Пути достижения высшего уровня лидерства готовая работа. Это пирамида «лидерства»? Движение вверх требует постоянного развития

Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] Рысев Николай Юрьевич

5. Лидерство

5. Лидерство

Перед тем, как начинать изменять других, надо изменить самого себя.

После стольких замечательных книг про лидерство, которые уже написаны и изданы – переизданы, надо сказать, подчас многомиллионными тиражами, и, надо сказать, часто тиражами заслуженными, взять и решиться написать свою книгу?! Это безумие! Это верх самонадеянности! И если вы скажете так, то я с вами, безусловно, соглашусь! Я серьезно.

И тем не менее, я попробую. Мне нравиться делать вызов себе самому. Это меня стимулирует к развитию. И к изменению. К положительному изменению.

Эта книга, действительно, о лидерстве. Причем я постараюсь писать как о великих мира сего (вернее, об известных мира сего), о которых хотя и так достаточно сказано, и причем с достаточным почтением и уважением (а иногда с ненавистью, а иногда с явной или тайной завистью), так и о тех, кто не столь знаменит и прославлен, но достоин столь же внимательного и уважительного подхода. Конечно, мы можем здесь вспомнить и Билла Гейтса, и Наполеона, и Жака Ширака, и Ленина с Троцким, и Сталина, и Абрамовича, и Ходорковского, и Александра Македонского, и Насера, и Ясира Арафата, и Моисея, и основателя корпорации «Virgin», и главу MTV Network, и Шевчука, и Парфенова, и Ельцина, и Горбачева. Но…

Но вообще-то наш замысел лежит в другой плоскости. Лидерство для тех, кто не является столь известным. Лидерство неизвестных. Заметьте, я не сказал «лидерство для средних» или «лидерство для простых людей». Нет! Ни в коем случае. Может быть, мы с вами не столь известны, но мы обладаем хорошими способностями (если не выдающимися), мы ставим себе амбициозные жизненные цели, каждый из нас уже чего-то достиг, и каждый из нас хочет большего. Каждый из нас велик! Просто не так известен. Возможно, пока. Итак, лидерство неизвестных.

Что же такое лидерство? Для начала набросаем понятия, которые с разных сторон характеризуют лидерство, объясняют его, проникают в него и исходят из него: лидер, группа, члены группы, внешняя среда, изменение, влияние, цели, путь, взаимодействие, сплочение, вовлечение, совместная деятельность, преодоление препятствий, ведущий, ведомые, воодушевление, кризис, неопределенность, инициирование, убеждения и принципы лидера, ответственность, власть, героизм, вождь, забота.

И, как мы понимаем, это еще не все. Но это те слова, из которых складывается описание лидерства. Как из отдельных стеклышек можно сложить красивый витраж. Мы так и будем в этой книге набрасывать некие понятия, слова и символы, а затем с ними разбираться. Возможно, раскладывать их в красивый узор, возможно, расставлять их по полочкам, возможно, вытягивать в линию и, возможно, иногда снова сваливать все в кучу.

Итак, какое же первое определение мы дадим лидерству? Лидерство – это отношения между лидером и группой, при которых лидер оказывает на участников группы влияние с целью движения всей группы в нужном направлении, когда внешняя среда неопределенна или сопротивляется. Не могу сказать, что определение идеальное. Но что нам, смертным, желать?! Мы можем лишь всегда двигаться в сторону идеала, никогда к нему не приближаясь. Такая уж наша славная до ля!

Лидер видит образ будущего, он формирует видение. Лидер обладает целями. Также он обладает определенными принципами, которые он сообщает членам группы. Лидер призывает, как минимум, к двум вещам. Он говорит о том, куда двигаться. И он говорит, как двигаться.

То есть, второе определение лидерства будет следующим. Лидерство – видение лидером образа будущих достижений, заражение людей этим образом и сообщение группе того, как лучше идти в это будущее.

Где два, там и три. Так что продолжаем продуцировать определения. Лидер связан с изменениями. Лидер связан с созданием определенной атмосфере в группе. Лидер вообще не может существовать без группы. Лидер – это вождь, а группа – его племя. Лидер сильный. Лидеру доверяют. С ним иногда можно поспорить, но ему подчиняются. Лидер воодушевляет, но иногда и приказывает. Тут есть, над чем поразмышлять!

К примеру, над тем, чем лидерство отличается от менеджмента? Этот вопрос стал уже традиционным, как вопрос, что первично – сознание или материя. Если серьезно задумываешься, так понимаешь, насколько здесь все переплетено и взаимосвязано. Так глубоко взаимосвязано, что для непосвященного взгляда просто запутано. Так что хочется признать абсолютно бесполезной попытку распутать это клубок. Разумным представляется прекратить эти бесполезные попытки, закончить писать эту книгу и пойти заниматься чем-то более простым и понятным. К примеру, пойти изготовлять глиняные горшки или заняться виндсерфингом. А может быть, учительством в начальной школе? Благородно и полезно. Так все дело в том, что там мы тоже столкнемся с понятием лидерства и менеджмента! Так что не будем пасовать перед трудностями. Только вперед!

Чем лидерство отличается от менеджмента? Существует такая красивая аналогия. В мирное время в армии должен быть менеджмент. Должно быть планирование, постановка задач, организация, контроль. Этого достаточно для функционирования огромной военной машины. Но вот в военное время никакой лейтенант не сможет поднять в бой свой взвод, если он не будет являться лидером. Просто так под пули не побегут. Естественно, можно вспомнить печально известные расстрельные команды, которые стояли за спинами солдат, своих же солдат, и стреляли в них, если те отступали. Но это уже даже не менеджмент, это рабство!

В своей предыдущей книге по управлению «11 правил руководителя № 1» я сконцентрировал все внимание именно на менеджменте. Там рассматриваются основные функции менеджера:

1. планирование и прогнозирование,

2. подбор персонала,

3. обучение,

4. информирование,

5. постановка задач,

6. мотивация,

7. администрирование,

8. контроль,

9. принятие решении,

10. управленческие воздействия,

11. коммуникации.

Исполнение данных функций дает возможность руководителю быть эффективным с точки зрения менеджера. Хотя и здесь не все так просто. Разве лидер не принимает решений? Разве лидер не оказывает управленческие воздействия? Разве лидер не мотивирует?

Чем мысль отличается от эмоции? Вроде всем понятно. Но разве, когда думаешь о том человеке, который был тебе раньше другом, а теперь нет, у тебя не возникает эмоции? А когда планируешь свой отпуск, разве не предвкушаешь эмоционально?

Здесь предполагается системность мышления. Целое не является суммой частей. Руководитель не является суммой менеджерских и лидерских качеств (хотя так бывает, что качеств в сумму набрал, а в систему сложить забыл).

Взгляните на сравнительную таблицу. В ней изложены мнения нескольких западных авторов, таких как Джон П. Коттер, Джозеф К. Рост, Брайан Дайман, Ричард Л. Дафт. Не обошлось и без дополнений со стороны вашего покорного слуги.

Как вы видите, где-то граница между менеджментом и лидерством достаточно четкая, а где-то зыбкая, расплывчатая. Но общее понимание сути вопроса у нас уже есть. Тогда поехали дальше.

Возможный ответ на парадокс.

Некоторые экономисты дают следующее объяснение. Картофель для ирландских бедняков был основным продуктом питания. Когда на него повысили цены, люди сократили затраты на другие продукты, более дорогие и качественные. А так как картофель продолжая оставаться сравнительно более дешевым продуктом по отношению к другим, то спрос на него вырос. К примеру, я покупал раньше 2 картофелины по 1 рублю, и одно яблоко за 6 рублей. Всего я тратил 8 рублей. Цену на картошку повысили на 1 рубль. Я отказался от яблока, но покупаю теперь за свои 8 рублей 4 картошки по 2 рубля.

