Результаты научно исследовательской работы выполненной на практике. Отчет по научно исследовательской практике магистранта. Методология научного исследования

Организация практики

При реализации в Университете магистерской программы по направлению 030900.68 «Юриспруденция» (профиль «Правозащитная деятельность») предусмотрены учебные и производственные практики следующих конкретных видов:

1. научно-исследовательская практика;

2. педагогическая практика,

3. юридическое консультирование.

Цели и задачи, место и время, компетенция практикантов, перечень заданий, виды и объем работ, применяемые технологии, а также формы контроля и отчетности – образуют содержание программ по указанным выше видам практик. Программы практик входят в качестве составной части в ООП магистратуры реализуемую по направлению «Юриспруденция», профиль «Правозащитная деятельность».

Практики проводятся в сторонних организациях, с которыми Университетом заключены договоры (в соответствии со ст.11 п.9 Федерального закона РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), в студенческой правовой консультации (юридическая клиника) или на кафедрах Университета, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

В своей совокупности все программы практик по данному направлению и профилю подготовки обеспечивают формирование у обучающихся целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных данной ООП для магистров.

Программы практик конкретизируются для каждого обучающегося и уточняются в зависимости от специфики и характера выполняемой работы – в виде индивидуального плана прохождения практики.

Практика (во всех её видах) завершается для обучающегося подготовкой и защитой соответствующего отчета по практике.

Все виды практики входят в раздел М.3 учебного плана ООП магистратуры по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (профиль «Правозащитная деятельность»). Общий объем трудозатрат по практикам, определенный учебным планом, составляет 15 зачетных единиц.

Научно-исследовательская практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических, учебных, учебно-исследовательских, творческих заданий с использованием элементов научного исследования. Научно-исследовательская практика должна соответствовать характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся и проводиться под руководством ведущих преподавателей и ученых вуза и города.

С учетом профиля подготовки «Правозащитная деятельность» научно-исследовательская практика магистранта может включать анализ и обобщение идейно-теоретических, юридико-статистических, историко-правовых, сравнительно-правовых и иных фактов из области правозащитной деятельности, критику и разработку новых норм правозащитной направленности, научную оценку эффективности известных форм и средств правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и других субъектов от противоправных посягательств.



Основной целью научно-исследовательской практики является подготовка обучающегося к научно-исследовательской деятельности, наработка практического опыта изучения актуальных проблем и вопросов юридической науки, формирование у выпускника научного мировоззрения и методических навыков, которые могут быть востребованы в Университете или в иных научных учреждениях, а также в юридической практике при анализе сложных ситуаций, требующих профессионального научного подхода.

Задачи научно-исследовательской практики:

Знакомство магистранта с теоретико-методическими, нормативно-правовыми и иными знаниями, необходимыми для работы в области юридической науки;

Освоение умений и навыков по организации научных конференций и иных мероприятий в области юриспруденции;

Овладение методическими приемами подготовки и проведения научных исследований;

Ознакомление с техническими средствами, используемыми в научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции;

Ознакомление с использованием современных компьютерных и IT-технологий в юридической науке;

Подготовка к государственной аттестации (экзамены, ВКР);

Приобретение опыта совместной работы в научном коллективе;

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин направления и специальных дисциплин магистерской подготовки;

Развитие способностей принятия решений, навыков межличностных коммуникаций, креативных и других качеств, необходимых юристу в профессиональной работе.

Научно-исследовательская практика предоставляет магистранту возможности для организации и апробации результатов собственного научного исследования и иных смежных наработок, диагностику личностных качеств и склонностей как ученого, возможность практической оценки и самооценки собственных коммуникационных и креативных способностей.

В ходе прохождения научно-исследовательской практики магистрант проводит подготовительную работу к сдаче государственного экзамена, а также ведет сбор материала к написанию и защите выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Научно-исследовательская практика является завершающим этапом профессиональной практической подготовки выпускника - она проводится в начале второго курса обучения - после освоения магистрантом базисных программ теоретического и практического обучения.

Объем трудозатрат по научно-исследовательской практике, определенный учебным планом ООП по данному направлению подготовки и профилю, равен 108 часов, что составляет 3 зачетные единицы. Научно-исследовательская практика развивает у магистрантов следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-8, ПК-11 и ПКВ-3.

В программу производственной практики предусмотрен раздел научно-исследовательской работы студента, разработанный совместно с руководителем практики от кафедры землеустройства. Научно-исследовательская работа студента может включать работу по отдельным направлениям:

1. Организационно-исследовательское:

Изучение видов деятельности научного сотрудника (работа теоретиков и экспериментаторов научных исследований в области землеустройства и кадастров, разработка методов и способов выполнения землеустроительных и кадастровых работ, применения современных технологий, приборов и оборудования для решения проблем землеустройства, кадастров и мониторинга);

Необходимость комплексного подхода к решению целого ряда проблем, понять взаимозависимость сотрудников научного коллектива, а также значение и влияние научной среды на плодотворную деятельность ученого.

