Разделение сознания и подсознания человека с максимальным сужением поля активного внимания. Фиксация и углубление возникшего транса. Разделение единого сознания и сильная женщина Разделенное сознание

При определенных условиях каждое полушарие больного с расщепленным мозгом функционирует, по-видимому, как независимое устройство для обработки информации, что приводит к результатам, напоминающим поведение двух отдельных индивидуумов. Как описал Сперри:

«Каждое полушарие... имеет сваи собственные... «личные» ощущения, восприятия, намерения и мысли, отсеченные от соответствующего опыта другого полушария. Каждое левое и правое полушарие обладает своей собственной памятью и опытом познания, которые недоступны для воспроизведения другим полушарием. Во многих отношениях каждое из разъединенных полушарий имеет, по-видимому, отдельное «самосознание».

Тем не менее вскоре после комиссуротомии большинство случайных наблюдателей не заметило бы ничего необычного в поведении большей части больных с расщепленным мозгом. В действительности больной, оправившись после операции, смог бы, вероятно, через год-два без каких-либо трудностей пройти обычное медицинское обследование, если бы о том, что он перенес операцию, не знал бы никто из посторонних. Речь, понимание языка, личность, двигательная координация - все это удивительным образом сохраняется у больных без мозолистого тела и других комиссур.

Что позволяет двум отдельным полушариям действовать ■как единое целое в ходе повседневной деятельности этих больных? Целый ряд механизмов объединения (некоторые из них ■были нами уже рассмотрены) компенсирует, по-видимому, отсутствие комиссур. Сопряженные движения глаз, а также наличие проекций каждого глаза к обоим полушариям играют важную роль в создании единства зрительной картины мира. Движения глаз, запускаемые одним полушарием для того, что-<бы обеспечить прямое видение предмета, служат также и для того, чтобы сделать информацию доступной для другого полушария. Таким образом в значительной мере предотвращается конфликт, который мог бы произойти из-за восприятия двумя полушариями различных половин поля зрения.

Рис. 2.11. Степень разъединения мозга после передиемозговой комиссуротомии. Структуры среднего мозга остаются связанными комиссурами четверохолмия (Sperry R. W. The Great Cerebral Comissure, 1964).

В связи с исследованиями, в которых применялись химерные изображения, упоминалось об участии в осязании ипсила-теральных волокон наряду с контралатеральными. Такая организация дает полушариям другое средство узнавать о стимуляции обеих сторон пространства. Информация, поступающая по ипсилатеральным путям, обычно не является достаточно полной и адекватной для того, чтобы дать больному возможность назвать предмет, который он держит в левой руке. Однако ипсилатеральные пути все же обеспечивают полушария частичной информацией.



Информация становится доступной для обоих полушарий благодаря еще одному фактору - передаче по комиссурам, расположенным в глубоких областях мозга. Значительная часть мозга, расположенная под корой, не разделяется при комиссуротомии. При операции расщепления мозга у человека рассе-" каются пучки волокон, соединяющие кортикальные области мозга. Перерезаются основные волокна, соединяющие полушария, но другие, менее крупные комиссуры остаются интактными. Эти комиссуры соединяют парные структуры, являющиеся частью мозгового ствола. Они показаны на рис. 2.11.

Одна из таких структур, верхние бугорки четверохолмия, участвует в определении положения предметов и в слежении

за их перемещениями. Считается, что в зрительном восприятии внешнего мира верхние бугорки отвечают за аспект «где», а не «что» или тонкую проработку деталей. Левые и правые верхние бугорки сообщаются посредством соединяющих их комис-сур, так что каждое полушарие получает информацию о местоположении предметов независимо от того, в какую часть поля зрения они попадают.

Считается также, что в процессе, посредством которого оба полушария вовлекаются в эмоциональные реакции, играет роль ствол мозга. Полагают, что изменения эмоционального состояния, вызванные предъявлением чего-либо только одному полушарию, частично распространяются на другое через пути мозгового ствола. Однако пути распространения эмоциональных изменений выделить трудно, поскольку в эмоции включается слишком много внешних изменений, управляемых и воспринимаемых обоими полушариями. Кроме возможности прямой передачи эмоционального «фона» через комиссуры мозгового ствола, явные изменения в деятельности организма, вызванные реакцией одного полушария, могут быть восприняты другим по механизму перекрестного подсказывания.



Более тщательная оценка вклада структур мозгового ствола и его комиссур в процессы восприятия, в эмоции и другие виды поведения человека является задачей будущих исследований. Больные с расщепленным мозгом с их несомненным единством психической деятельности послужили бы в высшей степени полезным источником такой информации.

Частичная комиссуротомия

После операций расщепления мозга, произведенных в начале 60-х годов, несколько хирургов попытались воздействовать на течение не поддающейся лечению эпилепсии путем менее радикальных операций, чем перерезка всех комиссур переднего мозга. Идея заключалась в том, чтобы ограничить операцию областями мозолистого тела и передней комиссуры - наиболее вероятными путями переноса эпилептических разрядов у данного больного. Если источник эпилептических разрядов локализован в определенной области мозга, полагали они, то перерезка только тех волокон, которые соединяют эту область с противоположным полушарием, должна помочь сдержать распространение судорожной активности.

Именно это пытался сделать Ван Вэгенен в своих первых операциях по расщеплению мозга в 40-е годы. Однако его операции не всегда предотвращали распространение судорог. Успех полной комиссуротомии вдохновил нейрохирургов спустя два десятилетия снова попробовать сделать частичную операцию. Результаты оказались вполне приемлемыми как с меди-

Исследование расщепленного мозга

цинской, так и с научной точки зрения. Растущее число испытуемых с перерезкой только отдельных частей межполушарных комиссур дало исследователям возможность изучать функции отдельных областей комиссур.

Один из вопросов состоял в том, какие виды информации передаются через отдельные области комиссур. Для того чтобы ответить на этот вопрос, Газзанига и его коллеги исследовали группу больных с частичной комиссуротомией, выполненной доктором Дональдом Уилсоном. Работа с этими больными указала на высокую степень специализации функций внутри комиссур мозга человека.

Части передней области мозолистого тела отвечают за передачу соматосенсорной, или осязательной, информации. Задняя треть мозолистого тела, называемая сплениум (sple-nium), переносит зрительную информацию. Недавно было обнаружено, что зрительную информацию у некоторых, но не у всех, больных переносит, по-видимому, также передняя комиссура .

После перерезки передней половины мозолистого тела больной не сможет сказать, что у него в левой руке, но скажет, какое изображение вспыхивало в левом поле зрения. Осязательная -информация не доходит до речевого левого полушария, тогда как зрительная к нему поступает. После перерезки только задней части мозолистого тела (сплениума) сенсорное разобщение может либо проявляться, либо не проявляться в зависимости от того, способна ли передняя комиссура данного больного передавать зрительную информацию. Определение предметов с помощью осязания останется нормальным в любом случае.

После частичной комиссуротомии у больных отмечается интересная способность определять соответствие предметов с помощью зрения и осязания, несмотря на то что перенос информации той или другой модальности у них нарушен операцией. Например, больного просят подержать в правой руке скрытый от глаз предмет. Затем он смотрит на изображение, вспыхивающее в его левом поле зрения, и решает, идентичны ли эти предметы.

В случае перерезки осязательной или зрительной области комиссуры больной хорошо справляется с этой задачей. В первом случае левое полушарие, очевидно, основывает решение на сопоставлении осязательной информации со зрительной, переданной от правого полушария. Во втором случае правое полушарие делает выбор, сравнивая зрительную информацию с осязательной, перенесенной через мозолистое тело от левого полушария.

Частичная комиссуротомия оказалась вполне эффективной процедурой для облегчения состояния некоторых больных эпи-

лепсией. Кроме того, она представляет существенный интерес с исследовательской точки зрения. Она помогла и еще поможет в дальнейшем уточнить наши знания о роли различных участков межполушарных путей и связываемых ими областей мозга. Так как анатомические проекции волокон известны, можно оценить, какие области связываются волокнами, не затронутыми частичной комиссуротомией. Тогда способность или неспособность больного выполнить латерализованное задание и осуществить необходимый для этого перенос может показать, какие области мозга вовлекаются в решение этой задачи.

Какова функция мозговых комиссур?

Мы начали эту главу сообщением о тайне, окружавшей функции мозолистого тела. Приблизились ли мы теперь к ее пониманию? Простым ответом было бы сказать: «Да, мы знаем, что межполушарные комиссуры переносят информацию, полученную одним полушарием, к другому». Хотя это и верно, такой ответ не является содержательным и полным. Мы хотим знать, по крайней мере, о природе переносимой информации и о том, как она используется полушариями.

