Учим словарные слова легко. Словарные слова: как учить Как запомнить написание словарных слов

© Рената Кирилина, 2018

© Сергей Кирилин, 2018

ISBN 978-5-4493-3494-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В этой книге мы расскажем о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Ведь их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

В этой книге Вы узнаете маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов.

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.

В третьей части книги Вы узнаете о технике эффективного обучения «воронка», которая позволяет легко и просто свести ошибки в написании словарных слов на нет.

Приятного чтения!

Бонус для читателей книги

Специально для читателей нашей книги мы подготовили файл «Словарные слова с 1 по 9 класс» в удобном для работе формате, а так же видеоурок «Как убрать ошибки в словарных словах». Вы можете получить материалы на нашем сайте – gltl.ru/slsl

Об авторе

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе.

Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования.

Практик, все техники эффективного обучения прошли проверку на тысячах детей.

География учеников охватывает всю Россию, страны СНГ, Европы, США и Канаду.

Основатель и директор «Школы эффективного обучения Ренаты Кирилиной» (ранее «Школы умных детей»). Мама двоих сыновей-школьников и дочки.

Автор блога «Обучение с удовольствием» – http://gladtolearn.ru/blog/ и портала помощи родителям школьников «Учим в школе» – http://uchimvshkole.ru/ и сайта «Семейное обучение» – http://semeynoeobuchenie.ru/

Способы запоминания словарных слов

Классические способы запоминания словарных слов

Согласно методике преподавания русского языка, алгоритм изучения словарных слов, применяемый в школе следующий:


1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик. Иногда просят прописать слово несколько раз

Мама после двойки по русскому велела сыну написать 100 раз слово «пошёл » через Ё и ушла, а когда вернулась, нашла записку сына: «Мама , я 100 раз написал слово «ПОШЁЛ » и ПОШОЛ гулять!».

К сожалению, эффективность такого способа запоминания достаточно низкая. Словарики теряются, записанные слова забываются, а дети совершают все те же ошибки.


2. Объяснение значения слова


Обязательным является объяснение ребенку значение слова и проходит «работа со словом».

Если ребенок не знает значение слова – воспользоваться словарем и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

Например, возьмем словарное слово «Мороз»


Следует запомнить, что словарное слово «мороз» пишется с буквой «о».

Значение слова «мороз» МОРО́З, -а (-у), м.

Холод, стужа.

Пример использования слова в предложении:

На коньках хорошо кататься в мороз.

3. Орфографическая работа над словом:


– постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы

– звуко-буквенный анализ слова, деление слова на слоги и для переноса

Моро́з

Буква, которая является сомнительной в словарном слове «мороз», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «мороз», необходимо вспомнить слово-образ «холод» и другие подобные слова-образы.



4. Заучивание правописания данного слова:


– подбор однокоренных слов,

– составление словосочетания, предложения с этим словом,

– подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

Подбор однокоренных слов

Морозец, морозный, морозно, морозище, заморозок

(за-, на-, об-, по-, про-, пере-, под-, при-, раз-) морозить

Синонимы к слову «мороз»

Ассоциации к слову «мороз»

Каким бывает «мороз»:

трескучий

январский

декабрьский

февральский

Сочетаемость слов (найди правильную пару)

Сильный мороз, тяжёлый мороз, январский мороз, апрельский мороз, русские морозы, индийские морозы, мороз ударил, стукнул мороз, наступил мороз, прибежал мороз, щиплет мороз, щекочет мороз, пробирает мороз, мороз подбирает.

Загадки:

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

(ответ: мороз)

Поговорки и пословицы:

Мороз невелик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Мороз да метели под февраль полетели. Мороз ленивого за нос кусает, а перед проворным шапку снимает.

Предложения:

Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы (А.С.Пушкин)

Вот пришли морозцы и зима настала. (И. Суриков)

Погода великолепная, метелица, морозик. (А.П.Чехов)

5. Письмо слова по памяти

В средней школе детей знакомят с сочетанием «оро», однако в начальной школе слова «воробей», «ворона», «город», «мороз» относят к словарным и их написание необходимо запомнить.

Учителя начальных классов знают, сколько хлопот может доставить изучение словарных слов. Нередко это объясняется неправильным подходом, так как обратить внимание ребенка на особенности правописания того или иного слова, предложить записать его в словарик и запомнить - явно недостаточно для того, чтобы маленький школьник, не владеющий никакими методиками запоминания, усвоил информацию.

Не следует забывать и о возрастных особенностях мышления. Так, одну и ту же информацию ученики младшего школьного возраста и старшеклассники воспринимают по-разному, поэтому и подход к изучению словарных слов значительно отличается.

Существует несколько методов, основанных именно на особенностях возрастного мышления ребенка, которые помогут справиться с трудностями, возникающими при изучении словарных слов.

