Педагогическая мастерская «Конструктор урока. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники "конструктор" Озвучивание «немого кино»

«Конструктор» современного урока

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его направленность на обеспечение системно-деятельностного подхода, перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся и подготовке их к жизни в современных условиях. Мастерство учителя не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.

Немецкий педагог А. Дистервег писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».

Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?

Главное условие успешного обучения - способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Конструктор урока

Этапы урока

Начало урока

Простой опрос по базовым вопросам

“Да -нет”

Фантастическая добавка

Взаимоопрос

Театрализация

Обсуждение выполнения домашнего задания

Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Практичность теории

Проблемный диалог

Лови ошибку!

Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Пресс - конференция

Игра - тренинг

Взаимоопрос

Деловая игра “Компетентность”

Повторение

Своя опора

Повторяем с контролем

Свои примеры

Пересечение тем

Игра в случайность

Показательный ответ

Контроль

“Светофор”

Опрос по цепочке

Программ

мируемый опрос

Обычная контрольная работа

Выборочный контроль

Блиц - контрольная

Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычнось обычного

Творчество работает на будущее

Индивидуальное задание

Конец урока

Опрос - итог

Отсроченная отгадка

Роль “подводящий итог”

Синквейн

Роль “Психолог”

Шпаргалка Конструктор урока

Урок — это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

Параметр

Возможные формы реализации

Тип урока (определяется в соответствии с дидактическими целями урока)

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  • уроки практического применения знаний, умений

(Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Формы уроков

(форма организации учебной деятельности)

1. Уроки-«Погружения»

2. Уроки - деловые игры

3. Уроки - пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Театрализованные уроки

6. Уроки-консультации

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки - творческие отчеты

15. Уроки-конкурсы

19. Уроки-общения

20. Уроки-фантазии

21. Уроки-игры

22. Уроки-«суды»

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-концерты

25. Уроки-диалоги

26. Уроки «Следствия ведут знатоки»

27. Уроки - ролевые игры

28. Уроки-конференции

29. Уроки-семинары

30. Уроки - «круговая тренировка»

В.М.Лизинский

Методы обучения

· объяснительно-иллюстративный

· репродуктивный

· проблемного обучения

· частично-поисковый

· исследовательский

И.Я.Лернер

Приемы мотивации

(мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования)

1.“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2. “Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказать вам о необходимости изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

4. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

5. “Линия времени”.

Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

Технологии обучения

· дифференцированного обучения

· групповые технологии

· игровые технологии

· технология развития критического мышления

· метод проектов

Приемы и средства для формирования познавательной активности

Увлеченное преподавание

Новизна учебного материала

Историзм

Связь знаний с судьбами людей, их открывших

Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся

Использование новых и нетрадиционных форм обучения

Чередование форм и методов обучения

Проблемное обучение

Обучение с компьютерной поддержкой

Использование интерактивных компьютерных средств

Взаимообучение (в парах, микрогруппах)

Тестирование ЗУН

Показ достижений обучаемых

Создание ситуаций успеха

Соревнование

Создание положительного микроклимата в группе

Доверие к обучаемому

Педагогический такт и мастерство педагога

Положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

Гуманизация межличностных отношений и др.

Рефлексия

Рефлексия

Участникам мастер-класса предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС - формулы:

П - позиция
О - объяснение (или обоснование)
П - пример
С - следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:
«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать на примере …».
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Конструктор целей урока

Образовательная цель — формирование системы знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового.

Урок-практикум,

урок обобщения и систематизации знаний

Урок - контрольная

Формирование умений (предметных или общих учебных)

Ликвидация пробелов, предупреждение возможных ошибок.

1. Восстановить знания о...

1. Расширить представления о...

1. Проконтролировать знания...

1.Начать (продолжить) формирование умения...

1.Откорректировать знания по теме..., обратив внимание на следующие ошибки...

2. Сформировать представление о...

2. Развить и конкретизировать знания о...

2. Определить уровень усвоения...

3. Ознакомить с...

3. Закрепить знания о...

2.Научить пользоваться алгоритмом...

4. Рассмотреть...

4. Применить знания о... для (объяснения наблюдений, решения проблемных задач...).

5. Показать особенности строения (влияние)...

2.Предупредить возникновение ошибок.

3.Закрепить умение...

6. Начать формирование понятия...

5. Обобщить и систематизировать знания о...

4. Продолжить отработку умения...

7. Раскрыть понятие (сущность, разнообразие, особеннос ти)...

6. Установить связи между...

5.Проверить степень сформированности умения

8. Охарактеризовать.

9. Выявить значение…

10. Объяснить причины...

11. Установить взаимосвязь (зависимость, закономерность)...

12. Добиться понимания...

13. Углубить (расширить) знания о...