2. Научно-исследовательское:

Изучение методов по совершенствованию землеустроительных, кадастровых и мониторинговых действий.

3. Экспериментальное:

Проведение работ по применению разработок и предложений в области землеустроительных, кадастровых и мониторинговых действий.

Исследование условий получения достоверных результатов.

Целью научно-исследовательской работы бакалавра является формирование профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности:

· способности к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере землеустройства для собственных научных исследований;

· владения навыками самостоятельного анализа основных закономерностей функционирования объекта землеустройства с изложением аргументированных выводов;

· владения навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;



· владения навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой землеустроительной проблематике.

Во время прохождения преддипломной производственной практики студент должен собрать необходимый материал для проведения научно - исследовательской работы. Целью участия студента в научных исследованиях кафедры является приобретение им более глубоких знаний по специальным дисциплинам, освоение современных методов проектирования, обоснования проектных решений и научных исследований, приобретения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

Индивидуальное задание по сбору материалов для научных исследований, тематику научных исследований студента на производственной практике устанавливают:

‑ преподаватели кафедры, осуществляющие руководство научными исследованиями в студенческом научном обществе (СНО);

‑ руководители и исполнители кафедральных тем научных исследований, привлекающих студентов к участию в этих исследованиях;

‑ преподаватели кафедры – руководители практики.

Учебно-исследовательская работа студента во время прохождения производственной практики позволит выступить с докладами на заседаниях кружка студенческое научное общество (СНО) и студенческих конференциях, принять участие в подготовке конкурсных работ, подготовить реферат и статьи для публикации в научных трудах университета, более обстоятельно провести обзор источников по теме исследования, написать первую главу, а также разработать и обосновать проектные решения в ВКР.

После окончания производственной практики студент пишет отчёт. Отчёт по практике – это небольшое самостоятельное исследование и аналитическая (практическая) работа, которая представляется как совокупность полученных результатов самостоятельного исследования, теоретических и практических навыков в период прохождения производственной преддипломной практики на предприятии.

Правильно построенный план отчёта служит организующим началом в работе над его написанием студентом, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Поэтому необходимо уметь грамотно изложить материал, правильно преподнести полученные и усвоенные знания.

Опыт руководства производственной практики показывает, что вопросу качественного оформления материалов, представляемых на защиту, студентом, как правило, уделяется недостаточно внимания, что мешает успешной защите производственной практики.

Объем отчета должен составлять 25-35 страниц, включая таблицы и рисунки, при этом используются записи в дневнике.

Структура отчета должна быть следующей:

1. Введение – 1-2 страницы;

2. Глава 1 Характеристика организации – места практики – 3-4 страницы;

3. Глава 2 Работы, выполненные за время прохождение практики – 10-15 страниц;

4. Глава 3 Научно исследовательская работа на практике – 5-7 страниц;

5. Глава 4 Состав и содержание собранных материалов – 3-5 страниц;

6. Заключение – 1-2 страницы;

7. Список использованных источников – 1 страница;

8. Приложения (при необходимости, объем не ограничен).

Введение

Во введении излагаются актуальность, цели и задачи производственной практики, приводится содержание и объем отчета по производственной практике.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одного – двух абзацев компьютерного набора текста показать главные моменты актуальности темы.

Цель и задачи – цель всегда соответствует названию самой работы и ее содержанию. Для производственной практики целью является применение на производстве теоретических знаний полученных в университете и проведение экспериментальной работы в соответствии с темой ВКР.

Учитывая цели практики (развить профессиональные компетенции, изучить деятельность в профессии, провести исследование) следует определить задачи, которые позволяют этих целей достигать. Таким задачами может являться изучение предприятия и нормативных документов, регулирующих функционирование данного предприятия (данная часть есть в любых отчетах и часто указывается во введении) и изучение определенной профессиональной деятельностью (функциями, особенностями, обязанностями). Помимо этого, задачами могут являться выполнение определенной профессиональной деятельности (можно расписывать по пунктам какие именно задачи студент выполняет в профессиональной практике) или написание исследовательской работы.

Объем и содержание – заключительная часть введения, в которой указывается весь перечень разделов. Приводится объем отчета, количество таблиц и рисунков, использованных источников.

Глава 1. Характеристика организации – места практики

В данной главе приводится краткая характеристика организации - своеобразный отчет о предприятии, на базе которого студент проходил практику. Характеристика, по возможности, должна включать фотографии самого предприятия, его коллектива и рабочего места студента и иметь следующее содержание:

· общие сведения об организации: название, адрес, место регистрации;

· структура организации;

· руководство организацией;

· форма организации предприятия;

· вид хозяйственной деятельности организации;

· краткая история организации;

· специализация организации;

· важнейшие фирмы-контрагенты и фирмы-конкуренты;

· численность работников, в т.ч. управленческий персонал;

· организация землеустроительных работ в организации (производственном подразделении).

В конце раздела студент должен привести мотивировку выбора именно этой организации для прохождения производственной практики.

