Каким должен быть преподаватель вуза хх1 века. Кто учит мудрецов? Личностные качества учителя

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

ГЛАВА 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Личность и способности преподавателя психологии

Понимание того, что современное общество и все его институты находятся в процессе непрерывной трансформации, сложилось уже достаточно давно. В связи с этим мы должны превратить наши институты, в том числе и образовательные, в организм, способный к изменениям, сделать их обучающими системами. В то же время практика показывает, что решение стоящих перед обществом задач, его институтами всегда зависит от людей, их профессиональной подготовленности, способности, и чем выше их профессионализм, тем качественнее и надежнее решаются проблемы социально-экономического развития общества.

Профессиональная деятельность человека представляет собой исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний, навыков и умений, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество в этих отношениях выступает как:

заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

организатор условий такой деятельности;

источник ее материального финансирования;

регулятор правовых отношений между участниками трудовой деятельности;

эксперт качества профессиональной деятельности, осуществляемой работником;

источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т. п.).

При этом необходимо учитывать изменения структуры системы образования, которая зависела в целом от спроса и предложений в области образовательных услуг. Эти изменения эксперты связывают с такими явлениями, как:

изменения соотношения спроса и предложений в сфере образовательных услуг – спрос превышает предложение;

наиболее быстрое увеличение спроса на послевузовское образование, затем на высшее;

возрастание предложения заочного обучения, дистантной формы обучения;

Произошедшая «регионализация» – в основном увеличение спроса на образовательные услуги не за счет центральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга;

уменьшение территориальной мобильности в получении образования (что связано с «регионализацией»);

открытие филиалов «столичных» вузов в провинции (связано с уменьшением мобильности).

Произошли как положительные, так и отрицательные изменения в системе образования. С одной стороны, увеличился рынок образовательных услуг: появилась возможность выбора между государственными и негосударственными учебными заведениями, возможность выбора обучения престижной специальности, пусть и недостаточно качественного, и за плату, пусть и во вновь открывшемся вузе. Вместе с этим возникло и новое поле приложения профессиональных навыков преподавателей. Преподаватели, читающие курсы по дисциплинам, иногда далеким от психологии, осваивали новые специальности, начиная преподавать психологию. Иногда это происходило потому, что потребность в преподавании одних специальностей снижалась с уменьшением приема студентов и увеличивалась по психологическим специальностям, вновь открытым или расширенным.

С другой стороны, в период трансформации российского общества отмечалось снижение интереса студентов к научной карьере, замедлилось воспроизводство научной элиты, шло старение педагогических кадров и их миграция. Уход преподавателей гуманитарных предметов, в том числе и психологов, из вузов был связан не только с низкой заработной платой, но и с востребованностью психологов в сфере бизнеса.

Преподаватели, оставшиеся на кафедрах или пришедшие в высшую и среднюю школу, должны были переучиваться сами и преподавать по-новому психологические дисциплины, несмотря на неадекватность имеющейся учебной литературы или ее полное отсутствие. Необходимо было изменить не только содержание учебных программ, перечень и состав курсов, но и сам образ мышления. Возрастали требования студентов, особенно тех, кто получал второе высшее образование, оплачивал самостоятельно свое обучение, уже серьезно столкнулся с профессией психолога. Таких студентов уже не устраивало обучение по наскоро переведенным иностранным учебникам, они остро нуждались в материалах, подготовленных на основе нового взгляда, способного оценить то, что происходит в социальной жизни общества.

Следует отметить и тот факт, что на сегодняшний день все еще существует проблема рассогласованности между востребованностью преподавания высокого качества на психологических факультетах вузов и объективными и субъективными возможностями среднего преподавателя соответствовать этому уровню и реализовать свои преподавательские возможности и способности.

