Задания ча ща жи ши. "Жи-ши" пиши с буквой "и"! Правила "чу-щу, ча-ща, жи-ши". Диктанты на ЧА-ЩА

Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Записать, вставив буквы А или У.

Ч…й, ч…йник, ч…шка, ч…ща, рощ…, щ…вель, выруч…й, гуща, ч…сто, ч…с, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…б, ч…до, учу, щ…ка.

Записать и подчеркнуть сочетания букв ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога.

жи, ча, ща, щу.

Чижи.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев.

________________________________________________________________________
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

Обыкновенная роща.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники!

Вставь пропущенные буквы. Спиши.

Начало зимы.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На маш…не ш…шки, тащ… щ…ку, сш…ли ж…лет, круж…лись снеж…нки, кач…лись камыш…, у щ…ки щ…рёнок, наш… маш…ны, крич…т ч…йки и стриж…, Рыж…к сторож…т, выращ… щ…вель.

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы.

Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.

У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.

Вечером мы пили чай с шиповником.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Мыши живут в норке.

    Исправь ошибки Незнайки.

Жыл чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан . Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. жывёт чюдовище !

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Пищ…, щ…ка, отвеч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Ёж…к, мыш…, саранч…,

Ч…щ…, хиж…на, свеч…

1.Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан . Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище !

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Пищ…, щ…ка, отвеч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Ёж…к, мыш…, саранч…,

Ч…щ…, хиж…на, свеч

Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .

По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.

Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _)

Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _)

Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _)

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _)

Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели?

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы - ч___________цветы,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

узкий - ш____________,

маленькие - б____________,

свои - ч__________________,

провожает - в_____________,

мёртвый - ж_____________,

редко - ч____________,

постная (пища) - ж__________,

говорить - м__________,

чистый - ч_м_________,

болтун - м__________,

радость - пе__________,

пряч_т - ищ________,

конец - н_______.

Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.

Спиши, вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

В живом уголке жили ежи и ужи.

У Маши и Миши в чулане жили мыши.

У Ильича удача, есть машина и дача.

У грача грачата пищат.

У врача свеча горяча.

Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.

Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.

Ж_вут в холодных морях.

Самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Записать. Подчеркнуть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

2. К слову вода

На рыбалке.

Живой уголок.

Пословицы.

__________________________________________________________________

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

На рыбалке.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

Живой уголок.

В нашей школе ж..вут еж.., мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

    Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

Пословицы.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Тип урока: закрепление умений и навыков

.
  • закрепить навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, воображение;
  • способствовать воспитанию внимательности, взаимопомощи.

Оборудование: ёлка с игрушками, шары-задания, индивидуальные карточки, карточки-таблички жи-ши, ча-ща, чу-щу, сигнальные кружки (красный, жёлтый, зелёный), письмо от Деда Мороза с пригласительными билетами, задания для дифференцированной работы.

Ход урока

I

. Организационный момент.

II

. Закрепление.

III

. Сообщение темы и целей урока.

На доске (устно)

Снеж…нка, пуш…нка, ч…шка, сугро…, рощ…, ч…до, щ…ка.

– Определите, на какие правила орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

– Какое слово “лишнее”? (сугроб – это орфограмма на правописание парной согласной)

– Посмотрите на оставшиеся слова и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

– Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Вам помогут слова-помощники:

повторять… (правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
учиться… (правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)

– Ребята, сегодня наш урок будет необычным. В школу пришло письмо от Деда Мороза для учащихся 2 “А” класса, т.е. для нас. Но письмо мы сможем открыть только после того, как выполним задания Деда Мороза, которые развешаны на ёлке (шары-задания).

Минутка чистописания.

ССС ссс *** С*С*С ***с*с*с***
сн см дс св сл рс су

а) фонетическая минутка

– Дайте характеристику букве и её звукам.

б) графическая минутка

– Посмотрите на 2 строчку, с какими буквами С соединяется верхним соединением? нижним соединением?

– Что можно назвать “лишним”? Почему?

