Ипс орфографическое комментирование русского словаря. Безударные гласные в корнях слов Чередование в зависимости от суффикса — a —
1. П р а в и л о. В корне гар/гор без ударения пишется о , напр.: гореть , загорать , горючее.
И с к л ю ч е н и я: выгарки , выгарь , выгар , изгарь , пригарь , гаревой .
а : зага́р.
горн , горнило , горе , горевать , загоревать , огорчать , огорчить , огорчение , огорченный , огорчительный , пригорюниться , горький , горчинка , горчица , горчичник , горчичный , прогорклый в современном языке либо не считаются однокоренными, либо считаются словами с омонимичными корнями.
П р и м е ч а н и е 3. Есть омонимичный корень гор- (гора).
П р и м е р ы: гореть (и с приставками выгореть , догореть , загореть , нагореть , обгореть , отгореть , погореть , подгореть , пере-гореть , пригореть , прогореть , сгореть , угореть) , горелый (и с приставками загорелый , обгорелый , погорелый , пригорелый , угорелый) , горелка , горение , горючее , догорать (и с другими приставками выгорать , загорать , нагорать , обгорать , отгорать , перегорать , подгорать , пригорать , сгорать , угорать) , возгораться , возгорание (и с другими приставками догорание , загорание , перегорание) , загораться , загореться , погорелец , разгораться , разгореться , сгораемость , а также слова горячий , горячительный , горячить(ся) , горячка , погорячиться , разгоряченный , разгорячить(ся) , сгоряча .
Формулы:
2. П р а в и л о. В корне зар/зор без ударения пишется а , напр.: заря , заревой , зарница , зарничный , озарение , озаренность , озарить , озарять(ся) , зарянка (птица), заря-заряница.
а , и о : за́рево , лучеза́рный , светоза́рный и зори (мн.ч. слова заря) , зорька , зоренька , зорюшка , бить (играть) зорю .
П р и м е ч а н и е 2. Исторически однокоренные слова зариться , позариться , взор , надзор , обзор , подзорный , прозорливый ; озорной , озорничать , озоровать , озорной , позор , узор в современном языке являются словами с омонимичными корнями.
П р и м е ч а н и е 3. Слова заревать , зарянка , заревой изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре дается слово заревать , вместо прежнего зоревать. До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13- м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание зарянка . Слово заревой с 1991 г. рекомендуют писать только с корнем зар-.
Формулы:
3. П р а в и л о. В корне кас/кос пишется а в словах с суффиксом - а - , в остальных случаях пишется о , напр.: касаться , коснуться.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением гласный корня не встречается.
П р и м е ч а н и е 2. Омонимичные корни: кос 1 - (косец) , кос 2 - (косой) и кос 3 - (косичка) .
кас - : касаться , прикасаться , соприкасаться , касание , касательная , касательно , касательство , прикасание. Слова с корнем кос - : коснуться , неукоснительный , прикосновение , неприкосновенный , неприкосновенность , соприкосновение , соприкоснуться , соприкосновенный.
Формулы:
4. П р а в и л о. В корне клан/клон без ударения пишется о , напр.: склоняться , преклонение.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и о , и а : наклон , непреклонный , кла́няться , раскла́няться , откла́няться .
П р и м е р ы: клонить(ся) (и с приставками: наклонить(ся) , отклонить(ся) , приклонить(ся) , склонить(ся) , уклониться) , поклониться) , наклонять(ся) (и с другими приставками: отклонять(ся) , преклонять(ся) , приклонять(ся) , склонять(ся) , уклоняться , поклоняться) , наклонение , преклонение , склонение , уклонение , коленопреклонение , коленопреклонённый.
Формулы:
5. П р а в и л о. В корне лаг/лож пишется безударное а перед г , безударное о перед ж , напр.: налагать , наложить.
И с к л ю ч е н и я: полог , слоговой , залогодатель.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть только о , напр.: налог , наложница , предлог , непреложный.
