Организация внеаудиторной работы со студентами. Куратор. Тьютор.Воспитательное пространство в профес становлении специалиста. Формы внеаудиторной работы со студентами Программа внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Как мы уже указывали, самостоятельная работа студентов колледжа делится на аудиторную и внеаудиторную. Возможно ли использование дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения в колледже? И если возможно, то каким образом?

Имеются ли научные исследования, посвященные рассматриваемому нами вопросу за последние пять-шесть лет? Анализ научно-педагогических исследований показал, что интерес к проблеме организации самостоятельной работы не ослабевает (работы Вишневской В.П. "Виды самостоятельной работы студентов педагогического колледжа" (2003), Войтиной Н.И. "Планирование и организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа" (2003), Беспалой Е.Н. "Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов" (2004)). В то же время явно обозначилась тенденция применения в самостоятельной работе студентов средних и высших профессиональных учебных заведений новых информационных технологий (работы Подоль Р.Я. "Перспективные тенденции развития самостоятельной работы студентов в условиях компьютерной революции" (1999); Прибылова А.Ю., Бирюковой Е.В. "Использование компьютерных технологий как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов" (1999), Коваленко И.Е. "Компьютеризация и самостоятельная работа студентов" (1999), Виштак О.В. "Интегрированный дидактико-информационный комплекс поддержки самостоятельной учебной деятельности студентов, изучающих информатику" (2004), Дочкина С.А. "Применение НИТ для активизации самостоятельной работы курсантов высших военных учебных заведений" (2004), и пр.). Появились отдельные работы, связанные с изучением применения дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов, например, диссертационное исследования Макарчук Г.А. "Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике" (2004), Дубровской Ю.А. "Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного образования" (2005). Однако, как показал анализ научно-педагогической литературы, использование дистанционных технологий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной формы обучения в колледже не являлся предметом исследования специалистов, что подтверждает актуальность нашего исследования.

Для того чтобы ответить на поставленный выше вопрос, следует, прежде всего, обозначить основные положения, которые касаются специфики дистанционных технологий и понимания внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа.

Как нам уже известно, дистанционные технологии главным образом базируются на самостоятельном обучении студента. Более того, дистанционные технологии по своей сути направлены на организацию продуктивной самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося. Их специфическая особенность состоит в том, что в процессе обучения студенты активно самостоятельно работают со средствами информатизации в отсутствии преподавателя.

Дистанционные технологии содержат такие подсистемы, как устойчивое и эффективное управление самостоятельной учебной деятельностью, выбор оптимальной стратегии самообучения с учетом личных характеристик обучающихся, адаптация к использованию информационных технологий.

С такой позиции понимания дистанционных технологий они вполне могут быть задействованы для реализации внеаудиторной самостоятельной работы, которая представляет собой форму организации учебной деятельности, носящей управляющей характер, а ее суть заключается в решении учебно-познавательных задач.

Главной целью внеаудиторной самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материала без посторонней помощи, т. е. без помощи преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

позволяет глубоко вникнуть в сущность изучаемого вопроса, основательно в нем разобраться;

вырабатывает у студентов стойкие идейные взгляды и убеждения;

формирует у них такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициативу, силу воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

повышает культуру умственного труда студентов, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания. Это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту, после окончания учебного заведения, приходиться заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников

Внеаудиторная самостоятельная работа может включать воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают репродуктивный, реконструктивный и творческий уровни самостоятельной деятельности студентов (Н.В. Гросс, В.П. Фатеев).

Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с решением задач, выполнением таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков.

Реконструктивная самостоятельная работа предполагает перестройку решений и составление тезисов, аннотирования, написания рефератов и др.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения стоящей перед ним задачи.

Поскольку внеаудиторная самостоятельная работа носит деятельност-ный характер, то в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способа выполнения, исполнительское звено, контроль.

В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной работы:

мотивированность учебного задания;

четкая постановка познавательных задач;

алгоритм, метод выполнения работ, знание студентом способов ее выполнения;

четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;

определение видов консультационной помощи;

критерии оценки, отчетности и т. д.;

виды и формы контроля.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционные технологии позволят реализовать такие характерные черты внеаудиторной самостоятельной работы, как:

составление банка практических заданий по изучаемой дисциплине;

отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении задания;

  • - наличие специально предоставленного для выполнения задания времени;
  • - наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельностью студентов.

И в целом позволяет реализовать все те условия, от которых зависит успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной работы студентами по изучаемым дисциплинам.

Это может быть представлено в виде рисунка (см. рис. 2).

Рис. 2. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с помощью дистанционных технологий

Как следует из представленного рисунка, дистанционные технологии разрешают чрез учет собственных данных студента создавать внеуадиторную самостоятельную работу, беря во внимание при этом время и пространство исполнения работы, а еще свойство её исполнения.

Все вышеизложенное дозволяет нам отдать определение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, организованной с поддержкой дистанционных технологий. Это целенаправленная умышленно организованная с помощью дистанционных технологий активность студента сообразно решению учебно-познавательных задач без конкретного роли педагога, которая характеризуется возможностью воплощения контроля выполнения студентом учебно-познавательных задач со стороны педагога и самоконтроля студента

Осмотрим реализацию внеаудиторной самостоятельной работы студентов института с внедрением дистанционных технологий на образце дисциплины "Информатика".

Энергоинформатика - интегративный объект, суть которого разрешено означить последующим образом: обучить информатике - означает обучить технологии покупки познаний из такого информационного места, которое является средой обитания современного человека.

Независимая служба сообразно информатике состоит из аудиторной и внеаудиторной. 1-ая реализуется на упражнениях и связана с пребыванием педагога, который гарантирует наиболее узкое создание и управление работой студента. 2-ая - студент приобретает поручения, а отбор способа и метода деловитости исполняет сам. Недостает твердого управления со стороны педагога.

Система внеаудиторной самостоятельной работы по информатике, реализуемой с помощью дистанционных технологий, с нашей точки зрения, должна включать: цель, содержание, дистанционную технологию, объект, субъект, критерии, результат.

Цель внеаудиторной самостоятельной работы студентов: приобретение обучаемыми знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и требованиями работодателя, а именно:

  • -умений и навыков собирать и обрабатывать информацию;- умений и навыков использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
  • - знаний, умений и навыков, составляющих основу информационной культуры специалиста;
  • - умений и навыков активно действовать в профессиональной ситуации;
  • - умений и навыков анализировать и проектировать свою деятельность;

умений и навыков самостоятельно действовать в условиях неопределенности;

устойчивого стремления к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции, саморазвитию), стремления к творческой самореализации.

Дистанционная технология внеаудиторной самостоятельной работы студентов: деятельность, выстроенная в соответствии с содержанием внеаудиторной самостоятельной работы. С нашей точки зрения, возможно использование элементов кейсовой или телекоммуникационной технологии.

Из элементов кейсовой технологии могут быть заимствованы следующие:

Преподаватель объясняет организацию внеаудиторной самостоятельной работы;

преподаватель периодически проводит консультирование и осуществляет проверку тестов;

разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса;

в период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, электронной почты и других возможных средств связи.

Из частей телекоммуникационной технологии имеют все шансы существовать заимствованы методы доставки к обучающемуся учебно-методической информации (телекоммуникационные каналы).