При этом необходимо учитывать стремительное развитие социально-экономических отношений современного общества, которое широко использует потенциал информационных технологий. В связи с этим система образования не может сегодня не учитывать потребности общества, которое нуждается в особом выпускнике образовательного учреждения, который не только усваивает необходимую сумму знаний, но и обладает сформированными способностями к решению нестандартных задач, а также адекватен к условиям быстро меняющейся среды и увеличивающегося потока информации. Современный рынок труда ждет появления специалиста, способного учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Выпускник вуза должен быть научно-методологически подготовленным в своей профессии. А это означает, что образование должно перейти к современным технологиям, методам обучения, активно использующим современный научный потенциал, которые потребуют, в свою очередь, и современно подготовленного преподавателя, способного привнести в учебный процесс современные требования общества.

Отмеченные функции могут выполняться государственными институтами или частично переданными частным лицам. Однако даже при передаче функций частным лицам органы государственного управления осуществляют общий надзор за их профессиональной деятельностью (к примеру, негосударственные школы и вузы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом Российской Федерации, а учебные программы в них строго соответствуют Государственному образовательному стандарту (ГОС).

С точки зрения общества, профессия представляет собой систему профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.

В то же время, с точки зрения конкретного человека, профессия представляется деятельностью, которая является источником его существования и средством личной самореализации. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний, навыков и умений, соответствующими способностями, профессионально важными качествами личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъект труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.

Любая профессия таким образом может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию, т. е. составлена модель профессиональной деятельности.

Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется ее место в системе профессий, как и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста – к диагностическим, а психолога-консультанта – к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик может быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник – к профессиям, связанным с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

В обществе профессия психолога справедливо считается одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Но особая роль отводится психологу-преподавателю, который должен владеть не только профессией психолога, но и быть ученым и методистом, педагогом, чтобы донести эти знания до будущих психологов, сформировать их подлинными профессионалами.

Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический процесс эффективным. Решающую роль в этом играет личность педагога. Именно через нее во многом преломляется воздействие мировой национальной культуры и потенциала окружающей среды на развивающегося человека. Талантливую, творческую, увлеченную, активную личность может взрастить только талантливый и увлеченный педагог.

Эффективность деятельности педагога предполагает знание и понимание им того, как его понимают и оценивают студенты, какие требования к нему предъявляют и в какой мере он сам удовлетворяет этим требованиям. Только при этом условии можно вносить коррективы в свое поведение и деятельность. В ряде исследований был показан высокий уровень понимания обучающимися особенностей личности своих педагогов. Выяснилось, что учащиеся хорошо характеризуют коммуникативные черты преподавателей, особенности их педагогического мастерства, умение связать теоретические положения с формами и методами предстоящей практической деятельности.

У вчерашних школьников сложились определенные представления о «хорошем» и «плохом» педагоге, о тех или других приемах педагогического воздействия. Их «опыт педагогической работы» складывается из многолетних наблюдений за деятельностью различных преподавателей. Более того, практика и специальные исследования показывают, что студенты в той или иной степени владеют определенными стереотипами педагогической деятельности, иногда отрицательными, которые сложились только под влиянием восприятия педагогов в процессе совместной учебно-воспитательной работы. Эти стереотипы помогают студенту, но иногда становятся помехой в профессиональной педагогической подготовке. Практический опыт показывает, что студенты, молодые преподаватели, прослушав и сдав курс по инновационным технологиям на «отлично», на практике этой методикой не пользуются, если им ранее не встречался педагог, который работал бы с ними по этой методике, или они не пользовались бы ею ранее сами, то есть в основном они повторяют рисунок деятельности преподавателей, с которыми чаще всего встречались в годы учебы.

Возникает проблема коррекции подобных стереотипов и формирования новых, наиболее эффективных средств организации учебно-воспитательного процесса. Большой резерв кроется и в методике организации работы студентов по модели предстоящей профессиональной деятельности, а также через рисунок деятельности преподавателя учебного заведения, личность которого постоянно воспринимается и оценивается студентами.

Известно положение А.А. Бодалева о том, что в процессе познания других людей и самого себя у каждого человека формируются обобщения, постоянно фиксирующие связь особенностей поведения личности с ее внутренним миром. Индивид может их и не осознавать, но они также непрестанно работают, когда он анализирует и оценивает поведение другой личности: эталоны постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся более обобщенными.

