Отличительным признаком понятия личность является ются. Тест по обществознанию. История и судьба геополитики как науки парадоксальна. Содной стороны, само понятие, кажется, стало привычным, активно используется в современной политике. Множ

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4) индивидуальности

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4) индивидуальность

6. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3) индивидуальности

4) гражданина

7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8. В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4) критическое отношение к самому себе

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .

«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Потребности и способности человека

1. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться

3) спать

4) общаться

2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3. К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности

1) престижные

2) идеальные

3) духовные

4) экзистенциальные

5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.

10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность Е) задатки

Б) способности Ж) общение

В) личность З) деятельность

Г) игра И) группа

Д) общество

Деятельность человека, ее основные виды

1. Признаком понятия «человеческая деятельность» является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4) духовно-теоретической

3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

4. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность

1) практическую

2) ценностно-ориентировочную

3) познавательную

4) прогностическую

5. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1) создание идеального образа ожидаемого результата

2) использование предметов, данных природой

3) целесообразная активность

4) поиск средств удовлетворения потребностей

6. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) материальная

2) духовная

3) социальная

4) экономическая

7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3) взращиваемая культура

4) земледелец

8. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1) преобразующий

2) приспособительный

3) коллективный

4) орудийный

9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

2) грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

10. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

11. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

12. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это

1) познание

2) труд

3) общение

4) прогнозирование

13. Игра, общение познание – это

1) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

14. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ______________________________

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ:________________________________________

16. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

2) практическая полезность В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

Деятельность и творчество

1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?

1) познание

2) творчество

3) общение

4) учеба

2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает(ют)

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:__________________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4) личности

4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4) социализация

8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4) социализацией

10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

11. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

1) индивида

2) личности

3) физического лица

4) биологической особи

13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».

14 .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Бытие человека

1. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это

1) сознание

2) творчество

3) социализация

4) бытие

Поведение

1. Верны ли следующие суждения о поведении людей?

1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли

2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают

1) мотивы

2) инстинкты

3) навыки

4) способности

Внутренний мир человека

1. Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека?

1) этика

2) психология

3) философия

4) эстетика

2. Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека?

А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.

Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие высказывания о человека?

А.Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сознательное и бессознательное

1. Что из перечисленного является проявлением сознательного?

1) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении

2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе

3) сновидения, оговорки, влечения

4) неконтролируемые процессы, функции, состояния

2. Верны ли следующие суждения о бессознательном?

А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.

Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о сознании?

А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.

Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопознание

1. Под самопознанием понимается(ются)

1) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах

2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей

3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения

4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе

2. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

1) самообразование

2) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

3. Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4) представление о своих способностях

4. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. В результате самопознания формируется «Я-образ».

Б. Постижение своего «я» невозможно без проведения психологических экспериментов

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «я» - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.

Б. «Я – образ» - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих».

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я – идеалу», тем ниже самооценка личности.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.

Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе

1) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

11. Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

1) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

12 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных

возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Свобода и ответственность личности

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий .

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки .

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Завершите фразу: «Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них ________________________________».

престижные

биологические

экзистенциальные

духовные

… …

средства

действия

цель

мотив

Структура деятельности

социальные


Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Искусство - это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Искусство является практически духовным освоением мира. В этом плане к искусству относят разнообразные виды человеческой художественной деятельности: живопись, музыку, театр, художественную литературу, скульптуру, архитектуру. Термин «искусство» достаточно многозначен и выражает эволюцию эстетического сознания человечества. В него включаются различные формы художественного творчества, ремесла и «всякого уменья». В широком смысле понятие «искусство» есть выражение мастерства в любой области деятельности.

Искусство зародилось на заре человечества как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, ритуалов, охоты, войны). Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных формах воспринимал мир наш пращур. Это сцены охоты, ритуальные маски, характеризующие обряды инициации (посвящения), первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы.

В основе художественного отображения действительности лежит не копирование натуры, а воспроизведение единичного явления таким образом, чтобы в нём содержалось обобщение, типизация, символизация, т. е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Искусство, воплощая в себе идеологию, само становится её элементом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусство становится феноменом общественного сознания. Являясь формой общественного сознания, искусство выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии.

Особенностью искусства является то, что оно отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с этим, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца. Искусство существует как система различных видов, каждый из которых обладает специфическими особенностями, но воплощает между тем общие законы художественного творчества, идеалы прекрасного, красоты; оно призвано воспитывать людей, формировать в них чувство прекрасного, эстетическое мировоззрение; подтверждать высказывание Фёдора Михайловича Достоевского о том, что красота спасёт мир.