Развивающий аспект урока связан с развити-ем психичес-ких процес-

Развитие логического мышления:

выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать

Развитие речевой деятельности.

Развитие творческих способностей, воображения, самостоятельности

Развитие внимания, памяти, воли, чувств, эмоций, фантазии

Воспита-тельный аспект подразумевает формирование мировоз-зрения и воспита-ние личност-ных качеств.

бережного отношения к природе;

интереса к знаниям, культуры умственного труда; чувства ответственности за результаты своего труда;

культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); трудолюбия, чувства долга, самодисциплины;

настойчивости и упорства в достижении цели; эстетических взглядов и вкусов; рефлексивных качеств личности

материалистическое мировоззрение, формируем научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры, развиваем представления о целостности и материальности живой природы

Предметные

Работа с микроскопом; приготовление микропрепаратов.

наблюдение за натуральными объектами

работа с гербариями и коллекциями

распознавание клеток и их органоидов, тканей, органов растений, систем органов животных

составление пищевых цепей

Общие учебные

Информационные

Интеллектуальные:

свертывание и развертывание информации; работа с текстом и рисунками учебника (нахождение нужных сведений, выделение главного, составление плана и опорных схем, поиск скрытой информации); работа с дополнительной литературой.

анализ и синтез; определение понятий; сравнение, обобщение и систематизация; классификация; установление аналогий, причинно-следственных связей и взаимозависимостей; выдвижение гипотез; доказательства и опровержения; решение проблемных задач.

Литература:

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://www.trizway.com/art/book/42.html
  2. Пуденкова Е. А. Проектирование современного урока на основе методического конструктора --- методист по физике центра инновационных образовательных технологий ПОИПКРО, г. Псков

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3 слайд

Описание слайда:

Универсальные учебные действия (УУД) – в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в более узком – ... способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

4 слайд

Описание слайда:

Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Приём “Фантастическая добавка” Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

8 слайд

Описание слайда:

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Пример. Русский язык. Известно, что существительные изменяются по падежам и имеют окончания. Как же быть со словом кино? Ученик написал в тетради, что раненый лежал в палате.(раненый - прилагательное) Прием “Нестандартный вход в урок”

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Верите ли вы, что… (создает проблемную ситуацию на уроке) Что у всех этих слов одинаковый корень? 2) Что все эти слова являются однокоренными? 3) Все эти слова –формы одного и того же слова? После этого формулировать тему и цели урока.

11 слайд

Описание слайда:

Приём “Отсроченная отгадка” Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

12 слайд

Описание слайда:

Приём “Удивляй!” Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Русский язык. Тема: падеж имен существительных. Китай -нет падежа Дагестан – более 50 падежей. Русский язык -

13 слайд

Описание слайда:

Приём "Ассоциативный ряд" К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

14 слайд

Описание слайда:

Приём “Необъявленная тема” Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

15 слайд

Описание слайда:

Начало урока Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффект, а дети еще в течение некоторого времени продолжают заниматься своими делами, не включаясь в работу. Чтобы организовать учебную деятельность школьников с первых минут урока, можно использовать следующие педагогические приемы.

16 слайд

Описание слайда:

Приём “Я беру тебя с собой» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

17 слайд

Описание слайда:

Приём “Да-нет”. Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (часть речи, слово, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

18 слайд

Описание слайда:

Приём “Цепочка признаков“ Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков; умение определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий. 1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»); 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»); 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

19 слайд

Описание слайда:

Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

20 слайд

Описание слайда:

Приём «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Формирует: умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример. При изучении темы «Герасим и Муму», можно предложить следующие высказывания: 1. Герасим нашёл Муму в барском саду. 2. Муму никогда не заходила в барские покои. 3.Муму жила с Татьяной. 4. Герасим ушёл с Муму в деревню. 5. Герасим ухаживал за Муму, как мать ухаживает за своим ребенком. Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

21 слайд

Описание слайда:

Приём “Корзина идей, понятий, имен” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Правописание приставок на з-с» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно создать, чтобы научиться писать эти приставки. привести примеры.

22 слайд

Описание слайда:

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя. Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала. Приёмы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей

23 слайд

Описание слайда:

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Пример. Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них - неверны. Найти и доказать ошибочность. Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Приём “Лови ошибку”

24 слайд

Описание слайда:

Приём “Зигзаг” Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. Пример. Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Источник: Материал из Letopisi.Ru

25 слайд

Описание слайда:

Приём “Хорошо-плохо” Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Вариант 1 Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2 Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д. Вариант 3 Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя. Вариант 4 Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»). Приём “Своя опора“ Универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-Формирует: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде». Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга. Пример. Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту. Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах Пример. на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; окружающий мир – копилки различных видов животных и растений; литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. Приём “Морфологический ящик”

28 слайд

Описание слайда:

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. Русский язык: голова - Орфограммы-гласные буквы верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост- знать условия выбора буквы. Источник: Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.

