Формирование навыков научного труда на интегрированных занятиях в профильной школе. Современные проблемы науки и образования Целенаправленную работу интегрированные уроки

Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Своё выступление хочу начать притчей.

«Одно колесо часовой машины спросило другое:

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»

Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели - обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться. И этому способствуют интегрированные уроки, которые предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

Попробую это доказать на примерах из личного опыта.

Слайд 3. Урок литературного чтения в 3 классе. Изучаем произведение Л. Н. Толстого «Прыжок». Останавливаемся на некоторых словах, потому что не понятно. Обращаемся к толковому словарю. Прежде чем знакомиться с текстом, нужно воспроизвести знания из математики. Вспоминаем именованные числа. Практика интеграции математики с другими предметами очень нравится мне, так как даёт хорошие результаты.

На уроке учащиеся пишут синквейн. Проговариваем изученные орфограммы. Привносим элементы уроков математики и русского языка в урок литературного чтения. На уроках широко применяю дидактический материал и средства наглядности.

Слайд 4. На уроке окружающего мира в 4 классе составляли кластер, писали синквейн о здоровье. Совмещали урок с уроком русского языка, проговаривая при написании изученные орфограммы. Работая в группах, одни писали синквейн и рисовали рисунок к нему, другая группа составляла кластер по теме, остальные группы рисовали рисунки по теме. В конце каждая группа предоставила отчёт. В данный урок окружающего мира привнесла элементы русского языка и изобразительного искусства.

Слайды 5. Вашему вниманию представлены синквейны, оформленные на уроках окружающий мир и литературное чтение. Кратковременные моменты интегрированных уроков содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Например, здоровье: крепкое, слабое и термин «здоровье» как название телепередачи.

Слайды 6. Марк Твен «Приключение Тома Сойера». Темы синквейнов: персонаж романа, мультипликационный и художественный фильмы.

Конкретный результат интегрированного обучения во включении учащихся в творческую деятельность, результат которой их собственные стихотворения, рисунки, первый творческий опыт, являющийся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям, процессам или персонажам произведений.

Слайд 7. На обобщающем уроке литературного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по произведениям А.С. Пушкина в 3 классе встретили много устаревших слов. Пришлось призвать на помощь знания по истории: разделение на социальные слои населения древней Руси (крестьяне, купцы, дворяне, бояре, царь); быт крестьянской семьи и т.д. Привлечение интересного материала дало возможность добиться целостности знаний.

Продумывая будущий урок, приходится предугадывать то, что может быть не понято, или непонятно учениками.

Данный урок совмещался с окружающим миром, говорили о сезонных изменениях во времени года на момент проведения урока (осень) и в произведениях, и в окружающей действительности.

Слайд 8. Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный момент в сочетании с музыкой и ИЗО. Именно на этих уроках (на фото рисунки учащихся 3 класса) у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Детям, работая в парах, группах нравится во время уроков иллюстрировать прочитанные произведения и составлять устные рассказы к нарисованным эпизодам. В их сознании и представлении возникает чёткий литературно-художественный образ.

Слайд 9. Сейчас мы рассмотрим межпредметные связи на примере интегрированного урока по окружающему миру 1 класс на тему «Ты и вещи».

Этот урок я начала с беседы о том, что даёт человеку труд, разговариваем о разных профессиях. Учащимся предоставляется возможность отправиться в «Путешествие в мастерскую» (групповая работа). Говорим о использовании вторсырья, бережном отношении к лесу (прививаю экологические знания).

Совместили с математикой. Тема «Измеряем в сантиметрах и дециметрах». Измеряли линейкой ширину полоски обоев, делили величину на 2 (пополам), вели подсчёт необходимых для изготовления материалов. Применили практические умения, собрав корзину из вторсырья. Мастера показывали свои изделия, рассказывали, для чего они предназначены.

Привнесла в урок окружающего мира элементы математики и технологии.

Слайд 10. Подобное совмещение предметов: предмет - окружающий мир, тема - «Нас окружает удивительный мир» (о бережном отношении к лесным ресурсам), + математика «Сравнение предметов по их свойствам», + технология (сборка целого из деталей). Клеили Лесную газету для зверей.

На уроке дети учатся быть рациональными хозяевами, получают основы экологического воспитания, целостно познают окружающий мир. Материал излагался на научной основе, но в доступной, игровой форме. Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.

Интеграция на уроках окружающего мира содержания математики и экологии существенна в познании детьми данного возраста наиболее обобщенных и фундаментальных законов природы, на основе которых в будущем создастся база для формирования целостного мировоззрения ребёнка, тем самым реализуется одно из требований стандарта нового поколения.

Слайд 11.

Интегрированный урок русского языка «Буква И, и» в 1 классе. Закрепляем минимум понятий о гласных звуках и буквах, выполняем звукобуквенный анализ, активизируем знания о домашних птицах и животных, месте их обитания и питания.

Интегрированный урок совмещённый с окружающим миром и чтением способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

Слайд 12.

Бинарный урок математика + музыка 1 класс.

Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников, повышает информационную емкость.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.


Интеграция России в международное сообщество обусловила изменения в экономической и политической сферах, а также в системе образования, которая должна соответствовать мировым стандартам. Обеспечение общей образовательной подготовки учеников предполагает не только общее развитие и совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, но и формирование профессиональной речевой культуры и культуры мышления. Работа в этом направлении требует поиска новых методов и приемов обучения. Во время последнего наиболее результативными являются технологии, формы и методы обучения, учитывающие личность того, кто учится, его интересы, склонности и способности.