П р и м е р ы. Слова с корнем лаг -: возлагать(ся) (и с другими приставками: излагать(ся) , налагать(ся) , облагать(ся) , перелагать(ся) , полагать(ся) , предлагать(ся) , предполагать(ся) , предрасполагать , прилагать(ся) , пролагать(ся) , разлагать(ся) , слагать(ся) , безотлагательный , безотлагательность , неотлагательный , предполагаемый , прилагательное (ср. приложение) , разлагающий(ся) , слагаемое , сослагательное . Слова с корнем лож -: ложиться , возложить , выложить(ся) (и с другими приставками: доложить(ся) , изложить , наложить(ся) , обложить(ся) , отложить(ся) , переложить(ся) , положить(ся) , предложить(ся) , предположить(ся) , приложить(ся) , проложить(ся) , разложить(ся) , расположить(ся) , сложить(ся) ), заложить (и с другими приставками: переложить , подложить , предрасположить) и производные: ложбинка , вложение (и с другими приставками: возложение , изложение , наложение , обложение , отложение , переложение , положение , предложение , предположение , предрасположение , приложение , разложение , расположение , сложение , уложение) ; обложной , отложной , положительный , предрасположенный , разложенец , разложимость.
Формулы:
6. П р а в и л о. В безударном корне моч - пишется о ; в безударном корне мак/мок пишется а в словах со значением «погружать в жидкость» (макать) , пишется о в словах со значением «делать что-н . мокрым или делаться мокрым» (отмокать , сапоги промокают) .
И с к л ю ч е н и я: промокашка , промокнyть (что чем) , промокательный – безударное мок - в словах со значением «погружать в жидкость».
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и о , и а : мокрый , намок , намочит , ма́канец (пирог) , ма́канка (свеча).
П р и м е ч а н и е 2. В словах мочало , мочалка , мочалить , измочалить , измочаленный корень моч- выделяется лишь исторически: мочало изготавливают посредством вымачивания, но в современном языке они однокоренными не считаются.
П р и м е ч а н и е 3. У корня мак- есть омоним мак- (маковый) , у моч- есть омоним моч/мок/мык/мк : за-мок , за-моч-ный , отмычка , отомкнуть.
П р и м е р ы. Слова с корнем моч - : мочить (и с приставками: вы- , за- , из- , на- , о- , об- , от- , пере- , по- , под- , раз- , с-) , мочёный , моча . Слова с корнем мак - : макать , обмакнуть , помакать , вы́макать , макальный , макальщик , макание , макнуть. Слова с корнем мок -: мокрица , мокрота , мокротный , взмокать , вымока́ть , намокать , непромокаемый , обмокать , подмокать.
Формулы:
7. П р а в и л о. В корне плав / плов без ударения пишется а , напр.: плавник , плавучий.
И с к л ю ч е н и я: пловец , пловчиха.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением могут быть а , ы , напр.: пла́вать , лесоспла́в , плыть.
П р и м е ч а н и е 2. Вариант корня плыв- трудностей в написании не вызывает, ср.: плыву , наплывать , подплывать , расплываться и т. п. , поэтому в основную часть правила не включен. Иногда путают два слова плавун (жук, трава, животное) и плывун (грунт).
П р и м е р ы: плавучий , плавник , поплавок , плавун (трава; жук; водяной опоссум) , плавунец (жук-плавунец) , плавунчик (птица) , сплавлять , сплавной , на плаву , наплавной ; плавильный , плавление , выплавить , выплавка , выплавлять , выплавной.
Формулы:
8. Правило. Безударный корень ров(н) пишется в словах с компонентами значения «ровный» (о плоскости, поверхности: ровнять площадку , забор , раствор бетона , подровнять холмик , заровнять ямы , сровнять с землей ; о линии, крае: ровнять волосы , бороду , челку , шторы , платье , подол , строй , шеренгу , колонну) , «стабильный , однородный» (ровнять шаг , слог; выровнять пульс , дыхание , цвет лица; характер выровнялся , отношения выровнялись) . Безударный корень равн пишется в словах с компонентами значения «равный кому-чему , одинаковый с кем-чем» (равнять 1 кого с кем, равняться 1 кто-что кому-чему, выравнять 1 (условия жизни , счет) , уравнять (в правах) , приравнять что к чему) или «сравнение» (сравнить , несравнимый) . Написания слов с неясной смысловой соотнесенностью следует запомнить (не ровен час , не равно что случится , уровень , равнина , ровесник , равняться 3 на кого, равнять 3 шаг по кому-чему).
Исключения: поровну (ров- в словах со значением «быть равным»); равнять 2 , выравнять 2 , подравнять кого-что в чем или во что (о многих по линии: бойцов в строю , столы , стулья в ряды) ; равняться 2 , выравняться , подравняться кто-что в чем (о многих в линию: рота выравнялась в строю , спортсмены подравнялись в шеренге) .
