Как платье в викторианском стиле стало традиционной одеждой женщин племени гереро. История намибии, древние племена, история южной африки Легкий способ почувствовать себя женщиной

В Намибии и на юго-западе Анголы. Делятся на собственно гереро (в районе реки Белый Нособ и верховьев Свакопа, гора Ватерберх), мбандиеру (мбандеру, овамбандеру - область Омахеке на востоке Намибии), химба (овахимба) и чимба (овачимба, тжимба) - на севере плоскогорья Каоко и в Анголе. Численность в Намибии 157 тысяч человек, в Анголе - 126 тысяч человек (2006, оценка). Живут также на северо-западе Ботсваны (20 тысяч человек). Говорят на языке гереро, а также на языках африкаанс и нама (Намибия), тсвана (Ботсвана), английском (Намибия, Ботсвана) и португальском языках (Ангола). 33% в Намибии, 80% в Ботсване и 95% в Анголе - христиане (протестанты, в Анголе - католики), остальные сохраняют традиционные верования.

Согласно историческим преданиям, около 16 века гереро под предводительством вождей Чивисеуа и Каматы поселились в междуречье Замбези и Окаванго, затем мигрировали на юг на территорию современной Ботсваны, после чего часть ушла на северо-запад современной Намибии на плато Каоко; оставшиеся на востоке гереро (мбандеру) сказали об ушедших: «Ва геререра» - «Они решились!» (отсюда выводится самоназвание гереро). С конца 18 века торговали с колонистами Капской колонии скотом, мясом, изделиями кожевенного и кузнечного ремесла, резьбы по дереву. С 1840-х годов благодаря деятельности немецких миссионеров распространяется христианство. В середине 19 века появляются вождества во главе с вождём (омухона), правившим с советом старейшин, главнокомандующим (омухонгере омунене) и послом (оватумуа). Во время войны с нама (кой-коин) 1863-70 годов были объединены под властью военного вождя Магареро. В 1885 году территория гереро вошла в состав Германской Юго-Западной Африки. Поражение нама и гереро восстания 1904-07 привело к истреблению до 75% гереро. Утратив право владеть скотом, намибийские гереро стали пасти скот европейских поселенцев, заниматься земледелием, приобщаться к европейской культуре и принимать христианство. С конца 1960-х годов, до 1989 существовали бантустаны Герероленд и Каоколенд. Современные гереро в основном работают по найму в сельском хозяйстве и на рудниках, часть живёт в городах, есть интеллигенция. Химба и чимба в основном сохраняют традиционный образ жизни.

Традиционная культура типична для кочевников-скотоводов Южной Африки. Основное традиционное занятие - разведение крупного рогатого скота (численность стад достигала 4 тысяч, общее поголовье к концу 19 века - 90 тысяч голов). Женщины выращивали просо и сорго. Традиционное поселение - крааль (онганда), составляло патрилинейный линидж, возглавлялось наследственным вождём (омухона). Жилище - шатёр из шкур (озонджуа; сооружался в основном женщинами), одежда - передники из дублёной козьей и овечьей кожи или шкур диких животных, более длинные у женщин. Украшения - металлические бусы и спиралевидные браслеты, ожерелья из скорлупы страусовых яиц. Характерны женские платья викторианского типа, подобные тем, что носили жёны и дочери миссионеров, головной убор из платка, повязываемого концами вверх. Основная пища - молоко (омаере), сквашенное в деревянных сосудах или бурдюках, по праздникам - мясо. Во главе общины стоял выборный староста (мухона), на время войны выбирался единый вождь. Счёт родства двойной: делились на 20 патри (орузо) и 6 матрилинейных (эанда) родов; собственность (скот) передавалась по женской линии. Традиционные верования - культ предков (мукуру), священных коров, верховных богов Нджамби Карунга и Омукуру. У шатра омухона постоянно горел священный огонь (окуруо) и хранилась священная вода, применявшаяся в ритуалах освящения новорождённых детей. Известны мифы (о первопредке Мукуру), легенды и др. Инициации, свадьбы, похороны, поминальные обряды сопровождаются танцами и песнопениями, в которых прослеживается влияние церковного пения. Изготавливают маски из кожи. Священный центр гереро - город Окахандья (в 1880 отвоёванный гереро у нама), место упокоения предков и хранения священного огня.