Если лидером для вас окажется быть труднее, чем представлялось на первый взгляд, может ли быть такое, что вы еще больше сил будете прилагать, чтобы быть лидером? И не упустите ли вы что-то из менеджмента?

Парадокс «Буриданов осел».

Вопрос подобного рода ставился еще Аристотелем. Но окончательно сформулировал проблему Жан Буридан.

Как осел, который видит перед собой два одинаково вкусных и одинаково удаленных угощения, сделает выбор, куда ему идти?

Сам Буридан считал, что человек, столкнувшись с такой проблемой, должен делать выбор в сторону большего добра.

Лейбниц утверждал, что осел, видя перед собой два одинаково вкусных и равно доступных стога сена, просто умрет, потому что не сможет принять решение к какому из них идти.

Действительно, куда пойдет «Буриданов осел», что им будет руководить?

Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

39. Лидерство женщин Все большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять менеджерские функции как минимум не хуже мужчин. Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на три класса.1. Концепция гендерного

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

6. Лидерство женщин Все большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять менеджерские функции как минимум не хуже мужчин. Несмотря на это, их по-прежнему меньшинство на среднем и высшем уровнях управления (5 и 1 % соответственно в США). В России

Из книги Эффективное управление автора Кинан Кейт

Лидерство Для того чтобы достичь цели, нужно вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи, помните, что определяющим здесь может быть человеческий фактор. Вам потребуется: умение быть справедливым и строгим; умение

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

5. Лидерство Перед тем, как начинать изменять других, надо изменить самого себя.После стольких замечательных книг про лидерство, которые уже написаны и изданы – переизданы, надо сказать, подчас многомиллионными тиражами, и, надо сказать, часто тиражами заслуженными,

Из книги Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты автора Лукаш Юрий Александрович

17. Лидерство и кризис Считается, что Кризис начался 15 сентября 2008 года, когда банк «Лемон Брозерс» объявил о своем банкротстве. Естественно, что до этого события происходили и другие, не менее серьезные по своим последствиям, но не столь знаковые. Сегодня 24 февраля 2010 года

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Лидерство в бизнесе Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в

Из книги Лидерство, основанное на принципах автора Кови Стивен Р

Лидерство

Из книги Магия сетевого бизнеса. Мастер-класс для начинающих автора Рашидовна Осинская Ирина

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Лидерство Вы такой, какой вы есть, потому что именно таким вы хотели быть. Если вы действительно захотите стать кем-то другим, то прямо сейчас начинайте процесс изменений. Фред Смит «Магия сетевого бизнеса» – вы не задумывались, почему такое название? Сама я в сетевой

Из книги Результативность. Секреты эффективного поведения автора Стюарт-Котце Робин

Кто такой лидер в Украине? Многие называют себя так, но часто даже полностью не осознают, что это значит

Первый уровень: «должность»
Это самый низкий уровень - не требует никаких способностей или усилий для достижения. В конце концов, каждый может быть назначен на должность! Хотя ничего ужасного в этом нет. Плохо - когда вы опираетесь только на должность и хотите, чтобы за вами следовали. Все потому, что это работает только в том случае, если у вас есть система рычагов влияния (гарантия занятости или зарплата) на последователей. Люди следуют за вами, потому что считают, что должны.
Тот, кто остается на уровне должности, с трудом работает с волонтерами. Почему? Потому что позиция автоматически не приводит к влиянию, и волонтеры знают, что им не нужно следовать ни за кем.
Но есть и позитивные стороны. Это ваша идеальная позиция для дальнейшего роста и потенциального развития как лидера. Используйте свое время на этом уровне, чтобы научиться управлять собой через определение приоритетов и самодисциплину. Таким образом вы будете готовы перейти на следующий уровень.

Второй уровень: построение отношений

На этом уровне люди предпочитают следовать, потому что хотят. Другими словами, они дают разрешение лидеру вести их. Для развития на этом уровне лидеры работают над тем, чтобы понять своих людей и наладить связь с ними. Вы должны научиться любить людей, чтобы хорошо ими управлять.

Чем больше лидеров развиваете, тем больше изменяете жизнь всех членов команды
Когда вам нравятся люди и вы относитесь к ним как к личностям, которые имеют ценность, то начинаете оказывать на них положительное влияние. Доверие растет, а это приводит к уважению. И окружающая среда становится гораздо более позитивной - будь то дом, работа, игра или волонтерство.

Второй уровень - это построение прочных длительных отношений, которые создают основу для следующего уровня.

Третий уровень: прибыль
Лучшие лидеры знают, как мотивировать своих людей с помощью «доведения дел до завершения». Это и есть суть третьего уровня. Находятся те, кто показывает результаты, создает свое влияние и авторитет. Люди следуют, потому что хотят, но делают это уже не только из-за отношений, а из-за их послужного списка.
Уровень прибыли - это та сфера, в которой лидеры могут стать агентами изменений. Работа сделана, моральный дух улучшается, прибыль растет, оборот снижается, цели достигнуты. Чем больше производите, тем больше вы способны решать проблемы и правильно поступать в сложных ситуациях.

Здесь важно отметить, что цель пяти уровней заключается не в том, чтобы перейти с одного на другой и расти на новом. Они построены друг на друге. Лидерам третьего уровня все еще необходимо делать то же, что и лидерам второго. Они просто добавляют новые стратегии в общий котел. И когда становятся эффективными на третьем уровне, то готовы добавить цели следующих.

Четвертый уровень: развитие людей

Ваша цель - определить и развить как можно больше лидеров, инвестируя в них и помогая им расти.
Причина проста: чем больше лидеров, тем больше миссий может реализовать организация. Люди, которых вы выбираете для развития, могут показывать большой лидерский потенциал или быть неотшлифованными алмазами, но основная идея та же: вы инвестируете в них, и развиваетесь сами.
Чем больше лидеров развиваете, тем больше изменяете жизнь всех членов команды. И в результате люди будут следовать за вами благодаря тому, что вы сделали для них лично. И как дополнительный бонус, некоторые из этих наставнических отношений, вероятно, продлятся всю жизнь.
Развивайте последовательно, достаточно долго, и сможете пожинать плоды следующего уровня.

Пятый уровень: уважение
Здесь потребуются долгие годы работы над собой. Вы просто не сможете достичь этого уровня, пока не будете вкладывать в свою жизнь и жизни других.
Лидеры пятого уровня развивают организации того же уровня. Они создают возможности, которые не могут другие. Люди следуют за ними благодаря тому, кто они и что собой представляют. Лидерство помогает им завоевать положительную репутацию.

В результате лидеры пятого уровня часто превосходят свое положение, организацию, а иногда и отрасль.
Великим лидерам всегда нужно совершенствовать себя, компанию и людей вокруг.

4 октября вышла новая книга Максвелла "5 уровней лидерства". Вот что говорит об этой книге сам

"Лидерство является одной из моих страстей. Я посвятил более тридцати лет своей жизни, чтобы помочь другим узнать, все то, что я знаю о нем. За год я провожу около восьмидесяти дней, обучая людей лидерству. В последние несколько лет я учил этому людей на шести континентах. Тема неисчерпаема. Почему? Потому что в лидерстве существует великое множество как взлетов, так и падений. Если вы хотите оказать позитивное влияние на мир, лидерство поможет вам в этом.
Задумываться на тему лидерства я начал еще с 1976 года, и по сей день я задаю себе много вопросов. Кто такой лидер и что такое лидерство? И как оно работает? К сожалению, не многие люди находят правильные ответы на эти вопросы. Некоторые ассоциируют лидерство с руководящей должностью. Но я знаю плохих руководителей, которые занимали хорошую должность и хороших лидеров, которые вообще не занимали какую-либо должность. Вы согласны со мной? В итоге я пришел к выводу, что чем раньше люди научатся усиливать свое влияние на других людей, тем эффективнее они будут руководить. И чем больше я задумывался о концепции лидерства, тем лучше она вырисовывалась в моем сознании. Создание концепции 5 уровней лидерства заняло у меня около пяти лет, чтобы она предстала в завершенном виде. Меня спрашивали, когда вы собираетесь написать книгу об этом? Как вы видите, я, наконец, могу ответить на этот вопрос".