Глава 2. Работы, выполненные за время прохождение практики

Один из основных и самый большой по объему раздел отчета должен содержать фотоотчет о прохождении практики и включать следующую информацию:

1. Занимаемая должность, сроки и продолжительность практики. Поощрения и взыскания, полученные во время практики.

2. Виды и объем выполненных работ (в натуральном и денежном выражении), сроки и качество выполнения, выработка норм по неделям и за весь период практики. Данный пункт должен помимо текстового описания содержать сводную таблицу, из которой четко можно понять объем работ выполненный подразделением, в котором студент проходил практику и его личный вклад в эту работу.

3. Краткая характеристика объектов работ (местоположение, общая площадь, состав земель по категориям, собственникам, землепользователям и угодьям, природные и экономические условия).

4. Характеристика территории объекта, состояние планово-картографического, обследовательского и землеустроительного материала (год производства съемок, масштаб планового материала, пункты привязки).

5. Руководство работами со стороны университета и производства.

6. Степень землеустроенности территории, на которой проводились работы.

7. Способы и порядок выполнения работ (обоснование применяемых способов выполнения работ, порядок, методы и результаты выполнения работ):

а) подготовительные работы (получение задания, подбор, изучение, изготовление документов, составление очередности выполнения работ);

б) полевые работы (содержание, порядок выполнения, примененные методы и использованные приборы);

в) камеральные работы (содержание, порядок выполнения, примененные методы и программное обеспечение).

8. Организация работ на объекте (устройство с жильем и рабочим местом, обеспеченность транспортом, распорядок рабочего дня, график выполнения работ).

9. Замечания по ходу прохождения практики. Предложения по улучшению условий и качества работ. Отрицательные и положительные стороны организации практики.

Глава III. Научно исследовательская работа на практике

Отчет о научно-исследовательской работе должен быть оформлен в виде реферата и выполнено согласно ГОСТ 7.32-2001.

Реферат должен содержать:

Сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

Объект исследования или разработки;

Цель работы;

Метод или методологию проведения работы;

Результаты работы;

Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

Область применения;

Экономическую эффективность или значимость работы;

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Если отчет не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Глава IV. Состав и содержание собранных материалов

В этом разделе излагают характеристику объекта, выбранного для дипломного проектирования, содержание проекта по данному объекту:

‑ название объекта, его местоположение;

‑ краткая характеристика муниципального образования, землеустраиваемого объекта, существующей организации территории и производства;

‑ основные показатели развития хозяйства (объекта) на перспективу;

‑ краткое, но исчерпывающее содержание и обоснование проекта: цель и причины проведения землеустройства; основные производственные показатели по проекту; специализация и размер производства; изменения, вносимые в землепользование; содержание и обоснование проекта по всем составным частям и элементам; мероприятия по охране земель и окружающей природной среды;

‑ обоснование юридической состоятельности проведенного землеустройства, т.е. проверка соответствия принятых проектных решений действующему законодательству, региональным нормативным правовым актам, определение форм собственности земельных участков объекта землеустройства.

В конце раздела приводится полный и детальный перечень всех собранных во время прохождения практики материалов для подготовки ВКР и отчета о практике (дается подробный перечень собранных материалов). Дается характеристика их качества и полноты для разработки ВКР.

Заключение

Заключение должно быть логичным завершением отчета. Студент должен проанализировать, достигнута ли цель и выполнены ли задачи, поставленные во введении. Привести основные цифры, достигнутые в ходе практики. Сделать вывод об общем ходе практики. Сформулировать основные положительные и отрицательные моменты практики. Дать замечания и рекомендации по возможному улучшению прохождения практики.

Введение и заключение должны быть творческим, именно авторским трудом. Во многом общая оценка, которая будет поставлена студенту, зависит от четко сформулированных задач и сделанных выводов.

Список использованных источников

Список использованных источников оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008. В список следует включить все нормативно-правовые акты, литературные источники, книги, статьи, а также электронные источники использованные при написании отчета и проведении научно-исследовательской работы. В список вносятся только те источники, на которые были сделаны ссылки в тексте.

Оформление отчета

Отчет о производственной практике составляют на месте прохождения практики на листах формата А-4. Форма титульного листа приведена в приложении 7.

Текст пояснительной записки выполняется способом компьютерного набора. Шрифт – Times New Roman. Кегль – 14. Интервал – полуторный. Абзацный отступ – 1,25. Поля: слева – 3 см, справа – 1,0 см, снизу и сверху – 2 см.

В тексте следует пользоваться принятой землеустроительной (и другой) терминологией. Все слова, как правило, должны быть написаны полностью. Сокращения могут допускаться только общепринятые. Нумерация страниц должна быть общей для всего текста, начиная с титульного листа и включая все таблицы (на отдельных страницах) и заканчивая списком использованных источников. Номер страницы проставляют арабскими цифрами в центре снизу страницы (кроме титульного листа).

Каждая глава пояснительной записки начинается с нового листа, в начале главы указывают ее номер и название. Главы и параграфы нумеруют арабскими цифрами. Нумерация параграфов в пределах каждой главы.

