Современные проблемы общего образования. Основные проблемы российского образования. Проблемы высшего образования

Развитие Российской Федерации вместе с экономическим, политическим и административным векторами предполагает и развитие человеческого капитала страны. Именно благодаря человеческому капиталу возможно реализация любых задуманных, спланированных проектов развития. Во многом низкая эффективность экономических и политических реформ конца ХХ века в нашем государстве связана с неверной оценкой человеческого фактора. Так переход к рыночным отношениям инициированный, прежде всего, реформами «сверху» наткнулся на проблему реализации и воплощения в жизнь законодательных инициатив начала 90х. Так для успешного внедрения рыночных отношений реформы необходимым образом должны были опираться на особый психотип человека. Классически он был описан в работах А.Смита как эгоист, склонный к обмену ради приобретения личной выгоды. Однако, на протяжении уже нескольких десятилетий в стране формировали иной эталонный тип поведения, опирающийся на представлении о равенстве, справедливости и самопожертвовании ради общественных интересов. Конечно, и в советском государстве встречались отдельные личности разделявшие идеалы человеческого поведения в духе А.Смита, однако в то время они подвергались общественному порицанию, а особо проявившихся на почве экономической деятельности судили и отправляли в соответствующие места исправительного характера. Поэтому, после реформ начала 90х сопровождавшихся амнистией по экономическим преступлениям мы получили сильный криминальный крен во внедрении рыночных способов экономической организации государства. То есть именно человеческий капитал обусловил низкую эффективность рыночных преобразований.

Одной из самых значимых детерминант накопления человеческого капитала является система образования. Однако, реформы образования инициированные с середины 90х годов ХХ века не дают оснований для позитивной оценки человеческого потенциала для реализации целей развития Российской Федерации. Современная система образования нашей страны напоминает мифологический персонаж «химера» - существо, составленное из частей различных животных. Соединение советской образовательной традиции с Болонским процессом делает такой продукт малопригодный для нужд современного общества страны.

В чем состояла сила советской системы образования? Во-первых, она встраивалась как в политическую, так и в экономическую систему государства. То есть, в образовательных учреждениях Советского Союза начиная с дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, шла целенаправленная работа по формированию человека с заранее заданными государством параметрами. Государство знало, что оно хочет от населения, и четко формулировало свой запрос к образованию. Во-вторых, необходимость единых образовательных программ на всей территории СССР имело целью сформировать единое идеологическое пространство, единую систему ценностей. Благодаря этому не имело значение в какой части государства человек получал образование, его поведенческие шаблоны и ход мыслей были понятны в любом конце страны. Этот элемент системы назывался общее образование доступное для всех. В-третьих, система планирования количества специалистов в каждой отрасли и распределения на места работы позволяла с одной стороны насытить отстающие регионы необходимыми специалистами, а с другой давало молодым людям гарантированное место работы и точку отсчета для начала профессиональной карьеры.

Позитивными достижениями этой системы можно назвать достаточно надежную до определенного момента работу социальных лифтов (чья работа была мало эффективна в Российской империи), появление ученых и представителей творческой интеллигенции, признаваемых на международном уровне и наличие колоссальных научных прорывов значимых для всего мирового сообщества (например, полет человека в космос и пр.).

Подобная система образования имела и негативные для формирования социальной реальности моменты, которые до начала 80х годов ХХ века не имели решающего значения. Среди них можно назвать разрушение межпоколенных связей, ослабление значимости института семьи, возрождение на новый лад общинных и сословных моделей поведения в социуме. Так, например, разрушение межпоколенных связей было спровоцировано порядками образовательной системы. Дети с первых лет жизни отдавались на воспитание в среде своих сверстников специально обученным людям. То есть из года в год большая часть жизнь детей без непосредственного участия родителей.