А теперь выдержки из книги о всех этих уровнях:

  1. Позиция. Хороший лидер может изменить себя, он сплачивает людей и создает команду, строит организации, оказывает влияние на общество, в нем заложен потенциал воздействия на весь мир. Но никогда не забывайте, что позиция является только лишь отправной точкой.. Это начальный уровень лидерства. Влияние позиционного лидера основывается на должности. Позиционное лидерство базируется на лидерской позиции. Я считаю, неправильно использовать свой авторитетный статус с тем, чтобы манипулировать людьми. Статус является плохой заменой влиянию. Люди, которые занимают только первый уровень лидерства, могут быть шефами, но они никогда не станут лидерами. У них в подчинении сотрудники, а не члены команды. Они опираются на нормы, правила, политику и организационные диаграммы для контроля своих подчиненных, которые будут следовать за своим шефом лишь до установленных границ полномочий. И подчиненные, как правило, делают только то, что от них требуется. Если лидер занимает начальный или первый уровень, то в моменты, когда требуются дополнительные усилия и время, лидер редко получает и то, и другое.
    Позиционным лидерам, как правило, трудно работать с волонтерами, молодыми людьми и людьми, имеющим высокий уровень образования. Почему? Поскольку позиционные лидеры не имеют никакого влияния на подобные типы независимых людей.
    Данная позиция является единственным уровнем, который не требует никаких усилий для его достижения. Любой человек может занимать эту позицию. Это означает, что 1 уровень является отправной точкой, но каждый лидер должен стремиться выйти за его пределы. И, как каждый уровень лидерства, она имеет свои «плюсы» и «минусы».
    Так же, как и в жизни нам приходится перешагивать через черные полосы и наслаждаться белыми, так и в лидерстве есть как положительные, так и отрицательные моменты. Получая свою первую руководящую должность, человек всегда стремится это отпраздновать. "Плюсы" 1-го уровня:
    1. Руководящие позиции, как правило, получают люди, которые имеют потенциал лидерства. Часто люди занимают определенную лидирующую позицию потому, что ее предложил кто-то из руководства. Это, вероятно, кажется очевидным. Но подумайте о последствиях: обычно это означает, что человек, наделенный определенными полномочиями, считает, что новый лидер имеет потенциал. Это хорошая новость. Так что если для вас это совершенно новая должность, отпразднуйте тот факт, что кто-то при власти верит в вас.
    И еще, я хочу вас поздравить и пожелать удачи, ведь это только первый шаг в вашем путешествии лидерства. Вас пригласили к рабочему столу, выделил место, и вы можете принимать участие в игре под названием лидерство. У вас будет возможность высказать свое мнение и принимать решения. Но никогда не забывайте о своей первоначальной цели - показать руководителю и вашей команде, что вы заслуживаете полученную позицию.
    2. Руководящая позиция - способ власти. Когда человек получает должность и звание, вместе с этим он приобретает определенный объем полномочий. Часто в начале лидерского пути, когда власть ограничена, большинство лидеров должны проявить себя в этом малом, прежде чем получат большие полномочия. Ни один человек не является настоящим лидером, пока его назначение не будет одобрено умами и сердцами других людей.
    Как новый лидер вы должны использовать власть мудро, чтобы помочь людям, которые следуют за вами. Поступайте так и люди наделят вас еще большей властью. Когда это произойдет, вы становитесь лидером, а не только занимаете руководящую позицию.
    3. Лидерская позиция - это приглашение к росту как лидера. Всегда должна быть связь между получением лидерской позиции и выполнением определенных требований. Одним из основных требований является личностный рост. Я узнал об этом в самом начале моей жизни от моего отца, который любил говорить: «Кому много дано, от того и спрос большой».
    Путешествие по 5 уровням лидерства будет успешным только в том случае, если вы посвятите себя постоянному развитию. Если вы считаете, что положение делает лидера, вам довольно сложно будет стать хорошим лидером. У вас появится искушение остановиться в том месте, где вы есть и наслаждаться преимуществами этой позиции, вместо того, чтобы стремиться к росту и стать лучшим лидером, каким вы только можете.
    4. Лидерская позиция позволяет потенциальным лидерам формировать и определить их лидерство. Лидерская позиция дает возможность решить, какой тип лидерства вам ближе. Когда вы только поднимаетесь на первую ступень лидерства, ваша лидерская страница пуста, и вы можете заполнить ее как хотите! Каким лидером вы хотите быть? Задумайтесь об этом серьезно. Вы хотите быть тираном или создать свою команду лидеров? Вы хотите унижать людей или наоборот - возвышать их? Вы хотите отдавать приказы или задавать вопросы? Вы можете разработать стиль, какой хотите.
    Вам нужно хорошенько разобраться в том, какой стиль руководства вы будете использовать на практике, учитывая свои привычки. Что вы будете делать, чтобы организовать свое рабочее пространство? Что вы буде делать каждый день, придя на работу? Как вы будете относиться к людям? Какой будет ваша деловая этика? Чем раньше вы отправитесь в лидерское путешествие, тем больший потенциал обретете, а еще, начните развивать хорошие привычки прямо сейчас.
    Хороший лидер может изменить себя, он сплачивает людей и создает команду, строит организации, оказывает влияние на общество, в нем заложен потенциал воздействия на весь мир. Но никогда не забывайте, что позиция является только лишь отправной точкой.
    Так как 1-я позиция - это самый низкий уровень лидерства, то он имеет большое количество негативов . Я вижу восемь основных моментов:
    1. Первая лидерская позиция часто вводит в заблуждение. Чаще всего люди относятся к человеку в зависимости от статуса, который он занимает. После того как вы получите определенный титул или должность, люди будут идентифицировать вас с ним. Тем не менее, должности и названия вводят в заблуждение. Позиция всегда обещает больше, чем она может дать.
    2. Лидеры, которые полагаются на позиции, часто не ценят других людей. Есть такие люди, которые полагаются только на свою руководящую должность, отводя зачастую ей главное место, а не своей основной работе. Для них позиция важнее работы, вклада в развитие организации. Подобная рабочая позиция никак не способствует хорошим отношениям с людьми. На самом деле, позиционных лидеров часто раздражают подчиненные, для них они всего лишь взаимозаменяемые винтики в большой машине организации, или даже выглядят препятствием для их цели - продвижение к следующей позиции. В результате страдает боевой дух отдела, группы или организации.
    3. Позиционные лидеры привносят свою политику. Когда лидеры ставят выше всего возможность оказывать влияние на других людей, окружающая среда организации обычно становится политической. И здесь начинается манипулирование. Позиционные лидеры фокусируются больше на контроле, нежели на развитии организации. Они работают только ради статуса. Они делают все возможное, чтобы получить в подчинение большой штат сотрудников, большой бюджет. Они стараются не на благо организации, а ради расширения и защиты собственной территории. Эти лидеры не только создают порочный круг позерства и маневрирования, но и порочный круг соперничества.
    4. Позиционные лидеры ставят порядок выше обязанностей. Поэт Т.С. Элиот говорил: "Половина зла, происходящего в мире, случается из-за людей, которые хотят чувствовать собственную важность... Они не хотят навредить... но в постоянной борьбе жаждут того, чтобы все о них думали хорошо". К этому и стремятся позиционные лидеры: они делают все для того, чтобы чувствовать и выглядеть важными. Позиционные лидеры опираются на свою власть. Они ожидают, что народ будет служить им, но сами не ищут способы служения народу. Для них важнее выглядеть и казаться, чем делать что-то. Они ценят больше статус, чем командную работу. В результате, они обычно подчеркивают важность правил и предписаний, и напротив, игнорируют отношения. Это отнюдь не способствует командной работе и благоприятной рабочей среде.
    И если у вас есть право, как руководителя, сделать что-то, это вовсе не означает, что такой поступок будет правильным. Расстановка акцентов не только в соответствии с обязанностями и должностью часто является признаком зрелости лидера.
    5. Позиционные лидеры часто одиноки. Позиционные лидеры могут стать одинокими, если они не понимают цели руководящей должности. Быть хорошим руководителем вовсе не означает стремление стать царем горы и держаться обособленно. Хорошие лидеры и руководители помогают людям из своей команды подняться к вершине. Если вы взошли на вершину холма в одиночку, вы непременно почувствуете свое одиночество. Но если вы оказались там еще с кем-то, в таком случае одиночество отступает.
    6. Лидеры, долго остающиеся на этой 1-й позиции, рискуют остановиться в своем развитии. Всякий раз, когда люди используют свой статус для управления людьми в течение длительного времени, но не оказывают подлинное влияние, их отождествляют только с позиционными лидерами, и они редко получают дополнительные возможности для продвижения в этой организации. Они могут двигаться по прямой, но крайне редко вверх.
    Если вы также затянули с пребыванием в позиционных лидерах, то моя книга поможет вам. Однако вам следует признать, что чем дольше вы полагались только на свою позицию, тем труднее вам будет изменить представление других о вашем стиле руководства. Зачастую вам нужно изменить позицию, чтобы возобновить влияние на людей.
    7. Для позиционного лидера важен высокий оборот. Когда человек полагается только на свою позицию в руководстве, результатом почти всегда оказывается высокая текучесть кадров. В одной из моих книг есть глава, которая называется: "люди уходят от людей, а не от компаний". В ней я объясняю, как люди часто поступают на работу, потому что хотят быть частью той или иной компании, но уходят из них почти всегда потому, что бегут от конкретных людей.
    Каждая компания имеет свой оборот, и это неизбежно. И вот какой вопрос должен задать себе каждый руководитель: "Кто от нас уходит?" Организации, где управляют руководители 1-й позиции, как правило, теряют своих лучших людей и привлекают средних или ниже среднего уровня сотрудников.
    8. Позиционные лидеры получают от подчиненных только малую часть их лучших способностей. Люди, которые полагаются на свои должности и звания - самые слабые из всех лидеров. Они рассчитывают на то, что их позиция поможет им сделать тяжелую работу. В результате они получают от людей лишь малую отдачу. Некоторые люди, которые работают с позиционным лидером, могут проявить свою силу, амбициозность, инноваторство и мотивированность, но они в редких случаях останутся такими под таким руководством.
    Наибольший недостаток 1-го уровня лидерства в том, что он не может быть ни творческим, ни инновационным. Если лидер не научится работать на 1-м уровне, то ему уже ничего не останется, кроме как отправляться на поиски другой работы.

