Покраска и имитация различных эффектов танка Tiger. Танки и бронетехника германии второй мировой войны Европейский театр боевых действий

Панцерваффе (Panzerwaffe) – это танковые войска Вермахта, появившиеся под данным названием в 1936 году и закончившие существовать в 1945. Танки стали одной из главных сил немецкой армии и основой тактики блицкрига, им уделялось внимание со стороны самого Адольфа Гитлера.

В 1931 году Освальд Луц, служащий инспектором автомобильных войск под начальством Гейнца Гудериана, предложил использовать крупные танковые соединения. Согласно Версальскому договору, Германия имела право создавать бронированные машины массой до 5 тонн, что значительно осложняло производство танков, а на учениях немецкие солдаты были вынуждены использовать деревянные макеты танков.

Тем не менее, Германия совместно с СССР создала танковую школу в Казанской области, где было подготовлено 30 офицеров. Параллельно под видом тракторов для гражданского применения шёл выпуск лёгких танков.

В 1933 году появился Panzer I, ставший первым немецким танком Вермахта. Он создавался для обучения будущих танкистов, но стал основой немецкого танкового парка.

В 1935 году Эрих фон Манштейн предложил создать штурмовую артиллерию, способную поддерживать огнём атакующую пехоту. Идея легла в основу САУ StuG III, выпущенной в количестве более 8600 единиц.

Немецкие танки вермахта Второй мировой войны

Легкие: Pz.Kpfw I, Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw II "Luchs".

Средние: Pz.Kpfw III, Pz.Kpfw IV, "Panther".

Тяжёлые: Pz.Kpfw. VI "Tiger I", Pz.Kpfw. VI Ausf. B "Tiger II", Pz.Kpfw. VIII "Maus".

Трофейные

Помимо машин своего производства, Германия использовала захваченные, нанося на них свой камуфляж и модернизируя согласно требованиям немецкой армии.

Французские танки в вермахте – самые популярные иностранные машины, если закрыть глаза на чехословацкие. Они отличались не самой современной конструкцией и слабой огневой мощью, зато имели достаточное бронирование и хорошую надёжность. Из-за слабого вооружения их использовали преимущественно в тылу для охраны, обучения и так далее.

Также французскую технику переделывали в САУ, устанавливая на шасси рубки и немецкие пушки.

Трофейные советские танки вермахта, к удивлению многих неискушённых читателей, не пользовались большой популярностью. В период лета-осени 1941 года по немецким данным было захвачено и подбито 14079 танков СССР. Из них 1300 – 1700 БТ, КВ, Т-26, Т-28 и Т-34 находились на парковом хранении и были в отличном состоянии.

К октябрю того же года в строй ввели около 40 единиц бронетехники, совершенно смешную цифру. На бумаге отечественные танки в 1941 году превосходили все немецкие, за исключением Pz.Kpfw IV, по вооружению, на практике советские 45 мм пушки не соответствовали табличным данным и не представляли опасности для танков Панцерваффе на дистанциях от 400 метров.

Немцы пренебрежительно относились к Т-26 и БТ, поскольку внутри было тесно и неудобно, а брони не хватало для вменяемой защиты экипажа.

Не пошли немцы и по пути создания САУ на базе советских танков. Двигатели Т-26, БТ и Т-28 требовали дефицитный качественный бензин. При этом немецкие двигатели спокойно работали на синтетическом.

Т-34 и КВ, оборудованные дизельными двигателями, также не подходили немцам, пытавшимся заменить дизельное топливо смесью сырой нефти с керосином и маслом.

В итоге за годы Великой Отечественной войны вермахт использовал менее 300 советских танков и переоборудовал 10 Т-26 в САУ.

Окраска

Начиная с 1939 года немецкие танки были окрашены в тёмный сине-серый, так называемый шаровый, цвет. Им полностью покрывались все наружные части и внутренние стороны люков, открывающихся наружу. Изнутри использовалась светло-кремовая краска.

Пренебрежительное отношение к маскировке объясняется доминированием немецких войск в то время и их применении при тактике блицкрига, подразумевавшей стремительные атаки.

Камуфляж

Нажмите на изображение для просмотра в большом разрешении

Напав на СССР, немецкие войска уже во время первой зимы поняли, что отсутствие камуфляжей фатально. В ход пошли растворы извести и мела в качестве импровизированного камуфляжа.

18 февраля 1943 года на заводах Германии появился новый стандарт окраски бронетехники. Она окрашивалась в тёмно-жёлтый цвет, после чего комплектовалась двумя комплектами красок, поставлявшейся в банках. Это были оливково-зелёный и красно-коричневый цвета, которые наносились на танк силами экипажа в зависимости от места применения.

Позже появились точные схемы нанесения краски, включающие в себя маскирующий мелкопятнистый и деформирующий крупнопятнистый камуфляжи. Первый наносился на лёгкую и среднюю бронетехнику, второй – на тяжёлые танки Тигр и Пантера .

В 1944 году появился трёхцветный деформирующий засадный камуфляж, сочетающий в себе достоинства двух предыдущих окрасок.

В конце 1944 года начался дефицит краски, который привёл к неправильному нанесению камуфляжей в целях экономии. Вскоре поставки краски окончательно прекратились во все части за исключением элитных СС.

Стоит упомянуть циммерит, которым покрывалась немецкая бронетехника, начиная с 1943 года. Этот светло-серый материал защищал от магнитных мин и скрывался под краской, делая её чуть темнее.

На восточном фронте

В момент нападения на Советский Союз на восточном фронте было сосредоточено 4711 танков и штурмовых орудий, для сравнения у СССР было 15857 единиц.

