Технологическая карта урока географии "Общая циркуляция атмосферы" (7 класс). Технологическая карта урока географии "Общая циркуляция атмосферы" (7 класс) Презентация на тему общая циркуляция атмосферы

  • Давление от экваториальной зоны растет к субтропикам, а затем падает к субполярным широтам
  • Антициклоны, возникающие в условиях западного переноса умеренных широт, при своем движении с запада
  • По периферии субтропической зоны высокого давления, обращенной к экватору, т.е. в тропиках, барический
  • Распределение давления меняется в тропиках в течение года незначительно. Поэтому пассаты обладают большим
  • Пассаты обоих полушарий разделены переходной зоной с неравномерными, часто слабыми, но иногда и
  • Муссоны. Муссоны – это устойчивые воздушные течения сезонного характера, которые меняют свое направление
  • Африка. В январе над Сахарой прослеживается отрог Азорского антициклона, над Южной Африкой
  • Особенно мощные тропические муссоны действуют над полуостровом Индостан. Объясняется это тем, что сезонные
  • Тропические циклоны, их возникновение и перемещение. Тропические циклоны – это исключительно интенсивные по
  • 3.Приход более холодного воздуха на сильно разогретую поверхность создает неустойчивость температурной стратификации, возникают
  • Сформировавшийся тропический циклон напоминает огромную воронку. «Стенки» ее толщиной от десятка до сотни
  • Живет тайфун недолго – в среднем около 7 суток, но бурно. Проносясь со
  • Часто циклон движется не по «стандартной» траектории, а по очень запутанной и сложной.
  • 3.Местные ветры. Под местными ветрами понимают ветры, характерные для определенных географических районов. Происхождение
  • Дневной бриз несколько понижает температуру над сушей и увеличивает относительную влажность, особенно резко
  • Горно-долинные ветры. Днем ветер дует из межгорной долины к горам и вверх по
  • Ледниковые ветры. Этот ветер дует вниз по леднику в горах, не имеет суточной
  • Фён. Фёном называют теплый, сухой и порывистый ветер, дующий временами с высоких гор
  • Бора. Борой называют сильный холодный и порывистый ветер, дующий с низких горных хребтов
  • 4. Возникновение и развитие циклонов. В конце
  • В 40-х годах 20 века советскими учеными Х.П. Погосяном и Н.Л. Таборовским была
  • Адвективно-динамическая гипотеза соединила процессы возникновения и развития циклонов и антициклонов с изменением атмосферного
  • Жизнь каждого циклона и антициклона характеризуется тремя стадиями: возникновения, развития и старения. Продолжительность
  • Первая стадия возникновения циклона. Центр каждого циклона лежит на фронте. Распределение температуры в
  • ОБЩАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ

    1. Закономерности атмосферной циркуляции.

    2. Господствующие ветры (пассаты, муссоны, тропические циклоны).

    3. Местные ветры.

    4. Возникновение и развитие циклонов.

    5. Возникновение и развитие антициклонов.

    6. Циркуляция вышележащих слоев атмосферы.

    1. Закономерности атмосферной циркуляции.

    Неравномерное распределение тепла в атмосфере приводит к неравномерному распределению атмосферного давления, а от распределения давления зависит движение воздушных масс или воздушные течения.

    На характер движения воздушных масс относительно земной поверхности влияют отклоняющая сила вращения Земли, в нижних слоях атмосферы – сила трения. Всю систему воздушных течений на Земле называют общей циркуляцией атмосферы. Общую циркуляцию атмосферы усложняют местные ветры, такие как бризы, горно- долинные и т.д. Общая циркуляция атмосферы отличается большой сложностью из-за постоянного возникновения и движения циклонов и антициклонов. Циклоническая деятельность играет большую роль в формировании погоды и климата на земном шаре.

    При посредстве циклонов и антициклонов происходит обмен воздуха. Расчеты на ЭВМ показали, что ежегодно из одного полушария в другое в результате сезонных изменений перераспределяется 4 триллиона (4х1012) тонн воздуха, главным образом, с муссонными ветрами. Летом атмосфера «тяжелеет» на 1 триллион тонн. Ученые объясняют этот процесс активизацией биохимических процессов, связанных с активизацией свободных газов.

    Несмотря на значительную сложность и разнообразие общей циркуляции атмосферы характерны устойчивые особенности, повторяющиеся из года в год. Рассмотрим зональное распределение давления и ветра у земной поверхности.

    Низкое давление на экваторе и высокое давление на полюсах обусловлено термическими причинами, т.е. условиями нагревания земной поверхности на экваторе и охлаждения ее на полюсах.