Выявление присущих человеку особенностей происходит во время его занятий тем или иным видом деятельности: как только какая-то особенность в облике человека приобретает сигнальное значение по отношению к совместной с воспринимаемой деятельностью, чувствительность к ним повышается. Это положение может быть отправным для понимания процесса восприятия студентами преподавателей.

Исследования Н.А. Березовина и Г.Х. Васильева показали, что студенты подвергают критике все: форму изложения учебного материала (преподаватель пользуется описательным, рассуждающим или полемическим стилем), эрудицию, характерологические особенности, поступки преподавателя. Уже на первых занятиях студенты воспринимают и выделяют в облике своих преподавателей то, что имеет отношение к их педагогической деятельности и что обеспечивает им успех в ней. Оказалось, что в 37,8 % случаев студенты воспринимают преподавателя по внешним данным, манере держаться. В 34 % случаев – по первой лекции (речь, эмоциональность, увлеченность, убежденность, умение излагать материал). В 16 % случаев – по характеру отношений к студентам (следит ли за их поведением на занятиях, проявляет ли к ним внимание, справедлив ли в оценке поведения студентов). В 8,5 % случаев – по проявляемой эрудиции (интеллекту), по тому, читает ли он лекции по конспекту или без него. В 3 % – по тому мнению, которое передается о преподавателе студентами старших курсов. И в 0,5 % случаев – по полу (если женщина: ее лицо, фигура, голос; если мужчина – подвижность, возраст, кажущаяся индифферентность)[цит. по: 109, с. 164–165].

Более того, оказалось, что академически успевающие студенты акцентируют внимание на дидактических способностях преподавателя, а академически слабые студенты больше ценят его личностные, коммуникативные и организаторские черты.

Работая со студентами, преподаватель при отборе и интерпретации учебного материала, организуя воспитательные воздействия, непроизвольно раскрывает себя как субъекта деятельности. Обучающиеся познают учебную дисциплину, содержание и методику педагогической работы, нормы профессионального поведения как бы через данного преподавателя; формирующиеся у них понятия и представления и в особенности связи и отношения (оценки) являются субъективной моделью изучаемого.

Взаимодействие человека с другими людьми является непременным условием его жизнедеятельности; иногда это взаимодействие дает желаемый результат, иногда вызывает сложности. Чаще всего в качестве основной формы взаимодействия выступает общение между людьми. А необходимым элементом общения всегда становится межличностное познание. И от того, что представляют собой люди как объекты и как субъекты познания друг для друга, в очень большой степени зависит, какие поступки они совершают по отношению к партнерам по общению и какие решения они принимают. В связи с этим высокий уровень социальной ответственности педагога, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их профессиональной подготовки.

Отличительным признаком российской высшей школы является ее нацеленность на профессиональную подготовку, а не на общее развитие индивида. При этом ориентация на профессию, основанную на знаниях фундаментальных наук, из которых только некоторая часть изучается в средней школе, а остальные – в вузе. При помощи этой системной фундаментальности обеспечивается завершенность образования общего характера. Иначе говоря, российское высшее образование представляет собой не только профессиональную научно-методологическую подготовку молодого специалиста, но и общую мировоззренческо-культурную платформу развития самого человека. Таким образом, через освоение профессии, через ее совершенствование приобретается определенный социально-экономический опыт, который в последующем применяется человеком в различных жизненных ситуациях, в том числе и при освоении других форм и методов человеческой деятельности, через выполнение различных социальных ролей, если этого потребуют изменяющиеся общественные отношения. Видимо, настало время, когда в основу подготовки будущего педагога необходимо поставить гуманитарную, общекультурную подготовку личности и стимулирование формирования ее творческих способностей. Это потребует изменения учебного плана и форм работы, развертывания творческих мастерских ученых, психологов, педагогов-новаторов.

Более того, педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.

Специфические педагогические способности и качества личности предполагают педагогическую наблюдательность, распределение внимания, умение передавать другим накопленные знания, способность понять и принять обучающегося, педагогическую эмпатию, умение проектировать развитие личности подростка, педагогический такт и т. п.