Некоторые исследователи предполагали, что через мозолистое тело передается, главным образом, сенсорная информация и это обеспечивает полное представительство всех сенсорных входов в каждом полушарии. Мы не знаем, однако, действи-тельно ли необходимо отдельное представительство окружающего мира в каждом полушарии. В конце концов, животные и люди с расщепленным мозгом очень хорошо ориентируются в нормальной обстановке, вне хитроумных лабораторных тестов.

Возможно, в таком случае, что мозолистое тело переносит более сложную, переработанную информацию и осуществляет иную функцию, чем просто обеспечение двойного представительства сенсорных входов. Однако, прежде чем обсуждать эти вопросы дальше, давайте коротко рассмотрим возможные основы и значение асимметрий в функциях человеческого мозга. Представляется вероятным, что для понимания роли комиссур потребуется понимание природы межполушарной асимметрии.

Модель асимметрии мозга

Постулировалось, что функции левого и правого полушария дивергировали в процессе эволюции. Области левого полушария стали лучше справляться с созданием быстро изменяющихся моторных паттернов, таких, как те, которые связаны с тонким управлением движениями рук и голосовым аппаратом. Они стали также более искусными в обработке быстро изменяющих-

Исследование расщепленного мозга

Дальнейшие размышления привели к возникновению идеи о том, что левое полушарие специализируется на последовательной обработке информации и, следовательно, является более аналитическим из двух полушарий. Этот аналитический? способ обработки информации, как полагают, относится ко. всей входной информации, а не только к речи. Зрительная информация, например, будет обрабатываться аналитическим способом путем ее расчленения и преобразования с точки зре_-ния характерных деталей.

В противоположность этому, области правого полушария стали лучше справляться с одновременной обработкой видов информации, необходимых для восприятия пространственных паттернов и взаимоотношений. Их специальностью, как утверждали, является выполнение и разработка процессов, рассматриваемых как основные для зрения и зрительной памяти. Последующие размышления привели к представлению о том, что правое полушарие при обработке всех видов информации выступает как более способное к синтезу, чем левое.

Хотя некоторые из этих понятий, описывающих функции левого и правого полушарий, неопределенны и для того, чтобы их прояснить, потребуется дальнейшая работа, ясно, что различия в этом плане существуют на самом деле. Некоторые исследователи считали, что принципиальная несовместимость механизмов, лежащих в основе этих двух способов обработки информации, объясняет их эволюционное развитие в разных полушариях.

Немедленно приходит на ум вопрос, каким образом два полушария делят между собой управление поведением в повседневной обстановке? Первая возможность, которую рассматривали исследователи, заключается в том, что одно полушарие (обычно левое) доминирует в управлении поведением. На этой идее было основано первоначальное представление о доминантности полушарий. Оно поддерживалось результатами ранних исследований больных с расщепленным мозгом, показавшими, что левое полушарие принимает на себя управление ответной реакцией в ситуациях, когда два полушария одновременно получают различные входные сигналы. Незамеченным остался тот факт, что эти тесты обычно включали лингвистические стимулы (например, слова) и часто требовали словесного ответа. В таких условиях вовсе не удивительно было обнаружить «доминирование» левого - «речевого» - полушария.

Другое представление - представление о постоянном соперничестве полушарий в управлении поведением - является результатом последующих данных, полученных на больных с расщепленным мозгом. Когда применили более широкий набор

Глава 2

тестов, включающий и такие задачи, которые лучше могли быть выполнены правым полушарием, выявились интересные результаты. Например, в исследованиях с химерными изображениями, как мы видели, не всегда можно предсказать, какое полушарие будет управлять ответной реакцией, несмотря на то что характер инструкции подразумевает «вовлечение» одного полушария. Такого рода наблюдения привели к предположению о существовании тонко сбалансированных отношений между полушариями, когда одно или другое принимает управление на себя, в зависимости от задачи, а также от других, пока еще точно не установленных факторов.

Некоторые исследователи предположили, что в достижении гармонии между полушариями в нормальном мозгу важную роль играет мозолистое тело и другие комиссуры, которые служат для интеграции вербального и пространственного способов мышления в единое поведение. Каким образом достигается эта гармония? Заключается ли дело просто в обеспечении обоих полушарий одинаковой информацией или здесь участвует более сложная система торможения или подавления активности в полушариях?

Комиссуры как межполу тарные интеграторы

Это возвращает нас к вопросу о роли мозговых комиссур. Определенного ответа на этот вопрос пока нет. В настоящее время мозолистое тело и другие комиссуры, вероятно, лучше всего рассматривать в качестве проводников, через которые полушария обмениваются информацией и, возможно, «улаживают» проблемы, связанные с конфликтами между независимыми обрабатывающими элементами. Поскольку комиссуры являются просто пучками нервных волокон, сами по себе они не могут ничем управлять. Но они могут служить каналами, через которые осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается удвоение усилий или конкуренция.

Эта интеграция, возможно, совершается просто за счет того, что мозолистое тело служит сенсорным «окном» и обеспечивает отдельное и полное представительство всех сенсорных входов в каждом полушарии. Однако представляется более вероятным, что в норме через комиссуры передаются более сложные, уже переработанные сигналы, информирующие каждое полушарие о событиях в другом и в какой-то степени управляющие соответствующими операциями в них. Это позволяет целому мозгу интегрировать способности отдельных полушарий.

На ранних этапах эволюции и развития симметричной телесной организации постоянная передача сенсорной информа^-ции от одной стороны к другой была, возможно, существенной

Исследование расщепленного мозга

функцией межполушарных путей. Представляется вероятным, однако, что с развитием асимметрий в функциях мозга эти пути стали играть более ведущую роль.

Если это так, то почему мы не видим свидетельств каких-либо серьезных нарушений у больных с расщепленным мозгом? Ранее мы обсудили по крайней мере часть ответов на этот вопрос, а именно тот факт, что разъединение полушарий у этих: больных на самом деле никогда не бывает полным. Другое возможное объяснение состоит в том, что наиболее важную роль комиссуры играют в раннем периоде развития после рождения. Повреждение их на более поздних сроках, возможно, не столь существенно, так как различия и взаимоотношения между полушариями уже установились.

Что происходит, если межполушарные комиссуры повреждаются при рождении? Хотя операций расщепления мозга у детей никогда не проводили, есть сообщения о нескольких случаях врожденного отсутствия мозолистого тела, которые могли бы позволить понять его роль в развитии . К сожалению, эти случаи трудны для интерпретации. Невозможно выяснить, являются ли какие-либо нарушения следствием отсутствия комиссур, или они представляют собой, просто другие проявления неправильного развития, выразившегося в первую очередь в недоразвитии комиссур 1 .

Обзор данных, полученных на испытуемых с расщепленным мозгом, привел нас к заключению, что специализация полушарий не является феноменом типа «все или ничего», а представляет собой, скорее, некий континуум. Недавние исследования больных с расщепленным мозгом обнаружили, что каждое полушарие способно справляться со многими видами задач, но часто одно отличается от другого как по подходу к их решению, так и по эффективности.

Почти любой вид поведения или психической деятельности человека, однако, явно затрагивает не только особые функции каждого из полушарий, но и то, что является общим для них обоих.

1 Случаи недоразвития мозолистого тела без других симптомов чрезвычайно редки. Большое число данных указывает на то, что речевые функции у этих людей распределены более билатерально, чем у неврологически нормальных. Это открытие можно было предсказать на основании наших знаний о пластичности мозга. Было обнаружено также, что у лиц с недоразвитием мозолистого тела коэффициент умственного развития (IQ - Ай-Кью) обычно бывает на границе нормы или ниже. Хотя и соблазнительно увидеть причинную связь между умственными способностями и развитием мозолистого тела, ясно, что на основании этих данных сделать этого нельзя.

Глава 2

В исследованиях больных с расщепленным мозгом, речь продолжает выступать как наиболее выраженное и глубокое различие между левым и правым мозгом. Некоторые исследователи убеждены, что все другие межполушарные различия представляют собой проявления вербальной асимметрии . Они утверждают, что область левого полушария, специализировавшаяся на языковых функциях, уже не может справляться с обработкой пространственной информации, прежде выполняемой любой из половин мозга. Правое полушарие тогда представляется специализированным для ориентации в пространстве, хотя его специализация на самом деле является результатом «дефицита» левого полушария, а не «превосходства» правого. Это представление дает интересную перспективу в отношении проблемы развития латерализации, хотя его чрезвычайно трудно «подтвердить» в обычном смысле слова.

Глава 3

К счастью, большинство людей неврологически здоровы и имеют два неповрежденных полушария, соединенных интакт-ными комиссурами. Что говорят нам данные о левом и правом мозге, полученные на больных с повреждениями мозга и с расщепленным мозгом, о роли двух полушарий у остального человечества?