    Давление от экваториальной зоны растет к субтропикам, а затем падает к субполярным широтам и снова растет к полюсам. При этом меридиональный барический градиент направлен от субтропиков к экватору, от субтропиков же к полярным широтам, и от полюса к субполярным широтам. Направление барического градиента несколько раз меняется.

    Причины образования зон высокого давления в субтропиках и зон низкого давления в субполярных широтах заключаются в динамических причинах, особенностях циклонической деятельности.

    В умеренных широтах существуют как теплые, так и холодные воздушные массы, образуются циклоны и антициклоны, которые под действием силы Кориолиса отклоняются к 30 и 600 с. и ю.ш.

    Антициклоны, возникающие в условиях западного переноса умеренных широт, при своем движении с запада на восток в то же время смещаются к более низким широтам (к 350 с. и ю.ш.), и там усиливаются. Они образуют в каждом полушарии субтропическую зону высокого давления с осью около 35 параллели.

    Циклоны, возникающие также в умеренных широтах, при своем движении к востоку отклоняются к более высоким широтам и сосредотачиваются там, образуя субполярную зону низкого давления с осью около 65 параллели. Такая сепарация циклонов и антициклонов зависит от изменения отклоняющей силы вращения Земли с широтой. В циклонах и антициклонах отклоняющая сила больше в той части вихря, которая ближе к полюсу. В циклонах эта сила направлена от центра и перемещаются они на север, а антициклоны – наоборот.

    По периферии субтропической зоны высокого давления, обращенной к экватору, т.е. в тропиках, барический градиент направлен к экватору, что в совокупности с отклоняющей силой создает восточный перенос, охватывающий всю тропическую зону.

    По обращенной к полюсу периферии субтропической зоны в средних широтах создается западный перенос. Он простирается до оси субполярной зоны низкого давления, т.е. до 60 – 65 широты. Таким образом, в средних широтах наблюдается западный перенос, наиболее четко он выражен над океанами (особенно в южном полушарии).

    Наиболее низкое давление у земной поверхности и в нижней тропосфере обнаруживается в субполярных широтах, вблизи 60 – 65 широты. Отсюда, по направлению к полюсу, давление растет. Следовательно, барический градиент направлен от полюса к субполярным широтам, что создает в полярном районе также восточный перенос.

    Технологическая карта урока

    ФИО

    Место работы

    Должность

    Предмет

    Класс

    Тема и номер урока

    Уразов Александр Александрович

    МКОУ Верхнехавская СОШ №1

    Учитель географии

    География

    7

    «Общая циркуляция атмосферы»

    Урок № 14/6

    УМК

    География 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.

    под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М.:

    Просвещение, 2013. (Полярная звезда)

    Цели урока:

    Образовательная: сформировать знания о типах воздушных масс; раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;
    сформировать умение работать со схемами и с климатической картой.

    Развивающая: развивать умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; практические умения и навыки получать и анализировать

    информацию из картографических источников; продолжить формирование навыков коллективной работы.

    Воспитывающая: прививать умение слушать и аргументировать свою позицию, интегрироваться в группу и строить продуктивное

    взаимодействие; формировать экологическое, культурологическое и социальное мировоззрение.

    Задачи урока: анализировать схему общей циркуля­ции атмосферы; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систе­матизировать знания

    о господствую­щих ветрах, показать взаимосвязь между формой Земли, температурой, атмосферным давлением и постоянными ветрами.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Технологии обучения: деятельностная, проблемная, кейс-стади

    Формы организации: групповая работа; фронтальная работа

    Межпредметные связи: литература, обществознание, МХК

    Средства обучения:

    Мультимедийная презентация, учебный атлас «География. 7 класс», электронное приложение к учебнику «География. 7

    класс», учебник, карточки с заданиями группам.

    Мультимедийное оборудование:

    мультимедийный проектор, ПК.

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    Активность при выполнении работы. Умение приводить примеры и отстаивать свою позицию.

    Умение находить взаимосвязи между температурой, давлением и ветрами . Интерпретировать и обобщать информацию. Использовать сред­ства информационных технологий

    Знание о системе постоянных ветров на Земле и причинах её образования;

    понятий «пассаты», «воздушные массы», «циркуляция атмосферы»;

    определять направление и название постоянного ветра в зависимости от географической широты местности и атмосферного давления;

    Структура и ход урока

    Этапы урока

    Время (мин)

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1 .Организационный момент

    Приветствует обучающихся, организует рабочее место

    Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

    2. Целеполагание

    Слайды с эпиграфом урока и вопросами на знание общих закономерностей атмосферы.

    Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Формулируют тему урока,

    выдвигают цели и задачи урока.

    3. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднения

    Предлагает вниманию обучающихся проблемный вопрос.