  2. Разрешение. Переход от первого уровня ко второму, от позиции к разрешению - это первый осмысленный шаг в лидерстве. Почему я так говорю? Потому что управление и лидерство - это влияние, ни больше, ни меньше. Руководители, которые полагаются на свою позицию в управлении людьми, редко оказывают влияние на них. Если их подчиненные делают то, что они просят, то это происходит потому, что подчиненные знают, что должны работать, чтобы получать зарплату, сохранить свое рабочее место, предотвратить возможный выговор и так далее.
    Напротив, когда руководитель учится действовать на уровне разрешений и позволений, все меняется. Люди делают больше, чем просто подчиняются приказам. Они начинают следовать за лидером. И они делают это потому, что действительно этого хотят. Почему? Потому что лидер начинает оказывать влияние на людей и строить отношения, для него уже не столь важна сама лишь позиция. Построение отношений создает основу для эффективного воздействия на других. Чем глубже удастся лидеру проникнуться идеей отношений, тем основательнее у него получится направлять людей.
    Когда люди чувствуют, что их любят, о них заботятся, их ценят и им доверяют, это сказывается на слаженной коллективной работе и хороших взаимоотношениях с лидером. И так может измениться вся рабочая среда.
    Движение ко 2-му уровню является важным событием в лидерстве, потому что это то место, где последователи позволяют своим руководителям направлять их. Люди переходят из состояния подчиненных к состоянию последователей, и это есть движение! Помните, лидерство всегда означает движение вперед. Оно никогда не может быть статичным. Нет движения, нет и лидерства.

  3. Результативность. Но прежде чем дать определение и ценность 3 уровню в жизни лидера, я хочу прояснить, как работают уровни. 5 уровней похожи на здание - более высокие уровни основываются на более низких. Каждый руководитель должен посетить каждый уровень, чтоб добраться до следующего. 2-й уровень строится на 1-м уровне. Невозможно быть лидером 3-го уровня, если не освоен 2-й уровень - разрешение. Но как только вы построили отношения с вашими людьми и создали команду, вы готовы сосредоточиться на достижении результатов.
    Результаты квалифицируют и отличают истинных лидеров от людей, которые просто занимают руководящие должности. Хорошие лидеры всегда стремятся к результатам и получают их. Они могут оказать существенное влияние на организацию. Они не только могут быть продуктивными индивидуально, но они также способны помочь команде достичь результатов. Эта способность дает лидерам доверие и расширяет рамки влияния.
    Никто не может фальсифицировать 3 уровень. Или у тебя есть определенные результаты, и ты добавляешь их к своим прошлым наработкам или у тебя ничего нет. Томас Уотсон, основатель IBM, отметил, что "выдающиеся лидеры любого возраста создали свои собственные квоты и постоянно повышали их". Вот хорошее описание 3-го уровня лидерства. На этом уровне лидеры мотивированны и продуктивны. В результате они создают импульс и развивают среду успеха, что делает команду лучше и сильнее.
    Еще одно преимущество 3 уровня лидерства - привлечение высокопроизводительных людей. Творцы привлекают творцов. Они уважают друг друга и с удовольствием сотрудничают. Они осуществляют общие планы. В конечном счете, это приводит к росту организации.
    Лидеры могут пройти 1 уровень по бесконечному ряду причин: они демонстрируют перспективы. У них есть связи. Лидеры, которые хорошо умеют ладить с другими людьми, прилагая определенные усилия, чтобы обучить людей определенным навыкам, могут подняться на 2 уровень. Но некоторые люди никогда не поднимутся со 2 уровня - разрешение, до 3 уровня - результативность. Почему? Они не могут себе представить результаты. Так обычно происходит из-за отсутствия самодисциплины, трудовой этики или навыков. Однако, если вы хотите оказаться на более высоких уровнях лидерства, вам необходимы результаты. И других путей не существует.

  4. Развитие. Эффективные лидеры понимают, что для того, чтоб стать лучшими лидерами, необходимо постоянно расти и развиваться. На 3-м уровне акцент ставится на личной и корпоративной производительности. Умение создать высокопроизводительную команду, отдел или организацию, наиболее точно указывает на высокий уровень лидерских качеств. Но чтобы добраться до верхних уровней лидерства и создать лучшую организацию, лидер должен переходить от производства к созданию. Почему? Потому что люди - наиболее важный актив в любой организации.
    Хорошие лидеры, выйдя на 4-й уровень, инвестируют свое время, энергию, деньги и знания в развитие других людей, потенциальных лидеров. Они смотрят на каждого человека с позиции оценки потенциала его роста, независимо от его статуса, должности, возраста или опыта. В каждом человеке заложен потенциал. Эта практика выявляет в людях лучшие качества и то, какие лучшие качества помогают развиваться команде. Развитие одного человека, закладывает основу для развития и успеха других членов команды. Принятие правильных решений показывает, насколько грамотно и правильно выстроено управление, и воспринимают ли руководители свою работу всерьез. Руководители, которые не стараются привести в действие свои решения, рискуют все свести к низкой производительности и также рискуют потерять уважение членов своей команды.
    Лидерам следует переместить свое внимание с достижения результатов членами команды к развитию их потенциала. И сосредоточить 20 процентов внимания на личной производительности, а остальные 80 - на развитии и управлении другими людьми. Это быть весьма сложно сделать руководителям, которые не видят потенциал в своих сотрудниках, но это весьма необходимые изменению, которые могут в корне изменить деятельность организации и показать путь к блестящему будущему.