В период с 1943 по 1944 год вермахт наращивал количество танков, дойдя до 9149 машин в начале 1944 года. Тем не менее, впечатляющие потери и постоянный недостаток топлива, снижал качество панцерваффе.

Потери

В период с 1941 по 1942 год Германия потеряла до 80% бронетехники. Согласно советским данным, к концу войны Германия потеряла более 32000 единиц бронетехники. Значительная часть была уничтожена огнём артиллерии и танками, лишь небольшая авиацией.

17-01-16 Стартовал новую стройку.

В этот раз это «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» с башней Хеншель от Звезды. Обзор это набора я уже выкладывал на своем сайте. Его можно посмотреть нажав на ссылку . Если вкратце, то набор порадовал высоким качеством литья и детализацией, а также наличием наборных гусениц.

И так, теперь о прототипе.
Я выбрал машину с номером 502 из состава 501 тяжелого танкового батальона. Которая была захвачена бойцами 53 гвардейской танковой бригады в августе 1944 года на Сандомирском плацдарме. Танк попал в руки советских солдат в исправном состоянии, заправленным и с полным боекомплектом. Я планирую сделать танк в том виде, в котором его бросили немцы. Декали с надписями скорее всего я наносить не буду.
Фото с прототипом, которые мне удалось найти:

Основываясь на них буду строить свою модель. Если найду что-то еще, обязательно добавлю фотографии в блог.

Когда делал обзор, я не заметил на них ничего подозрительного. А вот когда дошло дело их обрабатывать, на них оказался достаточно заметный шов от пресс-форм, который я убрал. Хотя опять же, его будет не видно за катками и можно было этого не делать. Инструкция предлагает выравнивать балансиры по линейке. Я не совсем понял зачем, так как они вставляются в пазы и держатся ровно.

Это все, что я успел сделать за первый вечер. В следующий раз дособираю катки и ведущие звездочки. Начну обрабатывать наборные гусеницы и далее по инструкции.

08.04.16.

Я закончил работу с катками, склеил звездочки, ленивцы. С ними всё ОК, поэтому рассказывать особо нечего.

Далее, я вклеил балансиры с двух сторон. И для них всё таки пришлось использовать линейку, чтобы их выровнять. Без линейки возникли определенные сложности, балансиры постоянно смещались, но в итоге удалось приклеить ровно.

Дальше была долгая и нудная работа с траками. На каждом траке есть по два следа от толкателя. Тот который внутри убирается проблематично, а то который ближе к краю, убирается легко. На торцах два-три следа от питателей, но они убираются без проблем. На некоторых траках, как здесь, следы от толкателей находятся во внутренней части и к ним очень сложно подобраться и вычистить, но таких траков попалось не много.

За первый раз я осилил ровно половину, это три литника. Эти остатки, как я понимаю пойдут на башню, как запасные. Количество траков на 1 гусеницу использовал столько сколько рекомендуется по инструкции, вроде 45 штук. Установил на сухую катки и примерил гусеницу. Ленивец вообще пока висит в воздухе 🙂


В целом траки собирались хорошо. Собирал их так же как я показывал в недавнем видео с помощью малярной ленты.

Местами пришло подшпаклевать, убрать след от толкателей, стык от деталей. И аналогично с другой стороны корпуса.

По верхней части корпуса я ничего не успел сделать, в следующий раз. Успел подготовить две основные детали башни, срезал с литников и зачистил. Стыкуемость у них практически идеальная, полагаю можно будет просто склеить без дополнительной обработки.

И собрал казенник орудия. Собрал всю внутреннюю часть, стыкуется детали хорошо. Зачистил только видимые места, чтобы не было видно стыков. Дорабатывать не буду, т.к. люки будут закрыты, этого всего будет не видно. Скорее всего просто покрашу в базовые цвета и оставлю как есть.

Также дошел до магазина и купил фототравленые решетки МТО. В этом наборе идет прицел на пулемет, сетки МТО, погоны, шевроны, лычки, крест и значок на фуражку.

И я начал подготавливаться к нанесению циммерита. Купил специальные шпатели от Tamiya разных размеров. Как я понял, инструмент это многоразовый, покупается один раз и его хватает на долго. К следующему разу я постараюсь попробую нанести циммерит. Скорее всего я сделаю отдельное видео из серии “советы и хитрости”.

К следующему разу постараюсь собрать корпус, вторую гусеницу, установлю фототравление. попробую начать собирать башню. И либо уже будет нанесен циммерит, либо все будет подготовлено к его нанесению.

Ну и в конце для сравнения фото с корпусом раннего Тигра (который можно посмотреть )

И итог работ.

30.04.16.

Изменений относительно много, по сравнению с прошлым разом.

Во-первых, собрал все элементы башни, которые не будут мешать нанесению циммерита. Внутреннюю часть я выкрасил цветом слоновая кость от Pacific88, F-07. Но цвет получился сильно желтоватый, как мне кажется, поэтому возможно перекрашу видимые места в более белый оттенок.

Сделал рабочие петли люка, хоть это и не принципиально, по планам он должен быть закрытым. Но люк не плохо детализован, поэтому и решил сделать открывающийся люк. Недочеты и следы от толкателей увидел только на увеличенном фото, буду исправлять позже.

Башня готова к нанесению циммерита. К следующему разу постараюсь нанести нанести его на всю башню и приклеить недостающие элементы. Задний люк тоже готов. Его я не приклеил, т.к. он будет мешать. Также собрал и обработал ствол и маску орудия танка. Приклеивать не стал по той же причине, будет мешать нанесению циммерита. Как нанесу циммерит и покрашу башню в базовый цвет, то стразу приклею орудие.