Мы уже рассматривали некоторые из проблем, возникающих при попытках вывести заключение о работе нормального мозга из клинических исследований. Мы видели, что определенный дефицит, развивающийся в результате повреждений отдельных областей мозга, не обязательно означает, что эта область контролировала нарушенную функцию. Мы отмечали также поразительную приспособляемость мозга, которая осложняет интерпретацию данных, полученных при исследовании больных с повреждением мозга и с расщепленным мозгом.

Из-за этих трудностей невозможно сделать твердое заключение о работе нормального мозга только на основании того, что мы узнали из клиники его повреждений. Клиника может указать нам, что искать, но для того, чтобы сделать точные выводы о нормальной работе мозга, необходимо получить подтверждение ее данных в исследованиях нормального мозга. Проблема состоит в разработке способов изучения вклада в поведение, вносимого каждой половиной мозга в интактной системе.

Исследование асимметрий у нормальных людей проводилось несколькими методами. Одна из наиболее старых и широко применявшихся методик использует преимущества естественного разделения зрительных путей. Это разъединение четко делит наш. зрительный мир на два поля, каждое из которых проецируется на одно полушарие. Показывая материал слева или справа от точки фиксации взора в течение очень короткого времени, исследователи имеют возможность латерализовать входы, т. е. предъявлять стимулы только одному полушарию. Из-за наличия межполушарных связей это одностороннее предъявление длится только долю секунды, но этого, по-видимому, достаточно для того, чтобы позволить сопоставить способности полушарий.

Подобным образом устроена и слуховая система: было обнаружено, что одновременная подача различной слуховой ин-

формации на каждое ухо приводит к начальной латерализации слуховых стимулов. Информация, предъявляемая левому уху, проецируется сначала на правое полушарие, а информация, предъявляемая правому уху, латерализуется в левом. Эта процедура, называемая дихотическим прослушиванием, позволила исследователям изучать сходство и различия в способах обработки полушариями речи, а также других видов слуховой информации.

Более умозрительные, но тем не менее интересные подходы к исследованию асимметрии у нормальных людей включали тщательное наблюдение за поведением при выполнении различных заданий. Например, регистрация движений глаз, человека в ту или другую сторону использовалась для того, чтобы показать, какое из полушарий более активно при решении той или иной задачи или в процессе интеллектуальной игры. В опытах по другой методике исследователи наблюдают за результатами выполнения нескольких задач одновременно. Идея заключается в том, что если выполнение одной задачи в наименьшей степени мешает выполнению другой, то они, вероятно, контролируются различными частями мозга, а в некоторых случаях, возможно, - разными полушариями.

В этой главе мы рассмотрим данные, полученные при иссле-"довании нормальных людей с помощью этих методик.

Асимметрия и зрение

Исследование зрительной асимметрии у нормальных людей часто напоминает обстановку опытов на больных с расщепленным мозгом. Зрительные стимулы, вспыхивающие на короткое время в левом поле зрения, проецируются сначала на правое полушарие; стимулы, вспыхивающие в правом поле зрения, вначале проецируются на левое полушарие. У больных с расщепленным мозгом эта начальная латерализация сохраняется и в последующем, так как связи между полушариями рассечены. У нормальных же людей связи интактны и могут переносить информацию, предъявленную любому из полушарий. Тем не менее было обнаружено, что при выполнении человеком определенных заданий можно выявить различия, в зависимости от того, в каком поле зрения - правом или левом - предъявляется задача.

Различия полей зрения - результат .навыков чтения или признак межполу шар ной асимметрии?

В начале пятидесятых годов Мортимер Мишкин и Дональд Форгейз показали, что нормальные праворукие испытуемые лучше идентифицируют английские слова, если они вспыхи-

Изучение асимметрий нормального мозга

вают справа, а не слева от точки фиксации взора. Однако если таким же образом людям, умеющим читать на идиш, предъявлялись слова этого языка, то обнаруживалось небольшое преимущество левого поля зрения. Авторы сделали вывод о том, что совершенствование навыков чтения связано с созданием «более эффективной нервной организации, которая развивается в соответствующем полушарии мозга (левом для английского языка, правом - для идиш)». Другими словами, приобретение навыков в определенном направлении приводит к тому, что написанные английские слова лучше воспринимаются правым полем зрения, тогда как слова идиш (языка, на котором читают справа налево) более точно обрабатываются в левом поле зрения.

Это объяснение в течение нескольких лет пользовалось широкой популярностью, хотя оно не затрагивало вопроса о том, почему преимущество правого поля зрения для английских слов значительно больше, чем преимущество левого для слов на идиш. Однако спустя десятилетие публикация результатов работы на калифорнийской группе больных с расщепленным мозгом указала на возможную причину отсутствия параллелизма в величине различий.

Больные с расщепленным мозгом, как мы уже видели, демонстрируют ярко выраженные различия в способности воспроизводить английские слова, предъявляемые в левом или правом поле зрения. Эти различия интерпретировали как отражение функциональных различий между полушариями в плане языковых функций. Возможно, предположили исследователи, асимметрия, обнаруживаемая у больных с расщепленным мозгом, вносит свой вклад и в понимание различий полей зрения, наблюдаемых у нормальных людей. Тогда данные Мишкина и Форгейза можно было бы объяснить одновременным действием двух факторов: преимуществом одного поля зрения, обусловленным приобретенными навыками чтения на определенном языке, накладывающимся на преимущество правого поля зрения, проистекающее из различий между левым и правым мозгом.

Эта интерпретация была проверена в более поздних исследованиях, в которых изучали асимметрию полей зрения, предъявляя слова английского языка и идиш, написанные по вертикали для минимизации возможного влияния направления считывания. В случае уменьшения влияния направления считывания двухфакторная интерпретация предсказывает выявление преимущества правого поля зрения для слов обоих языков, основанного на функциональных различиях между полушариями. Именно такие результаты и были получены .

Эти данные, а также ряд других, которые мы рассмотрим позже, поддержали представление о том, что различия полей

зрения у нормальных людей отражают асимметрию их мозга. Это чрезвычайно важное заключение, поскольку оно означает, что различия между левым я правым мозгом, обнаруженные в клинических исследованиях, существуют и в нормальном мозгу и что эти различия действительно можно изучать на нормальных людях.

Почему латерализованное предъявление приводит к асимметричному выполнению заданий?

Прежде чем сосредоточить внимание на других данных, поддерживающих вывод об отражении в различиях полей зрения асимметрий мозга нормальных людей, нам следует обратиться к фундаментальному вопросу. Если функциональные различия между полушариями даже и существуют у нормальных людей, то почему они отражались в различном выполнении заданий при стимуляции двух полей зрения? Несмотря на начальную латерализацию или одностороннее предъявление, вся входная информация имеет доступ к обоим полушариям. Очень короткое время предъявления стимула по одну сторону от точки фиксации взора обеспечивает начальное прямое поступление информации только к одной половине мозга, но по связям между полушариями информация о стимуле может почти мгновенно передаваться на другую сторону. Почему же тогда мы обнаруживаем связанные с полем зрения различия в выполнении заданий?

Ответ, по-видимому, заключается в том, что полушарие, получающее информацию о стимуле прямо, имеет преимущество перед полушарием, получающим ту же информацию непрямым способом, через межполушарные комиссуры. Причины такого преимущества не вполне ясны, но предполагалось несколько возможностей.

Возможно, что передача между полушариями приводит к некоторой потере четкости информации. Рис. 3.1 схематически иллюстрирует этот момент. Возможно также, что через комиссуры проходят только определенные виды или уровни информации. Динамика полностью интактного мозга может быть такой, что перекрестные связи служат в большей мере для торможения удвоения обработки, чем для передачи необработанной информации о сенсорном стимуле.

Несмотря на неопределенность в вопросе о точной причине преимущества одного полушария, исследователи предположили, что информация, предъявляемая только в одном поле зрения, наиболее эффективно обрабатывается полушарием, получающим ее первым. Асимметрии полей зрения проявляются в заданиях, для выполнения которых полушария изначально не обладают равными способностями. Можно ожидать, что в условиях, ког-

да информация прямо предъявляется полушарию, специализированному для определенной функции, выполнение будет лучшим, т. е. более точным или быстрым, чем в условиях, когда информация сначала идет к другой половине мозга.

Возможно, самым сильным свидетельством в пользу этой модели различий в полях зрения является то, что эти различия отражают, по-видимому, асимметрию между полушариями, как и различия, выявленные исследованиями больных с повреждением мозга и с расщепленным мозгом. В то время как в ряде заданий с использованием слов и букв у нормальных людей обнаруживается преимущество правого поля зрения, для стимулов, которые обрабатываются, как полагают, правым полушарием, показано преимущество левого поля зрения.

