Каковы недостатки применения ресурсного подхода. Фундаментальные исследования. Ресурсный подход к управлению стратегическим развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса

Стратегия развития любой организации, и в первую очередь производственной, должна обеспечить эффективную реализацию открывающихся во внешней среде возможностей при наилучшем использовании имеющихся организационных ресурсов. Выявление возможностей, а так же угроз исходящих, как правило, из внешнего окружения организации, происходит в процессе проведения анализа внешней организационной среды. Наличие и соответствие ресурсов предприятия стратегически важным для него возможностям, формируемым в среде окружения, должно быть определено в ходе анализа его внутренней среды. Такой подход при формировании стратегии развития организации получил наименование ресурсного подхода (рис.4.1).

В рамках ресурсного подхода фирма рассматривается как располагаемая совокупность ресурсов и потенциальная способность их использования для эффективного достижения целей организационного развития.

Таким образом, наличие необходимых организационных ресурсов, является обязательным, но не достаточным условием реализации стратегии развития. Необходимо, чтобы организация обладала потенциалом их рационального использования, т.е. организационными способностями. С определенной долей упрощения будем считать, что ресурсы фирмы – это её производственные активы, а способности – это прикладная возможность использования ресурсов при создании товарных продуктов (услуг). Оценка потенциала организации, при её рассмотрении с точки зрения стратегического управления, сводится к выделению таких элементов производственной системы, при использовании которых появляется возможность достижения её стратегических целей. В этом определении ключевым словом является слово «возможность», т.е. стратегическими ресурсами организации признаются не материальные средства производства, предметы труда или определенные категории работников (труд), а те возможности , которые возникают при их использовании.

Таким образом, организация стратегического развития фирмы связана с рациональным управлением развитием системы её стратегических ресурсов. В перечень стратегических ресурсов любой производственной системы (ПС) традиционно включают :

1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т. п.);

2. Технологические ресурсы (динамичность методов технологии, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.);

3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей организации);

4. Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.);

5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер, тип, гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т. п.);

6. Информационные ресурсы (характер располагаемой информации о самой организации и её внешней среде, возможность расширения и повышения достоверности получаемой информации и т. п.);

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей достижения целей стратегического развития организации. Это означает, что имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и инвентарь и т.п.), кадры (рабочие соответствующих разрядов, ИТР соответствующей квалификации, научные работники и т.д.), производственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, ПС способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей.

Эффективное управление системой стратегических ресурсов возможно в том случае, если фирма обладает достаточно высоким уровнем стратегического потенциала. К основным элементам стратегического потенциала, определяемым динамикой внешней среды , относят:

Способность ПС к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами;

Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей;

Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы;

Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства (зон стратегических ресурсов), а также к анализу деятельности групп стратегического влияния;

Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках;

Способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса;

Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры рынков товаров, факторов производства, финансовых рынков за счет внешней гибкости ПС;

Способность к поддержанию конкурентного преимущества фирмы за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования.

К элементам стратегического потенциала фирмы, определяемым её внутренними возможностями относят:

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет оснащения производственного процесса адаптивными технологическими средствами и гибкими техническими системами;

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет использования в производстве плодотворной технологии;

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования кадрового потенциала адекватного изменению целей ПС;

Способность осуществлять изменения архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целей ПС;

Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка;

Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса фирмы и планируемой доли захвата рынка;

Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы;

Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы.

Перечисленные условия не претендуют на достаточную полноту. Они должны быть дополнены и уточнены применительно к каждому конкретному случаю. Однако нам представляется, что даже этот неполный перечень умений и возможностей, которыми должна обладать фирма показывает, насколько сложна проблема выживания, удержания позиций фирмы на рынке.

Эти условия могут быть сведены в своеобразную матрицу, в которой реализована ресурсная концепция ПС (табл.4.1). Назовем ее «матрицей стратегических ресурсов фирмы». Матрица характеризует не только существующее на момент анализа состояние фирмы, но и позволяет конкретизировать направления выработки стратегических целей развития. В столбцах матрицы 3-9 могут быть даны соответствующие вербальные характеристики, но могут быть использованы и различного рода количественные показатели. Это позволит либо в качественной, либо в количественной форме оценить как существующий, так и требуемый для выживания в долговременном периоде стратегический потенциал фирмы.

Таблица 4.1

Матрица стратегических ресурсов фирмы

№ п.п Составляющие стратегического потенциала фирмы Наименование ресурса
Технические Технологические Кадровые Пространственные Организационной структуры управления Информационные Финансовые
к
Способность к реализации конкурентоспособных идеи в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса
Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры товарных, финансовых и рынков факторов производства за счет внешней гибкости ПС
Способность к поддержанию конкурентного статуса фирмы за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования
Способность обеспечить внутреннюю гибкостьПС за счет оснащения производства адаптивными средствами технологического оснащения и другого оборудования
Способность обеспечить внутреннюю гибкостьПС за счет использования в производстве плодотворной технологии
Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала
Способность осуществлятьизменение архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целейПС
Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка
Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментахрынкас учетом конкурентного статуса фирмы и планируемой доли захвата рынка
Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей фирмы
Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы

Вместе с тем, для подобного рода качественных или количественных оценок необходимо выработать критерии сравнения, относительно которых можно определить уровни соответствия тех или иных ресурсов фирмы ее стратегическим целям по каждой строке матрицы. Одним из подходов при формировании такого рода оценок, является получение сравнительных оценок по важнейшим параметрам организации с аналогичными параметрами её основного конкурента. В результате может быть получен так называемый стратегический профиль организации (табл.4.2).

Методика построения профиля принципиально проста. Определяется экспертами или на основе количественного анализа (что более предпочтительно) позиция фирмы в поле оцениваемых параметров, оценки носят, как правило, балльный характер. Аналогичные оценки должны быть получены и по основному конкуренту. Безусловно, получение таких оценок весьма не простое дело, однако, часть информации может быть получена в открытом доступе, часть - следует формировать на основе опыта, интуиции, индивидуальных знаний. Фактически речь идет о бенчмаркинге. Хотя последний предполагает добровольное сотрудничество и обмен информацией двух и более организаций-партнеров. Оценки как по фирме, так и по основному конкуренту должны формироваться с привлечением единой шкалы (например, от -1, через 0, до +1). Полученные оценки проставляются в соответствующей ячейке профильной матрицы в виде точек. Соединив полученные точки отрезками прямой линии, получим стратегический профиль фирмы и основного конкурента. В результате построения, возникает визуальное представление о сильных и слабых параметрах организационной системы по отношению к конкуренту. Знание преимуществ и недостатков фирмы позволят своевременно разработать систему мероприятий по использованию сильных сторон организации и нейтрализации её слабостей.