Собрал вторую половину гусениц. Теперь обе стороны склеены и готовы. Процесс долгий и нудный, но ничего сложного. Остались запасные траки, часть из них пойдет на башню.


Еще самостоятельно изготовил дополнительные сетки, которых не оказалось в наборе фототравление, но которые есть на моем прототипе. Сетку вырезал из крышки от жира для сковородки из IKEA. Хорошее плетение, стоит не дорого и хватит на много моделей. Одну я сделал, пластик предварительно выкрасив в черный цвет, чтобы потом не было видно непрокрашенного пластика.

Еще вспомнил, на башне у бронеколпака для триплекса пришлось нарастить высоту с помощью полосок тонкого пластика, т.к. он упирался в триплекс.

Еще у Звезды даются два варианта бронекрышки вентилятора. Я же соответственно приклеит тот, что идет на моём прототипе с номером 502. Так же основываясь на прототипе (тут тоже было по два варианта) выбрал бронекрышку вентилятора на корпус и бронировку триплекса.


Ну и как планировал, я начал нанесение циммерита. Пробу сделал на самой незаметной детали – задний бронелист. Делал в несколько этапов.

  • Изначально нанес шпаклевку на бронелист без приклеенных мелких деталей. Наносил с помощью специальных мастерков от Tamiya.

  • Затем я приклеил выхлопные трубы, буксировочные крюки, ящик икрепеж под домкрат.

  • И нанес грунтовку, а после приклеил кожухи выхлопных труб.

Сделал так, чтобы было потом удобнее красить.

К следующему разу по планам я хочу нанести циммерит на башню и оставшуюся часть корпуса. Попробую завершить работы по башне и корпусу, приклею все недостающие детали и приготовлюсь в покраске.

Ну и по традиции видео с этапа стройки:

Статью про нанесения циммерита можно посмотреть , там фотографии, описание и видео процесса.

05.06.16.

По сравнению с прошлым разом основное отличие это то, что нанесен по кругу циммерит: Спереди, сзади, сбоку.

Но начну про башню.

На башне после нанесения циммерита были добавлены крюки для запасных траков и сами траки. Они не приклеены, вешаются прямо на крюки, можно в любой момент снять. На данным момент они висят так, как это должно быть согласно моему прототипу, из которого я делаю.

Про работающий люк я уже говорил. Здесь только добавил металлическую ручку. Также сделал люк, чтобы не выпадал, потому что он на прототипе тоже открытый. Поэтому сделал так, чтобы была возможность его открывать. И при этом он у меня не выпадает, закреплен.

Вклеил задний люк. Есть возможность сделать его рабочим у этого набора. Но я приклеил его намертво, так как смысла оставлять его рабочим нет. На прототипе он закрыт. И также я не стал вклеивать бронезащиту на вот эти петли. Хотя она в наборе также имеется и кто хочет, кто собирает без привязки к прототипу. Или у кого прототип с этой броневой защитой, то можно и вместе с ней собирать.

С башней всё, сейчас расскажу про корпус. С корпусом здесь всё намного интересней.

Основные мелочи – это приклеил крюки мелкие, разнообразные повсюду. Их большое количество. Это видимо для монтажа/демонтажа плит на моторном отсеке. И также вот эта плита, крюки на ней есть.

Приклеил шанцевый инструмент: кусачки, молоток, топор, огнетушитель. Сделал имитацию проводки к фаре из проволоки. К сожалению в наборе не дано, поэтому сделал сам.

Теперь еще немного отмечу про циммерит. С боков никаких проблем с его нанесением вообще нет. Наносится достаточно просто и не вызывает каких-либо проблем. Сзади все это тоже делалось без проблем. Основная проблема – нанести циммерит спереди. И именно этот верхний броневой лист переделывал раз десять. Из-за того, что здесь переходы, очень проблематично делается это все. Часть с пулеметом делал отдельно и наносил циммерит тоже отдельно. Даже с учетом того, что его здесь не было, сделать циммерит на этой поверхности вызвало затруднения.

По бокам делал как на моем прототипе. С этой стороны трос и здесь отсутсвует одна из деталей. Ее и не нужно было добавлять. И также крепление для лопаты. Самой лопаты нет. Я просто вырезал саму лопату и просверлил дырку здесь, в креплении для нее, чтобы была имитация. А от самой лопаты осталась только запчасть.

Трос я сделал из металлического троса, который я купил в строительном магазине. Трос с диаметром 1 мм. Для простых форм и изгибов он подходит идеально. У него шикарное плетение и выглядит как настоящий.

Но там, где нужны более сложные изгибы, он не подходит. С ним очень сложно работать – изгибать. Вот я делал второй трос, старался немного придать ему форму как на моем прототипе. Замучился, делал пару вечеров, несколько раз переделывал. Постоянно все отклеивалось, отрывалось. Но в итоге я домучил и вышло, как мне кажется, не плохо. Мне нравится. Для таких форм такого плана трос из строительного магазина лучше не использовать. Так как это достаточно проблематично.

Здесь также короб для антенны приклеен. Я добавил только крепление для шанца, которое отсутствует.

По поводу бортовых экранов. Сделал один приподнятый, как на моем прототипе, поэтому оставлено. А с этой стороны они целые. Прорезал и немного загнул. Нужно будет сделать сильнее, но это я буду делать в последний момент, когда буду приклеивать. Не стал приклеивать сразу, потому что это будет мешать установить катки с гусеницами. Их я буду устанавливать после того как прокрашу внутреннюю часть.