Например, в нескольких исследованиях показано, что люди узнают лица, предъявленные в левом поле зрения, быстрее, чем лица, предъявленные в правом . В другой работе показано, что испытуемые точнее вспоминают расположение точек на карточке, если материал вначале предъявлялся правому полушарию . Эти данные в значительной мере поддерживают представление о том, что различия полей зрения отражают межполушарные различия: преимущество правого поля зрения отражает специализацию левого полушария для языковых функций, а превосходство левого зрительного поля является результатом специализации правого полушария для обработки зрительно-пространственных стимулов.

Рис. 3.1. Вопрос о качестве информации, предъявляемой через комиссуры, является сложным. Полушарие, получающее информацию в условиях латерализованного предъявления не прямо, может находиться в невыгодном положении, обусловленном любой из нескольких возможных причин, включая потери времени, ограничения на виды передаваемой информации и тормозные процессы между полушариями.

78____________________________.___________________ ; _______________Глава 3

Следует отметить, что исследования с использованием невербальных стимулов не дали столь же согласующихся между собой результатов, как исследования с использованием слов и букв. В некоторых работах, где применялись геометрические фигуры и бессмысленные формы, не обнаружено никаких различий между двумя полями зрения; другие же исследования сообщали о различиях в выполнении заданий . Однако большинство работ, в которых отмечались различия между полями, показывает превосходство левого поля зрения. Проблема состоит в том, что многие исследования с использованием стимулов, которые, по мнению экспериментаторов, должны обрабатываться правым полушарием, не выявляют каких-либо различий между полями зрения. Это напоминает проблему, с которой столкнулись исследователи в работах на больных с расщепленным мозгом, когда стали искать свидетельства существования особых функций правого полушария. Функции правого полушария оказались намного менее уловимыми, чем функции левого. Сходная картина выявилась и в исследованиях на неврологически нормальных испытуемых.

Асимметрия и слух

Для исследования межполушарных различий использовались также методики, позволяющие латерализовать слуховую-информацию. Дорин Кимура, работая в Монреальском неврологическом институте, обратила внимание на то, что при определенных условиях испытуемые более точно идентифицировали слова, предъявляемые на правое, а не на левое ухо. Кимура применяла методику дихотического прослушивания, в которой испытуемые слушают два различных сообщения, подаваемых одновременно так, что каждое ухо воспринимает только одно-сообщение. Она хотела сравнить больных с повреждением мозга и нормальных испытуемых в тесте по выполнению задания, связанного с перегрузкой информацией.

Дихотическое прослушивание

Стимулы, которыми пользовалась Кимура, состояли из пар однозначных чисел, например «два» и «девять» 1 . Члены каждой пары записывались на отдельные дорожки магнитной ленты; начало их звучания совпадало. Испытуемые прослушивали через наушники пробы, состоящие из 3 пар чисел, быстро следующих одна за другой. После каждой пробы их просили воспроизвести в любом порядке как можно больше чисел из шести предъявлявшихся.

1 В английском языке числа от 1 до 10 на слух воспринимаются как односложные слова примерно равной длительности. - Прим. ред.

Изучение асимметрий нормального мозга

Кимура обнаружила, что больные с повреждением левой височной доли делают это значительно хуже, чем больные с повреждением правой височной доли. Однако независимо от локализации повреждения испытуемые обычно более точно воспроизводили числа, подававшиеся на правое ухо. Такое же преимущество правого уха было обнаружено и у нормальных контрольных испытуемых .

Данные о худшем, в целом, выполнении задания больными с повреждением левого полушария можно было предсказать. Задача с дихотическим прослушиванием затрагивает способности понимать речь и говорить, что является функциями главным образом левого полушария, и у больных с левосторонним повреждением они могли быть до некоторой степени нарушены. Удивляло, однако, выявление асимметрии слуха.

Некоторые сведения по анатомии объясняют, почему эта асимметрия оказалась неожиданной. В отличие от сетчатки, одна половина которой проецируется на мозг контралатераль-но, а другая - ипсилатерально, каждое ухо посылает информацию от всех своих рецепторов к обоим полушариям. Таким образом, полная информация о стимуле, предъявленном правому уху, изначально представлена в обоих полушариях. То же относится и к левому уху. Даже если обработка речевых сигналов может производиться только в одном полушарии, мы не могли рассчитывать увидеть какие-либо свидетельства асимметрии, поскольку каждое ухо имеет прямой доступ к обоим полушариям.

Модель слуховой асимметрии по Д. Кимура

Для объяснения своих данных Кимура привлекла результаты исследований на животных, указывающие на то, что конт-ралатеральные проекции от уха к мозгу мощнее, чем ипсила-теральные . Она предположила также, что при одновременном предъявлении на разные уши двух различных стимулов разница в мощности путей увеличивается настолько, что передача по ипсилатеральному пути подавляется. Приняв эти предположения, можно объяснить преимущество правого уха.

В условиях дихотического предъявления приложенный к левому уху стимул может достигнуть левого полушария одним из двух способов - через ипсилатеральный путь, передача в котором угнетена, или через контралатеральные пути к правому полушарию и затем через межполушарные комиссуры. У стимула, приложенного к правому уху, путь проще: он достигает левого полушария по контралатеральному пути. Поскольку он прибывает в левое полуша

Предупреждение:

Если вы занимаетесь тульповодством и у вас уже есть тульпа со сформированной личностью (вы можете вести диалог, обмениваться эмоциями и т.п.) - читайте этот текст на свой страх и риск . Он может вызвать ощущения “наигранности”, “иллюзорности” вашей тульпы, создать опасения, будто вы на самом деле лишь “играете” ее, как актер. Этот текст поднимает вопросы, которые мы не хотим себе задавать, он, возможно, вскрывает наш самообман. Впрочем, никто не собирается убеждать вас в том, что тульповодство - бессмысленная игра фантазий. Текст не об этом. Однако вы можете интерпретировать его именно так, и вы были предупреждены. Текст касается в основном личности тульпы, не затрагивая ее визуализацию.

Теперь начнем.

ПРАКТИКА

Все началось с того, что я осознал один факт: мы думаем очень быстро. Нам кажется, что некоторые мысли возникают внезапно, из ниоткуда, однако, если подключить свою кратковременную память и приложить усилия для того, чтобы вспомнить путь, который проделал наш мозг, чтобы сгенерировать ту или иную мысль, этот путь можно проследить. Его будет сложно сформулировать, но воспринять будет возможно. Наши мысли обрабатываются в десятки раз быстрее, чем мы их формулируем, облекаем в слова. Мы должны формулировать большинство мыслей, чтобы им было легче работать с кратковременной памятью - несформулированные вовремя мысли очень быстро забываются. Иными словами, мы мысленно проговариваем то, к чему приходим в результате мыслительной деятельности. И это мысленное проговаривание отнимает большую часть мыслительного процесса.

Это относится, конечно же, к мыслям в виде реплик, а не к созданию воображаемых объектов. Однако мне именно и было интересно, каким образом в моей голове во время размышления возникают те или иные идеи.

Так или иначе, однажды я стал размышлять над тем, как работает мышление “автономной личности”, и решил попробовать пронаблюдать зарождение мыслей у А.

И вот тут-то все и началось, потому что я понял, что могу это сделать. Мышление А. прослеживалось точно так же, как и мое собственное. Сказать, что я был неприятно удивлен - значит не сказать ничего. Это был удар под дых, потому что я начал беспокоиться - неужели мой сервитор, в конце концов, просто имитация автономной личности? Неужели весь мой опыт бесполезен для тех, кто пытается создать “действительно автономную” личность?

Однако торопиться с выводами я не стал.

Сейчас я полагаю, что любой удачный тульповод, наловчившись прослеживать свои мысли, скорее всего, сможет проследить и мысли своей тульпы. Так же как и у меня, у многих удачных тульповодов может сложиться впечатление, что их тульпа - на самом деле кукла-перчатка, за которую говорят они сами.

Я понимаю, что даю в руки моим оппонентам прекрасный аргумент по поводу различия сервитора и тульпы. Действительно, мой путь создания сервитора предполагал осознанную имитацию до тех пор, пока сервитор не разовьется настолько, что мое вмешательство уже не потребуется. Но впоследствии всплыли новые интересные факты. А именно - разрыв успехов тульповодов. Все больше и больше стало появляться отчетов о том, что у некоторых практиков тщетные попытки услышать “самостоятельную” тульпу длятся уже месяцы. И тогда я подумал - а что, если “удачливым тульповодам” удалось обмануть себя? Что если тульповодство - не то, каким представляется? Что если склад ума тульповодов позволил мозгу обвести их вокруг пальца, создав “якобы автономную” личность, мышление которой они могли бы проследить, так же как и я?