По имеющимся таблицам должны быть сделаны выводы и даны на них ссылки. Большую таблицу помещают на отдельной странице за той страницей, за которой она впервые упомянута.

Таблицы оформляют следующим образом. В верхнем левом углу пишут: “Таблица 1” (нумерация единая по всему тексту). Далее на этой же строке пишут название таблицы, соответствующее ее содержанию. Если таблица переносится на следующую страницу, то над таблицей вместо ее названия пишут “Продолжение таблицы” или “Окончание таблицы”. Если таблица и ее название размещается вдоль листа, то ее название должно находиться там, где лист подшивается (у корешка).

Все иллюстрации проекта (рисунки, карты, схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.п.) считаются рисунками. Нумерация сквозная, перед рисунком необходима ссылка по тексту. Рисунки подписываются по центру страницы после самого рисунка следующим образом: «Рисунок 1. Название».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

ОТЧЕТ

о прохождении научно-исследовательской практики

Магистром _________ курса по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Управление образовательными системами

ФИО магистранта ____________________________________

Научный руководитель:

___________________________

________________________________

г. Владикавказ

Введение……………………………………………………..………...……….…...3

Основная часть……………………………………………….…….……….………4

Раздел 1. Сроки и место прохождения практики………………….……...………4

Раздел 2. Содержание практики……………………………………...……...…….4

2.1.Индивидуальное задание на практику….………………………………4

2.2. Анализ деятельности студентов в соответствии с планом работы и содержанием практики…………………………………………………………….5

2.3. Рефлексия собственных достижений………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………7

Список использованных источников……………………………………………..8

Приложения

Введение

Основной целью научно-исследовательской практики магистрантов является развитие способностей самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ, связанных с решением профессиональных задач, необходимых для текущей или дальнейшей профессиональной деятельности, так же приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе. Научно-исследовательская практика является рассредоточенной и выполняется студентом-магистрантом с руководителем. Направление научно-исследовательских практики определяется в соответствии с программой магистратуры и темой магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательской практики являются: развитие профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решений, формировать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере образования более того, формирование умения самостоятельной постановки профессиональных задач, планирования научно-исследовательской работы и выполнения практических исследований при решении профессиональных задач с использованием современных методов исследования, а также формирование умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, ведение библиографической работы по выполняемой теме выпускной квалификационной работы с привлечением современных информационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сроки и место прохождения практики

В период с 28.11.2016 г. по 24.12.2016 г. в СОШ №25 «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25» я проходила научно - педагогическую практику.

Анализ деятельности

Тематикой научно – исследовательской практики стало название магистерской диссертации « Управление качеством педагогического процесса в общеобразовательной организации ». В рамках практики был рассмотрен ряд ключевых направлений написания работы, составлено введение и первая глава.

Главным вопросом работы стало изучение особенности управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе. В постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования.

Совместно с руководителем выявлена наиболее эффективная гипотеза, которая утверждает что: управление качеством результатов образовательного процесса в школе будет наиболее эффективным, если:

Расширить понятия «качество образования», «управление качеством образования».

Основными направлениями в обеспечении качества результатов образовательного процесса будут:

Работа с учащимися;

Самосознание личности;

Работа с педагогическим коллективом;

Работа по сплочению коллектива обучающихся.

Критериями качества результатов образовательного процесса выступят:

- педагогическое общение;

Сплоченность общешкольного коллектива;

- личностные результаты.

Эффективными показателями, к вышеуказанным критериям будут подходить такие как: качество общения, взаимодействие, уровень общительности, удовлетворенность обучающихся школьной жизнью, самоопределение, самооценка.

В XXI веке понимание качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого администратора и педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг в школе.

К данным критериям и показателям мы подобрали методики, для проведения диагностики.

1. Методика выявляет уровень компетентности учителя с точки зрения ученика, определяет степень симпатии ученика к учителю, показывает реальное взаимодействие учителя и ученика (разработана Е. И Роговым)

2. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

3. Методика изучения самооценки «Какой Я» (разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Результаты диагностического среза на констатирующем этапе мы можем увидеть в таблицах «№ 1,2,3

Таблица№1. Развитие педагогического общения, методика «учитель-ученик».

Таблица №2 Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Вопрос №

Уровень

Общая сумма

Низкий

Средний

Высокий

Таблица № 3 Методика изучения самооценки «какой Я»

На вопрос: подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности, был получен ответ.

Оцениваемые качества личности

Да

Нет

Иногда

Не знаю

Хороший

83%

17%

Добрый

83%

1%

12%

Умный

95%

4%

Аккуратный

70%

8%

20%

Послушный

50%

12%

17%

8%

Внимательный

80%

17%

4%

Вежливый

80%

12%

8%

Умелый(способный)

83%

4%

8%

4%

Трудолюбивый

83%

12%

4%

Честный

93%

4%

4%

Из приведенных выше рисунков проведенных методик, мы видим что уровень педагогического взаимодействия между учителем и учеником высокий, но также присутствуют обучающиеся уровень которых не достигает и среднего.