Катки у меня тоже установлены практически на сухую. Сама гусеница снимается целиком. Делаю такой способ в первый раз. Катки уже внутри установлены и вклеены. Тут ничего не шевелится, только звездочка. Остальное все вклеено уже полностью. Так как бандажи здесь прокрашивать не надо, проблем это не должно вызвать. Но очень удобно при монтаже/демонтаже. То есть нужно поставил, примерил, посмотрел. Когда нужно будет красить просто сниму и все. Потом уже после покраски приклею намертво.

Примерно в таком виде танк пойдет в покраску. Танк собран на 95%, все основное сделано. В следующий раз я преступлю к покраске. Здесь осталось доделать немного. Вклеить три антенны на корпус и на башню еще одна будет. Нужно докупить и установить пулеметную турель, которая есть на моем прототипе, но ее не было в наборе. Сделать вторую сетку МТО, по аналогии с первой. Хотел еще доработать маску орудий. Добавить ей имитацию литьевой формы. Посмотрим, буду делать или нет. Нужна шпатлевка Tamiya, но пока у меня ее нет. Если докуплю, то еще и сделаю это.

24.07.16.

Последнее обновление стройки Королевского Тигра перед его покраской. Основные проблемы я решил и теперь я вкратце расскажу, что я доделал.

Первое, что не хватало для завершения стройки – это три антенны. Одна антенна на башне и две антенны на корпусе танка. Также для них я сделал антенные входы. Маленький на башне и большой на корпусе. Они сделаны из гитарной струны. Корпус антенного входа сделал из куска пластмассы и части иглы от шприца. На башне использовал только кусок иглы от шприца. А для третьей антенны ничего доделывать не пришлось.

Это первое, что меня очень долго останавливало. Т.к. не мог найти размеры и как это должно выглядеть.

Размеры антенного входа, может кому пригодиться:

Следующее что я сделал – это доработал маску орудия. Долго думал делать или нет, но в конце решился и сделал имитацию литьевой формы + след шва. Делал с помощью клея и шпатлевки от Tamiya.

Следующее это пулеметная турель. Родную из пластика я не стал использовать и заменил на фототравление. Позже её закреплю, как оно должно быть на моём прототипе. Еще докупил набор немецкого вооружения, из которого я взял зенитный пулемет. И приклеил к нему прицел из фототравления. Смотрится очень красиво.

Еще поработал немного с боковыми юбками. У них была слишком большая толщина и я её немного убавил, в тех места где это будет видно.

Еще одна деталь, которую пришлось делать с нуля – это тубус для антенн. Сделал я его из куска литника, листового пластика и проволоки. Тубус делал на глаз по фотографии.

Еще вспомнил, сделал вторую решетку на МТО.

Дальше я уже начал подготавливаться к изготовлению диорамы. Собрал две фигурки, которые будут использованы. Это фигурки от ICM, из набора “Май 1945”. Как-то так это будет выглядеть. Петля на заднем фоне – это будущее дерево 🙂

30.08.16.

Еще одно небольшое обновление блога.

После месяца простоя танк был успешно загрунтован. Применял грунтовку от Pacific88 P-10 Красно-коричневый. Тут особо рассказывать нечего. Грунт лег хорошо, часть деталей для фотографии закрепил на сухую (катки с гусеницами, ствол и маска орудия).

Так увлекся покраской что забыл сделать промежуточные фотографии прешейдинга и базового цвета на нормальный фотоаппарат, сохранилось только фото с телефона. Но это не проблема, сам процесс нанесения прешейдинга и базового цвета можно посмотреть в 6 части видео-стройки.

  • прешейдинг – черная краска (арт. 00010)
  • базовый цвет танка – темно-желтая пустыня (арт. 0044)
  • базовый цвет траков – ржавые траки (арт. 0107)

Перед нанесением камуфляжа выявилась небольшая проблема первой партии красок АЭРО. Спустя неделю, краска изменила вязкость. Но к счастью производитель быстро отреагировал на тревожный сигнал и подсказал простое решение этой проблемы. Чем я воспользовался и продолжил работу. Нужно было просто добавить 1 мл разбавителя в банку с краской.

Дальше все пошло как по маслу. И я перешел к нанесению камуфляжа. Данный камуфляж надо наносить от руки, без использования масок. Задача была не из простых, т.к. нормальных фотографий, на которых можно разглядеть камуфляж этой исторической машины, нет. Только одна картинка из журнала:

По ней в итоге я и наносил камуфляж. Стороны, которые не видно, пришлось додумывать самому.

Для камуфляжных полос я смешал два цвета краски: оливково-зеленый (арт. 0152) и оливково-желтый (арт. 0063) в пропорции 1 к 1.

Для нанесения использовал аэрограф Jas 1142 с соплом 0,3 при давлении примерно 0,5-0,8 атм. И ограничивал ход иглы примерно на половину, чтобы избежать повышенной подачи краски.

И вот что из этого вышло:

Весь процесс нанесения камуфляжа также можно увидеть в видео.

Теперь можно и оставить небольшое мнение о новой краске Pacific88 Аэро.

Закрыв глаза на возникшую небольшую проблему, учитывая что она довольно таки легко решилась и производитель очень быстро среагировал и исправил этот недочет (в новых партиях этого не должно повториться) могу сказать что краской я очень доволен. Первое “боевое” применение оставило положительные впечатления.