29 слайд

Описание слайда:

«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения: использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других участников при совместной работе.

30 слайд

Описание слайда:

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

31 слайд

Описание слайда:

проблема вывод причины, события факты, аргументы Приёмы графического оформления диаграммы Ишикавы («Фишбоун»)

32 слайд

Описание слайда:

Сбегают с уроков в кино. Совместные «мероприятия» Одноклассники Лены не коллектив, так как не объединены общей работой на благо общества Миронова против, но её уносят силой. Шмакова и Попов тайно остаются в кабинете. Приносит ли «мероприятие» благо обществу, все ли хотят принять участие в нём? СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН» в работе над повестью В.К. Железникова «Чучело» Можно ли одноклассников Лены Бессольцевой назвать коллективом? Самостоятельно зарабатывают деньги на поездку в Москуву Хотят быть самостоятельными и независимыми, однако работать хотят не все.

1. Этап мотивации

Главная задача учителя (притча)

Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:

Завтра вы узнаете об этом.

На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:

Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.

Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.

Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики.

Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец, - сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.

Нет, - сказал Хинг Ши, - главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

(2 слайд) Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.

(3 слайд)

В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

(4 слайд)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания , собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия , обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности

(5 слайд)

Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

Поэтому признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения .

(6 слайд) Технология системно-деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке.

(7 слайд)

Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

(8 слайд)

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки

 изучения (объяснения) нового материала,

 закрепления знаний и формирования умений и навыков,

 повторительно-обобщающего характера,

 коррекции знаний, умений и навыков,

 комбинированный,

 контроля знаний, умений и навыков,

то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки деятельностной направленности.

Выделенные типы уроков по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

· уроки «открытия» нового знания;

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

· уроки рефлексии;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

· уроки общеметодологической направленности;

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии.

· уроки развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

(9 слайд)

Каждый урок имеет определенную структуру.

Структура урока «открытия» нового знания:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2. Этап актуализации пробного действия;

3. Этап выявления места и причины затруднения;

4. Этап построения проекта выхода из затруднения;

6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

(10 слайд)

Структура урока рефлексии:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2. Этап актуализации и пробного учебного действия;

3. Этап локализации индивидуальных затруднений;

5. Этап реализации построенного проекта;

8. Этап включения в систему знаний и повторения;

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

(11 слайд)

Структура урока общеметодологической направленности:

1. Этап мотивации;

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи;

4. Этап включения изученного в систему знаний;

5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке;

(12 слайд)

Структура урока развивающего контроля:

1. урок:

1. Этап проведения контрольной работы;

2. Этап мотивации (самоопределения);

3. Этап актуализации и самоконтроля;

2. урок:

1. Этап анализа контрольной работы;

2. Этап локализация индивидуальных затруднений;

3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

4. Этап реализации построенного проекта;

5. Этап обобщения затруднений во внешней речи;

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

7. Этап повторения и решения заданий творческого уровня;

8. Этап рефлексии учебной деятельности

(13 слайд)

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием.

Технологическая карта урока –обобщенно графическоевыражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части.

Проанализировав (на основе открытых электронных и печатных источников информации) достаточно большое количество технологических карт, разработанных учителями практиками и учеными-теоретиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы карты урока пока что не существует, поэтому каждое общеобразовательное учреждение свободно в выборе структуры и содержания графической модели урока.

(14 слайд)

Что касается форм уроков (форм обучение), то здесь, на наш взгляд, небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований.

Эффективность применения форм увеличивается сверху вниз.

Лекция-монолог

Чтение (самостоятельное)

Аудио-видеообучение

Показ (демонстрация)

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)

Практика в процессе деятельности

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)

ФГОС, по сути, ориентирует современного учителя на такие формы уроков, которые ранее в педагогике назывались «нетрадиционными» или «нестандартными».

Нестандартные уроки одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности (УУД), оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника:

Параметр

Возможные формы реализации

Тип урока (определяется в соответствии с дидактическими целями урока)

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  • уроки практического применения знаний, умений

(Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Формы уроков

(форма организации учебной деятельности)

1. Уроки-«Погружения»

2. Уроки – деловые игры

3. Уроки – пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Театрализованные уроки

6. Уроки-консультации

7. Компьютерные уроки

8. Уроки с групповыми формами работы

9. Уроки взаимообучения учащихся

10. Уроки творчества

11. Уроки-аукционы

12. Уроки, которые ведут учащиеся

13. Уроки-зачеты

14. Уроки – творческие отчеты

15. Уроки-конкурсы

19. Уроки-общения

20. Уроки-фантазии

21. Уроки-игры

22. Уроки-«суды»

23. Уроки поиска истины

24. Уроки-концерты

25. Уроки-диалоги

26. Уроки «Следствия ведут знатоки»

27. Уроки – ролевые игры

28. Уроки-конференции

29. Уроки-семинары

30. Уроки – «круговая тренировка»

В.М.Лизинский

Методы обучения

объяснительно-иллюстративный

∙ репродуктивный

проблемного обучения

частично-поисковый

исследовательский

И.Я.Лернер

Приемы мотивации

(мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования)

1.“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2. “Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказать вам о необходимости изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

4. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

5. “Линия времени”.

Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

Технологии обучения

дифференцированного обучения

групповые технологии

игровые технологии

технология развития критического мышления

∙ метод проектов

Приемы и средства для формирования познавательной активности

- увлеченное преподавание

Новизна учебного материала

Историзм

Связь знаний с судьбами людей, их открывших

Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся

Использование новых и нетрадиционных форм обучения

Чередование форм и методов обучения

Проблемное обучение

Обучение с компьютерной поддержкой

Использование интерактивных компьютерных средств

Взаимообучение (в парах, микрогруппах)

Тестирование ЗУН

Показ достижений обучаемых

Создание ситуаций успеха

Соревнование

Создание положительного микроклимата в группе

Доверие к обучаемому

Педагогический такт и мастерство педагога

Положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

Гуманизация межличностных отношений и др.

Рефлексия

Рефлексия

Участникам мастер-класса предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:
«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать на примере …».
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Предварительный просмотр:

Конструктор целей урока

Образовательная цель - формирование системы знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового.

Урок-практикум,

урок обобщения и систематизации знаний

Урок - контрольная

Формирование умений (предметных или общих учебных)

Ликвидация пробелов, предупреждение возможных ошибок.

1. Восстановить знания о...

1. Расширить представления о...

1. Проконтролировать знания...

1.Начать (продолжить) формирование умения...

1.Откорректировать знания по теме..., обратив внимание на следующие ошибки...

2. Сформировать представление о...

2. Развить и конкретизировать знания о...

2. Определить уровень усвоения...

3. Ознакомить с...

3. Закрепить знания о...

2.Научить пользоваться алгоритмом...

4. Рассмотреть...

4. Применить знания о... для (объяснения наблюдений, решения проблемных задач...).

5. Показать особенности строения (влияние)...

2.Предупредить возникновение ошибок.

3.Закрепить умение...

6. Начать формирование понятия...

5. Обобщить и систематизировать знания о...

4. Продолжить отработку умения...

7. Раскрыть понятие (сущность, разнообразие, особенно с ти)...

6. Установить связи между...

5.Проверить степень сформированности умения

8. Охарактеризовать.

9. Выявить значение…

10. Объяснить причины...

11. Установить взаимосвязь (зависимость, закономерность)...

12. Добиться понимания...

13. Углубить (расширить) знания о...

Развивающий аспект урока связан с развити-ем психичес-ких процес-

сов.

Развитие логического мышления:

выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать

Развитие речевой деятельности.

Развитие творческих способностей, воображения, самостоятельности

Развитие внимания, памяти, воли, чувств, эмоций, фантазии

Воспита-тельный аспект подразумевает формирование мировоз-зрения и воспита-ние личност-ных качеств.

бережного отношения к природе;

интереса к знаниям, культуры умственного труда; чувства ответственности за результаты своего труда;

культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); трудолюбия, чувства долга, самодисциплины;

настойчивости и упорства в достижении цели; эстетических взглядов и вкусов; рефлексивных качеств личности

материалистическое мировоззрение, формируем научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры, развиваем представления о целостности и материальности живой природы

Предметные

Работа с микроскопом; приготовление микропрепаратов.

наблюдение за натуральными объектами

работа с гербариями и коллекциями

распознавание клеток и их органоидов, тканей, органов растений, систем органов животных

составление пищевых цепей

Общие учебные

Информационные

Интеллектуальные:

свертывание и развертывание информации; работа с текстом и рисунками учебника (нахождение нужных сведений, выделение главного, составление плана и опорных схем, поиск скрытой информации); работа с дополнительной литературой.

анализ и синтез; определение понятий; сравнение, обобщение и систематизация; классификация; установление аналогий, причинно-следственных связей и взаимозависимостей; выдвижение гипотез; доказательства и опровержения; решение проблемных задач.

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

(ДЕТАЛИ КОНСТРУКТОРА УРОКОВ)

Да-нетка – учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя, природное явление и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да, и нет».

Например:

Учитель: Я загадала время года, которое вы должны узнать. Для этого вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать словами «да», «нет», «и да, и нет». Но вопросы должны быть «толстыми».

