежит в координатах пе­реживаний единения с людьми - отчужде­ния от них; для “романтиков” в координа­тах необычайности -- обыденности и т. п. В полярности этих координат есть один принципиально важный момент: она не вполне равнозначна той полярности, с кото­рой мы сталкиваемся в обычном подразде­лении эмоций на положительные и отрица­тельные. Так, для “альтруистов” реализуе­мые в альтруистических действиях жалость и сострадание часто ближе лежат к положи­тельному полюсу координат, чем к отрица­тельному 1 .

“Эмоции несчастья” для каждого типа - это не просто “страдание” это - обобщен-

1 Такой характер “альтруистического счастья” смущал многих, ибо казалось, что в этом кроется вечто безнравственное. Дж. Ст. Милль так описы­вает свое самочувствие, когда он осознал, что не сможет быть счастлив, если исчезнут люди, нуж­дающиеся в его помощи: “Я обмер, рушилось все, что поддерживало меня в жизни” (цит. по: И. И, Мечников. Этюды оптимизма. М., 1964, стр. 227). На самом деле подобная постановка вопроса искусственна и равнозначна тому, как если бы врач, любящий свое дело, стал терзаться от мысли, что ему для счастья нужны болезни, а судья - что ему нужны преступления.

ная оценка ситуации как “выталкивающей” субъекта за пределы дорогой для него сферы эмоциональных и действенных отношений к жизни.

Интересно отметить, что при этом у одних “маятник” колебания их эмоционального самочувствия приближается как бы к полю­су “эмоций счастья”, а у других к полю­су “эмоций несчастья”.

Такое различие встречается и у лиц, объективно находящихся в одних и тех же жизненных условиях. Оно, следовательно, не ситуативно, а личностно, выявляя, одна­ко, дифференциацию людей уже не по их направленности, а по их характеру, образуя, так сказать, “мажорный” и “минорный” ти­пы последнего.

Другие тенденции типологического структурирования эмоциональной жизни людей представлены нами в таблицах. В таблице 2 помещены сведения об эмо­циях, вызываемых объективными ситуация­ми, в таблице 3 - оценкой собственного поведения.

Подчеркнуты те коэффициенты частоты переживания каждой эмоции 1 , по которым

1 Эти коэффициенты получепы путем деления числа исследуемых данного типа, отметивших у себя такое переживание, на общую численность репрезентативной “типовой” группы. Нули и запя­тые опущены.

Таблица 2

Переживания Типовые группы
альтруи­стиче­ская пракси-ческая гности­ческая эстети­ческая гедони­стиче­ская
Радость успешного труда (р<0,01) Типовая эмоция 200
Обида на неблагодарность (р < 0,01)
Возмущение недостойным поведением (р<0,05)
Сострадание (р<0,01)
Раздражение неполадками в работе (p< 0,001)
Неудовлетворяемая жажда познания (р<0,05)
Раздражение препятствием к занятию любимым делом (p<0,05)
Тоска по красоте (р<0,01)
Беспричинная тоска или апатия (р<0,01)
Чувство вины (статистически недостоверно)

Таблица 3

Переживания Типовые группы
альтруи­стиче­ская пракси-ческая гности­ческая эстети­ческая гедони­стиче­ская
Удовлетворение проявленной целеустремленностью (p<0,05)
Вера в свои силы (p<0,01)
Удовлетворение эстетическими способностями (статистически недостоверно)
Удовлетворение продвижением вперед (p<0,001)
Неудовлетворение способностями (p<0,001)
Неудовлетворение знаниями (p<0,005)
Недовольство своей апатией (статистически недостоверно)

данный тип резко отличается от других, - двумя чертами, если в большую сторону, од­ной - если в меньшую. Именно эти показа­тели намечают основные контуры эмоцио­нальных характеристик типов.

Еще более интересные результаты при­несло исследование связи между типами ОЭН и корреспондирующими с ними свойст­вами личности. В этом исследовании данные о принадлежности определенных юношей и девушек к альтруистическому, праксическому и гностическому типам были сопоставле­ны с усредненными оценками их отзывчиво­сти, трудолюбия и общего интеллектуаль­ного развития, которые выставили им това­рищи по курсу.