Примечание 1. Под ударением может быть и а , и о , напр. : ра́венство , ра́вный , ро́вный , ро́вня.
Слова с безударным корнем ровн - :
а) связанные со значением «ровный, гладкий, прямой»: ровнитель , ровнять(ся) ) , выровнять(ся) , заровнять(ся) , обровнять , поровнять , подровнять (о плоскости, о крае, линии, ритме) , прировнять («пригладить») , разровнять , сровнять (что с чем «сделать ровным»; сровнять с землей) , уровнять (что «сделать ровным» , уровнять с землей) ;
б) не связанные со значением «ровный»: поровну («по равным частям») , уровень (воды в реке , жизни) , ровнехонько , ровнешенько («точно», как ровно).
Слова с безударным корнем равн - :
а) имеющие значение, связанное с понятием «сравнение, равенство, одинаковость»: выравнять (условия жизни , счет , силы) , выравняться (в строю) , подравняться (доллар подравнялся с евро; класс команд подравнялся) , приравнять , равнять (кого, кого с кем, равнять всех под одну гребенку) , равняться (что чему, в шеренге , в строю или по первому , на передовиков , на мировой опыт) , сравнять (смерть всех сравняет) , сравняться (с кем-то в чем-то, в успехах , в знании) , уравнять (в правах) ;
всё равно , наравне (молодые и старые веселились наравне «одинаково» , сын трудится наравне с отцом «одинаково»; парить наравне с облаками «на одном уровне») , равнение (на правофлангового) , равнина («ровная поверхность» или «находящаяся на равном расстоянии от уровня моря») , равнинный , равнинник , равно , равно… (первая часть сложных слов, напр.: равноденствие , равнобедренный , равнозначный) , равняйсь ! (от равняться на правофлангового) , уравнение , уравниловец , уравниловка , уравнительный , уравновесить , уравновешенный ;
б) слова с приставкой с- : несравненный , несравнимо , сравнение , сравнить , сравнимый , сравнимость , сравнительный , сравнительно , (не) сравниться («при сравнении оказаться (не)равным»), кроме слов сровнять что с чем «сделать ровным», сровняться что с чем или мн. ч.;
в) не имеющие очевидной связи со значением «равный»: поравняться («двигаясь, оказаться рядом, на одном уровне») , не равнo (дорогу потеряешь).
Примечание 2. Выбор глаголов, различающихся только а или о в корне, равнять – ровнять , выравнять – выровнять , подравнять – подровнять , сравнять – сровнять , равняться – ровняться , выравняться – выровняться , подравняться – подровняться , сравняться – сровняться зависит от контекста, в котором не всегда легко выявить конкретное значение, определяющее написание.
Так, в парах равнять – ровнять , выравнять – выровнять , подравнять – подровнять сложно определить однозначно значение, когда есть множественный объект, который может быть воспринят и как единое целое и как совокупность сравниваемых единиц, причем параметр, по которому ведется выравнивание, может быть указан, а может только подразумеваться, ср.: сложили доски и выр?вняли циркуляркой – «выравняли по длине» или «сделали ровный край»?; ср.: равнять строчки текста «делать строчки равными по длине», здесь объект воспринимается как множество сравниваемых элементов – ровнять текст по левому краю «делать левый край ровным», объект воспринимается как единое целое. В других контекстах написание определяется однозначно, напр.: подсыпал холмики , ровняя их лопатой , обложил дерном – «сделал поверхность ровной, гладкой»; к их приезду я полдня кусты ровнял.
Формулы:
9. П р а в и л о. В корне рас(раст , ращ)/рос безударное а пишется перед ст , щ , безударное о перед с , напр.: расти , наращение , заросль.
И с к л ю ч е н и я: ростовой , ростовщик , (ростовщичество , ростовщический) , росток , ростковый , вырост , (выростной , выросток) , выростковый , заросток , подростковый , прорость ; отрасль , (подотрасль , отраслевой , отраслевик).
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть о (рост , рослый , роща) и а (в глаголах на -ивать : выра́щивать).