  5. Вершина. "Редкий лидер достигает 5-го уровня. Мало того, что лидерство на этом уровне является кульминацией остальных четырех уровней, но также требует не только высокой степени мастерства, но и врожденной способности руководить. Лидеры, занимающие вершину лидерства, кардинальным образом отличаются от всех остальных. Они на голову выше и приносят успех всему, с чем имеют дело. Лидерство на этом уровне служит неким подъемным краном для всей организации и создает обстановку, которая приносит пользу всем, внося вклад в их успех. Руководители 5 уровня часто имеют влияние, которое выходит за пределы их организации.
    Большинство лидеров, достигая вершины, становятся успешными в своей карьере. Но 5 уровень не место отдыха, а позиция, в которой нужно остановиться и оценить свой успех. Это место, которое оказывает наибольшее влияние на их жизнь. Именно поэтому лидеры, достигая верхнего уровня, должны максимально использовать это время. С благодарностью и смирением они должны воспитывать и поднимать так много лидеров, как только могут, принимать множество вызовов и расширять свое положительное влияние за пределы собственной организации и бизнеса".

Вот некоторые цитаты из его новой книги:

  1. Вы можете перейти на следующий уровень, но никогда не попадете на следующий, минуя предыдущий. Теперь, когда вы ознакомились с уровнями лидерства и постигли азы, вы понимаете, что лидер все время поднимается по так называемой лестнице и, только покорив одну ступень, можно подняться на следующую.
  2. Каждый человек занимает свой уровень. Лидерство развивается в динамике, и оно меняется от окружения и отношения. Об этом я и говорю в книге «5 уровней лидерства». Каждый из нас, работая в одной организации, может занимать свой уровень. Кто-то в первый мой день на работе признает только мою позицию, а кто-то, в кого я инвестировал свои знания и время, помог ему подняться на следующий уровень, возносит меня на 4 уровень лидерства.
  3. Чем выше поднимаетесь, тем легче руководить. Вот немного хорошей информации. Чем больше вы работаете, чтобы подняться выше и достичь совершенства в лидерстве, вы обнаружите, что вам становится все легче вести за собой других людей. Вы становитесь более эффективными в управлении другими, потому что ваше влияние увеличивается по мере продвижения на более высокий уровень. Чем более высокий уровень влияния, тем больше людей готовы следовать за вами. Ограниченное влияние - ограниченный стиль управления, а чем выше влияние, тем большая эффективность лидерства.
  4. Чем выше вы поднимаетесь, тем больше времени необходимо. Что сложнее? Занимать просто позицию - 1 уровень или получить разрешение у людей, чтобы помочь им подняться на следующий уровень? Все довольно прозрачно. Это требует времени, усилий и готовности развивать позитивные отношения с людьми. Как перейти с 2 уровня на 3 уровень? Это требует усилий и времени. 4 уровень вообще требует полной самоотдачи, где вы развиваете людей и наставляете их как стать хорошими лидерами. Если вы хотите стать лидерами 5 уровня, вам нужно будет посвятить этому очень много времени, чтобы развивать лидеров, которые в свою очередь, будут развивать других лидеров.
  5. Продвижение от уровня к уровню происходит медленно, но падение может произойти быстро. Одни люди меня спрашивают: "Сколько мне понадобится времени, чтоб стать лидером 5 уровня?" Я отвечаю: намного дольше, чем вы думаете. Строить всегда сложнее и дольше, чем разрушать. В то время тревожно думать о том, как можно быстро упасть с высокого уровня лидерства. Я надеюсь, вы найдете утешение в следующем: как только вы поднялись на более высокий уровень, под вами образовался защитный слой, словно страховка, удерживающий вас в случае падения. Поэтому, чем дальше и выше вы продвигаетесь, тем более безопасно для вас становится лидерство.

К сожалению, очень сложно сказать, когда эта книга появится в России, но то что здесь представлено, уже даёт общее представление и задачи к осмыслению себя и своих действий.

Подробнее читайте здесь: http://www.ori-krem.lact.ru/e/2588953-pyat-urovney-liderstva

15.05.2017

Книга 5 уровней лидерства меняет привычный взгляд на лидерство. Лидерство - это продвижение своей команды. Можно быть лидером, не обладая какой-либо властью, и занимать высокий пост, не являясь при этом лидером.

Лидерство - это постоянная работа, тяжелая, но благодарная. Нельзя стать лидером раз и навсегда, и чем выше уровень лидерства, тем сложнее удерживать свои позиции. Книга 5 уровней лидерства одна из лучших для руководителей.

5 Уровней лидерства — Обзор книги

Первый уровень лидерства. Положение

Лидер первого уровня лишь формально считается лидером. Такое лидерство не зависит от трудолюбия, таланта и опыта, а возникает как результат стечения обстоятельств. Оно основывается лишь на привилегиях, которые дает человеку его положение или должность. В самой высокой должности нет ничего плохого. Плохо, если она становится единственным рычагом давления. Для лидера первого уровня, который не стремится к дальнейшему развитию, не существует понятия «команда». Он босс, а окружающие - подчиненные. Он приказывает, они выполняют.

Лидер первого уровня - персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Вот его основные характеристики:
не ценит людей;
склонен к микроменеджменту;
помнит о своих правах, забывая об обязанностях;
как правило, одинок;
не терпит изменений;
в его подразделении текучка кадров и низкие показатели

Что нужно сделать, чтобы перейти на второй уровень лидерства?

Если лидер первого уровня хочет стать настоящим лидером и перейти на более высокий уровень, ему следует выполнить следующие пункты плана развития:
поблагодарите людей, которые привели вас на лидерскую позицию;
старайтесь становиться лучше каждый день;
откровенно ответьте на следующие вопросы: «Кто я? Каковы мои ценности? Какие лидерские практики я хочу применить?»;
подумайте о себе не как о начальнике, а как о человеке с лидерским потенциалом, переосмыслите свои цели;
поразмышляйте о миссии организации, в которой вы работаете, определите свою роль в ней, подумайте, что вы можете сделать как лидер;
сместите приоритет с правил на межличностные отношения;
обсуждайте с сотрудниками не только рабочие темы;
реже упоминайте название своей должности;
научитесь говорить: «Я не знаю»;
найдите ментора, который будет вдохновлять вас на лидерство.

Второй уровень. Отношения

Лидер второго уровн я отличается от лидера первого уровня тем, что воспринимает окружающих как партнеров, а не как бездушных роботов, которые должны выполнить определенный объем работы в заданное время. Он видит в каждом сотруднике личность, принимает во внимание индивидуальные особенности и интересуется жизнью каждого. В коллективе образуются долгосрочные межличностные связи, обстановка становится более позитивной и доверительной, а работа эффективной. Джон Максвелл убежден, что можно любить людей и не быть лидером, но невозможно быть лидером и не любить людей.

Второй уровень лидерства качественно отличается от первого тем, что теперь люди следуют за лидером добровольно. Они превращаются из подчиненных в последователей, то есть начинается движение, без которого не бывает настоящего лидерства.
Для лидера второго уровня характерны:
стремление создать благоприятную рабочую атмосферу не только для себя, но и для всего коллектива;
энергичность;
наличие многочисленных знакомств и каналов общения;
понимание ценности каждого человека;
доверие к людям.
Лидеры второго уровня могут столкнуться с некоторыми трудностями:
некоторые люди не воспринимают лидеров второго уровня всерьез, считая их слишком мягкими;
для амбициозных людей лидерство второго уровня - тяжелая ноша, потому что они привыкли получать все и сразу;
лидерам второго уровня сотрудники часто «садятся на шею»;
интровертам трудно дается лидерство второго уровня, поскольку оно подразумевает полную открытость.