Результаты этого исследования на пер­вых порах привели нас в недоумение, ибо неожиданно показали, что при любом типе ОЭН развитие любого качества личности бывает и высоким, и средним, и низким. Даже средние показатели по группам не отличались статистически значимо друг от друга. Однако вскоре было обнаружено, что связь между типом ОЭН и уровнем развития корреспондентного свойства все же несом­ненно существует, но представлена в более скрытой и интересной форме, чем нами предполагалось априори. Такая связь обна­руживается не при межличностном, а, так сказать, при “внутриличностном” сопостав­лении различных параметров индивида. Для этого следует определить, какое из оценен­ных свойств человека развито у него лучше других, и приписать ему высший (первый) ранг вне зависимости от его абсолютной ве­личины. Затем так же ранжировать другие качества. При таком подходе выявляется, что процент высоких рангов по корреспондентному типовой репрезентативной группе свойству в этой группе, наибольший, а процент низких - наименьший по сравнению с остальными группами.

Данные по высоким рангам представле­ны в таблице 4 1 .

Таблица 4.

Таким образом, тип ОЭН создает тенден­цию к тому, чтобы корреспондирующее с ним свойство заняло у его представителей доминирующее положение среди всех дру­гих их качеств . Статистическая достовер­ность этого вывода высока.

Выяснилось также, что для каждого типа вообще существует своя, наиболее характерная иерархия качеств. У “альтру-

1 При оценке данных таблицы не следует удивляться, что в случае сложения процентных показателей по строкам будут получаться суммы, большие 100%. Это объясняется наличием поде­ленных высоких рангов, когда такой ранг (1,5) приписывается сразу двум качествам.

истов”: отзывчивость–трудолюбие–интеллектуальное развитие; у “праксиков”: трудо­любие–интеллектуальное развитие–отзывчивость; у “гностиков”: интеллектуальное развитие–трудолюбие–отзывчивость.

Что же касается удивившего нас сначала факта, что отдельные “альтруисты” могут оказаться малоотзывчивыми, а “праксики” не очень трудолюбивыми и т. д., то секрет его, как выяснилось, прост. Дело в том, что любить определенные переживания и быть готовым платить за них дорогой ценой - вещи далеко не тождественные. Существуют разные пути удовлетворения потребности в “ценных” эмоциях, и разные люди по-разно­му эти пути выбирают, поскольку сам по себе тип ОЭН еще не определяет личности однозначно. Можно жить в мире “трога­тельных чувств”, самоотверженно помогая людям, можно - предаваясь мечтам или чи­тая подходящую литературу. Праксические эмоции можно испытывать, ставя перед со­бой неодинаковые по трудности цели и т. д.

Факторное воздействие типа ОЭН на иерархию свойств личности и ее эмоцио­нальную жизнь - показательное явление. Но только им дело не ограничивается. Эмо­циональная направленность также значи­тельно влияет на систему предпочтений и оценок людей в разных видах деятельности. Мы это видели уже при анализе интересов, мечтаний и воспоминаний. Заметно выявля­ется роль эмоциональной направленности и при исследовании психологической совме­стимости индивидов. Хотя общее отношение людей друг к другу определяется прежде всего оценкой моральных качеств партнеров по труду и общению, однако легкость взаимопонимания, теснота “интимного контакта” в большой ме­ре зависит и от сходства типа или общей структуры ОЭН. Это было установлено нами в ряде опытов, наиболее простой из которых состоял в следующем. Мы просили наших студентов назвать фамилии тех сокурсни­ков, с кем они легче всего добиваются взаи­мопонимания, и тех, с кем их контакт за­труднен. После этого высчитывались коэф­фициенты ранговой корреляции по ранжировке эмоций, перечисленных в тест-анкете, между “близкими” и “далёкими”. Чаще все­го коэффициент корреляции между “близки­ми” оказывался значительно выше, чем между “далекими”, что свидетельствует о важной роли сходства структуры эмоцио­нальной направленности для хорошего по­нимания молодыми людьми друг друга 1 .

Та же закономерность проявилась при исследовании вопроса о влиянии эмоцио­нальной направленности на выбор “спутни-

1 Этот опыт проводился после тех, что описа­ны ниже, и в нем одном вместо типологического подхода к сопоставлению эмоциональных направленностей людей применен подход, близкий к так называемому “димензиональному” (“измерительному”). Обладая своими недостатками, последний, однако, был удобен в данном случае тем, что позволял определять степень эмоциональной близо­сти ОЭН и у лиц с разными ее типами. Сравнительный анализ обоих подходов дается в следующем параграфе.