В личности педагога общие и специфические черты неразрывно слиты. Более того, всю совокупность черт, характеризующую творческую личность, можно условно свести к четырем интегральным характеристикам: направленности, эрудиции, способностям и умениям, чертам характера.

Кратко рассмотрим эти характеристики: направленность, нацеленность, педагога на развитие личности другого человека, видимо, будет всегда выступать определенным фактором.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность преподавателя психологии, обусловливает ее цель. В данном случае цель эта представляет собой вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности, и для преподавателя возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решать для получения конкретного результата.

Направленность достижения цели личности педагога определяется прежде всего гуманистическими, нравственными идеалами, движимыми желанием помочь становлению, развитию другого человека, вера в этого человека, понимание его роли и места в развитии мира и его самоценности. Этому служат такие качества педагога, которые необходимо развивать, как умение чутко улавливать требования времени, понимать его, насколько возможно, и предвидеть социальный заказ, искать и находить эффективные пути и средства решения задач, встающих перед учебным заведением и образованием в целом, что прежде всего выражается в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся, к высшей общественной ценности.

Творческой личности педагога всегда присущи педагогическая увлеченность, ясное понимание стоящей перед ним задачи – формирование человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного развития, глубокое уважение к личности подростка и вера в его возможности. Педагогическая увлеченность, а порой даже одержимость является важнейшей предпосылкой педагогического творчества. Выработке этих качеств способствуют живой пример педагогов-новаторов, работающих рядом; увлеченность и профессионализм наставников; показ вариативности решения проблем; размышления и реальные пробы; поощрение успехов, пусть даже самых малых и т. д. Эти и другие приемы в деятельности руководителей, коллег могут создать тот микроклимат, в котором пробиваются и набирают силу ростки увлеченности, крепнет ориентация на поиск формирования творчества в среде обучающихся, без которой не только практического психолога, но и преподавателя не бывает.

Хорошо известно значение глубокой и разносторонней эрудированности педагога, его общей культуры, начитанности, широты мировоззренческих интересов. Для людей творческого склада ума материал из сфер, казалось бы, далеких от их профессиональной деятельности, нередко служит источником оригинальных идей и нестандартных решений.

Образный мир искусства, живые впечатления от наблюдений и встреч с интересными людьми, фактические возможности современной теле– и видео– техники – все это пропускает через себя педагог, и это становится источником развития его воображения, конструктивной мысли, эмоциональной сферы, превращается в строительный материал для организации будущих занятий с обучающимися, встреч, собеседований, проектов. Вот почему развитие творческих качеств личности педагога-психолога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося. Читать и думать о прочитанном, смотреть кинофильмы и спектакли, посещать картинные галереи и музеи, увидеть собственными глазами памятные исторические места, встречаться с различными людьми – вот без чего педагогу очень трудно «найти себя» в творческой деятельности.

Очень часто обсуждение вопроса об одаренности и талантливости педагога сводится к проблеме развития педагогических способностей. Это важная составляющая личности педагога, потому что ему приходится в отношениях со студентами играть ряд ролевых позиций, что порождает некоторую неопределенность. Во-первых, преподаватель является специалистом в своей области, и эта позиция предполагает уважение к педагогу и в то же время большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение.

Во-вторых, преподаватель является наставником (тьютором) студента, а это предполагает более неформальное общение. Обучающийся нуждается в доброжелательном и «все понимающем» старшем товарище. Данный случай предполагает сокращение социальной дистанции между обучающимся и обучаемым, когда студенты перестают воспринимать преподавателя как «специалиста».

В-третьих, преподаватель является и психотерапевтом, поскольку студенты считают, что если он является психологом, то может решить и их проблемы. Иногда преподаватель по неопытности соглашается взять на себя эту роль, но потом часто жалеет об этом. Задача преподавателя иная, быть может, даже более сложная, чем задача психотерапевта в традиционном понимании.