Таблица 4.2

Матрица относительного стратегического профиля организации

№ п.п. Составляющие стратегического потенциала фирмы Технические ресурсы
Организация Основной конкурент
-1 0 +1 -1 0 +1
Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и заеё пределами
Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей
Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позво­ляющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы
Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства, а также к анализу деятельности групп стратегического влияния
Способность к выдвижению конкурентоспособных идеи в области конструирования, технологии и организации производства товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках

Анализ полученных данных может выглядеть так (в качестве примера по табл. 4.2). Фирма обладает весьма качественными техническими ресурсами, обеспечивающими её высокую способностью к макроэкономическому анализу, анализу экономической ситуации на рынке, что безусловно является сильными сторонами предприятия. Однако она проигрывает конкуренту в способности своевременно выявлять возникающие на рынке возможности, новые потребности населения или целевых групп. У фирмы слабое звено НИОКР, что не позволяет ей быстро реализовать возникающие возможности в новых продуктах, способных удовлетворить новые потребности потенциальных клиентов. Это весьма тревожные тенденции, которые фирма должна быстро и эффективно переломить, усиливая научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую базу, а так же техническое оснащение маркетинговой службы.

Ресурсы организации формируют систему, только она и способна создать организационную способность и конкурентное преимущество на её основе. Нет смысла иметь преимущество по издержкам, производя морально устаревшую продукцию, только её инновативность при низких издержках позволит сформировать рыночное преимущество.

Ресурсный подход обеспечивает большую определенность в развитии предприятия, акцент такого развития смещается в сторону его внутренней среды. На этом основании видными исследователями в области стратегического менеджмента Прахаладом и Хэмэлом было введено в обиход и успешно используется в практике управления такое понятие, как «ключевые компетенции организации». Ключевые компетенции организации характеризуются тем, что вносят существенный вклад в формирование потребительной стоимости продукта или эффективности его создания, а так же, в силу уникальности, являются потенциальным основанием для приобретения фирмой конкурентного преимущества. Суть трактовки ресурсного подхода, предложенной этими учеными, сводится к тому, что фирма должна выявить и управлять развитием своих ключевых компетенций и искать рынки для их наилучшего использования. Свои выводы они подтверждают серией примеров из истории развития известных компаний, например стратегий Sony и RCA в области бытовой электроники. Обе фирмы на национальном рынке занимали второстепенные позиции и без особого успеха пытались продвинуть свои инновационные продукты. RCA представила систему видеодисков, а Sony – систему видеозаписи. Обе фирмы потерпели с этими продуктами неудачу. Однако, в отличии от RCA, постепенно покинувшей рынок бытовой электроники (в последствии компания была поглощена GE и перепродана французской компании Thomson), Sony продолжала развивать свои ключевые способности, что в итоге привело к серии успешных товаров – от видео- и цифровых камер, до игровых приставок «PlayStation» и сделало её лидером данного рынка.

Такой подход к формированию стратегии развития фирмы, как показала организационная практика, является тем более приемлемым, чем выше динамика внешней среды предприятия. Именно уникальные технологические способности успешных организаций, работающих в динамично растущих отраслях, обеспечивают им устойчивое конкурентное преимущество на рынке. Однако, совершенно очевидно, что технологии, продукты фирмы, изготавливаемые с их применением, да и сами потребности, удовлетворяемые этими продуктами, проходя свой ЖЦ устаревают и должны быть заменены. Отсюда следует очевидный вывод о том, что и продукты, и технологии, и сопряженные с ними квалификации персонала, т.е. ключевые компетенции организации должны развиваться. Такое развитие носит, как правило, эволюционный характер. В качестве примера можно привести историю развития фирмы «Медтроникс», которая, выявив и развивая свои компетенции по созданию медицинской техники, прошла путь от ремонта элементарных физиотерапевтических приборов до производства современного, вживляемого под кожу кардиостимулятора. Как показывает опыт развития ведущих мировых фирм, необходимо уже в самом начале организационного развития реинвестировать часть прибыли (10-20%) в углубление своих ключевых компетенций и создания на их основе новых направлений деятельности. Именно наличие конкурентного преимущества, основанного на ключевых компетенциях организации, расположенной в привлекательной отрасли позволяет ей получить прибыль выше среднеотраслевой. В основе ресурсного подхода при формировании стратегии организационного развития лежит положение об уникальности каждой компании, её способности использовать для приобретения конкурентного преимущества собственные отличия. Такая уникальность создает серьезные трудности (иногда непреодолимые) копирования их конкурентами, так как комбинация ресурсов, исторически сложившаяся в организации, соответствующая ей организационная культура, скорее всего, неповторимы.

Как было отмечено выше, способности организации формируются только на базе системного использования имеющихся ресурсов. Эффективность врачебной помощи пациенту, оказанной в клинике, будет относительно ниже, если она не обеспечена необходимой инфраструктурой: рентгеновской лабораторией, микробиологической лабораторией, физиотерапевтическим оборудованием, помощью младшего медицинского персонала и т.д. Реализация организационной способности «лечить человека» на практике предполагает согласованное использование всех перечисленных ресурсов. Таким образом, организационная способность предполагает организацию взаимодействия всех стратегических ресурсов фирмы, формирующих её конкурентное преимущество на рынке.

Как правило, организационные возможности фирмы идентифицируются с применением двух подходов: функциональной принадлежности способности, или её места в цепочке формирования ценности .

Первый подход соотносит способности фирмы с функциональными областями деятельности. Например, в области НИОКР это способность организации к выдвижению инновационных идей, к исследованиям и разработкам нового товара, новой технологии, снижению времени разработки и т.д. В области производства – способность снижать себестоимость продукции как за счет рационализации основных, так и вспомогательных производственных процессов, способность к сокращению длительности производственного цикла, способность к повышению производительности труда, быстрой адаптации производственной системы к изменениям во внешней среде и т.д.