К плюсам я бы отнес:

  • простота применения (залил в аэрограф и крась)
  • выдувается на низком давлении (от 0,5 и выше)
  • хорошая адгезия
  • отсутствие “плевков” краски (при нанесении базового цвета и камуфляжа замечено не было)
  • хорошая стартовая палитра цветов (в ближайшее время производитель обещает расширить палитру)
  • невысокая цена

К минусам я бы отнес:

  • хотелось бы немного увеличить укрывистость (это скорее желание, чем минус)
  • есть небольшое налипание краски на иглу при длительной работе на низком давлении (склоняюсь к тому, что это проблема первой партии, при возможности проверю на новой партии)

Тестирование краски, а также другой продукции от фирмы Pacific88 продолжается. Далее будут опробованы фильтры и смывка. Следите за сайтом и каналом, чтобы не пропустить ничего интересного.

11-10-16

Пришла пора обновить блог постройки.

Танк был покрыт глянцевым лаком (V07 от Pacific88) и первым делом я нанес декали. Декали применял те что шли в комплекте. Номер 502, то что соответствует моему прототипу. На удивление они легли отлично, подложка не серебрится, не бликует и фактура циммерита сохранилась. Это однозначно плюс к набору.

Следующее что я сделал – это покрасил катки и внутреннюю часть гусениц. Нанес потертости металла на катки, на гребни и на траки (в местах соприкосновения с катками). Для того чтобы выкрасить внутреннюю поверхность ровно я использовал тонкие полоски модельного скотча. Как я предполагал, в собранном виде (катки + траки) вполне можно прокрасить. Мне такой способ понравился.

Затем я снова покрыл всё глянцевым лаком и нанес смывку.

Смывку применял двух видов. Первая – это смывка которая была применена по верху башни и корпуса, по места где нет циммерита. Для этого я использовал черную смывку от Pacific88. В начале я её наносил без разбавления, растекается она нормально. Но затем я решил попробовать немного её разбавить, т.к. площадь танка большая. Разбавлял примерно на четверть. И после этого смывка побежала по заклепкам, щелям намного шустрее и приятнее. Для циммерита я применял общую смывку. Делал не с помощью смывки, а с помощью фильтра. Использовал коричневый фильтр. Фильтр наносил широкой кистью и прошелся по всему циммериту, заполнив все канавки. За счет этого выделился циммерит. Сейчас он выглядит объемнее, по с равнению с тем что было. На башне это особенно хорошо заметно. За одно и дополнительно сгладился тон декалей.

Итоговые фото промежуточного этапа:

Сделано было следующее:

  • Покрыл танк матовым лаком P08 от Pacific88. После того как лак высох, я прошелся по всему танку Фильром 002F Желтый темный для песочных тонов. Камуфляж еще больше сгладился, нет контрастных переходов;
  • Далее я принялся за покраску шанцевого инструмента. Деревянные элементы на кусачках, кувалде, топоре и на баннике красил двумя цветами. База выкрашена в цвет 0288 Темное дерево, а сверху прошелся разбавленными слоями краской F92 Красно-коричневая;
  • Для металлических элементов использовал цвета Темная сталь и Сталь. Дополнительно троса затонировал Фильтром 001F черный, чтобы дополнительно приглушить яркость цвета. Изначально они давали сильный блеск и сильно выделялись;
  • Также покрасил пулемет. Прошелся по нему сухой кистью краской Темная сталь и выкрасил деревянные элементы. Это накладки на рукоятке и приклад пулемета.
  • Еще выкрасил внутреннюю часть люков в цвет схожий со слоновой костью. До этого он у меня был выкрашен в бело-желтоватый цвет. Мне он не очень понравился, поэтому я перекрасил. Оба люка рабочие, их можно открывать и закрывать. На моем прототипе он открытые и положение примерно как у меня на модели.
  • Дополнительно поработал с гусеницами. Начал их тонировать. Нанес на грунтозацепы краску темная сталь.Цвет получился не ярко выраженный, но в дальнейшем я планирую еще пройтись пигментами и еще раз пройтись краской Сталь.

Запасные траки я пока не трогал больше. Много деталей еще не приклеено, закреплено на сухую. Чтобы была возможность дальнейшей тонировки модели.

Еще я начал подготавливать и работать с фигурками. Они уже загрунтованы и начал расписывать лица и руки. Первая фигурка покрыта пока только базовым слоем, без высветлений и затенений. А вот у второй фигурки лицо на половину готово. Я конечно еще буду лицо дорабатывать, это не окончательный вид, но пока результатом я доволен.

11-12-16

Прошло ровно два месяца с последнего обновления. Долго но на то есть свои причины. Не клеилась у меня работа с подставкой, да и параллельную стройку с хотелось поскорее завершить.

Первое что сделал в этот раз – это практически довел до готовности обе фигурки:

При покраске использовалось два типа красок. Лицо и руки в итоге выкрасил темперой. Униформа полностью покрашена акрилом от Pacific88. Тут еще остаются небольшие детали, которые надо будет доработать, но я это буду делать на финальном этапе на подставке.

Теперь о подставке. Для неё я подготовил опалубку из линеек, а внутрь положил кусок утеплителя для стены. Так конструкция будет значительно легче. Перед заливкой гипса я проклеил углы суперклеем, а снизу заизолировал модельным скотчем.

Следующий этап заливка гипса. Гипс замешивал на глаз, без каких либо пропорций. Для придания ему большей прочности, добавил помимо воды клей ПВА. Ну и залил всю эту кашу в подготовленную форму:

После заливки, широкой кистью прошелся по поверхности для создания неровностей рельефа, а потом сверху присыпал всё сухим гипсом. В итоге получилась отличная имитация земли. За этот совет большое спасибо Дмитрию Богданову.

