Педагог Сухомлинский. Воспитание коммуниста. Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог Что я могу взять от сухомлинского

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики — Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке - украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем - годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.

Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского, пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом…» - это ведь про ту, «его» битву. И окажись та рана смертельной, самому Сухомлинскому - неизвестному солдату - могли бы быть посвящены строки, от которых влажнеют глаза:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе,
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника. Василий Александрович и сам писал стихи и не стеснялся иногда читать их своим ученикам (согласитесь, очень ответственный поступок для любого учителя). Делился он с учениками и другими своими горячими литературными впечатлениями - возможно, читал и Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Не мог он пройти мимо этого стихотворения.

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего дня… О чём думал этот молодой учитель литературы, искренний и впечатлительный человек, на своём поле боя? Думаю, мы окажемся неподалёку от истины, если предположим, что думал он и о Льве Толстом, и об Андрее Болконском, о небе над Аустерлицем… Вспоминал давно знакомые любимые страницы, которые не раз изучал вместе со школьниками до и после войны. И, конечно, с обретением личного фронтового опыта толстовские страницы «Войны и мира» воспринимались острее. Не тогда ли мелькнула мысль Василия Александровича: может быть, учитель и должен добиваться острого восприятия литературы, чтобы школьники чувствовали себя павшими в траву Аустерлица?.. Самые трагические обстоятельства жизни становятся материалом, сырьём для профессиональных открытий педагога. Так и должно быть в творчестве: нет важнейшего урока, чем уроки жизни.

На фронте Василий Александрович был ротным политруком - из тех, кто действовал, поднимая роту в бой под лавиной огня, как в стихотворении Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!».

Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

И снова вспоминается конъюнктура дня сегодняшнего, во всём отрицающего Сухомлинского. Когда сытый, холёный тусовочный журналист рассуждает по телевидению: «На войне были не только герои, там были и политруки, и особисты». Подлая ложь пошла в плоть и кровь, они автоматически её воспроизводят, даже не вдумываясь. Вспомнили бы о Сухомлинском. Вспомнили бы о том, что из десяти политруков возвращался с фронта живым лишь один. Сколько талантливых педагогов осталось на полях сражений… Герои, вечная вам слава, вечная память! А Василий Александрович вернулся.

Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, - и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам. Ведь только проповедник может так жить и рассуждать: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах». Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло. Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они - люди конца пятидесятых - растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы, очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность - и приступил к воспитанию учителей.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.

В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной - потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем. Скорее в традициях Толстого и Достоевского, чем Ушинского… В этих книгах сильно эссеистическое начало, истинная исповедальность. Безусловно, Сухомлинский испытывал решающее влияние «яснополянского мудреца». В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом. Чего стоят одни рассуждения педагога о счастье как о цели воспитания - как внятны в этих словах идеи Руссо, голоса Ломоносова и Державина; слышны здесь и вольнолюбивые мечты декабристов: «Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе (в особенности - о природе человека) говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало, говорил о ней трепетно, прочувствованно: «Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».

Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому - не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?

Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок »… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.

Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.

Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года. Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская - все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС.

Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина- высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы». Со временем психологи разных направлений и стран пришли к аналогичным выводам. Сухомлинский был одним из первых, а потом его коллеги «конвергентно воспроизвели» (вот уж выраженьице!) педагогические открытия павлышского директора.

В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

НАСТОЯЩИЙ СУХОМЛИНСКИЙ REAL-LIFE SUXOMLINSKIJ

Богуславский М.В.

Главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Boguslavsky M.V.

Chief scientific officer of Institute of the theory and history of pedagogics of the Russian Academy of Education, Doctor of sciences (Education)

Professor, Associate member of the Russian Academy of Education

Аннотация. В статье характеризуются аксиологические основы философско-педагогической системы В.А.Сухомлинского. Особое внимание уделяется трактовке завершающего этапа его творческой деятельности 1965-1970 годы.

