Новгородское княжество: форма правления, религия, культура. Культура новгородской земли Новгородская культура

Сельское хозяйство.

В экономике Новгородской республики первостепенную роль имело сельское хозяйство - средневековое общество было аграрным. Важнейший источник знаний о сельском хозяйстве - археология. Посредством комплексного изучения зерна, семян сорняков и сельскохозяйственных орудий, найденных при раскопках, было установлено, что уровень развития земледелия в Новгородской земле был весьма высок уже в XI - XII вв.

Из возделывавшихся культур первое место принадлежало озимой ржи, на что указывает преобладание семян озимых сорняков (дело в том, что для каждой культуры имеются сопутствующие растения).

Пшеница занимала второе место в новгородском земледелии. Судя по семенам яровых сорняков, в XII веке в Новгородской земле выращивалась, главным образом, яровая пшеница. В значительно меньшей степени, чем рожь и пшеница, высевались ячмень и овес.

Появление культуры озимой ржи - верный признак складывания даровой системы земледелия. В условиях старопахотных почв предшественником поля с озимой рожью может быть только паровое поле, представляющее собой определяющий элемент этой системы. Одной из ее форм является двухполье - чередование пара и озимой ржи. Поскольку установлено, что на древненовгородском яровом поле возделывалась пшеница, можно говорить о существовании в XII веке трехпольного севооборота, наиболее распространенного при паровой системе земледелия. Правда, продолжали еще существовать утратившие былое значение подсечная и переложная системы земледелия, а также некоторые переходные формы паровой системы, например пестрополье, когда посевы хлеба и пар чередовались без всякого порядка.

Сельскохозяйственная техника, применявшаяся древненовгородскими земледельцами, отвечала уровню развития земледелия того времени. При раскопках в Новгороде обнаружены сошники, конструкция которых доказывает, что они использовались для обработки окультуренных старопахотных почв. В культурном слое XIII века найден сошник так называемой усиленной конструкции, отличающийся от обычного несколько меньшими размерами, большей толщиной и более узкой рабочей частью. Подобные сошники предназначались для обработки тяжелых почв и лесной расчистки. Это означает, что подсечная система земледелия еще не исчезла к тому времени.

Земля обрабатывалась многозубыми, чаще трехзубыми, сохами. Появление таких сох, очевидно, было связано с переходом к пашенному земледелию с использованием упряжной силы. Убирался хлеб с помощью серпов.

С земледелием было тесно связано скотоводство, которое также играло важную роль в хозяйстве новгородцев. Если земледелие являлось основным занятием сельского населения Новгородской республики, то скотоводством могли заниматься и горожане. Об этом свидетельствуют археологические данные. Во всех слоях древнего Новгорода, вскрытых раскопками обнаружено огромное количество костей животных. О широком распространении скотоводства в Новгороде свидетельствует культурный слой, обильно насыщенный навозом. Новгородцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей.

Помимо скотоводства как сельское, так и городское население Новгородской земли занималось овощеводством и плодоводством. Сады и огороды были, вероятно, принадлежностью многих городских усадеб. Во всяком случае, семена овощей и плодов - не редкая находка при раскопках. В слоях XIII века были обнаружены семена огурцов. Можно полагать также, что в древнем Новгороде выращивали капусту - в слоях XIII века найдены бойки - ручные орудия для Посадки капусты. Под 1215 г. в летописи упоминается репа, которая, очевидно, была весьма распространена в Новгороде. В слоях XII века обнаружены семена огородного укропа.

Из плодовых деревьев наиболее распространена была вишня. Косточки вишни при раскопках встречаются очень часто, причем наибольшее количество - в слоях XII века. В Новгороде также выращивали яблоню.

Из ягодных кустарников разводили черную смородину и малину, семена которых часто встречаются при раскопках.

Несмотря на то, что сельское хозяйство Великого Новгорода было, насколько позволяли условия, развито, оно не могло обеспечить все потребности новгородского населения. Как отмечалось во введении, скудность почв и характер климата побуждали новгородцев к активному занятию ремеслом и торговлей. К тому же, производя товары, Новгород мог без посредников продавать их на Запад. Таким образом, предпосылки для развития ремесел в Новгородской республике были довольно существенными.

Летописи называют следующие ремесленные специальности: щитник, кожевник, серебреник, котельник, опонник, гвоздичник, кузнец. Серебрениками называли ремесленников-ювелиров. Щитники, гвоздичники и котельники являлись мастерами разных специальностей в кузнечном деле. Опонниками называли ремесленников, занимавшихся определенным видом ткачества (позже они стали называться войлочниками). Особых успехов новгородцы добились в плотницком деле: они были известны на Руси как искусные плотники.

В конце Краткой редакции Русской Правды помещен так называемый “урок мостникам”. Мостниками, видимо, назывались строители мостовых или мостов. В условиях сырого новгородского климата улицы города без мостовых были бы непроходимыми и непроезжими, особенно весной и осенью. Мостовые перестилались примерно через каждые 15 - 20 лет, иногда их ремонтировали, и благодаря этому они служили дольше. Таким образом, недостатка в работе мостники не испытывали, и эта специальность появилась рано (древнейшие новгородские мостовые относятся к середине Х века). Довольно часто приходилось строить мосты, которые постоянно страдали от пожаров, неоднократно горел даже Великий мост через Волхов. О большом внимании к строительству мостовых свидетельствует относящийся к 60-м годам XIII века так называемый “Устав князя Ярослава о мостех”, в котором говорится об обязанности новгородцев мостить общественные территории города.