ка жизни”. Это исследование было проведе­но в двух вариантах: путем анализа реально заключенных браков между студентами, чья эмоциональная направленность была установлена еще задолго до этого, и изучения предпочтений в любви и дружбе на описательных моделях “идеального друга”. Для иллюстрации сказанного приведем следую-

щий “фрагмент” из проведенного сопостав­ления двух рядов данных.

Среди 5 предложенных студенткам мо­делей юноши, девушки пугнического типа в 78% случаев выбрали следующую: “Волевой и решительный, любящий борьбу во всех ее формах. Отчаянная голова. Порой бесшабашный, азартный, но целеустремленный”. Модель же юноши: “Сдержанный, серьезный, иногда не чуждый иронии. Очень начитан и интеллектуально развит. Любит размышлять над сложными явлениями жизни. Ум его более философского, чем практического склада” - не выбрала ни од­на из 18 студенток этого типа.

Совсем иначе распределили свои симпа­тии по отношению к этим двум “моделям” юношей 33 девушки гностического типа ОЭН. Первая модель (“отчаянная голова”) была выбрана только одной из них (3% го­лосов). Второй (“философ”) отдало предпоч­тение абсолютное большинство - 67%.

При исследовании реальных браков эта закономерность - при прочих равных усло­виях предпочитать всем другим молодым людям юношу того же типа, что и у са­мой, - была, естественно, сильно “затушевана” многими дополнительными обстоя­тельствами, отнюдь не создававшими равных условий для выбора. Но и здесь она все же явственно “просвечивала” сквозь “туман” сложного взаимодействия множества разных факторов, определяющих выбор “спутника жизни” в реальной действительности.

Весьма показателен и такой факт: при подсчете частоты ранних браков (до 22-х лет) среди студентов оказалось, что де­вушки и юноши альтруистического и комму­никативного типов ОЭН вступают в такие браки вдвое чаще остальных своих сокурс­ников.

Хотя личность человека так или иначе дает себя знать в любой его активности, но лишь одна художественная деятельность (в первую очередь литературная) способна достаточно полно и содержательно запечат­леть личность деятеля, его мироощущение и мировосприятие в самих своих “продуктах”. В связи с этим интересен факт существенного влияния типа ОЭН на литературное творчество . Этот факт был подтвержден в массовых экспериментах со студентами, причем никакого отбора исследуемых по склонностям и способностям нарочно не производилось. Не останавливаясь подробно на деталях экспериментов, отметим лишь некоторые полученные результаты.

Тип ОЭН не влиял на уровень “литера­турной продукции” молодых людей, если брать ее в целом. Однако оказалось, что од­ни сюжеты лучше удаются лицам альтруис­тического и коммуникативного типов, другие - “эстетикам” и “романтикам” и т. д. Сочиняя рассказ на заданную тему: “Росла яблонька, радовала людей, но однажды ее кто-то погубил”, лица первых двух назван­ных типов ОЭН гораздо чаще других драма­тизировали свое повествование, связывая судьбу дерева с судьбой человека. В 50% случаев в их сочинениях встречался мотив яблоньки-памятника, например:

“В деревне Осипово жил старик, Семен Потапович, бывший колхозник, а теперь пенсионер... Был у него сын, да убили его во время войны и жену Потапыча убили... И решил старик посадить яблоню... Пусть цветет и шумит своими молодыми ветвями, а он будет сидеть под ней и вспоминать своих близких...”

Концовка рассказа у этих же лиц нередко повествовала о гибели вместе с яблонькой и того человека, который ее посадил: “Мать встала перед яблонькой и сказа­ла, что не даст рубить, что, рубя дерево, они рубят жизнь человеческую. Но что фашис­там до человеческой жизни? Засмеялся фа­шист и выстрелил в женщину”.

У всех остальных исследуемых подобные мотивы встречались в 10 раз реже. Сюжет строился совсем иначе и в общем был бед­нее событиями и переживаниями людей. Лица эстетического типа, в частности, смы­словым центром своего рассказа делали по­гибшую красоту дерева: “За деревенькой, на треугольнике, обра­зованном речкой и большаком, по которому шли войска, раскинулся колхозный сад. Израненные стальным ливнем, стояли деревья, воздев к небу обгорелые ветви свои. А у самой дороги, тихо шелестя листвой, задумчи­во стояла яблонька. Казалось, как видение стояла она на пути проходящих солдат... Залитая лучами солнца, встречала она победителей. И подравнивались ряды проходя­щих рот, подтягивались солдаты, загорались усталые глаза, и запекшиеся губы шептали как клятву: “Вся земля зацветет и станет такой, как ты, гордой и непреклонной”.