Но я почему-то не стал отчаиваться. Напротив, я понял, что нужно сменить перспективу мышления, и очень быстро понял, как именно это сделать.

ТЕОРИЯ


В суждениях о человеческом сознании полезно рассмотреть такое понятие, как “бессознательное состояние”. Оно встречается перед нашим рождением, после нашей смерти, во время комы, глубокого сна без сновидений или же в результате сотрясения мозга. В бессознательном состоянии наше сознание отсутствует, однако с его появлением мы вспоминаем о себе все. Мы - это мы. Каждое утро, вставая с постели, мы встаем тем же самым человеком, с теми же привычками, с тем же характером и с той же памятью.

Но что среди этого всего есть “я”? Если у меня не будет привычек или воспоминаний, прекращу ли “я” от этого быть “мной”?

Мы можем говорить о таком понятии как личность. Личность - это набор, или, вернее, система неких психических характеристик, что делают нас тем, кто мы есть на самом деле. Если наши воспоминания изменятся, мы можем решить, что мы - египетская жрица или солдат Джейк, но от этого не поменяется наша личность. Если же изменится наша личность, куда-то уйдет то, что окружающие распознают в нас как “я”. “Он стал совсем другим человеком”.

Впрочем, полностью ли это верно? Не может ли изменение памяти повлечь смену личности? Память и личность - это одно и то же? Уверен, ответ заключается в том, что личность - это часть памяти. Личность содержится в памяти как некий набор данных. Таким образом, если мы в бессознательном состоянии, и мозг обеспечивает собственную целостность, наша личность никуда не исчезает, и по восстановлению сознательного состояния мозг “реконструирует” нас по хранящейся в нас памяти о собственной личности.

Сознание, которое может отсутствовать и присутствовать - это так называемый “поток сознания”. Поток сознания - это процесс в мозгу, точно так же, как сердцебиение - процесс в сердце, или ваш браузер - процесс в вашем компьютере. Процесс не существует без течения времени. Не может быть сознания, если течение времени для него остановится. Поток сознания, безусловно, не единственный процесс в нашем мозге.

Итак, три наши главные составляющие - это “воспоминания”, “личность” и “поток сознания”. От этих понятий мы и будем отталкиваться.

ТУЛЬПЫ

Если вернуться к тульповодству, что это для нас означает? Что такое “тульпа” в рамках этих понятий?

Посмотрите на заголовок этого поста, я не просто так его написал. Сущность тульпы, прежде всего - в ее личности . Тульповодство многими воспринимается как разделение потока сознания и создания дополнительного потока сознания. Это не так.

Доказать это несложно, но есть одна проблема: вся выстраиваемая теория с трудом поддается верификации. Учтите это. Итак, доказать это несложно. Два потока сознания, во-первых, означает то, что вы сможете заниматься двумя делами одновременно, вы сможете думать две мысли одновременно. И когда я говорю “одновременно”, я не имею в виду: “думать, а потом представить себе, будто второй поток сознания тоже в это время что-то думал”. И не имею в виду “быстро переключаться с одной мысли на другую и обратно”. Это все может проделывать один поток сознания, и именно это он и проделывает, пока вы думаете, что вы с тульпой думаете о двух вещах одновременно. Возможно, если у вас есть тульпа, вы могли заметить, что она редко перебивает вас, а вы - ее. Это не только от ваших взаимных чувств и уважения. Дело в том, что вы не можете, “слушая”/“формулируя” ее реплику, одновременно думать над ответом, вы не можете подумать над ответом на ее фразу до того, как тульпа эту фразу закончит, причем это у вас взаимно. Если же вы захотите это опровергнуть, вы, скорее всего, просто “инсценируете” перебивание. И прослеживание собственных мыслей позволит отличить инсценировку от реальности.

На самом деле, склад ума успешного тульповода позволил ему себя обмануть. Слушая “якобы” молча реплики, ожидая самостоятельности тульпы, он незаметно учился конструировать ее таким образом, чтобы оставлять это безо всякого внимания.

Но означает ли это то, что тульпы, в действительности, не существует, что она - лишь розыгрыш собственного сознания?

Дело в том, что поток сознания сам по себе не делает “меня” “мной”. Если я в бессознательном состоянии, это еще не значит, что меня не существует. Поток сознания, можно сказать, проецирует меня на окружающий мир (да и в обратную сторону тоже). То, что “вы” реально есть, хранится в вашей памяти. Не в воспоминаниях о прошедших с вами событиях, но в том разделе памяти, что помнит, как именно нужно действовать, какое поведение соответствует вашему представлению о себе самом.

А память у нас очень большая.

Добиться же разделения потока сознания мне представляется невозможным просто потому, что для этого потребуется второй мозг. Это можно сравнить с процессором, в котором всего одно ядро. Хоть он и предоставляет мультизадачность, делает это он так: переключается с одной задачи на другую черт знает сколько раз в секунду, бац-бац-бац-бац-бац. Это - максимум, чего можем достичь мы с одним-единственным мозгом в нашем распоряжении. Просто потому, что создание нового “процессора” структурой нашего мозга не предусмотрено. Господа нейробиологи, если я не прав, поправьте.

Так или иначе, именно потому, что некоторые тульповоды верят, что смогут создать параллельный поток сознания в мозгу, просто пожелав этого, они днями и месяцами пытаются слушать тульпу без особого успеха, а когда мозг пытается использовать основной поток сознания для конструирования новой личности - включается внутренний скептик. “Э, нет, братец, это ты подумал сам, а не твоя тульпа”.

Так ничего не выйдет. Тульпа, в конечном итоге, будет личностью, хранящейся в памяти. В памяти будет все для того, чтобы использовать свое сознание, наложив на него эту личность, а не свою собственную. Однако, это будет тобой осознаваться. Мозг легко позволит сделать таким образом, чтобы от тебя самого был полностью спрятан “внутренний инструментарий” тульпы, появится некий “защитный механизм”, который будет отвлекать тебя от восприятия того, как именно тульпа использует твой поток сознания. Звучит грубо, но в общем, так оно и происходит. Именно этот “защитный механизм” и позволяет как мне, так и тульповодам воспринимать своих тульп как самостоятельных личностей, отказываясь от изучения их мыслительной деятельности.

Но будет ли тульпа тем, чем она должна быть - отдельным, независимым собеседником со своим мнением, со своими реакциями, сможет ли она тебя удивить идеей, которая тебе не пришла бы в голову? Все это закладывается в личности. Сами по себе идеи, конечно, в личности не закладываются, но личность обуславливает возможность их генерации и восприятия. Чтобы сгенерировать идею, тульпа будет вынуждена использовать твой поток сознания. Но именно ее личность будет это делать, и благодаря тому, что ваши личности различаются, может случиться так, что именно тульпа будет гораздо более “креативной” и ее личность будет способна воспринимать и генерировать гораздо больше идей, чем твоя.

Что до воспоминаний, с ними можно будет работать в любом ключе. Обычно тульпе предоставляются все воспоминания “хоста” для того, чтобы она могла получить некоторые впечатления и познания, которые имеем мы, а также выделяется некоторая “своя” память, к которой мы, благодаря все тому же защитному механизму, не станем иметь доступ.

Таким образом, тульпа будет практически настолько же полноценна, насколько полноценен мой непосредственный читатель. Возможно, мозг предоставит возможности генерировать “ложную память”, создавая ощущение, будто тульпа чем-либо занималась до тех пор, пока не включалась в работу сознания. Однако, в действительности вся эта память будет создаваться в момент “подключения” тульпы. Как я уже говорил, мы думаем очень быстро, а поскольку у нас нет абсолютно никакой необходимости формулировать и запоминать то, как именно эта память будет создаваться, то за несколько секунд мы сможем создать то, что будем потом описывать часами, если, конечно, хватит словарного запаса.

Таким образом, тульпа или сервитор - это обособленная от нас личность, которая использует наш поток сознания для того, чтобы обрабатывать информацию, генерировать идеи и совершенствоваться. Точно то же самое проделываем с нашим потоком сознания и мы сами.

При определенных условиях каждое полушарие больного с расщепленным мозгом функционирует, по-видимому, как независимое устройство для обработки информации, что приводит к результатам, напоминающим поведение двух отдельных индивидуумов. Как описал Сперри:

«Каждое полушарие... имеет сваи собственные... «личные» ощущения, восприятия, намерения и мысли, отсеченные от соответствующего опыта другого полушария. Каждое левое и правое полушарие обладает своей собственной памятью и опытом познания, которые недоступны для воспроизведения другим полушарием. Во многих отношениях каждое из разъединенных полушарий имеет, по-видимому, отдельное «самосознание».