Что нужно сделать, чтобы перейти на третий уровень лидерства?

Даже если вы прежде были мизантропом, научитесь относиться ко всем людям хорошо, иначе вы не сможете расти как лидер;
живите в ладу с собой - человек, который не любит себя, не способен полюбить других;
хотя бы раз в неделю говорите каждому члену команды что-то хорошее;
примите каждого сотрудника не только как профессионала, но и как личность с достоинствами и недостатками;
научитесь получать удовольствие от рабочего процесса и научите этому сотрудников;
найдите время для личного общения с каждым сотрудником;
станьте главным вдохновителем команды;
будьте заботливы и откровенны.

Третий уровень. Продуктивность

На третьем уровне лидер становится инициатором изменений в процессе работы, он решает сложные задачи и ведет людей за собой в самых запутанных ситуациях. Члены команды видят позитивные изменения в работе и доверяют своему лидеру. Случается, что продуктивные люди ошибочно считают себя лидерами третьего уровня. Однако следует помнить, что все настоящие лидеры продуктивны, но не все продуктивные люди - лидеры.

Лидеры третьего уровня имеют следующие отличительные черты:
они продуктивны и личным примером стимулируют сотрудников к продуктивной работе;
они создают атмосферу, способствующую эффективной деятельности;
они сами решают проблемы, а не делегируют их решение;
они создают сплоченные команды.

Лидерство - это увлекательное путешествие, но лишь самые талантливые и верные своему делу находят силы и стимулы для постоянного роста.

Что нужно сделать, чтобы перейти на четвертый уровень лидерства?

Высокая продуктивность - это не предел мечтаний настоящего лидера;
люди - это главный актив компании;
воспитание новых лидеров - сложная и высокая цель, но именно через нее реализуется миссия любой успешной компании

Самому стать таким членом команды, о котором вы мечтали бы;
стать продуктивным лидером, а не просто продуктивным человеком, то есть помогать сотрудникам становиться продуктивными;

Понимать, в чем силен каждый член команды;
как можно чаще обсуждать с командой миссию компании;
регулярно встречаться с командой: анализировать неудачи, хвалить за успехи, обсуждать цели и строить планы;
создавать ситуации успеха;
стать агентом изменений - подумать, что можно изменить в работе команды в лучшую сторону, и предложить команде произвести эти изменения;
не забывать о втором уровне: тесные личные отношения делают профессиональную команду сильнее.

Четвертый уровень. Развитие

На четвертом уровне люди следуют за лидером, потому что он сумел изменить их жизнь. Такие отношения долговечны и продуктивны. Лидер второго уровня меняет атмосферу, лидер третьего уровня - процесс, а лидер четвертого уровня способствует внутренним изменениям членов команды. На высших уровнях лидерства главная роль лидера заключается не в производстве, а в развитии. Лидеры четвертого уровня инвестируют время, энергию и деньги в развитие людей и воспитание лидеров внутри коллектива. Они уверены в себе и своей команде, но знают, что каждый может ошибиться.

Лидер четвертого уровня отличается тем, что:
сфокусирован на росте и развитии людей;
не стремится быть единственным лидером в компании или ее подразделении;
старается сделать организацию преуспевающей в долговременной перспективе, помогая другим становиться лидерами;
не страдает перфекционизмом;
для него процесс важнее результата.
Только лидер может вырастить другого лидера. Этот процесс происходит в несколько этапов:
рекрутмент - поиск потенциальных лидеров;
позиционирование - выбор подходящей должности; человек может стать лидером на одной позиции, но не раскрыться на другой;
моделирование - будущий лидер должен видеть, что такое быть лидером;
поддержка - помощь в работе;
развитие - выход из зоны комфорта;
создание ситуации успеха;
оценка - могут ли они быть лидерами без посторонней помощи.

Пятый уровень. Вершина

Пятый, наиболее сложный и высокий уровень, доступен не каждому. Для его достижения недостаточно быть целеустремленным, трудолюбивым и умелым. Великие лидеры создают организации пятого уровня, внутри которых растут новые лидеры. На этом уровне влияние на людей оказывает не только личное общение с лидером, но и его имидж и репутация. Лидеры пятого уровня выходят за пределы своей должности, компании, а иногда и отрасли.
Цель лидера пятого уровня - не просто выполнить работу или сделать так, чтобы люди шли за ним, а вырастить новых лидеров, которые будут вдохновлять и вести за собой людей. Лидерство пятого уровня - это не работа, а дело всей жизни.
Быть лидером пятого уровня непросто: в какой-то момент может показаться, что добравшись до вершины, можно остановиться и пожинать плоды прошлой деятельности; также не исключена вероятность звездной болезни.

Советы Джона Максвелла, помогающие лидерам пятого уровня всегда быть на высоте:

Оставьте на вершине место для других лидеров;
оказывайте поддержку лидерам, у которых есть потенциал вырасти до пятого уровня;
создайте круг людей, которые будут поддерживать и стимулировать личностный рост друг друга;
будьте примером для подражания;
создавайте наследие.

10 законов лидерство Джона Максвелла

1. Можно перейти на следующий уровень, но предыдущий уровень все равно останется с вами . Невозможно попасть на пятый этаж, разрушив фундамент или нижние этажи.
Переходя с первого уровня на второй, вы не отказываетесь от должности, просто она перестает иметь решающее значение, а на первый план выходят межличностные отношения. Поднимаясь на третий уровень, вы сохраняете хорошие отношения с коллегами, однако на этом этапе наиболее значимым становится ваш профессионализм.
2. Разные взаимоотношения предполагают различные уровни лидерства.
Дома вы можете быть лидером четвертого уровня - заботливым отцом, который возит детей на дополнительные занятия и играет с ними в баскетбол, и любящим мужем, который приносит супруге кофе в постель, сопровождает ее на театральные премьеры и помогает организовать свой бизнес. В отношениях с соседом - вы лидер второго уровня, и этого достаточно, чтобы совместно посадить во дворе деревья и изредка выпить по кружке пива. А вот на работе вы не можете подняться выше первого уровня, потому что контролируете каждое движение подчиненных и не терпите возражений.
3. Чем выше вы поднимаетесь, тем проще вести за собой людей.
Вы пытаетесь заинтересовать сотрудников новым проектом. Если вы лидер первого уровня, то работа начнется, только если начальство подпишет соответствующий приказ. Лидер второго уровня может уговорить людей, и они, возможно, согласятся, потому что хорошо к нему относятся. На третьем уровне лидер - авторитетный профессионал, который, по мнению сотрудников, способен привести их к профессиональным победам.
4. Выход на каждый новый уровень требует больше времени и усилий, чем переход на предыдущий.
Лидеру первого уровня просто посчастливилось быть назначенным на должность. Для установления доверительных отношений с сотрудниками и перехода на второй уровень потребуется не один день. А для достижения пятого уровня иногда не хватает и жизни.
5. Подъем на новый уровень происходит долго, а «упасть с пьедестала» можно быстро.
Строить всегда сложнее и дольше, чем разрушать. Доверие завоевывается медленно, а один необдуманный поступок или неосторожная фраза могут положить конец многолетним отношениям.
6. Чем выше вы поднимаетесь, тем больше отдаете окружающим и больше получаете.
Люди уважают лидера как профессионала и сами стремятся достичь профессиональных высот. В результате растет продуктивность, а значит, увеличиваются доходы и перспективы карьерного роста. Влияние лидера на членов команды увеличивается, и, как следствие, возрастает взаимное доверие и улучшается рабочая атмосфера.
7. Движение вверх требует постоянного развития.
Если человек рассчитывает только на свой опыт, маловероятно, что он перейдет на новый уровень. Настоящий лидер стремится учиться и развиваться.
8. Если вы не повышаете свой уровень лидерства, то ограничиваете себя и людей, которые следуют за вами.
Люди выбирают в лидеры тех, кто сильнее их. Если вы будете лидером «на троечку», то те, кто следует за вами, будут плохо работать и развиваться. Такая команда никогда не будет эффективной.
9. При смене должности или места работы вы начинаете завоевывать уровни лидерства заново.
Ваши достижения - ничто, если вы начали работать в новом месте с новыми людьми. Вам вновь придется взбираться по лестнице лидерства: формировать добрые отношения, демонстрировать профессионализм, развивать сотрудников и воспитывать из них лидеров.
10 Переход на более высокий уровень в одиночку невозможен.
Быть лидером - значит вести других за собой и постоянно помогать им становиться лучше. Если вы идете к цели в одиночку, вы не лидер. Без последователей невозможен переход даже с первого уровня на второй.