П р и м е р ы. Слова с корнем рас -: расти (и с приставками: врасти , взрасти , возрасти , вырасти , дорасти , зарасти , нарасти , обрасти , отрасти , перерасти , порасти , подрасти , прирасти , прорасти , произрасти) , растить (и с приставками: взрастить , вырастить , возрастить , вырастить , дорастить , нарастить , отрастить , порастить , подрастить , прирастить , прорастить) , врастать (и с другими приставками: возрастать , вырастать , дорастать , отрастать , перерастать , порастать , позарастать , подрастать , прорастать , прирастать , произрастать) , разрастаться , разрастись , врастание (и с другими приставками: возрастание , вырастание , зарастание , нарастание , обрастание , отрастание , перерастание , прорастание , произрастание , разрастание) , растение , растительный , растительность , возраст , возрастной . Слова с корнем ращ -: наращение , наращённый , подращённый , приращение , произращение , сращать , сращение , сращённый. Слова с корнем рос - : взрослеть , заросль , недоросль , поросль , повзрослеть , вырос.
Формулы:
10. П р а в и л о. В корне скак(скач)/скок(скоч) безударное а пишется перед к , безударное о – перед ч , напр.: скакать , вскочить.
И с к л ю ч е н и я: скачок , скачкообразный и формы глагола скакать с разными приставками (скачу , скачи , выскачу , проскачу).
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и а , и о : заскок , вскачь.
П р и м е р ы. Слова с корнем скак - : скакать (и с приставками: вскакать , выскакать , доскакать , заскакать , обскакать , отскакать , перескакать , поскакать , прискакать , повскакать , подскакать , прискакать , проскакать , ускакать) , скакнуть (и с приставками: выскакнуть , перескакнуть) , расскакаться , скакалка , скакание , скаковой , скакун , скакунок . Слова с корнем скоч -: вскочить (и с другими приставками: выскочить , доскочить , заскочить , наскочить , проскочить , отскочить , перескочить , подскочить , прискочить , проскочить , соскочить) , выскочка .
П р и м е ч а н и е 2. Личные формы некоторых глаголов в произношении совпадают, для проверки правильного выбора глагола надо поставить его в форму прошедшего времени: перескочить , перескочу (что, через что, куда) – перескакать , перескачу (кого): я перескочу (как перескочил) препятствие – я перескачу (как перескакал) тебя. Аналогично в следующих парах глаголов: вскочу , вскочил («вспрыгнуть, появиться») – вскачу , вскакал («скачками появиться где- то»), заскочу , заскочил («забежать куда- то») – заскачу , заскакал («начать скакать»), выскочу («выпрыгнуть» выскочит в окно , заяц как выскочит из кустов , безличное из головы выскочило) – выскакать (глагол фиксируется в значениях: «победить на скачках», «переместиться откуда- то или куда- то скача» о всадниках, но реально этот глагол в литературном языке практически не употребляется), подскочу , подскочил на вокзал – подскачу , подскакал на коне , проскачу (проскакал) на коне – проскочу (проскочил) поворот .
12. П р а в и л о. В корне крап/кроп без ударения пишется о , напр. : кропить , кропление , окропить , окроплённый , окроплять.
И с к л ю ч е н и я: вкрапление , краплёный , крапление.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только а : кра́пать , кра́пина , кра́пинка , вкра́пить , вкра́пленный , крап.
П р и м е ч а н и е 2. Исторически тот же корень в словах кропать , кропотливый , кропотун , крапива. На синхронном уровне слова не считаются однокоренными.
Формулы:
13. П р а в и л о. В корне лав/лов без ударения пишется о , напр.: ловить , ловушка , ловец , выловить , неуловимость , отловить , словить , уловить , уловитель , наловить.
а , и о : ра́зный , ра́зница , рознь , врозь , в ро́зницу , ро́зничный.
Формулы:
16. П р а в и л о. В безударном корне ста ( j )/ сто(j) пишется о перед й и гласными , в остальных случаях пишется а , напр.: стоять , остановка.
И с к л ю ч е н и е: остов .
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и а , и о : встать , стой , настой.
П р и м е ч а н и е 2. Корень является одним из самых продуктивных в русском языке. На современном уровне выделяются несколько омонимичных корней: 1) ста/сто со значениями «быть в вертикальном положении», «остановить движение», «занимать какую- то должность, позицию», «существовать»; 2) ста-(ть) со значениями «начать действие, начать быть кем- то, случиться»; 3) сто-(ить) со значением «цена, достоинство». Мы не выделяем корень ста/сто в словах стая , стан , станица , становой , статный , статья , станок , станина , устать , безустанный , достать , поставки , доставать , заставлять , достоинство , достойный , достояние , настоящий , обстоятельный , обстоять , отстоять , пристойный , состояние , хотя это и спорно.