Сначала детский сад с 8:00 до 20:00 (а есть еще и ночные группы, где дети ночуют в детском саду), затем школа основная смена + дополнительные кружки (а есть еще школы-интернаты). Получается, что процессы передачи опыта от родителей к детям нарушаются, так как ребенок в лучшем случае имеет возможность пообщаться после дня своих трудов с усталым старшим поколением вечером, либо в выходные. Большую часть времени они проводят со своими сверстниками и учителями. Значение семейного воспитания снижается, как и роль семьи в обществе. Общение со сверстниками предполагает выработку своих внутренних правил поведения, кодекса и ценностей. Это накладывается на архетипические модели общинного поведения и сословности. В итоге к 80-м годам ХХ века получаем замкнутость трудовых общин на свои корпоративные интересы (в том числе неформальные и криминальные группы молодежи), блат (вместе учились в школе, вузе), поощрение трудовых династий (переход к сословности) и появление класса партийной номенклатуры (новая сословность). На мой взгляд, этих проблем эпохи позднего социализма можно было бы избежать, если бы идеологическое развитие государства не остановилось после 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС вместе с обличением культа личности был потерян творческий посыл этой работы для новых поколений. Это привело к тому что старые лозунги не вдохновляли молодежь на новые свершения, экономический рост замедлялся и встала необходимость социальных, политических и экономических преобразований.

Сейчас, наверное, мало кто помнит, что реформа образования в середине 90х годов начиналась под лозунги гуманизации образования, внедрения личностного подхода для преодоления «безликости и уравниловки» советской системы. В 1999 году была принята Болонская декларация и Россия присоединяется к ее положениям в 2003 году. Происходит перестройка всей образовательной системы государства. Однако, данная перестройка по сути является надстройкой разваливающейся системы советского образования. Начало развала было положено отменой государственного заказа на подготовку специалистов и системы распределения на места работы. Отмена государственного заказа привело к снижению восстребованности и деградации образования в регионах. Конечно же эта отмена была связана с отменой пятилетних экономических планов развития. Тем самым была устранена включенность системы образования в интересы государства. Но вместе с тем сохранен принцип всеобщности образования, единого для всех. Эти решения заложили основу миграционных процессов новой России. Следование Болонской декларации структурировало и усилило эту миграцию. Вместе с этим оценка учеников и школ по результатам сдачи ЕГЭ в тестовой форме привело к разрушению воспитательной и развивающей функций образования и нивелировала идеи гуманизации середины 90х.

Современная система образования не справляется с реализацией главной идеи образования, доставшейся нам с эпохи Просвещения. Эту идею можно сформулировать так: «Образование должно знакомить подрастающее поколение с образом мира в котором ему предстоит жить». Образование должно подсказывать молодым людям куда прилагать свои усилия, какие проблемы актуальны в настоящем и обеспечить необходимыми (или накопленными) знаниями, умениями, создавать мотивацию. Центральными предметами, знакомящими школьников с социальным, политическим и экономическим проблемным полем является история и литература.

Чему учит история? Вот живет сообщество людей на определенной территории. У него имеется вот такой список проблем. Оно решает эти проблемы вот такими способами и получает следующие результаты, последствия. И так из века в век подрастающее поколение знакомится с проблемным полем региона. Если же мы говорим о Сибири, то географически территория Сибири и Дальнего Востока занимает более двух третей территории Российской Федерации. Возникает резонный вопрос: «Что мы можем узнать о проблемном поле этого региона из современных школьных (да и вузовских) учебников истории?». Большая часть повествования касается истории центрального региона Российской Федерации. Литература, в свою очередь, знакомит школьников с нравами региона. Возникает второй вопрос: «Почему нельзя заменить некоторые литературные произведения сходных по тематике на произведения сибирских писателей?»


Это имеет колоссальное значение для развития регионов нашего государства. Так как способный ученик, хорошо осваивающий школьную программу в региональной школе, к концу обучения оказывается дезориентирован. В школе его учат на одном проблемном поле, а в регионе актуальны иные проблемы.

Еще большее значение это приобретает в системе высшего профессионального образования после присоединения к Болонской декларации. Спросите выпускника регионального вуза проходившего обучение по профилю экономика предприятий, менеджмент, муниципальное управление или предпринимательская деятельность: «Где вы предполагаете реализовать свои профессиональные знания? В каком регионе?». 90% ответов будет в России или в том регионе, где он живет в настоящий момент. Задайте второй вопрос: «А знаете ли вы хоть одну отечественную экономическую теорию, теорию мотивации или управления?». За последние 7 лет преподавания в экономическом вузе никто не мог вспомнить хоть одну. Еще раз повторю это способные ученики, хорошо успевающие практически по всем преподаваемым дисциплинам. Получается, что студент отличник после окончания вуза не имеет необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности знаний и умений. И когда он, даже если устраивается на работу по специальности, от своего работодателя фразу: «Забудь все чему учили в вузе и начинай сначала» в его уме происходит серьезный разлад. Суть его проста: он является обладателем мало пригодных для жизни в данном обществе знаний, на которые потратил около 20 лет своей жизни, много времени, нервов и усилий.