Следует подметить, что дистанционные технологии в системе внеаудиторной самостоятельной работы представляют собой просветительный процесс, подключающий этапы: планирование, компьютерное обучение, оборотная ассоциация, мониторинг. Дистанционные технологии содействуют развитию мотивации и самоорганизации студентов. Формирование мотивационной сферы личности базируется на реализации внутренних потребностей личности: самоактуализации, самоуважения, сохранности, принадлежности. (Д. Зиглер, Л. Хьел). Вложение в процесс дистанционных технологий операций целе-полагания, планирования, контроля и самоконтроля формирует подходящие условия для развития случайной регуляции (С.В. Чебровская).

Первенствующий нрав в данной системе имеют средства НИТ (информационно-справочные системы, компьютерные тренажеры, автоматические учащие системы и пр.).

Предмет: студенты очной формы обучения, изучающие дисциплину "Информатика".

Субъект: педагоги, умышленно приготовленные для проведения обучения с поддержкой дистанционных технологий.

Итогом самостоятельной работы студентов сообразно информатике с внедрением дистанционных технологий является: 1) формирование самостоятельности; 2) сформированные познания, умения и навыки сообразно информатике и подготовленность их применения в учебной и профделовитости.

В структуре внеаудиторной самостоятельной работы методом применения дистанционных технологий считаем целесообразным отметить мотивационный, абстрактный, утилитарный и оценочно-рефлексивный аспекты сформированности готовности студентов к применению познаний, умений и навыков сообразно информатике в учебной и профделовитости.

Поэтому мы выделяем 3 уровня сформированности самостоятельности: маленький (репродуктивный), обычный(частично-поисковый), высокий(созидательный).

Условиями эффективного применения дистанционных технологий во внеаудиторной самостоятельной работе студентов мы определяем:

включение в учебный материал графической формы представления информации, адекватной цели представления изучаемого объекта;

проведение динамического мониторинга для отслеживания и анализа показателей системы и динамики их изменений за счет осуществления нулевого, промежуточного и итогового срезов;

применение в качестве основных форм обучения индивидуальных форм познавательной деятельности;

использование творческих заданий, построенных по принципу нарастающей сложности, предполагающих решение разноуровневых проблем в соответствии с учебными возможностями студента;

последовательное увеличение доли самостоятельности студентов в процессе дистанционных технологий, повышение ответственности за самоконтроль и самоанализ своей деятельности.

Внеаудиторная работа студентов - это процесс, в котором доминирует элемент самореализации. Она позволяет студентам гармонизировать внутренние и внешние факторы формирования профессиональной культуры, создает дополнительные условия для реализации внутреннего потенциала, удовлетворения тех потребностей, которые в процессе аудиторной работы не удовлетворяются. Внеаудиторная работа должна быть ориентирована на личность студента.

Возрастание роли внеаудиторной и самостоятельной работы является одной из ведущих звеньев перестройки обучения - воспитательного процесса в высшей школе.

Самостоятельная внеаудиторная работа - это не только средство роста интеллектуального потенциала, профессиональной культуры, но и платформа формирования ответственности, овладение средствами самоактуализации, самовоспитания, самообразования.

Развития творчества студентов способствуют различные формы и виды внеаудиторной воспитательной работы (организация дискуссионных студенческих клубов, клубов по интересам, индивидуальные консультации и др.).

В современной педагогической литературе почти не обобщенно новые подходы к организации самостоятельной работы студентов, различных форм и видов внеаудиторной работы. Без самостоятельной работы специалист сформироваться не может.

Очень важно, чтобы в вузах на каждой кафедре функционировали кружки, проводились дополнительные диспуты, семинары, консультации. Хорошо, когда эти процессы имеют устоявшийся, организованный характер, а студенческое самоуправление в значительной степени пытается решать организационно важные вопросы.

По нашему мнению, к основным формам внеаудиторной работы студентов относятся выполнение домашних заданий, научно-исследовательская работа, непосредственное участие в конференциях, соревнованиях, играх, педагогическая практика, участие в работе кружков, работа в летнем лагере отдыха детей, руководство кружком или секцией в школе, дома творчества, организация соревнований, диспутов, круглых столов, помощь социальным службам, страхование в государственных учреждениях и тому подобное.

Нужны какие-то дополнительные средства контроля за самостоятельной внеаудиторной работы студентов? Лишь частично.

Контроль за самостоятельной и внеаудиторной работы студентов может быть косвенным или органично вписанным в учебный процесс. К основным формам и средств контроля можно отнести передсеминарськи консультации, семинарские занятия, коллоквиумы, индивидуально-теоретические собеседования, письменные контрольные работы, предэкзаменационные опрос студентов с помощью компьютера, государственные экзамены, изучение основных интересов, недостатков, настроений студентов. Эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе зависит от деятельности кураторов студенческих групп.

От кураторов и преподавателей, взаимодействия их со студенческим активом зависят интенсивность и качество внеаудиторной работы. Куратором может быть только опытный человек, который своим авторитетом и опытом может влиять на студентов. Важный элемент внеаудиторной работы - взаимодействие преподавателей и студентов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации досуга, планирования научной работы. Куратор группы - это главный консультант и воспитатель студентов в группе. В функции куратора предстоит работа в общежитии. Неофициальные условия дают возможность лучше изучить особенности характера студентов, индивидуализировать воспитательную работу.

Внеаудиторная работа студентов младших курсов имеет специфику. Большинство времени в таких студентов занимает проблема адаптации к условиям обучения в вузе. Со временем организационные функции куратора уменьшаются. Большинство организационных проблем студенческого самоуправления решает самостоятельно.

Работа куратора со студенческим активом продолжается с первого по пятый курс включительно, но этот процесс приобретает со временем новые качества. Инициаторами большинства мероприятий становятся именно студенты, нравственная и интеллектуальная ответственность их растет. Куратор со студентами старших курсов уделяет внимание вопросам профессионального самоопределения, формированию общественного направленности, профессиональной устойчивости.

Внеаудиторная работа - один из главных факторов формирования самостоятельности студентов. В внеаудиторной работе студентов закрепляется их потребность в профессиональном самовоспитании, самореализации и, что особенно важно, их деятельность все больше приобретает творческий характер.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите сущность нравственного воспитания личности,

2. Проанализируйте понятие "нравственная культура личности».

3. Определите главные подходы к изучению нравственного развития личности.

4. Раскройте главные условия эффективного нравственного воспитания студентов.

5. Проанализируйте средства регулирования поведения.

6. Проанализируйте уровне нравственной воспитанности личности. Соотнесите понятия "моральный воспитанность личности" и "нравственная культура личности».

7. Определите самооценку профессионально-гуманистических качеств личности учителя-воспитателя по предложенной тестовой картой.

Внимательно проанализируйте анкету, а затем выполните самооценку с помощью такой шкалы:

· Балл и + 2 * - качество выражено ярко, типична для личности, оказывается интенсивно!

· Бал "2" - качество характерно для личности, оказывается часто.

· Бал "0" - качество не является достаточно выраженной, оказывается редко;

· Балл "-1" - противоположная качество личности проявляется чаще и выражена более заметно;

· Бал "2" - противоположная качество личности выражена ярко, оказывается активно, типично.

Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. - М., 1979.

Бартенева И. А. Профессиональная деятельность учителя по воспитанию эмоционально-положительного отношения подростков к обучению: Дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.04. - А., 2 000.

Богданова О.С., Черепкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников. - М.: Просвещение, 1988.

Вопросы нравственного воспитания учащихся и студентов: Сб. науч. тр. - Минск: МПИ им. AM Горького, 1991.

Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М.: Педагогика, 1982.

б.Деребо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н / Д.: Феникс, 1996..