П р и м е р ы. Слова с корнем ста - : восстановить(ся) (и с другими приставками: о- , при-о- , у-) , наставать , настаёт… , становиться , ставить (и с приставками: за- , о- , на- , над- , по- , под- , при- , у-) , вставлять (и с другими приставками: вы- , над , при-) и производные от этих глаголов: становление , восстановление , постановление , остановка , установка , выставка , пристань и др. Слова с корнем сто - : стоять (и с приставками: вы- , об- , от- , до- (ся) , за- (ся) , на- (ся) , пере- (ся) , про-) , стойком , стоймя , стоянка , стояк , стоялый , стояние , стоячий , постоялец , постоялый , настоятель («тот, кто стоит во главе»).
Формулы:
17. П р а в и л о. В корне лад/лод пишется а в словах ладья , ладейный , в остальных словах пишется о : лодчонка.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только о : лодка , лодочка , лодочный.
П р и м е ч а н и е 2. Написание слова ладья через а объясняется заимствованием слова с начальным южнославянским ла- , русский вариант был лодья .
Формулы:
Исторически корнем является ров/рав , а -н- – суффикс, но на синхронном уровне суффикс часто не выделяют. На синхронном уровне корень ров - выступает только в словах ровесник , ровесница , которые пришли в русский из чешского или польского, где -ес - является частью производной основы, как в чудо – чудеса .
Дата
Класс: 6
Урок: русский язык
Тип урока: урок новых знаний
Тема: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-,
-зар- – -зор-, -твар- – -твор-, клан- -клон-
Цели: познакомить учащихся с новой темой: чередованием гласных О - А в корне слова, определяемом ударением, способствовать формированию функциональной грамотности, развивать критическое, логическое мышление, речевые умения и навыки, воспитывать любовь к предмету.
Использование модулей программы «Лицом к лицу»:
Новые подходы в обучении: диалог на всех этапах урока, коллективная и индивидуальная работа
Работа с талантливыми и одаренными: стратегия «Научи другого»
Обучение критическому мышлению:, создание проблемной ситуации «Мозговой штурм»
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями: материал (содержание), форма урока, приемы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям школьников
Оценивание обучения и оценивание для обучения: оценивание происходит на каждом этапе урока в виде словесных поощрений, рефлексия, само- и взаимооценка
ИКТ: музыка для зарядки
Ход урока
Орг. Момент
Создание коллаборативной среды
Все любят получать подарки и сегодня я хочу, чтобы поздравили друг друга с началом четверти, подарили друг другу ручки и пожелали друг другу успехов.
Словарный диктант
Прилетели, полнеба, цыпленок, приклеить, превосходный, пол-арбуза, пригородный, секция, пол-литра, прекрасный
9-10 –
6-8 -
3-5 -
Взаимопроверка /взаимооценивание
Изучение нового
Сегодня у нас урок по теме «Буквы о - а в корне с чередованием». Давайте вспомним, что такое «чередование звуков»?
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Эту замену называют ч
ередованием
звуков: предпола
г
ать предполо
ж
ить
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях, и владеть способом выбора А-О в корнях.
Мозговой штурм
Карточки каждой паре.
Выделить корни, поставить ударение. Сделать вывод
1 пара –
Загар, огарок, гореть, горелый, загорать, угар
Вывод: В корне с чередованием –гор-, -гар- в безударном положении пишется буква О
2 пара –
зорька, зарево,
зори,
заря, озарять, зарница
Вывод:
В корне с чередованием –зар-, -зор- в безударном положении пишется буква А
З пара – пловец, плавучий, поплавок, жук-плавунец, плавник, плавучесть, отличная пловчиха Вывод: В корнях –плав-, - плов- , плов пишется только в словах пловец, пловчиха
4 пара - наклонился, поклон, поклониться, склонение, пр е клоняться, кланяться
Вывод: В корнях с чередованием -клан-,-клон- под ударением пишется а
В корне с чередованием -твор-–твар-, -твар- пишется только в слове УТВАРЬ .;
Сравните ваши выводы с правилом в учебнике
И потом мы все вместе завершим нашу концет-карту в виде цветка.