ЗАДАНИЕ 1. Синтаксический разбор предложения.

(5 человек работают по индивидуальным карточкам с аналогичным заданием)

На доске: Берёзы укрыты пушистым снежком.

– Выделите и объясните орфограммы.

– Разберите по членам предложения. Дайте характеристику этому предложению.

ЗАДАНИЕ 2. Словарная работа.

Отгадайте слова:

  1. Животное, используемое человеком для охраны жилья, на охоте, в упряжке. (Собака )
  2. В народных сказках хитрая рыжая плутовка. (Лисица )
  3. Пугливый зверёк с длинными ушами. (Заяц )
  4. Птица, в деревне вместо будильника. (Петух )
  5. Болтливая белобока. В лесу на хвосте новости приносит. (Сорока )
  6. Животное, которое даёт молоко. (Корова )
  7. Косолапый сладкоежка. (Медведь )

– На каких 2 группы можно разделить этих животных? (на домашних и диких; на птиц и зверей)

– Назовите птиц. Назовите диких животных.

Работа над фразеологизмами:

– Когда так говорят:

Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха)

Медвежья услуга (неумелая услуга, помощь, причиняющая только неприятности)

ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенную букву. Найдите ещё орфограммы в словах.

1 вариант:

2 вариант:

пуш…стый

– Какие правила необходимо вспомнить, чтобы в словах не допустить ошибок?

– Почему после букв Ж, Ш, обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж, ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы и пишем как раньше – традиционно.)

– Почему после букв Ч, Щ, обозначающих мягкие согласные звуки пишем А и У?

(так сложилось исторически, в старину произношении звуки [ч, щ] были твёрдыми, поэтому писали А, У. Мы пишем традиционно, как раньше.)

Самостоятельная запись по вариантам.

Проверка по сигнальным кружкам (красный – жи-ши, жёлтый – ча-ща, зелёный – чу-щу).

Самооценивание.

ЗАДАНИЕ 4. Физминутка.

  • Руки подняли и покачали –
  • Это деревья в лесу.
    В стороны руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они сели, тоже покажем,
    Руки сложили назад.

  • жи-ши – хлопок
    ча-ща – руки вверх
    чу-щу – присесть
    ЖИ-ШИ (хлопок): Вершина, ножи, ёжик, жители, лыжи, ландыши;
    ЧА-ЩА(руки вверх): часы, овчарка, роща, прощай, участок, пощада;
    ЧУ-ЩУ(присесть): чугун, вытащу, молчу, стучу, чулок, щука
  • ЗАДАНИЕ 5.

    Припиши справа или слева к слогам сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы получились слова:

    На доске:

    1 вариант:

    2 вариант:

    Карточки-таблички:

    Самостоятельная работа.

    Проверка.

    ЗАДАНИЕ 6. Дифференцированная работа.

    1 вариант. Вставьте пропущенные буквы.

    Ешь молч… . Ч…ще проветривай класс. Дыш… глубоко и ровно. Малыш… ходили в рощ… . Ч…десно искрятся снеж…нки.

    2 вариант. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    …. в лесу. В воздухе кружатся … . Птицы больше не …. . Всё … спит. … в лесу.

    Слова для справок: тиш…на, крич…т, снеж…нки, ч…десно, ж…вое.

    3 вариант. Кроссворд.

    По горизонтали:

    1. Зимой летят с неба.
    2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала … .
    3. Лесные цветы.
    4. Птица.
    5. Берёзовая … .

    По вертикали:

    1. Макушка дерева или горы.
    2. Катаются с горы зимой на двух длинных палках на ногах.
    3. Часть колеса машины.
    4. Чайная пара: блюдце и … .

    IV

    . Итог.

    – Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

    – Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, щ?

    Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями Деда Мороза. Теперь мы можем открыть его письмо. (В письме поздравления с Новым годом и пригласительные билеты на новогоднюю ёлку.)

    Выборочные диктанты

    1. Записать только слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ.