Поиски путей совершенствования системы образования

Начинающему учителю следует так сгенерировать свою преподавательскую энергию, чтобы максимально расширить представления маленького ученика о мире, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка. Задачей чрезвычайной важности является формирование у школьника положительного отношения и интереса к учебе. Задачи эти, как известно, реализуются совокупностью учебных предметов, каждый из которых - это важная составная часть содержания начального образования. Дисциплины позволяют расширять и углублять представления учеников об окружающем мире, помогают развивать образное и логическое мышление, творческие способности детей, способствуют формированию общеучебных умений и навыков. Но на современном этапе развития национального образования даже полное использование возможностей программ по всем учебным предметам не даст желаемого результата. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, необходимо опираться не только на традиционную методику или проверенные практикой достижения, но и искать новые подходы к решению задач. Сейчас особенно остро стоит проблема поиска внутренних резервов повышения результативности обучения. Поиски путей совершенствования системы образования в начальной школе привели к возрождению такого методического явления, как интегрированный урок.

Актуальность идеи

В России принцип интеграции должен быть провозглашен основным правилом реформирования образования наряду с понятиями гуманизации и демократизации. Актуальность идеи разработки интегрированных уроков в том, что она является оптимальной для современного этапа развития национальной школы, ведь на данном этапе является усложнение содержания образования, рост объема необходимой информации и уменьшения времени, отведенного для ее усвоения. За рубежом разрабатывается и внедряется множество образовательных технологий, основанных на интегративных подходах. Однако вопрос о том, что такое урок в интегрированном классе, остается противоречивым. Проблема внедрения таких занятий в начальной школе мало исследована, принцип интеграции недостаточно отражен в действующих учебниках, учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций, вынуждены решать указанные проблемы на эмпирическом уровне.

Какие предметы подходят для внедрения интеграции

Часто при изучении стихотворных произведений на уроках чтения учитель может спеть их детям. Изучая глагол на уроках языка, можно дать задание отыскивать эти слова в текстах произведений, изучаемых на уроках чтения, в словах песен, исполняемых на уроках музыки. А как прекрасно совместить материал уроков математики и естествознания. Большой потенциал имеет интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, поскольку разные виды художественно-эстетической деятельности и конструирования удачно сочетаются с изучением определенных языковых, естественных понятий, с чтением художественных произведений. Учитывая то, что ученик не может долго воспринимать однообразную информацию, сочетание на уроке двух-трех учебных предметов обеспечивает активизацию познавательной деятельности детей, стимулирует интерес к учебе, показывает взаимосвязь учебных дисциплин, связь с жизнью. Из всех инновационных технологий именно в этой есть возможность широкого внедрения ее на начальном этапе образования, поскольку учителя начальных классов является много предметными и им под силу эту технологию воплотить в реальность. И основания надеяться на получение хороших результатов интеграционного подхода к обучению весомые. Поэтому данная проблема требует более глубокого изучения, освоения теоретических основ интегрированного подхода к обучению. Идея проводить хоть один интегрированный урок в школе сегодня чрезвычайно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач: дает возможность учителю вместе с учениками овладеть значительный по объему учебный материал, достичь формирования прочных, осознанных межпредметных связей, избежать дублирования в освещении ряда вопросов.

Сущность интегрированного обучения

Одним из направлений методического обогащения уроков в начальных классах является проведение их на основе интеграции содержания. Это требование времени, возможность ознакомления личности с достижениями культуры и науки, выведение ее на новый интеллектуальный уровень. Основой доминантой дисциплины для детей становится понимание целостности мира и осознания себя в нем. План интегрированного урока в начальной школе актуален для педагогической науки. Ученые и учителя-практики задумываются над тем, как создать общую платформу сближения предметных знаний. О важности интеграции знаний неоднократно говорилось в прогрессивной педагогике. Еще в эпоху Возрождения ученые, выступая против схоластики в обучении, подчеркивали важность формирования у школьников целостных представлений о взаимосвязи природных явлений. Этот вид уроков утвердился в дидактике и методике начальной школы в девяностых годах. Проведенный интегрированный урок обусловлен прежде всего подготовкой учителя как специалиста по многим предметам, который воспринимает начальную школу системно, а потому может организационно и методически связать близкие темы по различным предметам. Цель такой связи - интересное, разностороннее изучение понятия, события, явления, которые являются важными для младших школьников.

Цели интегрированных уроков

Совмещенные уроки имеют целью «спрессовать» родственный материал нескольких учебных дисциплин вокруг одной темы; раскрыть общие закономерности предметов, явлений, отражаются в соответствующих учебных дисциплинах; научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Интегрированный урок основывается на крепких межпредметных связях, дает возможность продемонстрировать целостность образования, развивать на новом качественном уровне творческое мышление, интеллект и эмоциональные образные чувства детей младшего школьного возраста. В результате интегративных связей у ребенка создается некий «конгломерат» знаний, который увеличивает свой вес не в результате чрезмерного накопления информации, а путем синтеза взглядов, позиций, даже чувств. Сегодня идея разработки интегрированных уроков привлекает многих ученых и учителей-практиков. Исследованы дидактические особенности интеграции содержания обучения. Учебные планы начальной школы и XXI вв. пополнились курсами, составляющими которых являются смешанные уроки.

