Самые страшные трагедии XX века. Трагедии XX века (143 фото) Страшные трагедии 20 века

26 апреля мир вспоминает одну из самых крупных техногенных катастроф 20-го века - взрыв на Чернобыльской АЭС. ФБА «Экономика сегодня» подготовило обзор самых известных катастроф последнего столетия.

Почему происходят катастрофы? Чаще всего это нелепое совпадение череды событий и пресловутый человеческий фактор.

Галифакс

6 декабря 1917 года. 3000 тонн взрывчатых веществ в трюме французского военного транспорта “Монблан», вошедшего в канадский порт Галифакс, стали причиной мощнейшей техногенной катастрофы начала 20-го века. Взрыв обнажил дно залива, а детали корабля разметало в радиусе 20 километров. Погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. Город был охвачен пожарами и засыпан обломками. На следующий день здесь ударили морозы, началась буря, а еще через день на Галифакс обрушился шторм. Причина аварии – человеческий фактор: капитан корабля, перевозившего опасный груз, допустил ошибку при маневрировании и столкнулся с другим судном.

«Маяк»

29 сентябрь 1957 года. Закрытый город Челябинск-40 (ныне Озерск). Сильнейший взрыв на предприятии «Маяк», занимавшемся производством оружейного плутония. Из-за выхода из строя системы охлаждения в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ (для сравнения: во время Чернобыльской аварии – 50 млн кюри). Облако радиоактивных веществ накрыло территорию площадью 23 000 км² с населением 270 000 человек в 217 населенных пунктах трех областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Причина – ошибки при эксплуатации хранилища отходов.

Бхопальский химзавод Union Carbide

3 декабря 1984 года. Авария на крупном химическом заводе, производившем средства для уничтожения насекомых-вредителей, в индийском городе Бхопал. За один час, в результате утечки смертоносного газа, отравились более 500 000 человек. Около 4000 человек погибли в день аварии, 8000 в течение двух недель. В округе пожелтела трава, опала листва с деревьев, массово умирали животные. Позднее скончались еще более 16000 местных жителей. Тысячи потеряли зрение. Авария получила название – химическая Хиросима. Последствия катастрофы ощущаются до сих пор. Точная причина аварии не установлена. Однако есть предположение, что тому послужило грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия.

Чернобыль

26 апреля 1986 год. Взрыв на четвертом реакторе. В атмосферу выброшено более ста тонн горящего урана. Эвакуированы более 135 тысяч человек из 30 километровой зоны вокруг станции. На ликвидации последствий аварии были заняты тысячи человек. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! Многие ликвидаторы умерли в течение нескольких дней. Радиоактивное облако накрыло не только многие районы СССР, но и распространилось над рядом европейских стран. Работы по ликвидации последствий этой аварии не завершены даже спустя 30 лет после трагедии. Причина аварии – человеческий фактор. Цена катастрофы - 200 млрд долларов.

Piper Alpha

6 июля 1988. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha. Жертвами аварии стали 167 человек персонала и 226 работников. Выжить в этом аду удалось лишь 59. Взрыв спровоцировала утечка газа, а непродуманные и нерешительные действия персонала лишь усугубили ситуацию. Трубопроводы платформы Piper Alpha были подключены к общей сети с другими платформами, которые продолжали работать и перекачивать нефть и газ. И очень долго эту работу не останавливали, что лишь подпитывало огонь. Цена аварии - 3,4 млрд долларов.

Химический комбинат AZF (Тулуза, Франция )

21 сентября 2001 года. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония, находившиеся на складе готовой продукции. Это повлекло гибель 30 человек, ранения 3,5 тысячи. Также были разрушены и повреждены тысячи жилых домов, более 300 образовательных учреждений. Без крыши над головой остались 40 тысяч человек. Причина – несоблюдение правил безопасности хранения взрывоопасного вещества. Цена – 3 млрд евро.

АЭС «Фукусима-1»

11 марта 2011 года. Сильнейшее землетрясение в Японии (подземные толчки достигали магнитуды в 9 баллов) спровоцировало огромную волну цунами, которая выплеснулась на северо-восточное побережье и повредила 4 из 6 реакторов атомной станции. Тогда была выведена из строя система охлаждения, произошло несколько взрывов. В воздух выброшены йод-131 и цезий-137. Их количество составило 20 % от выбросов после аварии на Чернобыльской АЭС. На ликвидацию аварии уйдет около 40 лет. Цена катастрофы - 74 млрд долларов.

