Особенности применения парной формы учебной работы студентов. Парная форма работы в школе: рекомендации для учителя. Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава. Виды алгоритмов работы в паре для технологии парного обучения

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность классадеятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».

Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но... возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).
К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.
В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения

  1. При разговоре смотри на собеседника
  2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

Необходимо также научить школьников . Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так... Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...». «Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков работы в парах сменного состава

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т.д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить — вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык - умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.
У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера — ее разрезные части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

Технология парного обучения - один из видов педагогических технологий , при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий , которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога ,
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации ,
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

  • позициями (ролями) обучающихся;
  • целями;
  • содержанием;
  • техниками взаимодействия;
  • результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

  • Дополнительный компонент учебных занятий.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения , этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе - малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт - одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше - на больших открытых пространствах.

  • Ведущий компонент учебных занятий.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными , в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Диапазон использования в учебных целях

Обучение в парах инвариантно относительно вида деятельности или контента . Оно используется практически на всех школьных предметах . Методисты используют технологию парного обучения на своих методических секциях. Специалисты ТРИЗ в парах обучают инженеров теории решения изобретательских задач.

Использование не для учебных целей

Технология взаимодействия участников в парах находит применение в различных областях деятельности, - в тех случаях, когда люди собираются вместе для решения какой-то общей задачи, например, -

В связи с тем, что «технология парного обучения» постепенно начала использоваться также в неучебных процессах, возникло более широкое понятие «технология работы в парах».

«Разработка урока по ФГОС» - Отличия структуры урока. Три постулата современного урока. Выживает не самый сильный и не самый умный. Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. Схема урока. Разработка урока по ФГОС 2 поколения. Ход урока. Межпредметные связи. Исследование на материале учебника. Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения.

«Урок по требованиям ФГОС» - Познавательные действия. Учитель. Посредственный учитель. Осознание учащимися своей УД. Дантист. Урок закрепления знаний. Урок современного типа. Эффективность учебно-воспитательной деятельности. Принципы управления учебным процессом. Важнейшая задача современной системы. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

«Урок в соответствии с ФГОС» - Урок в соответствии с ФГОС. Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности. Требования к технике проведения урока. Аспектный анализ учебного занятия (системы учебных занятий). Применение теоретических положений. Самостоятельная работа школьников. Системно-деятельностный подход. Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков.

«Урок в рамках ФГОС» - Задания творческого уровня. Этап реализации построенного проекта. Виды УУД. Формирование у учащихся умений. Урок в соответствии с ФГОС ООО. Построение каждого этапа урока. Организовать самопроверку. Итог изучению значительного по объему материала. Способ построения нового знания. Роль учителя как управленца.

«Типы уроков по ФГОС» - Интериоризация способов действий. Рефлексия деятельности. Осознание учащимися метода преодоления затруднений. Постановки целей коррекционной деятельности. Урок развивающего контроля. Этап актуализации и пробного учебного действия. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности. Применение способов действий.

«Современный урок по ФГОС» - Анализ урока в соответствии с ФГОС. Содержание образования. Современный урок в соответствии с ФГОС. Безошибочное выполнение упражнений. Система дидактических принципов. Коррекционный урок. Коммуникативные УУД. Требования к современному уроку. Урок применения предметных ЗУНов. Организационные формы обучения.

Всего в теме 10 презентаций

Систему форм учебной деятельности учащихся на занятии составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.

Фронтальной форме организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу по всем классом в едином темпе В процессе рассказа, объяснения, показа и под. он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, создавать атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся важны условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся.

Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. В условиях проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими задачами различной сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учащихся.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учеников. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями при таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то это негативно скажется на сильных учащихся. Последние удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке рядом с этой формой используются другие формы организации учебной работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, решает

задачу, проводит опыт, пишет произведение, реферат, доклад и т. Индивидуальным заданием может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой и под. Широко практикуется индивидуальная работа в программируемом обучении.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщения пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.

Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи Ж. Руссо, Й.Г.Песталоищи, Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. Й.Г.Песталоищи считал, что умелое сочетание индивидуальной и трупов учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками.

В начале XX века групповое обучение как специфическая форма его организации появилось в области Дальтон-плана (США). В 20-30-х годах оно использовалось в советской школе под названием "бригадно-лабораторный метод". Слово "бригадный" подчеркивало коллективность в работе, а "лабораторный" - совместимость в выполнении учебных заданий.

В соответствии с учебными программами, утвержденными Наркоматом в 1930 году, в СССР происходила ликвидация классов, их замена звеньями и бригадами, а материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов. В результате знания о природе (физика, химия, биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литература и под.) Учащиеся должны были усваивать в процессе выполнения комплексных тем и проектов (напр., "Борьба за промфинплан", "борьба за коллективизацию села "и под.). Применение новых форм обучения быстро привело к существенным недостаткам: отсутствия у учащихся достаточного объема систематизированных знаний, снижение роли учителя, неэкономно затраты времени. Эти недостатки определялись в постановлении ЦК ВКП (б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" (1931), где бригадно-лабораторный метод и метод проектов был осужден.

На протяжении многих лет никакие формы обучения, альтернативные урока, не использовались и не разрабатывались. А рациональные зерна, которые содержали в себе групповые формы, были забыты.