Каленникова Т.Г. Межпредметные связи как фактор экологического образования и воспитания учащихся: Автореф. дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.01 / Мин. р. образ. Респ. Беларусь. - Минск: Педагогика, 1982.

Коменский Я. А, Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.

Козачок В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учеб. пособие. - М.: Выща шк., 1990.

Костицкая И.М. Проблемы экологического образования в педагогической теории и практике работы школ Украины (1970-1990 pp.): Дис.... канд. пед. наук: 18.00.01. - М., 1996..

Кравченко С.А. Психологические особенности развития экологического мышления у студентов: Автореф. дис. ... Канд. псих, наук: 19.00.01 / Киев, ун-т им. Т. Шевченко. - М., 1996..

Кузьмин В А. Молодежь на пути в XXI век. - М.: Содружество социолог, ассоциаций, 1992.

18. Лихачев В. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1992.

14. Лихачев В. Педагогика: Курс лекций. - Второй изд., Испр. идол. -Ж; Прометей: Юрайт, 1998. 16. Макаренко А.С. Соч. - М., 1968.

МарьенкоИ.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Педагогика, 1985.

МоисеевНМ. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990.

Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А. В. Ко рот -няы. - Л.: Лениздат, 1987.

Нравственное воспитание: поиск новых подходов. - М.: Знание, 1989.

Организация и эффективность правового воспитания. - М., 1988.

Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общественных наук / Под ред.: проф. Т.Ю. Бур-мистровой, проф. В. Воронцова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие. / Ред.: Р.И. Хмелюк, И. М. Богданова, С. Н. Курляндии, А.Н. Яций. - О.: ПГПУ им. К.Д. Ушинского, в 1998.

Принцип природосообразности в воспитании и обучении детей: Метод, рекомендации / Сост.: А.Г. Козлова, Н. Кузнецова; РГПЫ. - СПб.: Образование, 1993.

Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981.

Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность // Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел. - М., 1999..

Сухомлинский В.А. В воспитании. - М., 1975.

Усманова И.П. Роль правового воспитания в современных условиях // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях общества. - М., 1999..

Ученые В.И. Вернадского в ноосфере: Науч.-аналит. обзор / Под ред.: В.Б. Ермолаевой, В.Л. Кальковой. - М.: ИНИОН, 1989. - (Глобальные проблемы и будущее человечества).

80. Хмелюк РЛ. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. - К.; О.: Выща шк., 1978.

Шварцман З.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителей в университете. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.

Юридическая энциклопедия. - М., 1999. - Т. 2.

Яновская М. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.

Яций А.М. Нравственное самовоспитание старшеклассников Метод, рекомендации. - О.: ЮУГПУ им. К.Д. Ушинского, 1 996.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организация и проведение внеаудиторной работы

1. Место и роль самостоятельной работы студента в высшей школе

2. Организация и проведение культурологических практик в ВУЗе

3 Методика руководства учебно-исследовательской работой студента. Воспитательная роль научного руководителя студента

4. Учебная характеристика

5. Учебная и научно-методическая работа на кафедре

Литература

1. Место и роль самостоятельной работы студента в высшей школе

Работа преподавателя со студентами в аудитории в ходе лекционных и семинарских занятий, консультаций, зачетов и экзаменов составляет основное содержание учебного процесса. Однако переход на деятельностно-компетентностную модель образования, появление инновационных методик преподавания, когда большие объемы научной и учебной информации приходится усваивать вне рамок аудиторных занятий, введение системы непрерывного образования «через всю жизнь», предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активно-действующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего свое образование совместно с преподавателем, является необходимым условие достижения им соответствующих компетенций.

Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и, прежде всего, на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.

Нужно отметить, что самостоятельная работа всегда занимала достаточное место в учебных планах и основных образовательных программах, однако там самостоятельная работа в основном отдавалась на откуп самим студентам. Внимание к ней со стороны преподавателей ограничивалось помощью в выборе темы курсовой работы, рекомендациями для подготовки доклада на конференцию и достаточно формальным руководством дипломной работой, если таковые планировались. Безусловно, эти виды работы, составляющие так называемый комплекс УИРС - учебно-исследовательской работы студента, важны для развития у него навыков самостоятельной исследовательской работы и участия в публичных научных мероприятиях.

Тем не менее, этого было совершенно недостаточно в рамках старой схемы взаимодействия между вузом, преподавателем и студентом, когда ставилась задача передать максимальный объем знаний и сведений, до предела, а зачастую - на всю жизнь - «загрузить» студента информацией. Эта информация в силу быстрого устаревания в значительной степени оказывалась «мертвым грузом», не имеющим методологического значения, и даже избыточной, слабо помогающей человеку самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире мировоззренческих представлений, вала научно-популярных публикаций и научных парадигм и технологий.

Придать образованию методологическую направленность, научить будущего специалиста творчески относиться к собственному образованию, профессиональному росту и умению оставаться открытым для быстро обновляющегося мира знаний и умений - так ставится задача модернизации образования. Эта общая задача реализуется в целом комплексе организационных и научно-методических мероприятий, среди которых на первый план выдвигается самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента становится главным фактором превращения студента в активный субъект собственного учения посредством продуманной системы такой работы и руководства ею со стороны преподавателя.

Традиционное понимание СРС сводилось к трудозатратам студента при подготовке к семинарским занятиям, написании курсовых работ и докладов на конференцию в рамках обычного осуществления учебного курса «лекции - семинары - зачеты - экзамены», а её результаты проверялись в ходе аудиторных занятий - на семинарах, зачетах, экзаменах.

Такое понимание СРС можно назвать самостоятельной работой в широком смысле слова . Оно было и остается предметом заботы вузовской педагогики, ибо переход из школы в вуз обычно сопровождается психологическим шоком студентов от резко возрастающего уровня самостоятельности вообще. Уроки с ежедневными домашними заданиями и их проверкой, постоянный шаговый контроль, к которому человек привык в школе, уступают место лекционным занятиям, зачастую в режиме свободного посещения, значительным увеличением объема заданий для подготовки к семинарам, сессионным контролем и т.д. Это ставит перед преподавателем задачу научить студента слушать и записывать лекции, работать в библиотеке, умению принимать участие в работе семинаров, правильно планировать свое время и занятия, то есть изменить отношение к образовательному процессу вообще, сделав упор на развитие внутренней мотивации студента, на осознании нужности знаний самому студенту.

В конечном счете студент приобретал опыт и навыки внеаудиторной самостоятельной работы, однако в рамках такого подхода сохранялась психологическая инерция мышления преподавателя и его убежденность в том, что главной задачей студента было освоение того материала, который давался на лекциях и семинарах и проверялся на зачетах и экзаменах, которого должно быть достаточно для специалиста. Характерно, что большинство преподавателей очень нервно относятся ко всякому сокращению аудиторных занятий. При этом суммарный объем материала, предлагаемого к освоению в аудитории, постоянно возрастает, постепенно превосходя все мыслимые способности студента «пройти» его, что вызывает у добросовестных студентов вместо любознательности стрессы и комплексы, а у остальных - стремление имитировать интерес к обучению.

Модернизация образования может быть успешной, только если она «встроена» в процесс общей демократизации общества, когда образованность и компетентность, а не знакомства и связи, становятся основой успешной карьеры специалиста. Только это может изменить мотивационную составляющую образовательного процесса, её оптимизацию, которая находит выражение в возрастание интереса студента к личностному развитию и профессиональному росту. А это невозможно без развития навыков поискового эвристического мышления, умения ориентироваться в огромном объеме материала и проявлять инициативу при его освоении, самому участвовать в формировании багажа знаний и умений, необходимых в будущей деятельности.

