Презентация урока на тему: «Однородные и неоднородные определения» — Гипермаркет знаний. Технологическая карта и презентация к уроку русского языка "однородные и неоднородные определения" Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Cлайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ) 1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Cлайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения. «удар мой верен был и скор» « и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестер» «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «то вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине», «простая песня то была, но в мысль она мне залегла», как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».

Cлайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Cлайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и). Равно непосредственно относятся к определяемому существительному. Произносятся с перечислительной интонацией. Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения). НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с разных сторон. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и). Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).

Cлайд 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

Cлайд 8

САМОПРОВЕРКА Однородные определения черными, светлыми глазами, приличной и благовоспитанной барышни, Неоднородные определения: смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, большими мягкими глазами, мягкими курчавыми волосами,

>> Русский язык: Однородные и неоднородные определения

«Однородные и неоднородные определения»

Цель урока:

Закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

Задачи урока:

Уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому, нравственным чувствам и убеждениям;
развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

Логика урока:

Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Задание для первой группы:

Ответить на вопросы, подобрать примеры:
– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
– Какой член предложения называется определением?
– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?
– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?
– Слова каких частей речи согласуются с существительным?
– Какие сочинительные союзы являются соединительными?
– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

Задание для второй группы:

Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану:

Определение однородных членов предложения.
- В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой?
- Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения?
- Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.
- Понятие о рядах однородных членов предложения.
- Синтаксическая функция однородных членов предложения.
- Задание выполнятся на конкурсной основе.

Однородные определения
Признаки и условия однородности

1. Перечисляют признаки разных предметов
2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
4. Между определениями можно вставить союз и
5. Стоят после определяемого слова
6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
7. Выражены качественными прилагательными

Неоднородные определения
Признаки и условия неоднородности

1. Характеризуют предмет с разных сторон
2. Выражены относительными прилагательными
3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного
4. Между определениями нельзя вставить союз и

Упражнение 1

1. Стояли жаркие безветренные июньские дни.
2. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.
3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.
4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём.
5. Приятно возвратиться в старое испытанное место.
6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей.
7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.

СХЕМА: 3 + 3 + 1 = 7

Упражнение 2
1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет.
3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек.
4. Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.

Задания к упражнению:
- Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне.
- Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.

Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки.
- Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.

Домашнее задание

1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300
2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»�Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.

Скачать презентацию можно кликнув на текст "Презентация " и установив Microsoft PowerPoint

Володина Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы, бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Урок в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» .

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МКОУ «УАСШ»

Казанина Оксана Анатольевна


Цели урока:

  • Формирование умений:
  • развивать умение различать однородные и неоднородные определения; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями; совершенствовать орфографические навыки;
  • развивать умение различать однородные и неоднородные определения;
  • закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;
  • соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
  • совершенствовать орфографические навыки;
  • Развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать;
  • Вызвать интерес к урокам русского языка.

Разминка.

Цель: закрепление навыков правописания – н – и – нн – в суффиксах прилагательных и причастий.

Варе. ая свекла, кваше. ая капуста, краше. ый палисадник, рискова. ый прыжок,

кова. ый забор, сея. ая через сито мука,

купле. ый дом,броше. ый ребенок,

глаже. ые брюки, поле не засея. о,ошибка исправле. а, деревя. ый письме. ый стол,

тума. ый,безветре. ый день.


Какие определения называюся однородными?

Какие определения называюся неоднородными?

В чем разница между однородными и неоднородными

определениями?

Расскажите о постановке знаков препинания при

однородных и неоднородных

определениях.


Оъяснительный диктант (устно)

  • Было тихое летнее утро (И.Тургенев).

2.Стал накрапывать редкий мелкий дождь (А.Чехов).

3.Стояла светлая безлунная ночь (А.Фадеев).

4.Она походила на молодую стройную гибкую березу.

5. Ракета неслась на второй космической скорости.

6.Ткань окрашена в яркие веселые тона.


Физминутка.

Вправо-влево, вправо-влево,

Разрешаю видеть смело.

Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко!


Упражнение 3

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

5) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).


ТЕСТ Отметьте номера предложений, в которых ставится запятая.

1. У всех было бодрое радостное настроение.

2. Старинные каменные стены окружали крепость.

3. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4. Он любил сильное решительное слово.

5. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

6. Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7. Случались веселые грустные смешные дела.

8. Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9. Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.

10. Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.


Проверь тест

Ключ: 1,3,4,7,9,10


  • О чем мы говорили сегодня на уроке?
  • Каковы три отличительных черты однородных членов предложения?
  • Какие определения называют однородными? Неоднородными?
  • В чем их отличие?
  • Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.

Спасибо за урок!

  • Д/З. Напишите сочинение-рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:

Тезис.

Доказательства:

аргументы, примеры.

ВЫВОД


Упражнение 3 Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

6) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

7) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

8) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

9) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).




Однородные определения 1. Однородны определения, которые выражают отличительные признаки разных предметов: Красные, желтые, лиловые, белые флоксы. Английский, французский, итальянский языки. 2. Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, причем характеризуют его с какой-то одной стороны: Громкий, пронзительный свист Свежие, мягкие булочки Мягкий, рассеянный свет фонаря




Только качественными прилагательными обычно Глубокий, протяжный, огромный вздох вырвался у него из груди – и сердце разбилось. Только относительными и только притяжательными прилагательными реже Тканые, вязаные, плетеные изделия Лисьи, беличьи, норковые шапки Сочетанием прилагательных с причастиями: Толстый, раскормленный кот Тихий, еле слышный, приглушенный звук Сочетанием прилагательного с последующим причастным оборотом: С вершины холма открывался изумительный, поражающий воображение вид Однородные определения выражаются:




Неоднородные определения Неоднородны определения, которые выражают РАЗНЫЕ признаки предмета: Старинный жестяной фонарь Прохладный серый рассвет Маленькая зеленая гусеница Неоднородны определения, выраженные числительным(или местоимением) и прилагательным: Мой дорогой друг Его ужасные глаза Первый тяжелый осенний туман…


Неоднородные определения выражаются: Обычно качественными и относительными(или притяжательными) прилагательными Теткин любимый мопс Новая соломенная шляпа Резкий северный ветер Реже только качественными прилагательными У него были косматые седые бакенбарды; из-под его сомбреро спускались длинные седые волосы… Сочетанием прилагательных с причастиями Пушистый раскормленный кот Сочетанием причастного оборота с последующим прилагательным Тронутые морозом кленовые листья

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...