Экологическая политика развивающихся стран. Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

2.3 Особенности экологической политики развитых стран (на примере США и ЕС)

Особенности экологической политики США. Экологическая безопасность рассматривается в США как неотъемлемый компонент национальной безопасности. Для обоснования этого положения американские специалисты приводят ряд доводов. Во-первых, глобальный экологический кризис представляет такую же опасность, как традиционные военные угрозы. Во-вторых, обострение экологической ситуации в различных регионах мира становится причиной социальной и политической нестабильности, межгосударственных противоречий и насильственных конфликтов. К ужесточению конфронтации с США могут прибегнуть слаборазвитые государства, которые считают, что развитые страны во главе со США несут ответственность за несправедливое распределение мирового богатства и истощение глобального экологического капитала. В-третьих, тенденция к сокращению внешних силовых угроз национальной безопасности заставляет более четко определить объект несиловых угроз, которые отличаются от такового в традиционной стратегии обеспечения национальной безопасности (национальной суверенитет, целостность и независимость государства) и включает жизненно важные экологические, политические и социальные интересы американского государства и его граждан.

Экологическая политика начала проводиться в США раньше, чем в других странах, к середине прошлого века. В то время природоохранные вопросы - качества воздуха и воды, а также некоторые другие - находились, как правило, в ведении властей отдельных штатов. Но всевозрастающая общественная тревога о состоянии окружающей среды, в частности, о качестве воздуха, побудила Конгресс США пойти на принятие ряда федеральных природо-охранных законов. Этому способствовал и тот факт, что в США государству принадлежит не менее 30% земли, что позволяло обходить крайне чувствительные вопросы частной собственности и собственности штатов. Кроме того, согласно Конституции США Конгресс обладает правом устанавливать налоги. Этим правом Конгресс воспользовался, когда вводились налоги на разного рода загрязнение. В 1960-х гг. был принят ряд законов, обладавших необходимой гибкостью для формирования основ экологической политики США (Закон о контроле качества воды 1965 г., Закон о чистом воздухе 1967 г. и др.)

1970-е гг. ознаменовались началом централизации экологической политики США. По инициативе Президента США Ричарда Никсона в структуре исполнительной власти в соответствии с Планом реорганизации № 3 в декабре 1970 г. было создано Федеральное агентство по охране окружающей среды, которое Конгресс наделил существенными полномочиями в сфере разработки, регулирования и реализации природоохранных действий. Агентство активно занималось разработкой жесткой экологической политики и природоохранных мер, носивших регулирующий характер, а также мер по реализации природоохранных стандартов.

1980-е гг. являются периодом дерегуляции экологической политики. Инициативы президентской администрации Рональда Рейгана завершились возвращением существенных экологических полномочий властям штатов. Компетенция и функции Агентства по охране окружающей среды были сокращены. Так, Исполнительный указ Президента № 12291 обязал Агентство и любые другие федеральные структуры проводить анализ затрат и эффективности всех регулятивных мер и выбирать для реализации наиболее экономически эффективную. Надзор за выполнением этого указа был вменен Бюджетному управлению. Также вводилось требование до введения на законодательном уровне экологических норм проводить оценку их экономического, воздействия. Единственным сегментом экологической политики, которому администрация Рейгана придавала большое значение, стала проблематика оценки и управления рисков. Особое внимание в США к концепции оценки рисков и ее методологии было вызвано аварией на ядерном реакторе атомной электростанции «Три Майлс Айленд» в штате Пенсильвания в 1979 г .

Признаком того, что для США эпохи президента Рейгана во внешней политике экономические и военные вопросы имели приоритетное значение по сравнению с вопросами сохранения окружающей среды, может служить следующий факт. В это время на международных переговорах по вопросам окружающей среды Соединенные Штаты представляли, с одной стороны, традиционно Государственный департамент, и с другой, знаково, Департамент торговли. Идею о том, что необходимо создать отдельный Департамент по охране окружающей среды, в республиканской администрации не принимали всерьез. Вместе с этим не было и намерения вводить в состав переговорных групп представителей Агентства по охране окружающей среды. Это также может говорить и о том, что вопросы окружающей среды в то время в основном рассматривались в качестве вопросов внутренней политики.