Ученики задают учителю вопросы типа:

В это время цветут цветы?

В это время года можно купаться? И т.д.

Удивляй! – Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель приводит пример удивительного факта и явления .

Например:

  1. В каком городе наступление весны объявляется специальным указом, зависящим от распускания официального каштана? (Ответ. В Женеве уже 2 века существует традиция специальным указом объявлять наступление весны тогда, когда распускается первый листок на «официальном каштане», растущем под окнами здания кантонального правительства. По статистике, чаще всего весна объявлялась в марте, хотя нередко и раньше, а в 2002 году каштан и вовсе распустился 29 декабря. Самым парадоксальным годом был 2006-й: сначала весну объявили в марте, а затем ещё раз в октябре, так как дерево неожиданно зацвело снова).
  2. В какой стране полгода встречают весну? (Ответ. В России. Она так велика, что весна наступает в ней в разное время).
  3. Когда на березе растут леденцы? (Ответ. Во время весенних заморозков. Если на стволе березы есть царапины, то березовый сок вытекает и замерзает, превращаясь в сладкие сосульки).

Видеосюжет - известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как наглядный сюжет, картина, музыкальный фрагмент, кадр из фильма. Учитель показывает видеосюжет.

Театрализация - известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как собственное участие в творческом представлении задания.

___________________________________________________________________________________________________

Кластер – графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений.

Например:

Фантастическая добавка - Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Учитель переносит обычную ситуацию на фантастическую планету, во времени, придумывает фантастических героев, рассматривает ситуацию глазами фантастического героя.

Например: на планете ЗИМАЛЕТО никогда не было весны. Какова природа на этой планете? Объясните почему?

______________________________________________________________________________________________________

Лови ошибку – в представленном учителем тексте ученики ищут ошибки группой или индивидуально, спорят, совещаются. Выбранный группой спикер или сам ученик оглашает результат перед всем классом. Время выполнения задания заранее определяется учителем.

Например:

Весна. Это природное явление, которое характеризуется обильными снегопадами, резкими колебаниями температур, увеличением продолжительности ночи. Это время, когда в садах Амурской области распускаются розы, аисты производят на свет потомство, а сильная половина человечества активно занимается подводной ловлей рыбы.

Продвинутая лекция – лекция, в процессе которой ученики ведут записи, заполняют таблицы, составляют опорные конспекты; участвуют в качестве лекторов на определенном этапе лекции; отвечают на вопросы, используя электронные образовательные ресурсы.

Например.

Весна- это время года, когда все вокруг просыпается и расцветает. Весна, так же, как и другие времена года (лето, осень и зима) состоит из трех месяцев. Каждый месяц имеет свое название. Название весенних месяцев: март, апрель, май.

Март, первый весенний месяц. Март холодный месяц, солнце еще холодное и плохо греет. В марте мы ходим еще в теплой, зимней одежде. В марте есть праздник, 8 марта – международный женский день, когда всех женщин, мам, бабушек, сестренок и девочек, все мужчины поздравляют с праздником.

Апрель , второй весенний месяц. В апреле солнце начинает пригревать, воздух становится теплее и снег становится грязным и начинает таять, наступает оттепель. Начинается капель (когда снег и лед тает, он капает, отсюда и пошло название капель). Снег тает, превращаясь в большие лужи, бегут ручьи. По утрам лужи покрываются льдом, потому что ночью еще бывает холодно, а вот утром из-за перегревающего солнца лед тает. Люди начинают одевать более легкую одежду: шапку, куртку. Воздух становится теплее, почки на деревьях начинают набухать и лопаются, и из почек появляются листочки.

Появляются первые проталины (проталина - это место, где растаял снег, а вокруг еще снег лежит), на проталинах появляются первые цветы, которые называют первоцветы (это подснежники).

С юга возвращаются перелетные птицы и начинают вить гнезда, а в пруду просыпаются лягушки. На реке начинает трескаться лед.

В лесу просыпается медведь, ежик. Заяц меняет шубку с белой на серую. В апреле мы отмечаем праздник 12 апреля – день космонавтики, когда первый человек на космическом корабле полетел в космос.

Май . В мае снег почти весь растаял, на деревьях появляются листочки, травка зеленеет, просыпаются бабочки, муравьи. День становится длиннее, а ночь короче.

Солнышко греет почти как летом. Воздух становится теплым.

На реке лед треснул, стал тонким и река начинает его нести по течению, отсюда и пошло название ледоход (от слова лед идет). В мае бывают первые грозы. В мае мы отмечаем праздник 9 мая – день победы, когда русские солдаты победили немецкие войска.

Инвентаризация - в представленной учителем информации ученики отбирают ту информацию, которая касается поставленного перед ними вопроса.

Например:

Весна света - когда в марте солнце начинает светить ярче, день становится длиннее.