Из этой ситуации для отличника есть три способа решить этот конфликт. Первый - поступить так, как советует работодатель и начать все заново. Сопровождается сильными психологическими издержками. Второй – трудоустроится по другой специальности: все равно же переучиваться. Это психологически сделать проще. Поэтому значительная часть современной экономики строится непрофессионалами. То есть государство тратит значительное количество ресурсов на образование специалиста, а его экономическая отдача для государства в разы ниже ожидаемой. Третий путь таков: Если знания не соответствуют месту трудовой деятельности (региону работы), то тогда я поеду туда, где эти знания будут совпадать с проблемным полем и запросам региона. То есть сама система образования закладывает миграционные процессы. Причем, начинаются они не с антитезы «регион-центр», а скорее с антитезы «деревня-город».

Сообразительные дети в деревнях получают знания, которые будут востребованы в городе, районном центре. Из этих малых городов стремятся уехать в областные центры. Оттуда в федеральный центр, а затем за границу. Причем уезжают именно наиболее активные и способные, именно тот контингент, который необходим их малой родине для своего развития.


Без сомнения идея такого образования была сформулирована и реализована на заре формирования СССР. Но отток интеллектуальных ресурсов из региона в центр в советское время компенсировался распределением специалистов по регионам. Сейчас же обратный поток специалистов из центра в регион ничтожен. Обычно в регионы прибывают граждане из иных культурных сред подрывая социальную стабильность региона и затормаживая возможные темпы развитие региона, так как приезжающим необходимо время на адаптацию, погружение в культурные традиции совместного проживания и проблемное поле того места куда они приехали.

Таким образом, реформа образования должна начинаться с ответа на вопрос: какое население и с каким набором качеств хочет видеть государство через 15-20 лет. В свою очередь ответ на этот вопрос должен решаться со стратегических планов развития государство, которых до сих пор нет. При этом идея единого для всех образования закладывает тенденции миграции из менее развитых регионов в более развитые. Поэтому необходимы государственные механизмы, компенсирующие эти процессы. Либо мы отказываемся от идеи единого образования и создаем систему образования с региональным проблемным полем, что позволит удержать часть активного и хорошо образованного населения в регионах. В любом случае выбор того или иного варианта предполагает определение идеологических ориентиров государства. Отсутствие же выбора и отпускание ситуации на самотек замедляет возможные темпы развития Российской Федерации. А с определенного момента это может привести к ситуации, когда отсутствие целенаправленной работы с человеческий капиталом регионов станет источником разрушения государственности на этих территориях.

Прислал на почту,
к.псх.н. Мунгалов В.Н., Иркутск

Одноклассники

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:

QR-код адреса страницы:

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Аннотация. В статье рассматривается перспектива систематизации новых методов обучения, поиска научно-педагогическими коллективами новых путей решения задач, поставленных требованиями времени. Отмечено, что необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.
Ключевые слова: образование, научно-педагогические коллективы, интеграция науки и практики.

Нет в мире человека, которому было бы незнакомо слово «образование». Получение качественного образования - это успешная, достойная жизнь завтра не только самих детей, и общества в целом. Успехи обучения и воспитания в современном мире всецело зависят от умения педагогов использовать в практической деятельности передовые педагогические идеи, технологии, достижения современной педагогической науки. В современных условиях информационная среда образования на всех этапах развивается в условиях единых стандартов. Однако современная система образования переживает свои трудности.