Annotation. Article characterized axiological bases of V.A. Suhomlinskij philosophical-pedagogical system. Special attention is given to the interpretation of the closing stage of his creative activity during 1965-1970 years.

Ключевые c л о в а. Общечеловеческие ценности, философия образования, гуманистическая педагогика. Keywords. Human values, educational philosophy, humanistic pedagogics.

В сентябре 2010 года произошли два события, непосредственно связанные с именем выдающегося педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского. Исполнилось 40 лет, как 2 сентября 1970 оборвался его жизненный путь, и был отмечен 100-летний юбилей Павлышской школы, где он 22 года директорствовал и которая сейчас носит его имя.

Если кратко описать фабулу жизни Василия Александровича Сухомлинского, то складывается просто канонический евангельский сюжет. Родился человек в сельской глуши, в автономной, замкнутой среде. Воистину, по И. Бродскому, «если суждено в империи родиться, надо жить в провинции у моря». А если не у моря, то на берегу Днепра, который катит свои воды рядом с Павлышом.

Дальше постепенно внутри стало зреть его Учение. Среди учителей Павлышской школы появились последователи-апостолы. Затем Он всенародно провозгласил свое Учение. И потом мы тоже очень хорошо знаем, что должно было произойти. Последует клеветнический донос. Он будет публично распят. Вознесется. А следом, по мере движения истории, его Учение будет все больше и больше расширяться, и Он станет бессмертным.

Вот в этом облике - апокрифе, в такой притчевой фабуле, которой уже две с лишним тысячи лет, заложено, наверное, понимание, как общего Крестного пути всех великих педагогов, так и особой миссии В.А. Сухомлинского. Ни его близкие, ни даже жена, дочь и сын, ни тем более мы, исследователи, наверное, никогда не проникнем во всю глубину его Личности. Там есть, определенно, какая-то тайна! И, наверное, самое большое таинство скрыто в последних пяти годах жизни Василия Александровича, которые вместили все, что, дано пережить человеку на Земле.

Перенесемся мысленно в то время. В середине 60-х годов ХХ столетия Сухомлинский - уже всесоюзно известный и признанный педагог, его знает и любит учительство, которое, вообще как-то по особому тепло относилось к Василию Александровичу. Он был плоть от плоти образа народного учителя, олицетворялся таким понятием как «наш».

Павлышский учитель не был обделен в то время и высшими государственными наградами. Он является Заслуженным учителем УССР. Избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Удостоен звания Героя социалистического труда и награжден двумя Орденами

Ленина. Ни один директор школы, да что директор, никто вообще из деятелей просвещения за всю историю советского образования не был удостоен такого иконостаса.

Казалось бы, живи себе спокойно, работай и радуйся. Но бывает так, что человека на определенном витке его судьбы начинает неуклонно и неудержимо что-то вести вперед. Да так, что остановить это движение невозможно. Просто Рок какой-то.

И когда пришел в движение внутренний дух Сухомлинского, он уже не смог сдерживать в себе те мысли и чувства, которые были накоплены за предыдущие 30 лет педагогической работы. Эти идеи были больше и масштабнее, чем вмещала его физическая плоть, и не могли далее находиться в земной оболочке.

Складывается ощущение, что, оставаясь предельно скромным и даже застенчивым человеком, Василий Александрович внутренне осознает масштаб своего педагогического дара. Более того, у Сухомлинского во второй половине 60-х годов явно обострилось понимание своего главного жизненного предназначения - миссии педагога - гуманиста в авторитарной стране.

У Василия Александровича есть фраза, поражающая своей обостренной резкостью; когда его особенно беспощадно травили, он написал в доверительном письме: «Я не из пальца высосал свои убеждения, а нажил их горбом с детьми в обеих руках». И вот эти дети в обеих руках давали ему право говорить от имени всего народного учительства. То право, которое упорно хотели у него отнять, но, которое, именно, на изломе жизненного бытия обрело у него особенно сильное звучание.