Упомянутыми в летописях ремесленными профессиями не исчерпываются все виды ремесла в древнем Новгороде, их было гораздо больше. Выяснить, каков был уровень развития ремесла, насколько разнообразны были ремесленные профессии, оказалось возможным лишь после того, как в Новгороде стали проводиться систематические археологические работы.

Раскопки Новгорода, начавшиеся в 1932 г. и продолжающиеся до сих пор, показали, что Новгород был крупнейшим ремесленным центром своего времени. Этот вывод был сделан на основании изучения остатков ремесленных мастерских, вскрытых раскопками, и продукции новгородских ремесленников. Разумеется, далеко не все ремесленные мастерские оставили после себя следы, по которым можно достоверно установить, чем занимались их обитатели. Определить ремесленную мастерскую можно, прежде всего, по большому количеству производственных остатков, а также по бракованным изделиям, полуфабрикатам и инструментарию. В результате произведенных в разных районах города раскопок были обнаружены остатки ремесленных мастерских. Это свидетельствует о том, что большинство населения древнего Новгорода занималось различными ремеслами.

XII век и первая половина XIII столетия были временем расцвета ремесла во многих древнерусских городах. Но тяжелое бремя татарского ига не могло не отразиться на производственной сфер Руси. Многие города были уничтожены, тысячи людей, в том числе и ремесленников, были убиты или уведены в неволю. В результате этого ремесло пришло в упадок. Новгород Великий избежал разорения, отделавшись данью.

Однако, если в ряде городов, разрушенных татаро-монгольским нашествием, период, предшествовавший ему, оказался временем наивысшего расцвета средневекового ремесла (домонгольского уровня ремесленное производство в этих городах так и не смогло достичь в более позднее время), то о Новгороде этого сказать нельзя. Процесс развития производительных сил в Новгородской феодальной республике не был прерван, и во второй половине XIII веке они продолжали развиваться по восходящей линии. Своего расцвета новгородское ремесло, как и сам Новгород, достигло в XIV столетии.

Высокий уровень железообрабатывающего производства способствовал прогрессу многих других ремесел, которые не могли бы успешно развиваться без соответствующего инструментария. На основании изучения различных инструментов можно утверждать, что в Новгороде, помимо мастеров всевозможных кузнечных специальностей, работали слесари, токари, столяры, плотники, деревообделочники, резчики по дереву, косторезы, кожевники, сапожники, портные, ювелиры. Изучение огромного количества предметов быта и другой готовой продукции, а также полуфабрикатов и бракованных изделий помогает дополнить список специальностей новгородских ремесленников. Обращает на себя внимание большое разнообразие как готовых изделий, так и инструментария.

Очевидно, ремесленники в Новгороде специализировались по производству определенных типов продукции. Причем иногда один и тот же мастер занимался различными видами ремесла. Сапожник, например, долгое время был и кожевником, что подтверждается совместными находками остатков того и другого производства. Лишь в XII - XIII вв., сапожное ремесло отделилось от кожевенного. Щитник, помимо знания кузнечного дела, должен был обладать навыками обработки меди, дерева и кожи, так как щиты изготовлялись из всех этих материалов. Но в то же время в кузнечном ремесле развивалась узкая специализация (гвоздичники, замочники и прочие).

Разнообразные металлические украшения: браслеты, перстни, фибулы, подвески, бусы - изготовлялись высококвалифицированными ювелирами. Установлено, что большая часть ювелирных изделий, обнаруженных при раскопках в Новгороде, является продуктом местного производства. Это подтверждается находками ювелирных мастерских, инструментария и полуфабрикатов. Мастера-ювелиры владели рядом сложных технических приемов: литья, свободной ковки, волочения, прокатки, тиснения, чеканки, гравировки, паяния, золочения, выемчатой эмали, термической обработки меди и бронзы.

Огромное количество остатков кожаной обуви и обрезков кожи является свидетельством широкого распространения в Новгороде сапожного ремесла.

Развитым было и гончарное производство. Самыми частыми находками при раскопках бывают многочисленные обломки гончарной посуды.

Значительное развитие получило в древнем Новгороде ткачество. При раскопках во всех слоях обнаружено множество обрывков различных тканей. На основании исследования текстильных образцов установлено, что до середины XIII века основным орудием производства служил вертикальный ткацкий станок, но и более производительный горизонтальный ткацкий стан также был известен в Новгороде, о чем свидетельствуют находки его деталей. Ткачи изготовляли ткани из уже готовой пряжи, льняной и шерстяной. Прядение в Новгороде было известно с самых ранних времен (при раскопках найдено множество деревянных веретен, льночесал, трепал, пряслиц, прялок).

Ремесленники, занимавшиеся обработкой дерева, также составляли весьма многочисленную группу новгородских мастеров. Огромное разнообразие деревянных изделий, обнаруженных при раскопках (ложки, половники, чаши, резные сосуды, диски, блюда), говорит о высоком уровне развития деревообделочного ремесла. Помимо токарных инструментов, найдены детали токарного станка. Часто встречаются заготовки ложек, недоделанные и испорченные деревянные ковши, чаши, волчки.