Признаки интегрированного урока

Действующие программы для начальной школы позволяют сделать вывод, что все предметы начального звена имеют своеобразный интеграционный потенциал. Варианты таких уроков разнообразны. Например, можно провести интегрированный урок по литературе не только с двумя, но и даже тремя-четырьмя другими предметами. Каковы же признаки такого урока? Прежде всего это урок, который решает конкретные перспективные задачи интегрированного конкурса, потому что является его составной частью. Если урок один из определенной темы, он решает круг задач, которые можно выполнять только благодаря интегрированию. Но в любом случае, например, интегрированный урок по математике, не может быть изолированным, «выпадать по теме». Он, органично соединенный с предыдущим и последующим уроками, является составляющей всего учебно-воспитательного процесса. Конечно, этот перечень можно продолжить, если поработать творчески. Стоит отметить следующее: определенные учебные предметы начальной школы имеют свои особенности. Так, наиболее удачным и эффективным считается интегрированный урок по: биологии, географии, литературе и математике. Хотя иногда на практике получается, что можно удачно совместить даже совсем несовместимые вещи. Это зависит от того, как педагог сможет «сконструировать» занятия, выбрать оптимальные формы и методы реализации учебного материала. Этот процесс «конструирования» требует от учителя значительных творческих усилий. Определив задачи урока (учебные, развивающие, воспитательные), следует сопоставить уровень освещения определенного понятия в учебниках, возможности каждого из предметов, объединенных на уроке, варианты использования дополнительного материала. Следует отметить, что ученики, посетив, например, интегрированный урок по математике, должны быть заняты не только математическими вычислениями, но и различными видами деятельности и подбор этих видов должен быть тщательным.

Учитель как интегратор

Преподаватель должен так продумать этапы урока, чтобы они не только были методично правильны, но и стали ступеньками, преодолевая которые ребенок не чувствовал бы большого труда, а шла уверенно, с интересом и легкостью. Для этого нужно опуститься до уровня восприятия детей и так подобрать дидактический материал, чтобы осветить определенное понятие системно, целостно, использовать возможности каждого предмета. Также нужно выбрать соответствующую наглядность так, чтобы она удачно дополняла этапы урока. Нужно заметить, что иногда учебный материал такой объемный, что все задачи невозможно выполнить в течение 40 минут (когда интегрируются 3-4 предмета), тогда совмещенное занятие проводят на 2-3 уроках. К интегрированным урокам учитель готовит заранее и своих учеников, придумав, что они должны повторить, какие задачи выполнить. Часто предлагают детям предварительно поработать в парах, группах, дают индивидуальные задания каждому ребенку. Учитель должен стремиться максимально задействовать каждого, но так, чтобы не перегрузить детей. Об эффективности интегрированного урока можно сделать выводы по уровню усвоения учащимися понятий, их впечатлениями от урока. Для учителя эмоциональное состояние воспитанников должно быть важным «катализатором» определения эффективности проведенного занятия. Потому удачно проведенный урок - это большой труд современного педагога, тем более если этот урок - нестандартный, интегрированный.

Нетрадиционные и нестандартные уроки

Альтернативой привычным формам проведения обучения стали «нестандартные» уроки, специфику которых рассматривали ведущие исследователи как в России, так и на территории СНГ. Исследователи этого вопроса определили, что при использовании «нетрадиционных уроков» можно достичь значительных положительных результатов в формировании общеучебных умений, стимулировании познавательных интересов учащихся, создать предпосылки для взаимодействия субъектов обучения, повысить успешность неуспевающих, потому что такие формы обучения позволяют учитывать индивидуальные возможности лица, их реальный учебный потенциал, создают атмосферу «комфорта» во время учебного процесса. Специфика нетрадиционных форм процесса обучения предполагает разработку адекватной технологии каждого занятия, а это, в свою очередь, требует определенной их классификации. Современная дидактика насчитывает такие попытки классификация нетрадиционных уроков:

1) на две группы - «пульсирующие» и «нестандартные уроки»;

2) в зависимости от реализации основных компонентов обучения при решении его дидактических задач - на уроки целостного решения задач обучения

3) по способам организации взаимодействия на пролонгированных уроках.

Межпредметные связи

Одним из путей интеграции среднего образования является использование межпредметных связей, что отражено в учебных программах дисциплин. Связь между предметами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал студентам лучше усвоить другой. Например, интегрированные уроки географии и иностранного языка помогут изучить мировые карты, как на русском, так и на иностранном языках. Межпредметные связи должны учитывать уже имеющиеся интересы учеников, способствовать их расширению за счет интереса к творческой деятельности. Если же во время обучения интегрировано содержание различных дисциплин и школьники включаются в различные виды деятельности, чтобы в их сознании и воображении возник какой-то образ, тема или понятие, то такое занятие можно считать интегрированным. Систематическое применение интегрированных уроков и проблемно-познавательных задач межпредметного характера формируется интерес к творческой деятельности к тем знаниям, которые включены в систему межпредметных связей. Как известно, взаимосвязь предметов является плодотворным только при условии осуществления принципа корреляции содержания предметов. Нужно так организовать межпредметные связи, чтобы не нарушалась последовательность в преподавании той или иной дисциплины, чтобы эта взаимосвязь способствовал достижению практических целей обучения.

Какая польза от интегрированных уроков

Учебный процесс делится на циклы, где каждый объединяется темой. Тема охватывает определенную, содержательно легко отделяемую отрасль в рамках общей предметной и понятийной сфер. Каждая конкретная тема вытекает из предыдущей и является обоснованием для введения последующих. Например, вместе интегрированные уроки "окружающий мир + математика" направлены не только на отработку вычислительных навыков, но и несут познавательную направленность. Таким образом, введение в учебный процесс таких занятий:

1. Создает благоприятные условия для актуализации потенциала ученика, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей.

2. Способствует запоминанию против желания, когда материал содержится в памяти не потому, что его нужно запоминать, а потому, что его невозможно не запомнить, поскольку учащийся заинтересован содержательной составляющей материала.

3. Приводит к использованию «внутренних резервов» детей, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность обучения.