Для этого образовательный процесс должен приобрести более открытый характер, строиться на такой методологической основе, где преодолевалась бы избыточность в изложении фактологического и информационного материала, излишняя регламентированность и жесткость в учебном процессе, ограничивающие возможности личностного развития студента.

Современные представления об организации знания сходятся на том, что образование должно все в большей степени носить обобщенный, методологически ориентированный характер, связанный с самостоятельным постижением основных принципов усваиваемого материала и его организации.

Только в таких условиях студент сможет не «утонуть» в море постоянно умножающейся информации и сможет научиться самостоятельно добывать необходимые знания и навыки усвоения социального опыта.

Вследствие этого необходимо иметь представление о технологии проведения СРС в узком смысле слова - как особого технологического вида деятельности. Компетентностный подход предполагает в качестве предварительного условия анализ целевых характеристик всех этапов проведения СРС - на что должен быть нацелен преподаватель при использовании такой методики.

Характеристики деятельности

Преподаватель

Объясняет, дает развернуты инструктаж о целях и способах СРС

Понимает и принимает цель СРС, знакомится с требованиями

Мотивация

Раскрывает теоретическую и практическую значимость СРС, мотивирует студента на успех

Формирует потребность в выполнении, формирует установку на реализацию

Управление

Осуществляет целенаправленное воздействие, дает общие ориентиры выполнения СРС

Осуществляет управление СРС (проектирует, планирует, распределяет время)

Контроль

Предварительный рубежный контроль и итоговый

Оперативный текущий пошаговый контроль и коррекция способов деятельности и результатов

Общая оценка работы, указание на ошибки, методические советы по совершенствованию

Самооценка своим познавательным возможностям

Здесь СРС уже выступает как особая разновидность учебной работы наряду с лекциями, семинарами, зачетами и экзаменами, которая предполагает ряд мер. Работа в таких условиях, ориентированная на активизацию творческих способностей личности студента за счет «разгрузки» аудиторной работы и и интенсификацию обучения посредством расширения и углубления СРС, предполагает определенную последовательность этапов и шагов.

Прежде всего, необходимо согласиться с тем, что СРС представляет важную часть учебного процесса, призванная развивать навыки внеаудиторной учебно-исследовательской деятельности студентов, прививать умение самостоятельно работать с литературой, излагать материал в письменной форме, участвовать в дискуссиях и аргументировать собственную позицию. Необходимо признать, что СРС является отдельным жанром образовательного процесса наряду с лекциями и семинарами и строится по определенному технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1 - планирование;

2 - отбор материала, выносимого на СРС;

3 - методическое и материально-техническое обеспечение СРС;

4 - постоянный мониторинг и оценка СРС.

Для этого методическое обеспечение СРС должно включать: указание тем (или фрагментов тем), выносимых на самостоятельное изучение студентов и количество часов, отводимых на самостоятельную работу, по каждой теме. В сумме число часов по каждой теме должно равняться общему количеству часов, отводимых на самостоятельную работу. Далее следует составить вопросы к каждой теме, выносимой на самостоятельную работу студентов, указать список литературы и предложить методические материалы для самостоятельного изучения выделенных тем, сформулировать вопросы и задания для самопроверки изученного материала студентами. Необходимо четко определить формы и периодичность контроля знаний студентов - контрольные работы, рефераты, консультации и собеседования. Рекомендуемая периодичность проведения такого контроля - два раза в семестр: в середине семестра письменная контрольная работа и в конце семестра - реферат или собеседование.

При этом практика проведения такой формы работы показала, что простого задания без направляющих указаний преподавателя оказывается недостаточно. Задание и литература для его изучения зачастую предстают в сознании студента в виде хаотичного нагромождения сведений, ибо неподготовленный ум производит отбор, анализ и систематизацию материала по случайным признакам, не позволяющим адекватно воспроизвести внутреннюю логику материала. Потребуются установочные занятия и консультации преподавателя, посредством которых он задает студенту систему координат, направляющие несущие конструкции для оптимального способа освоения материала.

В качестве материальной базы проведения СРС можно указать потребность в масштабной распечатке заданий и методических материалов студентам, либо их размещение на факультетском сервере и их доступность для занятий в компьютерном классе или через Интернет.

Заключительной фазой СРС является текущий мониторинг, предполагающий периодическое проведение контроля в различных формах и итоговый контроль, выявляющий степень достижения поставленных целей.

Эффективность СРС определяется именно сформированностью и взаимодействием всех перечисленных элементов технологического цикла СРС.

2. Организация и проведение культурологических практик в ВУЗ е

Важнейшим элементом в практико-ориентированном способе образования является задача получения практических навыков, умений, опыта в изучении, освоении и организации процессов функционирования культуры, выявления основ самосохранения и саморазвития культуры, выполнения культурой своих функций. В отношении к специальности «культурология» ГОС формулирует требование проведения четырехнедельной этнологической практики и четырехнедельной музейно-библиотечной (культуроведческой ) практики, а также преддипломной практики по специализации, продолжительностью в шестнадцать недель.

Каждая из них имеет нечто общее и различия, вытекающие из целей, задач, и характера практики. Организация и руководство проведением практик поручается наиболее опытным в теоретическом и методическом отношении преподавателям, которые разрабатывают положение о практике, базы проведения практик, ставят задачу и распределяют студентов для прохождения практики. самостоятельный студент практика методический

Целями практики является получение реального опыта занятия практической деятельности на рабочем месте с выполнением обязанностей работника. Именно практической работой на рабочем месте практика отличается от экскурсий, от ознакомительных посещений культурных учреждений, от изучения и описания их работы.

Этнологическая практика проводится после изучения курса мировой и отечественной культуры. Она имеет целью практическое ознакомление студентов со способами и формами сохранения этнокультурной самобытности различных этнических и конфессиональных сообществ в отдалении от исторической родины, приобретение практических навыков работы в организациях, призванных поддерживать и культивировать механизмы социокультурной идентификации.

В ходе её прохождения студенты знакомятся с реальными организациями и общественными структурами, с особенностями функционирования учреждений культуры, призванными представлять в общественной жизни региона национально и конфессиональные образования, принимают участие в подготовке и проведении ими соответствующих мероприятий. В условиях современного обострения межнациональных и межконфессиональных отношений во всем мире реальное практическое участие в работе организаций и учреждений, призванных сохранить этнокультурную самоидентичность общностей в полиэтническом и поликонфессиональном обществе, является важнейшим условием подготовки специалиста-культуролога.

Базами прохождения этой практики выступают различные общественные национально-культурные и религиозные организации, с которыми устанавливается связь через администрацию города. Это организации греков, корейцев, немцев, армян, разновидности христианских церквей, мусульманская и еврейская община и другие общественные организации, с которыми удается установить рабочие контакты.

Культуроведческая практика имеет целью ознакомление студентов-культурологов с непосредственной работой по осуществлению организации и функционирования первичных общественных институтов культуры - прежде всего, музеев и библиотек, дворцов и домов культуры, выставочных залов и художественных мастерских, театров, киноконцертных залов, музыкальных школ, развлекательно-досуговых учреждений, организаций туристического профиля, а также способов руководства сферой культуры.

В ходе прохождения этой практики студенты должны познакомиться с процессом реального функционирования учреждений культуры, приобрести навыки работы на рабочих местах в указанных учреждениях, получить практический опыт участия в процессах сохранения и развития культурного наследия.