И став на этот Крестный путь - миссии педагога-гуманиста - он, наперегонки со смертью, прошел по нему до конца. Здесь, несомненно, совершился мощный качественный прорыв В.А. Сухомлинского к высотам педагогической мысли.

В эти излетные, засыпанные осенним листопадом годы Василий Александрович создает свои главные труды, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой педагогики и дают основания рассматривать его как классика педагогики: «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина» и ряд других, где высказывает новые идеи прогностического плана.

Одновременно В.А. Сухомлинский на разных галсах в целом расходится с советской педагогикой, которая возвращалась от парадигмы трудовой школы к несколько модифицированному варианту «школы учебы». В ней тогда возобладала гербартианская модель воспитывающего обучения.

Осмысливая в целом завершающий этап творчества В.А. Сухомлинского, есть основания выделить следующие черты философско-методологического характера.

В качестве основных качеств воспитательной системы «позднего Сухомлинского» можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности; понимание воспитания как феномена, в значительной степени не зависимого от требований общества; выдвижение в качестве главной цели - воспитание свободного развития ребенка как активной личности; раскрытие его индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции.

Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые, прежде всего, и должны были ориентироваться учителя. В данной связи главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий для развития детей.

Поэтому в Павлышской школе акцент в образовании делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления и независимости поведения, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

С точки зрения природы формируемой личности Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации («развертывания») неотъемлемо присущих ему врожденных биологических свойств, спонтанных реакций и импульсов, изначально генетически заложенных в нем природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.

И еще. Постепенно учебная и трудовая деятельность теряют в Павлышской школе самоценность и приобретают инструментальный характер, направленный на воспитание и социализацию

детской личности. Сухомлинским предлагается очень тонкая система стимулирующих влияний на личность воспитанника. Вот название одной из последних статей: «Нам нужны самые тонкие инструменты».

Наблюдается даже отход от, казалось бы, незыблемого постулата - строгой педагогической системы. Теперь модель воспитательных воздействий носит скорее синергетический характер, в ней большое значение придается микрофакторам личностного и средового плана.

Наряду с прежним акцентом на интернациональное воспитание в работах Василия Александровича все более мощно начинает звучать национальная украинская педагогика, рассматриваются народные ценности. На смену прежнему атеизму приходит уважение к фольклорной основе воспитания, различным мифам, поверьям, легендам. Вместо доминирующей установки на формирование всесторонней личности выдвигается идея иерархичности воспитания ребенка (телесное, душевное, духовное). Ведущей, так же как в христианской педагогике, у Сухомлинского теперь выступает духовность, опосредующая остальные страты личности.

Эпицентр экзистенциальных переживаний приходится на самый сложный период жизни Сухо-млинского - 1967-1968 годы. В мае 1967 года в статье в «Учительской газете» под хлестким названием: «Нужна борьба, а не проповедь» он был пригвожден к всесоюзному позорному столбу. За что?!

Он так писал об этом в «Письме к сыну»: «Итак, сын, меня обвинили в том, что я ввел туманное понятие, именуемое человечностью. Это обвинение изумило меня. Выходит, человечность -нечто чуждое коммунистическому идеалу и коммунистическому воспитанию. Меня обвинили также в абстрактном гуманизме!

Что это такое? Я объясню тебе это вот так: это, когда речь идет о любви к человеку вообще. Не говорится, о каком человеке идет речь, в каких условиях он живет. Это несправедливое обвинение. Я не заслуживаю его, сын. Я не могу согласиться с тем, что ребенка надо любить с какой-то оглядкой, что в человечности, в чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность. Для меня это кажется какой-то нелепостью».

И дальше следует кредо: «Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека». И в заключении как завет: «Я считаю одним из важнейших принципов воспитания - взаимное доверие педагога и ребенка. Воспитание человечности, гуманности, оттачивание всех граней этого драгоценного камня (какие слова! М.Б.), без этого нельзя представить, ни школу, ни педагога» (Свободное воспитание. ВЛАДИ.1993.№ 3.С.3) Нужно ли выносить в список литературы?