Как показывает практика, наиболее целесообразно нестандартные уроки использовать как итоговые ходе обобщения и закрепления знаний, умений и навыков, или при введении новой темы. Не надо злоупотреблять подобными формами организации учебного процесса, так как это может привести к потере устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и самого процесса обучения. Подготовка к нестандартному уроку может осуществляться в соответствии с алгоритмом коллективной творческой деятельности: формулировка цели урока, планирование, подготовка, проведение урока, выводы. Необходимо рассмотреть стратегию, тактику организации коллективной творческой деятельности учащихся, на каждом этапе. Нестандартные уроки разрушают штампы в организации учебного процесса, способствуют его оптимизации. В процессе подготовки любого типа урока используются различные виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Почему нужны интегрированные уроки

Содержательный и целенаправленный интегрированный урок в начальной школе вносит в обычную структуру начального школьного образования новизну, оригинальность, способствует формированию целостной картины мира, рассмотрения предмета с нескольких сторон, позволяют систематизировать знания, создают благоприятные условия для реализации лично ориентированного, развивающего обучения младших школьников. Дальнейшее развитие данной проблемы - в детальном анализе положительных и отрицательных результатов использования интегрированного обучения в начальных классах прошлого и настоящего. Таким образом, интегрированный урок в начальной школе заслуживает достаточного внимания. Он способствует повышению эффективности обучения, поскольку, опираясь на знания, приобретенные при изучении других предметов, ученики находят новые логические связи в учебном материале. А это, в свою очередь, развивает в них интерес к учебе, активизирует мышление, делает их знания сознательными, прочными. Кроме того, межпредметные связи дают возможность рационально использовать время, отведенное на изучение учебного материала, весомо уменьшает нагрузку студентов.

Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение...), которая дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированными называют уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и обществознания, биологии, географии, литературы и т.д. С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных предметов с использованием новых учебных программ. Следовательно, методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ современной науки. Для проведения интегрированного урока необходимо четко формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие системные науки.

Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование учителями разных предметов информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).

Интегрированные уроки по обществознанию и биологии, где изучаются темы: “Человек познает мир”, “Природа, общество, человек”, “Природа под охраной закона”, “Генетические признаки наций и народностей”, “Связь поколений”, “Место человека в системе органического мира (приложение № 1) и т.д. представляются не менее результативными и интересными. Опыт проведения таких уроков показывает насколько эффективней могут быть результаты поставленных задач:

Познавательных: научить связи между событиями, фактами, явлениями во времени и пространстве эволюции; делать всевозможные выводы;

Развивающих: научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, в целом, анализировать, делать логические умозаключения;

Воспитательных: формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений историками и литераторами, биологами, географами и т.д.

Для обеспечения наилучших результатов поставленных целей и задач предлагается использование и различных методов и средств обучения. Это могут быть: исследовательская работа, проблемная лекция, учебная дискуссия, поисковая работа, эвристическая беседа, анализ и решение ситуативных задач, ролевая игра, выполнение индивидуальных заданий в процессе урока, работа с опорными схемами, конспектами, практический и лабораторный анализ и т.д.

Использование различных методов, приемов и средств обучения способствует обострению внимания к теоретическому материалу, познавательному мышлению, приобщению учащихся к актуальным проблемам жизни общества, восприятию по-новому содержания изучаемого. Реализация принципов интегративного личностно развивающего образования: личностного подхода, рефлексии, проблемности, системности, диалогичности также имеет важное значение при проведении интегрированных уроков по истории и обществознанию с другими предметами.

Эффективность современного занятия с использованием бинарного метода интегрирования различных предметов зависит от искусства учителей, проявляющего в том, как они взаимодействуют с учениками и между собой принимают учебные цели и задачи, подбирают задания и упражнения, пользуются мультимедийными средствами обучения, ежеминутно владеют ситуацией урока. На наш взгляд, при проведении интегрированных уроков на первый план выдвигается не формальная организация образовательного процесса по передаче суммы знаний, не твердое соблюдение всех традиционных компонентов обучения, а целенаправленное, последовательное, информационное взаимодействие учителей и учеников,

(связи: ученик + учитель ) получающих взаимное удовлетворение от встречи друг с другом в рамках личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и саморазвития. Никакие самые совершенные обучающие образовательные программы, в том числе и интегрированные уроки, сами по себе не обеспечат эффективности, если им не будет соответствовать уровень информационно-технологической культуры педагогов.

Известно, что усвоение знаний о мире, о людях, о природе происходит через восприятие, осознание запрограммированного эволюцией мышления и запоминание.

Реальные возможности интеграции знаний о многообразии форм человека и формирования позитивных отношений у школьников к кому бы то или к чему бы то ни было дают интегрированные уроки по биологии и обществознанию.

К примеру, интеграция тем: “Человеческие расы, их родство и происхождение” (биология) и “Расизм. Несостоятельность расизма”, (обществознание) поможет учащимся удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание многообразия особенностей человеческих популяций и признание равноправия и неотъемлемых прав и свобод всех людей на земле (приложение № 2).

Таким образом, правильный отбор и структурирование содержания интегрированных уроков приводит к новой организованной, на наш взгляд, структуре учебного процесса, повышению интереса к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества.

Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был мозаикой отдельных картин.

Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Актуальность исследования. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что одним из важнейших педагогических условий модернизации является развитие познавательных способностей школьников. Решение этой задачи неразрывно связано с созданием в общеобразовательной школе среды, благоприятной для развития интеллекта, способствующей самореализации личностного потенциала учащихся.

Вопросам изучения и развития интеллекта посвящены исследования П.П. Блонского, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, I JI.B. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, А.С. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В разработку теории активизации интеллектуальной деятельности внесли вклад такие отечественные педагоги, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, Е.М. Вергасов, B.C. Данюшенков, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, B.C. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, В.И. Лозовая, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.