    1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи - в море, ежи - в лесу. 7) Лыжи натерли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы. 11) У розы шипы. 12) Пиши без ошибок. 13) Пиши, да не спеши. 14) Кружились снежинки.

    2. Записать только слова с буквосочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

    1) Частый дождик во дворе. 2) Юра Чайкин решил задачу. 3) Вороны громко кричали. 4) Над водой кружились чайки. 5) Рыбаки поймали леща и щуку. 6) Птицы ищут пищу. 7) У галки галчата. 8) У волка волчата. 9) Чашка и чайник - посуда. 10) Дети пришли в рощу. 11) Сороки трещат. 12) Коровы мычат. 13) Мыши пищат. 14) Дятлы стучат. 15) На лугу рос щавель. 16) Чайки и щурки - птицы.

    Проверочные диктанты

    Зимой

    Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку. (34 слова)

    Летом

    Наша дачка у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и два леща. Окунька мы дали коту. (31 слово)

    Заяц и кот

    У Димы жил пушистый зайка. Наш кот Васька и зайка дружили. Кот любил молочко. Заяц ел капусту. Весной зайка стал скучать. Мальчик отпустил зверька в лес. (29 слов)

    Слова для справок: о тпустил.

    В роще

    Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела. (29 слов)

    Орфографические минутки

    1. Подчеркнуть в словах буквосочетания с твердым шипящим согласным звуком.

    Ежи, чижи, этажи, камыши, мыши, уши, жир;

    Пружина, ошибка, душистый, житель, шишки;

    Жирный, шить, пушистый, шило, снежинка, ерши;

    Дружить, лужи, ландыши, мыши, лыжи, жизнь.

    2. Записать, изменяя число предметов.

    Малыш - малыши, стриж, этаж, ерш, морж, ландыш;

    Груша, карандаш, еж, уж, камыш, ухо, лужа, нож.

    3. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    Час, чай, чайник, чайка, чаща, часть, свеча, чашка;

    Прощать, площадка, мочалка, саранча, перчатка;

    Встречать, кричать, ворчать, молчать, пищать, трещать;

    Чадо, чары, чайный, частый, чаша, качать, журчать;

    Туча, задача, удача, тысяча, куча, встреча, щавель;

    Щука, щуренок, чугун, чучело, ворчун, чудо, чулки;

    Чулан, чудный, чужой, щупальца, щуриться, чищу;

    Кричу, пищу, плачу, молчу, лечу, стучу, тащу.

    4. Подчеркнуть в словах буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЧТ, ЩН.

    Бочка, точка, девочка, ручка, тачка, строчка, дочка;

    Колючка, сестричка, курочка, уточка, дудочка;

    Что, чтобы, почта, мачта, мечта, прочти, чтение;

    Точный, вечный, срочный, мрачный, речной;

    Помощник, хищник, хищный, овощной (суп);

    Мощный (удар), женщина, каменщик, барабанщик.

    Цели:

    • закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’];
    • развитие орфографической зоркости у учащихся;
    • развитие внимания, мышления;
    • обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
    • закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
    • воспитание любви к природе.

    Оборудование:

    • картина “Лесная чаща”, картинка с изображением лесной птицы щура;
    • рисунок поезда;
    • карточки со станциями: “Словарная”, “Чаща”, “Парная”, “Соревновательная”, “Самостоятельная”;
    • карточки с гласными буквами.

    Ход урока

    Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка).

    А чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по рядам.

    Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

    Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

    Итак, с заданием мы справились, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

    Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

    Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

    Вот и первая наша остановка. “Словарная”.

    Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова. Возьмите карточки с гласными буквами.

    Игра “Молчанка”. Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.

    М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

    Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

    А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

    Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

    Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и )

    Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

    Чистоговорки.

    Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

    Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

    Вот мы и подъехали к чаще.

    Что обозначает это слово? (Густой лес, заросль)

    Рассматривание картины “Лесная чаща”.

    Какая орфограмма спряталась в слове чаща?

    А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

    Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

    Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.

    Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.

    Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

    Что вы знаете про звуки [ч’], [щ’]? (Эти звуки всегда мягкие)

    Какая гласная буква пишется в сочетание ча-ща? чу-щу?

    Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.

    Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

    Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

    Чистоговорки:

    Щу-щу-щу – я по маме грущу.

    Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

    Следующая станция – “Парная”.

    А сейчас, ребята, мы будем составлять пары, подбирать близкие по значению слова. К доске вызываются от каждого ряда по одному человеку.

    Проверка слов, запись с одним из слов предложения. Учащимся, отвечающим у доски, ставится оценка.

    Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

    “Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

    “Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола.

    Чистоговорки.

    Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

    Ши-ши-ши – веселятся малыши.

    Станция “Соревновательная”.

    Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

    Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

    Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе)

    Чистоговорки.

    Ча-ча-ча – у меня нет ключа.

    Уч-уч-уч – ёжик наш колюч.

    Станция “Самостоятельная”.

    Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

    1 уровень.

    Списать, вставив пропущенные буквы.

    Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

    2 уровень.

    Запишите, раскрывая скобки.

    Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

    3 уровень.

    Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

    Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

    Итог урока:

    Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?

    Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

    Домашнее задание:

    Записать по два слова:

    С сочетаниями ча-ща – односложные;

    С сочетаниями чу-щу – двусложные;

    С сочетаниями жи-ши – трехсложные.

    Тема: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши- правильно пиши»

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

    Цели урока:

    Закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,

    ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

    Способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

    Развивать орфографическую зоркость учащихся;

    Воспитать интерес к работе в группе

    Воспитывать интерес к русскому языку, чувство культуры интеллектуального труда.

    Подготовительная работа к уроку:

    · деление класса на группы, изучение правил работы в группе.

    1.Самоопределение к учебной деятельности

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам в прок.

    Интересные заданья,

    Игры, шутки - всё для вас!

    За работу, в добрый час!

    2.Постановка цели урока

    Оценивать вашу работу будут родители.

    Мы разбились вчера на команды- выбрали названия. А предлагала я такие слова

    Доска: глупыши

    чародеи

    живчики

    чумазики

    смельчаки

    ворчуны

    крепыши

    весельчаки

    Что общего у этих слов? (орфограмма на тему: «Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши»)

    Тема урока- (дети)

    Доска : Ча-ща, чу-щу, жи-ши правильно пиши

    Капитаны, объясните почему ваши команды выбрали именно эти названия

    (мы все здесь веселые, в нашей команде собрались все смелые дети и т.д)

    Все дружно правила работы в команде

    Говорим вежливо,

    говорим по очереди, не перебивая друг друга,

    внимательно слушаем,

    четко высказываем свое мнение,

    соблюдаем порядок на парте,

    уважаем мнение собеседника.

    ……………………………………

    Команда - это значит вместе,

    Команда - все за одного.

    Здесь всё по совести и чести,

    Здесь не обидят никого.

    Команда нас объединяет

    Не испугаемся преград,

    Здесь каждый свое дело знает,

    Работает на результат.

    А если возникают споры,

    Они решаются тотчас,

    И никакие разговоры

    Не отвлекут от дела нас.

    В своей команде нам уютно

    Мы оказались в ней не вдруг,

    Когда кому-то станет трудно,

    Свое плечо подставит друг.

    3.Актуализация знаний

    1 задание «Знатоки правила»

    - Команда рассказывает одно правило на выбор учителя, надо рассказать:

    четко, правильно и дружно - 3б

    В сочетаниях ЖИ-ШИ только И всегда пиши!

    ЖИЗНЬ, КАМЫ ШИ

    Лыжи, мыши и ужи,

    Шины, ёжики, чижи.

    ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

    С буквой И всегда пиши.

    Чижи, ужи, ежи, стрижи,

    Жирафы, мыши и моржи,

    Шиповник, шины, камыши,

    Машины и карандаши.

    Все сочетания ЖИ - ШИ

    Ты только с буквой И пиши!

    В сочетаниях ЧА-ЩА ишем только букву А!