В Западной Европе и США групповые формы учебной деятельности учащихся активно развивались и совершенствовались. Значительный вклад в развитие теории групповой учебной деятельности сделать французские педагоги К. Гарсиа, С. Френе, Р. Галь, Р.Кузине, польские - В.Оконь, Р. Петриковский, Ч.Куписевич. Групповые формы получили распространение в практике американской школы, где их используют при преподавании различных предметов. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд) в 80-х гг. XX в., Показывают, что благодаря групповом обучению резко увеличивается процент усвоения материала, поскольку происходит воздействие не только на сознание учащихся, но и на его чувства, волю (действия, практику).

Только в 60-е годы в связи с изучением проблемы познавательной активности и самостоятельности учащихся в советской дидактике снова появился интерес к групповой формы обучения (М.О.Дагашов, Б.П.Есипов, И.М.Чередов).

Переориентация процесса обучения на личность ученика значительно активизировала исследования групповых форм учебной деятельности школьников. Весомый вклад в разработку общих принципов группового обучения оказали труды В.К.Дьяченка. В.В.Котова. Х.Й.ЛиЙметса, Ю.Шальованого, ИСФ.Нор, А.Я. Савченко, О.Г.Ярошенко и других.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в рамках одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и тому подобное.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждать и вести дискуссию.

2.Кооперативно групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми он направляет деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся достоянием всего класса и записываются всеми присутствующими на занятии.

3. Дифференцированное групповая форма предполагает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.

4.Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Ученики работают над единственной задачей.

5. Индивидуально-групповая форма предполагает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Итог выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными.

Количество учащихся в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной считают группу из 3-5 человек, поскольку в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей - сложно определить, какую именно работу выполнил каждый ученик.

Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольной основе, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору.

Группы могут быть гомогенными (однородными), то есть объединенными по определенным признакам, например, по уровню учебных возможностей, или гетерогенными (разнородными). В разнородных группах, когда в одну группу входят сильные, средние и слабые ученики, лучше стимулируется творческое мышление, осуществляется интенсивный обмен идеями. Для этого предоставляется достаточно времени для высказывания различных взглядов, подробного обсуждения проблемы, для рассмотрения вопроса с разных сторон.

Учитель руководит работой каждого ученика опосредованно, через задачи, которые он предлагает группе, и регулирующих деятельность учащихся.

Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю.

Решение конкретных учебных задач осуществляется благодаря совместным усилиям членов группы. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания. В то же время задачи в группе выполняются таким способом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Контакты и обмен мнениями в группе существенно активизируют деятельность всех учеников - членов группы, стимулируют развитие мышления, способствуют развитию и совершенствованию их речи, пополнению знаний, расширению индивидуального опыта.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и др. Важную роль она видграе в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимания, взаимопомощи, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведения диалога.

Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

Формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока

Таблица 7

Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успеха, в нормальных и плодотворных межличностных отношениях.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Технология парного обучения - один из видов педагогических технологий , при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. Технология парного обучения является частным случаем технологии работы в парах .

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий , которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога ,
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации ,
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Виды учебной деятельности в парах

Выделяют следующие виды учебной работы в паре: обсуждение, совместное изучение, обучение, тренировка и проверка. Возможно появление и других видов.

Виды работы в паре различаются:

  • позициями (ролями) обучающихся;
  • целями;
  • содержанием;
  • техниками взаимодействия;
  • результатами.

Для обеспечения плодотворной работы в паре недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.

Два варианта использования работы в парах

Учебная деятельность в парах может использоваться в качестве главного компонента учебного занятия или в качестве дополнительного.

  • Дополнительный компонент учебных занятий.

При расширении организационной структуры фронтально организованных учебных занятий (их разновидностью является, например, урок) учебной деятельностью обучающихся в парах, последняя может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными. (В отдельных методических материалах, посвящённых будто бы коллективному способу обучения , этот факт как раз и не учитывается.) Ведь на уроках ведущей формой обучения является групповая (взаимодействие в группе - малой или в рамках всего класса, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем). В связи с этим на уроке обеспечивается общий фронт - одинаковая для всех тема, примерно одинаковый темп её изучения, общее время начала и окончания занятий.

В этом случае использование работы в парах позволяет закреплять и повторять материал, который был преподнесен учителем всему классу. Обычно ученики заняты каким-то одним видом учебной деятельности в парах. Такая работа начинается и заканчивается учащимися одновременно.

Такой вариант использования работы в парах можно сравнить с бегом на месте (который, конечно же, имеет несомненную пользу). Но больше возможностей предоставляет бег в спортивном зале, а ещё больше - на больших открытых пространствах.

  • Ведущий компонент учебных занятий.

В этом случае парная работа используется главным образом для изучения нового учебного материала (без предварительного объяснения учителя), освоения новых способов учебной деятельности. Но это требует перестройки всего учебного процесса: режима занятий, контроля и оценивания деятельности учащихся, построения учебных программ, должностных обязанностей педагогов, управления школой, то есть перехода от классно-урочной системы к иным формам организации образовательного процесса, основанным на индивидуальных учебных маршрутах обучающихся. На занятиях, которые названы коллективными , в одно и то же время можно наблюдать разные формы организации обучения: одни школьники работают в парах, другие в группах, третьи с учителем, остальные самостоятельно. В процессе коллективных учебных занятий значительную долю нового учебного материала учащиеся осваивают самостоятельно (индивидуально, в парах или группах). При этом ведущей является работа в парах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...