В части педагогических исследований в качестве решения проблемы активизации интеллектуального развития учащихся предлагалась организация учебной деятельности, учитывающая их склонности, интересы, способности. В то же время предметные знания оставались разобщенными, логические аспекты преобладали в ущерб историко-культурным и социокультурным. В настоящее время ведутся поиски новых форм, приемов и средств активизации обучения. Эффективным средством активизации интеллектуального развития учащихся, на наш взгляд, может стать интеграция областей научного знания “двойного подчинения”, т.е. возникающего на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания.

1

Развитые метаязыковые способности приводят к осознанному отношению к языку и речи. Детям-билингвам необходимо достичь такой кондиции для того, чтобы овладеть инструментом успешного усвоения нескольких языков, в том числе иностранного языка. Цель исследования: получение результатов диагностико-прогностического исследования языковых и метаязыковых способностей и возрастных тенденций у детей-билингвов, влияющих на усвоение нескольких языков, для дальнейшего проектирования системы целенаправленного развития метаязыковых способностей в рамках изучения русского языка. Исследование проводилось на основе методов анализа, обобщения и сравнения разных подходов российских и зарубежных авторов; констатирующий психолингвистический и методический срезы с применением авторского технологического маршрута, тестирование и устное интервьюирование учащихся, педагогический опрос, анкетирование родителей. Выявлены факторы, влияющие на формирование координативного билингвизма; определены проблема метаязыкового переноса и характер интерференционных процессов; описаны показатели недостаточной сформированности метаязыковой способности и языковой догадки у детей. Результаты исследования по своей сути не противо¬речат данным, получившим отражение в работах российских ученых, но есть противоречие позициям зарубежных исследователей в плане характера и кондиции развития метаязыковых способностей. Представленные материалы дополняют имеющуюся информацию в ис¬следовании билингвальных детей. Экспериментальные данные и сформулированные выводы помогут научно-педагогической аудитории спроектировать и применить систему целенаправленного развития метаязыковых способностей у младших школьников на основе обучения родному (этническому), русскому и английскому языкам.

дети-билингвы

осознание собственной билингвальности

метаязыковая способность

метаязыковой перенос

интерференция

1. Цейтлин С.Н., Чиршева Г.Н., Кузьмина Т.В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия: научная монография / отв.ред. М.Б. Елисеева. СПб., 2014. 140 с.

2. Eviatar, Z., Taha, H., Shwartz, M. Metalinguistic awareness and literacy among semitic-bilingual learners: a cross-language perspective. Reading and Writing. 2018. Vol. 31, issue 8. P. 1869-1891. DOI: 10.1007/s11145-018-9850-9.

3. Bialystok E. Metalinguistic dimensions of bilingual language proficiency. Language processing in bilingual children / Ed. E. Bialystok. Cambridge, 1991. P.113-140.

4. Московкин Л.В. Психологические основы методики обучения РКИ. Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: http://oso.rcsz.ru/inf/psihologiche2.htm (дата обращения: 1.12.2018).

5. Гац И.Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации. М., 2012. 202 с.

6. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьева Т.А., Рябова Н.В., Бабина Е.Д. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // Интеграция образования. 2018. Т. 22(№1). С. 151-165. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.151-165.

7. Wiejak K., Kaczan R., Krasowicz-Kupis G., Rycielski P. Working memory and reading ability in children-a psycholinguistic perspective. L1 Educational Studies in Language and Literature. 2017. Vol.17., SI ExFunct. P. 1-22. DOI: 10.17239/L1ESLL-2017.17.04.01.

8. Bowey J., Grieve R., Herriman M., Myhill M., Nesdale, A. Metalinguistic awareness in children. Theory, Research and Implications. Springer-Verlag. Berlin; Heidelberg; New York; Tokyo, 1984. P. 12-36.

9. Якобсон Р.О. Два аспекта языка и два афатических нарушений // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М., 1990. С.110-132.

10. Леонтьев А.А. Владение и овладение языком // Проблемы изучения билингвизма: книга для чтения / сост. Т.А. Круглякова. СПб. 2014. С.149-166.

11. Унарова В.Я. Особенности развития метаязыковых способностей у младших школьников в условиях русско-якутского двуязычия // Проблемы онтолингвистики – 2018: материалы ежегодной международной научной конференции (Санкт-Петербург, 20–23 марта 2018 г.); редкол.: Т. А. Круглякова (отв. редактор), Т.А. Ушакова, М.А. Еливанова, Т.В. Кузьмина. Иваново: ЛИСТОС, 2018. С. 441-448.

12. Доброва Г.Р. Вариативность проявлений метаязыковой деятельности в речевом онтогенезе // Психолингвистика. Психология. Языкознание. Социальная коммуникация: сборник научных работ Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды. Переяслав-Хмельницкий. 2012. Т. 10. С.181-188.

13. Дубинина Д.Н. Развитие метаязыковой деятельности у детей дошкольного возраста // Психология и жизнь. Традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства: сборник научных статей. Минск, 2010. С. 94-96. [Электронный ресурс] URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/5466/1 (дата обращения: 13.11.2018).

14. Круглякова Т.А., Миронова Е.А. Языковые нормы в оценке детей дошкольного возраста // Усвоение ребенком родного (русского) языка: межвуз.сб.работ молодых авторов / Редкол.: С.Н. Цейтлин (отв.ред.), Т.А. Круглякова. СПб, 1995. С. 49-51.

Речь билингва - объект разнообразных исследований, которые осуществляют ученые разного профиля. Детский билингвизм в Республике Саха (Якутия) - это явление, обретающее в условиях глобализации новое значение, поскольку именно он - оптимальный и естественный путь к полилингвизму.