Если в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый.

Раннее мартовское тепло ненадежное.

Если снег стремительно тает – летом ждать много осадков.

Увидеть в марте синие или сизые тучи – к теплу или теплому дождю.

Если облака высоко и быстро плывут, то погода в марте будет хорошей.

С крыш свисают длинные сосульки – к долгой весне.

Весна воды – в апреле снег начинает таять, бегут ручейки, разливаются реки, в озерах поднимается вода, из-за промерзлой земли вода остается на поверхности.

В лесу много маленьких ручейков – значит, земля «проснулась».

Если днем жарко, а ночью прохладно, лето будет дождливым.

Дожди в апреле к хорошей пашне.

Дождливый апрель к высоким травам в мае.

Если береза дает много сока, то лето будет дождливым.

Весна травы – в мае появляется зеленая трава, распускаются листья на деревьях и кустарниках.

Если май холодный – хлеб хорошо уродит.

Если соловьи поют всю ночь, погода будет сухая.

Если услышали кукушку – больше не будет морозов.

Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде.

Вопрос. В своей книге «Календарь природы» М.Пришвин описал весну света, весну воды, весну травы. «Да, счастлив тот, кто может застать начало весны в городе и потом встретить у земли весну воды, травы, леса...»
Что это значит: весна воды?

Озвучивание немого кино - известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как наглядный сюжет, кадр из фильма. Учитель показывает видеосюжет, кадр из фильма, презентацию. Ученики, работая в группе или индивидуально, озвучивают показанный учителем сюжет.

________________________________________________________________________________________________________

Горячий стул – вариант А - к доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Вариант Б - к доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к класс. Учащиеся класса по очереди задают ему вопросы по данной теме.

Например:

  1. Почему март называют “весной света”?
  2. Когда начинается “весна воды”? Объясните смысл пословиц: “апрель водою славен, апрель всех напоит, апрельские ручьи землю будят”
  3. Почему “весенний снег уносит остатки зимнего”?
  4. Почему фенологи называют апрельскую погоду “беспокойной”?
  5. Когда наступает “весна зелени”?

_______________________________________________________________________________________________________

Шпаргалка для друга – учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.

Например: Почему меняются времена года (зима, весна, лето, осень)?

Разница между расстояниями нашей планеты до светила в афелии (самое далекое расстояние земли от солнца 152 100 000 км) и перигелии (самое близкое расстояние земли от солнца 147 300 000 км) составляет всего около 3 процентов и никакого заметного влияния на смену времен года не оказывает.

Истинная причина смены сезонов на Земле состоит в наклонении земной оси к плоскости земной орбиты (эклиптике), которое составляет 23 градуса 27 минут. Солнце больше греет там, где направление его лучей ближе к вертикальному. Максимальная плотность получаемой от Солнца энергии (тепла) приходится на окрестности «подсолнечной» точки земной поверхности. Часть года каждый из двух полюсов повернут к Солнцу, а вторую часть скрыт от него. Когда Северное полушарие повернуто к Солнцу, в странах к северу от экватора - лето и день длинный, к югу - зима, а день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие - здесь наступает лето, а в Северном - зима.

Самые длинные и самые короткие дни в году называются днями зимнего и летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние наступает 22 июня, а зимнее – 22 декабря. А еще во всем мире в каждом году имеются двое суток, когда день равен ночи. Это происходит весной и осенью, ровно между днями солнцестояния. Осенью это происходит около 22 сентября - это осеннее равноденствие, весной около 22 марта - весеннее равноденствие.

________________________________________________________________________________________________________

Найди связь с жизнью - известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как опора на личный жизненный опыт. Учитель предлагает ученикам в группе или индивидуально проиллюстрировать свой ответ примерами из личного опыта, художественных произведений, материалов СМИ и др.

Например:

Весна как время года, в которое начинаются полевые работы, разнообразно представлена в русских пословицах и поговорках.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок .

Весна длинным днем красна.

Весна красная, а лето страдное .

Весна на тепло щедра, да скупа на время.

Графический диктант – учитель предлагает с помощью условных обозначений выбрать правильный ответ на предложенные вопросы.

Например:

  1. Весна включает в себя 3 календарных месяца. (+)
  2. Второй месяц весны – май. (-)
  3. По астрономическому календарю первым днем весны считается день весеннего равноденствия – 21 марта. (+)
  4. В марте мы празднуем день, когда первый человек на космическом корабле полетел в космос. (-)

В своем темпе – учитель предлагает задания различной степени трудности (уровень А,В,С). Ученик выбирает задания, с которыми может справиться.

Например:

Уровень А.

Ответьте на следующие вопросы.