1. Психологу совместно с классным руководителем разработать тему, для классного часа.

2.Регулярно проводить родительские собрания, а также работать с определенными родителями.

3. Каждую четверть проводить тренинги, и т.д.

Так в ходе практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка образовательной программы. Проводилась диагностика эффективности качества образовательного процесса в школе№25. Оформлена аналитическая работа для оповещения оценки системе управления качества образовательного процесса, выработаны рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Заключение

В результате научно – исследовательской практики было проведено исследование в рамках написания магистерской диссертации, а именно проанализирован вопрос изучения особенностей управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе.

Мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении методик (анкетирования) на констатирующем этапе и положительная динамика результатов на экспериментальном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость постоянных;

Тренингов,

Психологу совместно с классным руководителем разрабатывать темы, для классного часа;

Организовать работу с родителями (родительским комитетом) для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.

Диагностика и анализ качества образовательного процесса школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством образовательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

Планирование образовательного процесса на основе диагностики уровня образованности и воспитанности учащихся.

Постоянное отслеживание динамики уровня качества образования учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности педагогического коллектива, особенно классных руководителей к взаимодействию с обучающимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики качества образовательного процесса.

Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Список используемых источников

1.Бабанский Ю.К. Педагогика М.2003.-С.366.

2.Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 - № 5 – с. 9 – 11.

3. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С 37

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- С 320

5. Максимова В.Н. Диагностика обученности / / Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 56

6. Шипарева Г.А. Мониторинг качества как элемент системы управления образовательным процессом. Диссертация. М: 2013-с.4,34

Требования к организации научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика является одним из видов практики, для магистрантов 1 года обучения.

Целью научно-исследовательской практики является – подготовка студента к решению задач научно-исследовательского характера на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работе.

Место проведения практики:

· Выпускающие кафедры, их филиалы

· Промышленные предприятия

· Научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.

Научно-исследовательская практика предусматривает:

· Подготовку тематических научно-технических обзоров опубликованных работ по выбранной магистерской программе.

· Проведение экспериментальных (или расчетных) исследований.

· Подготовку магистерской диссертации.

Иначе, она должна быть связана с научной тематикой кафедры, с темой магистерской диссертации и представлять собой работу по сбору, анализу и систематизации необходимых для этого материалов.

Программа практики вручается каждому студенту руководителем научно-исследовательской практики на организационном собрании перед началом практики.

Аттестация проводится в форме письменного отчета магистранта о результатах практики и его оценки (защите) на заседании кафедры.

Основные понятия о научно-исследовательской работе

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В применении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем магистранты часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. В начале, кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.



От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно, из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Выбор методов исследования является очень важным этапом научного исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Описание процесса исследования - основная часть диссертационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Обсуждение результатов исследования также является очень важным этапом научного исследования, - которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.

Выводы являются заключительным этапом научного исследования, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.

Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Московский педагогический государственный университет"

Институт детства

Дефектологический факультет

ОТЧЕТ

по 2й научно-исследовательской практике

с 6 октября по 9 ноября 2016 г.

студента-

магистранта

Тема: «Экспериментальное изучение произносительной стоpoны речи у детей в общеобразовательной школе»

( 06 .10.201 6 по 0 9 . 11 .2016г)

Студента-магистранта Демчук Анастасии Владимировны

Теоретико-методологическое обоснование диагностического комплекса, его подробное описание и этапы апробации. Формулирование целей, задач констатирующего эксперимента.

Проведение собственно экспериментального исследования. Анализ полученных экспериментальных данных. Проведение статистической обработки экспериментальных материалов.

c 14. 1 0. 2016 по 24 . 10 . 2016г.

Обсуждение полученных экспериментальных данных со специалистами учреждения. Участие в консилиумах с педагогами и встречах с родителями. Формулирование выводов по 2 главе.

с 24 . 10 .2016 по 09 . 11 .2016г.

Во время прохождения научно-исследовательской практики была сформулирована тема 2 курсовой работы: «Экспериментальное изучение произносительной стоpoны речи у детей в общеобразовательной школе.»

Цель эксперементальной части работы состоит в исследовании состояния произносительной стороны речи у детей 1 класса общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

    Разработать методику диагностирования произносительной стороны речи у детей 1 класса общеобразовательной школы.

    Выявить coc т o яни e п po изн oc ит e льн o й c т op оны pe чи у младших школьников в общеобразовательной школе.

    Обработать и описать результаты обследования п po изн oc ит e льн o й c т opo ны pe чи y д e т e й o бщ eo б pa з o в a т e льн o й шк o лы

Методика констатирующего эксперимента.

Структура констатирующего эксперимента включала следующие составляющие:

1. Изучение и анализ анамнестических данных детей (на основе медицинской документации).