    Ребята! Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма «Дон Кихот» по произведению Мигеля Сервантеса:

    Вы увидели, как герой Дон Кихот принимает ветряные мельницы за отряд рыцарей и вступает с ними в бой с плачевными для себя последствиями.

    Внимание, вопрос!

    Почему метафора «сражаться с ветряными мельницами» означает бессмысленную борьбу с вымышленным врагом?

    Разбивает класс на группы и выдает карточки с заданиями.

    Определяет время на выполнение задания.

    Осмысливают поставленный вопрос-проблему.

    Получают задания.

    Распределяют работу в группе.
    Находят необходимые

    источники информации.

    4.Применение знаний и умений в новой ситуации

    Организует

    самостоятельную работу

    обучающихся.

    Применяя различные
    методы, используя дополнительные источники информации, отвечают на

    поставленные вопросы,

    делают выводы.

    5.Контроль усвоения

    Заслушивает сообщения.
    Обращает внимание на
    допущенные ошибки,
    корректирует ответы.

    Делают краткие сообщения по теме, дополняют и корректируют ответы

    одноклассников. Сопоставляют физичес­кую карту и схемы, пояса увлажнения, осадков, тепловые. Сопоставляют форму Земли с тепловыми поясами, поясами атмосферного давления, увлажнения и постоянными ветрами.

    6.Подведение итогов урока. Рефлексия

    Подводит итоги урока. Дает домашнее задание.

    Ребята, вернёмся к проблемному вопросу.

      Почему бороться с ветряной мельницей, ветром бессмысленно? (движение атмосферы остановить невозможно)

      Почему ветряная мельница, ветер – вымышленный враг? (энергия ветра - альтернативный источник энергии для человечества; по мнению экспертов: за ветроэнергетическими установками - будущее )

      PS (задание на дом): Когда отмечается Всемирный день ветра? Для чего организован этот праздник?

    Находят решение проблемной ситуации.

    Оценивают собственную деятельность внутри каждой группы.

    Задания группам для самостоятельной работы

    Группа №1 .

      Каким образом нагревается воздух?

      Чем объясняется изменение температуры воздуха на Земле?

      Что такое изотерма?

      Почему границы поясов освещённости и тепловых поясов не совпадают?

    Группа № 2

    Отвечая на вопросы составить рассказ-описание.

    1.Существует ли взаимосвязь между температурой и атмосферным давлением?

    2. Сколько поясов атмосферного давления выделяют на Земле?

    3.Объясните механизм образования поясов атмосферного давления?

    4.Назовите основную причину образования поясов атмосферного давления?

    Группа № 3

    Отвечая на вопросы составить рассказ-описание.

      Что такое атмосферные осадки?

      С чем связано распределение облачности и осадков на Земле?

      Сопоставьте карту осадков в атласе с физической картой мира.

      Каким образом это связано с распределением поясов атмосферного давления?

    Группа № 4

    Отвечая на вопросы составить рассказ-описание и заполнить таблицу.

      Что такое ветер и от чего он зависит?

      Что называют воздушными массами?

      Какие типы воздушных масс вы знаете?

      Каким образом воздушные массы оказывают влияние на погоду?

      От чего зависит образование воздушных масс?

    Тип воздушной массы

    Температура

    Влажность

    АВ

    ВУШ

    ТВ

    ЭВ

    Группа № 5

    Отвечая на вопросы составить рассказ-описание

      Какие существуют постоянные ветры?

      Каков механизм их образования?

      Название каких ветров переводится как «благоприятствующие переезду», почему?

      Заполните таблицу, указав области распространения и отличительные черты господствующих ветров.

    Пассаты

    Муссоны

    Западные


    «Найди ошибку»

    Утверждения

    1. Казахстан расположен в тропическом климатическом поясе

    2. На климат Казахстана оказывают влияние воздушные массы с Тихого, Индийского и Северного ледовитого океанов

    3. Климатообразующие факторы: циркуляция атмосферы, солнечная радиация, подстилающая поверхность

    4. Величина суммарной радиации на территории Казахстана увеличивается с севера на юг

    5. Часть радиации, которая поглощается поверхностью земли называется поглощённой

    6. Величина отраженной радиации в зимний период увеличивается

    7. Суммарная радиация это сумма прямой и поглощённой радиации


    Виды солнечной радиации


    Почему????

    Алматы и Владивосток расположены на одной широте, почему во Владивостоке количество суммарной солнечной радиации намного меньше чем в Алматы?