Билингвизм, как отмечают многие ученые, положительно сказывается на развитии метаязыковых способностей у детей: они легко осознают произвольность наименований за счет использования двух языков , читают лучше (не скорость чтения) и фонологически развитее , у них отмечается аналитический подход к устной и письменной речи и более высокий уровень орфографической грамотности.

Метаязыковые способности при этом тесно переплетены с осознанными действиями над языком. Метаязыковое умение - это «способность использовать метаязыковые знания (знания о языке) для анализа и осознанного конструирования речевых единиц» , это осознанные практические действия по интерпретации и трансформации языкового материала, отражающиеся в форме самостоятельных суждений и в теоретизировании школьников на лингвистическую тему . Сформированность метаязыковой способности также является одной из ключевых предпосылок освоения письма и чтения . Именно чтение - это лингвистическая, металингвистическая и метапознавательная деятельность, которая требует сознательного контроля познавательных процессов . Зарубежные исследователи определяют метаязыковое знание как способность использовать язык как объект мышления в противоположность простому употреблению языковой системы для понимания и продуцирования фраз .

Цель исследования. Проявления метаязыковых способностей - это показатель того, что ребенок «нащупывает» язык в своей речи, проявляет осознанное отношение к языку и речи в целом. В нашем понимании - в интеръязыковом плане - метаязыковые умения способствуют осознанному разграничению языковых систем, усвоению на их базе других языков, даже если в коммуникативной ситуации билингв погружается полностью в одну языковую систему и культуру. На наш взгляд, необходимо целенаправленное развитие метаязыковых способностей у детей-билингвов в процессе школьного обучения. С этой целью нами проектируется система развития метаязыковых способностей на основе материалов родного (этнического), русского и английского языков у билингвальных детей, которые применялись бы в рамках изучения русского языка в начальной школе.

Методы и материалы исследования. Для понимания особенностей метаязыкового развития детей нами было проведено исследование на основе междисциплинарного подхода в период с 2016 года по 2018 год. В исследовательское поле были включены учителя начальных классов и английского языка, родители первоклассников, школьники-билингвы и школьники-монолингвы. Всего приняли участие около 500 человек. Экспериментальные данные дают сведения об особенностях детского билингвизма в национальном регионе России. Только комплексное исследование на стыке психолингвистики, когнитологии, онтобилингвологии и методики обучения языкам может дать максимально полную и достоверную картину речевого онтогенеза и развития у детей-билингвов, выявить уязвимые места, требующие особого подхода. В нашем исследовании применялись методы обобщения и сравнения разных подходов на основе аналитического обзора трудов российских и зарубежных авторов; констатирующий психолингвистический и методический срезы с применением авторского технологического маршрута в несколько этапов, тестирование и устное интервьюирование учащихся, педагогический опрос, анкетирование родителей.

Эмпирические данные учащихся обрабатывались и сопоставлялись в качественно-количественных параметрах (процентное распределение и ранжирование). Оценка результатов проводилась по балльной системе.

На формирование детского билингвизма влияет принципиальное отношение родителей к языковому воспитанию. Для многих городских детей саха языком общения в кругу семьи является родной (этнический) язык, а вне дома - родной и русский языки. Об этом свидетельствуют результаты нашего опроса среди родителей первоклассников городских школ на первом этапе комплексного исследования (рис. 1).

Рис. 1. Язык общения родителей с детьми

Всего 5% родителей общаются вне дома только на русском языке, объясняя это следующими причинами: «ребенок сам начинал говорить по-русски», «ребенок больше любит говорить на русском языке», «ребенок воспринимает русский язык быстрее, чем якутский», «окружение русскоязычное», «мы (родители) сами русскоязычные». Но сложность заключается в том, что при общении со своими детьми на родном языке некоторые родители часто вставляют в свою речь слова на русском языке. А это ведет к смешению языков самим ребенком, поскольку нарушается языковая ассоциация с человеком (один язык - одно лицо). На вопрос соблюдения родителями паритетного использования языков в собственной речи ответы даны ниже (рис. 2).

Рис. 2. Соблюдение паритета языков

Из 32% родителей, которые пользуются двумя языками в зависимости от ситуации общения, 18% респондентов признаются, что смешивают языки осознанно в собственной речи, чтобы таким образом быстрее и четче передать свою мысль.

Следующим опросом выявлено, что 78% детей в 3-4 года общались с родителями на родном языке (перед поступлением в ДОУ), а к школьному возрасту - 46% детей. Этими цифрами подтверждается факт того, что язык воспитания и развития в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в становлении билингва как языковой личности.

Далее мы провели устный опрос детей и их родителей для получения общих сведений о характере проявления метаязыковых способностей как потенции у детей дошкольного возраста. Известно, что метаязыковая способность проявляется практически у всех детей, но является неординарным феноменом. Утрата же способности к изучению языков, нарушение металингвистических операций, по мнению Р.О. Якобсона, - свидетельство афазии . Результаты анкетирования показывают, что конструкторская (формообразование и словообразование) и словотворческая (инновация с нарушением нормы) деятельность у детей-билингвов активизируется сразу на двух языках.

Согласно развитию речевого онтогенеза у детей по направлению «от неосознанности к сознаванию» мы полагаем, что метаязыковая способность у детей-билингвов проявляется с осознанием в какой-то степени собственной и чужой билингвальности благодаря наблюдениям над речью и языковыми явлениями. Отметим, что такое понимание приходит к монолингвам и билингвам по-разному и в разной интенсивности .