  1. В каком месяце прилетают: грачи, скворцы, соловьи, ласточки?
  2. Где строят гнезда жаворонки? А грачи?
  3. Почему грачи прилетают раньше, а соловьи - позже?

Уровень В.

Вспомни, был ли ты весной в лесу и что ты там видел. Назови основные приметы марта, апреля, мая.

Уровень С.

1. Нарисуй весну.

2. Напиши сочинение по нарисованной тобой картине.

________________________________________________________________________________________________________

Докажи другу - учитель предлагает утверждение. Ученики работают в парах. Один ученик из пары доказывает правильность приведенного утверждения, другой ученик – опровергает.

Например:

Весна наступает первого марта. Так ли это?

________________________________________________________________________________________________________

Светофор – учитель использует сигнальные карточки. Ученики поднимают «светофор» (сигнальные карточки) красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Зеленый цвет – правильный ответ, красный цвет – неправильный ответ.

Например:

  1. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха.
  2. Чистый снег быстрее тает, чем грязный.
  3. Белый медведь спит зимой.
  4. 23 марта - день равен ночи.

________________________________________________________________________________________________________

Снежный ком - учитель задает вопрос. Ученики начинают с простого ответа, при этом каждый следующий отвечающий дополняет ответ. Таким образом, информация накапливается как «снежный ком».

Например:

Вопрос: «Почему апрельский пень в весенний день березкой стать мечтает?»

Ответ:

  1. Наступила весна.
  2. Стало тепло, увеличилась продолжительность дня.
  3. Оттаивает почва, начинается сокодвижение. И т.д

Кроссворд - известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как личное участие в выполнении творческого задания

По горизонтали:

1. Глядит из-под снега зеленый росток. Он - первый весенний цветок. (Подснежник.)

6. Совершает перелет, да орешки всё грызет (вид белок). (Летяга)

8. Душистый майский лесной цветок с веточкой белых колокольчиков.(Ландыш)

9. Слезы тающих сосулек. (Капель)

10. Гибкое дерево на берегу, которое прозвали плачущим. (Ива)

11. Ждет, когда весна ему эстафету передаст. (Лето)

12. Весна "командует" старт, когда наступает... (Март)

17. Растаявший снег. (Вода)

19. Пашут и засевают по весне. (Поле)

20. Когда снег растает и потеплеет, то можно выехать на природу, шашлыки пожарить.

А как такой выезд назвать? (Пикник)

21. К реке ходила крошка-мышь послушать, как шумит... (Камыш)

По вертикали:

2. Время плача сосулек. (Оттепель)

3. Начинается с рождения. (Жизнь)

4. Весной ее и шайбу убирают на хранение до следующей зимы.(Клюшка)

5. "Лужа", которую оставляет на бумаге чернильная ручка. (Клякса)

7. Собрание фотографий под одной обложкой. Например, все фотографии на тему "Пришла весна".(Альбом)

10. Место, где начинается река, ручей. (Исток)

13. ... серебристая - этот куст называют по-другому мимозой. (Акация)

14. "...-цветочки у меня в садочке". (Лютики)

15. Это природное явление любил в начале мая русский поэт Федор Тютчев. (Гроза)

16. Главное украшение стола, по мнению папы дяди Федора из Простоквашина. (Цветы)

Каждому - своя делянка –каждый ученик получает свой вариант заданий для контроля полученных знаний.

Например:

  1. Что нужно раннецветущим растениям, чтобы они зацвели рано весной? (Осенью в подземных частях накапливаются питательные вещества. Эти запасы растение использует весной )
  2. Что появляются у мать-и-мачехи раньше: листья или цветки? (Цветки ).
  3. Какие изменения происходят с дикими животными с приходом весны? (Прекращается спячка, линяют, рождаются детеныши ).

________________________________________________________________________________________________________

Синквейн – это пятистрочие, в котором

первая строка – тема;

вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;

третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;

четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;

пятая строка – слово- синоним к теме синквейна.

Например:

Весна

Радостная, теплая

Журчит, поет, тает

Весна – это время любви

Жизнь

________________________________________________________________________________________________________

Допиши предложения – учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.

Например:

  1. Весна - это пора обновления не только в природе, но и ….
  2. С приходом весны появляется ….
  3. Весну всегда ждут с нетерпением, потому что ….

_______________________________________________________________________________________________________

«Ты – мне, я – тебе» – ученики работают в парах или группах. Они задают вопросы друг другу по теме урока. Лучшие вопросы задаются другой группе или паре.

Например:

  1. Что означает плач березы весной?
  2. Как называют птиц, которые возвращаются весной?
  3. Можно ли охотиться весной на зверей?

Свободный микрофон – учитель предлагает оценить урок. Желающие выходят к доске и высказывают аргументы «за» и «против» урока.

Подводят итог.