Метод №1

Мнемоническая система «связей» - одна из наиболее распространенных методик запоминания, смысл которой заключается в следующем:

1. Легче всего запоминаются слова, которые вызывают у ребенка определенные ассоциации, будь то предмет, явление, действие и т.д;

2. Объединенные в одну группу предметы нужно «оживить», заставить их «двигаться».

Метод №2

Мышление детей 6-9 лет опирается на четкие представления и образы. Следовательно, и тип памяти у большинства ребят образный. Вот несколько условий, соблюдение которых значительно ускорит запоминание:

1) психологическая установка: ребенок должен сам стремиться запомнить то, что нужно;

2) увлеченность: быстрее запоминается то, что вызывает у учащегося интерес;

3) живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;

4) образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.

Суть данного метода в том, чтобы ребенок запоминал слова путем изображения рисунков на «спорных» буквах, правописание которых невозможно проверить. Этот способ запоминания вызывает у детей живейший интерес. Увлекательный процесс рисования приносит им истинное удовольствие и, кроме того, способствует развитию воображения, что в последствие приводит к весьма ощутимым результатам.

1) записать нужное слово печатными буквами на доске;

2) разъяснить смысл слова детям;

3) обозначить буквы, которые являются трудными для запоминания;

4) предложить детям придумать и изобразить на «спорных» буквах предметы, с которыми у них ассоциируется данное слово;

5) по окончанию работы предложить продемонстрировать свои варианты на доске.

Примечания:

1) не нужно позволять ребенку чрезмерно увлекаться: рисунки надо делать исключительно для тех букв, которые вызывают трудности. В противном случае возникает «нагромождение образов», которое замедляет процесс запоминания;

2) дети склонны быстро забывать изученное, поэтому учителю необходимо тщательно продумать систему повторения пройденного.

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

На уроках русского языка дети, пытаясь овладеть грамотой, знакомятся с множеством правил, большая часть которых требует умения подбирать проверочные слова. Но как при этом объяснить школьнику, что существует огромное количество исключений, не подходящих под эти нормы?

Помните, что такое словарные слова? Мы все зубрили наизусть, как пишутся лексемы «сентябрь», «до свидания», «электричество», «аллея», «шоссе» и другие. Поговорим сегодня о том, как помочь нашим детям запомнить их без нервов и слез.

Что такое «словарные слова»?

Ведущий принцип русской орфографии - морфологический. Согласно ему одинаковые морфемы на письме обозначаются одними и теми же буквами, независимо от их произношения. Например, корень «вод» пишется одинаково в словах «вода», «подводник», «заводь» , хотя звучит по-разному. Если фонема стоит в слабой позиции, школьников учат подбирать родственные лексемы. В них тот же звук должен находиться в сильной позиции: глазки - глаза, морской - море .

Однако существуют лексемы, написание которых невозможно объяснить с помощью орфографических правил. Примеры слов этого типа вы наверняка можете привести сами: молоко, профессор, велосипед, лаборатория, вокзал . В школьном курсе их называют словарными. Написание таких лексем рекомендуется проверять по орфографическому словарю. Однако самые распространенные из них предлагаются ученикам для заучивания наизусть. Начинается такая практика с первого класса. К концу школы дети должны знать около полусотни словарных слов.

Почему их нельзя проверить?

Что такое словарное слово и почему его написание не подчиняется стандартным правилам? Такой вопрос волнует многих школьников, вынужденных зубрить очередной список «проблемных» лексем. Объясняется все просто. Большинство словарных слов являются заимствованными, и, следовательно, построены по принципу другого языка. Например, безударную гласную в лексеме «портфель» может проверить тот, кто знает французский язык. «Порт» в нем означает «нести».

Другие словарные слова являются исконно русскими. Однако из-за исторических изменений в языке они стали звучать по-другому, разошлись по смыслу с лексемами, от которых были образованы. Либо родственные слова просто вышли из употребления и забылись. Кто из нас помнит, что «ме две дь» - это слияние лексем «ме д » + «ве дать» ? Что «кровать» образовано от «кров» (место, в котором отдыхают)? Слово «лягушка» произошло от старинного «ляга» (нога), которое сейчас не употребляется. Заглянув в мы много интересного найдем для себя.

Словарные слова по русскому языку: как запомнить?