Далее я дал немного подсохнуть гипсу, чтобы он был еще мягкий, но при этом уже особо не прилипал. И приступил к имитации следов гусениц, колес, сделов людей. Для этого применял сам Королевский Тигр, ненужные фигурки солдат, колеса от ЗиСа и траки от 34ки.

Далее все было покрыто грунтовкой от Pacific88. Нужно будет еще разок пройтись черной краской и закрепить результат лаком для дополнительной прочности. И можно будет продолжить работы. А пока получился такой результат:

Ну и как обычно видео процесса, с котором я постарался показать подробно работу с подставкой:

28-12-16

Последний рывок и работа с диорамой завершена. Но не буду спешить, обо всем по порядку.

Первым делом занялся покраской основания в базовые цвет, для придания земельного оттенка. В ход пошли три краски пацифик серии АЭРО: 0107 Ржавые траки, 0288 Темное дерево, 0044 Темно-желтая пустыня. Плюс в конце прошелся черной краской по местам, где слишком высветлил.

Далее “высадил” немного травы, которую сделал из сантехнического лена. Присыпал статической травой, крашенными опилками, кусочками сантехнического лена. И поверх всего этого положил пигменты от Wilder: GP19 Medium brown, GP09 Dark European terrain, GP19 Track dark brown. Подробнее всё это можно увидеть в видео, которое располагается ниже.

Аналогично прошелся по всей поверхности подставки, где-то веточку положил, где-то цветочек, а где-то пучок травы высадил. Фотографии не ахти, но финальные будут в хорочем качестве.

Решил добавить в самый пустой угол пару мелочей. Для этого сгодились запасы старых деталей: ящик от звездовской 34ки и пара катков от ИCа, если ничего не путаю. Красил кистью. База ящика – акрилик F-28 защитная, потертости F-11 песочный. База катков – акрилик F-35 русская зеленая, сколы – F-129 сколы, +натер пигментом Wilder GP26 Bright Steel. Веревка из какого-то комплекта танка в 72 масштабе.

После всех этих манипуляций и добавления мелочевки на диораму, всё выглядит примерно так. Осталось только загрязнить подвеску и борта танка.

Последний этап – загрязнение ходовой.

Тут как и много в этой стройке я делал впервые. В дело пошел гипс, смесь пигментов, вода, уайт-спирит и жесткая щетинистая кисть. Т.к. делал в первый раз, без ошибок не обошлось. Добавление гипса и воды было лишним, т.к. мне нужно было просто сделать брызги грязи. Ну а гипс с водой очень быстро застыл и я еле успел нанести брызги. Моя смесь больше подходила к нанесению объемной грязи. Но застывшая смесь даром не пропала, я её измельчил и сделал присыпку, которую так же применил, чтобы сделать более плавный переход от грунта к гусеницам. Опять же, подробнее можно увидеть процесс нанесения брызг на видео. Если вкратце, то макаем кисть в получившуюся жижу, оттягиваем пальцем щетину кисти и брызгаем на необходимые части танка, при этом не забывая закрывать листом бумаги части, где эти брызни не нужны. Аналогичным образом я испачкал сапоги и брюки на фигурках, только для них я уже приготовил смесь из пигмента и уайт-спирита. Пигменты те же что и наносил на основание диорамы + немного самодельных из пастельных мелков.

Остается только поставить всё на свои места и сделать фотографии.

Вначале фотографии с исторической привязкой:

Ну и все остальные фотографии:

И видео с подробностями последнего этапа. Приятного просмотра.

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.

История создания танка

В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе заменить недавно запущенный в производство «Тигр» - Pz.VI Ausf.E. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

Надо сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный применительно к новому техзаданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. В других вариантах проекта, предложенных конструкторским бюро Porsche AG, предполагалось использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизель-мотора мощностью 700 л.с, и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки ганка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. Во втором случае двигатель размещался в средней части корпуса, а отделение управления - спереди.

Проект VK 4502 (P) с передней и задней расположением башен (Порше)

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод Friedrich Krupp AG в Эссене успел изготовить 50 башен для танка Порше. Что касается проекта фирмы Henschel - VK 4503(H), то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера II».

Немецкий тяжелый танк “Тигр 2” (Королевский Тигр)

Впрочем, создавая новый тяжелый танк, Адерс также не изобрел ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старого «Тигра» в основу его проекта были положены формы и пропорции корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части {в частности, ведущих колес) заимствовали у “Тигра» и «Пантеры». 8 наследство от последней новой машине достались 700-сильный двигатель Maybach HL 230P30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-«пантеровски» в силовом отделении разместили и вентиляторы. У “Тигра» заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II».

Таблица производства немецких тяжелых танков “Королевский Тигр”

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(Н). «Игрушка» понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же, как в случае станком «Тигр», поступило распоряжение фюрера использовать на танке Henschel уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полнораэмерный деревянный макет новой машины. (8 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы Wegmann поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийных образца.

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzerkampfwagen – Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger - «Королевский тигр» - в вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране словосочетание «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр B» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет недоумение.
Серийное производство началось в январе 1944-го. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам Henschel.