Лит.: Vivelo F. R. The Herero of westen Botswana. Saint. Paul, 1977; Medeiros С.L. Va-Kwandu: history, kinship, and systems of production of an Herero people of South-West Angola. Lisboa, 1981; Балезин А. С., Притворов А. В., Слипченко С. А. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993.

Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек.

Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения».

Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует».

Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.

Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.

Гереро – африканский народ, проживающий на территории современной Намибии (Западной Африки). Колонизаторы использовали рабский труд этого народа для добычи алмазов, безжалостно их уничтожали. Именно в Намибии появились первые в истории концентрационные лагеря. В свою очередь, гереро не раз поднимали восстания, отвечая кровью за кровь. В 1990 году Намибия стала независимой, но гереро из-за геноцида теперь причислены к вымирающим племенам.

В Намибию гереро пришли из района Великих озер в 17 веке. Часть их осела на северо-западе страны, сейчас их называют – химба, а часть перешла Оранжевую реку. Здесь переселенцы натолкнулись на буров и миссионеров. От них гереро переняли европейскую одежду. Это произошло в 18-19 веках. Мода у европейцев давно поменялась, но гереро продолжают одеваться так, словно бы не прошло много-много лет. Сейчас эта одежда смотрится очень экзотично даже в Африке. Правда, в платья гереро внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив яркие цвета. Изменили они и головной убор - из треуголки сделали двухуголку, и их шляпы напоминают рога коровы. Правда, «рогоносцами» стали дамы, причем чем длинней эти символические рога, тем богаче муж. В настоящее время гереро живут в глухих поселках на западе страны, в засушливых районах поблизости от пустыни Калахари. Раньше это были земли бушменов, но гереро давно стали здесь хозяевами. Сюда они пришли после кровопролитной войны 1907-1909 годов, чудом оставшись в живых после настоящего геноцида, устроенного кайзеровской Германией. Тогда было уничтожено 65 тысяч человек. Немцы оправдывались тем, что свои бесчеловечные действия они совершили в ответ на восстание 1903 года, когда гереро и нама убили около 120 немцев, включая женщин и детей. По приказу императора Вильгельма мятежный народ гереро огнем пулеметов загнали в пустыню Калахари и обрекли десятки тысяч людей на гибель от голода и жажды в концлагерях. Даже германский канцлер фон Бюлов возмутился и написал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм тогда ответил: «Законам войны в Африке это соответствует». Тогда уцелело 16 тысяч гереро, но, как они говорят: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня». Одна из самых богатых деревень гереро – Ошияра, с 47 дворами, разбросанными на 10-15 километрах. В деревне проживают около 600 человек, которые содержат 4–6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Самый распространенный вид транспорта – осел, хотя у некоторых есть и лошади. Староста деревни в торжественных случаях надевает военную форму времен 1 мировой войны. У него есть поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там - пара грядок моркови, свеклы, несколько кустов помидоров и чахлое манговое дерево, но в Ошияре это действительно диво - сады Семирамиды. В деревне живут богатые роды. Глава одного, Монди Агим - очень крупный человек с добрым лицом. Правда, у него выбит один глаз. Он купил трактор, открыл единственный в деревне магазин, пробил 2 скважины и теперь наслаждается жизнью. Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин вода подается с помощью дизельного насоса. Любое утро для простого гереро начинается за чашкой чая с молоком. Попив чая, женщины принимаются готовить еду, ухаживают за детьми. Позже они делают из сливок масло, выпускают на пастбище коз и коров, убирают, стирают, шьют. Помогают им работники - бушмены. Это нищий народ – у них вообще ничего нет. Основное средство пропитания, дичь – давно уже выбита, поэтому бушмены вынуждены работать на гереро за миску еды. Гереро говорят – если б не они, то бушмены уже б давно с голоду поумирали. Скорее всего, они опасаются за своих коров и коз, ведь доведенные до отчаяния и голодные, бушмены могут запросто убить корову и съесть. Ведь терять им, кроме жизни, уже нечего. Коровы у гереро- богатство, которое всячески приумножается и бережется. На базаре корова стоит не меньше тысячи долларов. Молоко коров меняют на орехи и плоды. Есть также древних обычай - запрет на употребление кислого молока женщинами. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя.
Кроме скотоводства, гереро высаживают маис и кукурузу, но лишь в сезон дождей. Лишь у богачей с собственными скважинами есть постоянные кукурузные поля. Живут простые гереро в мазанках из коровьего навоза. Начинается строительство с вкапывания четырех небольших стволов деревьев. На них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху - соломенная, или жестяная крыша. После чего наносятся стены из навоза в три слоя. Профессионалы работают только руками. Во всех мазанках хозяева ставят деревяные изваяния, отгоняющие злых духов. Внутри также находится очаг, выполняющий роль обогревателя, плиты и дымокура для защиты от насекомых. Хлеб пекут в железной бочке, в которой выпиливают дверку, размещая внутри металлические полочки для хлеба. Угли подкладывают в низ бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно.
Недавно в Ошияра появился модный дом - из самодельного кирпича-песчаника. Кирпичи добывают сами гереро из местной породы. Три человека в день добывают 120-160 кирпичей и продают их по 1 намибийскому доллару. В день человек может заработать 5-8 американских долларов, но таким бизнесом в селе занимается всего 3 человека, хоть в ней 80% безработных. Мужчины гереро предпочитают спать в тени, а не трудиться, зарабатывая на хлеб насущный.
Правда, танцы и песни в племени- в почете. Танцы довольно медленные, ведь танцорам приходится приплясывать в 5-10 огромных юбках. Ритм задают не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, производя что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Сравнивая его с нацистским геноцидом евреев . В 2004 году Германия признала совершение геноцида в Намибии .