Взаимообучение
Ученики оформляют свои выводы в виде листка, прикрепляют его к цветку, объясняют новую тему
(каждая пара работает только со своими корнями и выделяет правило, связанное с ударением)
Закрепление (Работа у доски)
Выберите орфограмму: А или О.
Г..релка, г..рение, заг..р, приг..рел, уг..р, заг..релый, выг..рки, разг..рается.
Наклонить голову, отклонение в сторону, покланяться божеству, преклонить колени, крутой склон, склонять голову, отклонение от нормы.
Графический диктант(+ физминутка).
Вставьте нужную букву в таблицу.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
о
а
о
о
о
а
а
о
о
а
1. загореть
2.озарять
3.пловец
4.подгорел
5.зорька
6.кланяться
7.загар
8.склониться
9.поклонение
10.плавать
Физминутка «Встали-сели» О- встали А -сели
Самостоятельная работа . Самопроверка по готовым ответам. Самооценивание
Рефлексия
Я знаю, что в корнях ……. под ударением пишется ….
Я не понял, когда в корнях ….. пишется буква ….
Взаимооценивание
Д.з. придумать 5 предложений со словами, изученными на уроке
ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)
Чередующиеся гласные в корнях слов
В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней :
В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.
Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря . Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри , а кто-то вспомнит о зАреве . Под ударением в однокоренных словах оказываются то о , то а . Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь , творчество ), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).
В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а -. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить . Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а - является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать . Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.
В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о . Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть , но г[а]рь . Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.
Задание 9 . Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.
Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.
Написание гласной зависит от | |||||
конечных согласных корня | суффикса -а- | ударения | семантики (значения) корня |
||
-раст-//-ращ- // -рос- -скак- // -скоч- ! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а : скакать – скачу, скачи |
-бер-//-бир-а- -пер-//-пир/a- -дер-//-дир/a- -тер-//-тир/a- -мер-//-мир/a- -жег-//-жиг/a- -чет-//-чит/a- -стел-//-стил/a- -блест-//-блист/a- -кос-//-кас/a- |
Без ударения пишется: -гор- -твор- -клон- -плав- -зар- |
-мок-//-мак- Мок- – ‘напитываться влагой’ -мак- – ‘опускать в жидкость’ -ровн - – ‘ровный, прямой, гладкий’ -равн - – ‘равный, одинаковый’ |
||
-лож-//-лаг/а- | |||||
Исключения | |||||
Ростов Ростислав росток ростовщик подростковый (Вариативная постановка ударения. Проверочное слово – подросток ) отрасль А также все однокоренные слова: отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др. скачок скачкообразный полог |
чета сочетать А также все однокоренные слова: сочетание сочетаемость сочетательный сочетаться |
изгарь пригарь выгарки (Эти слова образованы от слова гарь) утварь пловец(-ы) пловчиха(-и) |
ровесник поровну уровень равнина |
Задание 10 . Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.
Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключений изгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.
Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)
Задание 14. -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- , а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
1. Рас пол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоре тические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, лите ратурное при л_жение, сл_гаемые успеха, лег кий пол_г.
2. По лезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленн ое ср_щение, дор_сти до глазка в двери, при р_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове , подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.
3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданн ости, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченн ым, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из ва гона, мигом приск_чу, cк_чите га лопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.
Задание 15. Выучите правило написания корней -гор-//-гар-, -твор-//-твар, -клон-//-клан-, -зор-//-зар-, -плов-//-плав- , а также слова-исключения.
1. Шо коладный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось з дание, дог_равший ко стер, при г_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спичк и, паровозная изг_рь.
2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре ци вилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.
3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцо гине, покл_ниться старшему, скл_нение прила гательных, пре кл_няться перед ге роизмом, при кл_нить голову;
4. Великое тв_ рение, тв_рить чудеса, пре тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший рас тв_ритель, разная утв_рь;
5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, заго релые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;
6. Нераств_римые соеди нения, укл_няться от обязанн остей, кухонн ая утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, рас тв_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, при тв_рить ка литку, уви дать пл_вцов.
Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от восторга, расс т_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру уро жай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комисс ия, бл_снуть умом, изб_рком.
Задание 17. Запомните значение корней -мак - и -мок -. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь , подм_чил репутаци ю, м_чить волосы, пром_кашка, са поги пром_кают, непром_каемое па льто, разм_кло от слез, акк уратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съ ел, пром_кнуть салфеткой.
Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?