    Например: ЧА ЙКА, ПИ ЩА

    ЧА и ЩА, ЧА и ЩА -

    Роща, чаща и свеча.

    Пища, туча, саранча -

    С буквой А и ЧА и ЩА.

    Пища, чаща, роща, куча,

    Саранча, кочан и туча,

    Дача, гуща и свеча -

    Все слова на ЧА и ЩА.

    Чаща, дача и печать -

    Нужно с буквой А писать!

    В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем только букву У!

    Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун.

    Не стучу, не пищу,

    Не ворчу и не кричу,

    А учу да учу

    Все слова на ЩУ и ЧУ:

    Чум, чудак, чулок, чурбан,

    Щука, чудо и чулан.

    Сочетанья ЧУ и ЩУ

    Пишем только с буквой У!

    Результаты-итоги 1 задания- доска

    4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

    2 задание «Хорошие - чужие правила»

    Прочитайте. Объясните значение пословицы.

    Доска

    Ж…знь дана на добрые дела. (Жизнь дана на добрые дела.)

    Задание детям : Прочитать правила, вставить пропущенные орфограммы.Разбить правила на 2 группы « Хорошие- чужие правила »

    давать прозвища товарищ. , смеш.ть и крич.ть на уроке, выруч.ть товарищ. , выполнять обещ. ния, громко ч.вкать, смеяться над ч.жими ошибками, защищ.ть слабых, убирать за собой ч.шки, общ.ться вежливо

    Для родителей - каждая правильная орфограмма в слове -1б. , каждое словосоч. 1б., если верно разбили на группы (максм.количество 11+9=20б.)

    выру ча ть товари ща

    выполнять обе ща ния

    защи ща ть слабых

    убирать за собой ча шки

    об ща ться вежливо

    давать прозвища товари щу

    сме ши ть и кри ча ть на уроке

    смеяться над чу жими ошибками

    громко ча вкать

    Результаты 2 задания- доска

    3 задание «Кроссворд жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    Предлагаю вам разгадать этот кроссворд, который так и называется: «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».(Выполняют по группам)

    Во всех словах, из которых состоит этот кроссворд, встречаются сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Загадки для кроссворда

    По горизонтали:

    Ночь. Но если захочу,

    Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука)

    Перед тем, как лягу спать,

    Съем котлетку я опять.

    Я расту, и мне так нужен

    Калорийный, вкусный … (Ужин)

    Хлеб сегодня я купил,

    Деньги в кассу заплатил.

    Оказалось, вот удача,

    Что положена мне … (Сдача)

    В краях заснеженных живу.

    Их на прогулку я беру.

    Чтобы по снегу пробежать

    И кислородом подышать. (Лыжи)

    Залатать плохой башмак

    Без него нельзя никак.

    На иглу оно похоже

    И поранить палец может. (Шило)

    А то ни за что не решится … (Задача)

    Распорядок этот дня

    Был написан для меня.

    Никуда не опоздаю,

    Ведь его я соблюдаю. (Режим)

    Мама мне пирог купила,

    На тарелку положила.

    Мне не нужно много класть -

    Съесть смогу я только … (Часть)

    По вертикали:

    Теперь простуды не боимся

    И среди луж мы веселимся.

    Наденем на ноги … (Галоши)

    Он хотя не самовар,

    Выпускает так же пар.

    В чашку воду я налью

    И с баранками попью. (Чайник)

    В городе находится.

    Отсюда во все стороны

    Улицы расходятся.

    Как место называется,

    Кто же догадается? (Площадь)

    Однажды маг взмахнул рукой,

    По воле мага что случилось? (Чудо)

    Сочинение писала,

    Всё черкала, исправляла.

    Непонятно даже стало,

    Где конец, а где … (Начало)

    На обочине машина.

    Гвоздь попал - спустила … (Шина)

    Нас встретит с тобой эта милая … (Дача)

    Очень длинный кусок ткани

    Этот головной убор

    На индусах с давних пор. (Чалма)

    Солнце весело блестело,

    Вдруг всё сразу потемнело.