Поскольку лидерство в большей мере строится на взаимоотношениях типа «лидер - последователь», а не «начальник - подчиненный», то по этому признаку оно существенно отличается от управления. В отличие от начальника лидер не только направляет, но и ведет за собой своих последователей. А они в свою очередь не просто идут за лидером в силу своего статуса подчиненного, продиктованного служебным положением, но и испытывают психологическую потребность идти за ним.

Цели и задачи управления различаются на разных уровнях деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. С этой точки зрения различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп (это могут быть элита верхних уровней власти или руководящее ядро предприятия, организации), обладающие наибольшей властью в данном сообществе, имеющие общие интересы. На правах лица, пользующегося авторитетом, лидер формирует саму группу. Кроме того, в основе ее формирования лежат личностные качества лидера, которые постоянно подвергаются непосредственной оценке каждого из членов группы в процессе ее совместного функционирования. Поскольку деятельность лидера предполагает тесное, без каких-либо посредников, личное общение со своим ближайшим окружением, то решающую роль в удержании им лидирующих позиций играют личные качества, а именно: умение владеть ситуацией и принимать решения; брать на себя ответственность; умение сделать правильный выбор.

Одновременно лидер должен удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. В этом случае он должен обладать способностями делового, интеллектуального лидера и лидера общения (эмоционального лидера) .

Делового лидера отличает не только умение организовать любое дело или работу, но и личная предприимчивость, прагматичность в оценке ситуации и своих действиях. Он способен организовать любое дело, наладить нужные деловые взаимосвязи и, в целом, обеспечить успех всей группе. Власть интеллектуального лидера держится на умении решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Он выполняет функции «мозгового центра» группы, к нему обращаются по всем вопросам, потому что он эрудит, многое знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Лидеру общения присущи коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы и создавать психологический комфорт. Он выступает своего рода центром духовного общения группы, поэтому люди тянутся к нему, так как знают, что могут получить какой-либо житейский совет или сочувствие.

Естественно, что наиболее прочными лидирующие позиции будут у человека, сочетающего все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Как правило, наиболее распространено сочетание каких-либо двух из них (например, эмоционального и делового, информационного и делового), что оказывается вполне достаточным для обеспечения лидерства в группе. Кроме того, существенное влияние на взаимоотношения лидера с группой и его авторитет оказывает стиль поведения лидера.

2. Лидер второго уровня - это лидер общественного движения или определенной организации (например, руководитель профсоюза, директор предприятия и т.п.). В его деятельности отдельные работники, трудовые коллективы в целом или даже, может быть, целые социальные слои и группы видят возможность решить свои насущные проблемы и удовлетворить свои интересы. На этом уровне лидер оказывает воздействие на свое окружение как с помощью своих личностных качеств, так и благодаря тому, что его последователи авансируют лидера определенной степенью своего доверия и поддержки. В силу психологических особенностей людские массы испытывают потребность в лидере. Поскольку он выступает выразителем их интересов, обозначает цель и путь ее достижения, тем более значима его деятельность.

3. Лидер третьего уровня - это руководитель, чье лидерство представлено в виде социального института (управления корпорацией, объединяющей в себе несколько крупных предприятий, фирм). Если для лидера первого уровня имеет место принципиальное значение его личностных характеристик, а их влияние на втором уровне достаточно существенно, то на третьем уровне, как правило, они не оказывают решающего влияния на поведение лидера и отношение к нему. Лидерство такого масштаба предполагает сосредоточение в себе всей полноты власти. Для этого лидеру необходимо учесть интересы широкой общественной базы возглавляемой им организации. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать наиболее общие цели и задачи, обнаруживать высокие конструктивные и творческие качества, общаться с кругом людей более высокого ранга и уметь убеждать их. Деятельность лидера такого уровня определяется его личной культурой управления, умением поддерживать отношения с политической властью.

2. Типы лидеров в зависимости от их функций

В зависимости от содержания и преобладающих в его деятельности функций могут выделяться следующие типы.

1. Лидер-организатор. Его отличает то, что все задачи, стоящие перед коллективом, он относит на себя и поэтому активно действует, разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения. Он убежденный оптимист и всегда уверен, что большинство возникающих проблем благополучно разрешимо. Такой лидер больше склонен к поощрениям, умеет убеждать своих сотрудников доказывая, а не навязывая им свою точку зрения. Если ему необходимо выразить свое неодобрение по отношению к действиям того или иного сотрудника, то он предпочитает сделать это максимально корректно, не унижая личности подчиненного. В силу обладания такими способностями люди идут за ним, зная наперед, что пустое дело он предлагать не станет. Именно такие лидеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер–творец. Он сам создает конкретные ситуации и практически всегда их благополучно разрешает. Такой лидер привлекает к себе людей прежде всего своей способностью видеть в каждом деле, задании что-то новое и браться за их решение даже если, на первый взгляд, может показаться что они неразрешимы или даже опасны. Он не просто командует, но и приглашает людей к сотрудничеству, обсуждению проблемы и поиску возможных путей ее решения. Дать какое-либо поручение или поставить какую-либо задачу он способен так, что они не просто заинтересуют подчиненных, но и вызовут всплеск творческой активности сотрудников.

3. Лидер-исполнитель. Он четко улавливает преобладающие в коллективе настроения и поэтому способен мобилизовать людей для выполнения задачи. Как правило, лидер-исполнитель выделяется, когда уже создана конкретная ситуация. Он работает в рамках решения проблемы, обозначенной лидером-творцом, тем самым приходя ему на помощь при решении частных вопросов.

4. Лидера-борца отличает то, что он первым идет навстречу любой опасности и без колебаний и промедлений вступает в борьбу с проблемами, мешающими реализации поставленных целей им самим или его последователями. Его не пугает неизвестность, поскольку он - волевой, уверенный в своих силах человек, всегда готовый до конца отстаивать свои цели, взгляды и убеждения. Он не склонен к уступкам и расценивает их как свое личное поражение. Существенным недостатком такого лидера являются порой нежелание и отсутствие времени, чтобы в полной мере обдумать все возможные варианты своих действий и проанализировать их последствия.

5. Позиции лидера-дипломата зиждутся на великолепном знании им складывающейся или уже сложившейся ситуации, ее нюансов и скрытых деталей. Он в курсе всех сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого, как и с помощью каких рычагов можно повлиять. Такой лидер предпочитает проводить доверительные встречи в кругу ближайших единомышленников из числа подчиненных, где он может позволить себе открыто говорить то, что всем известно, тем самым отвлекая внимание от своих планов, которые он не афиширует. Идя на компромисс или даже делая уступки при решении проблем, этот лидер все равно добивается своих целей. Если бы он использовал всю свою осведомленность и способности во зло, то его вполне можно было бы причислить к мастерам интриги.