2. Анализ результатов общего логопедического обследования детей, задействованных в ходе эксперимента. Мы обрабатывали данные, полученные логопедом, занимающимся с детьми на базе оброазовательного учреждения (в ходе обработки речевых карт).

3. Проведение подробной диагностики состояния произносительной стороны речи у детей, а также анализ полученных данных (использовались схема обследования, речевой и наглядный материал, составленные и подобранные нами для констатирующего эксперимента).

База исследования

Эксперимент проводился в МБОУ СОШ с.Калиновка, Ленинского района, Крым. В исследовании принимали участие ученики 1класса общеобразовательной школы в составе 15 человек.

После изучения анамнестических данных детей, задействованных в ходе эксперимента, а также проведения анализа результатов их общего логопедического обследования, мы составили характеристику детей экспериментальной группы.

Экспериментальная группа включала 8 детей в возрасте 7 лет, с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием, которые занимались с логопедом до поступления в школу и в процессе обучения в 1 классе.

Изучение медицинской документации испытуемых показало, что у всех детей в анамнезе имелись сведения о неблагоприятном протекание беременности: токсикоз 1 или 2 семестра беременности, вирусные и простудные заболевания матери, угроза выкидыша.

Неблагоприятное протекание родов: стимуляция при родовспоможении, стремительные роды, затяжные роды, кесарево сечение, встречалось у 6 детей. Болезни перенесенные в раннем возрасте такие как кишечная инфекция, стоматит, простудные заболевания ОРЗ, ОРВИ . У большой части детей отмечались особенности в протекание высших психических функций: неустойчивость внимания, объем памяти слаб, поэтому дети хуже запоминали речевой материал. Поведение нестабильное, с частой сменой настроения, во время занятий быстро уставали и отвлекались, при запоминании инструкций логопеда испытавали затруднения.

У всех детей экспериментальной группы в ходе общего логопедического обследования были выявлены различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, нарушения просодики, речевого дыхания.

Первичные данные детей экспериментальной группы на момент проведения констатирующего эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика детей экспериментальныой группы с нарушением произсносительной речи

8

Сергей

ФН . Нарушение звукопроизношения

На констатирующем этапе была проведена диагностика произносительного компонента речи у детей 1 класса.

Исследование проведено во время внеурочной деятельности педагогом и логопедом образовательного учреждения.

    Изучение общего звучания речи младших школьников.

    Исследование произношения звуков на разных лингвистических уровнях (изолированно, в слогах, словах, фразах, тексте).

    Изучение слоговой структуры слова.

    Исследование различения звуков.

    Исследование слухового восприятия.

    1. Узнавание неречевых звуков

      Дифференциация речевых звуков

Методика «Общее звучание речи»

Каждому ребенку было предложено составить рассказ на тему «Мое любимо занятие».

Результаты по тексту «Мое любимое занятие» в экспериментальной и контрольной группе (количество детей)

Таким образом, экспериментальной группе у 1 ребенка наблюдается наличие последовательности рассказа, у 7 детей он отсутствует, у 2 детей наблюдается связность рассказа, у 6 детей цельность рассказа отсутсвует. Для составления полноценного рассказа у детей не оказывается в запасе достаточного количества необходимых слов, а также умения последовательно, логически и связно излагать свои мысли. Школьники, рассказывая о своем любимом занятии, переходят с одной сюжетной линии на другую, допускают пропуски важных смысловых звеньев, что затрудняет восприятие текста слушателем. Учащиеся в элементы описания включают элементы повествования. Это прослеживается почти во всех рассказах школьников.

В контрольной группе у детей наблюдается цельность рассказа, большой словарный запас слов, последовательность рассказа.

Детям предлагалось за логопедом произнести следующие звуки, таблица 4.

Произношение звуков при повторе Таблица 3

[л], [р]

Сонорные звуки: носовые

[м], [н]

Йотированные звуки

[я], [е], [ю]

Результаты по диагностике произношения звуков (количество детей)

Таким образом, дети из эксперементальной группы плохо справились с заданием. Основные ошибки детей это нарушение произношение звука [ ш ] , не произносится звук [ р ] , замена звуков, дети изолированно произносят звуки. В контрольной группе дети справились с заданием хорошо, все взуки произнесли отчетливо и без ошибок.

Исследование слоговой структуры слова.

Логопед предлагает повторять за ним слова: Скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр.

Исследование слоговой структуры слова (количество детей)

Проанализировав результаты методики, мы получили, что в контрольной группе 5 детей справились с воспроизведением слов со сложной структурой слова, а 2 детей справились, но некоторые слова вызвали трудности. В эксперементальной группе дети показали результаты значительно ниже: 4 детей проговорили сложные слова медленно и по слогам, 4 детей с низким уровнем, они не справились с заданием, в словах пропуски, замены, перестановки слогов.

Фонематическое воспириятие.

Детям предлагалось определить последние звуки в словах: сад, суп, зуб, дуб, мяч, жук, рак.

Например: какой звук ты слышишь в слове зу[б]?

Определение места звука в слове.