Например:

  1. Сегодняшний урок считаю полезным, так как на нем я узнал, почему одно время года сменяет другое. В то же время мне бы хотелось, чтобы на уроке было больше ребусов.
  2. На уроке мне было не всегда интересно, потому что многое из того, о чем говорили, я уже знал. Хотелось бы, чтобы прямо на уроке мы могли побывать в разных частях света весной с помощью Интернета.

________________________________________________________________________________________________________

Презентация –представление данной темы или задания в виде электронной презентации буклета, стендовое представление и др.

__________________________________________________________________________________________________

Свой конспект – своя опора – ученик составляет конспект материала учебника в виде таблицы, схемы, кластера, опорного конспекта, плана и др., которым может пользоваться во время ответа.

___________________________________________________________________________________________________

Составьте тест – ученик составляет тест по изученной теме. Тест должен состоять из 10 вопросов, на каждый вопрос предусматривается 4 варианта ответа.

_________________________________________________________________________________________________

Особое задание - ученик получает индивидуальное задание. Выполнение такого задания требует изучение дополнительного материала, поиска информации в различных источниках. Задание может быть опережающим, метапредметным и др.

________________________________________________________________________________________________________


Конструктор урока по системе ФГОС

ШМО учителей историко-филологического цикла МБОУ «Специализированная школа №1»

2016-2017 у.г.


Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

3 . Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

4 . Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.


Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.



Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.


Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Русский язык. Известно, что существительные изменяются по падежам и имеют окончания.

Как же быть со словом кино ?

Ученик написал в тетради, что раненый лежал в палате.

Прием “Нестандартный вход в урок”


Верите ли вы, что… (создает проблемную ситуацию на уроке)

  • Что у всех этих слов одинаковый корень?

2) Что все эти слова являются однокоренными?

3) Все эти слова –формы одного и того же слова?

После этого формулировать тему и цели урока.


Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема . Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.


Удивляй!

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

  • умение анализировать;
  • умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Русский язык. Тема: падеж имен существительных.

Китай -нет падежа

Дагестан – более 50 падежей.

Русский язык -?


Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.


Приём “Необъявленная тема”

Универсальный приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.



Приём “Я беру тебя с собой»

Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

  • Формирует:
  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.


Приём “Да-нет”.

Универсальный приём: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (часть речи, слово, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".


Приём “Цепочка признаков“

Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.


Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».

Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.


Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример.

При изучении темы «Герасим и Муму», можно предложить следующие высказывания:

1. Герасим нашёл Муму в барском саду.

2. Муму никогда не заходила в барские покои.

3.Муму жила с Татьяной.

4. Герасим ушёл с Муму в деревню.

5. Герасим ухаживал за Муму, как мать ухаживает за своим ребенком.

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.


Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Например, на уроке изучения «Правописание приставок на з-с» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно создать, чтобы научиться писать эти приставки. привести примеры.


Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.

Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.


Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них - неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Приём “Лови ошибку”


Зигзаг

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.


Приём “Хорошо-плохо”

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3

Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.



Приём “Морфологический ящик”

Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

Пример.

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

литература – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.


Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

Русский язык:

голова - Орфограммы-гласные буквы

верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

нижние косточки - морфема, правило

хвост- знать условия выбора буквы.


«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения:

  • использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
  • участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других участников при совместной работе.
  • В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Приёмы графического оформления

диаграммы Ишикавы («Фишбоун»)

причины, события

вывод

проблема

факты, аргументы


Приём «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»

  • Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
  • Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
  • Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
  • Отразите «душевные искания» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите мнения героев произведения по решаемой главным героем проблеме, на нижних – вердикт Очумелова. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
  • Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».


Основная цель метода - оценить как мыслит ребенок.

Основные направления использования интеллект-карт в образовательном процессе:

  • при обобщении материала;
  • при изучении новой темы;
  • для систематизации и структурирования информации;
  • для организации и проведения контроля знаний;
  • для создания опорного алгоритма действий (например, анализ произведения, описание художественного образа и т.д.)

В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое.

Ассоциации возникают в следующих случаях:

  • между объектами есть сходство, что-то знакомое;
  • объекты прямо противоположны;
  • происходящие события напоминают об объекте;
  • многократно повторяющееся событие напоминает об объекте.


Приём "Цветные поля".

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.


  • Я узнал, что…
  • Мне понравилось на уроке…
  • Было интересно…
  • Сегодня я работал …
  • Я удивился…
  • Я запомнил, что…

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.


Приём "Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

T ема любви,

"Гранатовый браслет", Куприн.

Роковая, невзаимная,

увлекается, страдает, гибнет.

Да святится имя твое.


  • http:// www . sch 2000. ru / - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
  • http://netedu.ru/ - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".
  • https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home - Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.)
  • http://www.openlesson.ru/ - ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогическим опытом)
  • http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...