В четвертых, преподаватель должен быть примером для подражания, и это сложная задача потому, что быть образцовым всегда трудно, да если учесть, что за тобой еще наблюдают и оценивают.

В-пятых, преподаватель должен быть и строгим старшим товарищем.


Похожая информация.


Современный преподаватель - это, как уже говорилось, человек, осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедрой и других видах организационных работ.

Студенты нуждаются в преподавателе, обладающем личностным авторитетом, политической зрелостью, развитыми организаторскими способностями, высокой культурой поведения, хорошим знанием предмета и умением увлечь своими знаниями.

Можно также добавить, что на деятельность и результаты работы любого преподавателя оказывают влияние на студентов его темперамент, характер, тип личности, выбранные им технологии и методики обучения.

Быть примером для студентов в одежде, поступках, словах, частной и общественной жизни очень непросто. Нельзя забывать, что если студенты усомнятся в нравственных качествах преподавателя, если они перестанут верить его словам, если станут подозревать его в нечестности, он не сможет быть для них авторитетом.

Общая интегративная модель качеств преподавателя может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации следующих сфер деятельности:

Ведение учебного процесса;

Методическая работа и повышение личной квалификации;

Воспитательная работа среди студентов;

Научная работа;

Управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность;

Личная жизнедеятельность преподавателя.

Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя шесть групп качеств: 1)высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), 2) методическая культура, 3) культура научной деятельности, 4)информационная культура, 5)культура воспитательной деятельности, 6)культура нравственных отношений. Каждый из этих групп опирается на конкретные по содержанию первичные качества.

1. Высокий уровень знаний по специальности . Знание психологии и педагогики, способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий, понимание концептуальных основ предмета, его места в общей системе знаний и в учебном плане подготовки специалиста, в сочетании с качествами творческой, активной личности необходимы педагогу в его непосредственной деятельности по обучению студентов.

Хорошее знание предмета является наиболее важным для преподавателя: без знания структур и взаимосвязей учебного материала нарушаются правильный выбор учебных целей и содержания, стратегий преподавания, прояснение непонятного на подходящих примерах и сравнениях, да и сами эти структуры и взаимосвязи.


2. Методическая культура преподавателя формируется на основе владения им педагогическими технологиями, методами, формами, приемами обучения, а также умений определять конкретные педагогические задачи, разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов, планировать и проводить учебные занятия разных видов (лекционные, семинарские, лабораторные), управлять учебной деятельностью студентов.

Иногда человек, обладающий глубокими знаниями, удивляется, почему студенты не понимают, из чего следуют сделанные им научные выводы, не воспринимают излагаемый им материал. В чем причина подобной неудачи? В неумении объяснять, в незнании методики преподавания, приемов обучения. Мы считаем, что методы обучения – это душа учебного занятия, а содержание учебного предметасредство формирования личности студента как будущего специалиста.

Знания можно передать обучающимся и сделать их интеллектуальным достоянием, а не балластом лишь в том случае, когда изучаемый материал вызывает живой интерес, доступен, понятен, заставляет задуматься, искать собственные решения. В этом - методическая культура преподавателя.

3. Культура научной деятельности преподавателя . Особенность труда преподавателя вуза состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении ученой степени, звания. В этом творческом процессе преподаватель должен руководствоваться не только личными интересами, но и интересами кафедры и привлекать к научной работе студентов.

Научная деятельность предполагает владение навыками исследовательского труда: знание методов исследования, сбора и обработки информации, видение результата исследования, определение актуальности и необходимости исследования, использования результатов научных исследований в учебном процессе; включение результатов исследования в содержание обучения, привлечение студентов к научным исследованиям, организация работы студенческих научных кружков. И здесь особенно необходимы развитое логическое мышление, умение выделить главное в разных источниках, установить логические связи между рассматриваемыми объектами.

4. Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в сфере профессиональной принадлежности, для чего весьма важны умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Кроме того, для преподавателя необходимо освоение области новых информационных технологий, осмысление их сущности, возможностей применения и реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы.