Экономическая доминанта в международных переговорах проявлялась и внутри Америки. Так, интеграционные экономические процессы в Северной Америке едва не оставили вне поля зрения экологические аспекты. Именно так и было в самом начале экономической интеграции в Северной Америке. Республиканская администрация Рейгана в США отдавала явный приоритет экономическим аспектам. Соглашение о свободной торговле (Free Trade Agreement), подписанное в 1989 г. между США и Канадой, не затрагивало вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Положение немного изменилось с приходом в Белый дом другой республиканской администрации под руководством Джорджа Буша - старшего.

XXI век выдвинул перед США новые и весьма сложные экологические задачи и заставил изменить стратегические ориентиры развития. Точка приложения основных усилий перемещается с частной задачи охраны окружающей среды на более общую цель сбалансированного устойчивого развития. А между тем эта цель развития осознается в американском обществе крайне слабо. Наблюдается спад массового экологического движения, причем это происходит на фоне усиления в обществе антиэкологических настроений и появления достаточно мощных групп давления, выступающих против экологических планов и блокирующих дальнейшее расширение регулирующей функции государства в экологической и экономической сфере. Успех многих ранее проведенных экологических программ объясняется тем, что необходимость их была очевидной, а экономические затраты на них - относительно незначительными. Решение же тех проблем, которые связаны с загрязнением в будущем, обходятся намного дороже. Убеждать же людей в необходимости принятия дополнительных мер по экологической защите становится все труднее из-за необходимости новых ассигнований в природоохранную сферу. Обеспечение экологической безопасности связано с увеличением прямых затрат большей части населения страны (владельцев автотранспортных средств, фермеров и др.). Например, в 2005 г. расходы США на решение этих проблем составили 240 млрд. долл., в то время как на оборону - 200 млрд. долл. В то же время не более 5% американцев относят экологические проблемы к числу национальных приоритетов.

В США возросло недовольство повышением стоимости экологических затрат и их воздействием на экономику. Промышленность, в свою очередь, стремится сократить свои расходы на экологическое регулирование путем его ослабления. На этом этапе государство, лишившись массовой опоры, теряет свое влияние на процесс принятия решений в природоохранной сфере и вынуждено искать новые возможности достижения компромисса с укрепившими свое положение в «переговорном процессе» частными бизнесменами, позиция которых по экологической проблеме зависит во многом от их видения своих приоритетных долгосрочных интересов.

Государственная экологическая политика является одним из важнейших факторов управления социально-экологической ситуацией. По нашему мнению, под государственной экологической политикой следует понимать систему специфических политических...

Государственная экологическая политика

Государственная экологическая политика в России остается недостаточно эффективной в связи с отсутствием государственных программ повышения экологической безопасности...

Основные направления эколого-экономической политики развитых стран мира

Причиной для начала процесса экологизации в глобальном проявлении послужил энергетический кризис в 1973-1974 гг...

Охрана почв от загрязнения

Ежегодно выбрасываются миллиарды тонн мусора, который молено использовать повторно или сжигать для получения тепла. Хотя мусор - это полезный источник вторсырья и энергии, его сбор стоит дорого, учитывая затрачиваемый ручной труд...

Промышленные предприятия и окружающая среда (на примере ОАО "Кызылская ТЭЦ")

Защита окружающей среды - это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями всех отраслей экономики...

Пыль как экологическая проблема. Особенности загрязнения воздуха рабочей зоны производственной аптеки пылью на примере ассистентской комнаты и его влияние на состояние здоровья. Профилактика пылевой патологии

Работа провизоров и среднего фармацевтического персонала в аптеках относится к числу весьма сложных и напряженных видов трудовой деятельности. Аптечные работники подвергаются воздействию неблагоприятных микроклиматических условий...

Совершенствование системы управления отходами в регионах

Проблема переработки отходов становится самой актуальной в современном мире. В связи с этим к 2010 г. в Европейских странах запланирован полный отказ от полигонального захоронения отходов...

Стандарты качества окружающей среды в Республике Беларусь

Экологическая политика в Республике Беларусь

На современном этапе масштабность воздействия человека на окружающую среду достигли апогея, что проявилось в форме экологического кризиса. В отличие от катастрофы экологический кризис - это обратимое состояние...