Документальным выражением прохождения практики является дневник практики, в котором отражаются такие сведения, как личные данные практиканта, место его учебы и специальность (направление), место прохождения практики, руководители практики - всей практикой и на рабочем месте, сроки прохождения практики. В дневнике формулируются задание, план прохождения практики, ход её прохождения и отчет о её прохождении. Завершается дневник обобщающим заключением о характере работы студента, которое делается руководителем на рабочем месте.

В заключение практики проводится общая конференция, на которой студенты кратко отчитываются о своей работе, делятся впечатлениями, высказывают пожелания по совершенствованию практики, а групповой руководитель практики засчитывает эту работу.

На заключительном этапе получения образования студенты-культурологи проходят завершающую образовательный цикл преддипломную практику по специализации. Она предполагает получение навыков и опыта осуществления поисковой научно-исследовательской деятельности - постановки целей исследования в дипломной работе, задач, необходимых для их реализации, планирование этапов работы, последовательное осуществление этих этапов и защиту выпускной дипломной работы на заседании государственной аттестационной комиссии.

Базой практики является выпускающая кафедра, по которой студент проходит специализацию.

Правильное и системное проведение культурологических практики позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и закрепить их участием в реальном практическом процессе функционирования культуры.

3 . Методика руководства учебно-исследовательской работой студента. Воспитательная роль научного руководителя студента

Получение культурологического образования включает также проведение студентом самостоятельных исследований в форме учебно-исследовательской работы студента (УИРС). Формы УИРС достаточно разнообразны - это подготовка рефератов, докладов для семинара или студенческой конференции, написание курсовых работ и выполнение итоговой выпускной квалификационной работы. Все эти виды объединяет общая задача - научиться заниматься поисковой исследовательской деятельностью, открывать и узнавать новое - новое, возможно, не для всего общества, но, по крайней мере, для самого студента.

Тем не менее, с рефератом, докладом студент сталкивается уже на первом курсе, когда ему предлагают прочитать две-три статьи, раздел книги и выступить с изложением основного содержания, переосмысленного и выстроенного в соответствии с определенной поисковой задачей. Руководство такой работой не слишком трудно - преподавателю следует четко сформулировать, что надо сделать студенту и зачем это следует сделать, что он должен в результате узнать и чему научиться.

В ряду видов работ, составляющих УИРС, более значительное место занимает такой достаточно традиционный вид учебной деятельности, как курсовая работа. Существует как минимум две трактовки смысла написания курсовой работы. Первая заключается в том, что работа закрепляет знание какого-либо из основных профессиональных курсов, изучаемых на соответствующем году обучения (и тогда тематика и руководство написанием курсовых работ будет от года к году меняться достаточно радикально). И вторая, которая исходит из того, что студент не просто закрепляет знания теоретических курсов, но также выстраивает стратегический план пополнения своего научно-исследовательского потенциала. Когда он выбирает руководителя и тему и на протяжении нескольких курсов работает над ней, расширяя и углубляя свое понимание этой темы с тем, чтобы подойти к завершающему этапу с большим накопленным багажом знаний.

Фактически это часть вопроса о целесообразности ранней специализации или, наоборот, большей ценности широкой фундаментальной подготовки. Безусловно, более либеральная модель, ориентирующаяся на интересы студента и его самостоятельность, на выбор им своей индивидуальной учебной траектории, тяготеет к ранней специализации, к выбору тематики по своим интересам и разработкой выбранной темы последовательно в течение нескольких курсов.

В обоих случаях особенностью курсовой работой является то обстоятельство, что это совместно-разделенная с преподавателем деятельность, когда постепенное ослабление ведущей и руководящей роли преподавателя компенсируется возрастанием поисковой активности и самодеятельности студента. По сравнению с лекциями и семинарами, где учебный процесс в основном строится как передача и усвоение знаний, написание курсовой работы не ограничивается приобретением новых познаний по определенной теме. Оно предполагает овладение новыми навыками и умениями учебно-исследовательской деятельности по постановке исследовательских задач, поиску источников, отбору, осмыслению и обработке материала, его структурированию, выстраиванию в соответствии с определенной логикой и, наконец, по написанию текста. Вследствие этого руководство курсовой работой служит серьезным средством активизации СРС, способом развития практических навыков и умений приобретения новых знаний, а сама работа может служить мерилом уровня достижений студентов в своем росте.

В то же время весь полезный эффект такого вида работы зависит от правильной организации методической работы по обеспечению всего процесса. Прежде всего, необходимо, чтобы студентам была обеспечена возможность - ознакомиться с кадровым потенциалом кафедр, научными интересами и учебной работой преподавателей. Далее, на кафедрах должен присутствовать список тем курсовых и дипломных работ, который также поможет студенту выбрать тему. Однако окончательный выбор темы, её формулировка должна быть обсуждена с тем преподавателем, которого студент выбрал в качестве научного руководителя, после чего она должна быть зафиксирована на кафедре.

В методическом плане научный руководитель сам должен сам правильно понимать роль курсовой работы в учебном процессе, видеть основные цели работы над нею студента (что узнать и чему научиться), снабдить его соответствующими этим целям средствами. Это должна быть методическая помощь, разъясняющая, каким образом лучше браться за выбранную тему, как ставить проблему, как собирать, анализировать и отбирать необходимый для её решения материал, на какие источники опереться. Как взвешивать и оценивать аргументацию, делать соответствующие выводы и, наконец, самое главное - каким образом выстраивать структуру и текст самой работы, чтобы эти выводы не выглядели, как взявшиеся неизвестно откуда, а логично вытекали из всего анализа материала.

Преподаватель в роли научного руководителя должен также донести до студента, что курсовая работа, являясь инициативной самодеятельностью студента в форме творческого сотрудничества с преподавателем, тем не менее, есть обязательный вид учебно-исследовательской работы, которая ведется не одним наскоком, а на протяжении как минимум полугода. Что умения и навыки, достигаемые здесь, можно выработать, вырастить только упорным и систематическим трудом.

Поэтому в итоге преподаватель должен оценивать не только сам текст представленной курсовой работы и его соответствие заявленным целям и задачам работы, но и корректировать оценку с учетом характера общения со студентом - его активности, глубины интересов, научной добросовестности, трудолюбия или, наоборот, равнодушия и пассивности.

Организованная и проведенная таким образом УИРС на протяжении ряда лет, при условии продуктивного сотрудничества преподавателя со студентом и углубления разработки выбранной темы, приобретает последовательный и системный характер. Фактически такая работа служит подготовкой к обобщению материала и углубленному, с учетом приобретенных знаний и опыта, осмыслению избранной темы в дипломной работе специалиста или квалификационной работе бакалавра.

Выпускная работа студента (дипломная), её написание и защита, является вершиной процесса обретения им знаний, умений, навыков, практического опыта. Здесь уже в работах лучших студентов, хотя хотелось бы, чтобы было во всех, присутствуют элементы научно-исследовательской работы студента (НИРСа), когда в дипломной работе действительно удается найти какой-то свой угол зрения на проблему, увидеть новый аспект её рассмотрения, наметить новые способы аргументации.

Безусловно, первым серьёзным этапом сотрудничества руководителя со студентом по поводу дипломной работы, является выбор темы. Если работа продолжает занятия студента над какой-то темой, необходимо, чтобы тема диплома не повторяла тематику курсовых работ, а в известной мере обобщала их содержание, выходя на решение более фундаментальных и весомых задач.