Нельзя жить прошлым, грезить о будущем, нужно ценить настоящее, радоваться каждому прожитому дню. Ужасы, которые постигли человечество в ХХ веке невозможно забыть. Самые трагические события, шокирующие уроки судьбы вы найдете в нашем обзоре.

Катастрофы на воде

Гибель тысячи людей на водных просторах вызвана разными причинами: человеческий фактор, конструкционные ошибки, военные действия, природные стихии. Рассмотрим наиболее масштабные по количеству жертв трагедии, которые произошли в прошлом веке на воде:

1. «Гойя». На военном судне, конфискованном немцами после занятия ими норвежских территорий в период Великой Отечественной войны, погибло 7 000 человек. 16 апреля 1945 года в мощный корабль с русской подводной лодки была направлена торпеда, в результате чего «Гойя» затонуло в Балтийском море.

2. «Вильгельм Густлофф». Немецкое судно названо в честь нацистского партийного лидера. На момент постройки считалось самым крупным кораблем в мире. До войны его использовали как средство для отдыха. Затонуло судно 30 января 1945 года. Причина – атака советских военных с подводной лодки. Точный состав пассажиров неизвестен, но согласно официальной версии погибло 5 348 человек. На борту были женщины и дети.


3. «Монблан». 6 декабря 1917 года в канадской гавани произошел взрыв военного французского корабля, который столкнулся с судном «Имо» (Норвегия). В результате пожара удалось уцелеть немногим. Смертность – 2 000 человек (опознано 1 950 человек), а причина – банальный человеческий фактор. Не считая доядерную эпоху, этот взрыв был мощнейшим в истории человечества. Об ужасной трагедии можно посмотреть фильм, снятый в Канаде в 2003 году – «Разрушительный город».


4. «Бисмарк». Немецкий линкор потоплен британской авиацией 12 июня 1944 года в ходе войны. Количество жертв составило 1 995 человек.



Гибель "Титаника"

На момент ввода в эксплуатацию судно считалось самым огромным на земле. Корабль-гигант затонул в первом рейсовом плаванье 15 апреля 1912 года, столкнувшись с айсбергом.

Ужасы и смерть в воздухе

В середине ХХ века авиаперевозки набрали массовый характер. Активное развитие пассажирской авиации привело к превышению гибели человек в небе по сравнению с «водной» смертностью. Вот список «ярких» трагедии, унесших жизни многих ни в чем не виноватых людей:

1. Столкновение на Тенерифе. Катастрофа произошла 27 марта 1977 года. Место события – Канарские острова (Тенериф). Роковая «встреча» двух лайнеров стала причиной гибели 583 человек. 61 человеку удалось спастись в трагедии. Для периода ХХ века данная авиакатастрофа является самой масштабной по количеству гражданской авиации.


2. Катастрофа под Токио. 12 августа 1985 года японский лайнер через 12 минут после своего взлета потерял управление, лишившись вертикального стабилизатора. На протяжении 32 минут экипаж боролся за спасение самолета в воздухе, но столкновение с горой Оцутака повлияло на разрушительный исход событий. Погибло 520 человек, а выжило всего 4. Катастрофу называют самой крупной в истории «одного самолета».


3. Чархи Дадри (город в Индии). Авиационное крушение произошло в результате столкновения флагманского и казахстанского лайнеров на высоте 4 109 метров. Погибли все пассажиры, включая экипаж обоих самолетов (всего 349 человек).


4. Воздушный крах под Парижем. 3 марта 1974 года широкофюзеляжный авиалайнер, построенный турецкой компанией, унес жизни 346 человек. Через несколько минут после взлета внезапно открылась дверь грузового отсека.


Взрывная компрессия разрушила все системы управления. Самолет пикетировал и врезался в лес. Проведенное расследование указало на несовершенство запорного механизма в отсеке. После, во многих авиакомпаниях были проведены изменения в конструкциях самолетов во избежание катастрофических повторений.


5. Теракт под Корком. По направлению к Лондону флагманский перевозчик Индии стал жертвой жестокого теракта. Буквально за несколько минут до прилета на борту самолета случился взрыв и все находившиеся в нем погибли (329 человек). В истории Канады это крупнейший теракт.