Экологическая политика Китая

Экологическая политика США

В организационном смысле можно выделить несколько основных сфер проявления политики: 1. политико-правового признания - в виде осмысления важности проблемы, выделения в ней правовых аспектов (государство должно сделать это потому...

Экологическая политика США

Передовая часть человечества, переосмысливая предшествующий опыт, сосредоточила интеллектуальный потенциал на разработке новой модели развития цивилизации, ставящей во главу угла экологическую безопасность...

Экологическая политика Украины

Верховная Рада Украины (ВР) приняла во втором чтении и целом законопроект "Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политики до 2020г." За соответствующее решение проголосовали 249 из 378 народных депутатов...

Экономика природопользования

Природоохранная деятельность на предприятии осуществляется в следующих направлениях: · использование прогрессивных технологий по сравнению с применяющейся на других предприятиях; · относящихся к потенциальным источникам неорганизованных...

  • 7. Участие России в мэо
  • Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами и его регулирование. Внешнеторговая политика различных стран в конце XX в
  • 1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли
  • 2. Международная торговля услугами
  • 3. Мировая электронная торговля
  • 4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики
  • 5. Лизинг как способ содействия развитию внешнеэкономических связей
  • 6. Особенности внешнеторговой политики различных стран
  • Лекция № 3. Мировые рынки товаров, труда и капитала
  • 1. Мировые рынки товаров
  • 2. Международное движение капитала
  • 2. По характеру использования существует следующее подразделение.
  • 3. По срокам имеет следующее деление.
  • 4. По целям капиталовложения существует следующее подразделение.
  • Лекция № 4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке
  • 1. «Конкурентный ромб» м. Портера
  • 2. Экологическая политика
  • 3. Стадии конкурентного развития стран
  • 4. Мировая конкурентоспособность различных стран
  • 5. Конкурентоспособность государств на микроуровне
  • Лекция № 5. Международная кооперация производства
  • 1. Тнк, роль и сферы деятельности тнк в современной мировой экономике
  • 2. Операции тнк
  • 3. Влияние тнк на мировую экономику и формирование современных мэо
  • 4. Тнк и государство в 1990-е гг
  • 5. Специфика и основные формы международного технологического обмена
  • 6. Международный обмен технологией и права интеллектуальной собственности
  • 7. Российские тнк за границей и иностранные тнк в России
  • Лекция № 6. Международная миграция рабочей силы
  • 1. Исторические предпосылки, причины и основные центры миграции
  • 2. Положительные и отрицательные стороны миграции
  • 3. Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в рф
  • Лекция № 7. Международная региональная экономическая интеграция
  • 1. Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции
  • 2. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции
  • 3. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике
  • 4. Содружество Независимых Государств: современная модель экономической интеграции и интересы России
  • 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг
  • 2. Валютный курс и его влияние на внешнюю торговлю. Факторы, его образующие
  • 3. Организационно-правовой фундамент современной валютно-финансовой системы
  • 4. Ямайская система. Реформирование мвф
  • 5. Проблема стабильности постъямайской мировой финансовой архитектуры. Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
  • Лекция № 9. Международные экономические организации и соглашения
  • 1. Общие положения
  • 2. Роль системы оон в развитии многостороннего регулирования мэо
  • 3. Вто и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования мэо
  • 4. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
  • Лекция № 10. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
  • 1. Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
  • 2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
  • 3. Макроэкономическая роль валютного курса
  • 4. Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике
  • 2. Экологическая политика

    В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них – экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.

    Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.

    Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.

    Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта в необходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

    Эти проблемы не только ухудшают и без того неблагополучную ситуацию, но и ускоряют темпы загрязнения окружающей среды: многие современные показатели уже несопоставимы с аналогичными в предшествующие периоды. В XX в. уничтожена четверть всех обрабатываемых земель и более двух третей лесов. За последние 30 лет загрязнение воды увеличилось более чем в 10 раз, а производство возросло в 2,5 раза. Многие специалисты говорят и о проблеме загрязнения космоса, так как за последние годы в нем накопилось множество уже не нужных нам объектов, многие из которых нельзя возвратить на Землю – это может вызвать серьезные и непоправимые последствия.