От проторенных педагогических дорог и утвержденных идеологем мыслитель переходит к неизведанным тропам и запретным темам: таинствам семейной и народной педагогики, тонким психологическим, на грани психоанализа, процессам формирующейся личности

В последние два - три года жизни в своем творчестве Сухомлинский стал переходить от расширения смыслов педагогической деятельности к их возвышению. Особенно показательно, в этом плане, нарастающее обращение В.А.Сухомлинского к имеющему многовековые педагогические традиции приватному жанру «Писем к сыну».

Более того, педагог вступает в систематическую переписку с несовершеннолетними заключенными и священниками. Его последние труды носят исповедальный характер. А названия. Вчитайтесь в заголовки работ: «Слово к ученикам», «Слово к преемнику».... Воистину «Вначале было Слово»!

Меняется даже место публикаций. Теперь это центральная союзная пресса, причем не педагогическая, а общественно-политическая.

Но дело не только в этом. С самых первых публикаций материалы Василия Александровича постоянно подвергались очень жесткой редактуре, поскольку его художественный стиль не отвечал официальным канонам педагогических изданий. Это приводило к постоянным внутренним и внешним конфликтам, которые он очень тяжело переживал.

С середины же 60-х годов он решает и добивается права писать, так как он хочет и умеет, то есть метафорично и публицистично. Это сразу же буквально распахнуло его творческий потенциал. Наконец-то форма соединилась с содержанием, и это означало рождение нового, настоящего Сухомлинского, того, какого мы знаем и любим.

В это время у Василия Александровича окончательно складывается новая иерархия философско-педагогических ценностей. Если для первой половины 60-х годов это Советское государство - Труд - Коммунизм, то теперь новая триада доминант выглядит так: Родина - Любовь - Семья.

И даже футурологическая направленность его работ приобретает Вселенский, воистину, Космический характер. В своих последних произведениях Василий Александрович как бы мысленно воспаряет над Павлышом, над Украиной, над СССР. Он не укладывается в прокрустово ложе ни одной из педагогик, ни европейской, ни советской, ни украинской, ни народной. Более того, ни одной из парадигм: ни свободного воспитания, ни трудовой школы, ни тем более школы учебы.

У Сухомлинского определенно начинает формироваться целостная и самобытная философско-педагогическая система интегрального характера. Более того, в его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция. Кстати заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официальной педагогикой. Ведь, неслучайно приснопамятная погромно-установочная статья Б.Т. Лихачева в «Учительской газете» называлась «Нужна борьба, а не проповедь». И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогической деятельности Сухомлинский в полной мере убедился в ее правомерности и продуктивности.

Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлин-ского, и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует теплый Мир Детства, надежным защитником которого он так самозабвенно был.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.

Наступивший в 1953 году общественный подъем обусловил начало нового этапа в развитии советской педагогики в конце 50-х годов ХХого столетия. В этот период появляется много интересных идей и ярких начинаний. Среди них особенно выделяется педагогическая система В.А. Сухомлинского, целью которой являлось гуманизация и индивидуализация процесса обучения, всестороннее развитие личности, особое внимание к ребенку в его неповторимости, уникальности, самобытности. На первый план советский публицист и педагог ставил науку о воспитании человека.

Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. В качестве примера, можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования. Эти идеи широко представлены в работах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, В.В. Зайцевой, А.Г. Козловой, В.Г. Петровского и др.