В 1884 году после того, как Британия дала понять, что не имеет заинтересованности в территориях Намибии, Германия объявила их протекторатом. Колонизаторы использовали рабский труд местных племён, захватив земли и ресурсы страны (алмазы) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ [русские субтитры] - О признании в Бундестаге геноцида армян

Субтитры

Сатирическая программа "Шоу "Сегодня" (Heute Show), Второй канал немецкого телевидения (ZDF) Со вчерашнего дня закреплено на бумаге: тот, кто убивает до полутора миллионов армян, тот совершает геноцид. Так со вчерашнего дня совершенно официально называет Бундестаг то, что сделали турки в 1915 году под надзором Германской Империи. Тут был большой вопрос, вы наверняка за ним следили: не захлопнем ли мы таким образом дверь в отношениях с Турцией? Но сегодня надо признать: вау, да мы смелые! Мы и правда назвали геноцид геноцидом! По-моему, мы были вообще первыми! После Франции, Швейцарии, Кипра, Словакии, Литвы, Нидерландов, Швеции, Италии, Бельгии, России, Ватикана, Канады, Чили, Аргентины, Венесуэлы и Уругвая. Да, и Уругвай тоже, понял я! Все, кроме Земли Така-Тука и Атлантиды! Кстати, канцлер, вице-канцлер и министр иностранных дел не смогли прийти вчера на это голосование по резолюции о геноциде. К сожалению, у них были запланированы другие дела. Штайнмайеру, например, срочно понадобилось лететь в Южную Америку. Хотя сбегать из-за геноцида в Южную Америку -- это тоже в некотором роде немецкая традиция. Да! А у Габриэля была встреча со строительной индустрией, тоже очень важно! Вообще это была бурная история. Турецкие объединения в преддверии голосования писали депутатам письма с угрозами. Там стояло нечто вроде: "Еще раз скажешь "геноцид", и я своих братанов позову!" Ну или сестёр. Мы требуем у всех депутатов парламента быть справедливыми и признать, что они не имеют права судить исторические события. Во-первых, эта штука перед тобой -- микрофон, и не надо так кричать! А во-вторых, ты сейчас случайно сами признала, что речь идёт об исторических событиях. Конечно, сегодняшняя Турция не виновна в убийствах более чем сто лет назад, но примирение и отрицание невозможно проводить одновременно. В турецких учебниках геноцид действительно до сих пор полностью отрицается. По-моему, для младших классов там пишут, что армяне -- это народ, который когда-то счастливо и довольно жил в Османской Империи, но в один прекрасный день все армяне заблудились в лесу и пропали с тех пор. Конец. Так ведь тоже не пойдёт, друзья! Единственное, что стоит критиковать -- это время, выбранное для этой резолюции. Почему так поздно? Теперь конечно, складывается впечатление, будто депутаты непременно хотели доказать, что они не семенят на полусогнутых перед этим Эрдоганом. Конечно, турки жутко недовольны! Они настаивают на том, что это никак не мог быть геноцид, ведь... Ведь до 1948 года не было юридического определения геноцида. Таким образом то, что случилось до этого -- не может быть геноцидом, потому что не было такого состава преступления. Что? Всё, что случилось до 1948 года, не было геноцидом? Вот так да! Будем знать! Вчера Турция перво-наперво отозвала своего посла из Берлина, вместо