    При всем этом явном и быстром ухудшении экологических показателей расходы на охрану природы возросли всего в 3,5 раза, причем существует тенденция, при которой этот разрыв увеличивается еще больше.

    Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развивающиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления экологической угрозы. Естественно, большая часть вредных выбросов приходится на развитые страны, но, по прогнозам специалистов, «вклад» в этой области развивающихся стран к середине XXI в. увеличится с 28 % (на сегодняшний день) до 40 %.

    В решении этой проблемы необходимо опираться на международный уровень. Еще в 1983 г. была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию в рамках Организации Объединенных Наций.

    В 1992 г. проводилась конференция в Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде. На ней была принята «Повестка дня на XXI век», которая содержала ряд положений. Главными из них являются: права людей на здоровье, охрану окружающей среды, соблюдение интересов будущих поколений, внесение изменений в технологии и методы производства и потребления.

    Современные экологические проблемы носят и политический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия. Сотрудничество в этой сфере требует особого внимания, хотя зачастую ограничения по использованию опасных веществ, ядерного оружия и прочее идут в разрез с национальными интересами той или иной страны.

    Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и другие, косвенные меры. К первым относятся запреты, ограничения, установление определенных стандартов, обязанностей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.

    Настоящий период, характеризующийся обострением экологических проблем, возникновением катаклизмов, заставил многие страны объединить усилия. Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспечения экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства, обеспечение контроля за возведением экологически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.

    Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран. Обсуждались меры по привлечению средств стран со всего мира, были установлены предельные уровни выбросов для каждой страны (причем страны могут продавать свои квоты друг другу).

    В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны попытались устранить те недостатки, которые все же существуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.

    Как бы то ни было, страны всего мира понимают всю значимость экологической проблемы и стараются координировать свои действия в природоохранной сфере.

    Государственная политика, проводимая с определенными целями, может значительно влиять на формирование конкурентных преимуществ различных стран. В последние десятилетия она все чаще осуществляется с помощью проведения активной экологической политики в рамках экономической стратегии наиболее развитых государств. Государство вынуждено вмешиваться в решение экологических проблем, потому что рыночные механизмы сами по себе пока что не могут учитывать экологические издержки в цене товаров. Это сфера, в которой фирмы не всегда получают немедленную прибыль, но выгоды для нации в целом значительно выше выгод, получаемых отдельными компаниями.

    М. Портер считает, что экологическая политика не влияет отрицательно на конкурентоспособность государств, так как страны с наиболее строгим природоохранным законодательством лучше всех экономически развиты. Наоборот, экологическая политика способствует повышению конкурентоспособности государств, отраслей и отдельных фирм. Это доказывается и научными исследованиями, и практической деятельностью фирм. На уровне государств экологически ориентированная экономика способствует повышению конкурентоспособности нации в целом, так как улучшается среда обитания, повышается качество и увеличивается продолжительность жизни трудоспособного населения. Иногда отдельная компания не получает сразу же прибыли от вложений в охрану окружающей среды, но для всей страны такие преимущества более убедительны.

    Развитые страны используют экологическое законодательство и экономические рычаги природоохранной политики для повышения конкурентных преимуществ фирм и в конечном счете государства в целом. С этой целью они стимулируют ранний спрос на экологически чистую продукцию, повышают информированность потребителей, проводят сбалансированную политику в отношении иностранных инвестиций, поощряют внедрения экологически чистых технологий и развивают новые экологические отрасли. При этом особенно важно принимать первыми по сравнению с другими странами строгие стандарты и нормы, постоянно их ужесточать и контролировать их выполнение. Это дает технологическое преимущество в конкурентной борьбе.

    В некоторых отраслях экономики субъектами конкурентной борьбы являются фирмы, а не государства. Фирмы рассматривают экологически ориентированное производство как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Это может достигаться за счет следующих факторов:

    1) экономия сырья и энергии ведет к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов;

    2) большинство экологических проблем представляют собой дополнительные возможности для фирм, главной предпосылкой которых является постоянное совершенствование технологий; наибольшие конкурентные преимущества получают фирмы, ранее других осуществляющие капиталовложения в экологически чистые технологии.

    В последнее время фирмы сами требуют от государства ужесточения законодательства для приобретения преимуществ над конкурентами. Эта тенденция распространяется не только на отдельные фирмы, но и страны.