Рассмотрим более подробно использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно отличных задач. Его основой является признание права каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личность, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе

Эта современная теория личностно-ориентированного обучения, разработанная теоретически и, в принципе, уже запущенная в практику имеет основу. Это идея всестороннего развития личности в её историческом развитии В.А. Сухомлинского. Он писал: «Всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта. Это сочетание в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей. Рассуждать о всестороннем развитии нельзя без исключительной оговорки: подлинное всестороннее развитие - это гармония того, что он получает, потребляет». Далее великий педагог подчеркивает, что выбор специальности на всю жизнь - одна из самых ванных задач школы и родителей. Ведь гармония личности заключается в том, чтобы каждый человек, зная свое дело, принес максимальную пользу обществу и получил при этом удовольствие от своего труда, его результатов.

Внедряя эту важнейшую идею в жизнь, прорабатывая её с коллегами и родительским коллективом, В.А. Сухомлинский опирался на один из принципов педагогики - индивидуализацию обучения.

Осуществление на практике этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.

В каждом наследии наиболее ценным считается то, что будет актуальным и востребованным и спустя многие годы. В творчестве В.А. Сухомлинского и в настоящее время востребованы его взгляды и идеи о формировании и воспитании нравственных чувств в человеке, «культуры желаний», «культуры чувств». Глубоким прорывом называют исследователи его систему нравственного, ценностного воспитания. «Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» . Самой насущной проблемой в воспитании он считал воспитание души.

В соответствии с Законом об Образовании, в Федеральном государственном стандарте общего образования ценностно-нравственное развитие, социализация и воспитание учащихся определены как задачи и направления первостепенной важности. Одной из приоритетных задач государства и общества, а следовательно и целью современного образования является воспитание ответственного, духовно-нравственного, компетентного и инициативного гражданина России.

По мнению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания заключается в том, чтобы моральные устои стали достоянием каждого воспитанника, превратились бы в правила и нормы поведения.

Выделим идеи В.А. Сухомлинского, которые в современных условиях развития школы приобретают особую значимость: ориентация содержания образования на потребности развития села; создание методов и форм обучения и воспитания, призванных обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; становление профильного обучения; реализация в образовательном процессе метода проекта, который синтезирует в себе самостоятельность учащихся, их активность, творческий поиск, ориентацию на разрешение насущных проблем города, села; воспитание духовности; ориентация на красоту как важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви; идея постепенности, последовательности в вопросах обучения и воспитания взрослеющей личности, выдвинутая Ж.Ж. Руссо, пронизывающая все составные части педагогики В.А. Сухомлинского, который следовал его совету: «Дайте детству созреть в детях».

Главным предметом в современной школе, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.

Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Большое значение приобретают взгляды В.А. Сухомлинского об объединении воспитательных усилий семьи и школы как немаловажного условия духовно-нравственного развития ребенка. Значение семьи как важного института воспитания определяется тем, что в ней ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на ребенка. Семья закладывает основы личности и, поступая в школу, ребенок во многом уже сформирован как личность.

Роль семь может быть различна: она может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Особенностью положительного воздействия на детскую личность является то, что никто (кроме родителей и самих близких ему родных) не может относиться к ребенку лучше, столько заботиться о нем, так любить его. Воспитание нравственной личности, формирование здоровой психики ребенка возможно лишь при условии его уверенности в родительской любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что важнейшие авторитеты ребенка - его мать и отец. Ребенок - это одно из звеньев цепочки глубокой связи многих поколений, протянувшейся в веках и обрыв этой связи - непоправимая трагедия, приводящая к распаду нравственных начал. С другой стороны, ни один институт социальный институт не способен нанести столько вреда психике ребенка, сколько это может сделать семья.

Взаимодействие школы и семьи содействует нравственному и духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию не только ребенка, но и его родителей. Такое взаимодействие представляет собой современную психолого-педагогическую технологию духовно-нравственного оздоровления общества.

Важным компонентом программ социализации и воспитания ребенка рассматривают приобщение к историческим и культурологическим основам религий Российской Федерации. В содержание различных гуманитарных разделов учебных дисциплин могут включаться материалы о значении Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии нашей страны, роли других традиционных конфессий, организаций в формировании и становлении единого русского народа, основ его истории, культуры, авторитета в мире.