    Дождь пошёл и даже град.

    Кто же в этом виноват? (Туча)

    С длинной шеей африканец,

    Он в России иностранец,

    И уже, который год

    В зоопарке он живёт. (Жираф)

    Результаты 3 задания - доска

    4 задание «Зоркий глаз»

    Найди и исправь ошибки

    Жизнь, щука, щявель, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чайка, передачя, чулок, учюсь, тащу, стучю, щявель, шырокий, чуточку, ищю, жывотное. (10 ошибок)

    5 задание «Ребусы»

    Ответы: машина, уши, щука

    Памятка для родителей: за каждый верный ответ 1б.(максм.3б)

    6 задание «Собери части слова»

    - Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова.

    Для родителей : за каждый верный ответ 1б

    Результаты 6 задания- доска

    5.Рефлексия деятельности

    7 задание «Собери предложение»

    у нас мы

    замеч*тельные

    родители дети сч*стливые

    Ответ:

    1вариант : Мы замечательные родители. У нас счастливые дети.

    2 вариант : У нас замечательные родители. Мы счастливые дети.

    - Я приглашаю мамочек,чтобы они объявили резульоты.

    Подарок конфеты «Шипучка»

    Чтобы в ваших сердцах шипело только доброе- светлое и для плохого не было места!

    Домашнее задание (по выбору детей)

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

    Сочини сказку,в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".

    Приложение фото к уроку

    Фото к уроку русского языка

    По горизонтали:

    Ночь. Но если захочу,

    Щёлкну раз - и день включу.

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

    Перед тем, как лягу спать,

    Съем котлетку я опять.

    Я расту, и мне так нужен

    Калорийный, вкусный …

    Хлеб сегодня я купил,

    Деньги в кассу заплатил.

    Оказалось, вот удача,

    Что положена мне …

    В краях заснеженных живу.

    Их на прогулку я беру.

    Чтобы по снегу пробежать

    И кислородом подышать.

    Залатать плохой башмак

    Без него нельзя никак.

    На иглу оно похоже

    И поранить палец может.

    Читаю учебник, нельзя мне иначе,

    А то ни за что не решится …

    Распорядок этот дня

    Был написан для меня.

    Никуда не опоздаю,

    Ведь его я соблюдаю.

    Мама мне пирог купила,

    На тарелку положила.

    Мне не нужно много класть -

    Съесть смогу я только …

    По вертикали:

    Теперь простуды не боимся

    И среди луж мы веселимся.

    Гулять пойдём сейчас с Алёшей,

    Наденем на ноги …

    Он хотя не самовар,

    Выпускает так же пар.

    В чашку воду я налью

    И с баранками попью.

    Центр - свободное пространство,

    В городе находится.

    Отсюда во все стороны

    Улицы расходятся.

    Как место называется,

    Кто же догадается?

    Однажды маг взмахнул рукой,

    И вдруг стал белым кролик мой,

    Хоть чёрным был. Я удивилась.

    По воле мага что случилось?

    Сочинение писала,

    Всё черкала, исправляла.

    Непонятно даже стало,

    Где конец, а где …

    На обочине машина.

    Гвоздь попал - спустила …

    В лесочке над речкой тот домик стоит.

    И пусть невысок он, небросок на вид,

    Но лето придёт, быть не может иначе,

    Нас встретит с тобой эта милая …

    Очень длинный кусок ткани

    Вспомним быстренько мы с вами.

    Этот головной убор

    На индусах с давних пор.

    Солнце весело блестело,

    Вдруг всё сразу потемнело.

    Дождь пошёл и даже град.

    Кто же в этом виноват?

    С длинной шеей африканец,

    Он в России иностранец,

    И уже, который год

    В зоопарке он живёт.

    Задание: подумай и запиши правильно 2 предложения

    у нас мы

    замеч*тельные

    родители дети

    сч*стливые

    1)_________________________________________________________________

    2)_________________________________________________________________

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...