Второй подход носит более универсальный характер и связан с выявлением способностей фирмы по видам деятельности вдоль цепи создания ценности. М.Портер выделил основную деятельность, связанную с преобразованием исходных ресурсов в товарную продукцию (входная логистика, производственные операции, логистика на выходе из процесса, маркетинг и продажи, обслуживание клиента) и вспомогательную деятельность, обеспечивающая основную (инфраструктура фирмы, управление человеческими ресурсами, технологии и их развитие, материально-техническое обеспечение). Интегрированные способности фирмы могут быть проанализированы по элементам. Такой анализ позволяет выявить слабые элементы способностей и разработать стратегии их усиления.

Способности фирмы могут быть разнесены в две принципиально разные группы – способности как рутины и специализированные способности, интегрируемые в организационные способности.

К рутинным способностям относят «регулярные и предсказуемые модели поведения, представляющие собой определенную последовательность скоординированных действий людей» . Ранее заведенный порядок работы организации реализует систему рутинных способностей. Этот порядок сродни навыкам отдельного человека. Реализация рутин идет на уровне подразумеваемых знаний и взаимопонимания всех членов организации. Однако, для устойчивого использования рутин, они должны все время применяться. Неиспользование рутин влечет их утрату. Так после остановки конвейера на КАМАЗе в 1998 году запустить его вновь оказалось непросто, никто не знал, как это сделать.

Интегральная способность фирмы, формирующая её конкурентное преимущество, является сложной и может быть детализирована в ряд специфических способностей , определенных либо по их функциональной принадлежности, либо по этапу в цепочке формирования ценности. В любом случае, например, способность изготовить машину связана со способностью получения требуемых ресурсов на входе, способностью организовать производственный процесс, способностью его продвижения на рынке и т.д. Каждая из перечисленных способностей (список далеко не полон) является специфической способностью, направленной на решение отдельной задачи. Системное объединение этих способностей и формирует интегральную способность высокого уровня иерархии, оказывающую существенное влияние на конкурентоспособность фирмы. И хотя в теории решение проблемы формирования интегральной способности кажется тривиальным, на практике её разрешение реализовать весьма сложно. Например, разработка нового продукта требует интеграции разнообразных специфических знаний, навыков, умений. Объединение их в интегральную способность осуществляется через формирование кроссфункциональной команды, состоящей из разнопрофильных специалистов. Однако организация эффективной деятельности такой команды оказывается делом весьма не простым. Видимо этим объясняется тот факт, что до сего времени мало кому удается превзойти японские промышленные корпорации, достигшие высочайшего уровня в деле координации работы таких объединений. Toyota, Sony, Canon, сформировавшие системы координации деятельности кроссфункционаьных команд, демонстрируют самый короткий цикл разработки и вывода нового продукта на рынок.

Важнейшим со стратегической точки зрения ресурсом организации являются человеческие ресурсы. Под человеческими ресурсами понимают способность человека использовать свои квалификации, знания, навыки, интеллект для принятия управленческих решений, выполнения производственно-хозяйственных операций необходимого уровня качества, номенклатуры и объема. Этот ресурс, как все другие, должен соответствовать целям развития организации, её принятым стратегиям, основным ключевым компетенциям. Его эффективное применение возможно только в контексте деятельности предприятия, т.е. в полном соответствии с принятыми в организации ценностями, традициями, т.е. её культурой, которая и определяет способы управления бизнесом .

В современных условиях всё большее значение для формирования конкурентного преимущества на рынке приобретают нематериальные активы предприятия. На общую стоимость активов компании нематериальные ресурсы часто оказывают большее влияние, чем материальные. К сожалению, пока нематериальные активы слабо отражены в отчетной документации предприятий. Именно по этой причине имеет место весьма существенная разница в балансовой оценке стоимости предприятия и его рыночной ценой (см. табл.4.3).

К нематериальным активам предприятия относят такие ресурсы, как наличие передовых технологий, патентов и ноу-хау, признанного бренда или торговой марки и т.п.

Таблица 4.3

Соотношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости активов некоторых крупных корпораций

№ п/п Наименование компании Отношение рыночной стоимости акций к балансовой стоимости активов Отрасль Страна базирования
Accenture 27,6 Консалтинг США
Gillette 17,9 Средства ухода за телом США
Dell Computer 15,9 Компьютеры США
Oracle 12,2 Программное обеспечение США
SAP 10,1 Программное обеспечение Германия
Pfizer 9,9 Лекарственные препараты США
Coca-Cola 9,3 Безалкогольные напитки США
Pepsico 8,0 Безалкогольные напитки США
Medtronic 7,9 Медицинское оборудование США
Procter & Gamble 7,8 Потребительские товары США

Последние годы существенное внимание крупных и крупнейших компаний направлено на формирование и укрепление бренда. Его ценность (или капитал бренда) может быть посчитана путем умножения ценовой премии, которую готов оплачивать потребитель марочного товара, на ежегодный объем продаж этих товаров. Ценность некоторых брендов представлена в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Цена брендов ведущих компаний мира

Такая фирма, как «Harley-Davidson», выпуская морально устаревшие мотоциклы, но сумевшая создать «крепкий» бренд, продает свою продукцию на 40% дороже аналогичных моделей, а её имя используется на основе лицензий при изготовлении одежды, сигарет, кружек и др.

Компании с высоким инновационным потенциалом налаживают управление портфелем патентов, целью которого является максимизация доходов от продажи лицензий. К таким компаниям относятся Texas Instruments, Qualcomm (беспроводная телефония), Unisystem (сжатие цифровой информации в формате LZW).

Таким образом:

Организация должна четко идентифицировать располагаемые ресурсы;

Организация должна четко идентифицировать соответствие располагаемых ресурсов конкурентным факторам успеха;

Организация должна развивать свои ресурсы и способности их эффективного использования.

При наличии всех трёх составляющих управления компанией своими ресурсами и способностями важно уметь оценить их потенциальную прибыльность.

Как отмечается в , прибыль, которую фирма может заработать, используя свои ресурсы и способности, зависит от трёх основных факторов:

Способности достигать конкурентного преимущества;

Способности поддерживать устойчивое конкурентное преимущество;

Способность присваивать результаты, формируемые конкурентным преимуществом.

Каждый фактор сложный и зависит от некоторого перечня характеристик ресурсов (см. рис.4.2 ).


Чтобы сформировать конкурентное преимущество на основе имеющегося ресурса или способности необходимы два условия: уникальность ресурса и его связь с ключевыми факторами успеха. Стандартный, легкодоступный в отрасли ресурс, скорее всего, неспособен создать фирме устойчивое конкурентное преимущество в силу доступности для конкурентов. Только труднодоступный, уникальный ресурс имеет потенциал формирования и относительно длительного удерживания конкурентного преимущества. При этом ресурс или способность должны иметь связь с ключевыми факторами успеха . Нет смысла в больнице иметь парк металлорежущего оборудования, т.к. этот потенциал не может быть использован для роста качества основной услуги – медицинского обслуживания населения. И, напротив, наличие диагностического оборудования потенциально способно привести к росту качества обслуживания пациентов и сформировать конкурентное преимущество клиники на рынке этого вида услуг. Таким образом, ресурсы и способности должны помогать организации в формировании ценности для потребителей их товарных продуктов или услуг, т.е. соответствовать одному или нескольким отраслевым факторам успеха.

Чтобы обеспечить устойчивость конкурентного преимущества на основе имеющегося ресурса или способности должны исполняться три условия: продолжительность существования ресурса, возможность его передачи, возможность его воспроизводства.

Чем длиннее жизненный цикл стратегического ресурса фирмы, тем дольше он будет «работать» по формированию и удержанию конкурентного преимущества. Однако со временем его ценность снижается и происходит это тем быстрее, чем динамичнее развивается отрасль. ЖЦ ключевого ресурса компании Eastman Kodak, способность производить высококачественную фотопленку, находится на завершающем этапе в связи с выводом на рынок цифровых фото- и видеокамер. С течением времени усиливается лишь один ресурс – это бренд фирмы. Чем дольше она существует, тем, как правило, выше её репутация и узнаваемость на рынке.

Чем легче ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность компании может быть скопирован конкурентом, в том числе его приобретением на рынке, тем меньше его ценность для сохранения конкурентного преимущества. Возможность приобретения ресурса для имитации стратегии развития определяется мобильностью ресурса. Чем выше его мобильность, тем хуже его охранная для конкурентоспособности функция. Мобильность ресурса снижается, если:

Ресурс обладает географической неподвижностью (соляные копи в Польше, используемые для лечения легочных заболеваний), большие габариты ресурса (некоторые виды металлообрабатывающего оборудования);

Засекреченность информации о качествах ресурса, что повышает риски неверной оценки его прибыльности при приобретении;

Комплементарность ресурсов (т.е. их взаимодополняемость), говорящая о том, что эффективно ресурс работает во взаимосвязи с другими ресурсами. Изъятие данного ресурса из организационного контекста приводит к резкому падению ценности данного ресурса.

Низкой мобильностью обладают организационные способности, в силу того, что они носят комплексный, сложный, комплементарный характер.

Возможность воспроизводства ресурса или способности – это возможность их повторения в новых условиях, новых продуктах или географических регионах. Воспроизводство способности реализовать технологию быстрого питания во множестве ресторанов в разных точках мира, обеспечило мировое конкурентное преимущество системе ресторанов McDonald`s. Такое воспроизводство требует систематизации накопленных знаний, четкой структуризации стандартных операций процессов, что и сделал Рэй Крок, купивший идею технологии быстрого питания у братьев McDonald.

Если ресурс или способность обладают явно выраженными особенностями, то воспроизвести его фирмам-конкурентам относительно просто. Сложно, как уже говорилось, воспроизвести организационные способности, основанные на слабо идентифицируемых организационных рутинных процессах. Если рутинные процедуры развиваются по принципу «обучение во время работы», а знания, на которых основываются процедуры, остаются как бы «за кадром», носят неявный и рассеянный характер, то воспроизвести такую способность конкуренту будет весьма затруднительно.

Чтобы присвоить результаты конкурентного преимущества фирме необходимо обеспечить выполнение трех следующих условий: - определить границы права собственности на ресурсы и способности, обеспечить сильную рыночную власть фирмы по отношению к ресурсам и способностям, зафиксировать знание об участии ресурса или способности в формировании конкурентного преимущества фирмы.

В организации иногда сложно разграничить права собственности на ресурс или способность между человеческим капиталом, принадлежащим работнику и ноу-хау компании. В случае, когда основной эффект при формировании конкурентного преимущества образуется за счет знаний, умений, навыков, профессиональных умений сотрудника, то право собственности на ресурс или способность перемещается к сотруднику. Если ноу-хау, значительная часть применяемых индивидуальных навыков и знаний включены в применяемую организационную рутинную процедуру, то чем больше зависимость успеха при формировании конкурентного преимущества от корпоративных систем и репутации, тем меньше зависимость от конкретного работника и право собственности на ресурс или способность перемещается к организации.

Эффективность при ресурсном подходе (resource-based approach) определяется путем наблюдения за началом процесса управления и оценки способности организации эффективно добывать ресурсы, необходимые для успешной деятельности.

Таким образом, при ресурсном подходе рассматривается и оценивается «вход» системы управления организацией, так как предполагается, что, для того чтобы быть эффективной, организация должна уметь добывать ценные ресурсы и управлять ими. С точки зрения ресурсного подхода эффективность организации определяется как ее способность, абсолютная или относительная, добывать редкие и ценные ресурсы, успешно интегрировать их и управлять ими.

В широком смысле показатели эффективности, согласно ресурсному подходу, включают в себя следующие характеристики:

  • покупательская позиция, т.е. способность организации добывать из окружающей среды редкие и ценные ресурсы, в том числе финансовые и человеческие, сырье, знания и технологии;
  • способность тех, кто в организации принимает решения, видеть и правильно интерпретировать свойства окружающей среды;
  • способность менеджеров использовать осязаемые (например, запасы сырья, люди) и неосязаемые (например, знания, корпоративная культура) ресурсы в повседневной деятельности организации для достижения наилучших результатов;
  • способность организации реагировать на изменения в окружающей среде.

Ресурсный подход определения экономической эффективности по результатам деятельности основан на оценке непосредственного эффекта от управленческого решения при достижении целей, реализации функций, методов и др. Основные параметры при оценке экономической эффективности - стандарты использования ресурсов (временных, материальных, финансовых и др.). Определение экономической эффективности осуществляется по следующей формуле:

где Сj - стандарт на использование (трату) ресурса; Р, - реальное использование (затраты) ресурса.

При расчете экономической эффективности необходимо определить значение Э э} по нескольким ресурсам (т ) и затем по приоритетности ресурсов (п {) найти среднее значение Э э:

Наилучшей альтернативой считают ту, которая обеспечивает наименьшие затраты ресурсов.

Разновидностью применения ресурсного подхода является метод анализа эффективности затрат , который считается более усовершенствованным видом или вариантом традиционного маржинального анализа . Этот метод основывается на сопоставлении альтернатив в тех случаях, когда оптимальное решение нельзя выразить в денежных единицах, как это имеет место при маржинальном анализе, представляющем собой фактически традиционный вид анализа затрат и результатов.

Анализ эффективности затрат позволяет осуществлять выбор из нескольких альтернатив для определения предпочтительного варианта в тех случаях, когда цели далеко не столь конкретны, как те, которые выражены определенными количественными показателями, например сбыт, издержки или прибыль.

Основными особенностями анализа эффективности затрат являются сосредоточение внимания на результатах программы или системы, сопоставление вклада каждой альтернативы с эффективностью в отношении достижения желаемой цели и сравнение стоимости каждой из этих альтернатив на основе ее эффективности.

При анализе эффективности затрат: цели обычно ориентированы на выпуск продукции или на конечные результаты и, как правило, не поддаются точному определению; альтернативы обычно представляют собой целые системы, программы или стратегии, рассчитанные на достижение целей; критерии эффективности должны соответствовать целям и быть сформулированы как можно более точно; оценка издержек производства является обычной и традиционной, но сюда могут входить как неденежные, так и денежные издержки, несмотря на то что первые можно элиминировать, выразив их в виде отрицательных факторов эффективности; критерии решений хотя и являются определенными, обычно не столь конкретны, как стоимость или прибыль, и могут включать в себя достижение какой-либо цели с наименьшими затратами, с наличными ресурсами или обеспечивать снижение издержек по отношению к эффективности, в особенности с учетом потребности в первых для достижения других целей.

Ценность метода анализа эффективности затрат заключается в том, что он побуждает того, кто принимает решение, рассмотреть различные альтернативы с учетом их эффективности по отношению к затратам. Этот метод нашел широкое применение при принятии инновационных решений.

Ресурсный подход используется тогда, когда другие подходы к оценке эффективности менеджмента невозможно реализовать из-за отсутствия необходимого количества показателей (для некоммерческих и социальных организаций бывает трудно измерить степень достижения целей или внутреннюю эффективность).

Ресурсный подход обладает бесспорными достоинствами, когда другие подходы измерения эффективности недоступны, но у него есть и несомненный недостаток - он не учитывает связь деятельности организации с нуждами потребителей.

Таким образом, ресурсный подход наиболее ценен тогда, когда показатели достижения целей сложно получить и измерить (т.е. невозможно реализовать целевой подход к оценке и измерению эффективности менеджмента).

Что такое ресурсный подход в образовании?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Ресурсный подход в образовании». (№ 1)

Объясните, пожалуйста, значение слова «ресурс».

- …..

- Ресурс - количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. (№ 2)

А что значит «образовательные ресурсы»?

- …

- Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. (№ 3)

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) Если ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, это говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

К ресурсам любого образовательного учреждения можно отнести: материально-техническую базу, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение.

Главным ресурсом , обеспечивающим качество образования, является урок.

Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего , качество урока.

Ресурсы развития современного урока : (№ 4)

здоровьесберегающие и развивающие технологии

проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

материально-техническая, финансовая база.

- главный ресурс урока – сам учитель.

    Здоровьесберегающие и развивающие технологии (№ 5)

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показали 25% первоклассников пришли в первый класс здоровыми.

Достоверно вписываются слова философа А.Шопенгауэра

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?

Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

    Личностно-ориентированные

    Педагогика сотрудничества

    Технологии развивающего обучения (ТРО)

    Технология уровневой дифференциации обучения.

(№ 6) Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

- Перейдём к следующим ресурсам.

    (№ 7) Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения.

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход. (№ 8)

Какой подход называется системно-деятельностным?

- ….

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным.

Идею системно-деятельностного подхода можно выразить в японской пословице: «Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».

Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.

Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте системно-деятельностного подхода.

При моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества. (№ 9)

Основная идея этой – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Технология сотрудничества позволяет создавать условия для формирования у учащихся УУД, т.к. основана на самостоятельной работе ученика.

В результате работы по данной технологии учащиеся не только приобретают знания, УУД, опыт работы с одноклассниками (социальная компетентность), а так же создаются условия для формирования собственного мнения и картины мира.

Сейчас я вам предлагаю выполнить экспресс-анкету, ответами которой будут «да» или «нет». (Заранее раздаю листочки).

1.Экспресс-анкета педагогов (ответы «да» или «нет»)

    Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

    Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

    Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

    Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

    Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

    Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися.

Взять себе на заметку, всё ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Следующий ресурс –

    (№ 10) Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Что для Вас является комфортным на уроке?

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление.

(№ 11) «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.

(№ 12) Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Следующий ресурс –

IV . (№ 13) Материально-технический, финансовый ресурс

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:

    Наглядные

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

    Информационные модули

    Иллюстрации

    Слайд-шоу

    Аудио лекции

    Видео

    Электронные учебники и т.д.

Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Сейчас к Вашему вниманию я представлю притчу, которая поможет вам назвать главный ресурс урока.

(Чтение притчи)

(№ 14) Притча

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он - учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других . И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».

(№ 15) Главный ресурс урока – сам учитель.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

(№ 16) Рефлексия в форме ладони.

Ресурсный подход в образовании

На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:

    большой – «Для меня это важно и интересно…»

    указательный – «Я бы мог, но не спросили…»

    средний – «У меня всё время вертелось в голове…»

    безымянный – «Если бы я был учеником…»

    мизинец – «Мне понравилось…»

(№ 17) - Спасибо за внимание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические аспекты анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Описание методики анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ перспектив развития российского туристического рынка в 2017 году.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2018

    Исследование финансового состояния предприятия ОАО "МОРИОН", основных проблем финансовой деятельности. Рекомендации по управлению финансами. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики.

    отчет по практике , добавлен 30.06.2010

    Методологические основы анализа динамики и структуры себестоимости продукции предприятия. Краткая характеристика и анализ основных финансово-экономических показателей. Анализ организации и эффективности маркетинговой деятельности. Оптимизация затрат.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Теоретические аспекты и методы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Содержание анализа и его информационной базы. Рост объемов деятельности предприятия как фактор повышения эффективности. Резервы снижения издержек.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2009

    Понятие и функции конкурентоспособности. Изучение деятельности ОАО "МАЗ"; оценка платежеспособности, ликвидности предприятия. Анализ сильных и слабых сторон производственной деятельности завода с целью разработки маркетинговой стратегии развития фирмы.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2014

    История создания, направления деятельности и организационная структура ООО "ТК Гранд". Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Оценка платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Этапы и элементы процесса планирования на предприятии. Значение координации плановой деятельности отдельных функциональных подразделов. Суть и сравнение корпоративной, конкурентной и маркетинговой стратегий. Расчет оптимальной производственной программы.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2009

    Теоретические аспекты методов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия энергетики. Финансовые проблемы организаций энергетики и пути их решения. Анализ имущественного положения и структуры капитала и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2013

В последние десятилетия стала доминировать ресурсная концепция стратегического управления, которая оказалась наиболее адекватной для изучения источников и механизмов отличительных преимуществ экономических систем в кардинально изменившихся условиях конкуренции. Основная идея ресурсной концепции состоит в том, что присущая экономическим системам неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания ими уникальными ресурсами и организационными способностями, которые, являясь источниками экономических рент, определяют конкурентные преимущества конкретных организаций. В рамках региона, отрасли или стратегической группы выдающиеся результаты экономических систем (компаний) должны быть защищены факторами, затрудняющими для соперников копирование ее преимуществ. В рамках ресурсного подхода прибыльность обуславливается более низкими издержками либо предложением товаров и услуг заметно лучшего качества либо функциональными характеристиками. Данный подход акцентирует внимание на рентах, образующихся вследствие наличия уникальных специфических активов, которые нельзя легко скопировать, а не вследствие тактических шагов, предотвращающих проникновение в отрасль и создающих невыгодные условия для конкурентов. Принципиальная новизна ресурсной концепции кроется именно в определении условий, при которых формируется конкурентное преимущество в состоянии динамического экономического равновесия. Временные преимущества было бы легко объяснить на основе более традиционной теории отраслей организации как феномен неравновесия. Другим отличием ресурсного подхода является приоритет организационных, а не отраслевых причин различий между экономическими субъектами по показателю прибыли. Наконец, до ресурсной концепции ученые имплицитно исходили из упрощенных представлений о том, что экономические системы в рамках отрасли однородны с точки зрения ресурсов и стратегий и что ресурсы высокомобильны на рынке. Методологическая новизна ресурсного подхода состоит в изучении стратегий экономических систем на основе синтеза идей и разработок экономической, организационной и управленческой наук. В ресурсном подходе сущность стратегического управления стала проактивной, поскольку теперь требовалось опережающее создание и развитие уникальных ресурсов и способностей. Содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных, трудно копируемых другими компаниями организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе. Междисциплинарность ресурсной концепции делает реалистичными попытки целостного диализа содержания и процесса разработки стратегий, внешних и внутренних факторов конкурентных преимуществ. С точки зрения ресурсного подхода экономические системы обладают группами неоднородных ресурсов, поэтому процесс принятия решения о вхождении в рынок, предлагаемый данным подходом, выглядит следующим образом:

1) определение уникальных ресурсов;

2) определение рынков, на которых эти ресурсы могут принести самые высокие ренты;

3) определение наиболее эффективного использования рент получаемых от активов вследствие вертикальной интеграции на смежные рынки, продажи соответствующего промежуточного продукта предприятиям-смежникам или продажи самих активов предприятием, действующим в смежных бизнесах.

Следовательно, конкурентное преимущество связано с обладанием каким-то ценным ресурсом, позволяющим компании функционировать более эффективно и с меньшими затратами, чем конкуренты. Данное утверждение справедливо как на уровне отдельного бизнеса, так и на корпоративном уровне, где ценные ресурсы могут размещаться в рамках конкретной функции, такой, как общекорпоративные исследования и разработки или в активах (например, идентичность корпоративного бренда, лояльность и удовлетворенность потребителей). Таким образом, выдающиеся результаты достигаются за счет развития уникального относительно конкурентов набора ресурсов и использования его в хорошо продуманной стратегии.

Современная ресурсная концепция исходит из того, что конкурентное преимущество должно базироваться на опережающем создании уникальных ресурсов и способностей, что позволит фирме разработать и реализовать проактивную стратегию развития, которая не может «быть скопирована» ни одним из ее конкурентов. Это придает ресурсному подходу к управлению особую ценность в сравнении с традиционными теориями стратегического менеджмента. Более того, в рамках концепции динамических способностей компания сможет не только «эксплуатировать» имеющиеся уникальные ресурсы и способности, но и расширять их спектр за счет новых знаний, инновационных, маркетинговых и других активов. Тем не менее, встает вопрос, из каких ресурсов экономической системы должны складываться «уникальные ресурсы» определяющие дополнительные преимущества, и что именно понимать под ресурсами компании (экономической системы).

Сегодня сложилась сложная ситуация когда само понятие «ресурсы» в различных работах в рамках ресурсного подхода, исследователями трактуется по - разному и принимает различные формы: от физических ресурсов покупаемых на открытом рынке, до нематериальных активов форимрующимися целыми годами. Так же необходимо внести ясность в соотношении таких категорий как «ресурсы», «способности» и «компетенции» поскольку и здесь среди ученных отсутсвует единая точка зрения.

Проведенный анализ позволяет нам констатировать, что ресурсы – это категория многоплановая, включающая в себя все факторы производства (материальные и нематериальные) которые способствуют экономической системе производить и реализовывать продукцию и услуги в рамках заранее продуманной и заданной стратегией развития. На практике можно выделить ресурсы внешней среды (внешние) и внутренние ресурсы экономической системы. К внешним ресурсамотносятся все факторы производства, которые поступают в экономическую систему из внешней среды посредством процесса купли-продажи на рынке. При этом внешние ресурсы могут быть как материальными (сырье, материалы, земля, здания и сооружения и т.д.) так и нематериальными ресурсами (информация, квалификация работников, знания и т.д.). Внутренние ресурсы – ресурсы, создаваемые и накапливаемые в самой экономической системе. Их так же могут принимать материальную и нематериальную форму. К материальным внутренним ресурсам можно отнести характер производственных помещений, коммуникации, особенности собственного производственного оборудования и т.д. Нематериальные внутренние ресурсы представлены более широким списком – это динамичность методов технологии, торговые марки, бренды, гибкость управляющей системы, патенты и т.д. Причем эти ресурсы обладают способностью к накапливанию и не расходоваться в производственном процессе.

Переходя к соотношению категорий ресурсы и способности, необходимо отметить, что в современной экономической литературе превалируют две точки зрения, в основе которых лежит проблема разграничения этих понятий. Приверженки первого направления рассматривают способности как разновидность ресурсов системы. Способности здесь являются внутренними, неперемещаемыми и постоянными ресурсами, которые интегрированы в саму экономическую систему. Они дают возможность включать в производственный процесс те же ресурсы что и у конкурентов, но в отличие от них иметь более низкие затраты и производить конечный продукт лучшего качества.

Сторонники второго направления разграничивают понятия ресурсы и способности, отводя главную роль в формировании устойчивых преимуществ организационным факторам. На первый план выдвигается организационная природа способностей, которая делает практически невозможной их приобретение на открытом рынке. Таким образом, сторонники данного подхода полагают, что данные способности, интегрированные в процесс управления экономической системы образуют «управленческие компетенции», чья ценность намного выше, нежели просто не доступность материальных или нематериальных ресурсов для потенциальных конкурентов. Именно эти компетенции определяют возможные конкурентные преимущества системы.

Не вдаваясь в дискуссию, мы полагаем, что обе точки зрения имеют право на жизнь, но здесь мы бы хотели отметить, что по нашему мнению способности - определенный вид внутренних ресурсов экономической системы, которые создаются и накапливаются внутри нее, под воздействием существующих знаний, навыков, способностей в области организации эффективного процесса управления и использования материальных и нематериальных ресурсов. Аккумулируясь, данные способности благоприятно отражаются на хозяйственном процессе компании (увеличивается производительность), содействуют повышению надежности и качеству выпускаемой продукции, способствует оптимизации координации различных видов деятельности компании. Таким образом, способность становится ресурсом, который неотделим от экономической системы.

Как отмечено в работе , сегодня одним из самых актуальных вопросов теоретиков ресурсной концепции стал вопрос соотношения таких категорий как «способности» и «компетенции» экономической системы. Существующие три точки зрения по-разному объясняют природу взаимоотношений этих понятий. Сторонники первой точки зрения, оперируя такими понятиями как «отличительная компетенция» и «ключевые компетенции» говорят о взаимозаменяемости этих категорий, указывая на тот факт, что они обозначают определяющие способности организации необходимые для повышения ценности конечной продукции и обеспечивающие основу для завоевания новых рынков. Второе направление, концентрирует свое внимание на дифференцированном понимании эти категорий, выделяя факт разграничения умений и знаний организации, формирующих ценностные преимущества как на этапе формирования стоимости продукта, так и на всех последующих этапах в целом. Третья точка зрения, соотносит данные понятия в рамках концепции динамических способностей, отмечая, что способности объединяют, создают и изменяют внешние и внутренние компетенции для соответствия быстро изменяющейся среде. Данные способности формируют компетенции, которые являются источником конку­рентных преимуществ, а не одними из разновидностей ресурсов. Исходя из приведенных точек зрений, мы все же полагаем, что «компетенции», являющиеся способом конфигурации способностей, в основе своей являются производной категорией от ресурсов экономической системы, и фактически неотделимы от нее, поскольку процесс купли-продажи на открытом рынке их в отрыве от организации невозможен. Таким образом, компетенции экономической системы - это, во-первых, ее ресурсные возможности, а во-вторых, это способности, отражающие максимально возможные способы эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов в определенной функциональной области этой системы. А в свою очередь, выработанные и реализованные возможности максимально эффективного использования ресурсов системы, примененные на практике, отражают не что иное, как потенциал этой системы. Причем недоиспользованные внешние и внутренние (материальные и нематериальные) в настоящее время и в ближайшем будущем ресурсы отражают резервы системы.

Необходимо отметить тот факт, что компетенции способные обеспечить конечные конкурентные преимущества, будут являться ключевыми компетенциями, неотделимыми от этой системы, невоспроизводимыми конкурентами, отражающие потенциал этой системы по использованию те же входных ресурсов, что и у конкурентов, но способствующие достижению большей эффективности. Таким образом, вырабатываются собственные ключевые компетенции системы, определяющие ее стратегическую ориентированность на долгосрочный период и являющиеся основой для ее дальнейшей конкурентоспособности. Представленная таким образом взаимосвязь таких экономических категорий как компетенции и потенциал системы по нашему мнению непротиворечит имеющимся представлениям в современной экономической литературе, поскольку «потенциал» в общем виде отражает существующие в скрытом виде способности и возможности, способные проявиться при определенных условиях. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, он концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

Во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию;

Во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования существующих способностей. Это позволяет провести различие между реализованными и нереализованными возможностями, т.е. определить резерв системы. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а "избыточный" запас сил и способностей обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям;

В-третьих, потенциал ориентирован на развитие (будущее): так например, в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве "потенции" элементы будущего развития. Таким образом, под потенциалом, необходимо понимать совокупные возможности исследуемой экономической системы, которые реализуются только при наличии ресурсов. Ресурсы являются основой потенциала, и для того чтобы идентифицировать этот потенциал, необходим определенный набор ресурсов экономической системы вовлеченный во всевозможные процессы протекающие в ней для обеспечения ее дальнейшего конкурентоспособного функционирования на рынке. Потенциал определяет достигнутый уровень развития; способности, и возможности системы которые связаны в первую очередь с особенностями экономико-социальных взаимоотношений между субъектами, которые принимают участие в хозяйственном процессе; цель этих взаимоотношений содержится в поиске и формировании потребностей для максимального их удовлетворения через производство определенных товаров и услуг с условием оптимального и рационального использования имеющихся ресурсов. Взаимосвязь и соотношение основных понятий ресурсной концепции, таких как «ресурсы», «способности», «компетенции» и «потенциал» предлагается выразить графически посредством схемы взаимосвязи и соотношения основных категорий ресурсной концепциии выхода через нее на конечную конкурентоспособность экономической системы (рис1).

Предложенная схема позволяет: - на основе обширной трактовки термина «ресурсы» предположить и объединить в этом понятии всевозможные формы факторов производства от материалов, приобретаемых посредством купли-продажи на рынке, до интеллектуальных ресурсов – брендов, логотипов, все различных внутренних способностей вырабатывающихся в самой системе в течение ее жизненного цикла;

Провести классификацию ресурсов экономической системы, выделяя внешние ресурсы, которые являются предметом купли-продажи на открытом внешнем рынке, и внутренние ресурсы, формирующиеся и аккумулирующиеся в самой системе, которые могут принимать как материальную, так и нематериальную форму;

Сделать выводы о способностях системы как определенного вида внутренних ресурсов экономической системы;

Определить компетенции экономической системы в виде ее ресурсных способностей, отражающих возможности по выработке максимально эффективных способов использования материальных и нематериальных ресурсов;

Рис.1. Соотношение и взаимосвязь основных категорий ресурсной концепции



Определить взаимосвязь компетенций экономической системы и ее потенциала, выделить приоритетность ключевых компетенций системы формирующих ее высокую конкурентоспособность;

Выявить потенциал резерва и обосновать поиск путей эффективного применения недоиспользованных ресурсов системы;

Подчеркнуть важность ресурсов экономической системы при идентификации ее потенциала.

В целом, на сегодняшний день в современной экономической литературе насчитывается боле сотни работ посвященных ресурсам региона и их роли в формировании регионального потенциала развития. И в зависимости от приоритетности рассматриваемых ресурсов авторами в своих работах исследуется и оценивается социально - экономический, ресурсный, стратегический, конкурентный, производственный потенциал. Без сомнения, именно ресурсы и возможности их эффективного использования определяют содержание любого рассматриваемого и анализируемого потенциала. Рассматривая и анализируя регион как экономическую систему на мезоуровне, нами предлагается авторский взгляд на содержание региональной ресурсной базы, представленный на рис.2. Полагаем, что данная содержательная база региональных ресурсов не противоречит существующим современным представлениям, а лишь дополняет и устраняет «пробелы» встречающиеся в научных работах отечественных ученных исследующих вопросы эффективного социально-экономического развития региональных экономических систем.

Представленные на рисунке минерально-сырьевые ресурсыэто природно-сырьевая база региона (это углеводородные ресурсы, ископаемые ресурсы, запасы лесных и водных ресурсов, сельскохозяйственные ресурсы, земельные ресурсы). Инновационные ресурсыпредставлены передовыми разработками, технологиями, производственными ноу-хау и рядом других объектов, которые могут быть востребованы на рынке инноваций для организации эффективного и надежного социально-экономического развития региона.



Инвестиционные ресурсы характеризуются показателями эффективности использования этих ресурсов; рыночной стоимость капитала региона и его отраслей; региональной инвестиционной привлекательностью, конкурентоспособностью региона. Экологические ресурсы отражают благоприятный климат региона, его географическое расположение и атмосферное состояние, наличие заповедных природных угодий, состояние земельных, водных, почвенных ресурсов. Организационно - управленческие ресурсы – отражают, во-первых, степень эффективности государственного регулирования развития экономики региона; во – вторых степень оптимизации структуры валового регионального продукта; и наконец, отраслевую эластичность роста. Информационные ресурсырегионапредставлены массивами информации содержащейся в региональной информационной системе (библиотечных или архивных системы, фонды, банки данных и т.д.) Финансово - экономические ресурсыпредставлены абсолютными показателями результатов деятельности региона (валовой региональный продукт (в целом по региону и по каждой отрасли), стоимостью основных и оборотных фондов региона; экономической добавленной стоимостью; показателями рентабельности и деловой активности (фондоотдачи) по отраслям региона. Кадровыересурсы- характеризует обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования, трудоемкость продукции (по отраслям); региональную производительность труда, эффективность использования фонда оплаты труда. Социальные ресурсы – отражают уровень и динамику физиологического и психологического состояния населения региона, уровень доходов населения региона, уровень развития здравоохранения, половозрастную структуру региона, национальный состав, процессы миграции населения, среднюю продолжительность жизни, величину прожиточного минимума, т.е. все то, что характеризует жизнедеятельность граждан региона и обеспечивает им нормальное функционирование. Политические ресурсы – характеризуют соотношениедвижущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия, соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой, решение национально-экономических вопросов, решение проблем урбанизации. Инфраструктурные ресурсы – характеризуют транспортно-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность, аинституциональные ресурсы отражают степень развития ведущих институтов рыночной экономики региона.

Основные ресурсы региона, могут принадлежать как самой региональной экономической системе (внутренние ресурсы) так и поступать в нее из внешней среды (внешние), при этом принимать как материальную (трудовые, производственные, финансовые, природно-сырьевые ресурсы), так и нематериальную форму (интеллектуальные ресурсы, ресурсы образования, культуры, и др.). На практике взаимодействие данных ресурсов приводит к созданию внутри системы региональных способностей и компетенций, отражающих ресурсные возможности региона, или другими словами комплексный потенциал развития региона, эффективная реализация которого в полной мере гарантирует субъекту хозяйствования высокий уровень надежности и конкурентоспособности.

Таким образом, обобщая все вышесказанное необходимо отметить, что:

Во-первых, ресурсный подход на сегодняшний день является доминирующей концепцией стратегического развития региона;

Во – вторых, экономические достоинства ресурсов, возможность извлечения из них существенной выгоды определяется сложными процессами, протекающими между ними в рамках региона;

И наконец, обеспечение необходимой ресурсной базы гарантирует региону накапливания в нем конкурентных знаний, навыков, опыта в соответствие, с которыми формируются его ключевые компетенции, определяющие его комплексный потенциал, эффективная реализация которого на практике, гарантирует лидирующее положение региона среди всех действующих субъектов РФ.

Литература.

1. Катькало В. С. Классика теории стратегического управления // Вестник СПбГУ 2003, Сер.8. Вып. 3(24) С. 3-17.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...