Выбор темы диплома должен исходить из определенных принципов - прежде всего, её актуальности, то есть практической общественной важности, представляющей при этом личный интерес для студента. Здесь студент должен уметь внятно объяснить самому себе, что он хотел бы узнать, понять и рассказать другим, почему это для него важно. Далее, тема должна быть и достаточно разработана, и в то же время оставлять простор для исследования.

Тут важно выдержать «золотую середину», ибо наиболее распространенной ошибкой является выбор темы по принципу «это никто не рассматривал», что должно насторожить студента. Ведь если никто до сих пор этого не рассматривал, за это не брался, так может быть, дело этого и не стоит? Если же на данную тему написано множество работ, стоит задуматься, нужно ли добавлять к ним что-то еще?

Выбранная тема должна давать перспективу, которую необходимо уметь увидеть - речь идет о том, чтобы можно было зафиксировать в ней проблему - трудность, неясность, непонятность, то, что неизвестно и что необходимо узнать. Не менее важным является соображение о том, чтобы занятие этой темой давало реальное приращение знания по своей специальности, которое затем можно использовать либо при продолжении исследовательской работы, либо в практической деятельности.

Желательно, чтобы по данной теме имелся определенный багаж источников. Основная литература уже должна иметься у студента в результате его деятельности по написанию курсовых работ, однако диплом требует освоения таких источников на порядок больше. Что-то должен подсказать научный руководитель, что-то можно взять дополнительно из библиотечных каталогов, из Интернета. Но самым продуктивным способом накопления тематической литературы является так называемый метод «цепной реакции», когда из изученной литературы извлекается приведенная там библиография, обращение к которой в свою очередь дает следующий вал источников.

Выбранная и тщательно сформулированная тема дипломной работы утверждается выпускающей кафедрой. Далее, после завершения зимней сессии студенту предоставляется целых шестнадцать недель для преддипломной практики по специализации (и сдачи государственного междисциплинарного аттестационного экзамена).

Вот тут научный руководитель должен наметить этапы и сроки проведения этой практики. Таковыми будут этап сбора материала, когда литература отыскивается, начитывается, конспектируется, подвергается первичной обработке. Следующий этап - анализ и обработка накопленного материала, отбор наиболее важных источников, поиск в них основных элементов темы своей работы - формулировки проблемы, задач, способов подходов к ним, аргументации, выводов. В этот период следует вовсе отказаться от начитывания нового материала, памятуя, процесс этот бесконечен и что необходимо разумное самоограничение.

В результате такого аналитического осмысления накопленного материала должно постепенно рождаться смутное понимание главной идеи всей работы - то есть какой-то первичный ответ на основную проблему работы.

Главная идея работы - это её концептуальная ось, которую автор работы должен уметь сформулировать в нескольких предложениях. А уже обоснование этой главной идеи, поиск соответствующих аргументов, их развернутое представление, группировка и классификация постепенно образуют структуру работы.

Иногда структура задается заранее - например, традиционной считается такая - историческая часть, где дается обзор по теме исследования, теоретический дискурс, где анализируются подходы, способы постановки и аргументации заявленной проблемы и изложение собственного её видения, подкрепленное своим строем доказательства и обоснования. В любом случае желательно, чтобы содержание работы выглядело логично, а излагаемый материал как бы вытекал из предыдущего рассмотрения.

Только после такой аналитической работы следует садиться за написание текста, первоначальный вариант которого научный руководитель должен просмотреть и сделать замечания. После этого уже пишется введение, в котором обосновывается актуальность и интерес к выбранной теме, степень её разработанности, ставится проблема и определяется цель работы, раскрывающаяся в совокупности задач, формулируется методологическая база.

В заключение приводятся результаты дипломной работы в виде кратких выводов из проведенного исследования, дается библиография к работе.

Заключительным этапом в руководстве работой студента над дипломом является написание отзыва научного руководителя. Следует отчетливо понимать разницу между отзывом на работу своего дипломника и рецензию на дипломную работу другого студента. Научный руководитель в первую очередь должен охарактеризовать в отзыве не текст работы (тем более не давать ему оценку), а сам характер деятельности студента в процессе написания диплома на всем протяжении сотрудничества, его личностные качества, которые нашли выражение в представленной работе. Была ли это работа систематичной, проявил ли студент научную добросовестность, трудолюбие, уровень квалификации и понимания материала, умения с ним работать и получать результат.

А вот рецензент уже должен дать объективный анализ самого текста, выявить, насколько заявленные цели удалось достичь, поставленные задачи решить, а проблемы - разрешить. Он оценивает, насколько удачна выбранная структура, как проведен анализ, насколько широко привлекается имеющийся научный материал, делает свои критические замечания. Но и рецензенту не стоит давать оценку работы в категоричной форме, потому что еще предстоит её защита. Студенту же бывает весьма полезно посоветоваться с научным руководителем по поводу рецензии, - с чем там стоит согласиться, а что, возможно, необходимо оспорить во время защиты.

Сотрудничество преподавателя со студентом в качестве научного руководителя накладывает на него также обязанность установлений личностных контактов, знание его человеческих качеств, обстоятельств и условий жизни, проблемы, которые мешают тому учиться.

Жизненные ситуации иногда требуют написать студенту учебную характеристику, а так как лучше научного руководителя никто из преподавателей не знает, то обычно деканат обращается именно к научному руководителю за соответствующей помощью.

4. Учебная характеристика

Учебная характеристика предполагает формулировку, кому она выдается - студенту такого-то курса, такой-то группы, такого-то факультета (если студент уже окончил вуз, то выпускнику такого-то факультета) по специальности (направлению) такой-то. Далее следует фамилия имя отчество студента. В характеристике фиксируются формальные условия и основания её выдачи - когда студент поступил на обучение, сколько там проучился.

Необходимо отметить отношение студента к учебным занятиям - добросовестное и заинтересованное, соответствующее установленному порядку и нормативным требованиям или нарушающее их. Следует охарактеризовать личностные качества, которые проявил студент - добросовестность, трудолюбие, интеллектуальные способности, умения готовиться к занятиям и принимать участие в них. Такие качества, как глубокая осведомленность в обсуждаемых вопросах, эрудиция студента, общая культура мышления, ясность языка и стиля выступлений существенно дополнят его характеристику, разумеется, при их наличии. Очень важным является способность вести дискуссию, полемизировать с оппонентами, умение убедительно отстаивать свою позицию. Можно отдельно охарактеризовать отношение студента к лекциям, семинарам, к выполнению самостоятельной работы, курсовых работ, возможно, дипломной работы. Можно отметить направленность интересов студента, по каким дисциплинам его успехи выглядят более впечатляюще, какую специализацию и кафедру он выбрал. Текст будет выглядеть более убедительным, если будет приведен уровень оценок студента - учится ли он в основном на отличные и хорошие оценки, хорошие и удовлетворительные, просто удовлетворительные, имеет ли академические задолжености.

Второй пункт - наличие или отсутствие у студента склонности и способности к участию студента в УИРС и НИРС, - имеются в виду научно-образовательные кружки, выступления с докладами на факультетских и вузовских студенческих конференциях, на Неделе науки. В случае успешных выступлений нужно отметить получение студентом звания лауреата, дипломов и грамот за хорошие выступления. Весьма важным является наличие статей в сборники студенческих работ либо другие публикации.

Третий пункт включает в себя степень участия в общественной жизни группы, факультета, вуза. Это может быть участие в качестве старосты, профорга, участника художественной самодеятельности, КВН, спортивных мероприятий.

