Слоги с мягкими согласными. Учимся различать мягкие и твердые согласные. Твёрдые и мягкие согласные - Шишкина школа

Цель: учить детей различать согласные звуки по признаку твердости – мягкости.

Задачи:

    коррекционно-развивающие:

    • закрепить у детей понятие «твердые – мягкие согласные»;

      повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме;

      развивать логическое мышление, графомоторные навыки и пространственную ориентировку;

      закреплять умение составлять схему предложения;

    коррекционно-воспитательные :

    • воспитывать у детей трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий

Оборудование:

Набор бумажных полосок для составления схемы предложения, простой, синий и зеленый карандаши, тетрадь, фломастер на каждого ребенка. Доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слова, вы поочередно – называть слова с противоположным значением и садиться на свои места.

Холодная – (горячая), тупой – (острый), мокрая – (сухая), высокий – (низкий), низко – (высоко), темно – (светло), редко – (часто), медленно – (быстро), враг – (друг), день – (ночь), сел – (встал), нашел – (потерял).

    Повторение.

Логопед. Что такое звук? На какие две группы мы можем разделить все звуки? На какие группы мы можем разделить согласные звуки? (ответы детей). Сегодня мы поговорим о твердых и мягких согласных звуках. Назовите твердые согласные звуки. Каким цветом мы обозначаем эти звуки на схеме? Назовите мягкие согласнве звуки. Каким цветом мы их обозначаем? Вспомните звуки, у которых нет твердой пары. Вспомните звуки, у которых нет мягкой пары. Какие буквы на письме показывают мягкость согласного? (Ответы детей.)

    Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дидактическая игра «Наоборот».

Логопед. Замените мягкий согласный звук в слогах и первый согласный звук в словах на твердый согласный звук.

Ле – (лэ), ме – (мэ), рю – (ру), зи – (зы), пя – (па), люк – (лук), ряд – (рад), рев – (ров), бить – (быть), нес- (нос).

Замените твердый согласный звук в слогах и последний твердый согласный звук в ловах на мягкий согласный звук.

Бэ- (бе), вы – (ви), го – (ге), су- (сю), фа – (фя), стал – (сталь), угол – (уголь), хор – (хорь), дал – (даль), пар – (парь), жар – (жарь), удар – (ударь).

Разминка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит логопед.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся с тобой.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

    Закрепление.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Я назову цепочки слов, а вы определите лишнее слово в каждой цепочке.

Жираф, морж, тюлень, белый медведь. (Жираф).

Фламинго, тигр, попугай, пеликан. (Тигр.)

Тигр, лев, слон, пантера. (Слон.)

Лев, волк, кабан, лось . (Лев.)

Зебра, носорог, бегемот, филин. (Филин.)

Зебра, лось, антилопа, волк. (Волк.)

Вспомните, какие слова были лишними. (Ответы детей). Откройте тетради, возьмите простые карандаши.

Я буду произносить слово, а вы должны посчитать, сколько в нем звуков, и нарисовать столько же квадратов. Теперьопределите, какой звук первый и последний в слове: твердый согласный или мягкий согласный.

Закрасьте нужным цветом первый и последний квадраты.

Дети выполняют задание. Затем проводится проверка. Вызванный ребенок работает у доски.

Массаж (выполняется сидя).

    Крепко зажмурить глаза (3-5 сек), открыть глаза (3-5 сек). Повторить 7-8 раз.

    Закрыть глаза и легко массировать веки круговыми движениями пальцев (1-2 мин.)

    Тремя пальцами каждой рукилегко нажать на верхние веки, через 1-2 сек. Убрать пальцы. Повторить 5 раз.

    Повторение.

Дидактическая игра «Путаница»

Логопед. Слова в предложении перепутались. Давайте поможем им найти свое место и составим предложение.

Шея, длинный, у, жирафа.

Животное, хищный, тигр.

В, кенгуру, Австралия, обитать.

Травоядный, животное, и, слон, зебра.

Дети составляют предложения.

Логопед.

Разберем предложение «У жирафа длинная шея». Сколько слов в этом предложении? Назовите первое, второе, третье и четвертое слова. Как пишется первое слово в предложении? Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? Что стоит в конце этого предложения? (Ответы детей). Составим схему предложения.

Вызванный ребенок выкладывает с помощью бумажных полосок схему на доске.

    Графический диктант.

Логопед диктует направление движения фломастера. Дети выполняют диктант в тетради.

Логопед. 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Покажите мне свои рисунки. Что у вас получилось? (Верблюд.)

    Итог занятия.

Логопед оценивает деятельность детей.

Полное описание

В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:

1) для обучения чтению;

2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;

3) для корректировки ошибочных навыков;

4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;

5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)

В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.


Комментарии к использованию таблиц:

1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):

Возможные варианты:

вариант 1: Б, В, Ж

вариант 2: Г, Д, Ш

вариант 3: З, К, Ц

вариант 4: Л, М, Ж

вариант 5: Н, П, Ш

вариант 6: Р, С, Ц

вариант 7: Т, Ф, Ж

вариант 8: Х, Ч, Ш

вариант 9: Щ, Й, Ц

3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.

4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.

5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.

6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.

Таблица 1 (Б).



Таблица 2 (В)


Таблица 3 (Г)


Таблица 4 (Д)


Таблица 5 (Ж)



Таблица 6 (З)


Таблица 7 (Й)


Таблица 8 (К)


Таблица 9 (Л)

Таблица 10 (М)

Таблица 11 (Н)

Таблица 12 (П)

Таблица 13 (Р)

Таблица 14 (С)

Таблица 15 (Т)


Таблица 16 (Ф)


Таблица 17 (Х)


Таблица 18 (Ц)


Таблица 19 (Ч)


Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие




Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й"], [ч"] , [щ"].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



















Начнем с того, что я считаю нет смысла очень рано учить ребенка именно читать, если ребенок созрел, то он за две недели с легкостью научится. Всему свое время.

Большое внимание в обучении своих детей я уделяю развитием логического мышления. Ребенок должен научиться думать, а не зубрить. Так и в чтении, если ребенок созрел, то он легко поймет логику формирования букв в слоги, слоги в слова..

Сначала я знакомлю с гласными буквами, показываю, что их можно пропеть. И если, например, приложить руку к горлу и произнести гласные звуки, то рукой мы ощутим легкое дребезжание.

Как все гласные буквы усвоены, нужно показать, что есть еще и согласные, и они дружат. А если убрать из слова все гласные, мы и не сможем ничего понять. Например, имя Саша ----- Сш. Не понятно..А чтобы было понятно, нужно чтобы буквы дружили.

Распечатаем, первый лист с согласными, я люблю начинать с буквы М.

И пытаемся соединить слоги. Если согласный синий, мы его произносим твердо, а зеленый - мягко. Потом можно слепить из пластилина эту букву.

И в тетрадке в крупную клетку попробовать напечатать М и слоги

Поиграть в игру с мячом в слова на букву М и т.д.

http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html#.Ua8D_L3vcqG

Карточки - твердые и мягкие согласные звуки

В продолжение поста "Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов" предлагаю вам новый материал - карточки с твердыми и мягкими согласными звуками.

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м"], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ", например: [м"].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] - [б"]
[в] - [в"]
[г] - [г"]
[д] - [д"]
[з] - [з"]
[п] - [п"]
[ф] - [ф"]
[к] - [к"]
[т] - [т"]
[с] - [с"]
[м] - [м"]
[н] - [н"]
[р] - [р"]
[л] - [л"]
[х] - [х"]









Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...