В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «королевских тигров». Своего максимума производство достигло в августе, но и тогда не дотянуло до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью. После этого выпуск «тигров II» сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы Niebelungenwerke в Сент-Валентине, но по понятным причинам этого не произошло.
Таблица производства «королевских тигров» составлена по данным книги немецкого исследователя Вальтера Шпильбергера «Тигр» и его варианты». Другой немецкий автор - Фриц Хан привадит другое число танков, выпущенных в 1945 году, - 112. Подобное разночтение не позволяет точно указать общее число этих машин - оно колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Характерные отличие немецких тяжелых танков “Королевский Тигр” (Тигр 2) в различных производственных сериях

Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием «королевских тигров» выявили у нее ряд недостатков, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в лобовую часть, что грозило пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма Krupp разработала новую башню, которую стали устанавливать на танки, начиная с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета- Ее больший забронированный объем позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Башня танка “Королевский Тигр” в разрезе

Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие более мелкие изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на «королевских тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом, поступавшим из специального цилиндра, куда нагнеталась с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG 34 заменили на MG 42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего периода серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Как и в случае с «Тигром», сборка «королевских тигров» на фирме Henschel теоретически была разделена на 9 этапов (по 6 часов на каждый). В среднем же на сборку одного танка требовалось до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного «Королевского тигра» уходило 119 798 кг стали (для сравнения: на «Пантеру» - 77 469 кг).

В начале 1945 года 10 танков с башней Henschel были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu 5 и Fu 7 (вариант Sd.Kfz.267) или Fu 5 и Fu 8 (вариант Sd.Kfz.268). Переделкой занималась фирма Wegmann. Первая командирская машина Panzerbefehlswagen Tiger l покинула заводской цех 3 февраля 1945 года.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр)(Konigstiger / King(Royal)Tiger / Tiger II), вид спереди, вид сзади

Линейным и командирским вариантами, собственно, и ограничиваются все модификации танка «Королевский тигр». Однако существовало несколько нереализованных проектов.
В конце 1944 года, в рамках программы перевооружения германских танков фирма Krupp приступила к проектированию танка «Тигр II», вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размещалась в стандартной хеншелевской башне и должна была оснащаться прицелом, стабилизированным в вертикальной плоскости наведения. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ствол с начальной скоростью 990 м/с. В металле эта машина изготовлена не была. В течение 1944 года велось проектирование двух тяжелых самоходно-артиллерийских установок на унифицированном шасси, в котором использовались моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть -Тигра II».

Нереализованные проекты сверхтяжелых танков “Tiger III L” и “Tiger III S” (E-90 и E-100)

Последняя при этом была удлинена до 11 опорных катков на борт. Шасси получило обозначение Geschiitzwagen VI. Сборка самоходки 17 cm K44(Sf)/GwVI велась на полигоне фирмы Henschel в Зеннелагер. Масса машины с экипажем из 8 человек, боезапасом в 5 выстрелов и 30-мм лобовой броней достигла 58 т. Как следует из названия САУ, она должна была вооружаться 170-мм пушкой К44. До конца войны почти полностью успели изготовить одну машину без вооружения, которую захватили союзники.
Другую машину предполагалось вооружить 210-мм мортирой. Ее масса составляла 52,7 т, а в возимый боекомплект входили только 3 выстрела, САУ 21 cm Mrs.18(Sf)/Gw VI построена не была.

Шасси «королевских тигров» планировалось использовать для транспортировки 280-мм железнодорожной пушки К5. Артиллерийская часть (ствол, лафет и опорная плита) в походном положении устанавливались на два специально оборудованных танковых шасси, получивших обозначение Gerat 566. Эти машины, как, впрочем, и Gerat 817 - спроектированный из агрегатов «Королевского тигра» самоходный лафет для 305-мм и 420-мм минометов, остались на бумаге.

Технической описание “Tiger II” (Королевский Тигр)

Компоновка танка «Тигр» Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии. Отделение управления занимало переднюю часть танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа- курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления - над коробкой передач и правой бортовой передачей.
Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над ним на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет, а слева от пушки - механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки находилось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении хранился боекомплект.

На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака. В моторном отделении, в кормовой части корпуса, находились двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка.

Силовая установка танка «Тигр» Ausf.B была целиком заимствована у танка «Пантера», а трансмиссия - у танка «Тигр» Ausf.E Корпус танка по форме был идентичен корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами (то есть электродами из высокоуглеродистой стали). В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 25 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.

Проушины для крепления буксирных серег у танка “Королевский тигр”

Командирская башенка на башне танка “Королевский тигр”

В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор.

Компоновка тяжелого танка “Королевский тигр” Tiger II

Кроме того, в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке «Пантера», люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами находилось вентиляционное отверстие, закрытое броневым колпаком.
Внутренние водонепроницаемые переборки делили кормовую часть корпуса на три отсека. В центральный отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой - Эти отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока охлаждавшего радиаторы воздуха, а две средних - для его отвода.

Лобовая часть танка “Королевский тигр” Tiger II с ее особенностями

В крыше центрального отсека находился люк, в крышке которого имелись две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, а также три отверстия: для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой ОПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков).

Схема бронирования тяжелого танка “Королевский тигр” Tiger II

В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк.
Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.

Хеншелевская башня танка “Королевский тигр” Tiger II

Маска пушки хеншелевской башни танка “Королевский тигр” Tiger II

Отличия по форме хеншелевской башни и башни Порше

Башня танка - сварная, овальной обтекаемой формы, с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками типа “ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни имели наклон под углом 25°. На левом борту делалась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз; позже его заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того, в обоих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривали.

Компоновка башни “Тип Хеншель” танка “Королевский тигр” Tiger II

Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую бронеплиту переменной толщины - 8О мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60 мм и плавно - до 50 мм. В передней стенке башни были три выреза: центральный - для установки пушки; правый - для спаренного пулемета; левый -для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки выполнялись два выреза).

Внутри башни танка “Королевский тигр” Tiger II: вид на сидение наводчика через люк командира, справа видим казенник пушки, слева можно наблюдать маховик горизонтальной наводки орудия.

Внутри башни танка “Королевский тигр” Tiger II: вид на сидение механика-водителя

Внутри башни танка “Королевский тигр” Tiger II: вид на заднюю часть башни, видны элементы удерживающие снаряды и люк для заряжания/эвакуационный люк

Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных и центрального - горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка «Тигр» Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки располагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним - прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни имелись вентилятор, лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе был предусмотрен люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах. В ней, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр)(Konigstiger / King(Royal)Tiger / Tiger II) с башней “Порше”

Начиная с 51-й машины ввели новую башню «Типа Хеншель». Она отличалась от башни «типа Порше» более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм. Наконец, у тяжелого танка «Пантера II» была заимствована новая маска грушевидной формы. В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850 мм.

Башня типа “Порше”, устанавливаемая на танки “Королевский тигр”

Вариант расположения лючков и люков на крыше башни тяжелого танка “Королевский тигр”

Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка «Тигр» Ausf.E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче - за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика.
Снаружи корпус и башня танка покрывались «циммеритом», поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.

Видео обзор немецких танков, в том числе “Тигр 1” и “Тигр 2” (Королевский тигр)

Основное вооружение «Королевского тигра» - пушка 8,8 cm KwK 43 калибра 88 мм, производившаяся на заводе фирмы Fr.Garny вo Франкфурте-на-Майне. Ствол орудия имел длину 71 калибр - 6298 мм; вместе с дульным тормозом - 6595 мм. Масса пушки - 1605 кг, а всей установки вместе с маской - 2265 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда - 1000 м/с. Предельная длина отката - 580 мм. Вертикальная наводка - от - 8° до +15°.

Бронепробиваемость снарядом пушки танка “Тигр 2” (Королевский тигр)

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копмрного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки - винтового типа.

Пушка уравновешивалась с помощью специального механизма, располагавшегося в башне с правой стороны от пушки. Спусковой механизм - электрического типа, с предохранительным устройством.
В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (на танках последних выпусков - MG 42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса а шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства FliegerbeschuHgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34.

Вариант открытия люка командира в башне танка “Королевский тигр”

Танки «Королевский тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF 9d/1, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF 9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно подвешивалась к крыше башки и имела регулировку по высоте.

Место установки прицела TZF 9d/1

Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5°, при включении третьей линзы - 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25°. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.

Двухкамерный дульный тормоз пушки танка “Королевский тигр”

Боекомплект пушки состоял из 84 выстрелов (у первых 50 танков - из 77), которые укладывались в нише башни и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов - 4800 патронов. В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) - мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.

На танке «Тигр II» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1300 кг.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов - четыре, марки Solex 52FFJHD.
Система смазки - циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.

Система охлаждения - жидкостная. Радиаторов - четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов-около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zykion.
Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.
Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или пускачом. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.
Для пуска двигателя пускачом снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка двумя держателями, и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя.

С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей Kubelwagen или Schwimmwagen. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в двухпоточный механизм передач и поворота.

Варианты пуска двигателя танка “Королевский тигр” Tiger II: с помощью инерционного стартера, пускача и с помощью двигателя автомобиля

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16В продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене - беэвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, отключал главный фрикцион и работавшую передачу, производил синхронизацию угловых скоростей зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно и главный фрикцион.
В случае неисправности гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.

Особенностью коробки передач танка «Тигр» Ausf.B по сравнению станком «Тигр» Ausf.E было наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную.
Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, Так же, как и стояночный тормоз.
Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный - 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи - двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза LB 900,4 были изготовлены фирмой Argus.

Вид на подвеску танка “Королевский Тигр”

Сборка ходовой части танка “Королевский Тигр” на заводе

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 9 цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре - во внутреннем). Размеры катка - 800×95 мм. Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона - 60…63 мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.

Варианты крышки танка “Королевский тигр” моторного отделения

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650 мм - с металлическими бандажами и кривошипными механизмами натяжения гусениц, Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 двухгребневых). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52- 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 – 658,5 мм. Транспортные гусеницы танка «Королевский тигр» представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге.

Варианты окраски танков “Королевский Тигр” в зависимости от фронтов и времени года

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTLN 700/12-1500L1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24 В, необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт и напряжением 24 В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Боевое отделение оснащалось электрическим обогревателем мощностью 100 Вт.

Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией FuG 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом, а также системой внутренней связи Bordsprechanlage 8.
Система пожаротушения - автоматическая, включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в наиболее подверженных возникновению пожара частях моторного отделения. Если температура в силовом отделении превышали 120 “С, то система разбрызгивала один заряд смеси в течение 7 с. Если пожар не удавалось потушить, то срабатывал другой заряд и т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

В настоящее время «королевские тигры» имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

Танк “Королевский Тигр” (Tiger II) на ходу. Ожившая легенда на одном из танковых фестивалей.

Тактико-технические характеристики немецкого тяжелого танка “Тигр 2” или “Королевский Тигр”

__________________________________________________________________________
Источник данных:”Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны”, П.Чемберлен, Х.Дойл; Журнал “Бронеколлекция” М.Братинский (1998. - № 3)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...