Трагедии на земле

Некоторые трагедии, случившиеся в прошлом столетии на земле, до сих пор вызывают беспокойство и опасение, продолжая уничтожать здоровье и жизни простых жителей, а именно:

1. Бхопальская катастрофа. Техногенная трагедия является крупнейшей в истории. На химическом заводе в Индии произошла авария (1984 год). Погибло 18 000 человек. 3 000 из погибших стали жертвами мгновенной смерти, а остальные умерли в последующие месяцы и годы после трагедии. Причину ужасного события установить не удалось.


2. ЧАЭС. 26 апреля 1986 года произошла крупная смертоносная авария, взрыв на Чернобыльской атомной станции (Украина). Выброс в воздух огромного количества радиоактивных веществ послужил гибели сотен человек, причем не сразу, а постепенно.


3. Piper Alpha. На нефтяной станции в 1988 году погибло 167 человек (члены персонала), 59 человек – оказались счастливцами, им удалось выжить, В нефтедобывающей отрасли данная катастрофа является наиболее крупной.


Помимо техногенных трагедий в ХХ веке произошло множество других шокирующих событий - воин, общее количество миллионных жертв которых теперь уже не сосчитать: Первая мировая (1914-1818 гг.), Гражданская война в России (1917-1923 гг.), Вторая мировая (1939-1945 гг.), Корейская война (1950-1053 гг.).

Природные катаклизмы

1. Циклон «Бхола». Бедствие произошло в 1970 году. Тропическая стихия охватила несколько территорий Пакистана и Бенгалии, стерев с лица земли города и мелкие деревни. Выяснить точное количество умерших граждан исследователям не удалось (примерно 5 000 000 человек).


2. Вальдивское землетрясение (1960 год - Чили). Вызванное в результате цунами не уберегло многих невинных жителей. Число жертв достигло нескольких тысяч человек. Помимо смерти природное явление нанесло пострадавшим территориям внушительный ущерб (оценка стоимости – $500 млн).


3. Мегацунами на Аляске (1958 год). Землетрясение, оползни, обрушение камней и льда в воду, самое высокое мировое цунами. Стихия насчитывает жертвы в размере 5 000 000 человек.


Цунами на Аляске

Если спросить среднестатистического человека о каких-то значимых и важных морских катастрофах, с вероятностью 99% вам назовут только «Титаник». Да, это было жуткое крушение. Но в истории были катастрофы гораздо крупнее и трагичнее. В этой статье мы расскажем лишь о некоторых из них.


Эта жуткая история началась 25 ноября 1917 года, когда судно «Монблан» встало для загрузки в порту Нью-Йорка. На него погрузили жидкую и сухую пикриновую кислоту — 2300 тонн; тротил — 200 тонн, пироксилин — 10 тонн, бензол в бочках — 35 тонн. Судно направлялось в Бордо, а промежуточным пунктом в маршруте был канадский город Галифакс. Около 7 часов утра 6 декабря 1917 года «Монблан» начал заходить в порт. В это же время из порта начал выходить норвежский пароход «Имо». Когда суда сблизились, оба капитана стали совершать рискованные маневры, и в результате «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 000 человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв корабля «Монблан» считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.


Осенью 1943 года, после выхода Италии из войны и неудачной Додеканесской операции союзников, немцы переправляли морем в континентальную Грецию десятки тысяч итальянских военнопленных. Ориа был одним из судов, задействованных для перевозки итальянских военнопленных. 11 февраля 1944 года пароход вышел с острова Родос, направляясь в Пирей, имея на борту 4046 итальянских военнопленных (161 офицера и 3885 солдат) и 90 немцев. На следующий день пароход по причине шторма сменил курс, и налетел на скалы у острова Патроклос у мыса Сунион, Аттика и затонул. Судам, сумевшим подойти к месту крушения только на следующий день, удалось спасти 21 итальянца, 6 немцев и 1 грека. Все остальные, 4074 человек, погибли.


Пассажирский паром «Донья Пас» два раза в неделю следовал по маршруту Манила—Катбалоган—Таклобан и обратно. 20 декабря 1987 года около 22:30 когда большинство пассажиров уснуло, «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор», который шел из Батаана в Масбат. На «Векторе» находилось 8800 баррелей бензина и прочих нефтепродуктов. При столкновении все они вылились из танкера и загорелись. Выжившие рассказывали о том, что слышали удар и взрыв, которые вызвали панику на пароме. Пытаясь спастись, люди вынуждены были прыгать за борт парома, где на поверхности воды горело разлившееся топливо. «Донья Пас» затонула через два часа после столкновения, танкер «Вектор» — через четыре часа. Оба судна затонули в Табласском проливе, полном акул. Экипаж танкера «Вектор» состоял из 13 человек, на пароме «Донья Пас» было 58 членов экипажа и 4341 пассажир. После катастрофы живыми из воды были извлечены только 26 человек. Окончательное число жертв трагедии составило 4386 человек.