    Санкт-Петербургский государственный университет
    Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
    Факультет прикладных коммуникаций

    Экологическая политика развитых и развивающихся стран

    Санкт - Петербург
    2012

    Оглавление
    Оглавление 2
    Введение 3
    Основная часть 4
    1.1 Германия впереди планеты всей 5
    1.2 Великобритания приручает энергию ветра и моря 6
    1.3 США – действуй локально 61.4 Индия – план действий разработан 7
    1.5 Китай – время строить мельницы и солнечные батареи 8
    1.6 Россия – робкие шаги к чистому будущему 8
    Заключение 10
    Список литературы 11

    Введение

    В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большимивозможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них – экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.
    Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающейсреды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.
    Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Имрассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.
    Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта внеобходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

    Основная часть

    Основным принципом перспективной экологической политики должен бытьпринцип «за загрязнение окружающей среды несет ответственность, прежде всего, производитель». Соответственно на производителя государство воздействует с помощью платы за природные ресурсы (почву, воду, воздух), за превышение норм выбросов, посредством эконалогов. Это регулирование - первое условие рационального сочетания экологической и внешнеторговой политики государства.
    Вместе с тем, посколькуэкологические затраты влияют на конкурентные позиции отдельных производителей и стран (в связи с увеличением себестоимости национальной продукции и услуг), многие исследователи с основанием считают, что эффективно координировать экологическую и внешнеторговую политику возможно только на макроэкономическом уровне с учетом международных соглашений. Такие соглашения в рамках ВТО должны препятствоватьэкологическому демпингу - ограничивать экспорт из стран, не осуществляющих активной экологической политики, экономящих на затратах по защите окружающей среды. С другой стороны, они призваны ограничивать «бегство промышленности» с грязными технологиями из развитых в развивающиеся страны.
    Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственнойподдержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.
    Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает...

    Утвердившаяся в последние десятилетия концепция устойчивого (точнее не наносящего ущерб природе) экономического роста предполагает неразрывное сочетание экономической и экологической политики. По существу, речь идет о новой модели экономического развития, соответствующей реалиям глобализированной экономики начала третьего тысячелетия.

    Экологическая политика все более активно реализуется в экономической стратегии развитых стран и крупных компаний. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводится как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний, которые берут на себя обязательства по соблюдению этих норм в своей корпоративной стратегии развития.

    В мире разрабатывается и осуществляется целый комплекс мер, направленных на решение задач нового этапа развития. Он включает принятие природоохранного законодательства, внесение соответствующих изменений в налоговые системы, применение различных инструментов экологической политики. В результате осуществления концепции устойчивого роста происходят глубокие изменения в структуре национальной экономики, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии, формируются новые отрасли производства. Все это приводит к снижению издержек производства.

    Уже на нынешнем этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту, не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. Последние исследования говорят о том, что аналогичная тенденция наблюдается и в движении капиталов - привлекательными в качестве объектов инвестиций оказываются отрасли, подпадающие под наиболее жесткое экологическое регулирование. Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут только усиливаться, поэтому экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны.

    На уровне государств экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности нации в целом путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения. Отдельная компания может не получить немедленной отдачи от вложений в охрану окружающей среды, тогда как в масштабе страны такие преимущества более очевидны, даже если они не всегда обретают четкую денежную оценку. К примеру, введение норм очистки сточных вод может повысить издержки отдельных фирм, но даст, в то же время положительный эффект в масштабах страны благодаря уменьшению заболеваемости населения из-за употребления загрязненной воды. В целом ряде случаев экологически ориентированное производство может повысить и конкурентоспособность отраслей и отдельных компаний.

    На уровне отдельных отраслей промышленности влияние экологического фактора не столь однозначно и в значительной степени зависит от типа отрасли. Положительное влияние природоохранные мероприятия могут оказать на отрасли, использующие современные технологии. Например, сталелитейная отрасль, несмотря на сравнительно высокие издержки по выполнению природоохранных требований, может получить существенный выигрыш от внедрения ресурсосберегающих технологий, автомобилестроение от разработки моделей с пониженным потреблением топлива.