Мы живем в век свершений, новых открытий, информационных технологий. Время идет вперед, и современный этап развития образования требует новых методов обучения, нестандартных форм воспитания, индивидуального подхода к каждому студенту. Это побуждает научно-педагогические коллективы искать новые пути решения поставленных задач, так как именно образование является фундаментом развития и становления личности, фундаментом, который завтра обеспечит студенту стабильную жизнь. Остается актуальной известная фраза философа Сенеки: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

Сегодня перед научно-педагогическими работниками стоит ответственная и непростая задача — воспитать гражданина, способного нести добро людям, работать на благо своей страны. Они должны не только улучшить качество образования, но и поднять его на новый уровень, привести в соответствие со стандартами, предъявляемыми современной жизнью. Вся деятельность учреждений образования должна быть направлена на повышение эффективности обучения, помощи студентам в овладении навыками, позволяющими адаптироваться к требованиям жизни в современном обществе, решать жизненные проблемы, развивать способности к принятию самостоятельных решений.

Старая система разрушается, на смену приходят новые информационные тенденции. Порой внедрение новшества происходит на сырую почву, или инновации не адаптированы под региональный менталитет. Таким образом мы выделили «репертуар» проблемных мест и определили их более чем достаточное количество. Предлагаем намеченные в первом приближении подходы к их решению.

Первое - необходимо учить студентов добывать информацию не только из гаджетов, но и понимать возможности в применении новой научной литературы, пособий, статей и участия в конференциях для своего роста.

Второе - в погоне за инновациями мы забываем, что, воспитывая учёного-теоретика, создается огромная нехватка узких специалистов-практиков. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить получение знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации и применения своих знаний в практической деятельности.

Третье - это, конечно, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвертое - это практическое отсутствие связи между этапами образования. Сильное отличие требований, которые предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Вследствие чего за первый год обучения в вузах процент отчислений самый высокий.

Пятое -- снижение престижа инженерных направлений ведет к переизбытку специалистов гуманитарного, юридического и других так называемых «престижных» специальностей.

В настоящее время система образования ориентирована на поиск иных путей, инновационного развития современного образования. Именно поэтому сейчас актуальным видится именно понимание проблем современного образования, чтобы пути их решения были бы толчком развития и движения в сторону вечно нового. Но для этого необходимо объективно смотреть в сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. Реализация грандиозных задач требует совместных решений и действий. Необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.

Список использованных источников:

  1. Верескун В.Д. История инженерного образования в России [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: учебное пособие - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012.— 227 c.
  2. Громцев С.А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: монография - Саратов: Вузовское образование, 2014.— 65 c.
  3. Сборник магистерских программ «Социальная психология и педагогика», «Технологии здоровьесбережения в образовании»[Электронный ресурс] — М. : Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011.- 247с

Согласно прогнозу Агентства стратегических инициатив, через 10-15 лет 57 профессий исчезнут, а на смену им придёт 186 высокотехнологичных «профессий будущего». Готова ли российская система образования к вызовам XXI века? Попробуем взглянуть на основные проблемы и поискать пути преодоления.

1. Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы - школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя».

Другое дело, что ученики отказываются и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты - всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

2. Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников - «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно - в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет.

3. Разрыв между знаниями, которые даёт школа, и вузовскими требованиями

Преподаватели вузов не первый год жалуются на уровень знаний, с которыми к ним приходят первокурсники. Первые полгода вчерашних школьников приходится «подтягивать» до нужного уровня знаний.

Что с этим делать?

Не всегда старшеклассника можно снабдить всеми знаниями, которые пригодятся ему в вузе. Дети из одного класса затем поступают в разные вузы, а у МИФИ и Литературного института требования сильно разнятся. Поэтому с прошлого года в Москве пробуют модель узконаправленных классов --- так называемых предуниверсариев.

Предуниверсарий - это профильный класс общеобразовательной школы, созданный на базе университета. Первый класс в рамках программы «Предуниверсиарии» был организован в 2013 году. В этом году в программе решили поучаствовать уже 9 вузов, среди которых РГГУ, МГЛУ, МИФИ, РЭУ им. Плеханова.

4. Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи.

Актуальные проблемы образования в России

Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

Утрате привычных целей школьного образования;

Остром недостатке финансирования;

Инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

Проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

Проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

Проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

Проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;

Проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса

а) Проблема социальной дифференциации и качества образования

Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.

б) Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры

Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеко от необходимого уровня.

Профессиональное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

в) Формирование нравственных ориентиров у молодёжи

Школа сейчас стоит перед непростым выбором - найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро - те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал.

г) Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования

Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.

Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов - женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов - тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...