Из кости изготовлялись чаще всего гребни, рукоятки ножей, различные украшения, проколки, шашки, шахматные фигурки, пуговицы и прочее. Обработанные куски кости, опиленные куски рога, полуфабрикаты гребней обнаружены во всех новгородских слоях. Техника обработки кости была высокой, о чем свидетельствуют находки как самих высококачественных костяных изделий, так и орудий, с помощью которых они изготовлялись.

Большую группу находок в Новгороде составляют стеклянные изделия, и, в первую очередь, обломки стеклянных браслетов. До недавнего времени считалось что подавляющее большинство браслетов изготовлялось в мастерских древнего Киева, откуда они распространялись по всей Руси. Существование же местного производства браслетов в Новгороде, Смоленске, Полоцке и других городах лишь предполагалось.

Используя данные археологических раскопок, исследователи установили, что в Новгороде существовало собственное браслетное производство (в дополнение к киевскому ввозу) и что появилось оно еще в домонгольское время. Также было установлено, что первоначально новгородские браслеты изготовлялись из свинцово-кремнеземного стекла, которое по своему составу не отличалось от стекла, известного в других городах, но в нем в виде микропримеси всегда присутствовала окись сурьмы. Появление собственного производства браслетов в Новгороде связывают с переселением из Киева мастеров-браслетчиков, не выдержавших конкуренции у себя на родине. Первые браслетчики появились в Новгороде около середины XII века. Кроме того, при раскопках найдены браслеты из калиево-свинцово-кремнеземного стекла.

На рубеже XII и XIII веков в Новгороде существовали уже две стеклоделательные школы. Стеклоделы первой школы варили свинцово-кремнеземное стекло н делали из него зеленые, желтые и коричневые браслеты. Мастера второй школы варили стекло калиево-свинцово-кремнеземное и изготовляли из него браслеты всех цветов, известных на Руси, производя при этом преимущественно бирюзовые, фиолетовые и синие браслеты, которые не могли делать их конкуренты - стеклоделы первой школы. Это говорит об известной специализации в браслетном производстве.

О некоторых ремесленных профессиях приходится судить лишь по незначительным вещественным находкам. Ряд специальностей вообще не оставляли после себя археологических следов.

Сюда относятся хлебники, калачники, различные специальностн портных, о которых мы можем узнать из писцовых книг XVI века и которые существовали, очевидно, и в более раннее время, так как потребность в их продукции существовала и раньше.

Торговля.

Торговля играла важную роль в экономике древнерусских городов. Русские купцы торговали с Прибалтикой и Арабским Востоком, с Византией и странами Западной Европы. Еще в домонгольское время на Руси образовался ряд крупных ремесленных и торговых центров, из которых на севере выделялся Новгород. Изделия ремесленников должны были находить рынки сбыта, и не только в самом городе, но и в близлежащих округах, и в более отдаленных местах. Если поначалу ремесленник был одновременно и торговцем, то в дальнейшем выделился особый класс купцов. Купцы специализировались на торговле, поэтому появление этого класса способствовало развитию внешних и внутренних торговых отношений.

Торговые связи в пределах Новгородской земли, несомненно, существовали издавна, и возникли они раньше, чем внешнеторговые связи, но проследить их довольно трудно ввиду крайней скудности сообщений летописей. Деревня мало интересовала городского летописца, а другие города упоминались им лишь в связи с какими-нибудь важными политическими событиями. Археологически эти связи также проследить почти невозможно, так как невозможно определить разницу между многими предметами местного производства, изготовленными в разных городах Новгородской земли, например, железными ножами, сделанными в Новгороде, Пскове или Руссе.

Можно лишь отличить предметы, изготовленные сельскими ремесленниками, от изделий высококвалифицированных городских мастеров.

В новгородской, как и вообще в древнерусской деревне, господствовало натуральное хозяйство. Основные потребности сельского населения удовлетворялись в пределах собственного хозяйства, а необходимые в хозяйстве и быту вещи оно получало, как правило, от сельских ремесленников. Лишь высококачественные стальные орудия труда, оружие, некоторые виды украшений, ювелирные изделия приходилось приобретать в городе. Обмен в сельских местностях происходил, вероятнее всего, в простейшей форме, когда кузнец (или другой сельский ремесленник) получал за свои изделия мясо, зерно, рыбу и т. п.

Из деревни на продажу в город поступали сельскохозяйственные продукты, которые продавались за деньги. Купля-продажа происходила ""на торгу”, городском рынке, который был в каждом городе. Здесь обычно и устанавливались цены на товары, колебавшиеся в зависимости от различных обстоятельств, преимущественно в зависимости от урожаев и неурожаев. Летопись неоднократно указывает на рост цен, главным образом на хлеб, в голодные годы.

Иногда заморозки или дожди, вызывавшие очередной неурожай, охватывали не всю территорию Новгородской земли. В таких случаях Новгород получал хлеб из Торжка или из других районов Новгородской республики. На снабжение хлебом нередко влияла политическая обстановка. Так, в неурожайном 1215 г. в Торжке сидел князь Ярослав Всеволодович, находившийся в конфликте с новгородцами, который ”не пусти в город не воза”. Цены на хлеб на новгородском торгу, разумеется, поднялись.

В голодные годы хлеб был настолько дорог, что многие были просто не в состоянии купить его. Часть населения, спасаясь от голода, уходила из Новгорода в другие земли.

Жители Новгорода разводили скот, который также был предметом торговли.

