Правила поведения во время урока физкультуры. На уроках физической культуры. Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий

Учебные заведения во время занятий ответственны за обучающихся детей и обязаны сохранить им жизнь, здоровье и безопасность. Преподаватели физкультуры и ОБЖ обязаны знать сами и донести до учеников причины опасных ситуаций и возможности их избежать. В каждой школе обязательно проводится инструктаж по технике безопасности (ТБ), сами же учителя, обязаны уметь оказывать первую помощь и знать, как повести себя в конкретной ситуации.

Типичные травмы

Пожалуй, самый травмоопасный предмет из школьной программы – это уроки физической культуры. К примеру, при занятиях гимнастикой высок риск таких типичных повреждений:

  • ссадины и срывы мозолей;
  • ушибы тела и головы;
  • разрывы сухожилий, мышц
  • растяжения в локтях, запястьях, плечах, коленных и голеностопных суставах

Это лишь малая часть последствий неправильного поведения при занятиях на уроках физической культуры. Далее рассмотрим правила, которыми руководствуются все учебные заведения перед допуском учащихся к урокам.

Общие требования

К упражнению допускаются ученики:

  1. Имеющие основную или подготовительную медицинскую группу, которым не противопоказаны по здоровью те или иные действия.
  2. Прошедшие инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры для учеников.
  3. Обязательно переодетые в спортивную обувь и форму для занятий.

Не допускаются длинные ногти и волосы, в распущенном состоянии. Ученик должен понимать, что недопустимо невнимательно относиться к спортивному инвентарю, баловаться и умышленно толкать своих одноклассников, во избежание травматизма, а так же запрещено без разрешения преподавателя брать инвентарь, выполнять упражнения без присмотра.

Техника безопасности на уроках гимнастики предполагает, что гимнастическое оборудование должно соответствовать стандартам, быть надежно закреплены и часто проверяться. Любые металлические опоры необходимо закрывать матами. От тщательности проверки зала перед занятиями может зависеть здоровье детей, поэтому:

  1. Маты должны быть целыми, без торчащих частей, укладываются они на все возможные предполагаемые места падений или ударов.
  2. Канат проверяется на возможные надрывы, если имеются лишние узлы, их нужно убрать.
  3. Деревянные поверхности снарядов, например бревно, должны быть гладкими, без шероховатостей, сколов, заусениц. Подобные снаряды выставляются на высоту, подходящую возрастной группе учеников.
  4. Металлические поверхности, например у перекладины, не должны иметь ржавчины на местах соприкосновения с кожей.
  5. Мягкие набивные элементы также проверяются на наличие прорезов, надрывов, пустот.
  6. Запрещено выполнять упражнения со спортивным инвентарем, если на ладонях имеются свежие раны и мозоли.

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике в группе, предполагают выполнение сложных элементов с подстраховкой. Дети должны соблюдать достаточную дистанцию, чтобы не поранить друг друга.

Обязанности учеников

Гаджеты, техника, часы, украшения не должны находиться при себе. Такие вещи сдаются преподавателю или запираются на замок. Правила безопасности на уроках гимнастики предполагают, что перед занятиями ученики переодеваются в специальную форму и далее действуют организованно и только по разрешению учителя.

Ученики должны перед выполнением упражнений насухо вытирать руки, завязывать шнурки, для предотвращения внезапных соскоков с инвентаря. Любые занятия, где предусмотрены прыжки, выполняются мягко и без спешки, повторяя рекомендации преподавателя. Если замечено ухудшение самочувствия, ранения или другие происшествия, об этом следует сразу сообщить учителю.

Также по технике безопасности на уроке гимнастики запрещено мешать другим детям выполнять упражнения, трогать во время этого снаряд или их самих, а также отвлекать. Любое упражнение на бревне должно быть выучено на более низком основании или на полу.

Действия в экстренных ситуациях

Техника безопасности на уроках предусматривает своевременное оповещение учителя о любой нестандартной ситуации. Если кому-то стало плохо или получена травма, нельзя скрывать этот факт. Пострадавшему предоставляется покой и вызывается врач, если своими усилиями ликвидировать травму нельзя.