того, чтобы признать, что именно у нас, немцев, с исторической точки зрения можно очень многому поучиться. Добро пожаловать на дополнительный урок истории у доктора Бирте Шнайдер! Тихо! Итак, вопрос классу: Кто устроил первый геноцид в двадцатом столетии? Кто-нибудь ещё? Ну хорошо, тогда толстый гиперактивный мальчик в первом ряду. Я знаю! Это была Турция! Вчера по телеку видел в Бундестаге, но Фениксу! Ага, дурачок случайно переключился с "Дома 2" на "Феникс" и думает, что что-то узнал! Класс! Оливер, из-за того, что 1904 год по моему летоисчислению был раньше 1915-го, первый геноцид, разумеется, идёт в зачёт Германии. "Чё?! Это где ещё?! Не понимаю!" Мы тогда в колонии Германская Юго-Западная Африка практически полностью уничтожили племена гереро и нама. Всего три недели назад объедения жертв официально подали на нас в суд в Гааге. Чего?! Подали в суд на Германию? Я вообще ничего об этом не слышал! Да и не могли услышать. Почти никто никто об этом не сообщил. Немецкие СМИ, к сожалению, были заняты более важными темами, например, игрушечной железной дорогой Хорста Зеехофера или планирующейся свадьбой Даниэлы Катценбергер. Ужасно. Ужасно. Спрашиваешь себя, кто в здравом уме согласится жениться на Катценбергер? Так, дружок, слушай сюда: с 2007 года только в Бундестаге было 5 предложений наконец признать преступления над гереро геноцидом. И каждый раз их отметали, и с каким же аргументом? Ни за что не догадаетесь! Не догадаюсь! Судебная норма "геноцид" появилась только в 1948 году, и поэтому на более ранние события распространить её нельзя. И нельзя вывести из них правовых претензий. Постой-ка! Да это же в точности аргумент турок! Отлично! Оли, я тебе сейчас маленькое солнышко в дневник нарисую! Смотри, оно даже улыбается немного! "Оливер кое-что понял. Ура!" Единственная немецкая политик из правительства, которая когда-либо извинилась перед жертвами, была в 2004 году Вичорек-Цоль из СДПГ. Она даже заплакала! А потом ей от члена ХСС Рука пришлось выслушивать, что это, цитата: "...был недешёвый всплеск эмоций. Миллиардные иски против Германии не нужно снабжать лишними боеприпасами." И, по-моему, "боеприпасы" в этом контексте -- особенно удачно выбранная метафора. Вы понимаете? У турок, по крайней мере, речь идёт о чести, а Германия просто хочет сэкономить деньги. Нууу, так уж мы тоже не надо! Кроме того, президент Роман Херцог ещё раньше, кажется, в 1989 году, сказал, что то, что Германия сделала с гереро, цитата, -- "было нехорошо". Оливер, если меня после двух банок Редбула и сосисок вырвет в лифте -- вот это будет нехорошо. А изгнание целого народа в пустыню и оставление его там умирать -- это называется геноцидом. "Не хорошо" "Геноцид" Есть кто дома? Итак, теперь весь класс сто раз пишет предложение: "Я никогда больше не хочу объяснять другим, как правильно признавать геноцид, прежде чем я правильно не признаю все свои собственные геноциды. Вопросы есть? Есть! Я хотел еще раз вернуться к Катценбергер... Это была Бирте Шнайдер! Сатирическая программа "Шоу "Сегодня" (Heute Show), Второй канал немецкого телевидения (ZDF). Перевод -- YouTube.com/igakuz Не понимаю, у меня ведь по истории всегда пятёрка была!