    Однако для целого ряда "грязных" отраслей с высокими экологическими издержками (добывающие, химическая, нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная) получение конкурентных преимущества от соблюдения природоохранных мер гораздо более проблематично. Например, при создании современного металлургического предприятия стоимость очистных сооружений почти соответствует стоимости производственного оборудования. В таких производствах соблюдение экологических требований повышает себестоимость продукции на 30-40%. Но и в этих отраслях все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических характеристик производственных процессов.

    Международная конкурентоспособность страны определяется наличием в структуре ее экспорта технически передовых экологических изделий. Германия, где действуют жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров, несмотря на ослабление позиций на рынке промышленной продукции в целом.

    Практическим доказательством того, что благодаря учету экологии компании могут повысить конкурентоспособность, является участие многих крупных компаний в добровольных программах по снижению уровня загрязнения, позволивших одновременно снизить издержки производства.

    Принятие экологического законодательства - важный шаг на пути реализации экологической политики. Однако наиболее сложным является не само установление стандартов, а их упреждающее принятие, постоянное ужесточение и контроль за выполнением, что и происходит в развитых странах Запада. Особенно этот процесс стал заметен в 90е годы. По мнению экспертов, одной из главных причин успеха Германии в экспорте экологических товаров и технологий является раннее принятие жесткого экологического законодательства. Оно вызвало изменение структуры внутреннего спроса раньше, чем в других странах, и дало таким образом Германии технологическое преимущество в борьбе с конкурентами.

    Признавая приоритетное значение экологического законодательства для повышения конкурентоспособности бизнеса, следует отметить, что в ряде случаев более эффективным средством экологической политики являются экономические инструменты. Поэтому в последние годы центр тяжести переносится с директивного на экономическое регулирование. Главные инструменты - это экологические налоги и субсидии, квоты на выбросы, определение прав собственности на некоторые природные ресурсы (земля, вода, лес), обязательства об обратной приемке, требования в отношении содержания рециклированных материалов в той или иной продукции и ряд других.

    В нашей стране вопросам экологической политики не уделяется достаточного внимания. В стране сложилась нерациональная для окружающей среды и отсталая по современным международным стандартам структура производства и потребления. Фактически отсутствует современная экологическая политика, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня, опиралась на передовой международный опыт и рассматривала экологический фактор как один из приоритетов экономического развития. Принятая стратегия устойчивого развития носит декларативный характер, не будучи подкрепленной соответствующими законодательными и финансовыми рычагами. Принимаемое в области охраны Окружающей среды законодательство, несмотря на довольно жесткие природоохранные нормативы, также не подкреплено рычагами его эффективной практической реализации, вводится со значительным отставанием от уровня наиболее продвинутых в этой области стран Запада. Однако, самая главная проблема заключается в том, что большинство российских компаний до сих пор не изменили своего отношения к экологии как к затратному механизму. Они далеки от понимания тех конкурентных преимуществ, которые могут быть получены в результате подключения к этому новому и перспективному направлению развития мировой экономики.

    В нашей стране сложилось мнение, что учет экологического фактора это исключительно затратное мероприятие, которое может лишь снизить конкурентоспособность государства и компаний. Справедливости ради заметим, что даже в развитых странах, где уже осуществляется экологическая политика, на этот счет существуют достаточно противоречивые мнения. Однако учет экологической составляющей в экономической деятельности может быть выгодным и в масштабах отдельных стран, и для конкретных фирм. Это подтверждают многие исследования (например, М. Портера.), а также практическая деятельность крупнейших компаний. Жизнь свидетельствует, что природоохранные мероприятия способны даже повысить конкурентоспособность государств, отраслей и отдельных фирм.

    Россия может и должна использовать международный опыт повышения конкурентоспособности для разработки новой экономической стратегии, учитывающей экологический фактор и возможности использования конкурентных преимуществ, открывающихся на рынке экологически чистой продукции.

    Экологическая политика развитых и развивающихся стран: сравнительный анализ

    Сообразуясь со своими национальными интересами, каждая страна проводит собственную политику, в том числе экологическую. В наибольшей степени различается экологическая политика в двух группах стран - развитых и развивающихся.