Вечером 26 ноября 1949 года китайский грузопассажирский пароход «Тайпин» вышел из Шанхая и взял курс на тайваньский порт Цзюлун. Судно было переполнено беженцами, которые стремились на остров Тайвань спасаясь от наступления Народно-освободительной армии Китая. Ночью погода ухудшилась, пошёл сильный дождь. Около полуночи, неподалёку от островов Чжоушань, в условиях плохой видимости «Тайпин» столкнулся с грузовым пароходом «Цзинь Юань», перевозившим уголь. Оба судна быстро затонули: «Цзинь Юань» почти мгновенно, «Тайпин» — через 15-20 минут. Оказавшийся поблизости австралийский эсминец «Варрамунга» поспешил на помощь, но смог поднять из воды всего 36 человек. Сколько людей погибло на самом деле, неизвестно, так как принятых на борт беженцев фактически никто не считал. В разных источниках указываются цифры от 1000 до 1600 человек при том, что корабль был рассчитан только на 580 человек.


Пассажирский десятипалубный круизный лайнер «Вильгельм Густлофф» как и многие другие корабли в 1944—1945 годах был задействован в операции «Ганнибал». В рамках этой операции из Восточной Пруссии было вывезено морем почти 2 миллиона человек. Все они были беженцами, опасавшимися приближающейся Красной Армии. В свой последний рейс «Вильгельм Густлофф» начал принимать на борт беженцев 22 января 1945. Корабль, рассчитанный на 1500 пассажиров был буквально забит людьми. По современным оценкам на борту находилось не менее 10 500 человек. Около девяти часов советская подводная лодка С-13 зашла со стороны берега, где её менее всего могли ожидать, и, из надводного положения, с дистанции менее 1000 м в 21:04 выпустила первую торпеду с надписью «За Родину», а затем ещё две — «За советский народ» и «За Ленинград». «Вильгельм Густлофф» полностью затонул примерно через час после атаки. Прибывшим на место трагедии спасательным кораблям удалось спасти примерно тысячу человек.


Судно «Kiangya» перевозило беженцев спасающихся от гражданской войны в Китае. Официально зарегистрированных на борту пассажиров должно было быть около 2 000 человек. Однако, по рассказам очевидцев, в действительности их было намного больше. Судно шло медленно с большим перегрузом. Недалеко от Шанхая «Kiangya» налетело на морскую мину получив серьёзную пробоину. Большое количество жертв этой трагедии объясняется тем, что в течение нескольких часов суда поблизости просто не знали о катастрофе. Когда они подошли для спасения выживших, извлечь из воды получилось от 700 до 1000 человек. По разным данным количество погибших при крушении «Kiangya» составило от 2700 до 3900 человек.