В случае пожара нужно придерживаться техники безопасности на гимнастике на уроках физкультуры для учеников, инструкция обязывает прекратить любое занятие и организованной группой вместе с преподавателем эвакуироваться согласно соответствующему плану, оповестить руководство и вызвать пожарную службу.

Окончание занятия

По технике безопасности на уроках после завершения всех заданий ученик должен по команде учителя убрать весь спортивный инвентарь в специально отведенные места и так же организованно покинуть зал. После чего, дети моют руки с мылом и переодеваются.

Это общие рекомендации по безопасности на уроках гимнастики в школе, более подробная инструкция есть в каждом учебном заведении, как правило, ее дают на подпись ученикам. Следуя простым правилам, проверенным годами практики, можно сильно сократить риск от занятий спортом и предупредить угрозу травм заранее.

Поскольку спортивные занятия всегда связаны с риском травматизма, к преподавателю в школе предъявляется ряд требований, а его ученики должны неукоснительно соблюдать правила поведения на уроке физкультуры . Ознакомить ребят с этими правилами необходимо до начала занятий.

Чтобы уроки проходили наиболее эффективно, преподаватель должен подумать не только о технике безопасности и оздоровлении. Уроки физкультуры:

  • призваны решать еще воспитательные и образовательные задачи;
  • должны быть интересными для учащихся, вызывать у них положительные эмоции;
  • планируются с учетом возраста и половых особенностей воспитанников.

Организация подготовительной части урока

Каждое учебное заведение руководствуется общими принципами в организации занятий по физической культуре. Структура урока может меняться, в зависимости от поставленных педагогических задач или изменений работоспособности учеников во время занятий. Вводная часть урока растягивается при работе с детьми 1-2 классов, т.к. они еще не так быстро переодеваются и строятся, как более старшие дети. Ученики 3-5 классов лучше организовываются, не шумят во время построения, слушают учителя, более четко выполняют задания на внимание.

Главной задачей руководства является обеспечение безопасной работы преподавателя и учеников в спортзале или на открытой спортивной площадке, бассейне. Здесь необходимо обеспечить соответствующий спортивный инвентарь и оборудование. А учитель каждый раз должен убедиться, что объекты, связанные с занятиями, не представляют опасности для подопечных.

Правильная организация помогает лучшему усвоению учебного материала, минимизирует потери рабочего времени и травматизм.

Перед выходом в зал

  1. Всех школьников преподаватель предварительно знакомит с ТБ на уроке физкультуры.
  2. Каждый учащийся переодевается в спортивную форму. Обязательно наличие сменной чистой обуви, желательно на светлой подошве.
  3. Ребятам необходимо снять с себя висячие украшения, часы, неудобные заколки, способные нанести травму. Ценные вещи лучше не оставлять в раздевалке, а передать на хранение учителю.
  4. На уроке запрещены всевозможные сладости и жевательные резинки, сюда не приносят семечки или опасные предметы (колющие, режущие, легковоспламеняющиеся).

На уроке

  1. Входить в спортзал, пользоваться инвентарем ребята могут только с разрешения учителя. При занятиях на открытом воздухе класс покидает стены школы только в сопровождении тренера.
  2. Оборудование должно быть исправным. Необходимо бережно относиться к шведской стенке, матам, иному имуществу. Запрещается виснуть на воротах. Баскетбольные щиты, канат, иной инвентарь пускают в дело лишь по назначению.
  3. Разрешается пользоваться школьным оборудованием только, если оно исправно.
  4. Младшие и старшие школьники обязаны соблюдать все требования педагога, быть в курсе элементарных правил игры, поведения на площадке.
  5. Во время урока каждый школьник должен не отвлекаться и не отвлекать от процесса своих товарищей, обеспечить доступ к инвентарю другим ученикам, складывать его в надлежащем месте.
  6. Если была получена травма или замечено чье-либо плохое самочувствие, об этом необходимо немедленно сообщить учителю.
  7. Ребята должны стараться не травмировать друг друга, контролировать применение спортивного инвентаря. Разрешается выполнять упражнения только по команде старшего.
  8. Дети, освобожденные от занятий, предоставляют учителю соответствующую медицинскую справку, а во время урока находятся в зале.