На торгу продавались и многочисленные изделия высококвалифицированных городских кузнецов. Ножи, ключи, замки, топоры пользовались постоянным спросом у населения. Таким образом, деятельность новгородских ремесленников в первую очередь была направлена на удовлетворение нужд жителей самого Новгорода и близлежащих областей.

Внешнеторговые связи Новгорода были обширными. О них можно судить и по археологическим, и по письменным источникам. До наших дней сохранилось несколько документов, характеризующих торговые отношения Новгорода с Западом. Один из таких документов - договорная грамота Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами (1139 - 1199).

Главными партнерами Новгорода в западной торговле в XII - XIII столетиях были Готланд, Дания и Любек.

В середине XII в. в Новгороде уже существовал торговый двор готландских купцов с церковью св. Олафа.

Русские купцы на Готланде также имели свои дворы и церковь, которая была построена, очевидно, новгородцами. Об этом свидетельствуют фрески готландской церкви, которые почти полностью сходны с фресками одной из новгородских церквей.

Город Висби на Готланде в XII веке был центром торговой деятельности во всем балтийском бассейне. Он находился в номинальной зависимости от Швеции. В 1170 - 1270 гг., когда там прочно обосновалась колония немецких купцов, выходцев из Вестфалии, Висби достиг своего расцвета.

И хотя готландскими купцами в этот период тоже были немцы, чтобы отличать их от немецких купцов из материковых германских городов, русские называли их готами или варягами. Немцев, упомянутых в летописи под 1188 годом (это первое их упоминание), следует считать шведами: поскольку речь идет о шведских городах, жители их, очевидно, должны быть шведами. Обычно же шведы именовались “свеями”.

В конце 80-х годов XII века Новгород установил торговые связи с Любеком. Появившись в Новгороде, немецкие купцы также создали свой двор и построили церковь св. Петра. В 1187 г. император Фридрих I Барбаросса пожаловал Любеку грамоту, по которой русским и другим купцам предоставлялось право беспошлинной торговли в Любеке. Это позволяет предполагать существование в Любеке постоянной русской (скорее всего, новгородской) колонии. Торговля с Любеком и немецкими городами развивалась весьма интенсивно и в конце XIII в. приобрела первостепенное значение, датчане и готы были оттеснены на второй план.

Состав импорта из Западной Европы в Новгород установить нелегко. Письменных источников мы почти не знаем. Из археологических материалов с уверенностью можно назвать лишь янтарь. Изделия из янтаря в Новгороде весьма многочисленны (более 2000 экземпляров). Янтарь привозился в Новгород чаще всего в необработанном виде и обрабатывался здесь местными ремесленниками. Наименьшее число янтарных находок собрано в слоях XIII века.

Причем янтарь ввозился в Новгород не только из Прибалтики, но и из Приднепровья, где также имелись его месторождения. Резкое сокращение ввоза янтаря в XIII в. объясняется тем, что в результате татаро-монгольского нашествия прекратилась доставка товаров в Новгород по днепровскому пути. Из Прибалтики янтарь в это время также не ввозился, так как на протяжении всего XIII столетия Новгород находился во враждебных отношениях с Тевтонским орденом. В начале 40-х годов между ними шла война, во время которой торговые отношения с Прибалтикой были совсем прекращены.

К числу предметов импорта с Запада относятся украшения (впрочем, весьма немногочисленные).

В Новгород ввозились и некоторые сорта тканей, прежде всего сукно. Установлено, что в XII веке в новгородском импорте преобладали английские ткани высокого качества. Однако в XIII столетии появляются и фламандские ткани, которые в дальнейшем всецело захватывают местный рынок. Помимо сукон, в Новгород ввозились и дорогие византийские ткани - паволока. Под 1228 г. паволока упоминается в числе даров, которые вез в Псков новгородский князь Ярослав Всеволодович.

В XII-XIII веках высокого уровня в Новгороде достигло ювелирное ремесло. В ряде мастерских найдено большое количество меди в виде готовых изделий, полуфабрикатов, отходов производства, слитков и просто кусочков мели. Известно, что на территории Новгородской земли медь не добывалась. Поэтому приходилось ввозить ее из-за границы. Металл в виде сырья поставляли в Новгород готские и немецкие (любекские) купцы, независимые от Тевтонского ордена. Торговле цветными металлами не помешали враждебные отношения Новгорода с Орденом.

В первой половине XIII в. на севере Европы, в районе Балтики, стала развиваться соляная торговля. Новгород участвовал в ней как покупатель. Из всех импортных товаров соль была предметом наиболее массового потребления. Она была не только необходимым пищевым продуктом, но и в большом количестве использовалась в кожевенном деле.

Внешняя торговля Новгородской республики не ограничивалась западным направлением, она велась и с южными странами. Археологические данные позволяют утверждать, что в XII - XIII вв. Новгород был связан торговыми отношениями с Северным Кавказом, Средней Азией, Ираном и, может быть, с Византией. Об этом свидетельствуют находки явно южного происхождения. Скорлупа грецких орехов обнаружена при раскопках в различных слоях различного времени. Наибольшее число находок приходится на XII век, а начиная с 40-х годов XIII в. скорлупа грецких орехов встречается редко. Находки миндаля единичны. Как грецкий орех, так и миндаль могли ввозиться из Византии, Крыма или с Кавказа.