    Общая циркуляция атмосферы



    Воздушные массы

    Континетальные

    Морские

    Количество осадков

    Температура зимой

    Температура летом

    запыленность


    Воздушные массы

    Морские

    Континетальные

    Количество осадков

    Температура зимой

    Температура летом


    Составление кластера

    1- Арктические воздушные массы

    2- Умеренные воздушные массы

    3- Тропические воздушные массы

    Описать

    • Где образуются?
    • Какие свойства имеют?
    • Как меняется погода с приходом воздушной массы
    • В какой период влияют?


    Характеристика воздушных масс


    Характеристика воздушных масс

    1. Приходят с запада, проникают в глубь материка, приносят основные осадки

    2. Формируются на Северным Ледовитым океаном

    3. Называют иранскими воздушными массами

    4. С их приходом зимой усиливаются морозы

    5. Формируются над Атлантическим океаном

    6. Оказывают влияние только на юг Казахстана

    7. С их приходом зимой и весной бывают заморозки

    8. Зимой температура воздуха повышается, а летом понижается

    9. Формируются над территорией Центральной Азии

    10. Устанавливается Сибирский антициклон


    • П 11, читать, составить вопросы

    Цели урока:
    Сформировать знания о типах воздушных масс.
    Раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы.
    Формировать умение работать со схемами и с климатической картой.

    Оборудование:
    учебник, атлас, глобус, климатическая карта мира.

    Основное содержание:
    общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

    Проверка домашнего задания:

    1. Что такое атмосферное давление?
    2. Что такое ветер и как он образуется?
    3. Чем можно объяснить неравномерное распределение осадков на поверхности Земли?
    4. Каковы причины образования различных поясов атмосферного давления на Земле?
    5. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков на земном шаре?

    Изучение нового материала:
    Очень часто мы становимся свидетелями изменения погоды на территории своей местности. Чем это объясняется? Основная причина таких изменений - перемещение масс воздуха. Воздух перемещается вследствие неравномерного нагрева и охлаждения поверхности Земли.
    Информация о перемещении воздушных масс имеет большое значение. Она интересует не только метеорологов - специалистов, изучающих процессы, происходящие в атмосфере, но и моряков, авиаторов, строителей, а также работников наземного транспорта и здравоохранения.
    Далее учитель раскрывает содержание понятия «воздушная масса». Большие объемы воздуха, обладающие более или менее одинаковыми свойствами, называют воздушными массами. Воздушная масса занимает площадь в тысячи и миллионы квадратных километров. Определенные свойства (температуру, влажность, прозрачность или запыленность) воздушная масса приобретает, соприкасаясь с подстилающей поверхностью, над которой задерживается. Движущиеся воздушные массы по отношению к подстилающей поверхности делят на теплые (ТВ), если они перемещаются на более холодную подстилающую поверхность, и холодные (ХВ), если они движутся на более теплую поверхность.
    В зависимости от места формирования выделяют четыре типа воздушных масс: экваториальные, тропические, умеренных широт, арктические (антарктические).
    Систематизация знаний о типах воздушных масс осуществляется путем заполнения таблицы 13. Необходимые данные можно получить из климатической карты и рисунка 32 учебника.

    Таблица 13

    Тип воздушной массы

    Температура

    Влажность

    АВ

    ВУШ

    ТВ

    ЭВ

    Перемещающаяся воздушная масса под влиянием подстилающей поверхности (сильно нагретой, переохлажденной, сухой, водной, горной и др.) постепенно изменяет свои первоначальные свойства. С процессом трансформации воздушных масс учащиеся знакомятся самостоятельно, используя текст § 13 на с. 46 и 47 учебника.
    Как происходит движение основных типов воздушных масс на Земле?
    В тропосфере преобладающие направления переноса воздуха различаются по географическим поясам. Наиболее устойчивые ветры - пассаты и муссоны - преобладают в тропических широтах, в умеренных широтах - западные, в полярных - восточные.
    Обращая внимание учащихся на рисунок 33 учебника, учитель задает следующие вопросы: какое направление имеют пассаты в Северном и Южном полушариях? Почему ветры умеренных широт называют западными? В каком районе Земли действуют стоковые ветры? Направления ветров ученики показывают на карте и на глобусе. При объяснении причины отклонения ветров также используется рисунок 33 учебника.
    Обобщая ответы, подводим учащихся к формированию понятия «общая циркуляция атмосферы». Общая циркуляция атмосферы - это система воздушных течений, охватывающая всю атмосферу и осуществляющая обмен теплом и влагой между отдельными поясами земного шара.
    В заключение урока учитель вместе с учениками составляют логическую цепочку:
    Различный угол падения солнечных лучей Неравномерное распределение тепла в атмосфере Неравномерное распределение атмосферного давления Движение воздуха из областей повышенного давления в области пониженного давления Общая циркуляция атмосферы.

    Домашнее задание:

    1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...