Признаками информационной культуры педагога являются:

Стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям информационного общества;

Понимание роли и возможностей информационных технологий в развитии общества и системы образования;

Умение конструировать и использовать новые информационные технологии и их средства в профессиональной деятельности;

Владение информационными технологиями и их методиками.

5. Культура воспитательной деятельности . Важнейшей составляющей в модели качеств преподавателя, характеризующей его как профессионала, является его умение быть воспитателем, т.е. знать формы и методы воспитательного воздействия, уметь определять цели и задачи воспитания, создавать необходимые условия для реализации целей воспитания.

Необходимое условие успешного труда преподавателя - его умение владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься, преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и при необходимости мгновенно перестраиваться. Преподаватель должен обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, если у него хорошо поставлен голос, он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на чем сделать акцент, как лучше выразить мысль, делать обобщения и выводы.

Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого надо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять вместе со студентами, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

6. Нравственные качества преподавателя . Поскольку высшее образование предполагает становление у студентов социально одобряемых нравственных ценностей, преподаватель сам должен быть носителем и выразителем этих социально одобряемых ценностей, занимать активную социальную позицию.

Известная истина: «Лечить, судить и учить можно только с чистыми руками» напрямую относится к деятельности преподавателя вуза.

Этика предписывает преподавателю быть справедливым в оценке способностей и поведения студентов и коллег, ровным в обращении, принципиальным, внимательным, тактичным и благожелательным.

Местоимение "ты" неуместно в обращении преподавателя к студентам: ведь студент не решится обратиться к преподавателю также, поэтому попытка преподавателя поставить себя этим обращением на один уровень со студентом чаще всего воспринимается студентом как демонстрация превосходства преподавателя.

Привязанность же студента к необходимости сдавать экзамен тому преподавателю, который по расписанию читает лекцию для его потока или учебной группы, заставляет его "не портить отношения" с преподавателем, высказываться на занятиях так, как это требует преподаватель, несмотря на несогласие с его точкой зрения.

Вред взаимоотношениям наносят самоуверенность и зазнайство, категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству студентов, их профессиональному авторитету, грубость.

Но знания норм морали и поведения недостаточно, важны желание действовать в соответствии с ними и системная тренировка навыков этического поведения.

Можно выделить две группы первичных нравственных качеств преподавателя : 1) духовные качества и 2) культура поведения . Духовные качества должны подразумевать порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие. Поведение преподавателя должны отличать гуманность, вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, доброта, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид.

Успешная педагогическая деятельность немыслима без такого важного качества, как организаторские способности . Зачастую хорошо подготовленный конспект учебного занятия с учетом всех методических требований не удается реализовать: студенты отвлекаются, переговариваются, занимаются своими делами. Почему? Причина проста: преподаватель не смог организовать их. Развитие в будущем педагоге организаторских способностей - обязательное условие подготовки к профессиональной деятельности.

Организаторские качества включают три подсистемы качеств : 1) умение контактировать с людьми, 2)умение организовать коллективную деятельность и 3) авторитет.

Деловые качества включают две основные группы качеств: 1) умение стратегически мыслить и 2) динамизм повседневной дея­тельности.

Умение мыслить стратегически предполагает наличие высо­кого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу, ставить и формулировать зада­чи, выделять главное, предвидеть последствия принимаемых ре­шений.

Модель тактики деятельности включает такие первичные ка­чества, как стремление к самовыражению, деловая активность, оперативность, целеустремлен­ность, способность доводить начатое дело до конца, самообла­дание, инициативность, гибкость, ориентированность на результат, наличие здравого смысла, уме­ние увязывать планы с реальными условиями.