Тем не менее вскоре после комиссуротомии большинство случайных наблюдателей не заметило бы ничего необычного в поведении большей части больных с расщепленным мозгом. В действительности больной, оправившись после операции, смог бы, вероятно, через год-два без каких-либо трудностей пройти обычное медицинское обследование, если бы о том, что он перенес операцию, не знал бы никто из посторонних. Речь, понимание языка, личность, двигательная координация - все это удивительным образом сохраняется у больных без мозолистого тела и других комиссур.

Что позволяет двум отдельным полушариям действовать ■как единое целое в ходе повседневной деятельности этих больных? Целый ряд механизмов объединения (некоторые из них ■были нами уже рассмотрены) компенсирует, по-видимому, отсутствие комиссур. Сопряженные движения глаз, а также наличие проекций каждого глаза к обоим полушариям играют важную роль в создании единства зрительной картины мира. Движения глаз, запускаемые одним полушарием для того, что-<бы обеспечить прямое видение предмета, служат также и для того, чтобы сделать информацию доступной для другого полушария. Таким образом в значительной мере предотвращается конфликт, который мог бы произойти из-за восприятия двумя полушариями различных половин поля зрения.

Рис. 2.11. Степень разъединения мозга после передиемозговой комиссуротомии. Структуры среднего мозга остаются связанными комиссурами четверохолмия (Sperry R. W. The Great Cerebral Comissure, 1964).

В связи с исследованиями, в которых применялись химерные изображения, упоминалось об участии в осязании ипсила-теральных волокон наряду с контралатеральными. Такая организация дает полушариям другое средство узнавать о стимуляции обеих сторон пространства. Информация, поступающая по ипсилатеральным путям, обычно не является достаточно полной и адекватной для того, чтобы дать больному возможность назвать предмет, который он держит в левой руке. Однако ипсилатеральные пути все же обеспечивают полушария частичной информацией.


Информация становится доступной для обоих полушарий благодаря еще одному фактору - передаче по комиссурам, расположенным в глубоких областях мозга. Значительная часть мозга, расположенная под корой, не разделяется при комиссуротомии. При операции расщепления мозга у человека рассе-" каются пучки волокон, соединяющие кортикальные области мозга. Перерезаются основные волокна, соединяющие полушария, но другие, менее крупные комиссуры остаются интактными. Эти комиссуры соединяют парные структуры, являющиеся частью мозгового ствола. Они показаны на рис. 2.11.

Одна из таких структур, верхние бугорки четверохолмия, участвует в определении положения предметов и в слежении

за их перемещениями. Считается, что в зрительном восприятии внешнего мира верхние бугорки отвечают за аспект «где», а не «что» или тонкую проработку деталей. Левые и правые верхние бугорки сообщаются посредством соединяющих их комис-сур, так что каждое полушарие получает информацию о местоположении предметов независимо от того, в какую часть поля зрения они попадают.

Считается также, что в процессе, посредством которого оба полушария вовлекаются в эмоциональные реакции, играет роль ствол мозга. Полагают, что изменения эмоционального состояния, вызванные предъявлением чего-либо только одному полушарию, частично распространяются на другое через пути мозгового ствола. Однако пути распространения эмоциональных изменений выделить трудно, поскольку в эмоции включается слишком много внешних изменений, управляемых и воспринимаемых обоими полушариями. Кроме возможности прямой передачи эмоционального «фона» через комиссуры мозгового ствола, явные изменения в деятельности организма, вызванные реакцией одного полушария, могут быть восприняты другим по механизму перекрестного подсказывания.

Более тщательная оценка вклада структур мозгового ствола и его комиссур в процессы восприятия, в эмоции и другие виды поведения человека является задачей будущих исследований. Больные с расщепленным мозгом с их несомненным единством психической деятельности послужили бы в высшей степени полезным источником такой информации.

Частичная комиссуротомия

После операций расщепления мозга, произведенных в начале 60-х годов, несколько хирургов попытались воздействовать на течение не поддающейся лечению эпилепсии путем менее радикальных операций, чем перерезка всех комиссур переднего мозга. Идея заключалась в том, чтобы ограничить операцию областями мозолистого тела и передней комиссуры - наиболее вероятными путями переноса эпилептических разрядов у данного больного. Если источник эпилептических разрядов локализован в определенной области мозга, полагали они, то перерезка только тех волокон, которые соединяют эту область с противоположным полушарием, должна помочь сдержать распространение судорожной активности.

Именно это пытался сделать Ван Вэгенен в своих первых операциях по расщеплению мозга в 40-е годы. Однако его операции не всегда предотвращали распространение судорог. Успех полной комиссуротомии вдохновил нейрохирургов спустя два десятилетия снова попробовать сделать частичную операцию. Результаты оказались вполне приемлемыми как с меди-

Исследование расщепленного мозга

цинской, так и с научной точки зрения. Растущее число испытуемых с перерезкой только отдельных частей межполушарных комиссур дало исследователям возможность изучать функции отдельных областей комиссур.

Один из вопросов состоял в том, какие виды информации передаются через отдельные области комиссур. Для того чтобы ответить на этот вопрос, Газзанига и его коллеги исследовали группу больных с частичной комиссуротомией, выполненной доктором Дональдом Уилсоном. Работа с этими больными указала на высокую степень специализации функций внутри комиссур мозга человека.

Части передней области мозолистого тела отвечают за передачу соматосенсорной, или осязательной, информации. Задняя треть мозолистого тела, называемая сплениум (sple-nium), переносит зрительную информацию. Недавно было обнаружено, что зрительную информацию у некоторых, но не у всех, больных переносит, по-видимому, также передняя комиссура .

После перерезки передней половины мозолистого тела больной не сможет сказать, что у него в левой руке, но скажет, какое изображение вспыхивало в левом поле зрения. Осязательная -информация не доходит до речевого левого полушария, тогда как зрительная к нему поступает. После перерезки только задней части мозолистого тела (сплениума) сенсорное разобщение может либо проявляться, либо не проявляться в зависимости от того, способна ли передняя комиссура данного больного передавать зрительную информацию. Определение предметов с помощью осязания останется нормальным в любом случае.

После частичной комиссуротомии у больных отмечается интересная способность определять соответствие предметов с помощью зрения и осязания, несмотря на то что перенос информации той или другой модальности у них нарушен операцией. Например, больного просят подержать в правой руке скрытый от глаз предмет. Затем он смотрит на изображение, вспыхивающее в его левом поле зрения, и решает, идентичны ли эти предметы.

В случае перерезки осязательной или зрительной области комиссуры больной хорошо справляется с этой задачей. В первом случае левое полушарие, очевидно, основывает решение на сопоставлении осязательной информации со зрительной, переданной от правого полушария. Во втором случае правое полушарие делает выбор, сравнивая зрительную информацию с осязательной, перенесенной через мозолистое тело от левого полушария.

Частичная комиссуротомия оказалась вполне эффективной процедурой для облегчения состояния некоторых больных эпи-

лепсией. Кроме того, она представляет существенный интерес с исследовательской точки зрения. Она помогла и еще поможет в дальнейшем уточнить наши знания о роли различных участков межполушарных путей и связываемых ими областей мозга. Так как анатомические проекции волокон известны, можно оценить, какие области связываются волокнами, не затронутыми частичной комиссуротомией. Тогда способность или неспособность больного выполнить латерализованное задание и осуществить необходимый для этого перенос может показать, какие области мозга вовлекаются в решение этой задачи.

Какова функция мозговых комиссур?

Мы начали эту главу сообщением о тайне, окружавшей функции мозолистого тела. Приблизились ли мы теперь к ее пониманию? Простым ответом было бы сказать: «Да, мы знаем, что межполушарные комиссуры переносят информацию, полученную одним полушарием, к другому». Хотя это и верно, такой ответ не является содержательным и полным. Мы хотим знать, по крайней мере, о природе переносимой информации и о том, как она используется полушариями.

Некоторые исследователи предполагали, что через мозолистое тело передается, главным образом, сенсорная информация и это обеспечивает полное представительство всех сенсорных входов в каждом полушарии. Мы не знаем, однако, действи-тельно ли необходимо отдельное представительство окружающего мира в каждом полушарии. В конце концов, животные и люди с расщепленным мозгом очень хорошо ориентируются в нормальной обстановке, вне хитроумных лабораторных тестов.

Возможно, в таком случае, что мозолистое тело переносит более сложную, переработанную информацию и осуществляет иную функцию, чем просто обеспечение двойного представительства сенсорных входов. Однако, прежде чем обсуждать эти вопросы дальше, давайте коротко рассмотрим возможные основы и значение асимметрий в функциях человеческого мозга. Представляется вероятным, что для понимания роли комиссур потребуется понимание природы межполушарной асимметрии.