(А. Иванов)

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1. Понятие и виды искусства.

2. Зарождение искусства на заре человечества.

3. Искусство как идеология и феномен общественного сознания.

4. Особенность искусства - целостное отражение мира.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Дайте определение искусства с точки зрения двух подходов, о которых говорит автор.

Показать ответ

1. Искусство - это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни.

2. В широком смысле понятие «искусство» есть выражение мастерства в любой области деятельности.

Что является основой для приобретения искусством идейнохудожественной основы? Выпишите предложение из текста.

Показать ответ

Предложение:

«Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно- художественное значение».

Какую функцию выполняло искусство на заре человеческой цивилизации? Свой ответ подтвердите двумя примерами.

Показать ответ

Искусство было связано с ранними религиозными верованиями людей и выполняло практическую функцию. Об этом свидетельствуют наскальные росписи, данные археологии, исследования реликтовых племён:

Например, рисунки сцен охоты и выполнение специального обряда должны были способствовать успеху в охоте, а исполнение ритуального танца отгоняло злых духов, помогало лечить болезни и т.д.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Автор утверждает, что, являясь формой общественного сознания, искусство выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии. Согласны ли вы с точкой зрения автора? Свой ответ подтвердите двумя примерами.

Показать ответ

Автор прав, утверждая, что, являясь формой общественного сознания, искусство выражает собой все особенности мировоззрения, традиций, общественных идеалов, социальной психологии. Это можно подтвердить следующими примерами:

1. Я думаю, что писатель, скорее всего, имел в виду не внешнюю (черты лица, фигуру, одежду человека), а внутреннюю красоту (доброту, великодушие, красоту мыслей, поступков). Человек, обладающий такими качествами, не способен творить зло и жестокость, он будет помогать окружающим, радовать людей своими добрыми делами, противостоять злу, то есть спасать мир.

2. Я думаю, что человек, творящий красоту, умеющий видеть красоту во всём, прилагающий собственные усилия для того, чтобы мир был красивым и радостным, не сможет грубо и жестоко разрушать созданное другими людьми, нарушать их права, неуважительно относиться к их мнению. Он просто заинтересован в сохранении мира и гармонии в нём.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Базовый уровень

Время выполнения -40 мин.

Вариант 1.

1. Понятие «общество» включает в себя

1) природную среду обитания людей 3)принцип неизменности элементов

2) формы объединения людей 4) окружающий мир

2. Отличительным признаком понятия «личность» является:

1) членораздельная речь 3)наличие физических потребностей

2)способность брать ответственность на себя 4)сознание и мышление

3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А.Отдельные произведения могут создаваться по заказу государственных органов

Б.Введение цензуры в СМИ иллюстрирует связь политической и духовной сфер жизни

общества

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

4. В познавательной деятельности в отличие от других видов деятельности цель заключается в

1) получении достоверных знаний 3) преобразовании окружающего мира

2) общении с окружающим миром 4) оценке окружающей действительности

5 .Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную 3) объяснительную

2) прогностическую 4) социальную

6. Восприятие – это

1)форма рационального познания 3)способ объяснения мира

2)присущее только человеку психическое 4)форма чувственного познания

свойство

7 .И нормы морали, и нормы права

1)выражаются в официальной форме 3)регулируют общественные отношения

2)создаются государством 4)обеспечиваются силой государства

8. Производство продуктов преимущественно для собственного потребления характерно

для экономики

1) рыночной 3)смешанной

2) традиционной 4) командной

9. К отрицательным последствиям рыночной экономики относится

1)свободное ценообразование 3)конкуренция

2)неравенство в распределении благ 4) безработица

10 .Политический режим, которому свойственно четкое разделение властей, многопартийность, гарантированность свобод граждан, регулярные выборы называется

1)тоталитарным 3)демократическим

11 .К отличительным признакам правового государства относится

1) реализация принципа разделения властей 3)установление и взимание налогов

2) принятие общеобязательных для 4)действия принципа верховенства

населения решений государственной власти

Часть В.

1 .

Примеры социальных общностей, образованных по _______________ признаку: дети, подростки, молодежь, пожилые.

2. Назовите понятие общее для данного ряда или объединяющее данный ряд и запишите его в ответ.

Семья, государство, церковь, СМИ, профсоюзы

3. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию

во втором столбце.

ПРАВООТНОШЕНИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА

1) гражданин был принят на работу А) трудовое право

механиком Б) семейное право

2) суд установил опеку над несовершеннолетним В) уголовное право

3) суд признал, что деяние было совершено

в состоянии необходимой обороны

4)гражданину был предоставлен ежегодный отпуск

5)гражданин был признан виновным и приговорен

к лишению свободы

Запишите последовательность букв в таблицу, а затем перенесите их в ответ.