Таким образом, сфера деятельности и перечень знаний, умений и навыков, которыми должен об­ладать преподаватель(См. Приложение № О преподавателе), довольно широк:

Понимание концептуальных основ предмета, его место в об­щей системе знаний и ценностей и в учебном плане;

Знание возрастных, социальных, психологических и культур­ных особенностей обучающихся;

Обладание знаниями, достаточными для аналитической оцен­ки, выбора и реализации образовательной программы;

Знание сущности процессов обучения и воспитания, их пси­хологических основ; методов педагогических исследований и их возможности, способы обобщения и оформления резуль­татов исследовательского поиска;

Знание путей совершенствования мастерства педагога;

Знание технологии обучения, методов формирования навы­ков самостоятельной работы и развития творческих способ­ностей и логического мышления учащихся;

Умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, планиро­вать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

Умение отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

Умение создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей учения, разви­вать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель приобретает эти знания и умения в процессе подготовки к педагогической деятельности и постоянно их со­вершенствует. Довольно часто педагогическая составляющая квалификации преподавателя вуза считалась второстепенной по отношению к научной. Отсутствие педагогического образования приводит к тому, что проблемы обучения преподаватель решает интуитивно, без опоры на методику преподавания.

Как видим, профессиональная готовность преподавателя не исчерпывается только приобретением фундаментальных теоре­тических знаний; требуются педагогические умения, стремление развивать творческий потенциал - свой собственный и студен­ческий, настрой на соответствующую деятельность, умение использовать свои личностные возможности в решении педаго­гических задач в конкретных условиях.

Учеб­ный процесс на всех ступенях обучения создает много сложных и трудных проблем, требующих от педагога постоянного, обосно­ванного и рационального их решения. Верно это положение и для высшей школы. Более того, здесь оно усугубляется тем обстоятель­ством, что преподаватель высшей школы сочетает в себе ученого-специалиста определенной профессиональной области и педагога. Так что количество проблем у преподавателя высшей школы только увеличивается, и все они требуют решения на основе глубокого знания и понимания многосложного процесса обучения студентов.

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Вполне естественно, что стать педагогом как в древние времена, так и сегодня, может далеко не каждый, поскольку данная профессия требует наличия у человека особенных личностных качеств. А вот о том, каким должен быть педагог и в чем заключаются преимущества и недостатки этой профессии, мы Вам и расскажем.

Кто такой педагог?


Современная педагогика объединяет целый ряд специализаций и профессиональных групп, которые различаются между собой по областям знаний (преподаватель литературы, математики, физики и т.д.), с учетом возрастных периодов обучающихся (учитель школы, преподаватель ВУЗа и т.д.), с учетом особенностей развития личности (например, педагог школы для детей с проблемами слуха), по направлениям воспитательной работы.

Основной задачей педагога является организация и ведение процесса обучения, а также воспитание обучающихся и формирование их гражданско-общественной позиции. Кроме того, педагоги составляют отчет о проделанной работе и принимают активное участие в разработках обучающих программ, методов и технологий.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?


Поскольку профессия педагога , как правило, предполагает одновременное обучение сразу нескольких обучающихся, каждый из которых имеет индивидуальные особенности, учитель обязательно должен обладать такими качествами, как самообладание и эмоциональная уравновешенность. Помимо этого, невозможно представить себе педагога без таких личностных качеств, как:

  • толерантность - умение спокойно воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на собственное мнение;
  • дипломатичность - способность урегулировать возникший между обучающимися конфликт мирным путем;
  • изобретательность - стремление сделать учебный процесс интересным;
  • дар убеждения - способность доносить материал в доступной форме в зависимости от возрастных или других особенностей обучающихся;
  • гибкость поведения - умение "подстраиваться" под ситуацию и идти в ногу со временем (в том числе, при необходимости свободно переходить от формального к неформальному стилю общения);
  • эрудированность - иметь обширный багаж знаний, выходящий за пределы преподаваемого предмета, позволяющий при необходимости ответить практически на любой поставленный вопрос;
  • коммуникативность - способность найти "общий язык" с любым человеком, даже с очень проблемным.

Преимущества профессии педагога

Главным преимуществом профессии педагога, конечно же, является постоянное общение с большим количеством людей и осознание сопричастности к формированию общества. Кроме того, работа педагога имеет такие преимущества, как:

  • огромные возможности для самосовершенствования и самореализации;
  • возможность работать неполный день;
  • оплачиваемый двухмесячный отпуск летом;
  • возможность подработки репетитором;
  • почет и уважение со стороны благодарных учеников;
  • работа с молодым поколением, позволяющая долговое время не стареть душой.