А утром, поднявшись с привала, бойцы увидели только кучу веток и разлапистые следы прошедшей ночью танковой колонны. Янтарными слезами горели в лучах утрен­него солнца капельки росы и скатывались на сырую землю”.

Как мы видим, автор пытался ввести в рассказ “идейный мотив”, но художествен­ное чутье ему изменило, и он обрек яблоньку на гибель под колесами наших же танков, будучи слишком захвачен стремлением передать трагичность обреченной красоты.

Совсем иначе справились те же лица с описанием конкретного пейзажа, открывав­шегося из окна аудитории, где проводился эксперимент. Лучшие результаты здесь да­ли юноши и девушки эстетического типа. Но главное различие между испытуемыми опять-таки было не в уровне, а в духе ра­бот, в их стиле. Особенностью описаний студентов коммуникативного и альтруистиче­ского типов ОЭН было своеобразное распро­странение коммуникативного отношения на неживую природу. В более слабых работах это выражалось в наличии ненужных олицетворений, в частом употреблении сенти­ментальных метафор и прямых обращений к природе, в оценке ее явлений в терминах “добра и зла”. В работах посильнее та же тенденция была выражена гораздо тоньше, давая о себе знать в особо теплом и мягком тоне повествования, в особых “коммуника­тивных” его интонациях.

Для работ “праксиков” было характерно вкрапление в описание пейзажа прозаично-деловых оценок, частое употребление ввод­ных слов, указывающих на степень досто­верности событий или на связь между ними, выражение своих намерений в связи с по­годными условиями и т, д. У более художе­ственно развитых авторов праксический тип ОЭН давал о себе знать в большой динамич­ности и точности пейзажного изображения.

Описания студентов эстетического типа в целом характеризовались наличием двух рядов признаков - таких, которые легко поддаются выделению и счету, и таких, ко­торые сводятся лишь к определенному об­щему впечатлению. К первым можно было отнести лаконичность описаний (среднее количество слов у “альтруистов” = 105, у “праксиков” = 90, у представителей эстети­ческого типа = 70) и преобладание безлич­ной формы над личной. Ко вторым - стрем­ление к экспрессии, к передаче цельного об­щего впечатления о пейзаже, статичность и минорность. Восприятие у студентов эстети­ческого типа было, так сказать, резонирую­щим, окрашивающимся в эмоциональные тона, соответствующие объективному харак­теру пейзажа, в то время как у других рас­смотренных типов ОЭН восприятие казалось скорее проецирующим, более зависящим от чувств, которые владели молодыми людьми еще до акта восприятия.

Чтобы конкретизировать сказанное, при­ведем две лучшие пейзажные зарисовки, встретившиеся у студентов коммуникатив­ного и эстетического типов.

Екатерина О. (коммуникативный тип ОЭН).

“Еще утром, только, только проснувшись, почувствовала что-то очень, очень хорошее. Оказывается, выпал снег! В марте - снег! Почему-то сразу поднялось настроение.

Сейчас из окна видна небольшая рощица и пруд. Деревья припорошены снегом. Чуть ветер колыхнет ветки, и снег падает. И хотя день неприветливый, небо хмурое, но все равно хорошо. Чувствуется, что воздух све­жий и чистый. Это очень красиво, когда все-все в снегу. И деревья, и кусты, и земля. За­видуешь мальчишкам, которых замечаешь у пруда. И даже воробьям, которые примости­лись на ветках. Сидят нахохлившись. Они недовольны крымской весной. Им, наверное, холодно. Хотя мороза совсем нет... Немного трудно передать свои чувства. Чувствуешь все: и радость, и удивление, и грусть”.

Лариса К. (эстетический тип ОЭН).

“Белый день. Даль в дымке. Деревья буд­то нарисованы белым и коричневым. Снег с деревьев падает медленно на мокрую землю. За деревьями серый пруд. Вокруг него черные кусты. Холодно. Дальние силуэты домов, белые пятна крыш, черточки столбов. На го­ризонте горы. Белое, коричневое и серое”.