Аэрокосмические катастрофы

  • 9 сентября 1913г. - вблизи острова Гельголанд потерпел крушение немецкий «цеппелин» L-1. Большая часть экипажа утонула.
  • 4 декабря 1933г. - упал в воду и разрушился американский дирижабль «Акрон». Это самая страшная катастрофа дирижабля, при которой погибли 73 человека.
  • 30 января 1934г. - стратостат «ОСОАВИАХИМ-1», установивший мировой рекорд высоты 22 км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех человек.
  • 18 мая 1935г. - восьмимоторный агитационный самолет «Максим Горький» («АНТ-20») столкнулся с самолетом сопровождения. Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов экипажа.
  • 3 мая 1953г. - во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета-1 G-ALYV». Место катастрофы - Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.
  • 16 марта 1969г. - самолет «DC-9» разбился после взлета из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.
  • 30 июня 1971г. - разгерметизация станции «Союз-11» при возвращении на Землю. Сгорели три советских космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев.
  • 3 марта 1974г. - турецкий «DC-10» разбился недалеко от Парижа из-за разгерметизации грузового отсека. 346 человек погибли.
  • 3 августа 1976г. - «Боинг-707» врезался в склон горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли 188 человек.
  • 27 марта 1977г. - два «Боинга-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Количество жертв - 582.
  • 25 мая 1979г. - «DC-10» разбился после взлета в международном аэропорту «О"Хара», Чикаго, США. 275 погибших.
  • 19 августа 1980г. - самолет «Тристар» Саудовских авиалиний сгорел после аварийной посадки в Эр-Рияде. 301 человек погиб.
  • 12 августа 1985г. - японский «Боинг-747» врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.
  • 28 января 1986г. - космический корабль «Челленджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели в считанные секунды.
  • 11 июля 1991г. - нигерийский «DC-8» разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.
  • 12 ноября 1996г. - после взлета из аэропорта Дели (Индия) «Боинг-747» Саудовской авиакомпании столкнулся с «Ил-76» компании «Казахские авиалинии», заходившим на посадку. Погибли 372 человека.
  • 6 декабря 1997г. - сразу же после взлета с Иркутского аэродрома транспортный самолет «Руслан» рухнул на близлежащие дома, жители которых и экипаж погибли.
  • 2 сентября 1998г. - аэробус «Макдонел-Дуглас» упал в море недалеко от Галифакса, Канада. 229 человек погибли.
  • 10 марта 1906г. - страшная катастрофа начала века в Европе. От взрыва на руднике «Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.
  • 6 декабря 1917г. - самый страшный в мировой истории случайный взрыв в гавани Галифакса, Канада. Жертв - 1654 человека.
  • 12 февраля 1931г. - взрыв на шахте в Маньчжурии. Погибли более 3000 человек.
  • 26 октября 1935г. - взрыв на арсенале в Лянчжоу, Китай. Более 2000 убитых.
  • 25 апреля 1942г. - взорвалась угольная шахта «Хонкейко», Маньчжурия, Китай. 1549 погибших.
  • 29 ноября 1949г. - урановый рудник в Йоханнгеоргендштадте, ГДР. По приблизительным сведениям погибло около 3700 человек.
  • 17 августа 1956г. - конвой с динамитом в Кали, Колумбия. 1100 человек.
  • 2 ноября 1982г. - при взрыве туннеля Саланг, Афганистан, погибли от 1000 до 3000 человек.
  • 3 июня 1989г. - взрыв газопровода в Башкирии, СССР. 650 человек погибших.

Железнодорожные катастрофы

  • 22 мая 1915г. - Гретна (Шотландия), страшная железнодорожная катастрофа. Жертвы - 227 человек.
  • 12 декабря 1917г. - Модан (Франция), самая страшная железнодорожная катастрофа в мировой истории. 800 погибших.
  • 9 июля 1918г. - два пассажирских поезда столкнулись на дороге между Нашвиллом и Сент-Луисом (шт. Теннесси, США), самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Погиб 101 человек.
  • 2 марта 1944г. - крушение поезда под Салерно, Италия. 521 погибший.
  • 3 апреля 1955г. - Гвадалахара, Мексика. Количество жертв - более 300.
  • 6 июня 1981г. - Бихар, Индия. Около 500 человек погибло.
  • 13 января 1985г. - Эфиопия, самая страшная железнодорожная катастрофа на Африканском континенте: 392 погибших.
  • 24 января 2000г. - Норвегия, самая страшная железнодорожная катастрофа за всю историю страны. Погибли 30 человек.

Катастрофы на воде

  • 15 июня 1904г. - прогулочный пароход «Генерал Слокум» сгорел на Ист-Ривер, шт. Нью-Йорк, США. 1030 человек погибли.
  • 14-15 апреля 1912г. - после столкновения с айсбергом в Северной Атлантике затонул пассажирский лайнер «Титаник». Погибли 1517 пассажиров и членов экипажа.
  • 28 сентября 1912г. - японский пароход «Кисемару» затонул у берегов Японии. По официальным сведениям, 1000 погибших.
  • 29 мая 1914г. - британский пароход «Императрица Ирландии» затонул после столкновения с норвежским углевозом на реке Святого Лаврентия. Количество жертв - 1012.
  • 26 февраля 1916г. - французский крейсер «Прованс» затонул в Средиземном море. Около 3100 погибших.
  • 6 декабря 1917г. - французский грузовой корабль с боеприпасами «Монблан» и бельгийский пароход «Имо» столкнулись в гавани Галифакса, Канада. В результате количество жертв более 1600.
  • 18 марта 1921г. - пароход «Гонконг» затонул в Южно-Китайском море. 1000 погибших.
  • 14 апреля 1944г. - «Форт Стайкин», груженный боеприпасами, взорвался в гавани Бомбея, Индия. Жертв - более 1300.

Ноябрь 1948г. - эвакуационный корабль китайской армии затонул недалеко от Маньчжурии. Погибли 6000 пассажиров.