После урока

  1. Ученики приводят себя в порядок.
  2. Используют душ и сушилки только по назначению.
  3. Покидают раздевалку, наведя там порядок.
  4. В коридор выходят полностью одетыми, не забыв переобуться.
  5. Воду каждый школьник пьет только из индивидуального стаканчика или бутылки.

Роль учителя и значение дисциплины

В начальной школе, примерно до 3 класса, детям еще трудно ориентироваться на площадке, они часто путают лево-право, их внимание концентрируется только на одном-двух движениях, переключается на посторонние объекты, они шумны и подвижны. Поэтому учителю с самого начала предстоит выявить уровень навыков своих подопечных, приучить их к организации и порядку.

Для подростков 8, 10 класса дисциплина не менее важна, чем для младших школьников. Учитель на уроке физкультуры прививает им любовь к труду, учит оказывать помощь товарищу, дает поручения по уборке, привлекает к подготовке занятий, чем способствует формированию инструкторских навыков.

Воспитатель всегда держит под контролем внешний вид детей, их поведение, использует разные методические приемы, чтобы не допустить перегрузки детского организма. Видя чрезмерную потливость, покраснение лица, можно прервать игру для уточнения правил или замечания. Ребята тем временем придут в норму.

В компетенции педагога потребовать от учеников приходить на занятия вовремя, быть в надлежащей форме одежды. Он же, при необходимости, проводит консультативную беседу с родителями.

Безопасность на уроках по легкой атлетике

Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортив­ ной площадке, реже - в спортивном зале. На за­ нятия могут действовать факторы, способствую­щие росту травматизма и заболеваемости учени­ ков:

Отрицательная температура воздуха;

Мокрый грунт (пол);

Сильный ветер;

Опавшая с деревьев листва;

Падение на скользком грунте или твердом покрытии;

Нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

Бег, прыжки и метание без разминки.

Типичные травмы

При выполнении легкоатлетических упражне­ний возможны:

Растяжения связок локтевого, плечевого, го леностопного и коленного суставов;

Растяжения и надрывы двуглавой и четырех главой мышц бедра;

Воспаление надкостницы большеберцовой кости;

Мышечные боли;

Ослабление свода стопы.

Иногда случается «гравитационный шок» - крат­ ковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Меры по обеспечению безопасности

1. Качественно и всесторонне провести размин­ ку. Она должна включать две части: общеподготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыж­ ковые упражнения, ускорения).

Выполняя упражнения разминки, необхо­димо придерживаться следующих методических правил:

- последовательно воздействовать на основ ные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ту ловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

Упражнения по своему характеру и интен сивности должны соответствовать предстоящейос новной деятельности на уроке;

Общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направ ленности, с повторением каждого 6-8 раз.

Специальные беговые упражнения выполняют ся для подготовки у занимающихся мышц и свя зок двигательного аппарата к интенсивной рабо те. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30- 40 м, по 2-3 повторения.

2. При проведении занятий по бегу:

Осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

Проводить бег только в одном направлении;

На коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

За финишной линией дорожка должна про должаться еще не менее чем на 15 м;

Не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

3. При проведении занятий по прыжкам в длину:

Место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

Во время прыжков следует периодически пе рекапывать песок, чтобы исключить жесткое при земление;

Подсобный инвентарь (грабли, лопаты) дол жен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

Дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

Необходимо соблюдать безопасную дистан цию при поточных прыжках;

Параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии меж ду дорожками разбега.

4. При проведении занятий по прыжкам в вы соту:

В спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

Места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

В случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к ре гулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегаю щихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);

Не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

Не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной програм мой и правилами соревнований.