Часть С.

знания , соответствующие понятия обществознания,

а также факты опыт.

«Семья- это кристалл общества». В.Гюго

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу обществознания за 11 класс

Базовый уровень

Время выполнения -40 мин.

Вариант 2.

Часть А. Выберите правильный ответ.

1 .К характеристике общества как системы относится

1) неизменность во времени 3) часть природы

2) способы взаимодействия и формы 4) материальный мир в целом

объединения людей

2. Человек в отличие от животного способен

1) совершать привычные действия 3)проявлять эмоции

2) предварительно обдумывать свое 4) заботится о потомстве

поведение

3. Верны ли следующие суждения, характеризующие отношения элитарной и массовой

культуры?

Элитарная культура может

А.Быть источником идей, приемов и образов для массовой культуры

Б.Финансируется за счет прибыли, полученной в сфере массовой культуры

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

4 .Труд в отличие от познания

1)носит целенаправленный характер

2)предполагает обязательное использование техники

4) осуществляется только человеком

5 .Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для

Людей, страдающих различными заболеваниями?

1) познавательную 3)социальную

2) прогностическую 4) объяснительную

6. Укажите форму рационального познания

1) восприятие 3) представление

2) понятие 4) память

7. Правило поведения, установленное и поддерживаемое государством, является

1) политической нормой 3) правовой нормой

2) моральной нормой 4) религиозной нормой

8. К признакам рыночной экономики относится

1) преобладание государственной собственности

2)регулирование цен государственным органом управления экономикой

3)существование государственных планов, обязательных для производителей

4)отсутствие планового регулирования государством количества продукции

9. Потребитель- это тот, кто

1) определяет качество товара 3) влияет на доступность товара

2) устанавливает надбавку к цене товара 4)приобретает и использует товар

10 . Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию

1) воспитательную 3)эмоционально-психологическую

2) репродуктивную 4) социально-статусную

11 .Характерной чертой тоталитарного общества является

1)наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2)конкуренция в борьбе за власть различных партий

3)уважение и защита законом прав меньшинства

4)закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о ее действиях

Часть В.

1 .Запишите слово, пропущенное в схеме.

Права


Правовой обычай Судебный прецедент Нормативно-правовой акт Естественное право

2 .Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие

«признаки государства».Найдите и запишите в ответ «выпадающий» термин:

Территория, налоги, республика, суверенитет, публичная власть

Ответ: ______________________________

3 .Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой

позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию во втором столбце.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

4) образование

5)социальное происхождение

Запишите последовательность букв в таблицу, а затем в ответ.

Часть С.

Раскройте смысл высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение. Используйте при этом знания , соответствующие понятия обществознания,

а также факты общественной жизни, собственный жизненный опыт.

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл».Ш.Монтескье

Ключ к входной контрольной работе по обществознанию для 11 класса

базовый уровень

Вариант 1.

Часть А.

Часть В.

За каждый правильный ответ – 1 балл

1.возрастной

2. социальные институты

3. 1а, 2б, 3в, 4а, 5в

Часть С.

Эссе максимально – 5 баллов

Оценка:

20-23 балла – отлично

15-19 баллов – хорошо

12-14 баллов – удовлетворительно включает в себя разнокачественные элементы – как природные , ... природных условиях и ресурсах Рис. 36. Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда » всего мира , о степени и формах ... изменений среды обитания людей . Так...

  • «Сотни и тысячи раз объявляли материализм опровергнутым и в сто первый, в тысяча первый раз продолжают опровергать его поныне»

    Документ

    Экологические свойства окружающей среды сохраняются».2 В природопользовании понятие «природные ресурсы» включает в себя землю и недра, растительный и животный мир , лесные...

  • История и судьба геополитики как науки парадоксальна. Содной стороны, само понятие, кажется, стало привычным, активно используется в современной политике. Множ

    Документ

    ... . Общество регулируется Традицией. Огонь элемент , символизирующий чистый дух. Трансцендентный принцип . Однополярный мир геополитическая... окружающего мира отдельных людей разнится в зависимости от их профессии. Житель крупного города мыслит себе мир ...

  • Методические материалы для аспирантов ргуфксит москва 2010

    Учебный курс

    ... элемент нестабильности, изменчивости мира и уравновешивая тот элемент устойчивости, неизменности ... понятие «окружающая среда ». Характер этого взаимодействия определяется, с одной стороны, природной ... группы и общества включает в себя также социальные...