Кстати, девушка - автор последнего опи­сания, по мнению наших экспертов (писате­ля, журналиста, учителей), абсолютно луч­шего среди всех сданных нам, в школе за все годы обучения ни разу, по ее словам, не име­ла оценки за сочинение выше “посредствен­но”. Такую же оценку она получила и на вступительных экзаменах на математический факультет Крымского педагогического инсти­тута. Когда мы, заинтересовавшись этим фак­том, дали девушке еще несколько специаль­ных тем, то оказалось, что с некоторыми из них она действительно справилась не очень хорошо, другие же были выполнены на уров­не явно выше того, с каким мы встречались у других студентов. Мы считаем это очень показательным явлением, которое вместе с ранее приведенными нами данными свиде­тельствует о том, что учащийся по-настоящему может проявить свои литературные

способности только на корреспондентном его эмоциональной направленности материале.

Очевидно, это обстоятельство надо учитывать и на вступительных экзаменах в вуз, и при обучении в школе.

Связь “типологических” особенностей ли­тературной продукции с особенностями са­мого видения мира была подтверждена в ис­следовании с выбором готовых “моделей” восприятия некоторых ситуаций представите­лями разных типов ОЭН. Выяснилось, на­пример, что и здесь у представителей альтруистического и коммуникативного типов “про­скальзывает” тенденция “морального вос­приятия” природы, как дружественной или враждебной человеку, в то время как у лиц романтического типа - тенденция восприни­мать природу в “координатах” своего “слияния” - “разлада” с нею.

Интересно отметить, что такие же тен­денции можно проследить и у больших пи­сателей и поэтов, скажем у Н. А. Некрасова и И. С. Никитина, с одной стороны, и у М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева - с дру­гой (например, у Н. А. Некрасова: “...мне лепетал любимый лес: верь - нет милей род­ных небес...”, “...лес с какой-то неприязнью в меня бросал холодные листы”. У Ф. И. Тют­чева: “...все во мне, и я во всем...”, “...и от­чего же в общем хоре душа не то поет, что море...”).

Принадлежность первой группы поэтов к коммуникативному или альтруистическому типу, а вторых - к романтическому можно предположить на основе ряда их высказыва­ний о себе (например, у М. Ю. Лермонтова: “Мой ум не по пустякам к чему-то тайному стремился”, и т. п.).

Возвращаясь вновь к нашим исследова­ниям студентов и старших школьников, от­метим результаты еще одной, последней се­рии экспериментов, в которой было установ­лено, что эмоциональная направленность со­здает многочисленные тенденции предпочте­ний и в отношении к самым разным предме­там, явлениям, ситуациям - от определения любимых песен, стихотворений и книг до желания жить в больших, шумных или малень­ких, уютных городах и населенных пунктах.

Юноши и девушки с разной эмоциональ­ной направленностью по-разному ассимили­руют многие внешние воздействия, по-разно­му представляют свое личное счастье. Так, девушки альтруистического и коммуникатив­ного типов, выполняя задание - описать, как бы они изобразили счастье, если бы бы­ли художниками, - в 64% случаев предложи­ли явно “семейные” ситуации: “Мать и отец склонились над ребенком в кроватке”; “Сол­нце, мать с ребенком” и т. д. Среди осталь­ных студенток подобные ситуации решили изобразить только 17% испытуемых. Эти данные, между прочим, говорят и о том, что более частые ранние браки у девушек с ком­муникативной и альтруистической направ­ленностью отнюдь не случайное явление.

Таковы основные результаты исследова­ния вопроса об эмоциональной направленно­сти человека как причинном факторе самого широкого спектра проявлений его личности.

В заключение посмотрим, как определен­ная эмоциональная направленность, “спле­таясь” с другими особенностями человека в неповторимое единство, дает себя знать на протяжении всей его жизни. Это можно сде­лать путем анализа автобиографий и днев­ников многих замечательных людей.

Возьмем в качестве примера дневники и письма Ф. Э. Дзержинского 1 . “Железный Фе-

1 Ф. Дзержинский. Дневник заключенного. Письма. М., 1966.

ликс”, как назвал Дзержинского народ, был грозой для врагов революции. Но главной притягательной ценностью в жизни этого че­ловека была любовь к людям: “Я хотел бы

обнять своей любовью все человечество...” (стр. 27). “...Я остался таким же, каким и был, хотя для многих нет имени страшнее моего. Любовь сегодня, как и раньше, она все для меня...” (стр. 260). Любовь для Ф. Дзержинского непременно активна и самоотверженна: “Любовь зовет к действию, к борьбе...” (стр. 178).