Есть дети, которые с легкостью заучивают новые лексемы. Как правило, у них хорошо развита зрительная память. Однако большинству школьников требуется написать словарное слово около сотни раз, чтобы оно запомнилось намертво. В начальных классах предлагается следующий алгоритм разучивания:

  1. Прочитай слово по слогам так, как оно пишется. «Трудные» места выдели голосом. Объясни его значение своими словами, если нужно - обратись к толковому словарю.
  2. Напиши слово объемными буквами. Можно изготовить их из бархатной бумаги или купить магнитную азбуку. Пальчиком обведи все буквы.
  3. Подели слово на слоги, определи количество гласных и согласных звуков, часть речи.
  4. Перепиши лексему в тетрадь, цветом выделив «проблемные» места.
  5. Придумай предложение или стишок со словом.
  6. Закрыв глаза, напиши его в воздухе. А затем на бумаге по памяти. Проверь себя, исправь ошибки.
  7. Для лучшего запоминания письменно просклоняй или проспрягай слово, каждый раз проговаривая его вслух.

Делаем карточки

Выученные слова должны постоянно повторяться, иначе они забудутся. Родители могут помочь своим детям, изготовив карточки с изучаемыми лексемами и развешав их по квартире. Надписи будут запоминаться непроизвольно и откладываться в подсознание.

Например, вы хотите закрепить словарные слова на тему «Овощи»: капуста, морковь, помидор, картофель, горох, огурец, урожай, огород . Предложите ребенку изобразить эти продукты и подписать цветными карандашами. Еще лучше, если он сделает рисунки на «опасных» буквах. Эти картинки должны быть связаны со смыслом слова. Так, «О» в лексеме «огурец » превращается в этот зеленый овощ. В слове «помидор » она же будет томатом, а средняя перекладина буквы «И» - ножом. Картинки прикрепите на видных местах.

Давайте поиграем!

Заучивание словарных слов может стать нудной обязанностью. Но если проявить немного фантазии, может превратиться в веселую, познавательную игру. Вот несколько примеров.

  • «Устный кроссворд». Вы объясняете значение слова, ребенок отгадывает его и записывает. Дайте время на проверку. Если школьник сам нашел ошибку в слове, оно переписывается 3 раза. Если ошибка осталась незамеченной - 5 раз.
  • Прочитайте лексемы орфографически. Мысленно «расставьте» их по комнате: за диваном - валенки, на столе - телеграмма, в шкафу - пассажир . Через час пройдитесь по этому маршруту, проговаривая все слова так, как они пишутся.
  • На обратной стороне ваших карточек со словами укажите те же лексемы, но с пропущенными буквами. Сложите их в шапку. Вытаскивая по очереди, вслух говорите, какие буквы вставите. За верный ответ насчитывается один балл. Выигрывает тот, у кого очков больше.
  • "Сочинялкин". Прочитайте лексему, которую нужно запомнить. Придумайте пример слова на ту же букву. Объедините обе лексемы в одном словосочетании или предложении: уфолог съел урожай, экскаватор уехал на экскурсию, искусная игра.

Так что же такое словарные слова? Это прекрасный материал для творчества. Играйте с ними, сочиняйте и пишите грамотно.

Ручаюсь, большинство взрослых уже и забыло, что такое словарные слова и как они когда-то получали двойки за которую же по счету ошибку в слове пАльто . Хотя даже хорошо образованный человек с высшим образованием (а то и не одним) нет-нет да и споткнется о коварное слово вИнЕгрет .

То ли дело малыши-младшеклассники. Для них сейчас словарные слова – самая главная головная боль. Ну, может быть, на втором месте после таблицы умножения. Но таблицу-то заучить гораздо проще, чем вызубрить орфографический словарь.

Да и старшеклассникам порой не сладко со словами вроде иММунитет и дИсквАлИфикация . О том, как им помочь выучить сложные орфограммы, и написана эта статья.

Раз уж словарные слова русского языка такая большая проблема для школьников, мы предлагаем несколько рекомендаций и способов, как ее решить. А вы, родители, мотайте на ус – будете помогать детям.

Что такое словарные слова?

Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.) К ним относятся и исконно русские слова, и всякие заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.

Все словарные слова можно условно разбить на группы:

  • слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход );
  • слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм );
  • слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный );
  • слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит );
  • слова с приставками пре/при (прЕзреть сравните с прИзреть );
  • слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк );
  • слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз );
  • слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку );
  • и некоторые другие случаи.

Заучить правописание словарных слов не зазорно не только школьникам, но и взрослым. Чтобы реже приходилось лазить в орфографический словарь за подсказками. Как это сделать быстрее и эффективнее?

Как будем учить словарные слова?

В следующем разделе мы подробно рассмотрим различные методики запоминания. А пока оговорим общие моменты.

Итак, чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания. Например, использовать алфавитный указатель. Есть немало методических пособий, где собраны списки слов, которые школьникам полагается усвоить в каждом классе. Малышам, например, положено запомнить порядка 200 слов.

Учить лучше понемногу, но каждый день. Даже 15 минут занятий ежедневно – это гораздо больше, чем ничего. Тут действует тот же принцип, что и при изучении иностранных языков. Регулярность – одна из значимых составляющих успеха.