  • 26 сентября 1954г. - японский паром «Тоя Мару» затонул в проливе Цугару. 1172 жертвы.
  • 20 декабря 1987г. - филиппинский паром «Дона Паз» и танкер «Виктор» столкнулись в проливе Таблас. Более 3000 погибших.
  • 7 апреля 1989г. - советская атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула у берегов Норвегии. 42 моряка погибли.
  • 28 сентября 1994г. - эстонский пассажирский паром «Эстония» затонул в Балтийском море. Погибли 852 человека.
  • 30 декабря 1903г. - театр «Ирокез» в Чикаго, США. Количество жертв - 602 человека.
  • 14 октября 1913г. - каменноугольная копь в Мид-Гламоргане, Уэльс, Великобритания. 439 человек погибли.
  • 12 октября 1918г. - лесной пожар недалеко от Клоке, шт. Миннесота, США. Жертв - около 400.
  • 28 ноября 1942г. - ночной клуб в Бостоне, США. Погиб 491 человек.
  • 2 сентября 1949г. - пожар в трущобах Чунцина, Китай. Около 1700 погибших.
  • 20 августа 1978г. - загорелся кинотеатр в Абадане, Иран. От травм и ожогов скончались 422 человека.

Экологические катастрофы

  • 28 января 1969г. - на нефтяной платформы в канале Санта-Барбара (шт. Калифорния, США) произошел выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около тысячи тонн нефти. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет.
  • 2 июня 1969г. - в Рейне начала гибнуть рыба. За два года до этого в реку попали две 25-килограммовые канистры с инсектицидом «Тиодан». Катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб.
  • 10 июля 1976г. - в результате взрыва на химической фабрике в Севезо (Италия) произошел выброс ядовитого облака диоксина. Через две недели было эвакуировано все население. Город в течение 16 месяцев был необитаем.

Апрель 1979г. - в Институте микробиологии и вирусологии в Свердловске произошел выброс спор сибирской язвы. Согласно независимым источникам, был заражен регион в радиусе 3 км и погибло несколько сотен человек.

  • 3 июня 1979г. - авария на нефтяной платформе «Иксток-1» на юге Мексиканского залива, произошел выброс в море 600 тыс. тонн нефти. Мексиканский залив в течение нескольких лет был зоной экологического бедствия.
  • 3 декабря 1984г. - на заводе пестицидов в Бхопале (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианата.
  • 1 ноября 1986г. - в результате пожара на складе фармацевтической компании «Сандоз» (Базель, Швейцария) произошел выброс 1 тыс. тонн химических веществ в Рейн. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.
  • 1970-1990-е гг. - постепенное исчезновение Аральского моря (Казахстан, СССР).
  • 24 января 1991г. - Ирак начал сливать сырую нефть из кувейтских нефтяных скважин в море. Персидский залив стал зоной экологического бедствия.

Ядерные аварии

  • 1957г. - взрыв емкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР).
  • 28 марта 1979г. - самая тяжелая авария на территории США на реакторе «Тримайл-Айленд» в Мидлтауне (шт. Пенсильвания, США).
  • 11 февраля 1981г. - разлив 400 тыс. литров радиоактивного охладителя на заводе «Секвойя-1» в шт. Теннесси (США).
  • 26 апреля 1986г. - авария на Чернобыльской АЭС (Украина, СССР). В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько миллионов кубических метров радиоактивных газов.

Четверг, 6 мая 1937 года, 18 часов 25 минут. Дирижабль «Гинденбург» (LZ 129 «Hindenburg»), преодолев тысячи километров над Атлантикой, появился над окрестностями Нью-Йорка. Дирижабль заходит на посадку на военно-морскую базу Лэйкхёрст в Нью-Джерси. Неожиданно толчок сотрясает воздушную махину, изнутри беззвучно показываются огоньки пламени - через 32 секунды чудо инженерной мысли представляет собой огненный шар - на землю падает обгоревший алюминиевый каркас.

Трагедия унесла жизни 35 из 97 пассажиров и членов экипажа, еще один сотрудник базы погиб на земле под обломками летательного аппарата.