В.А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Соответственно закономерности В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

Забота о возвышении человеческого достоинства главное в воспитании;

Педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;

Следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;

В природе, вечный источник детского разума;

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;

Воспитание для В.А. Сухомлинского это, прежде всего постоянное духовное обогащение учителя и ребенка.

Основная задача нравственного воспитания: "воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека".

Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности.

По опыту работы Сухомлинского в Павлышской средней школе можно выделить такие основные задачи нравственного воспитания:

1) последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;

2) формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;

4) формирование нравственного обмена личности.

Очевидно, что все основные моральные ценности и идеалы продолжают быть востребованными и в современных условиях, следовательно организуя систему нравственного воспитания современным педагогам необходимо использовать богатый опыт советской педагогической мысли в данном вопросе, в частности прибегать к работам В.А. Сухомлинского. Опираясь на его труды, опыт нравственного воспитания в школе и семье, определим основные условия и методы формирования нравственных потребностей и ценностных ориентаций ребенка:

1) Атмосфера искренности. Ребенок подмечает с чрезвычайной быстротой и остротой всякий обман, всякую ложь, и всякую симуляцию; а подметив способен впасть в смущение, подозрительность и соблазн;

2) Атмосфера чуткости, любви, заботливости. Она способна оказывать сильное влияние на гибкую детскую психику, расширяет простор для выражения чувств ребенка, реализации и формирования его нравственных потребностей;

3) Воздействие словом. Разъяснение. Конечно, мы убеждаем словом, однако существование этого убеждения не возможно без его реализации. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»;

Возраст ребенка определяет способ его убеждения. Для младших школьников необходимы примеры из книг, из жизни. Подростка же напротив убеждает полная вера в слово взрослых. В свою очередь, В.А. Сухомлинский рекомендует с ребятами старшего школьного возраста беседовать, делиться сомнениями, размышлять вслух, обращаться за советом. Такая открытость и непринужденность формирует искренность, чистосердечность, доверие, открывает дверь в духовный мир ребенка, сближает его и взрослого.

4) В.А. Сухомлинский считал упреки наибольшей ошибкой воспитания. Их основной вред заключается в том, что они развивают неверие в себя, а неверие парализуют душу и расслабляют волю, мешает принятию самостоятельных решений в вопросах преодоления трудностей.

5) Наказание, по мнению Василия Александровича, является крайней мерой воздействия. Оно имеет воспитательную силу лишь в том случае, когда убеждает, обращает внимание на свое собственное поведение, на свое отношение к людям. В тоже время наказание не должно выражать неверие в ребенка, оскорблять его достоинство.

6) Порицание. Здесь огромную роль играет мудрое сочетание доброты и строгости. Крайне важно, чтобы в порицании взрослого ребенок почувствовал не только необходимую строгость, но и заботу, участие.

7) Запрещение В.А. Сухомлинский определял, как весьма важный метод в воспитании. Поскольку запрещение учит ребенка разумно относиться к собственным желаниям, предупреждает развитие многих недостатков в поведении. Если взрослые стараются удовлетворить любое детское желание, любую детскую прихоть, то вскоре вырастает весьма капризное существо, тиран ближних и раб своих желаний. Ребенка необходимо с детства учить управлять своими желаниями, разумно относиться к понятиям нельзя, надо, можно.

Наиболее важным психолого-педагогическим принципом построения процесса нравственного воспитания В.А. Сухомлинский выделяет его последовательную поэтапность.

Первый этап характеризуется тем, что субъектность ребенка относительно невелика, педагог старается вызвать его интерес к нравственному познанию, способствовать становлению и развитию моральных потребностей и устремлений личности. Это достигается посредством насыщения учеников нравственными знаниями путем включения их в размышление, упражнение, игру, диалогическое взаимодействие, практические виды деятельности с учетом уровня воспитанности детей, их возрастных особенностей.