Но в то же время для него, как для лич­ности с ярко выраженной альтруистической эмоциональной направленностью, огромное значение имело само по себе переживание любви, положительный эмоциональный кон­такт с окружающими: “...самое великое сча­стье в жизни человека - это те чувства, которые ты можешь дать людям и люди

тебе ...” (стр. 219). “Настоящий праздник души - слияние человеческих чувств ” (стр. 222).

Утверждая, что “счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье- это состояние души”, Дзержинский подтверждает свою мысль следующим примером: “Взгляни... на ту бедную мать, которая полюбила всем серд­цем свое дитя: как она бывает счастлива... когда ребенок прижмется к ней, улыбнется и прощебечет: “Ма-ма”; один этот миг возна­градит ее за миллион печалей, ибо ради таких минут живет человек” (стр. 34; курсив наш.-- Б. Д. ).

Этот пример с матерью для Дзержинского отнюдь не случаен. Он близок его собст­венной натуре, как близки ему “трогательные чувства” (стр. 70, 245), которые вызывают дети: “...я люблю детей так, как никого дру­гого... Я никогда не сумел бы так полюбить женщину, как их люблю...

В особенно тяжкие минуты я мечтаю о том, что я взял какого-либо ребенка, подки­дыша, и ношусь с ним, и нам хорошо. Я жи­ву для него, ощущаю его около себя, он лю­бит меня той детской любовью, в которой нет фальши, я ощущаю тепло этой любви, и мне страшно хочется иметь его около се­бя... Часто-часто мне кажется, что даже мать не любит детей так горячо, как я...” (стр.. 55-56).

Он “хотел бы быть отцом и в душу ма­ленького существа влить все хорошее, что есть на свете, видеть, как под лучами... (его) любви к нему развился бы пышный цветок человеческой души” (стр. 73).

“Без любящих сердец, без мечтаний я не мог бы жить”, - признается Дзержинский (стр. 73).

Таков лейтмотив “личного счастья” для альтруистически направленной личности. Это не делает ее односторонней, но этим как бы определяется все остальное. Поэтому для Дзержинского “работа - слияние своей жиз­ни со всем миром” (стр. 180). Поэтому даже его восприятие красоты природы как бы обу­словлено его любовью к людям: “...в сердце моем столько любви, что мне вечно слышно музыка полей, и леса, и неба голубого...” (стр. 224).Интересно отметить, что содержащиеся в письмах и дневниках Дзержинского описания природы следуют тем же стилистическим и иным тенденциям, которые мы признали ха­рактерными для альтруистического и комму­никативного типов ОЭН. Это и переход от восприятия природы к мыслям о людях: “Так прекрасен мир! И тем более сжимается мое сердце, когда подумаешь об ужасах че­ловеческой жизни!” . И этический, гумани­стический “окрас” этого восприятия: “...ве­чером заглянет ко мне за решетку звездочка и как будто что-то говорит тихонько...” (стр. 237). “...Стройные, но печальные бере­зы кланяются мне” (стр. 70). Луна “глядит равнодушно” (стр. 89). Листья “улыбаются солнцу”. Мягкий воздух “ласкает”. Небо “улыбается им (людям), суля успех” (стр. 50). Весенний дождик “радостен” (стр. 85).

И употребление уменьшительно-ласка­тельных слов для обозначения явлений при­роды: “солнышко”, “травка”, “звездочка”.

В то же время автобиографические запис­ки Ф. Э. Дзержинского хорошо, показывают и пределы влияния эмоциональной направ­ленности на поведение человека. Как ни хо­чется молодому Феликсу Эдмундовичу по­святить себя воспитанию детей, он говорит: “Я не могу себе этого позволить, я должен странствовать все время, ас ребенком не мог бы” (стр. 56).

Мировоззренческая направленность рево­люционера, чувство долга и сострадания к уг­нетенным побуждают его отказаться от более легкого пути удовлетворения своей по­требности в альтруистических переживаниях в узкой сфере общения с несколькими близ­кими людьми и встать на трудный путь слу­жения трудовому народу. Так у реального индивида та или иная его общая эмоциональ­ная направленность конкретизируется через его убеждения, ч:ерез вполне определенные объекты его привязанностей.