Это было самое крупное летательное судно в мире. Длина дирижабля достигала 245 метров, что всего лишь на 24 метра короче легендарного «Титаника». Остальные показатели тоже до сих пор впечатляют: 41,2 метра в поперечнике, макс. объем газа в баллонах до 200 тыс. куб.м. (обычно для полета алюминиевые баки заполняли на 95 % - т.е. 190 000 кубометров водорода), оснащен четырьмя дизельными двигателями «Даймлер» мощностью 1100 л.с., способный поднять в воздух до 242 тонн брутто и пролететь более 15 тысяч километров, цеппелин развивал скорость до 150 километров в час при попутном ветре.

В марте 1936 г., названный в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга , дирижабль впервые появился в небе над Германией во время выборов в рейхстаг. Вместе с другим дирижаблем - «Граф Цеппелин» - он курсировал от Кёнигсберга (ныне Калининград) до Гармиш-Партенкирхена. На фюзеляже развевались нацистские вымпелы, хвост украшен свастикой, на толпу сыпался дождь пропагандистских листовок, а из громкоговорителей раздавалась: «Выполни свой долг - выбери фюрера!» По официальным данным на выборах 29 марта 1936 г. партия НСДАП по одномандатному списку получила 99 процентов голосов.

Несколько позднее из него сделали воздушный лайнер, который летал по маршруту Франкфурт-на-Майне - Нью-Йорк. Вскоре количество трансатлантических рейсов достигло 30 и полеты стали восприниматься рутинными. 36 пассажиров обслуживал 61 член экипажа, включая нескольких официантов и одну стюардессу.

В Рунете автору этих строк несколько раз встречалась цифра - 800 долларов. Якобы столько стоил билет на борт этого воздушного судна. Это вдвое больше, чем платили в действительности. За 400 баксов любой, имеющий эту сумму, получал право на воздушное путешествие в Новый Свет. Прежде чем вступить на трап, пассажир обязан был сдать спички, зажигалки и электрические фонарики, словом, все, что способно было вызвать хотя бы малейшую искру. К безопасности подходили с немецкой основательностью. Персонал носил специальную одежду и обувь.

Однако сразу же отметим - курительный салон на «Гинденбурге» все же был. Специально оборудованный. Там для развлечения публики находился рояль, выполненный из алюминия. Пассажиры располагались в комфортабельных каютах, где были оборудованы душевые кабинки с проточной горячей водой. Смотровая площадка. Столовая, где сидя за столиком, с высоты птичьего полета можно было рассматривать проплывавшую внизу местность.

3 мая 1937 года начался отсчет последнего полета «Гинденбурга». Дирижабль поднялся в 20.16 и взял курс на Америку. Из-за крепкого встречного ветра над Атлантикой путешественники опаздывали почти на 10 часов. В среднем путь до Нью-Йорка занимал от 65 до 70 часов. Наконец-то в 15 часов вдалеке показался Манхеттен. По воспоминаниям бортового офицера Боёциуса (Boëtius), расположившись у открытых окон, гости воздушного судна любовались панорамой американского мегаполиса, и глазели на встречавших их ньюйоркцев, которые вовсю сигналили в клаксоны.

Через час, оглохнув от сирен и гудков, пассажиры начали собираться на выход, но возникла еще одна непредвиденная ситуация. Командир военной базы Лейкхерст Чарлз Росендал (Charles Rosendahl), в связи с надвигавшейся страшной грозой, не рекомендовал приближаться к причальной мачте. В нештатной ситуации капитан дирижабля Макс Прусс (Max Pruss) принял решение барражировать в окрестностях, с целью переждать непогоду. «Гинденбург» развернулся и поплыл вдоль побережья, по направлению к Нью-Йорку.

Опытный навигатор Боёциус взялся за рули высоты. «Когда Росендал по радио передал нам, что гроза над Лейкхерстом утихла, мы снова повернули назад и попали в грозовой фронт», - записал Боёциус. «Я отчетливо почувствовал в ногах турбулентность. Сильный кратковременный дождь также не прекращался».

В 7 часов вечера дирижабль во второй раз за день зашел на посадку. В 19.21 цеппелин все еще находился над землей на расстоянии 80-ти метров. Нос дирижабля, направленный к причальной мачте, резко упал вниз. Эдуард Боёциус, все еще находившийся в штурманской рубке, ощутил удар. Он не мог поверить, что вот-вот разразится катастрофа. В это же время юнга Вернер Франц , которому тогда было 14 лет, находился в офицерской столовой. Подростка вдруг с силой отбросило на шкаф. После того, как его несколько раз резко бросило из стороны в сторону, он увидел гигантскую стену огня, которая мчалась на него из хвостовой части. Цеппелин первоначально выровнявшийся, опять стал на попа.

