Составное глагольное сказуемое. Значение вспомогательного глагола составного глагольного сказуемого

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) - в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). - Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). - Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь ; Я хочу петь ; Я боюсь петь .

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

    Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

    Cр.: я начал - что делать?; я хочу - что делать?.

    Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив - второстепенный член предложения.

    Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть .

    Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

    Ср.:
    1. Я хочу петь . Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я , петь буду - я ).
    2. Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я , петь будет - она ).

Значения вспомогательного глагола

Значение Типичные глаголы и фразеологизмы Примеры
1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить .
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь .
Я хочу петь .
Я боюсь петь .
Я люблю петь .
Я стыжусь петь .
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать .

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Составное сказуемое - это сказуемое, состоящее более чем из одного слова. В составном глагольном сказуемом одна часть такого сказуемого выражает смысловое значение сказуемого , а вторая выражает наклонение и время сказуемого:

Она начала петь - Она запела .

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

1) Основная часть составного глагольного сказуемого , которая выражает лексическое значение сказуемого и выражается инфинитивом;

2) , которая выражает время и наклонение глагола и выражается глаголом в спрягаемой форме.

Я могу летать . Я хочу пить . Я начну бегать по утрам.

Многие словосочетания инфинитива со спрягаемыми глаголами по ошибке можно принять за составное глагольное сказуемое . Но существует два условия, с помощью которых можно убедиться, что перед нами именно составное глагольное сказуемое:

1) Действие, которое обозначает основная часть сказуемого (инфинитив), должно относиться к подлежащему . Если инфинитив относится к другому члену предложения, то перед нами не составное глагольное сказуемое, а простое сказуемое и объектный инфинитив. Сравните:

Я хочу пить . Я попросил сестру принести мне пить .

В первом случае перед нами составное глагольное сказуемое, во втором - простое глагольное сказуемое с дополнением «пить» , выраженным инфинитивом.

2) Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого не может в предложении существовать сама по себе, так как предложение не будет иметь законченного лексического значения. Сравните:

Я могу слышать. (Составное глагольное сказуемое. Предложение «Я могу» не является таковым, так как не имеет смысловой завершенности без инфинитива «слышать» ).

Он подошёл посмотреть. Он подошёл. (Инфинитив в этом предложении не является не частью составного глагольного сказуемого, а дополнением).

Значение вспомогательного глагола составного глагольного сказуемого.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может иметь следующие значения:

  1. Модальности. В этом случае используются глаголы модальности: мочь, уметь, хотеть, любить, ненавидеть, желать, пытаться и многие другие.
  2. Значение фазы или времени действия. Выражается с помощью глаголов: продолжать, начать, закончить, перестать, бросить и т.д.

Схема разбора составного глагольного сказуемого.

1) Тип сказуемого.

2) Форма глагола и значение вспомогательной части и чем выражена основная часть сказуемого.

Пример разбора.

Дождь начал тарабанить ещё сильнее.

Начал тарабанить - составное глагольное сказуемое. Основная часть (тарабанить) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть имеет фазовое значение и выражена глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.

Задачи:

  • активизировать творческий потенциал учеников;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Приложение 1 )

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)

Проверка домашнего упражнения 98:

Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico - сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. БСЭ, 1969-1978

Совместное коммюнике подчёркивало традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы - соглашение.

Ноу-хау (от англ. know how - знать как) или секрет производства - оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.
Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноу -хау составило ключевую часть активов компании.

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

Исаак Ньютон

– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для решения задач урока, реализации его целей мы будем использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.

Сообщение ученика. (Слайд №9)

– Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником. § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)

Нарисовать схему ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)

Схема построения составного глагольного сказуемого.

3. Работа с таблицей «Вспомогательные глаголы и их значение». (Приложение 2 )

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
начать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратить
уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться
любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить
рад
должен
готов
обязан
достоин
иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
иметь честь
иметь намерение
дать обещание
иметь привычку

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2) , что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4) .Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев ). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме . В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

VII. Закрепление новых знаний

1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь ). (Слайд №13)

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он рад был помочь астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа. (Слайд №16)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики . Он должен был много трудиться.

3. Используя текст, заполните таблицу (Приложение 4 )

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Самопроверка. (Слайд №19):

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп - больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве.

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение 5 )

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относилисьпотому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти....
(5)В студенческие годы он чувствовал, чтоспособен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущалбешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

-Укажите предложения, в которых в качестве вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом употреблено фразеологическое сочетание слов.:

1.После этого случая Пётр Петрович уже не решился выводить пса из дома. 2.Я хотел бы объединить вокруг себя некую группу. 3.Я не имею намерения вредить вам. 4.Инсаров горел желанием поскорее вырваться и Москвы.

Укажите предложения, в которых в качестве вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом употреблено краткое прилагательное.

1Намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать. 2Тёма был готов заплакать. 3О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад. 4Он (пёс) пытался перейти на трусцу, но начавшие пухнуть ноги чугуном врастали в землю. -

Укажите предложение(я), в котором(ых) в качестве вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом употреблено краткое прилагательное.

1Он способен был работать не хуже среднего токаря, а иногда даже лучше среднего. 2После этого случая Пётр Петрович уже не решился выводить пса на прогулку. 3Учить детей он царских достоин. 4Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами.

Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и составные глагольные сказуемые. Какие значения выражают вспомогательные

глаголы в составных глагольных сказуемых?
1. Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным. 2. Я стремился следовать² этому совету Блока. 3. Я начал писать автобиографическую повесть и дошёл в ней до середины жизни. 4. Я продолжаю называть <<Жизнь Арсеньева>> повестью, хотя с таким же правом мог бы назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. 6. По дорожке Сокольнического парка шла та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. 7. В слободе он решил остановиться.

каждая из частей;

1. В возрасте четырёх месяцев Бим сам вытащил брусочек и попытались исследовать его. 2. Зато Бим уже абсолютно точно умел понять настроение хозяина. 3. Он начал выписывать из разных книг в толстую общую тетрадь всё, что могло оправдать Бима как представителя породы сеттеров. 4. Бим был уже его другом, а друзей всегда хочется выручить. 5. Разум мой хочет смириться с горькой правдой.

Попробуй заменить составное глагольное сказуемое синонимичными простыми глагольными. Что у тебя получилось? Как влияет такая замена на общий смысл предложения? Напиши 2-3 предложения с составными глагольными сказуемыми. Графически покажи синтаксические связи сказуемых.

Перестрой данные предложения,употребив в них Составное глагольное сказуемое с двойным отрицанием,запиши.

Образец записи:Я Рассказал вам об этом путешествии-Я не мог не рассказать вам об этом происшествии.
1)Он сдержал данное обещаени.2.Я подчинился приказу.3.Мы поблагодарили бабушку за совет.4.Я люблю своё отечество.
Для справок:В качестве первой части составного глагольного сказуемого могут быть использованы слова не могу,нельзя,невозможно,не посмел.+

Составьте и запишите 10 предложений, включив в составное глагольное сказуемое следующие слова. Определите значение каждого компонента в составе

сказуемого. К глаголом первой группы подберите глаголы несовершенного вида,к глаголом втотой группы совершенного. 1) Научиться, привыкнуть, надоесть, любить, нравится. 2) Мочь, успеть, хотеть, решить, задумать. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА))

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...