Восстание

14 января 1904 года гереро и нама под предводительством Самуэля Магареро и Хендрика Витбоя начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. На этот момент небольшой (700 человек) немецкий военный корпус находился на юге колонии, подавляя другое мелкое восстание, оставив без защиты 4640 немецких мирных поселенцев; тогда как силы восставших составляли 6-8 тысяч человек. Общая численность этнического населения колонии оценивается по разным источникам от 35-40 до 100 тысяч человек (наиболее адекватной считается оценка 60-80 тысяч), из которых 80 % составляли гереро, а оставшуюся часть - нама или, как их называли немцы, готтентоты. В мае 1904 года командование немецкими силами в Юго-Восточной Африке перешло от губернатора колонии Теодора Леутвайна к генерал-лейтенанту Лотару фон Трота , и 14 июня немецкие войска (шутцтруппе) численностью 14 000 солдат под его командованием прибыли для подавления восстания. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн» . Фон Трота получил приказ «подавить восстание любой ценой», что было, однако, стандартной формулировкой и само по себе не подразумевало полного уничтожения племени. Тем не менее он был настроен более бескомпромиссно, нежели Леутвайн, в частности, был против переговоров с повстанцами, что совпадало с позицией кайзера Вильгельма и послужило одной из причин этого назначения фон Трота.

К началу августа оставшиеся гереро (порядка 60 тысяч человек) со своим скотом оказались оттеснены к Ватербергу, где фон Трота планировал нанести им поражение в решающей битве согласно привычным немецким военным канонам. шутцтруппе при этом, однако, испытывали большие трудности в условиях пустынной территории, удалённой от железной дороги. Было организовано окружение, причём на западе немецкие позиции были укреплены наиболее сильно, поскольку фон Трота считал отступление гереро именно в этом направлении наихудшим сценарием, которого старался всеми силами избежать. Юго-восточное направление же было самым слабым. 11 августа состоялась решающая битва , в ходе которой из-за несогласованных действий немецких подразделений практически всем гереро удалось бежать на юго-восток и далее на восток в пустыню Калахари . Фон Трота был крайне разочарован таким исходом, однако в своём отчёте написал, что «атака утром 11 августа завершилась полной победой». Можно говорить о том, что таким образом он выдавал желаемое за действительное, и на тот момент - перед битвой - не планировал массового истребления: есть свидетельства, что он готовил условия для содержания пленных.

Преследование и массовое истребление в пустыне

Поскольку полная победа в генеральном сражении (которым должна была стать битва при Ватерберге) не была достигнута, Трота приказал начать преследование повстанцев, ушедших в пустыню, с тем чтобы вынудить их дать бой и всё-таки осуществить разгром. Однако это было сопряжено с большими трудностями для шутцтруппе, а гереро уходили дальше и дальше, так что Трота принял решение оцепить границы пригодной для жизни территории, оставив африканцев погибать в пустыне от голода и жажды. Таким образом, именно на этом этапе произошёл переход от подавления восстания к геноциду. Причиной этого послужило опасение Трота, что восстание перетечёт в вялотекущую партизанскую войну, а любой исход, отличный от полного разгрома повстанцев, будет рассматриваться немецкими властями как поражение. То есть было два пути: либо шутцтруппе инициируют сражение и одерживают в нём окончательную победу, либо вытесняют восставших за пределы своей колонии. Поскольку первого достичь так и не удалось, был выбран второй путь; возможность переговоров и капитуляции Трота решительно отвергал. У гереро была возможность получить убежище в британской колонии Бечуаналенд на территории современной Ботсваны , но большинство при попытке попасть туда погибло в пустыне от голода и жажды или было убито немецкими солдатами.