Привозными являются изделия из самшита. Cамшит - южное дерево, оно до сих пор произрастает на Черноморском побережье Кавказа. В Новгород его ввозили, очевидно, волжским или днепровским путем. Самшитовые гребни, бытовавшие в Новгороде в течение пяти столетий, встречаются при раскопках, причем чаше всего в слоях XIII в. и очень редко - в слоях XII века. В это время обострилась борьба русских княжеств с половцами, что затруднило движение купцов по волжскому торговому пути. В Новгород древесина самшита привозилась в необработанном виде, а гребни изготовлялись местными ремесленниками. Этот вывод был сделан на основании абсолютного сходства самшитовых гребней по форме и размерам с некоторыми видами костяных гребней местного новгородского производства. Кроме того, техника нарезки зубьев на многих деревянных и костяных гребнях абсолютно идентична. Из самшита изготовлялись не только гребни. В слоях XIII в. найдена маленькая круглая самшитовая шкатулка, у которой еще не выточена внутренняя полость. Очевидно, это полуфабрикат изделия, по каким-либо причинам не обработанного до конца, выброшенного или потерянного новгородским мастером. Частые находки самшитовых гребней в Новгороде свидетельствуют о том, что они были обычными предметами обихода, которые мог купить любой житель города, а не предметами роскоши, доступными лишь людям состоятельным.

Вообще же из дальних стран на Русь чаще всего ввозились именно предметы роскоши. В домонгольских слоях древнего Новгорода обнаружены обломки дорогой по тому времени привозной поливной посуды. Она была в употреблении лишь у зажиточных кругов новгородского общества.

В конце XII - начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная фаянсовая посуда с белой непрозрачной поливой и росписью кобальтом (синей) и марганцем (сиренево-фиолетовой). Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные сюжетным орнаментом в сочетании с геометрическим. На дне с внутренней стороны часто изображались птицы, а стенки у венчика украшались косыми широкими параллельными линиями. В слое второй половины XII в. найдена часть люстрового блюда с арабской надписью.

Центром производства фаянсовой поливной керамики с росписью люстром и кобальтом был Иран. Новгородские экземпляры также, несомненно иранского, происхождения. Самые поздние находки такой посуды относятся ко времени до 1240 г. С середины XIII века встречается лишь золотоордынская поливная керамика. Это говорит о том, что со времени татаро-монгольского нашествия ввоз иранской посуды на Русь прекратился, так как образовавшееся на Волге государство татаро-монголов - Золатая Орда - стало контролировать волжский торговый путь, значение которого упало.

Одной из статей русского импорта издавна были различные пряности, которые пользовались широким спросом. С Запада и с Востока ввозилось также вино. О связях со Средиземноморьем свидетельствуют находки греческих губок.

Русь экспортировала в различные страны и свои товары. К сожалению, у нас нет почти никаких источников, свидетельствующих о составе новгородского экспорта. В летописи иногда сообщается о приключениях возвращавшихся ”из-за моря” новгородских купцов. Очевидно, что они ездили за заморским товаром не с пустыми руками, а везли и свои товары, которыми торговали “за морем”.

Что это были за товары? Прежде всего, пушнина. Новгородская земля издавна славилась своими охотничьими угодьями. Меха очень ценились за границей, как на Востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей русского экспорта. По свидетельству арабских писателей Русь поставляла меха бобров, черных лисиц, соболей, белок и других пушных зверей.

Пушнина поступала в Новгород в виде дани, которую новгородцы брали с подвластных им северных племен.

К числу товаров, экспортировавшихся из Новгорода за границу, относится воск. Из него изготовлялись свечи, спрос на которые в христианских странах был велик. Кроме того, воск широко применялся в ремесле, в частности, в ювелирном деле (литье по восковой модели). Воск начали вывозить еще в домонгольское время - корпорация купцов-вощников существовала в Новгороде, очевидно, уже в XII веке. В самой Новгородской земле бортничество было развито меньше, чем в Северо-Восточной Руси, поэтому Новгород, хотя и торговал своим воском, прежде всего, играл роль транзитного центра в торговле воском, ввозившимся из соседних княжеств.

Новгородская земля (Республика)

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лев Толстой

Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.

Географическое положение

Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица - Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.

Карта Новгородской земли в 12-13 веках.

Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада.

Географические соседи Новгородской республики:

  • Владимиро-суздальское княжество
  • Смоленское княжество
  • Полоцкое княжество
  • Ливония
  • Швеция

Экономические особенности

Отсутствие хороших пашенных земель привело к тому, что в Новгородской республике активно развивались ремесла и торговля . Среди промыслов выделялись: производство железа, рыболовство, охота, солеварение и другие ремесла, характерные для северных регионов. Торговля же в основном осуществлялась с соседними регионами: Прибалтика, немецкие города, Волжская Булгария, Скандинавия.

Новгород был богатейшим торговым городом Руси. Достигалось это выгодностью географического положения, а также наличие торговых связей различными регионами, в том числе и с Византией, и с Кавказом. В основном новгородцы торговали пушниной, медом, воском, изделия из железа, гончарные изделия, оружие и так далее.

Политическое устройство

Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.

Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

  • Князь - приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача - защита новгородской земли от внешней угрозы.
  • Посадник - глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
  • Тысяцкий - глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
  • Архиепископ - глава новгородской церкви. Задачи - хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.