5. На занятиях по метанию:

Не проводить встречного метания;

Строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

Команда «собирать снаряды» подается толь ко после того, как все учащиеся выполнят мета ние;

Перед выполнением упражнений необходи мо убедиться, что в секторе метания никого нет;

Не производить метание без разрешения учи теля;

Не оставлять без присмотра спортивный ин вентарь (малые мячи, гранаты);

Нельзя стоять справа от метающего и нахо диться в зоне броска;

Не ходить за снарядами для метания без раз решения учителя;

Не передавать снаряд для метания друг другу броском.

Во избежание травм сустава необходимо сле дить за тем, чтобы во время броска кисть со снаря­ дом (мяч, граната) проносилась над плечом .

Безопасность на уроках по гимнастике

Выполнение учащимися отдельных упражне­ ний (особенно на гимнастических снарядах и опор­ ных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и не­ ловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая ле­ стница и др.) и падения, а в результате - травмы.

Типичные травмы :

Ссадины, потертости и срывы мозолей;

Ушибы и растяжения сумочно-связочного ап парата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

Разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

Не исключены ушибы головы.

Меры обеспечения безопасности

1. Правильно выбирать места занятий и разме щать снаряды в зале, располагать их на достаточ ном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики долж ны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаря ды необходимо обложить гимнастическими мата ми с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимна стические маты укладывать так, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

2. При подготовке к занятиям на брусьях преж де всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих кон цов, при этом стоять под ними запрещается.

3. При установке перекладины и брусьев раз ной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необ ходимо следить за тем, чтобы звено цепи предва рительно было освобождено и растяжки были зак ручены надежно. Для проверки правильности ус тановки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и бру сья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

4. Не реже одного раза в учебный год необхо димо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На кана тах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки дол жны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

5. В подготовительной части урока, при выпол нении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задева ли друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовитель ные упражнения направленного воздействия.

Для подготовки лучезапястного сустава приме няются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положе ния стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

Подготовка голеностопного сустава осуще ствляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным являет ся выполнение этих упражнений с использовани­ ем гимнастических палок и отягощений, например, гантелей.

Подготовка межпозвонковых сочленений вклю чает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

При выполнении упражнений на гибкость не обходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упраж нения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и стра­ховка. Помощь в гимнастике - это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правиль ного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недо статочном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

Различают следующие виды помощи:

- проводка - действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

- фиксация - задержка ученика учителем в определенной точке движения;

- подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

- поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

- подкрутка - кратковременная помощь уче нику при выполнении поворотов;

- комбинированная помощь - использование различных приемов, применяемых одновре менно и последовательно.

Помощь, как правило, оказывается на началь ной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения не посредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учите лем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самострахов ки для того, чтобы они умели самостоятельно вы ходить из опасных положений.

Самостраховка - это заранее разученные при емы обеспечения безопасности, применяемые сам им занимающимся для предупреждения травм. На­ пример, предотвратить срыв со снаряда можно сво­евременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инер­ ционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземлять­ ся во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно вы брать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать раз ные приемы страховки. Так, при выполнении уп­ ражнений на брусьях нельзя держать руки над жер дями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно пе ремещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выпол­ нения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места призем ления, поддерживая ученика за руку.

Безопасность при проведении подвижных игр

Подвижные игры, входящие в программу фи зического воспитания школьников, характеризуют ся разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками, ла занием, перелезанием, соскоками, перемещением по узкой опоре и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежа ние получения травмы нужно:

1. Строго соблюдать правила игры.

2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3. При падении сгруппироваться.

4. Внимательно слушать и выполнять все коман ды (сигналы) руководителя.

5. Начинать игру, делать остановки в игре и за канчивать игру только по команде (сигналу) учителя.

Безопасность на уроках по спортивным играм

Баскетбол

Характеризуется разнообразными двигательны­ ми действиями на небольшой по размеру спортив ной площадке, непрерывным изменением ситуа ций и непосредственным контактом с противни ком.

Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

- захваты, перехваты и неудачные финты; резкие прыжки и столкновения;

Падения на мокром, скользком полу (на площадке);

Недисциплинированное поведение, напри мер, кто-то из учеников после выполнения упраж нения не положил мяч в отведенное место, и он вы катился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

1. Занятие по баскетболу должны проводиться на сухой спортивной площадке или в спортзале с чистым сухим полом.

2. Следует заранее проветрить спортивный зал, очистить спортивную площадку от посторонних предметов.

3. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и спортивной обуви (тренировочный кос тюм, майки, трусы, кроссовки с нескользкой по дошвой). Ногти на руках коротко острижены. Очки дополнительно закреплены.

4. Перед занятием необходимо снять все укра шения (кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.).

5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителяфизичес кой культуры (судьи, капитана команды).

6. Особую осторожность проявлять при едино борствах игроков вблизи стен или возле какого- нибудь спортивного оборудования, иногда находя щегося в зале.

Все острые и выступающие части оборудования предварительно заложить матами или огоро дить.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.

Волейбол

волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а так же двухсторонней (учебной) игры.

Травмы во время игры в волейбол можно по лучить при приеме сильно поданного мяча, па дениях, прыжках и блокировании мяча. Неопыт ность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать при чиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туло вища. Следствием плохой разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова су хожилия, связок голеностопного сустава; повреж дение коленных суставов.

Необходимо соблюдать правила, аналогич ные при игре в баскетбол. Во время игры реко мендуется пользоваться защитными приспособле ниями (наколенниками, налокотниками и др.).

Футбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках футбола характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направ ления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника, ударами по мячу. Для того чтобы завладеть мячом, занимаю щемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопро тивляясь его же действиями.

Причинами травм на уроках футбола явля ются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.

Типичные травмы:

Растяжение связок коленного и голеностоп ного суставов;

Повреждение менисков коленного сустава;

Разрывы и надрывы мышц задней поверхно сти бедра и приводящих мышц;

Сотрясение головного мозга;

Ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обувь у всех должна быть однотипной (крос совки или бутсы).

2. До занятия проверить состояние футбольно го поля, устойчивость ворот.

Занятия по футболу проводятся только на ров­ном и сухом поле (без ям, канав, луж). Поле должно быть очищено от всего, что может стать причи­ ной травм (камни, жестяные банки, пластиковые бутылки, щепки, ветки деревьев и т.п.).

3. При выполнении прыжков, а также столкно вениях и падениях применять приемы самостра ховки, например приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты.

4. Во время игры соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.

Безопасность на уроках по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных спо собов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; про ходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны:

Обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и температуре воздуха ниже минус 20°С;

Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок);

Ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамп лина.


Типичные травмы: ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при выпол нении учениками непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких уп ражнений к сложным, например, к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению по воротов и торможений на высокой скорости и т.п.

Причиной травм может быть:

Короткая разминка, утомление;

Недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика;

Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

Наступание на пятки лыж обгоняющего.

К травмам может привести ошибка учителя фи зической культуры в организации занятия. Так, на пример, если спуск и подъем на склоне осуществ ляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало сне га, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предме ты (ветки, камни и т.п.), исключить обрывы и слож ные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в со ответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступа ющих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не про водить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволя ющий, при необходимости, выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещает ся шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спуска ются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не бу дет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечни ками (штырями) назад. Нельзя выставлять их впе ред: при потере равновесия и падении есть опас ность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистан цию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впе реди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуть ся тот, кто спускается за ним. В исключитель ных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуще ствить торможение преднамеренным падени ем, чтобы не получить серьезную травму.

Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

1-4-й классы - до минус 12°,

5-9-й классы - до минус 16°,

10-11-й классы - до минус 20°

при безветренной погоде или слабом ветре.

Общие требования для учащихся общеобразовательных школ на уроках физической культуры

Чтобы не воз никли опасные для жизни и здоровья школьников ситуации, необходимо:

1. Создать хорошую материально-техническую базу.

2. Выполнять санитарно-гигиенические требо вания.

3. Правильно выбирать место для занятий.