Четвертый пункт характеристики. После рассмотрения основных видов деятельности студента следует остановиться на его человеческих, личностных и нравственных, качествах - наличии интеллекта, воли, характера. Это также такие качества, как скромность, общительность, дружелюбие и внимательность к товарищам, ответственность, чувство долга, чувство коллективизма и готовность придти на помощь. Весьма важным теперь являются такие характеристики, как наличие или отсутствие лидерских качеств и организаторских способностей, способности к самостоятельности и самоорганизации, так называемая креативность (активно-творческое отношению ко всякому делу).

Либо наличие других или даже противоположных качеств - безответственности, нескромности, высокомерия, заносчивости, эгоизма, пассивности и др. Необходимо помнить, что объективная характеристика не может быть только хвалебной, а должна содержать и критические замечания.

В заключение следует отметить взаимоотношения студента в группе и отношение коллектива к студенту - пользуется ли он авторитетом, уважением, и вообще, каков статус студента в группе.

5 . Учебная и научно-методическая работа на кафедре

Кафедра является учебно-научным подразделением, которое осуществляет основную методическую работу по организации, и проведению учебного процесса и контролю за выполнением этой работы преподавателями кафедры. Заведующий кафедрой назначает своих заместителей - по учебно-методической и научной работе из числа наиболее опытных и знающих устройство учебного процесса и основных научных направлений работы кафедры преподавателей. Между ними происходит распределение сфер деятельности и основных обязанностей. Заведующий кафедрой осуществляет общее руководство работой кафедры и несет за это персональную ответственность.

Под их руководством методисты и лаборанты кафедры готовят и ведут необходимую документацию - папки входящей и исходящей документации, протоколов заседания кафедры, планов заседания кафедры, отчетов о работе кафедры, штатного расписания кафедры, сведений о преподавателях и сотрудниках, плана повышения квалификации преподавателей кафедры.

Важнейшими учебными документами, за которые отвечает заместитель заведующего по учебной работе, является учебная нагрузка по кафедре, программа специализации (для выпускающих кафедр) - список читаемых курсов и спецкурсов, списки студентов, специализирующихся по кафедральной специализации по годам обучения с научными руководителями и утвержденными темами курсовых и дипломных работ. Сюда же относится учебно-методическая документация (прежде всего, УМК) по всем читаемым курсам, сводная тематика курсовых и дипломных работ, выполняемых по кафедре, наличие журнала взаимопосещений занятий преподавателями кафедры.

Сферой ответственности заместителя заведующего кафедрой по научной работе является научно-исследовательская работа кафедры - научные направления, планы НИР, участие в грантах, отчеты по НИР, отчёты о публикациях, списки докторантов, аспирантов и стажеров кафедры по годам обучения.

Все указанные виды работ регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры с тем, чтобы работа преподавателей соответствовала нормативным требованиям организации и проведения учебного процесса.

Литература

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов //Высшее образование в России, № 10, 2007//.

2. Кондрашов В.А. Место и роль практической подготовки студента в образовательной программе по специальности «культурология» //Перспективы создания Южного федерального университета - вуза инновационного типа мирового уровня. - Ростов-на-Дону, 2006//.

3. Кондрашов В.А. Руководство курсовой работой как способ развития навыков и умений студента и их контроля в преподавании гуманитарных дисциплин // Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. - Ростов-на-Дону, 2005//.

4. Кондрашов В.А., Павлова Е.Л. Научно-методические и организационные основания активизации самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин // Проблемы гуманитарного образования и воспитания. - п. Персиановский, 2004//.

5. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2008.

6. Кузьмина Е. Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса // Высшее образование в России, № 10, 2007//.

7. Основы методики преподавания философии. - М., 1971.

8. Учебный курс по культурологии.- Ростов-на-Дону, 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов. Практикум. Лабораторно-практические занятия. Подготовка к семинару. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен). Подготовка к исследовательской работе.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2004

    Общие подходы к методике самостоятельной работы студента и ее осуществление. Работа с научной литературой. Организация учебно-исследовательской деятельности: условия и техника труда, режим дня. Компоненты доклада, особенности и этапы его подготовки.

    реферат , добавлен 07.05.2015

    Мотивации самостоятельной работы студентов, ее организация и формы. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы, ее планирование. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Контроль и управление, источники получения знания.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2013

    Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. Ориентирование при постановке проблемы. Формулирование цели и задач исследования. Выбор метода исследования. Проведение эксперимента и обработка данных. Создание текста работы и ее защита.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Основные принципы организации самостоятельной работы студентов ВУЗа. Формы проведения практических занятий. Ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности. Формирование навыков исследовательской работы студентов.

    презентация , добавлен 11.06.2013

    Характеристика исследовательской деятельности в современных условиях. Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов как средство повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать научные задачи.

    реферат , добавлен 24.03.2014

    Сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. Форма организации их научной работы, разновидности и задачи исследовательских работ. Опыт использования научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Методы и приемы, используемые для активизации обучающихся. Дифференцированный подход в процессе обучения. Принципы сотрудничества на уроке и во внеурочное время. Трудности при проведении учебно-воспитательной работы. Сценарий внеклассного мероприятия.

    отчет по практике , добавлен 20.08.2010

    Специальная организация учебного процесса. Организация самостоятельной работы как самостоятельной познавательной деятельности. Учебные задания по английскому языку. Способы управления самостоятельной работой и формирование "методики учащихся".

    курсовая работа , добавлен 12.05.2009

    Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. Формирование готовности студентов ВУЗа к деятельности средствами проблемного обучения. Системный подход к научной работе в условиях ВУЗа.

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ

Патрина З.В.,
преподаватель математики
КГБОУ СПО «Амурский политехнический техникум»

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда учебные заведения переходят на стандарты нового поколения, в рамках которых реализуется компетентностный подход, когда появилась необходимость выработать у студентов навыки и способности к самостоятельной учебной деятельности.

Работа во внеурочное время оказывает значительную помощь в осуществлении некоторых учебно-воспитательных задач и в достижении дидактических целей:

  • закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, получаемых на аудиторных занятиях, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  • формирование умений и навыков умственного труда;
  • мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  • овладение технологией самообразования

Достижение поставленных целей обучения анализируется с помощью контроля за качеством усвоения учебного материала. Но иногда контроль знаний – тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы разного вида – показывает, что часть ребят с трудом справляются с предложенными заданиями, а это обязательно влечет за собой дальнейшие трудности. На уроке у преподавателя ограничены возможности для проведения индивидуальной работы с каждым студентом. Выход из этого положения – внеаудиторная работа со студентами.

Работа во внеурочное время проводится в разной форме. Это могут быть индивидуальные или групповые консультации, которые проводятся с различной целью: изучение и закрепление нового материала с неуспевающими студентами, обобщение и систематизация знаний по темам программы для повышения их качества или проведение контролирующих работ для тех, кто получил неудовлетворительную отметку или отсутствовал на этой работе.

Во внеурочное время можно закрепить знания и умения по математике, исправить задолженности по предмету, подготовиться к письменным работам, зачетам и заняться ликвидацией пробелов в знаниях.

При проведении внеурочной работы используется различный материал: образцы решения уравнений и неравенств, карточки-консультанты, инструкции или алгоритмы по выполнению каких-то заданий, различные схемы, таблицы и т.д. (этот же материал при необходимости используется и во время проведения уроков).