Новгород Великий

Новгород - столица Новгородской земли, был основан в 9 веке как результат объединения поселков трех племен: чудское, славянское и мерянского. Город располагался по реке Волхов и разделялся ею как бы на 2 части: восточную и западную. Восточная часть называлась Торговой, а западная - Софийской (в честь собора).


Новгород был один из самых крупных и красивых городов не только Руси, но и Европы. Население города было довольно образованным по сравнению с другими городами. Во многом это было связано с тем, что в городе развивались ремесла и торговля, которые требовали специфических знаний.

Культура

Новгород - один из крупнейших городов своего времени. Не случайно его часто называют Господин Великий Новгород. В центре города располагался Софийский собор. Мостовые в городе были мощеными бревнами и постоянно обновлялись. Сам город был окружен рвом и деревянными стенами. В городе практиковалось деревянное и каменное строительство. Каменными возводились, как правило, церкви и храмы, одна из функций которых была - хранение денег.


В Новгородской земле создавались летописи, сказки и былины. Большое внимание уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Развивалось в княжестве и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития - реализм.

Основные события

Основные события в княжестве в 12-13 века:

  • 1136 - изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.
  • 1156 - самостоятельное избрание новгородское Архиепископа
  • 1207-1209 - социальные движения в Новгороде против бояр
  • 1220-1230 княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо
  • 1236-1251 - княжение Александра Невского

Новгород своим могуществом выделялся из городов северо- запада. «Господин великий Новгород» - называли его. Благодаря своему географическому положению, Новгород стал торговым посредником между Западом н Востоком.

Власть князя в Новгороде была ограничена вече, почитавшимся верховным государственным органом. Это была боярская республика, но и голос народа на вече был слышен.

С древности новгородцы славились как строители деревянных храмов, крепостей, дворцов.

В 1045-1050 годах они воздвигли первый каменный собор - Софийский в центре Детинца (новгородского кремля), на берегу Волхова. Его основатель - князь Владимир, сын Ярослава Мудрого. Это пятинефный храм с пятью апсидами на востоке. Он проще и суровее киевской Софии, имеет пять глав (вместо тринадцати). От росписей в храме сохранилась композиция с изображением первого христианского императора Константина и его матери Елены. Рядом с ее головой - надпись «Олепа», что говорит о новгородском происхождении автора фрески.

В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику, князей изгоняют из Детинца. Они обосновываются на Городище, где строят монастыри-крепости с храмами, утверждая свой авторитет.

Самый крупный памятник этого времени - Георгиевский собор Юрьева монастыря. В нем сочетались монументальность, эпическая мощь и простота. Непроницаемые степы расчленены мощными лопатками. Собор имеет три асимметрично расположенных купола, к которым как бы устремлено все внутреннее пространство храма.

В живописи начала XII иска существовали два направления: грекофнльское, находящееся иод влиянием Византии (роспись Николо-Дворищенского собора и другие), и направление, испытавшее влияние Западной Европы (фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря).

Особое значение имели фрески церкви Спа- “ са па Нередице, когда-то единым ковром покрывавшие стены, своды, купол храма. Опп свидетельствуют о том, что в Новгороде сложилась своя школа фрескистов. В куполе - сцепа Вознесения Христа, в апсиде - Богоматерь О ранга с изображенном па груди Христа в круге, а под нею - два ряда святителей. На западной стене изображен Страшный суд, па степах - евангельский рассказ о страстях Христа. Искусство:ло суровое и даже грозное. В образах святых дышит подлинно народная, волевая п мужественная сила.

Высокого уровня достигла иконопись. В иконе «Ангел Златые »ласы» (конец XII в.) еще чувствуется влияние Византин, но «печаль в глазах, такая лучистая и глубокая» (Л. Любимов), отражает уже состояние русской души. Выразительно лпцо Христа в иконе «Спас нерукотворный». Икона «Успение» (первая половина XIII в.) поражает жизненной правдой в изображении горя святых, оплакивающих Марию.

К новгородской школе относится икона «Христос па тропе» (XIII в.), отличающаяся ярким, народным характером живописи, орнаменталыюстыо. В местной, новгородской манере написана п икона «Николай Чудотворец» (\29/\ г.), первое произведение станковой живописи, имеющее подпись художника - Алексей Петров. Лицо у святого округлое, русское, вид добродушный, ласковый.

Свидетельством высокого уровня культуры Новгорода являются берестяные грамоты, сохранившие черты разговорной речи новгородцев, их быта, образа жизни.

Подобным Новгороду торговым п ремесленным центром был Псков, где тоже управляло вече и жизнь отличалась большим демократизмом.

Псков - передний край обороны от ливонских рыцарей, от Литвы. Здесь воздвигаются мощные укрепления. Соборы напоминают крепости. Архитектурные сооружения этого периода: Псковско-Печерский монастырь, Спасо-Преображеискпй собор Мирожского монастыря. В искусстве Пскова сказалось народное начало. В иконописи преобладает не киноварь, как в

новгородских иконах, а зеленый цвет: «Собор Богоматери», «Сошествие во ад» и другие.

Монголо-татарское иго привело к разрушению многих памятников искусства Северо-Восточной Руси, погибли или были увезены в плен мастера. В первой половине XIV века начинается возрождение Руси, объединяются северо-восточные княжества. Центры культуры - Новгород, Псков, в конце XIV века - Москва.