Детям предлагалось определить место звку в слове. Например: где ты слышишь звук [с] в слове собака, в начале или в конце?».

Детям предлагалось определить количество звуков в слове: сколько звуков в слове мааай?».-

Детям были предложены слова из 3-5 звуков. Ребенок должен был расставить звуки, чтобы получилось слово: [с], [л], [о] [н]; [м], [а], [м] [а].

Инструкция: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе слово: Ж, У, К; Р, К, У, А.

Детям было предложено подобрать слово с определенным звуком. При этом логопед соблюдает последовательность звуков, сохранных в произношении нарушенных.

Инструкция: Назови слово со звуком [М]» ([Б], [В], [Н], [Т], [Д], К], [Г], [А]). Затем: «Назови слово со звуком [С]» (, [Ц], Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [ Л], [Р]).

Исследование способности словообразования.

Образование существительных с уменьшительной формой имени:

кукла - куколка, мяч - мячик, окно - окошечко,

лампа - …, дом - …, кольцо - …,

голова - …, птица - …, ведро - …,

рука - …, ухо - …, лоб - …,

гнездо - …, зерно - …, перо - ….

На основе проведенного исследования была проведена диагностика уровня развития произносительной речи.

Результаты по диагностике распознавания звуков (количество детей)

Таким образом, проведенная диагностика показала, что 6 детей в эксперементальной группе показали низкий уровень развития произносительной речи, у них снижен фонематический слух и фонематическое восприятие, они не верно дифференцируют звуки.

У четверых детей этой группы фонематический анализ синтез на стадии формирования, детям было трудно определить расположение звука, они не могли собрать слово, затруднялись в слоговой структуре слова.

В остальных случаях развитие фонематических процессов в норме.

Исследование слухового восприятия

«Узнавание неречевых звуков».

Каждому ребенку было предложено прослушать 5 неречевых звуков: автомобиль, скрип, вьюга, колокольчик, шум воды. Прослушав дети должны были назвать данные звуки.

Исследование «узнавание неречевых звуков» (количество детей)

Проанализировав результаты методики, мы получили, что в контрольной группе у 5 детей высокий уровень звукового восприятия, у 2 детей средний. В эксперементальной группе дети показали результаты значительно ниже: средний уровень обнаружен у 4 детей и низкий у 4 детей, они не справились с заданием и не назвали ни одного звука. Дети плохо распознают неречевые звуки, что констатирует о том, что у них нарушено слуховое внимание.

«Дифференциация речевых звуков».

Логопед раскладывает перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Исследование «дифференциация речевых звуков» (количество детей)

По результатам исследования все дети контрольной группы справилсь с заданием. В экспериментальной группе 6 детей с средним уровнем при выполнении допустили несколько ошибок, путая животных, и 2 ребенка не справились допуская очень много ошибок.

Исследование состояния произносительной стоpoны речи у детей было проведено в общеобразовательной школе МБОУ СОШ с.Калиновка, Ленинского района, Крым. Цель состояла в определении уровня развития произносительной стороны речи у детей 1 класса

Экспериментальная группа включала 8 детей в возрасте 7 лет, с ФФН и ФН, которые занимались с логопедом до поступления в школу и в процессе обучения в 1 классе. Контрольная группа включала 7 детей с нормальным развитием речи.

На первом этапе констатирующего эксперемента было проведен анализ анамнестических данных детей (на основе медицинской документации).

На втором этапе был проведен анализ результатов общего логопедического обследования детей, задействованных в ходе эксперимента в ходе обработки речевых карт.

На третьем этапе методики была проведена диагностика уровня развития произсносительной речи у детей с ФФН.

А.В. Демчук, г. Москва, МПГУ

Научный руководитель: к . педагог.н , доцент кафедры логопедии, Черкасова Е.Л.

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из пpoблем детей школьного возраста является несформированность пpoизносительной стopoны peчи, коppекция котopoй имeeт важнoe медико-педaгогичecкое и coциальное знaчение. Стоит отметить, что сегодня речь не только школьников, но и выпускников образовательных организаций не всегда отвечает тем параметрам и качеству, которые определяет Федеральный государственный стандарт, поэтому языковое образование и речевое развитие школьников – один из центральных, актуальных вопросов современного образования. Особенно остро он стоит перед начальной школой, которая является основой развития полноценной личности.

Недостатки произносительной стороны речи сужают коммуникативно-речевые возможности детей, ограничивают их профессиональный выбор в более старшем возрасте. В то же время, фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие являются достаточно р a спространенными нарушениями речи детей. Нарушения устной речи негативно влияют на формирование письменной речи (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)

Основы методики развития произносительной стороны речи младших школьников определены в работах Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, Н.А. Никашиной, Ф.А. Рау, М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцева, А.В. Ястребовой и др. Однако в научно–методической литературе недостаточно данных о совместной деятельности логопеда и учителя как способе развития произносительной стороны речи младших школьников. Поэтому необходимо дальнейшее изучение данной темы.