Тем не менее, как мы видели на материа­ле всего этого раздела, выявленная даже в самой абстрактной форме ОЭН личности уже дает нам очень многое для понимания того, что данному человеку непременно должно быть предоставлено в жизни, чтобы он полу­чил свою долю удовлетворения и счастья. Ибо, как глубоко заметил Ф. Э. Дзержин­ский, “нужно иметь минуты счастья, чтобы жить и быть светлым лучом в жизни, вызы­вающим кругом радость, и чтобы уметь стра­дать и не быть сломленным ничем, ничем...” (стр. 240-241).

7.Формирование общей эмоциональной направленности

В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.

Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закреплении и в действенной реализации моральной направленности человека. Однако они всегда являют собой оценку, а не ценность. В то же время при любой моральной направленности каждый человек хотел бы и лично быть счастлив, а счастье представляет собой не только объективные достижения человека, но и определенные его яркие переживания, ценные сами по себе.

В свое время было установлено, что ценность одних и тех же переживаний для разных лиц ранжирована по-разному. В связи с этим в психологию и было введено понятие общей эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность, таким образом, связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально- мировоззренческой. Общая эмоциональная направленность человека сказывается прежде всего в выборе им той сферы деятельности, которая наиболее соответствует этой направленности.

Таким образом, Б. И. Додонов предлагает выделять 10 типов общей эмоциональной направленности человека:

1. Альтруистический тип. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально- мировоззренческих взглядов.

2. Коммуникативный тип. Как тип общей эмоциональной направленности человека, он близок к альтруистическому. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными.

Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний -- это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности. Коммуникативный тип общей эмоциональной направленности -- самый распространенный, особенно среди девушек. По результатам исследований Б. И. Додонова, к нему принадлежит около четверти всех юношей.

3. Праксический тип. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности.

Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых -- своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути.

Люди этого типа менее требовательны к виду занятий (лишь бы они приносили ощутимый полезный результат), но более «придирчивы» к их форме, организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.

Распространенность праксического типа может сильно колебаться в разных профессиональных группах людей.

4. Гностический тип. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему. Представители гностического типа так говорят о себе: «Для меня самое приятное переживание -- разобраться в трудном вопросе» или: «Самое приятное чувство -- решить задачу, когда вначале казалось, что ее решить невозможно».

5. Романтический тип. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас произойдет нечто, и именно оно окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу человека, за которого я переживаю). Погоня за «дразнящим ароматом тайны» толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, и ученых, которые пролагают новые пути в науке.

Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений. Подростков с романтическим типом эмоциональной направленности чаще всего удается выявить по их безудержному увлечению приключенческой литературой.

6.Пугнический тип. Название этого типа общей эмоциональной направленности происходит от латинского слова «pugno» -- бороться. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Это люди, для которых «жить -- значит рисковать», как сформулировал свое кредо один из известных итальянских альпинистов. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями. Сам страх для лиц пугнического типа несет в себе нечто приятное, как для детей, слушающих «страшные» сказки.

7. Эстетический тип. Люди, относящиеся к этому типу, выше всего ценят наслаждение прекрасным. Удовлетворяемая жажда красоты, чувство прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного -- вот мир тех переживаний, к которым их неудержимо и постоянно влечет. Нередко их любимыми эмоциональными состояниями являются лирическая, светлая грусть, задумчивость.

Как и все другие типы общей эмоциональной направленности людей, эстетический тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.

8. Глорический тип (от лат. gloria -- слава). Это тип людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Б. И. Додонов отмечает, что лица с глорическим типом эмоциональной направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.

1. Акизитивный тип (от фр. acquisition -- приобретение). Главным наслаждением людей данного типа является удовольствие от накопления

2. чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств. Для определения данного типа важно отметить своеобразное чувство удовлетворяемой страсти от приобретаемого, самоценности приобретений. Поскольку такая самоценность порою может сочетаться со специальной целью, иногда даже общественно полезной, не следует спешить с осуждением людей акизитивного типа.

3. 10. Гедонический тип. Гедонизм в переводе с греческого означает «наслаждение». По признаку тех эмоций, переживание которых составляет главное наслаждение человека, выделяются и все остальные типы эмоциональной направленности. Однако у всех остальных их наслаждение неразрывно связано с целенаправленной деятельностью. «Гедонисты» же любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие.