На следующем втором этапе , когда можно наблюдать расширение области субъектного начала ученика, большое значение имеет эмоционально-образное сосредоточение школьников на нравственных, ценностных ориентирах их деятельности посредством аккумуляции эмоциональных реакций, действий, проявлений, укрепляющих нравственное начало личности. Этому помогает разбуженная ранее эмоциональная сфера школьника, включающая его в положительную канву формирования его отношений и контактов с окружающими.

На третьем этапе на основании полученных и развитых моральных чувств и представлений, становящегося нравственного опыта поведения актуализируется субъектная позиция ребенка. Происходит своего рода самораскрытие нравственных свойств личности, происходит формирование и развитие движущих сил ее личностного начала. Ну и наконец, четвертый этап направлен на формирование педагогических условий для нравственного самоосмысления, ведущего к самоопределению учеников, самооценке посредством актуализации нравственного потенциала субъекта, утверждению положительного начала личности каждого через оценку других. Для данного этапа характерно уважение к собственным человеческим достоинствам, развитие нравственного отношения к самому себе, осознание равноценности своей личности по отношению к другим, формирование ответственности за последствия своего поведения.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ.

Проблемы, над которыми работал В.А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики. Средства и пути стимулирования индивидуального развития ребенка с учетом совокупности всех факторов, эмоциональной восприимчивости, активности школьника, коллективной деятельности и общения, механизмы и принципы формирования и развития нраственно-этических установок, моральных качеств личности; подход к системе наказаний и поощрений учащегося; роль домашнего задания, отметки в учебной деятельности школьника, определение оптимальной учебной нагрузки учащегося, воспитания любви к чтению, трудолюбия; поиск эффективных методов и форм организации деятельности школьника по добыванию знаний, поиск способов включения этих знаний в культурную жизнь коллектива для «воспитания дисциплины и долга, ответственности и дружбы», роль родной речи, фольклора, поэзии, песни, слова, сказки в духовном воспитании.

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце …»

В.А.Сухомлинский

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».

Учителям, сохраняющим порядки старорежимной школы, не понять, что дети, у которых не отбили желание познавать новое, любят и хотят учиться, но в такой форме, которая бы отвечала их возрастным потребностям. В форме, помогающей создать тот тип личности, который не сломают испытания и невзгоды.

«Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать…»

Нам приходилось не раз и не два отмечать взрыв интереса к учебе, возрастание познавательных способностей детей, когда им переставали навязывать одинаковую для всех деятельность, давали возможность выбирать сферу приложения своих сил и время для занятий. Значит, занятия в общеобразовательной школе того типа, который сложился сейчас в нашей стране, могут не только лишать детей интереса к изучаемой области знаний, но и неуклонно понижать уровень здоровья из-за постоянных перегрузок. Ведь нелюбимая деятельность, не давая притока энергии и энтузиазма, способствует ухудшению не только познавательных способностей, но и здоровья.

«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости власти в деспотическое самодурство…»

Почему мы нередко забываем, что дети в школе живут, – это их жизнь здесь и сейчас, а не подготовка к будущей жизни, – и навязываем им деятельность? Ведь душевный подъем сопровождает только правильный выбор, сделанный в любом возрасте. Тоска и скука в детских глазах – точный индикатор того состояния, которое возникает у ребенка, если он идет не по своему жизненному пути. Как важно уловить эти симптомы и не подавить его волю! Зажглись глаза – значит, он нашел то, что ему нужно.

«Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой…»