В XIV веке Новгород испытывает подъем культуры. О напряженной философской мысли свидетельствуют еретические учения, явившиеся своеобразным протестом против официальной церкви. Новгородцы совершают путешествия, происходит сближение с южными славянами.

Новые черты появляются в зодчестве. Воздвигаются церкви Федора Стратнлата (1360-е годы) и Спаса Преображения на Ильине (1374 год), для них характерно восьмнскатпое покрытие и одна апсида на востоке. Это одноглавые высокие храмы с нарядным декором. В XV веке особенно выдающиеся сооружения - каменные стены и башни новгородского кремля, епископский дворец, а также здание, получившее затем название Грановитой палаты.

Расцвет монументальной живописи XIV века связан с деятельностью Феофана Грека - художника, пришедшего иа Русь из Византии. В 1378 году он расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Сюжеты фресок - традиционные: грозный Христос Пантократор, пророки и праотцы. Феофан был мастером острых индивидуальных характеристик святых, которые наделены суровыми и сильными характерами. Один из самых ярких сюжетов - Троица, рядом с ней - фигуры святых. Здесь н столпники - первые святые отшельники, истязавшие плоть п жившие па столпах; и аскеты, удалившиеся в пустыню. Святые Феофапа - мудрые философы, каким был и сам художник.

Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, подчас образующие молниеподобные зигзаги, виртуозно брошенные белильные «движки» - «нервная, предельно динамичная живопись, передающая (...) людские страсти, сомнения, раздумья, порывы» (Л. Любимов).

Новгородские иконы XV века - это блестящая страница в истории мировой живописи. Они отмечены яркой самобытностью. Эго, в оспов- ном, изображение популярных в Новгороде святых - пророка Ильи, Параскевы с Анастасией, покровительниц торговли, святого Георгия, поражающего дракона. Св. Георгин раскрывается как борец за победу света над мраком.

Интересна икона «Битва суздальцев с новгородцами», самое раннее в русском искусстве живописное произведение па историческую тему. Композиция трехъярусная, где последовательно разворачивается рассказ о перенесении нкопы из церкви Спаса на Ильине в Детинец, о коварстве суздальцев и победе новгородцев. Красота иконы - в графической четкости, в ритме изображенного, в предельной выразительности ее колорита.

Одна из знаменитых новгородских нкои XV века - «Депсус и молящиеся новгородцы», выполненная по заказу бояр Кузьминых, они и представлены н нижнем ярусе иконы. Эпизоды евангельского сказания изображены в иконе «Рождество Христово» (в центре яркой киноварью написаны Богоматерь с младенцем). Необычна икона «Флор и Лавр», восходящая к славянскому языческому искусству. Драматичен сюжет иконы «Положение во гроб», отличающейся эмоциональным, экспрессивным характером. Припавшая к телу Христа Богоматерь являет образ безутешного страдания. Это традиционный русский плач над усопшим, это материнское горе, так знакомое русским женщинам.

К середине 12-го столетия в Киевской Руси сформировалось 15 малых и больших княжеств. К началу 13-го века их число увеличилось до 50-ти. Распад государства имел не только отрицательный (ослабление перед нашествием татаро-монголов), но и положительный результат.

Русь в период феодальной раздробленности

В отдельных княжествах и вотчинах начался бурный рост городов, стали формироваться и развиваться торговые отношения с Прибалтикой и немцами. Заметны были и изменения в местной культуре: создавались летописи, возводились новые сооружения и прочее.

Крупные регионы страны

В государстве было несколько больших княжеств. Такими, в частности, можно считать Черниговское, Киевское, Северское. Однако наиболее крупными считались три на юго-западе, Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке. Это были основные политические центры государства того времени. Стоит отметить, что все они имели свои отличительные черты. Далее поговорим о том, какими были особенности Новгородского княжества.

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в обозначает "новый называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины - Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой - его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты - "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 04.01.2018 18:21 Просмотров: 1627

Живопись Великого Новгорода была такой же ясной и лаконичной, как и новгородское зодчество.

Основным видом живописи была иконопись . В XIII в. иконопись играла ведущую роль в новгородском искусстве.
Из самых ранних новгородских икон, дошедших до нас, есть и настоящие шедевры мировой живописи. Например, «Ангел Златые власы».

Икона «Ангел Златые власы»

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). 2-я пол. XII в. Дерево, темпера. 48.8 × 39 см. Русский музей (Санкт-Петербург)
Волосы ангела выполнены в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта икона и получила такое название. Вдоль волос проложены тонкие золотые полоски. Золото символизирует на иконе неземное, божественное начало. Образ иконы чист и прост. В нём ещё чувствуется византийский стиль. Но печаль в бездонных глазах Ангела, его красота и загадочность уже отражают глубину русской души. В этом лике сочетаются одновременно и человечность, и высокая духовность.

Икона «Святой Георгий»

Это храмовая икона Юрьева монастыря . В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Святой Георгий (ок. 1130). Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 230 × 142 см. Третьяковская галерея (Москва)
В Византии с X в. распространилось изображение святого Георгия в образе воина, а не молодого мученика. Он изображён в полный рост с княжеским венцом на голове. Фон иконы золотой. Правая его рука прижата к груди, в ней находится копьё, а левая рука опущена и держит меч в ножнах. За спиной св. Георгия виден щит круглой формы.
Икона неоднократно поновлялась.