Нами был изучен процесс становления сознательного отношения к языкам у билингва, чтобы попытаться ответить на вопрос «когда же языки вызывают интерес у детей?». По утверждению российских исследователей, средний возраст, в котором моноязычный ребенок начинает проявлять интерес к языкам, - это 3-4 года. Мы выяснили средний возраст ребенка-билингва (в нашем случае саха), когда он начинает проявлять интерес к языкам, задавать вопросы родителям, следовательно, осознавать в какой-то степени пользование им двумя языками - это 5-6 лет. Переводческая деятельность начинает проявляться вслед за проявлением интереса к языку, к 6-7 годам.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты нашего исследования показали картину того, как развивается языковое и метаязыковое сознание детей в динамике и как это отражается в их письменной и устной речи. Так, мы смогли определить три «кита» метаязыковости, которые тесно взаимосвязаны между собой: 1) осознанность, 2) аналитический (сравнительный) подход, 3) познавательная деятельность. Становится ясным то, что необходимо целенаправленное развитие метаязыкового понимания и умений. Наша цель - построить обоснованную систему формирования метаязыковых умений на уроках русского языка, так как в дальнейшем языком обучения всем предметам, в том числе иностранному языку, является русский язык.

По результатам социологического опроса родителей следует констатировать, что:

Существуют разные модели билингвального воспитания («принципиальность», «общественное влияние», «"жертвы" детского сада», «смешанное воспитание»);

При всем своем желании соблюдать определенные принципы родители испытывают трудность в сбалансированном билингвальном воспитании своего ребенка;

У большинства детей явно прослеживается возрастная тенденция «от этнического языка к русскому языку» как результат сильного влияния языка окружения.

Из результатов эксперимента вытекает вывод о том, что пока ребенок не осознает собственную билингвальность и не признает родным языком один (этнический) язык (при этом основным языком мышления может быть русский язык), он будет иметь помеху в развитии языковых способностей, постоянно смешивая два языка в сознании и в речи.

Нами выявлены младшие школьники с недостаточно развитыми языковыми представлениями, следовательно, и метаязыковым пониманием - около 37,5% детей. Их мы отнесли в группу детей «с дефицитом метаязыкового потенциала», для которых с целью развития метаязыковых способностей предлагаем применить комплекс упражнений, разработанный на основе наших моделей, и билингвальный словарь понятий в рамках синхронного обучения языкам, в том числе в процессе обучения грамоте. Предлагаемые упражнения построены на основе когнитивного, сравнительно-сопоставительного, сознательного принципов. Это так называемый «Профиль билингва» с возможностью интеграции в любые вариативные образовательные системы. В нашем случае речь идет и об интеръязыковой деятельности на уроках, когда: 1) объектом специального изучения становятся одновременно два-три языка в их взаимосвязи (якутский, русский и английский языки); 2) метаязыковые знания и умения переносятся с одного учебного предмета на другой. Условно мы разделили задания на три группы: 1) направленные на развитие языковой догадки; 2) транспозиционные упражнения; 3) упражнения по предупреждению и устранению интерференции.

В разработанный комплекс упражнений мы включили материалы на русском и якутском языках, а также пропедевтический материал на английском языке с учетом того, что изучение иностранного языка идет по обратному пути «от сознательности к неосознанности». В нашем случае изучение двух языков становится базой для формирования полилингвизма. Солидаризируясь с мнением отечественных ученых, отметим, что навыки, приобретенные обучающимся в родном и русском языках, должны быть пере-несены на обучение иностранному языку.

Именно от осознанного отношения к языку и речи нужно отталкиваться школьникам при изучении английского языка. Анкетирование учителей начальных классов и английского языка подтверждает известную позицию, касающуюся языка-посредника - единогласным ответом был «русский язык». Хотя если проводить обучение английскому языку в сопоставительном ключе, то имеет место опора и на якутский язык, так как устройства этих языков имеют много точек соприкосновения, особенно в фонетике и лексике.

Отметим, что метаязыковую деятельность ребенка исследователи понимают по-разному. Одни исследователи полагают, что метаязыковой возраст относится к дошкольному возрасту, а другие утверждают, что она проявляется только в школьном обучении. Во многих трудах лишь косвенно затрагивается тема, и они ориентированы в основном на детей дошкольного возраста. Нас же интересует школьный этап, хотя мы придерживаемся мнения, что метаязыковые способности нужно активизировать и развивать у детей еще с дошкольного возраста. Предлагаемые технологии и методики не дают эффективного развития метаязыковых умений у младших школьников, а специальные методические разработки по развитию метаязыковых способностей для билингвов отсутствуют. Результаты проведенных нами исследований показывают, что у детей-билингвов бывают разного рода метаязыковые проявления. Наша позиция коррелирует с точкой зрения онтолингвиста Г.Р. Добровой о том, что к метаязыковой деятельности относятся не только вербализированные рассуждения о языке, но и менее словесные и менее осознанные проявления, говорящие о языковом анализе, например: замечание и понимание разницы в произношении звуков, исправления, самоисправления, инновации .

О том, что необходимо целенаправленное формирование метаязыкового понимания у ребенка еще в дошкольном возрасте, высказывались и зарубежные исследователи (Е. Кларк, Д. Слобин, Т. Тульвисте). Также зарубежными исследователями отмечается, что интерес к языку у детей появляется на третьем году жизни и начинает исчезать в 6-7 лет, что отрицательно сказывается на дальнейшем усвоении языкового богатства . Если взять результаты нашего исследования именно билингвальных детей, то складывается противоположная позиция: интерес к языкам (изолированно) и их реализации в речи к школьному возрасту не исчезает, а приобретает новые очертания, переходя в качественно другой интерес, когда происходит четкая дифференциация языков в сознании ребенка. Российские онтолингвисты тоже указывали 4-8 лет как пик метаязыковой деятельности , что не противоречит результатам нашего исследования.