Недостатки профессии педагога

К большому сожалению, в современной России профессию педагога принято считать благородной, но неблагодарной. Почему? Прежде всего, из-за невысокой официальной зарплаты в государственных образовательных организациях. Немалую роль при формировании такого мнения также сыграли такие недостатки, как:

  • фактически ненормированный рабочий день - несмотря на четко регламентированный рабочий график, учителям достаточно часто приходится тратить свое личное время на подготовку к предстоящим занятиям и проверку письменных работ обучающихся;
  • работа в нервной обстановке - в процессе занятий педагогу приходится не только объяснять новый материал, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься урегулированием возникающих конфликтов и т.д.;
  • большой объем общественной нагрузки - педагогам нередко приходится не только организовывать своих подопечных для участия в тех или иных конкурсах, встречах, олимпиадах или фестивалях, но и принимать в них непосредственное участие;
  • монотонность - из года в год учителя повторяют одну и ту же информацию, и иногда это очень надоедает.

5 октября в России отмечают День учителя – одной из самых благородных профессий в мире. Какими качествами должен обладать сегодня педагог – читайте в опросе «НУ_онлайн» аккурат перед праздником.

Валерия Лиханова

учитель русского языка и литературы Гимназии №1 города Нерюнгри

Педагог – это призвание. Современный педагог должен идти в ногу со временем, владеть информационно-коммуникационными технологиями и работать, формируя свою методику ведения занятий. Как мы знаем, существующие методики зачастую не подходят при работе с современными детьми, думаю, это вызвано быстротечностью времени и развития в целом. Также хотелось бы отметить, что неотъемлемым качеством является стрессоустойчивость!

Мария Сокольникова

учитель русского языка и литературы в МКОУ Кобяконская СОШ Намского улуса

Любой педагог – это не просто специалист, но и человек, который 24/7 может дать консультацию, посоветовать и направить ученика, родителя или коллегу. С внедрением ФГОС и других стандартов он должен уметь преподносить материал для учеников с особыми нуждами, должен использовать на своем уроке различные технологии и методы, строить уроки так, чтобы этот материал можно связать с другими дисциплинами. Он также должен не отставать от современных трендов и должен уметь находить общий язык с молодежью.

Саргылана Мачаева

магистрант 2 курса Педагогического института ИГУ

Современный педагог должен быть изобретательным в своей работе – и в методах, и в содержании; гуманным по отношению к своим учащимся; иметь чувство юмора и обладать особой выдержкой.

Елизавета Кутукова

преподаватель английского языка Международного центра I Speak English

Современный педагог – это не просто учитель, но и друг. Он должен понимать каждого ученика, и пытаться помочь ему узнать предмет, чтобы было интересно каждому. Помимо этого, современному педагогу никуда без нынешних технологий – ему важно уметь пользоваться

Аурелия Михайлова

учитель английского языка Бердигестяхской СОШ

Современный педагог должен очень хорошо знать свой предмет – это обязательно. Также он должен быть гибким, лояльным – в условиях современного мира эти качества мы должны учитывать в первую очередь. Мне кажется, еще современный преподаватель должен быть интересным: уметь привлекать интерес к предмету, который он ведет; тактичным, иметь большой кругозор, общий язык со студентами, детьми.

Анна Алексеева

учитель иностранного языка Якутского городского лицея

Современные педагоги – это супермен или вундервумен, которые, несмотря на трудности и наличие бумажной волокиты и не только, посвящают большую часть своей жизни подрастающему поколению. Интересный, многогранный, знающий свое дело человек, который, к тому же, идет в ногу со временем, готов помогать и направлять своих учеников – это образ педагога. Ведь всегда приятно иметь дело с такими людьми. Но спешу дополнить, что нужно быть морально и физически готовыми к поджидающим нагрузкам.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...