Икона «Устюжское Благовещение»

Устюжское Благовещение (20-30-е годы XII в.). Доска, темпера. 238 × 168 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В середине XVI в. эта икона была перенесена в Москву царём Иваном Грозным из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря. Название иконы не подтверждено документально, существуют лишь предположения и легенды.
Икона написана на липовой доске темперой. Дева Мария изображена со входящим в Её лоно младенцем Иисусом. Мария в красном мафории (верхняя одежда) и темно-синем хитоне (нижняя одежда, подобие рубашки). Она стоит перед престолом. Лицо Богородицы изображено без ярко выраженных чувств, что характерно для иконы и символизирует смирение перед волей Бога. Она слегка наклонилась в строну архангела Гавриила, который принёс Ей эту весть. В её левой руке моток красной пряжи (прясло на изображении не сохранилось). Правая рука Богородицы образует подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа.
Богомладенец изображён в полный рост, его фигура как бы просвечивается сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца сложена в благословляющем жесте, левая опущена вниз. Тело младенца покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящее Распятие Христово.
На этой иконе Гавриил также изображён с золотыми волосами. Он обращается к Марии.
В верхней части иконы изображён Ветхий денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Ве́тхий де́нми – образ из книги пророка Даниила. В иконописи это символическое иконографическое изображение Иисуса Христа или Бога Отца в образе седовласого старца.

Икона «Спас Нерукотворный»

Спас Нерукотворный (новгородская икона XII в.). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Источником данной иконографии служат несколько преданий, каждое из которых сообщает о нерукотворном происхождении образа. Приведём здесь западные варианты предания. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.
Нерукотворный образ Спасителя связывают и с другой известной общехристианской реликвией – Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой 4-метровое льняное полотно, в которое Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На полотне запечатлен лик Христа. В настоящее время Плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Изображение лика Христа на Плащанице (негатив)

Икона «Облачное Успение»

Облачное Успение (конец XII-начало XIII вв.). Дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 155 × 128 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Икона из новгородского Десятинного монастыря. Была раскрыта (избавлена от более поздних наслоений) в Третьяковской галерее в 1935 г. искусствоведом И. И. Сусловым. Икона хорошо сохранилась. Написана на липовой доске.
В верхней части иконы «Успение Богородицы» изображён архангел Михаил, возносящий в рай душу Богоматери. Ниже – четыре ангела, принимающих душу Богоматери от Иисуса Христа. В верхней части иконы, по сторонам от смертного одра Девы Марии, изображены апостолы, прилетевшие на облаках проститься с Богородицей.
Сцена прощания апостолов с Богородицей представлена в традиционной иконографии. Скорбящие 12 апостолов изображены по сторонам от погребального одра в два ряда. Перед ложем – красные туфли Девы Марии, за ложем – две свечи.

Монументальная живопись Новгорода

Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде (построен между 1045 и 1050 гг.). Расписывать его начали в 1108 г., а до этого были только отдельные изображения святых. К их числу относится и фрагмент южной галереи, на котором изображены святые Константин и Елена в рост. Считается, что это изображение должно было стать основой для мозаики, т. к. выполнено сильно разбавленными красками.
В 1108 г. Софийский собор начали украшать фресками. До нас дошли только семь фигур пророков в барабане, фигуры святых Анатолия, Карпа, Поликарпа Смирнского и патриарха константинопольского Германа в световых проемах над проходами из главной апсиды в боковые. Под новым полом были найдены фрагменты фресок, сбитых со стен при варварской реставрации 1893 г.

Фрагменты фресок княжеского дворцового Николо-Дворищенского собора , возведенного в 1113 году, относятся ко второму десятилетию XII века. Этот собор – один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 г. на территории Ярославова Дворища князем Мстиславом Владимировичем.

Лазарь четверодневный. Фреска в алтаре Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде (XII в.)
В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Но сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене – фреска с изображением страданий Иова Многострадального. Его жена, чтобы не заразиться, кормила его с палки.

Фреска Николо-Дворищенского собора (XII в.). Фрагмент композиции «Иов на гноище» (жена Иова)
Специалисты считают, что стройная пропорциональная фигура жены Иова с тонким строгим лицом восходит к киевским традициям. Возможно, это работа заезжего киевского мастера.
Преподобный Антоний в 1117 г. построил в своем монастыре каменный собор Рождества Богородицы, он был расписан фресками. Роспись собора была выполнена в 1125 г.

Фреска Антониева монастыря «Дьякон»
В XX в. было расчищено много фресок: фигуры и головы святых, медальоны с полуфигурами святителей, остатки «Сретения» в жертвеннике, две сцены из житийного цикла Иоанна Крестителя, фрагменты «Поклонения волхвов» и «Успения» на стенах. Фрески повреждены.
Недавно расчистили фрески башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (XII в.), которые тоже сильно повреждены.
В ближайших окрестностях Великого Новгорода, рядом с дорогой в Юрьев монастырь, находится церковь Благове́щения в Аркажа́х.

Церковь построена в 1179 г. Фрески этой церкви – самые ранние в Новгородской живописи. Долгое время они были скрыты под побелкой и записями, в 1930 г. их начали раскрывать. Эту работу продолжили в 1966-1969 гг. На фресках изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя и фигуры святых, Богородичный цикл и др.

Святители

Христос во славе изображён посреди приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат развернутые свитки. Аркажские фрески имеют сходство с романскими, но написаны в широкой манере, свойственной новгородцам.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...