  • Тема: Личность, ее социализация и воспитание

    1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

    1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

    2) ответственности за свои действия и их последствия

    3) обусловленности поведения генетическими особенностями

    4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

    2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

    1) природная среда

    2) врожденные особенности человека

    3) общение с окружающими

    4) специфика социальных норм

    3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

    1) человека

    2) индивида

    3) индивидуальности

    4) личности

    4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)

    1) членораздельная речь

    2) наличие физических потребностей

    3) способность брать ответственность на себя

    4) сознание и мышление

    5. Верны ли следующие суждения о личности?

    А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

    Б. Новорожденный человек является личностью.

    6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

    А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

    Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

    1) верно только А 3) верно и А и Б

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

    1) адаптация

    2) образование

    3) воспитание

    4) социализация

    8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

    1) социальной мобильности в обществе

    2) социализации молодого поколения

    3) приобретенного социального статуса

    4) самореализации личности в группе

    9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

    1) самореализацией

    2) способностью

    3) самопознанием

    4) социализацией

    10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

    1) на протяжении всей жизни человека

    2) в период зрелости

    3) прежде всего в детском возрасте

    4) после завершения учебы в школе

    11. Верны ли следующие суждения о социализации?

    А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

    Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

    1) верно только А 3) верно и А и Б

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

    1) индивида

    2) личности

    3) физического лица

    4) биологической особи

    13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».

    14 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

    1) человек, активно осваивающий А) индивид

    и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

    природу, общество и самого себя В) личность

    2) отдельно взятый представитель

    всего человеческого рода

    3) человек в комплексе его неповторимых

    уникальных свойств

    4) человек, способный сознательно и ответственно

    делать выбор

    Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

    Деятельность и творчество

    1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?

    1) познание

    2) творчество

    3) общение

    2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

    1) использование природных веществ

    2) удовлетворение биологических потребностей

    3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

    4) использование орудий труда

    3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

    1) удовлетворение социальных потребностей

    2) создание нового, не имеющего аналогов в природе

    3) обусловленность врожденными инстинктами

    4) орудийный характер

    4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют)

    1) только люди, посветившие себя научной деятельности

    2) каждый человек от рождения

    3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

    4) только дети, посещающие детский сад и школу

    5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

    1) удовлетворение материальных потребностей

    2) творческое начало

    3) использование технических средств

    4) социальное одобрение результатов деятельности

    6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

    1) доступность для использования

    2) принципиальная новизна

    3) практическая значимость

    4) воспроизводимость образца

    5) уникальность

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

    Ответ: _________2 5 _________________________

    Личность, ее социализация и воспитание

    1. Отличительным признаком понятия "личность" является наличие у человека

    1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

    2) ответственности за свои действия и их последствия

    3) обусловленности поведения генетическими особенностями

    4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

    2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

    1) природная среда

    2) врожденные особенности человека

    3) общение с окружающими

    4) специфика социальных норм

    3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

    1) человека

    2) индивида

    3) индивидуальности

    4) личности

    4. Отличительным признаком понятия "личность" является (ются)

    1) членораздельная речь

    2) наличие физических потребностей

    3) способность брать ответственность на себя

    4) сознание и мышление

    5. Верны ли следующие суждения о личности?

    А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

    Б. Новорожденный человек является личностью.

    1) верно только А 3) верно и А и Б

    6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

    А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

    Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

    1) верно только А 3) верно и А и Б

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

    1) адаптация

    2) образование

    3) воспитание

    4) социализация

    8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

    1) социальной мобильности в обществе

    2) социализации молодого поколения

    3) приобретенного социального статуса

    4) самореализации личности в группе

    9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

    1) самореализацией

    2) способностью

    3) самопознанием

    4) социализацией

    10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

    1) на протяжении всей жизни человека

    2) в период зрелости

    3) прежде всего в детском возрасте

    4) после завершения учебы в школе

    11. Верны ли следующие суждения о социализации?

    А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

    Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

    1) верно только А 3) верно и А и Б

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    12. Термины "самооценка", "самореализация", "саморазвитие" относятся к характеристике человека как

    1) индивида

    2) личности

    3) физического лица

    4) биологической особи

    13. Завершите фразу: "Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией__________________".

    14. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

    1) человек, активно осваивающий А) индивид

    и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

    природу, общество и самого себя В) личность

    2) отдельно взятый представитель

    всего человеческого рода

    3) человек в комплексе его неповторимых

    уникальных свойств

    4) человек, способный сознательно и ответственно

    делать выбор

    Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...