Заключение. Итак, подводя итоги нашего исследования, обозначим ряд проблем, с которыми мы столкнулись в процессе экспериментальных работ:

1. Проблема осознания собственной билингвальности. Характерным является то, что городские дети очень часто в различных ситуациях смешивают языки. Для того чтобы выйти на метаязыковой уровень, им необходимо достичь такого рода осознания.

2. Проблема внутриязыковой и межъязыковой интерференции, интеркаляции. Во избежание интерференционного процесса необходимо оптимальное применение сравнительно-сопоставительного приема - внутриязыкового сравнения и межъязыкового сопоставления. В положительном ключе из одного языка могут быть перенесены не только языковые явления, но и действия (умения делить слова на слоги, составлять звуковую схему, выполнять фонетический разбор и т.д.).

3. Проблема переноса, понимания языковых понятий (терминов), тождественных в системах родного и русского языков. Дети актуализируют уже известное им путем идентификации названия этого понятия. На разных языках им кажется, что это разные понятия, потому что звучат и пишутся по-разному.

Таким образом, метаязыковая деятельность - один из видов когнитивной стратегии языкового интеллекта, это сквозной сегмент в образовательной деятельности, который проецирует в деле проявления триады «язык, мышление и речь» и приводит к осознанному отношению к языку и речи, когда дети демонстрируют зачатки лингвистической компетенции. Метаязыковая деятельность также способствует формированию «объемного» языкового мышления как выхода из миниатюрной языковой картины мира, развитию потенциала к полиязычию - готовности усвоить другие языки. Она играет важную роль в становлении билингвальной языковой личности.

Библиографическая ссылка

Унарова В.Я. О НЕОБХОДИМОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28298 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Масленникова Елена Петровна

Преподаватель математики ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум»

Михайлова Зинаида Дмитриевна

Преподаватель материаловедения ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум»

Интегрированный урок «Объем цилиндра»

ПЛАН УРОКА № 52

Преподаватель: Масленникова Елена Петровна

Михайлова Зинаида Дмитриевна

Предмет: Математика + материаловедение

Тема: Объем цилиндра.

Вид занятия: комбинированный

Педагогические технологии

(применяемые на уроке)

Информационно – коммуникационная технология, технология интегрированного обучения
Цель занятия Учебная Вывести формулу объема цилиндра; выработка навыков решения задач с использованием формулы объема цилиндра и её применение на практике
Воспитательная и

развивающая

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, развитие познавательных умений, создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии дорожника
Межпредметные связи Обеспечиваю- Математика (школьный курс), физика
Обеспечивае-мые Материаловедение, геология, транспортные сооружения, физика, изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов, строительство автомобильных дорог и аэродромов
Компетенции Профессион-альные ПК 2.1.Участвовать в организации работ в организациях по производству дорожно-строительных материалов. ПК 3.2. Участвовать в работе по организации контроля выполнения технологических процессов и приемке выполненных работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов.
Общие ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Обеспечение урока:

Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)

Компьютер, мультимедийный комплекс (интерактивная доска, проектор),

Презентация «Цилиндр и его элементы»

Наглядные пособия и раздаточный материал : модели цилиндров; прибор СоюзДорнии, чашечные весы с разновесами, мерный цилиндр, сферическая чаша, нож, песок, цемент, вода; цилиндр из горной породы (гранит).

Литература: 1) Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2012

2) Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и профил. уровни. – М.: Просвещение, 2014

3) Королев И.В., Финашин В.Н., Феднер Л.А. Дорожно-строительные материалы, Москва – 2012

4) Фомина Р.М. Лабораторные работы по дорожно-строительным материалам, Москва – 2012

№№

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения Временная регламентация

этапа

1 2 3
1 Организационный этап: 2 мин
— проверка готовности студентов к занятию;
— проверка посещаемости;
— актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) с целью подведения обучающегося к формулировке темы урока 10 мин
— Какая это фигура? (цилиндр)
— Назови основные элементы цилиндра (основание, боковая поверхность, высота или образующая, радиус)(презентация)
— Посмотри записи в тетради прошлых уроков и попробуй сам сформулировать тему урока. ( объем цилиндра)
— сообщение темы.
2 Мотивационный момент:
— обоснование необходимости изучения данной темы для эффективного освоения дисциплины 3 мин
— вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия
— Чем будем заниматься на уроке? Что должны достичь? Задачи урока?

(Я должен узнать формулу объема цилиндра и научиться её применять для решения задач)

3 Изучение нового материала 10 мин
Вывод формулы объема цилиндра.
4 Закрепление. 10 мин
4.1 Решение типовой задачи.
4.2 Решение прикладных задач (вычисления объема предмета, имеющего форму цилиндра)
5 Цилиндры вокруг нас, цилиндры в дорожном строительстве (презентация) 10 мин
6 Изготовление образцов цилиндрической формы из грунтов укрепленных цементом и определение средней плотности образцов 30 мин
7 Резерв (решение задач по материаловедению) 10 мин
8 Домашнее задание: 2 мин
Л.1 стр. 163-164, вывод формулы объема, задача
9 Подведение итогов занятия: 3 мин
— обсуждение и оценка результатов изучения темы (рефлексия- мнение студентов об уроке);
— выставление оценок.

Преподаватель:____________________________________________________

Анкета

(выбери и подчеркни ответ)

  1. На уроке я работал активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок мне показался коротким/ длинным

4.За урок я устал/не устал

  1. Моё настроение стало лучше/ стало хуже
  2. Материал на уроке мне был понятен/ не понятен

Интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется лёгким/ трудным

Интегрированный урок «Объем цилиндра»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...