4. Методически грамотно планироват ь и проводить уроки.

5. Предупреждать учащихся о возможных трав мах при нарушении дисциплины, неисполнении указаний, неправильных двигательных действиях.

Если учащийся нарушает требования, он не допускается до занятия, и далее его нарушения рассматриваются на педагогическом совете с директором образовательного учреждения и родителями.

Физическое воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться по известной фор муле безопасности:

- всегда предвидеть;

- по возможности избегать;

- при необходимости действовать.

Роман Азманов , учитель физической культуры средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля города Перми, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

Уроки физической культуры способствуют укреплению вашего здоровья. Физические упражнения развивают ваш организм, повышают иммунитет, делают вас более выносливыми и сильными. Кроме того, спортивные занятия улучшают настроение, а командные игры воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.

✏ На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме.

Выбирайте спортивную форму в зависимости от места проведения занятий (спортивный зал, спортивная площадка, стадион, бассейн) и времени года (осень, зима, весна).

Приходите в той форме, которая принята в вашей школе (спортивный костюм, шорты, спортивные брюки, футболка, куртка и т. п.).

Спортивная форма должна быть удобной и лёгкой. Лучше всего подойдёт одежда из натуральных тканей, которые хорошо пропускают воздух летом и сохраняют тепло зимой.

Проследите, чтобы вам не мешали наручные часы, украшения, заколки. Если у вас длинные волосы, уберите их, чтобы они не лезли в глаза и не мешали вам и окружающим.

В раздевалке ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите. Аккуратно сложите свою одежду и отправляйтесь на урок. Если раздевалка в вашей школе не закрывается на время проведения урока, старайтесь не оставлять там деньги и ценные вещи.

Во время урока физкультуры нужно быть очень внимательными, собранными, сосредоточенными и осторожными. Вы двигаетесь интенсивно и быстро, поэтому наиболее велика вероятность получения и нанесения другим травм и ушибов. Неправильно выполненное упражнение может повредить вашему здоровью и привести к травме.

✏ Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель.

Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.

Нужно быть предельно внимательными во время игр и упражнений с мячом, скакалкой, а также во время занятий на брусьях, канате и других спортивных снарядах.

Во время командных игр строго соблюдайте установленные правила.

Если вы почувствовали себя плохо до или во время урока, немедленно сообщите об этом учителю. Если вы увидели, что вашему товарищу стало плохо, сразу же позовите учителя.

Правила поведения на спортивной площадке

В тёплое время года уроки физкультуры обычно проходят на свежем воздухе. Если учитель предупредил вас, что урок физкультуры будет на спортивной площадке, позаботьтесь о подходящей спортивной форме. Скорее всего, это будет спортивный костюм с длинными брюками и лёгкая куртка. Нельзя идти на урок в одной футболке, потому что вы, разгорячённые после бега, можете простудиться.

✏ Спортивная форма должна быть удобной, прочной, сделанной из натуральных материалов.

Приходите на спортивную площадку и покидайте её только вместе со своим классом в сопровождении учителя.

Не выходите за пределы спортивной площадки. Если на площадке занимаются одновременно два класса, не заходите на территорию другого класса.

Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть, не толкнуть других учеников, не наступить на что-то острое.

Если на уроке предполагается выполнение таких упражнений, как метание спортивных снарядов, будьте очень осторожны. Следите за тем, чтобы не попасть таким предметом в других учеников и чтобы одноклассник не попал в вас.

Правила поведения в бассейне

Сейчас во многих школах есть бассейны, где проходят уроки физкультуры. Если в школе нет бассейна, то нередко класс посещает его в каком-либо спортивном комплексе.

Обычно уроки физкультуры в бассейне очень нравятся ребятам. Плавание не только полезно для здоровья, укрепляет и закаляет организм. Оно доставляет немало удовольствия и радости.

Многие из вас любят плавать, нырять, играть в воде. Однако нельзя забывать, что бассейн — место повышенной опасности.

✏ Нахождение в воде требует от вас особенной осторожности и строгого соблюдения мер безопасности.