    В развитых странах экологические проблемы являются результатом достигнутого изобилия товаров и услуг. Они раньше других государств столкнулись с необходимостью выработки экологической политики. Еще в 1920-х гг. западные ученые обсуждали два пути выживания человечества, один из которых связан с созданием искусственной среды обитания, второй - с сохранением природных условий. С начала 1990-х гг. широкое распространение получила концепция устойчивого развития. Предпосылкой возникновения концепции устойчивого развития стала концепция «нулевого роста», которая была выдвинута в начале 70-х гг. Д. Медоузом и Дж. Форрестером в рамках исследований Римского клуба. Она заключается в признании объективного противоречия между интересами охраны среды и традиционными формами удовлетворения материальных потребностей. От высокоразвитых стран требуется, чтобы они перешли к минимальному (нулевому) экономическому росту. По существу эта концепция заключается в призыве к замораживанию потребностей и ограничению роста народонаселения.

    Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением

    окружающей среды. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брунтланд. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным способам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.

    Большое значение в экологической политике развитых стран имеют индивидуальные права человека на проживание в благоприятной окружающей среде, в том числе право на свободу доступа к информации о ее состоянии. Законодательство развитых стран предусматривает участие населения в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды. Практически во всех западных странах значительным влиянием и поддержкой населения пользуются партии «зеленых». Особенно сильны их позиции в Германии, где партия «зеленых» в настоящее время является третьей по популярности.

    Важнейшим направлением экологической политики развитых стран является ресурсосбережение. В силу высокой плотности населения в большинстве таких стран приоритет в охране природных ресурсов отдается землепользованию. Проводится инвентаризация и создание базы данных земельных ресурсов. Государство выплачивает компенсацию фермерам за отказ от продажи земли под застройку. Одним из альтернативных способов использования земельных ресурсов является их консервация. Проблема водосбережения решается путем создания системы повторного и многократного использования воды. Энергосбережению придается более широкий смысл, чем просто экономия энергии. Предпринимаются попытки перехода на возобновляемые энергоресурсы и альтернативные ис-

    точники энергии - солнечной энергии, энергии из биомассы, энергии, ветра, геотермальной энергии, энергии Мирового океана (использования энергетического потенциала вертикальных перепадов температур), энергии морских приливов. В соответствии с концепцией устойчивого развития каждая последующая фаза экономического роста должна быть менее энергоемкая, чем предыдущая.

    Регенерация и повторное использование отходов рассматриваются как реальный и прогрессивный способ одновременного решения экономических и экологических проблем, а также как стратегия предотвращения загрязнения окружающей среды. Наибольшая степень утилизации отходов (60%) достигнута в Японии. Для обозначения сфер деятельности, связанных с охраной окружающей среды, в развитых странах появилось понятие «экобизнес». Ведущим производителем экотехнологий является Германия.

    Рассмотрим особенности экологической политики развитых стран - США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Швеции и Японии. В США экологическая политика становится важнейшим приоритетом начиная со второй половины 1970-х гг., когда загрязнение воды и воздуха достигло опасной черты. В 1980-х гг. к ним добавилась проблема токсичных веществ, негативно воздействующих на организм человека. 1990-е гг. характеризуются смещением центра тяжести на предотвращение загрязнения окружающей среды. В настоящее время значительная часть полномочий в области экологической политики в США сосредоточена в мощном централизованном органе -Агентстве по охране окружающей среды. В Канаде борьба за экологию началась еще раньше, чем в США. Если в 1960-е гг. канадские природоохранители выступали вообще против всякого развития общества, то в настоящее время в

    Канаде придерживаются принципов устойчивого развития. Общая экологическая политика стран ЕС базируется на схожести многих экологических проблем, обязательности совместно принятых решений, единых мерах по борьбе с загрязнениями и согласованной позиции на международных переговорах. От ликвидации последствий загрязнения экологическая политика ЕС перешла к их предупреждению. Широко распространены налоги на загрязнение. Великобритания, которая всегда стояла особняком в вопросах европейской интеграции, имеет свои особенности экологической политики. Великобритания никогда не страдала от трансграничного загрязнения: господствующее направление ветров юго-западное, по территории страны не протекают международные реки. Островное положение делает ее менее чувствительной к проблемам загрязнения окружающей среды и менее зависимой от других стран. Основными принципами экологической политики Франции являются: отношение к качеству окружающей среды как элементу глобальной политики; сокращение издержек путем инноваций и предупреждения ущерба; децентрализация ответственности, широкое сотрудничество всех структур; соблюдение принципа «платит тот, кто загрязняет». Густонаселенная и высокоиндустриальная Германия обладает незначительными ресурсами, что вынуждает ее рационально использовать их, экономить электроэнергию, охранять почву, воду, атмосферный воздух. Экологическая политика Швеции ориентирована на разработку экологически чистых мало- и безотходных технологий и оборудования.