Сухомлинский дал примеры нового подхода к обучению детей, отстававших в интеллектуальном развитии от сверстников. Он старался найти такую сферу приложения сил ребенка, которая зажгла бы радость и свет в его глазах, пытался отыскать ту задачу, которую ребенок хотел бы решить по велению своего сердца. Замечательный педагог начинал работу с практической деятельности, обучая таких «тугодумов» ремеслу, которое совершенствовало тонкие движения руки и формировало центры, отвечающие за интеллектуальные способности. Эти дети развивались сначала в практической деятельности, обнаруживая способности лепить, резать по дереву, кроить, а затем начинали с легкостью решать математические и физические задачи, делать выводы, которые ранее были им недоступны. Дети занимались любимым делом, не подозревая, что это дело дает им возможность научиться мыслить, получать знания не путем заучивания готовых текстов и выводов, а добывая информацию из первоисточника. Если дети сами выбирают сферу приложения своих сил, получают те знания, которые отвечают их устремлениям, то их развитие ускоряется, а интеллект развивается весьма интенсивно. Тем самым преодолевается отставание от сверстников. Дети, быстро переделав с утра до начала школьных занятий домашние задания, отдав дань традиционному обучению, с головой погружались в мир, отвечающий их душевным потребностям. Эту учебу они называли «школой радости» – ведь именно радость сопровождала их часто совсем не легкий труд. Это состояние душевного подъема означало, что они на верном пути.

Как же можно организовать обучение, если каждому нужно ежедневно выбирать свою дорогу? Но ведь можно работать сообща, делая то дело, которое тебе по душе, то дело, которое для тебя сейчас самое важное и интересное. Просто нужен не надзиратель, а дирижер, компетентный в данной деятельности. Если не мешать детям, но вдохновлять их и постараться организовать постижение тех азов мастерства, которые им нужно освоить для выполнения общей работы, то они могут освоить эти действия и получить нужные навыки столь быстро и эффективно, как никогда не получается, если человек работает по принуждению. Их жизнь при этом становится столь эффективной и безукоризненно организованной, что наставники не перестают удивляться, отмечая, что их беспокойные и неуемные прежде озорники важно и быстро выполняют очень непростые действия, демонстрируя недюжинное упорство и удивительную усидчивость.

Центральный момент режима – правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна, ведь нарушения сна пагубно отражаются на здоровье и настроении. По мнению Василия Александровича, ответственная роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он работает на протяжении дня. Лучше всего себя чувствуют те, кто рано ложится спать, спит достаточное количество времени, рано поднимается и занимается интенсивным умственным трудом в первые 5–10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна уменьшаться. Если ребенок младшего возраста встает, например, в шесть часов утра, то после полудня напряженный умственный труд для него уже недопустим.

Он утверждал, что чем больше времени отводится на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционируют и развиваются все органы,

что двигательная активность именно на свежем воздухе наиболее эффективно стимулирует активность детей, улучшает кровообращение, снижает состояние гипоксии, улучшает здоровье и, следовательно, повышает усвоение школьного материала. Мы можем, конечно, найти те способы, которые бы помогли детям становиться здоровее и при обучении в наших городских школах, но как это обеспечить в тех далеко не экологичных условиях, которые складываются внутри железобетонных зданий? Там им не дают двигаться, в течение многих часов удерживая за партой. Наличие у детей потребности в движении как потребности биологической, требующей обязательного удовлетворения для поддержания нормального физиологического состояния организма, еще далеко не всегда находит понимание среди педагогов, родителей, потому до 85% учебного времени школьники находятся в помещении.

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.»

На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой. В воспитании он считал важнейшим единство идеалов, стремлений, мыслей и переживаний воспитателя и воспитанников.

Чаще всего школу В.А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Василий Александрович считал важным начать процесс эстетического воспитания ребёнка как можно раньше. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

В.А. Сухомлинский продолжил гуманистические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака и др. выдающихся педагогов. Оценку мудрый учитель считал самым сильным поощрением и наказанием в учительском труде, и отказался от наказаний в школе. «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний», – говорил Сухомлинский. Он видел в этом важнейшую проблему «переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимо-отношений...» Учитель стремился привить детям уважение и любовь к труду, «чтобы дети видели в труде источник духовных радостей».

«Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.” (Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979, с.127).

Сейчас наш мир стал стремительно меняться, и его судьба зависит от нашего умения жить в гармонии с природой, о чем и говорил Василий Александрович Сухомлинский, а не пытаться воевать с ней.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...