В ряде слов с корнями -ровн - и -равн - значение корня установить достаточно легко, и написание таких слов не вызывает больших трудностей. Например: сравняться в весе, равнозначный, уравнять в правах, ровнять асфальт, разровнять песок . Орфографическая проблема возникает там, где значения слов невозможно свести к семам (элементам значений) ‘ровный’ или ‘равный’ или где закрепились противоречащие правилу написания. В школе предлагаются к запоминанию такие слова, как равнина, уровень, поровну . А как объяснить написание гласной в команде “Равняйсь!” или в словосочетании поравняться с лесом? Ведь носитель русского языка, вероятнее всего, будет объяснять значения этих слов через семы ‘встать ровно’, ‘по ровной линии’.
Орфографическая сложность выбора корней -ровн - и -равн - объясняется фактами истории русского языка. Эти корни являются родственными: они имеют общего “предка” – славянский корень, из которого в древнерусском языке развились слова с -ровн -, а в старославянском языке – слова с корнем -равн -. Изначально оба эти корня имели одно значение, в котором совмещались значения ‘равный, одинаковый’ и ‘ровный, прямой’. В учебном пособии А.И. Кайдаловой и И.К. Калининой “Современная русская орфография” авторы отмечают, что еще в XIX в. слово ровный могло употребляться в обоих значениях, и приводят такие примеры:
Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)
Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)
В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.
Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять орфографически и фонетически совпадают в форме сравнивать .
Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями -ровн- и -равн-, которые, на ваш взгляд, не сводимы к семам ‘ровный’ или ‘равный’.
РАВНЯ"ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех.
1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть] . (Тютчев ). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин . Открытки из Вьетнама).
2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой , Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).
РАВНЯ"ТЬСЯ, -я"юсь, -я"ешься; несов.
Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний <…> равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.
– Барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! (Пушкин. Барышня-крестьянка) [Лариса:] С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. (А.Островский. Бесприданница) || чему. Быть равнозначным, равносильным чему-л. Дочери давно посылали Арину Васильевну, но она не смела прийти, потому что слова Степана Михайлыча “никого не будить” равнялись запрещенью приходить. (С.Аксаков. Семейная хроника) [Паратов:] Ваша просьба для меня равняется приказу. (А.Островский. Бесприданница)
2. (сов. поравняться). Приблизившись, оказываться наравне, рядом с кем-л. – По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, равняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги. (Л.Толстой. Война и мир) [Самгин] шагал быстро <…> . – От кого бежишь? – спросил Дронов, равняясь с ним. (М.Горький. Жизнь Клима Самгина)
3. Становиться (в строю) на одну линию с фланговым. Грянул оркестр, и со двора, через распахнутые настежь ворота, рядами двинулись люди. <…> Шли друг за другом, стараясь на ходу равняться по фланговому. (Бахметьев. Преступление Мартына) || повел. равня"йся! (равня"йсь!). Употребляется как военная, спортивная и т.п. команда – выровнять ряд (ряды). – Рравняйсь! – скомандовал Слива. (Куприн Поединок)
4. перен.; по кому и на кого. Следовать чьему-л. примеру. – Ты общественная работница, ты сила. Ты должна пример крепости показывать: ведь по тебе все равняются. (Гладков. Маша из Заполья). В войска фронта широко вливалось пополнение молодежи, еще не участвовавшей в войне. Эта молодежь равнялась на старших товарищей. (Брагин . Ватутин)
5. чему. Быть равным какой-л. величине, представлять собой какую-л. величину. Дважды два равняется четырем. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, а наименьшая 25 верстам. (Чехов. Остров Сахалин). Мощность его [судна] механизмов равнялась мощности крупной электростанции. (В.Кожевников. Последний рейс)
6. Страд. к равнять.
РОВНЯ""ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех. (несов. выровнять).
1. (несов. также разровнять). Делать ровным, гладким. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи, заливали из шаек кладку и ровняли"лами. (Л.Толстой. Анна Каренина). В отдалении <…> непрерывно стрекотали тракторы Силина и Ремнева; они ровняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб. (Ажаев. Далеко от Москвы).
2. Располагать в ряд (ряды) по прямой линии. Ровнять шеренгу.
6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. М., 2006.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.
8. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981–1984. (МАС)
9. Словарь русского языка: в 4-х т. М.: Русск. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp
10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.
11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М., 1985.
12. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. СПб., 1996.
14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2006.
15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2001.
Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва