Почему были введены интегрированные уроки. Выступление на педагогическом совете:«Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла»

Интегрированные уроки: их роль, структура и опыт проведения

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот:

Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Л. Куклин.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес обучающихся к учебе. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения.

Немалая роль отводится нетрадиционным или нестандартным урокам.

Начну с определения понятия «интеграция». В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.

Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет.

Более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Понятие «интеграция» может иметь два значения:

1) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

2) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

О пыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 40 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.

Урок учителя могут проводить вместе или раздельно, но результат достигается только их совместными, объединенными усилиями.

Какие же задачи решает интегрированный урок?

На мой взгляд, интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

    повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы;

    рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

    организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

    показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

В рамках интегрированного курса учителя, договорившись между собой, могут заранее определить, что считать важным, а что второстепенным, чтобы научить своих учеников рационально оформлять работу в тетради, правильно строить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.

Уроки, основанные на подобном взаимодействии преподавателей также относятся к интегрированным, хотя материал, изучаемый на них, может ни как не перекликаться между собой.

Различают три уровня интеграции:

    внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

    межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;

    транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Типы и формы интегрированных уроков:

    Урок усвоение новых знаний

Формы организации обучения:

    лекции,

    беседы,

    конференции,

    семинары,

    комбинированные уроки.

Урок должен охватывать большой теоретический материал смежных курсов. На таких уроках рационально использовать самостоятельную работу детей с научно-популярной, справочной литературой, составление таблиц, транспарантов.

Новый материал в течение урока ребята сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из ранее известного на основе ассоциативного мышлени.

    Применение знаний на практике

Формы организации обучения:

    ролевые и деловые игры;

    практикумы;

    уроки защиты проектов;

    путешествие;

    экскурсия;

    Урок творческого поиска

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность.

У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

    Урок творческого поиска

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы, информацию для ответа на вопрос, дополнительные сведения по данной теме.

Методы поиска должны быть предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях.

Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

    Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы организации обучения:

    повторительно-обобщающий урок;

    диспут;

    игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

    театрализованный урок (урок-суд);

    урок-совершенствование;

    заключительная конференция;

    заключительная экскурсия;

    обзорная лекция;

    обзорная конференция;

    урок-беседа.

    Урок повторения и обобщения

Урок повторения и обобщения может использоваться при возможности генерализации материала смежных дисциплин вокруг одной цели, совмещения тем повторения и закрепления знаний, умений и навыков по различным предметам на одном уроке или параллельных уроках

    Урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

    Ф ормы организации обучения:

    урок-зачет;

    викторина;

    конкурсы;

    смотр знаний;

    защита творческих

    работ, проектов;

    творческий отчет;

    выпуск газеты

Т акие уроки требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире

    Урок – издани е газеты или научного альманаха

Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого и поискового характера по определениям темы.

Результаты работы и составляют содержание предполагаемой газеты или альманаха.

Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.

Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет-конкурс или аукцион

Этапы разработки и подготовки интегрированных уроков

Первым этапом данной работы является:

    изучение и согласование учебных программ по предметам;

    рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам;

    выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.

Учебные программы необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем; обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения; для этого необходимы взаимные консультации учителей.

Главная задача - обозначить цель будущего интегрированного урока. Второй этап

    выбор формы интегрированного урока;

    составление плана урока;

    определение методов контроля и оценки школьниками методов и средств обучения.

Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока. При составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

Каждый учитель готовит свою часть урока с учетом выделенного времени (презентацию для учеников; раздаточный материал; задания для урока; вопросы для самопроверки и т.д.), а затем весь собранный материал объединяют в единое целое.

Третий этап

    следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока;

    продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы;

    заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал.

Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

Необходимо помнить!

    Интегрируется (проводится совместно или по одной теме) каждый четвертый урок по календарному плану.

    Совместные интегрированные уроки оплачиваются всем преподавателям, проводящим урок.

    При составлении интегрированного курса кроме календарно-тематического планирования составляется пояснительная записка, в которой отражаются цели, задачи курса, прогнозируемые результаты.

    Интегрированный курс согласовывается с методистами по всем предметам.

Интегрированный курс включается в учебный план

Как составить интегрированный курс с информатикой?

Уроки информатики проще всего интегрировать с уроками математики (алгебры) и физики.

1 вариант курса:

На уроках информатики в таком курсе вы изучаете язык программирования и пишете программы, решающие задачи по математике или физике для этого класса.

2 вариант курса:

На уроках информатики вы изучаете электронные таблицы и строите диаграммы, графики, функций, делаете расчеты для решения задач, моделируете математические или физические процессы.

3 вариант курса

Изучение на уроках текстового редактора и электронных таблиц и создание и оформления комбинированных документов – решения задач, исследование и построение графиков функций; различных диаграмм; оформление докладов по предмету.

4 вариант курса

Изучение на уроках мастера презентаций или программы для создания анимации и подготовка проектов, презентаций по предмету.

Какие предметы легко интегрировать между собой?

    Информатика практически с любым предметом;

    Английский язык практически с любым предметом;

    Математика с физикой;

    История с литературой, географией, МХК;

    Черчение с информатикой;

    Биология с химией, географией;

    Музыку с МХК, историей

Желаю успеха!

Формирование навыков научного труда на интегрированных занятиях в профильной школе

Учитель биологии: Хамина Галина Николаевна МОУ СОШ №25

Учитель географии: Зоголь Галина Дмитриевна МОУ СОШ №25

Проблема профессионального самоопределения учащихся в настоящее время актуальна. Работа по педагогическому руководству выбором профессии представляет собой ряд направлений, среди которых важно выделить следующие:

Ориентирование учащихся в мире профессий, во множестве профессионально важных личностных качеств, жизненных трудовых путей, вариантах стилей деятельности;

Консультирование по соответствующим вопросам;

Адаптация человека к профессии (как профессиональной общности и как роду работы).

Практической реализацией этих направлений выступают различные формы, методы и приемы процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования

Цели школы

Создание условий для обеспечения развития способностей учащихся в избранных ими областях с учетом индивидуальных и психологических особенностей.

Задачи:

- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития детей;

- стимулировать творческую деятельность детей;

-развивать массовые, групповые, индивидуальные формы внеурочной деятельности;

Использовать прогрессивные технологии в работе

- создать условия для реализации творческих способностей.

Принципы педагогической деятельности

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

    принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

    принцип научности и интегративности

    принцип гуманизма и демократизма.

Формы и виды организации работы с детьми

    учет склонностей и запросов, обучающихся через формирование факультативов, элективных курсов, консультаций по предметам.

    Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций в рамках школы.

    Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и городских олимпиадах.

    Организация участия детей:

    В творческих конкурсах, спортивных мероприятиях;

    В городских, областных конференциях.

Научная работа ведется в различных формах.
При её проведении обучающиеся должны изучить и научиться пользоваться всеми доступными программами, которые изучаются не только на уроках и, но и на дополнительных занятиях.

    Структура научных исследований в школе включает триаду обязательных разделов: подготовительная работа -> проведение собственно исследования -> презентация результатов.

    Современная наука имеет устойчивую тенденцию к комплексным исследованиям, основанным на привлечении данных наук не только гуманитарного профиля, но и, казалось бы, несовместимых с ним математических, естественных и других наук.

    Одним из важнейших принципов обучения в современном образовательном процессе является использование межпредметных связей.

К одной из таких форм относится научно-исследовательская деятельность учащихся.

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель научной деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к научному типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.).

К концу 10 класса мотивированным учащимся необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в научной деятельности, а именно - самостоятельного практического владения технологией исследования.

Темы научных работ должны находиться в облас­ти самоопределения в соответствии с личностными предпочте­ниями каждого обучающегося. Формы работы - индивидуальные или мини-групповые.

Работа над научным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пе­режить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созида­тельную творческую деятельность.

Формирование основ научной деятельности учащихся

Виды учебно-исследовательской деятельности учащихся:

На уроке

    Применение на уроках исследовательского метода обучения (ИМО);

    Интегрированные уроки;

    Домашнее задание научного характера.

Во внеурочное время

    Элективные курсы;

    Образовательные экспедиции (походы, поездки, экспедиции);

    Факультативы и кружки;

    Работы в ученических научно-исследовательских обществах;

    Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

    Учебные проекты.

Использование ИМО на уроках является важнейшим принципом развивающего обучения, при котором предполагается включение внутренних механизмов раскрытия творческого потенциала ученика.

ИМО можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, законов или закономерностей.

Существует множество видов уроков, относящихся к категории «нетрадиционных»,предполагающих применение научного труда:

    Урок - исследования;

    Урок - лаборатория;

    Урок - путешествие;

    Урок – творческий отчет и т.д..

Использование различных форм нетрадиционных уроков предполагает их уровневую дифференциацию, согласно которой они могут носить монопредметный или межпредметный (интегрированный) характер.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

    Учет индивидуальных возможностей учащихся.

    Повышение степени самостоятельности учащихся.

    Расширение познавательных возможностей учащихся.

    Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

    Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

    Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

    Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

    Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

    Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

    Развитие творческих способностей учащихся.

Научно – исследовательская деятельность

    Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

    Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, секции

    Развитие творческих и физических способностей и навыков учащихся.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Самореализация учащихся во внеклассной работе.

результаты:

- обеспечение возможности для учащихся ОУ принять участие в предметных районных олимпиадах, НОУ;

- обеспечить участие школьникам в различных областных и российских конкурсах исследовательских работ (ЧИП, чемпионат по биологии, «Мир на ладони», «Золотое руно», «Портфолио» и другие);

Современный урок в условиях введения и реализации ФГОС.

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, в рамках Единого методического дня, мы собрались на педагогическом совете по теме «Современный урок в условиях введения и реализации ФГОС». Нам предстоит выяснить, что требовать от учеников, как готовиться к урокам, как будет происходить работа на уроке. Для работы на заседании вы разбиты на группы по ШМО. У Вас на столах находятся вопросы. Ответьте на них по окончанию педсовета (Приложение 1).

Слайд 2.

На сегодняшнем педагогическом совете выступят:

* Фиклистова Т.В. и Коржакова Е.А. по вопросу «Требования к современному уроку».

*Дыкина Ю.В. поделится опытом работы по ФГОС.

* Коржакова Е.А. проведет Практикум.

Слайд 3.

Федеральный Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Василий Александрович Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения . На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный – означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.

Слайд 4.

Рассмотрим требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

Анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

Отличаться мобильностью;

Быть способны к сотрудничеству;

Обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Слайд 5.

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете. Урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Время-сбережение и здоровье-сбережение;

В центре внимания урока – дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Слайд 6.

Учитель должен придерживаться принципов педагогической техники на уроках, а именно:

Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

Открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

Идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Слайд 7.

В условиях введения ФГОС существуют основные типы уроков. Это:

Урок изучения нового материала – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 8.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Слайд 9.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

Использование готовых обучающих программ;

Разработка и использование собственных авторских программ.

Слайд 10.

ИКТ сегодня имеют большие возможности:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Первое сентября” имеют практически все учителя, многие педагоги ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, как учебную, так и внеклассную работу, например, отражают значимые события класса.

Слайд 11.

Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец, педагог, правовед, публицист и соредактор журнала «Логос» сказал, что “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.

Технологическая карта урока – что это?

Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

Интерактивность,

Структурированность,

Алгоритмичность при работе с информацией,

Технологичность и обобщённость.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов на всех ступенях обучения в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ современной системы образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Слайд 12.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Слайд 13.

Структура технологической карты включает:

    название темы;

    цель освоения учебного содержания;

    планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

    основные понятия темы;

    метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Слайд 14.

Создание технологической карты позволяет учителю:

    осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

    определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

    определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

    определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

    соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Слайд 15.

Преимущества технологической карты:

    использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

    освобождается время для творчества учителя;

    обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

    снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

    обеспечивается повышение качества образования.

Слайд 16.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

    учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

    используются эффективные методы работы с информацией;

    организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

    обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической

    деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

    реализацию учителем целей урока;

    использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

    осуществление оценивания и контроля.

Слайд 17-20.

Для того, чтобы наглядно проследить изменения, происходящие при ведении урока по ФГОС, проанализируем таблицу:

Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 21.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

    урок, содержащий разные виды деятельности.

    урок, на котором ученику должно быть комфортно.

    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

    современный урок развивает у детей креативное мышление.

    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Выступление Дыкиной Ю.В. по вопросу « Из опыта работы по ФГОС».

Слайд 22.

Практикум.

У Вас на столах представлены конспекты уроков. Вы будете работать в группах. Время работы группы – 10 минут. По окончании времени – 1 представитель от группы выступает и озвучивает цели урока и УУД.

Задание:

1) Поставить цели урока.

2) Сформулировать УУД, которые формируются и развиваются на данном уроке.

Вам в помощь на столах есть памятки «УУД». (Приложение 2).

Слайд 23.

Рефлексия.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

В заключение нашего педсовета давайте немного поиграем в игру «Ассоциации». (Приложение 3). Предлагаю вам вспомнить все, о чем говорили в процессе педсовета и подвести как бы черту, выбирая главное в уроке по ФГОС. На каждую букву слова «комфорт» подберите слово-ассоциацию, которая этот урок характеризует. Время на выполнение задания – 5 минут.

Слайд 24.

Результат работы групп.

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Сдайте ответы на вопросы.

Слайд 25.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Успешных Вам уроков!

Слайд 26.

Время педсовета истекло…

Мы вам, коллеги, благодарны

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

Слайд 27.

На этом наш педагогический совет завершен. Большое Всем спасибо!

Приложение 1.

Для меня было целью ____________________________________________________ ________________________________________________________________________

Мне удалось ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Мне было интересно ______________________________________________________ ________________________________________________________________________

Было бы лучше, если ______________________________________________________ ________________________________________________________________________

Приложение 2.

Виды УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

    самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

    нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

    целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

    коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    структурирование знаний;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия :

    моделирование;

    преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

    анализ;

    синтез;

    сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

    подведение под понятие, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей;

    построение логической цепи рассуждений;

    доказательство;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

    формулирование проблемы;

    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приложение 3.

Доклад на тему:

« Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла»

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:-вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;-совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;-широкое общение со сверстниками из других школ, регионов. - Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Ведь только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.Как же сделать уроки биологии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию, так и в использовании нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.Поэтому мною была выбрана следующая тема по самообразованию: «Нестандартные формы и методы проведения уроков биологии как средство повышения познавательной деятельности с использованием ИКТ».Попытаюсь обосновать свой выбор данной темы.

Актуальность темы самообразования

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Теперь учителю представилась возможность сделать нестандартный урок еще более ярким и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.В современном образовании создалась проблема - информационной перегруженности обучающихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей, обучающихся в использовании современных технологий констатирует актуальность данной темы. Поиск эффективных путей разрешения обозначенного выше противоречия привело к определению темы и гипотезы: если использовать ИКТ, мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к учебной деятельности, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Применение этих технологий в обучении биологии и химии объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках, изучение и использование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения уроков биологии с использованием ИКТ. Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

Содействовать развитию познавательного интереса;

Повысить мотивацию к учению;

Развивать различные типы мышления учащихся;

Развивать творческие способности учащихся;

Создавать комфортные условия для обучения;

Осуществлять дифференцированный подход;

использовать лабораторно-практические работы на уроках;

Проводить экскурсии с выходом на природные объекты;

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.

Польза нестандартных уроков

  1. Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  2. Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  3. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  4. Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

1.Использование современных ИКТ-технологий на уроках.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Формы использования ИКТ при проведении нестандартных уроков

1. Использование готовых электронных продуктов.

2. Использование мультимедийных презентаций.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

4. Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

5. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.

6. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО).

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают:

Экономию времени на уроке;

Глубину погружения в материал;

Повышенную мотивацию обучения;

Интегративный подход в обучении;

Возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

Возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

Привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Программное обеспечение уроков с использованием ИКТ:

1) электронные учебники;

2) справочные и учебные материалы;

3) виртуальные лабораторные практикумы;

4) учебные презентации и видеофильмы;

5) тестовые программы и тренажеры;

6) игровые программы;

7) обучающие программы;

8) интерактивные карты и схемы;

9) компьютерное моделирование.

2.Понятие нестандартный урок

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность, осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.

Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.

Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

Необычные условия работы;

Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, как говорил Цицерон: «Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Творческие принципы нестандартных уроков:

***Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.

***Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

***Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

***Поддержка альтернативности, множественности мнений.

***Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

***«Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

***Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.

Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей, учащихся и педагогов.

Кроме того, можно выделить еще ряд функций , которые выполняет нестандартный урок:

обучающая – развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;

развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

коммуникативная – сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;

психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;

воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

релаксационная – снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами).

3. Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

1.Классификация нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы)

2. Классификация нестандартных уроков

1. Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дается блоками.

2.Межпредметные уроки, на которых ставится цель объединить однородный материал нескольких предметов.

3.Театрализованные уроки, которые проводятся в пределах учебной программы и согласно установленному расписанию.

4.Сугестопедические уроки воздействия на подсознание (пока не получившие широкого распространения из-за отсутствия технологических разработок).

5.Уроки с разновозрастным составом учеников (в малокомплектных школах или передача блоками материала, изучаемого по программе в разных классах).

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

4.Подготовка нетрадиционного урока

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа:

ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРЕКТИРОВАНИЯ

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркну еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. .

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

5.Результативность использования нетрадиционных методов работы

Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволили развить у обучающихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Нетрадиционные формы важно применять на уроках химии при изучении классов неорганических соединений, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались дидактические игры на уроках, разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

***нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;

***хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;

***умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

***владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

***включает нестандартные уроки в систему своей работы.


Интеграция России в международное сообщество обусловила изменения в экономической и политической сферах, а также в системе образования, которая должна соответствовать мировым стандартам. Обеспечение общей образовательной подготовки учеников предполагает не только общее развитие и совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, но и формирование профессиональной речевой культуры и культуры мышления. Работа в этом направлении требует поиска новых методов и приемов обучения. Во время последнего наиболее результативными являются технологии, формы и методы обучения, учитывающие личность того, кто учится, его интересы, склонности и способности.

Поиски путей совершенствования системы образования

Начинающему учителю следует так сгенерировать свою преподавательскую энергию, чтобы максимально расширить представления маленького ученика о мире, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка. Задачей чрезвычайной важности является формирование у школьника положительного отношения и интереса к учебе. Задачи эти, как известно, реализуются совокупностью учебных предметов, каждый из которых - это важная составная часть содержания начального образования. Дисциплины позволяют расширять и углублять представления учеников об окружающем мире, помогают развивать образное и логическое мышление, творческие способности детей, способствуют формированию общеучебных умений и навыков. Но на современном этапе развития национального образования даже полное использование возможностей программ по всем учебным предметам не даст желаемого результата. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, необходимо опираться не только на традиционную методику или проверенные практикой достижения, но и искать новые подходы к решению задач. Сейчас особенно остро стоит проблема поиска внутренних резервов повышения результативности обучения. Поиски путей совершенствования системы образования в начальной школе привели к возрождению такого методического явления, как интегрированный урок.

Актуальность идеи

В России принцип интеграции должен быть провозглашен основным правилом реформирования образования наряду с понятиями гуманизации и демократизации. Актуальность идеи разработки интегрированных уроков в том, что она является оптимальной для современного этапа развития национальной школы, ведь на данном этапе является усложнение содержания образования, рост объема необходимой информации и уменьшения времени, отведенного для ее усвоения. За рубежом разрабатывается и внедряется множество образовательных технологий, основанных на интегративных подходах. Однако вопрос о том, что такое урок в интегрированном классе, остается противоречивым. Проблема внедрения таких занятий в начальной школе мало исследована, принцип интеграции недостаточно отражен в действующих учебниках, учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций, вынуждены решать указанные проблемы на эмпирическом уровне.

Какие предметы подходят для внедрения интеграции

Часто при изучении стихотворных произведений на уроках чтения учитель может спеть их детям. Изучая глагол на уроках языка, можно дать задание отыскивать эти слова в текстах произведений, изучаемых на уроках чтения, в словах песен, исполняемых на уроках музыки. А как прекрасно совместить материал уроков математики и естествознания. Большой потенциал имеет интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, поскольку разные виды художественно-эстетической деятельности и конструирования удачно сочетаются с изучением определенных языковых, естественных понятий, с чтением художественных произведений. Учитывая то, что ученик не может долго воспринимать однообразную информацию, сочетание на уроке двух-трех учебных предметов обеспечивает активизацию познавательной деятельности детей, стимулирует интерес к учебе, показывает взаимосвязь учебных дисциплин, связь с жизнью. Из всех инновационных технологий именно в этой есть возможность широкого внедрения ее на начальном этапе образования, поскольку учителя начальных классов является много предметными и им под силу эту технологию воплотить в реальность. И основания надеяться на получение хороших результатов интеграционного подхода к обучению весомые. Поэтому данная проблема требует более глубокого изучения, освоения теоретических основ интегрированного подхода к обучению. Идея проводить хоть один интегрированный урок в школе сегодня чрезвычайно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач: дает возможность учителю вместе с учениками овладеть значительный по объему учебный материал, достичь формирования прочных, осознанных межпредметных связей, избежать дублирования в освещении ряда вопросов.

Сущность интегрированного обучения

Одним из направлений методического обогащения уроков в начальных классах является проведение их на основе интеграции содержания. Это требование времени, возможность ознакомления личности с достижениями культуры и науки, выведение ее на новый интеллектуальный уровень. Основой доминантой дисциплины для детей становится понимание целостности мира и осознания себя в нем. План интегрированного урока в начальной школе актуален для педагогической науки. Ученые и учителя-практики задумываются над тем, как создать общую платформу сближения предметных знаний. О важности интеграции знаний неоднократно говорилось в прогрессивной педагогике. Еще в эпоху Возрождения ученые, выступая против схоластики в обучении, подчеркивали важность формирования у школьников целостных представлений о взаимосвязи природных явлений. Этот вид уроков утвердился в дидактике и методике начальной школы в девяностых годах. Проведенный интегрированный урок обусловлен прежде всего подготовкой учителя как специалиста по многим предметам, который воспринимает начальную школу системно, а потому может организационно и методически связать близкие темы по различным предметам. Цель такой связи - интересное, разностороннее изучение понятия, события, явления, которые являются важными для младших школьников.

Цели интегрированных уроков

Совмещенные уроки имеют целью «спрессовать» родственный материал нескольких учебных дисциплин вокруг одной темы; раскрыть общие закономерности предметов, явлений, отражаются в соответствующих учебных дисциплинах; научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Интегрированный урок основывается на крепких межпредметных связях, дает возможность продемонстрировать целостность образования, развивать на новом качественном уровне творческое мышление, интеллект и эмоциональные образные чувства детей младшего школьного возраста. В результате интегративных связей у ребенка создается некий «конгломерат» знаний, который увеличивает свой вес не в результате чрезмерного накопления информации, а путем синтеза взглядов, позиций, даже чувств. Сегодня идея разработки интегрированных уроков привлекает многих ученых и учителей-практиков. Исследованы дидактические особенности интеграции содержания обучения. Учебные планы начальной школы и XXI вв. пополнились курсами, составляющими которых являются смешанные уроки.

Признаки интегрированного урока

Действующие программы для начальной школы позволяют сделать вывод, что все предметы начального звена имеют своеобразный интеграционный потенциал. Варианты таких уроков разнообразны. Например, можно провести интегрированный урок по литературе не только с двумя, но и даже тремя-четырьмя другими предметами. Каковы же признаки такого урока? Прежде всего это урок, который решает конкретные перспективные задачи интегрированного конкурса, потому что является его составной частью. Если урок один из определенной темы, он решает круг задач, которые можно выполнять только благодаря интегрированию. Но в любом случае, например, интегрированный урок по математике, не может быть изолированным, «выпадать по теме». Он, органично соединенный с предыдущим и последующим уроками, является составляющей всего учебно-воспитательного процесса. Конечно, этот перечень можно продолжить, если поработать творчески. Стоит отметить следующее: определенные учебные предметы начальной школы имеют свои особенности. Так, наиболее удачным и эффективным считается интегрированный урок по: биологии, географии, литературе и математике. Хотя иногда на практике получается, что можно удачно совместить даже совсем несовместимые вещи. Это зависит от того, как педагог сможет «сконструировать» занятия, выбрать оптимальные формы и методы реализации учебного материала. Этот процесс «конструирования» требует от учителя значительных творческих усилий. Определив задачи урока (учебные, развивающие, воспитательные), следует сопоставить уровень освещения определенного понятия в учебниках, возможности каждого из предметов, объединенных на уроке, варианты использования дополнительного материала. Следует отметить, что ученики, посетив, например, интегрированный урок по математике, должны быть заняты не только математическими вычислениями, но и различными видами деятельности и подбор этих видов должен быть тщательным.

Учитель как интегратор

Преподаватель должен так продумать этапы урока, чтобы они не только были методично правильны, но и стали ступеньками, преодолевая которые ребенок не чувствовал бы большого труда, а шла уверенно, с интересом и легкостью. Для этого нужно опуститься до уровня восприятия детей и так подобрать дидактический материал, чтобы осветить определенное понятие системно, целостно, использовать возможности каждого предмета. Также нужно выбрать соответствующую наглядность так, чтобы она удачно дополняла этапы урока. Нужно заметить, что иногда учебный материал такой объемный, что все задачи невозможно выполнить в течение 40 минут (когда интегрируются 3-4 предмета), тогда совмещенное занятие проводят на 2-3 уроках. К интегрированным урокам учитель готовит заранее и своих учеников, придумав, что они должны повторить, какие задачи выполнить. Часто предлагают детям предварительно поработать в парах, группах, дают индивидуальные задания каждому ребенку. Учитель должен стремиться максимально задействовать каждого, но так, чтобы не перегрузить детей. Об эффективности интегрированного урока можно сделать выводы по уровню усвоения учащимися понятий, их впечатлениями от урока. Для учителя эмоциональное состояние воспитанников должно быть важным «катализатором» определения эффективности проведенного занятия. Потому удачно проведенный урок - это большой труд современного педагога, тем более если этот урок - нестандартный, интегрированный.

Нетрадиционные и нестандартные уроки

Альтернативой привычным формам проведения обучения стали «нестандартные» уроки, специфику которых рассматривали ведущие исследователи как в России, так и на территории СНГ. Исследователи этого вопроса определили, что при использовании «нетрадиционных уроков» можно достичь значительных положительных результатов в формировании общеучебных умений, стимулировании познавательных интересов учащихся, создать предпосылки для взаимодействия субъектов обучения, повысить успешность неуспевающих, потому что такие формы обучения позволяют учитывать индивидуальные возможности лица, их реальный учебный потенциал, создают атмосферу «комфорта» во время учебного процесса. Специфика нетрадиционных форм процесса обучения предполагает разработку адекватной технологии каждого занятия, а это, в свою очередь, требует определенной их классификации. Современная дидактика насчитывает такие попытки классификация нетрадиционных уроков:

1) на две группы - «пульсирующие» и «нестандартные уроки»;

2) в зависимости от реализации основных компонентов обучения при решении его дидактических задач - на уроки целостного решения задач обучения

3) по способам организации взаимодействия на пролонгированных уроках.

Межпредметные связи

Одним из путей интеграции среднего образования является использование межпредметных связей, что отражено в учебных программах дисциплин. Связь между предметами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал студентам лучше усвоить другой. Например, интегрированные уроки географии и иностранного языка помогут изучить мировые карты, как на русском, так и на иностранном языках. Межпредметные связи должны учитывать уже имеющиеся интересы учеников, способствовать их расширению за счет интереса к творческой деятельности. Если же во время обучения интегрировано содержание различных дисциплин и школьники включаются в различные виды деятельности, чтобы в их сознании и воображении возник какой-то образ, тема или понятие, то такое занятие можно считать интегрированным. Систематическое применение интегрированных уроков и проблемно-познавательных задач межпредметного характера формируется интерес к творческой деятельности к тем знаниям, которые включены в систему межпредметных связей. Как известно, взаимосвязь предметов является плодотворным только при условии осуществления принципа корреляции содержания предметов. Нужно так организовать межпредметные связи, чтобы не нарушалась последовательность в преподавании той или иной дисциплины, чтобы эта взаимосвязь способствовал достижению практических целей обучения.

Какая польза от интегрированных уроков

Учебный процесс делится на циклы, где каждый объединяется темой. Тема охватывает определенную, содержательно легко отделяемую отрасль в рамках общей предметной и понятийной сфер. Каждая конкретная тема вытекает из предыдущей и является обоснованием для введения последующих. Например, вместе интегрированные уроки "окружающий мир + математика" направлены не только на отработку вычислительных навыков, но и несут познавательную направленность. Таким образом, введение в учебный процесс таких занятий:

1. Создает благоприятные условия для актуализации потенциала ученика, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей.

2. Способствует запоминанию против желания, когда материал содержится в памяти не потому, что его нужно запоминать, а потому, что его невозможно не запомнить, поскольку учащийся заинтересован содержательной составляющей материала.

3. Приводит к использованию «внутренних резервов» детей, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность обучения.

Как показывает практика, наиболее целесообразно нестандартные уроки использовать как итоговые ходе обобщения и закрепления знаний, умений и навыков, или при введении новой темы. Не надо злоупотреблять подобными формами организации учебного процесса, так как это может привести к потере устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и самого процесса обучения. Подготовка к нестандартному уроку может осуществляться в соответствии с алгоритмом коллективной творческой деятельности: формулировка цели урока, планирование, подготовка, проведение урока, выводы. Необходимо рассмотреть стратегию, тактику организации коллективной творческой деятельности учащихся, на каждом этапе. Нестандартные уроки разрушают штампы в организации учебного процесса, способствуют его оптимизации. В процессе подготовки любого типа урока используются различные виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Почему нужны интегрированные уроки

Содержательный и целенаправленный интегрированный урок в начальной школе вносит в обычную структуру начального школьного образования новизну, оригинальность, способствует формированию целостной картины мира, рассмотрения предмета с нескольких сторон, позволяют систематизировать знания, создают благоприятные условия для реализации лично ориентированного, развивающего обучения младших школьников. Дальнейшее развитие данной проблемы - в детальном анализе положительных и отрицательных результатов использования интегрированного обучения в начальных классах прошлого и настоящего. Таким образом, интегрированный урок в начальной школе заслуживает достаточного внимания. Он способствует повышению эффективности обучения, поскольку, опираясь на знания, приобретенные при изучении других предметов, ученики находят новые логические связи в учебном материале. А это, в свою очередь, развивает в них интерес к учебе, активизирует мышление, делает их знания сознательными, прочными. Кроме того, межпредметные связи дают возможность рационально использовать время, отведенное на изучение учебного материала, весомо уменьшает нагрузку студентов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...