Ваше посещение бассейна начинается с подготовки к этому уроку.

Если вы идёте в бассейн из дома, старайтесь не опаздывать. Скорее всего, опоздавших не пустят в бассейн.

Заранее соберите все необходимые для бассейна вещи.

В бассейне вам необходимо иметь:

1) купальник или плавки;

2) резиновую шапочку;

3) купальные шлёпанцы;

4) махровое полотенце;

5) мыло в мыльнице, губку и шампунь (в отдельном мешке);

6) сменную обувь.

Принимайте пищу не позднее чем за 2—3 часа до начала занятия. Плавать, как говорится, на полный желудок, очень вредно для здоровья.

Не берите с собой и не оставляйте в гардеробе (раздевалке) ценные вещи и деньги. Возможно, в вашем бассейне есть специальное место, где можно их оставить. Если такой возможности нет, то постарайтесь в дни занятий в бассейне не брать с собой много денег и не надевать дорогие украшения.

Если вы плохо себя чувствуете, предупредите об этом учителя.

В душе не балуйтесь, не бегайте, не играйте. Очень легко поскользнуться на мокром полу и получить травму.

Находясь в воде, надо быть особенно внимательными и осторожными.

✏ Входите в воду и выходите из неё строго по команде учителя.

Нельзя баловаться, громко кричать и шуметь.

Не толкайте в воду ваших одноклассников.

Не ныряйте навстречу друг другу.

Нырять с бортика бассейна можно только по команде учителя.

Не «топите» других учеников.

✏ Не следует звать на помощь взрослых, если она вам не требуется на самом деле.

Если вашему однокласснику стало плохо и он начал тонуть, немедленно позовите учителя.

✏ Если вы начали тонуть, не паникуйте, а попытайтесь удержаться на поверхности воды и зовите на помощь.

Находясь в воде, делайте только те упражнения, о которых говорит вам учитель.

Играя в какие-либо спортивные игры, соблюдайте установленные правила.

В воде старайтесь постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть и избежать переохлаждения. Если у вас начался сильный озноб, появились мурашки («гусиная кожа») или посинели губы, следует с разрешения учителя покинуть бассейн и принять тёплый душ.

Если вам по каким-либо причинам нужно выйти из воды, попросите разрешения у учителя.

После плавания надо принять тёплый душ. Вытирайтесь полотенцем насухо, волосы высушите феном. Перед тем как выходить на улицу после бассейна, убе-дитесь, что вы тепло одеты.

Правила безопасности при езде на лыжах

Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.

Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.

Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.

Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.

Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.

Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.

Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.

✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.

Правила поведения для учащихся на уроках физической культуры

1.К урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
2. К урокам физической культуры допускаются учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья).
3. Учащиеся обязаны иметь на уроках спортивную форму и чистую спортивную обувь. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на улице).
4. Учащиеся переодеваются в специально отведенном месте — спортивной раздевалке.
5. В спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю.
6. Ценные вещи не рекомендуется оставлять в спортивной раздевалке, их следует передать учителю физкультуры.
7. Освобожденные от занятий учащиеся должны присутствовать на уроке с классом. Они обязаны показать учителю медицинскую справку об освобождении.
8. Со звонком на урок учащиеся собираются на построение в спортивном зале. В случаях когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры.
9. Запрещается жевать жевательную резинку на уроках физкультуры.
10. Запрещается пользоваться мобильным телефоном.
11. Учащиеся не должны мешать учителю проводить урок и другим учащимся выполнять упражнения на уроке.
12. Учащиеся обязаны вести себя корректно по оггношеьппо к другим учащимся. В случае возникновения конфлгпсгной ситуации между учащимися немедленно обратиться к учителю.
13. На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель.
14. Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и проч.) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья и место проведения занятий.
15. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.
16. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других учащихся.
17. Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам.
18. Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя.
19. Не разрешается виснуть на баскеябольньгх кольцах и крепеже баскетбольных щитов.
20. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю.
21. В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока физкультуры.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...