Как правило, придя на консультацию, студент ожидает, что ему начнут объяснять неусвоенный материал. Но вместо этого получает всего одно задание и, например, образец его выполнения с формулами, пояснениями и т.д. На реплику, что он ничего не знает, получает ответ – учись, если что непонятно, я тебе помогу. И действительно, пока студент сам не вникнет в суть выполнения данного задания, ни о каких умениях не может быть и речи. Очень правильно об этом сказал великий математик А. Нивен: «Нельзя изучать математику, наблюдая, как это делает сосед!».

С трудом решив первое задание, студент увереннее выполняет аналогичное и готов решать еще и еще. Усвоив данный материал данной темы, переходим к следующей. Успех при выполнении заданий придает студенту уверенность в себе и желание продолжать работу. Достигнутый результат надо обязательно одобрить, оценить и закрепить домашним заданием.

Еще лучше, если такую работу выполняют несколько студентов. Разобравшись в материале темы, они с удовольствием помогают друг другу, тем самым закрепляя свой успех.

Несомненно, индивидуальные или коллективные занятия математикой во внеурочное время дают положительные результаты, но некоторые студенты предпочитают поработать дома, уповая на помощь друзей или даже родителей. Естественно, они получают работу на дом. Выполненное таким образом задание ребята на уроке или во внеурочное время защищают: ответы на вопросы, пояснения, выполнение аналогичных заданий.

Для закрепления и повышения качества знаний и умений, а также контроля используются тренажеры, представляющие собой комплект заданий по определенной теме на электронных носителях. В зависимости от темы и цели этой работы студенты получают определенный объем заданий, который обычно выполняют, но некоторые студенты предпочитают работать под руководством преподавателя.

Во время консультации студенты могут получить ответ на любой интересующий их вопрос из области математики, на который они не услышали ответа на уроке или не поняли его.

В процессе изучения стереометрии решаем задачи с производственным содержанием. Студентам предлагается составить задачи по выбранной специальности (по конкретной теме или просто по профессии) или решить уже готовые задачи из сборника. Самые интересные задачи решаем на уроке.

Для закрепления изученного материала по стереометрии разработано пособие, в которое включены справочный материал и вопросы для контроля. Это пособие можно использовать также и для самостоятельного изучения стереометрии.

В настоящее время все материалы оформлены в электронном виде, поэтому студенты могут продолжить начатую работу дома.

Внеклассные мероприятия по математике тоже проводятся во внеаудиторное время. Это мероприятия, проводимые в рамках адаптационно-обучающего периода, традиционная неделя математики, различные математические конкурсы, викторины и т.д..

В начале учебного года, в период прохождения адаптационно-обучающего курса для студентов, большое внимание обращается на актуализацию изучения математики, как науки, без которой невозможна подготовка грамотного специалиста. Студентам предлагаются справки из истории математики, проводятся викторины, демонстрируется связь математики с профессией, активизируется работа по привитию студентам общеучебных навыков, которые в дальнейшем станут основой профессиональных качеств. Итогом адаптационно-обучающего курса является большое внеклассное мероприятие для первокурсников.

В течение «недели математики» в колледже традиционно проводятся олимпиады, различные турниры, КВН и т.д. Студенты участвуют в конкурсах газет, рефератов, кроссвордов, моделей или таблиц, изготовленных в качестве наглядных пособий для уроков математики.

Для разработки и проведения мероприятий активно привлекаются студенты. Они помогают составлять кроссворды, ребусы, сочиняют стихи или песни по математике и т.д.

К подготовке и участию в мероприятиях привлекаются не только хорошо успевающие, примерные студенты. В первую очередь стараемся занять неуверенных в своих силах, слабоуспевающих ребят. Их участие во внеурочных конкурсах – это победа над собой, над своей неуверенностью. Часто победителями занимательных викторин и конкурсов становятся именно «незаметные» студенты.

На олимпиаду по математике приглашаются, конечно, лучшие, а также все желающие. Первый (домашний тур) выполняют все студенты.

Одним из видов внеаудиторной работы является творческая деятельность студентов. В процессе выполнения творческого задания студентами делаются сообщения о применении математики в производственной деятельности, пишутся и защищаются рефераты, подбираются исторические материалы по изучаемым темам.

Во внеурочное время студенты выполняют исследовательские работы по математике, с которыми выступают на ежегодных научно-исследовательских конференциях колледжа.

Внеаудиторная работа по математике позволяет развивать интерес студентов к предмету, улучшить качество усвоения материала, проявить уверенность в себе, почувствовать радость учебно-познавательного труда. Такая работа расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, и способствует их дальнейшему формированию и развитию. Участие во внеурочных мероприятиях развивает творческую направленность, целеустремленность и навыки научно-исследовательского характера.

В процессе внеаудиторной работы раскрываются ребята, которые в аудиториях находятся как бы в тени. Необходимо стремиться к тому, чтобы у студентов появился интерес к процессу приобретения знаний, возникло стремление к самообразованию, желание и умение использовать справочную и учебную литературу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ

(7 2) 2x+3 = 7 -1

= 4 0

х = 0; х + 5 =0

Ответ: х = 0; х = -5

t 2 + t – 12 = 0

D = b 2 – 4ac = 1-4 . 1 . (-12) = 49

(2 -3) 2х + 1 < 2

2 -6x – 3 < 2 (ф-я возр., т.к. 2 > 1)

6 x < 4 /:(-6)

нет корней

Ответ: х = 1

Ответ: х > -

> 9 0 (ф-я возр., т.к.9>1)

5 3х-2 (1+2 . 5) = 275

5 3х-2 . 11 = 275 / :11

х 2 – 1 > 0

х 1 = 1; х 2 = -1

Ответ: х < -1; х > 1

Ответ: х =

Приложение 4

Тренажер по теме «Тригонометрические уравнения»

1. sin 2x = 2. cos =
3. tg (x - ) = -1 4. sin ( - 2x) = -
5. sin (x - ) cos (7 х +) = 0 6. cos 2 x + 3cos x = 0
7. cos x = sin 2x cos x 8. cos x sin x =
9. sin 3x + sin x = 2 sin 2x

10. 2sin 2 3 х + 5sin 3x = 0

11. sin x cos 2x + cos x sin 2x = 12. 2sin 2 2 х – 1 = 0
13. sin x = sin 3x 14. sin 2x = (cos x - sin x) 2
15. 2 + sin x cos x = 2sin х + cos x 16. cos 6x + sin 2 3 х = 0
17. 2sin (x + ) sin (x - ) = 1 18. 3cos 2 x + 5sin 2 х = 3,5
19. cos 7x = cos 5x + sin x 20. cos 4 x - sin 4 x = 0
21. sin x = cos x 22. 2sin 2 х - sin 2x = 0
23. sin (x + ) = sin (x - ) 24. sin 4x = sin 3x
25. 1 + cos x - 2cos = 0 26. cos 2 ( - x) + 8cos ( + x) = 0
27. sin 5x cos 3x - sin 8x cos 6x = 0 28. cos 2x - 2sin 2 х = -3
29. cos 2 x - 3cos x sin x + 1 = 0 30. cos x = sin 2 х
31. sin ( + x) + ctg (2 - x) = 0 32. sin 3x = sin 2 х + sin x
33. sin (x + 45 o) sin (x - 15 o) = 34. sin 2 х + cos 2x = sin 3 х
35. tg x cos x + tg x = cos x +1 36. sin 2 х + sin 2 2 х = sin 2 3 х
37. ctg x + = 2 38. cos 3x = 2sin ( + x)
39. sin x (1 + cos x) = 1 + cos x + cos 2 x 40.
41. sin 4 x - cos 4 x = sin 2х 42. sin 3 x – cos 3 x = sin 2 x – cos 2 x
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...