6. Лидер-утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно, он вежлив и предупредителен, способен к сопереживанию.

Поэтому люди тянутся к нему, так как он расположен к ним и всегда готов (в крайнем случае, морально) поддержать в трудную минуту.

По стилю руководства можно выделить лидера-автократа , управляющего коллективом жесткими, директивными методами и опирающегося на авторитет власти; лидера-демократа , для которого власть выступает в большей мере атрибутом его служебного положения, его лидерский потенциал основан на внимании к людям, учете их мнения; либерального лидера , объединяющего коллектив своими демократическими идеями, но предоставляющего своим единомышленникам полную свободу в действиях, поскольку каждый из которых знает «свой маневр». Исходя из характера профессиональной деятельности лидер может быть ситуационным, т.е. умеющим создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальным, обладающим качествами ситуационного лидера, что позволяет ему не только эффективно действовать в различных, не похожих друг на друга ситуациях, но и проявлять себя в качестве организатора. Исходя из масштабности задач, стоящих перед лидерами, можно выделить такие типы лидерства, как: бытовой лидер (например, в семье, классе, учебной группе и т.п.); социальный лидер - он проявляет себя в различных (общественных, творческих, спортивных и прочих) объединениях, или, например, лидер профсоюзного движения; ну и, конечно, нельзя не сказать о политическом лидере, под которым подразумеваются государственные и партийные, а также и общественные деятели. Кроме того, в организациях и коллективах различают формальное и неформальное лидерство.

3. Психоаналитический подхо

В зарубежной психологии наиболее популярен психоаналитический подход к проблеме лидерства. С точки зрения психоаналитической теории З. Фрейда лидерство рассматривается как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, подсознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Обожание, почитание или поклонение людских масс одной личности может сделать ее лидером. В соответствии с психоаналитическим подходом выделяют десять типов лидерства.

1. «Соверен», или «патриархальный лидер» предстает в образе строгого, но всеми любимого родителя (отца или матери). Он способен внушить окружающим уверенность в собственных силах, дать им заряд положительной энергии, снизить влияние отрицательных эмоций или вовсе вытеснить их.

2. «Лидер-вожак». Для его окружения личность такого лидера выступает своего рода носителем групповых стандартов, которому стараются подражать все члены группы. С личностью вожака люди связывают реализацию своих целей и желаний.

3. «Тиран». Он становится лидером только лишь потому, что внушает окружающим чувство беспрекословного повиновения или безудержного страха. Поэтому окружающие считают его сильным и всемогущим. По сути, лидер-тиран - это сильная доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. «Лидер-организатор» объединяет людей, выступая для них как реальная сила, необходимая для удовлетворения их интересов и потребностей, поддержания в их сознании «я -концепции».

5. «Лидер-соблазнитель» выступает в роли «магической силы», давая выход вовне людским эмоциям, тем самым снимая их внутреннее напряжение и предотвращая возможные конфликты. Он становится лидером, благодаря способности играть на слабостях других людей. Последователи его обожают и очень часто не замечают его отдельных, порой очень даже существенных, недостатков.

6. «Лидер-герой». Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем эталон справедливости. Он увлекает за собой людей и способен пожертвовать собой ради них.

7. «Дурной пример». Такая личность тоже может выступить лидером, поскольку выступает своего рода источником эмоционального заражения других, как правило, бесконфликтных личностей.

8. «Лидер-кумир». Он влечет за собой людей, притягивает их и положительно заражает свое окружение. Поэтому его любят и даже боготворят и идеализируют. Данный тип лидерства очень схож с харизматическим лидером.

В психоаналитическом подходе Фрейда к проблеме лидерства выделяются еще два типа лидеров - это «Изгой» и «Козел отпущения». Однако они, в сущности, антилидеры, поскольку выступают объектом агрессивных устремлений коллектива, и очень часто группа объединяется для борьбы с ними. Вместе с тем стоит этим антилидерам исчезнуть, как сформировавшаяся группа может начать распадаться, так как исчезает объединяющее ее начало.

4. Менеджер и лидер: общее и разное

Сейчас, когда понятиям «менеджер» и «лидер» стало уделяться достаточно пристальное внимание, довольно часто можно услышать мнения, что эти понятия тождественны. Однако это далеко не так. Да, такие понятия как «менеджер» и «лидер», безусловно, схожи, например в том, что и менеджер, и лидер имеют власть и управляют людьми, но отнюдь не идентичны.

Существующие в современном менеджменте подходы к проблеме лидерства основываются на лидерских качествах, поведении лидера и ситуации, в которой он действует. Вполне очевидно, что обладание одной личностью набором каких-то определенных знаний и выдающимися способностями всегда оценивается другими людьми значительно выше по сравнению с аналогичными качествами других членов группы. Поэтому личность с набором определенных качеств, таких как уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность и профессионализм, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, незаурядные организаторские способности, становится лидером. На таком подходе основывается теория черт, объясняющая феномен лидерства с точки зрения личностных качеств.

Однако не каждый менеджер обладает всем набором перечисленных качеств. Это вовсе не означает, что он не может быть лидером в своей организации. В то же время преуспевающий менеджер не обязательно является эффективным лидером. Их основные характеристики находятся как бы в разных плоскостях. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или вовсе не видна. Основное же качество менеджера (руководителя) - всеми возможными эффективными способами обеспечить достижение поставленной цели.

В 1937 г. два молодых брата Дик и Морис Макдональд открыли в Пасадене (США) маленький придорожный ресторан для автомобилистов, который довольно быстро стал пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти и развиваться: объем ежегодных продаж значительно вырос, и братья ежегодно делили между собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города.

Однако они были замечательными управляющими, но, к сожалению, посредственными лидерами. Их знакомство в 1954 г. с человеком по имени Рей Крок существенно изменило положение дел. С 1955 по 1959 гг. Р. Кроку удалось успешно открыть 100 ресторанов. В 1961 г. Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в американский институт, а затем - в глобальное учреждение. К 1998 г. действовало уже свыше 21 тыс. ресторанов в 100 странах мира. Таким образом, деловая хватка Рея Крока, помноженная на его лидерские способности, помогла ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.

Между лидером и менеджером существуют различия по многим позициям, некоторые из них, наиболее общие и чаще встречающиеся, представлены в таблице 1:

Таблица 1. Различия между лидером и руководителем

Большое разнообразие приведенных выше типов лидерства во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. Однако в целом на руководство оказывают влияние следующие свойства:

1) мотивы и основные убеждения, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения;
2) среда, в которой лидер начинает свою деятельность и его предшествующий опыт;
3) стиль лидера

Мотивы и убеждения лидера определяют то, как он воспринимает свое окружение и среду своей деятельности, непосредственным образом влияя на стиль руководства.

Приведенная типология лидерства не является исчерпывающей, поскольку невозможно охватить всего сложного и многообразного феномена лидерства. Объективная реальность всегда значительно богаче теории и часто порождает комбинированные типы лидеров. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, и порой им становится человек, не обладающий вышеперечисленным набором личностных качеств, так же как и другой человек может иметь данные качества, но не являться лидером. На этом основан ситуационный подход к лидерству, объясняющий его природу тем, что лидером становится тот человек, который при возникновении какой-либо ситуации имеет такие личные качества, обладает такими способностями и опытом, которые позволяют ему эффективно и оптимально разрешить ее в интересах всей организации или коллектива. Таким образом, лидером в коллективе может стать тот человек, кто способен привести его к разрешению возникших ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этого коллектива личностные черты и разделяет те ценности, которые присущи этому коллективу.

Следовательно, лидер олицетворяет в себе весь коллектив, организацию, выступая ее зеркалом. Человек, который становится лидером в одной группе, может и не стать лидером при переходе его в другой коллектив, поскольку в последнем имеются другие ценности, ожидания требования к лидеру.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...