Еще стоит завести собственный орфографический словарик, куда ребенок будет выписывать сложные слова, которые в данный момент учит. Сделать можно так: взять обычную ученическую тетрадку, разрезать ее пополам – вот и готов словарик. Такой «полтетрадкой» пользоваться проще, чем целой. Она занимает меньше места в сумке. Кроме того, на разделенную пополам страничку помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за раз.

Учим слова – алгоритм:

  • пусть ребенок прочитает словарное слово вслух по слогам;
  • объясните ему значение слова или вместе загляните в толковый словарь;
  • обозначьте в слове ударение, а орфограмму подчеркните или выделите другим цветом (ручкой, маркером, цветным карандашом);
  • запишите к этому слову несколько однокоренных слов, составьте словосочетание или предложение, можно использовать антонимы и синонимы для создания ассоциативных цепочек;
  • перенесите слово в самодельный словарик;
  • попробуйте один или несколько способов запоминания.

О том, что это за способы, пойдет речь ниже.

Способы запомнить словарные слова

Таких способов несколько и многие из них основаны на ассоциациях. Старшеклассники справятся с задачей и сами. Но малышам может потребоваться помощь родителей. Найдите в своем графике время на совместные занятия с ребенком. Ваше участие поможет ему быстрее и легче усвоить русские словарные слова. А кроме этого, такая совместная деятельность очень сближает и укрепляет семью.

Способ 1 – пишем рассказ : можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.

Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».

Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказик, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».

Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.

Способ 2 – рисуем картинки : можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.

Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.

Например, бЕгЕмота можно изобразить сидящим на хвосте – тогда его ноги и туловище образуют букву Е. Или букву можно вписать в рисунок: нарисовать большой Орех и обвести его буквой О.

Кстати, если в слове несколько орфограмм, последовательно нанесите на рисунок их все: так Е, О и И в слове вЕлОсИпед можно изобразить в виде руля, колеса и рамы.

Этот метод хорош для существительных, которые приходится запоминать ученикам младших классов. Для абстрактных понятий он годится мало.

Способ 3 – склоняем словарное слово : надо просто записать слово со сложной орфограммой во всех падежах.

И.п. горизонт

Р.п. горизонта

Д.п. горизонту

В.п. горизонт

Т.п. горизонтом

П.п. (о) горизонте

Такая практика, использующая моторную память, помогает усвоить правописание.

Способ 4 – придумываем ассоциации : вот этот путь как раз хорош для абстрактных понятий. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники и взрослые предпочитают именно его.

Ассоциативные цепочки можно строить на звуковом подобии. То есть подбирать такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением. И которые при этом еще и похоже звучат. К примеру, запомнить, что очевидец «оче нь ви дит», а макияж «ма ма наносит ки стью».

Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д. Чтобы запомнить правописание слова коньки , можно представить «коня на конь ках». А для слова честно заучить, что «поступать честно надо ради чест и».

Кстати, можно комбинировать несколько методов для более эффективного запоминания. Особенно таких слов, где собрались вместе сразу несколько орфограмм. Так, можно придумать основанный на ассоциациях образ, зарисовать его и обозначить непроверяемую букву на картинке. Возьмем слово штукатур : представьте, что «у штукатура есть смешная штука , а еще он тур ист». Нарисуйте человечка со щеткой, похожей на букву Ш. А сам он пусть стоит, широко расставив ноги, и будет похож на букву А.

Способ 5 – используем стикеры : этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.

Предположим, вы вместе с ребенком нарисовали веселые картинки для словарных слов. Теперь вырежьте их и развесьте в разных местах по всему дому. И в комнате ребенка (можно над письменным столом), и в ванной – пускай любуется, пока чистит зубы. И даже, не смейтесь, в туалете. А что, пускай время не пропадает зря.

Придумали яркий образ, сочинили основанный на ассоциациях рассказик, выписали словарное слово в свой самодельный словарик – и заодно сделали записку с этим словом на стикере. Чем чаще слова будут попадаться на глаза в разных не учебных ситуациях, тем быстрее запомнятся.

Подведем итог

Принято жаловаться на то, что иностранные языки учить сложно. Но подумайте о том, как сложно учить русский язык. Мы, взрослые, редко задумываемся об этом. А ведь сами прошли тот нелегкий путь, которым сейчас идут наши дети.

В наших силах помочь им и облегчить для них процесс запоминания слов с трудными орфограммами. Если превратить его в игру для малышей и увлекательную задачку для старшеклассников, он станет значительно легче.

Подходите творчески к тем способам, которые мы вам предложили. Нет строгих правил для заучивания словарных слов. Только маленькие хитрости, которые кто-то однажды придумал, опробовал и рассказал о них другим. Вот и вы тоже расскажите об этой статье своим друзьям в социальных сетях. А нам в комментариях – какими способами пользуются ваши дети.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...