Модель асимметрии мозга

Постулировалось, что функции левого и правого полушария дивергировали в процессе эволюции. Области левого полушария стали лучше справляться с созданием быстро изменяющихся моторных паттернов, таких, как те, которые связаны с тонким управлением движениями рук и голосовым аппаратом. Они стали также более искусными в обработке быстро изменяющих-

Исследование расщепленного мозга

Дальнейшие размышления привели к возникновению идеи о том, что левое полушарие специализируется на последовательной обработке информации и, следовательно, является более аналитическим из двух полушарий. Этот аналитический? способ обработки информации, как полагают, относится ко. всей входной информации, а не только к речи. Зрительная информация, например, будет обрабатываться аналитическим способом путем ее расчленения и преобразования с точки зре_-ния характерных деталей.

В противоположность этому, области правого полушария стали лучше справляться с одновременной обработкой видов информации, необходимых для восприятия пространственных паттернов и взаимоотношений. Их специальностью, как утверждали, является выполнение и разработка процессов, рассматриваемых как основные для зрения и зрительной памяти. Последующие размышления привели к представлению о том, что правое полушарие при обработке всех видов информации выступает как более способное к синтезу, чем левое.

Хотя некоторые из этих понятий, описывающих функции левого и правого полушарий, неопределенны и для того, чтобы их прояснить, потребуется дальнейшая работа, ясно, что различия в этом плане существуют на самом деле. Некоторые исследователи считали, что принципиальная несовместимость механизмов, лежащих в основе этих двух способов обработки информации, объясняет их эволюционное развитие в разных полушариях.

Немедленно приходит на ум вопрос, каким образом два полушария делят между собой управление поведением в повседневной обстановке? Первая возможность, которую рассматривали исследователи, заключается в том, что одно полушарие (обычно левое) доминирует в управлении поведением. На этой идее было основано первоначальное представление о доминантности полушарий. Оно поддерживалось результатами ранних исследований больных с расщепленным мозгом, показавшими, что левое полушарие принимает на себя управление ответной реакцией в ситуациях, когда два полушария одновременно получают различные входные сигналы. Незамеченным остался тот факт, что эти тесты обычно включали лингвистические стимулы (например, слова) и часто требовали словесного ответа. В таких условиях вовсе не удивительно было обнаружить «доминирование» левого - «речевого» - полушария.

Другое представление - представление о постоянном соперничестве полушарий в управлении поведением - является результатом последующих данных, полученных на больных с расщепленным мозгом. Когда применили более широкий набор

Цыганское «очарование» построено на словесной и поведенческой подстройке к поведению клиента, где через разговор обеспечивается плавный переход от обычных состояний к трансу включением в речь всех происходящих явлений как во внешнем мире, так и в состоянии и поведении клиента. При этом мошенниками используются следующие психотехники, описанные в настоящем разделе выше - в базовом алгоритме эриксонианского гипноза:

· «Фантазии».

· «Представления».

· «Внушенные галлюцинации».

· «Воспоминания» («Возрастная регрессия»).

· «Информационная перегрузка».

· «Разрыв шаблонов».

· «Расщепление сознательного и бессознательного» (как составная часть воздействия и как самостоятельная техника).

· «Каталепсия».

· «Якорные техники».

Конечно, сами проходимцы чаще всего не догадываются об этих названиях, применяя их на практике. Они действуют, опираясь не на научную базу, а на то, «как их мать учила». Вам необходимо перечитать разделы обо всем вышеперечисленном, чтобы понять, как происходит воздействие в контексте мошеннического сценария. Если мошенник опытен, то «очарование» «лоха» при этом неизбежно.

Фантазии, представления, внушенные галлюцинации и воспоминания

Цыгане давно заметили, что человеческие иллюзии и галлюцинации, которые формируют эффект «очарования», легче всего вызвать у чувствительных лиц с развитым воображением, особенно у детей, подростков и молодых женщин. Достаточно «запустить» у человека процесс мысленного представления какой‑либо ситуации (пофантазировать) или попросить вспомнить о чем‑либо, хорошо ему знакомом. Метод индукции транса через вызывание воспоминаний, фантазий и представлений - один из наиболее часто применяемых мошенниками. Стандартный подход - побудить жертву вызвать из памяти образы и картины детства или ситуаций с признаками естественного транса (например, утомительная многочасовая езда вечером в междугородном автобусе). Через выполнение таких гипнотических феноменов стараются получить сразу глубокий гипноз. Задача уличного гипнотизера при этом состоит в том, чтобы своими вопросами заставить клиента вспомнить что‑то «трансовое» в подробностях.

Люди пожилые лучше вспоминают события прошлого, среднего возраста - современные события, молодежь - свое детство и обстоятельства последних двух‑трех лет. Поэтому с представителями разных поколений цыгане заводят соответствующие их возрасту разговоры. Со стариками они готовы обсудить их молодость (разговор обычно начинается на темы фильмов, артистов, певцов тех лет, рождения и женитьбы детей и т. д.) и вопросы здоровья. С людьми средних лет - сегодняшние проблемы в семье, на работе или что‑то приятное из их последнего отпуска (солнце, пляж, купание, шашлыки, романы), религиозные представления, половые ощущения. С молодыми - поиски любви, вопросы учебы и будущей карьеры. Если объект воздействия - ребенок, то транс у него возникает от одной фиксации глаз (на лице мошенника или неком предмете), а далее уже все слова гипнотизера могут восприниматься как внушения.

Маленькие дети - в среднем до 4‑4,5 лет - около половины времени находятся в состоянии транса. Детство можно назвать гениальным природным трансом. Именно открытость подсознания в малом возрасте позволяет поразительно мобилизовать внутренние возможности мозга. Впечатлительность малышей подобна губке. В это время жизни они способны впитывать и удерживать огромное количество информации. Все, что в этот период дети слышат, фиксируется в их подсознании на всю жизнь.

Еще один интересный и быстрый способ наведения гипноза наяву заключается в том, что цыганка ловит момент, когда кто‑то увлеченно говорит о том, что его волнует или сильно беспокоит. В людных местах, особенно во время ожидания (например, на остановке), спровоцировать такие разговоры нетрудно. Тогда она присоединяется к этому человеку и, активно ему сочувствуя, сопереживая, своими словами и вопросами специально разогревает и все больше детализирует проблему рассказчика, глубже погружая его в мир переживаний и воспоминаний. Затем, в продолжение стимуляции этих образов, навязывает близкую его волнениям галлюцинацию. Добившись появления у «лоха» видения, цыганка развивает его до глубокого транса и получает безотказный управляющий раппорт. Так, погружаясь в свои проблемы, человек отдается чуждому воздействию; цыганке достаточно присоединиться к нему, помочь вообразить хорошо знакомую ему ситуацию или образ (галлюцинацию) и воспользоваться этим в своих целях.

Разрыв шаблонов

Очень часто в самом начале контакта криминальный гипнотизер старается чем‑то необычным и логически тупиковым озадачить «лоха» и, пользуясь секундной приостановкой логически‑аналитического мышления, мгновенно перевести его сознание в правополушарный режим воображения, чувств и эмоций. При этом, как правило, в беседу вводится фактор страха - мощный ключ к глубинам подсознания. Цыгане очень часто удивляют свою будущую жертву неожиданным заявлением или тупиковым вопросом и сразу же после гипнотических манипуляций с правой рукой начинают угрожать ей: не даст «порченые» деньги (кольцо, браслет, цепочку и т. п.) - подурнеет лицом, преждевременно состарится, попадет в аварию, не доедет до дома, случится беда с детьми, матерью и т. д.



Цыгане нередко используют также и технику замешательства, в частности, на вокзалах, где обычно люди находятся в состоянии спокойного ожидания. Внезапно раздается шокирующий всех истошный вопль. Внимание надежно привлечено дракой между двумя цыганками. Пока остолбеневшие зрители наблюдают за завязавшейся баталией, другие цыгане (часто - дети) утаскивают их вещи. Когда люди выйдут из шокового оцепенения и обнаружат пропажу, жуликов уже искать поздно: по «сценарию» одна из дерущихся должна удирать, а вторая ее догонять.

Похожую технику используют цыганки и для выхода из щекотливых ситуаций, например, когда их ловят с поличным на банальном воровстве. Они задирают юбки и истошно вопят. Окружающие застывают в шоке и сожалеют, что вообще с ними связались.

Аналогичной техникой резкого крика «кийя!» пользуются и каратисты.

Все перечисленные примеры обладают общим свойством - использование запредельных раздражителей, внезапных конфузящих действий, парадоксальности и непривычности поведения, разрыва уже начатого стереотипного поведения и т. д. Уличные гипнотизеры постоянно совершенствуют техники разрыва шаблона и путаницы и привнесли в них много оригинальных элементов. Кроме уже перечислявшихся внезапных тупиковых вопросов (не имеющих ответа) и сильнейших внешних раздражителей, применяются неожиданные действия (например, Вы «позолотили» цыганке ручку, а она вдруг… протянула Вам сдачу или «квитанцию» - обычный клочок бумажки).