    В Японии экологическая политика развивалась в три этапа. Первый начался до Второй мировой войны и характеризовался борьбой против профессиональных заболеваний. Второй этап вызван японским «экономическим чудом» 1960 - 1970-х гг. и проявился в концепции экополиса - создании благоприятных условий обитания в

    городе, где человек проводит большую часть своего времени. Третий, современный этап связан с глобализацией экологического мышления.

    В 1980-х гг. центр экологической напряженности стал перемещаться из развитых стран в развивающиеся, экологическая политика которых выглядит иначе. Если в развитых странах экологический кризис развивался постепенно, в течение нескольких столетий, то в развивающихся странах он разразился неожиданно и стал быстро нарастать1. Основной причиной экологических проблем в развивающихся странах является общая экономическая отсталость. Чем беднее страна, тем меньше ее заботят вопросы охраны природы. По словам И. Ганди, бедность - мощный загрязнитель окружающей среды. На состояние экологии в развивающихся странах негативное воздействие оказывает международное разделение труда, приводящее к размещению в них загрязняющих производств.

    В последние годы лидером загрязнения окружающей среды стал Китай, стоящий перед лицом экологического кризиса. Китай лидирует в мире по общим выбросам диоксида серы, окиси углерода, происходит загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжается вырубка лесов. Промышленное развитие Китая шло резкими скачками, и в таком режиме было трудно контролировать проблемы с окружающей средой. В настоящее время лишь 69,3% всего объема потребляемой питьевой воды соответствует экологическим нормам, а 500 млн. граждан КНР не имеют доступа к чистой воде. Коэффициент использования водных ресурсов превышает рациональный мировой уровень. Например, данный коэффициент по рекам Хуанхэ, Хуайхэ и Дяохэ превышает 60%, по реке Хайхэ - 90%, что гораздо выше

    1 Environmental Implications of the Economic Crisis and Adjustment Reforms in East Asia. The World Bank Discussion Paper Series 1. Washington, January 1999, p. 3.

    предопределенной экологической линии на 30-40%. На равнине Северного Китая появилась самая большая в мире воронка понижения уровня подземных вод. Только 1 % городского населения дышит воздухом, который считается чистым по стандартам ЕС. По данным Всемирного банка, уже сейчас 16 из 20 наиболее загрязненных городов мира находятся в Китае. Не в последнюю очередь это вызвано растущим количеством автомобилей. Только в Пекине за последние два года их количество увеличилось более чем в два раза - до 2,6 млн.

    Уже сейчас состояние окружающей среды в Китае приводит к рождению детей с физическими недостатками, а в будущем предстоят более суровые испытания. В процессе индустриализации будут развиваться целлюлозно-бумажная, горнодобывающая,

    электроэнергетическая, химическая отрасли промышленности. В процессе урбанизации отстает строительство городской экологической инфраструктуры, в результате чего большое количество сточных вод и мусора не сможет быть подвергнуто безопасной переработке. Будет долго сохраняться структура источников энергии при доминанте угля, что приводит к загрязнению земли. В процессе трансформации социального потребления произойдет стремительное увеличение количества разнообразных новых загрязняющих веществ, таких как отходы электронных аппаратов, вредных стройматериалов и т.п., что нанесет огромный ущерб здоровью человека.

    Одним из самых впечатляющих примеров быстрого экономического роста в начале XXI в. является Тайвань. К 2004 г. рост его ВВП составлял 8-10% в год1. При этом

    PROCESSING OF MUNICIPAL SOLID WASTE AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY IN A CRISIS CONDITION

    BURLAKOV V.V., KRASNOSLOBODTSEVA E.D. - 2015 г.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...