Парня привела в чувство вода, хлынувшая на его бедную голову из многочисленных перевернутых резервуаров. Франц увидел через люк, что до земли не более двух с половиной метров и выпрыгнул из горящего ада. Внизу за происходящим наблюдал радиорепортер Герберт Моррисон, оставивший нам описание катастрофы глазами свидетеля со стороны.

Боёциус тоже оказался у раскрытого окна. Кто-то из его товарищей крикнул: «Эдди, прыгай!» Было достаточно высоко и Эдвард выжидал. Когда нос дирижабля снова потянуло вниз - он спрыгнул. Рядом с ним упали трое его сослуживцев, чудом избежавших пламени гигантской печи. Вскочив на ноги, Боёциус помчался к упавшему, быстро таявшему на глазах, цеппелину, чтобы помочь выбраться остальным пассажирам.

Это было «инстинктивное побуждение», скажет он через много лет в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung». А тогда сам Гитлер лично наградил его почетной грамотой за героизм на пожаре.

Вскоре после катастрофы комиссия по расследованию рассматривала несколько причин гибели «Гинденбурга»: гроза, выстрелы с земли, диверсия на борту и нарушение в технологии покрытия оболочки дирижабля. Все они приняты в качестве рабочих гипотез. Не более того. Доказательств не хватает, чтобы поставить точку в этом деле.

Самой нелепой представляется следующая версия. Дирижабль, как известно, многократно пролетал над некой птичьей фермой, владелец которой грозился подбить летающую махину из дедовского ружья. Владелец фермы уверял, что от шума цеппелина его куры плохо несутся, и он скоро обанкротится. Комиссия подтвердила факты угроз и наличия у фермера допотопного ружья, но вот в ход он его так и не пустил. Причем эксперты доказали, что из ружья возможно пробить обшивку дирижабля, но не вызвать его возгорание.

Такими же дикими можно считать соображения по поводу вероятного теракта. Такую «утку» запустил еще комендант Чарлз Росендал, возглавлявший группу экспертов с американской стороны. Потом в 60-е годы американец немецкого происхождения Адольф Аугуст Хёлинг (Adolph August Hoehling) одним из первых заявил, что на борту «Гинденбурга» находился техник низшего ранга, которого его «леворадикально настроенная подруга» уговорила уничтожить этот «символ тевтонской агрессивности». «Клеветой и злословием» назвала такую провокацию пенсионерка, проживавшая тогда в Гессене, когда узнала, в чем её обвиняют.

Майкл Макдональд Муни в своей книге заявил, что катастрофа была осуществлена 24-летним антифашистом Эрихом Шпелем, позже скончавшимся от ожогов в больнице. Награжденный фюрером Эдуард Боёциус, через десятилетия говорил в интервью журналу «Шпигель», что «политика Гитлера сделала нас за границей объектом ненависти». Третий офицер цеппелина подтверждал существование еврейского заговора или акта саботажа со стороны американской авиакомпании Pan American Airways , видевших в немцах своих конкурентов. Свои домыслы о мрачных временах нацизма развил в книге «Феникс из пепла» сын Боёциуса.

В прекращении расследования, как ни странно, оказалась замешана сама нацистская верхушка. Сперва они, устами министра пропаганды Йозефа Геббельса , пытались представить гибель дирижабля как «акт возмездия» за разрушенную испанскую Гернику. Уничтоженную налетами «Легиона Кондор». Но потом развернулись ровно на 180 градусов. Прославленный летчик Первой мировой войны Герман Геринг , который сильно увлекался самолетами, терпеть не мог дирижабли. Он называл их «летающими сосисками» и не признавал за ними никакого будущего. Гибель «Гинденбурга» пришлась ко времени, чтобы покончить со всеми проектами развития этого средства воздухоплавания.

Самая серьезная, но также полностью не доказанная, гипотеза гласит: причина в водороде и покрытии оболочки дирижабля. В 30-е годы заменить водород более безопасным гелием мешали американцы, которые владели им монопольно. Огни святого Эльма или кистевой разряд (некоторые свидетели говорили о видимом ими свечении на поверхности дирижабля) проникли сквозь несовершенное покрытие внутрь. Одной искры оказалось достаточно, чтобы мгновенно уничтожить чудо техники 20 века.

Человечество вроде бы выросло и в сказки больше не верит. А зря! Духи четырех стихий не утратили своего могущества и не охотно допускают людей в свои сферы.














Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...