Информационная перегрузка и путаница

Цыганки загружают все каналы восприятия. Обстановка вокруг клиента создается такая, что своим присутствием мошенница блокирует и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Она встает совсем рядом, буквально загораживая собой небо, - загружает зрение. Ненароком дотрагивается до Вас, выщипывает Ваш волосок, а порой и вовсе откровенно ощупывает - так задействуется осязание. Все это применяется синхронно - для усиления эффекта.

Цыгане (да и другие мошенники) очень любят применять свой знаменитый «метод заговаривания». Он заключается в информационной перегрузке сознания клиента, запускающего механизм торможения психики. Внимание клиента может устойчиво удерживаться разными и многими интересными историями, случаями, поучительными байками. Техника заключается в том, что в текст историй все время вплетаются суггестивные команды или поведенческие установки, в которых «увязает» сознание слушателя. Бывает, что у цыган встречается и метод «перекрывания реальностей», но гораздо реже.

Кроме торможения психики чрезмерной по объему информацией цыгане применяют и технику чрезмерной скорости подачи информации . Люди могут усваивать поступающую информацию только с определенной скоростью, и если эту скорость повысить, то сознание клиента не успевает обрабатывать новые слова, и они идут прямо в подсознание, минуя «цензуру».

Цель цыганки - ни под каким видом не дать клиенту вдуматься в смысл произносимого. Всегда говоря очень быстро и очень тихо, цыганка легко собьет внимание тем, что, повествуя о Вашем будущем супруге, намеренно спутает «короля» с «валетом». Пока Вы поймете, в чем между ними различие, логика рассуждения уже будет утрачена. В лишенное смысла бормотание плутовка искусно вставляет указания типа «подойди», «открой», «дай».

Для оказания еще большего воздействия цыганки работают «бригадами», когда одновременно с нескольких сторон начинают что‑то громко говорить с близкого расстояния сразу несколько цыганок. Причем не только говорить: они все касаются человека и хватают так, что заметить что‑то он не в состоянии. Его зрение перегружено жестикуляцией и перемещениями цыганок, его слух и внимание перегружено словами и звуками, а кинестетика - сотней прикосновений и хватаний. Когда же он все‑таки вырвется от насевших на него цыганок, можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что его карманы очищены полностью, а одна из мошенниц уже исчезла с добычей. В их среде - это один из самых популярных и быстрых способов обворовывания человека. С милицией вещи и деньги искать бесполезно - получите только стресс или сердечный приступ. Шанс что‑то вернуть есть только у тех, кто хорошо знаком с цыганским бароном (а у цыган, как известно, очень закрытое общество, посторонних в него пускают не часто).

Каталепсия

Иногда в цыганском гипнозе используется метод индукции транса через каталепсию (фиксацию позы). Этот секрет используется с людьми пожилыми или уставшими, им предлагают присесть, расслабиться и успокоиться, а затем в разговоре незаметно усиливают появляющиеся симптомы дремоты. Иногда уличные гипнотизеры используют ситуации, когда уставший или подвыпивший человек уже сидит на скамеечке, позевывая.

Работа с «якорями»

Зная методики работы с «якорями», или «старыми реакциями», нетрудно понять, почему цыганки часто стимулируют будущую жертву «излить душу». Это необходимо для извлечения разных эмоциональных реакций и фиксации их соответствующими «ключами» (так цыгане называют «якоря»). Затем «связку» этих ключей можно использовать как угодно. Надо, чтобы жертве что‑то было не по душе - включается одна, маркированная ранее «ключом», эмоция; нужно, чтобы нравилось - задействуется другой «якорь», «зацепивший» другую реакцию. Содержание того, что клиент будет вспоминать, цыганке неинтересно - главное, чтобы оно сопровождалось как можно более яркой эмоцией, которую тут же можно зафиксировать «ключом» как нужную реакцию. В качестве «якоря» часто используется сочувствующее и доверительное прикосновение на долю секунды своей кисти к правой кисти, плечу или даже ноге клиента. К кинестетическому якорю добавляется одновременная фиксация нужной реакции голосом, взглядом, наклоном головы, характерным жестом и т. д. Так готовится надежный «ключ».

Любой «якорь» опытная цыганка проверяет за время беседы по нескольку раз, пока не удостоверится (по эмоциям клиента, движениям глаз, мимике, жестам, дыханию), что он срабатывает безотказно. Затем, с помощью проверенного «якоря» строит стратегию ввода человека в трансовое состояние. Надо сказать, что цыгане хорошо знают о том, что сильные эмоции - это, по сути, уже готовый транс с суженным состоянием сознания, при котором можно эффективно управлять человеком. Поэтому иногда они просто распаляют до предела эмоции «лоха», и тогда у человека автоматически наступает состояние «экстатического транса» с такой же повышенной управляемостью. Кстати, похожие методики управления человеком через эмоции давно применяют не только цыгане, но и психотерапевты, музыканты, адвокаты, режиссеры и проповедники.

Расщепление сознательного и бессознательного

Признаки, по которым цыгане узнают о наступлении «очарования» (о том, что «процесс пошел»), не отличаются от описанных в главе «Оперативный гипноз». Это легкое замирание, сосредоточение взгляда («отсутствующий» или «мутный» взгляд), характерное выражение глаз (они становятся как бы «влюбленными» (по‑цыгански - «коровьими»), расширение зрачков, легкое побледнение или покраснение кожи лица, разглаживание морщин, явно неосознаваемые непроизвольные движения. Дыхание делается более редким и более глубоким, схожим с дыханием человека во сне. В отдельных случаях прослеживаются глубокое замирание, оцепенение и неподвижность, кожа становится влажной, потной, настает глубокое мышечное расслабление.

Как и в любом другом трансовом состоянии, при цыганском воздействии наблюдается переориентация внимания человека с внешнего мира на внутренние переживания и ощущения.

Выше уже говорилось о том, что уличные гипномошенники, заужая сознание и наводя транс, затем (или одновременно) вообще стараются отделить сознание, а также «усыпить совесть» и таким образом иметь дело только с подсознанием человека. Делается это предложением чего‑то нужного или очень выгодного, а также с помощью интонации. Например, заинтриговав человека фразой о якобы увиденной его судьбе и предложив «рассказать всю правду, которая была и будет», мошенница начинает, рассказывая эту отвлекающую «судьбоносную» байку, заужать ее подробностями сознание человека так, как это описано в предыдущем пункте. Затем начинается разделение сознания и бессознательного. Цыганка произносит с одной интонацией, например, такие слова: «Вот Вы сейчас сомневаетесь…», а с другой - «…а ведь Ваша интуиция подсказывает другое, ведь Вы душой чувствуете, что согласны со мной» и т. д.

Таким образом в течение разговора она с помощью нехитрого трюка несколько раз расщепляет сознание и подсознание жертвы. Фактически устанавливаются два разных диалога: один - с сознанием и совершенно другой - с подсознанием. Полностью цыганка переходит на интонацию подсознания обычно только после 2‑3 расщеплений. Аналитическое сознание «лоха» при этом уходит, и возникает транс с управляющим раппортом.

Помимо «задушевных» интонаций, для фиксации и усиления расщепления рассудка и подсознания человека бывалые уличные гипнотизеры применяют доверительные жесты и касания, некоторые повороты и качания головы и т. д. Это позволяет не только обеспечить переход на диалог лишь с подсознанием и одновременно не вызвать у «лоха» никаких подозрений, не спугнуть его.

Для мошенника транс - не самоцель, а лишь инструмент для усиления реакций. При наведении транса цыганка опять применяет описанную выше технологию «приятное - приятное - выгодное», т.е. в этой ситуации она вначале фиксирует его внимание на том, что действительно происходит во всех органах чувств (зрение, слух, ощущение, обоняние и т. д.) - во всем, что уже есть. Затем, расщепляя сознание, «транслирует» трансовые ощущения. Видя все внешние признаки наступающего транса, она сообщает о них своей жертве и тем самым резко углубляет раппорт. На этом этапе происходит словесная передача тех состояний, которые одновременно:

· выгодны мошеннику;

· реально наблюдаются у клиента;

· указывают на наступление у клиента трансового состояния.

В результате такого скрытого внушения наблюдаются все более выраженные признаки еще большего углубления транса. «Мимоходом» произнесенные слова подозрений не вызывают - ведь цыганка вроде бы просто констатирует, что происходит в реальности. На самом же деле - это западня для сознания. Техника проговаривания вслух любых наблюдаемых признаков измененного состояния жертвы за 2‑3 минуты провоцирует наступление эффективного транса.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...