Целью нашего исследования являлась p азработка комплексной программы коррекционной работы логопеда и учителя начальных классов по коррекции произносительной стороны речи у детей общеобразовательной шк o лы с учетом ФГОС НОО.

Данная цель решалась в процессе выполнения следующих з адач:

1.Проанализировать научные и методические подходы к формированию произносительной стороны речи у детей в общеобразовательной школе.

2.Изучить нормативно-правовую базу по проблеме исследования (ФГОС НОО, ПООП НОО и др.)

3.Провести исследование, направленное нa выявление нарушений произносительной стороны речи у младших школьников общеобразовательной школы.

4.Разработать и апробировать коррекционную программу совместной работы логопеда и учителя начальных классов по коррекции произносительной стороны речи у детей общеобразовательной школы.

5.Оценить эффективность экспериментального обучения.

На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика произносительного компонента речи у детей 1 класса. Обследовались 15 детей в возрасте 7 лет.

Исследование проведено логопедом во время внеурочной деятельности.

Изучение произносительной стороны речи школьников строилось на основе сформированной нами схемы обследования:

1.Изучение общего звучания речи младших школьников.

2.Исследование произношения звуков на разных лингвистических уровнях (изолированно, в слогах, словах, фразах, тексте).

3.Изучение слоговой структуры слова.

4.Исследование слухового восприятия.

Узнавание неречевых звуков

Дифференциация речевых звуков

В ходе проведения эксперимента осуществлялся количественный и качественный анализ полученных данных на основе балльно-уровневой шкалы оценки.

После проведенного обследования детей, на основе анализа экспериментальных данных можно сделать логопедическое заключение о наличии нарушений произносительной стороны речи у 8 (60%) первоклассников. У них выявлено фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФН и ФФН). Эти дети занимались с логопедом до поступления в школу и в процессе обучения в 1 классе. Среди них были выявлены дети с органической патологией в строении артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус, отсутствие зубов в нижнем челюстном ряду) и дети с нормальным строением, но имеющимися функциональными нарушениями артикуляционного аппарата. У детей с ФН отмечались сигматизм, ламбдацизм и ротацизм. У школьников с ФФН снижен фонематический слух, что проявлялось в заменах и смешении групп звуков.

У части детей (40%) речевое развитие соответствовало норме.

Выявленные в ходе экспериментального исследования нарушения произносительной стороны речи детей, составившх экспериментальную группу, свидетельствуют о необходимости целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия по их преодолению, осуществляемого на основе дифференцированного подхода, учета особенностей состояния произношения и фонематического слуха у каждого ребенка.

На основании полученных результатов была разработана программа коррекционной работы в совместной деятельности логопеда и учителя начальных классов общеобразовательной школы. Реализация программы коррекционной работы, согласно ФГОС НОО осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Логопед планировал и проводил коррекционную работу во внеурочное время, а учитель по рекомендациям логопеда реализовывал коррекционные задачи в урочной деятельности. Тесное взаимодействие логопеда и учителя прослеживалось во всех направлениях коррекционной работы – диагностическом, коррекционно-развивающем, консультативном, информационно-просветительском. План совместной работы обсуждался на педагогическом консилиуме, методических советах и т.д.

Реализация этой программы позволила нам выявить динамику уровня развития произносительной речи, которую показали дети экспер и ментальной группы. За время экспериментального обучения все испытуемые улучшили свои показатели (по балльной оценке). Не осталось детей, у которых развитие произносительной стороны речи было бы на низком уровне. У большинства испытуемых (70%) выявлен высокий уровень развития произносительной стороны речи. Их произношение и фонематическое восприятие стало соответствовать нормативному.

На основании полученных результатов можно говорить об эффективности использования предложенной методики коррекции и развития произносительной речи младших школьников совместными усилиями логопеда и учителя.

Список литературы:

    Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин.- М.: Аркти, 2005. – 49с.

    Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. – 106c.

    Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии. Т. I/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 2002. – 74c.

Отзыв руководителя о качестве выполнения студентом программы практики

Студентка Демчук Анастасия Владимировна

Проходила научно-исследовательскую практику в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении с. Калиновка РКрым.

За время прохождения практики Демчук Анастасия Владимировна

в течение всего периода прохождения практики в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении организовала Сбор анамнестических данных и описание характеристик участников эксперимента, провела предварительного анкетирования участников эксперимента. Провела теоретико-методологическое обоснование диагностического комплекса, его подробное описание и этапы апробации. Сформулировала цели, задачи констатирующего эксперимента. Обсудила полученные экспериментальные данные со специалистами учреждения. Участвовала в консилиумах с педагогами и встречах с родителями. Сформулировала выводы по 2 главе.

При прохождении практики студентка проявила себя как очень ответственный человек. Стремилась приобретать новые знания, чтобы быть ещё более полезной. Хорошо анализирует и собирает необходимую информацию, проявляет заинтересованность к работе и результатам своего труда. За время прохождения производственной практики не пропустила ни одного дня.

Директор МБОУ СОШ Ищенко Ольга Михайловна
с. Калиновка

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...