4. Тип общей эмоциональной направленности личности, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека.

5. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает свое воздействие на восприятие человеком окружающей действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о

6. счастье.

Вместе с тем лицу с ярко выраженной определенной эмоциональной направленностью отнюдь не чужды и все другие побуждения. Но они существуют не независимо от главного типа эмоциональной направленности человека, а как бы пронизываются им (Додонов Б. И., 1987).

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа нашего эксперимента заключается в определении уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста...

Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания

1.1 Общая характеристика самосознания У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т.д...

Направленность в структуре личности

Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания...

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

Наблюдение - самый простой и распространённый метод довольно полного и объективного фиксирования внешних проявлений психики человека в различных условиях его жизнедеятельности. Исследователь, применяя данный метод, имеет чёткую цель и план...

Особенности взаимосвязи типов и видов направленности личности с межличностными отношениями старшеклассников

Многие отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев) при определении структуры личности, включают в нее такой обязательный компонент как направленность. "Направленность - это активность личности...

Психологическая характеристика сознания

Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том...

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук...

Развитие мелкой и общей моторики у детей с ТНР

Упражнения на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. 1. Самомассаж ушных раковин...

Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка

Исследовательская работа проводилась на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общей школы №2 с. Пояркова и школы №2 г. Благовещенска. Исследовательская работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий...

Формирование профессиональных ориентаций учащихся средних специальных учебных заведений

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

Под общей эмоциональной направленностью Борис Игнатьевич Додонов понимал такую эмоциональную характеристику личности, которая проявляется в ценностном отношении к определенным видам эмоциональных переживаний, стремлении личности к этим переживаниям. Б.И. Додонов различал десять видов эмоций.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация -когда человек является предметом всеобщего внимания и восхищения.

4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства” введен в употребление П. М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения.

В состав праксических чувств у П. М. Якобсон, включил и такие эмоции, как эстетические, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Б.И. Додонов выделяет праксические эмоции в их чистом виде.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба) – это эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции – это эмоции, вызываемые чем-то необычайным, необыкновенным, таинственным. Под романтизмом понимается стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

Типичной романтической эмоцией является чувство таинственности. Оно появляется в связи не с любой тайной, а только там, где человек ощущает действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности.

7. Гностические эмоции (от греч, gnosis - знание) – эмоции, связанные с потребностью в “когнитивной гармонии”, которая состоит в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному “общему знаменателю”. Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, - это проблемная ситуация.


8. Эстетические эмоции – эмоции, вызываемые восприятием произведений видами искусства и природы.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение) - эмоции возникающие в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

В соответствии с приведенной классификацией эмоций Б.И. Додонов различал десять видов общей эмоциональной направленности личности: 1) альтруистическую, 2) коммуникативную, 3) глорическую, 4) праксическую, 5) пугническую, 6) романтическую, 7) гностическую, 8) эстетическую, 9) гедонистическую, 10) акизитивную направленность.

Эмпатия - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т.д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

    направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается …

    Телевизионная коммуникация: самовыражение личности - Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации.… …

    Коммуникативное ядро личности - это единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими либо техническими средствами контактах индивида с разл. людьми и общностями. К. я. л. проявляется, во первых, во всех формах знания (образы восприятия … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя - негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    стандартизованный метод исследования личности - (СМИЛ стандартизованный метод исследования личности) создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с… … Большая психологическая энциклопедия

    ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ - – психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических, перверсных и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ - отрасль социологии, изучающая С. (Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

    ЕВРАЗИЙСТВО - первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… … Православная энциклопедия

    Конституция человека - (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Эмоции - (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Купить за 691 грн (только Украина)
  • Общая психология. Личность и мотивация. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Диянова З.В.. Настоящее учебное пособие посвящено исследованию личности и мотивации. В нем представлены индивидуальные свойства человека, рассмотрена эмоциональная направленность личности, изучены системы…

МЕТОДИКА Б.И. ДОДОНОВА

«Определение общей эмоциональной направленности личности»

Инструкция: Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

«Безусловно, да» – а

«Пожалуй, да» – б

«Пожалуй, нет» – в

«Безусловно, нет» – г

Занесите Ваш выбор в бланк ответов.

Текст опросника

1. Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив (а).

34. Я чувствую радость, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.


44. Мое настроение поднимается от осознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...