Переходный момент ознаменовался знаменитой прокламацией Трота, опубликованной им 2 октября 1904 года:

Я, главнокомандующий немецких солдат, передаю это послание людям гереро. Гереро больше не принадлежат к Германии. Они совершали грабежи и убийства, отрезали носы, уши и другие части тела раненым солдатам, а теперь из трусости отказываются сражаться. Я объявляю: тот, кто доставит пленного командира на одну из моих станций, получит тысячу марок, а тот, кто доставит самого Самуэля Магереро, получит пять тысяч марок. Все люди гереро должны покинуть эту землю. Если они этого не сделают, я заставлю их своими большими пушками (артиллерией). Любой мужчина гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, со скотом или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин, а буду отправлять их обратно к своим соплеменникам или буду стрелять в них. И это моё слово людям гереро.

Эту прокламацию надлежит огласить нашим солдатам на перекличке, с дополнением, что подразделение, захватившее командира, получит надлежащее вознаграждение, а под «стрелять в женщин и детей» следует понимать стрельбу поверх их голов, чтобы заставить их бежать. Я уверен, что после этой прокламации мы больше не будем брать пленников-мужчин, но зверства в отношении женщин и детей недопустимы. Они убегают, если выстрелить несколько раз в их направлении. Мы не должны забывать о хорошей репутации немецкого солдата.

По факту на этот момент уже велись массовые убийства гереро, как правило, уже потерявших способность к активному сопротивлению. Об этом имеются многочисленные свидетельства, хотя большая часть их была использована Британией в конце Первой Мировой войны для дискредитации образа Германии, поэтому они не всегда полностью объективны.

Концентрационные лагеря

Губернатор Леутвайн активно возражал против линии фон Трота, и в декабре 1904 года он привёл в общении с вышестоящим руководством аргумент, что экономически более выгодно использовать рабский труд гереро, нежели полностью уничтожать их. Глава генштаба немецкой армии, граф Альфред фон Шлиффен и другие приближенные к Вильгельму II люди согласились с этим, и вскоре оставшиеся сдавшиеся или захваченные в плен были заключены в концлагеря , где их заставляли работать на немецких предпринимателей. Так, труд заключённых использовался частной алмазодобывающей компанией, а также для строительства железной дороги в районы добычи меди. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle , именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях.

Последствия и их оценка

В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения. Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией . Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев .

Германия потеряла в ходе действий по подавлению восстания около 1500 человек. В честь погибших немецких солдат и в ознаменование полной победы над гереро в 1912 году был установлен монумент в Виндхуке , столице Намибии.

Российский историк-африканист Аполлон Давидсон сравнивал уничтожение африканских плёмен с другими действиями немецких войск, когда кайзер Вильгельм II давал советы немецкому экспедиционному корпусу в Китае: «Пощады не давать! Пленных не брать. Убивайте, сколько сможете! <…> Вы должны действовать так, чтобы китаец уже никогда не посмел косо посмотреть на германца». Как писал Давидсон, "по приказу того же императора Вильгельма восставший против немецкого господства народ гереро огнём пулеметов загнали в пустыню Калахари и обрекли десятки тысяч людей на гибель от голода и жажды. Даже германский канцлер фон Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует» .

В мировой культуре

Сложные отношения Германии с племенем гереро метафорически описаны в романе Томаса Пинчона «Радуга тяготения ». В другом его романе, «

Картины геноцида трудно вместить человеческому сознанию: обугленные скелеты в печах крематориев, вспоротые животы беременных женщин, размозженные черепа детей…

Вытеснение этих картин из памяти, из сознания -- естественная защитная реакция психики. Однако забвение истории создает возможность ее повторения.

Термин «геноцид» вошел в политический обиход вскоре после второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т. п).

Геноцид племён гереро и нама в 1904--1907 годах

Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания, численность немецкой армии составляла 14000 человек. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн». В октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум ««Все гереро должны покинуть эту землю… Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них»». В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили 3-5 тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставляя работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев. Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...