Беседа что такое толерантность. Профилактическая беседа с подростками Что такое толерантность? Вводный этап. Упражнение «Приветствия»

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей №101»

«Мы вместе!»

Беседа о толерантности

Разработала: Ю. В. Кашинцева –

педагог-библиотекарь лицея №101

Барнаул, 2014

Мы вместе!

Беседа о толерантности.

Цель: воспитывать у детей ценности культуры мира, толерантности и прав человека.

Задачи:

    Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

    Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

    Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

    Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать, любовь к малой родине.

Результатом будет являться приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте ребята. В начале нашего мероприятия я хочу прочитать вам стихотворение Акрамовой Галии.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Как вы думаете, о чем оно? (Ответы ребят)

Библиотекарь: Верно, сегодня мы с вами поговорим о доброте, уважении и терпимом отношении друг к другу, то есть о толерантности.

Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Ответы ребят).

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять своисобственные принципы.

Библиотекарь: Как вы считаете, чем люди отличаются друг от друга? (цветом волос, глаз, ростом, цветом кожи, интересами, характерами…)

А если бы все люди были бы одинаковыми, было бы интересно жить?

Различие людей ведет к прогрессу, развитию науки и техники.

Представьте себе, что будет, если заспорят два вспыльчивых человека и никто из них не будет уступать другому? (они поругаются) А вдруг они являются главами государств? К чему может привести их конфликт? (к войне)

Чтобы было меньше конфликтов между людьми и никогда не было войны, нужно быть терпимыми друг к другу, учиться уважать друг друга и признавать мнения, отличные от твоего собственного.

Итак, из чего состоит толерантность? (рассматривают схему)

Быть толерантным – значит обладать всеми этими качествами. Если каждый из вас будет толерантно относится друг к другу, то, конечно, в классе будет дружеская атмосфера.

1. Умейте управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

3. Чаще улыбайтесь.

4. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

5. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.

6. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с несправедливостью, понимать друг друга, чтобы вместе строить мирное будущее.

А сейчас я вам предлагаю посмотреть сказку «Гадкий утенок», после чего мы с вами ее обсудим. (с 1 минуты по 9)

У вас в жизни были такие случаи, когда обижали человека из-за его недостатков?

    Как вы думаете, почему никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других (ответы детей);

    Кажутся ли вам эти причины справедливыми? Почему? (ответы детей);

    Могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку?

    Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

    А как вы думаете, можно ли обижать человека, если он одет скромнее вас, или учится немного хуже вас, или не разделяет ваших интересов (то есть слушает другую музыку, читает другие книги и т.д.?)

Правильно, нельзя обижать другого человека, если он отличается от вас.

Физкультминутка:

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

    Хлопают все присутствующие;

    Только девчонки;

    Только те, кто любит вкусно поесть;

    Только те, кто опаздывает на уроки;

    Только те, кто хорошо учится;

    Только те, кто не любит каникулы;

    Только те, кто любит сладкое;

    Только те, кому нравится играть в футбол;

    Только те, у кого прекрасное настроение.

В нашем крае проживает более 100 национальностей. Это и русские, и немцы, украинцы, и многие другие.

Скажите, ребята, у кого из вас есть друзья, внешне не похожие на вас? Любят ли они так же, как и вы, играть, читать, гулять?

Совершенно верно, каким бы ни был человек, интересы у него такие же.

Проблема терпимости, толерантности к людям остро стоит во всех странах мира. Поэтому в ноябре 1995 г. международной организацией ЮНЕСКО объявлен праздник Международный день толерантности, терпимости, который отмечают ежегодно 16 ноября .

В нашей истории было много воин. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот много лет спустя ситуация повторяется. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают к нам в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Толерантность в основном мы можем проявлять дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве.

Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.

Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Ты видишь, что Саша плохо одет.

А. Для тебя это неважно.
Б. Ты будешь подсмеиваться над ним.

2. В столовой ты замечаешь, что Дима питается не так, как ты, по причине своей религии...

А. Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Б. Ты просишь, чтобы он объяснил это.

3. Если цвет кожи у Кима отличается от твоего, то

А. Ты стремишься лучше узнать его.
Б. Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

4. Когда пожилая женщина медленно идет, то

А. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Б. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5. Если к тебе подойдет ребенок-инвалид, то

А. Ты естественным образом будешь разговаривать с ним.
Б. Ты отойдешь от него, не зная, что сказать.

Давайте еще немного порассуждаем. Как вы думаете, что хотели сказать знаменитые люди своими известными фразами?

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)

Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Посмотрите на картинку. Этим воронам весело вместе и совсем не важно, что одна из них не похожа на остальных. Когда все увлечены одним делом, учебой или игрой, то на отличия не обращают внимание. Важен результат дела. Быть может, ворона белого цвета внесет более весомый вклад в занятие.

Итак, подведем небольшой итог нашей беседы.

Как вы поняли, что такое толерантность?

Из чего она состоит?

Почему важно быть толерантной личностью?

Библиотекарь: И в завершении нашей беседы я вам дарю клип «Дружба», чтобы в вашем классе царила доброта, уважение, взаимопонимание.

Беседа, посвящённая Международному дню толерантности
Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.
Задачи:
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).
Ход классного часа
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:



Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте историю (читает учитель)
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой. - Я сломал ее кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
· Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность
Интолерантная личность

уважение мнения другихдоброжелательностьжелание что-либо делать вместепонимание и принятиечуткость, любознательностьснисходительностьдоверие, гуманизм
непониманиеигнорированиеэгоизмнетерпимостьвыражение пренебреженияраздражительностьравнодушиецинизмнемотивированная агрессивность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Классный час в 10 – б классе, посвящённый Международному дню толерантности
открытый классный час
для МО классных руководителей

Подготовила и провела
классный руководитель
10-б класса
Костерева Е.Н.
Толерантность. ЮНЕСКО15

Профилактическая беседа

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Слайд 1.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Вводная беседа.

    Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

    Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?

    Что дают человеку окружающие люди?

    Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми?

    А вам в классе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

Слайд 2

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международныйдень толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд 3

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Что же такое толерантность? (Ответы).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде цветка.

Слайд 4-5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 6

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Определение понятия «толерантный человек»

Вы познакомились с понятием «толерантность». На доске записаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Выберите из них самые точные и верные качества. Составим портрет толерантного человека.

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Расположенность к другим.

4. Доверие.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

ИГРА « Мелочи жизни».

    Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни

У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).

    Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?

    Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это …

    Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это...

    Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это...

    Плакать по пустякам – это …

    Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это...

    Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это...

    Глотать наспех завтрак в буфете – это …

    Вы обещали позвонить по телефону по какому-либо делу и забыли – это...

    Вы опоздали на запланированную всчречу – это…

    Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ :

УПРАЖНЕНИЕ «Колесо волшебных слов»

Ученики составляют слова.

1) доб, сер, дие, ро, ло, та, ми. (Доброта, милосердие )

2) от, вость, зыв, ние, да, чи, состра. (Отзывчивость, сострадание )

Слайд 8

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Мы сталкиваемся с толерантностью каждый день, на улице, в общественных местах, в школе. И, к сожалению, мы сами не всегда бываем толерантны друг к другу, при этом именно мы можем что-то изменить. Подумайте, что нужно сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», чтобы всем было комфортно и приятно. Я предлагаем вам подумать, записать свои мысли по этому вопросу на листочках и украсить ими деревья.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ :

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Слайд 9

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ:

    1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

      Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

      Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

      Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

      Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

      Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

      Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Дополнение:

Если тучки на солнышках остались, то можно разыграть баллы с помощью дополнительных вопросов, на которые команды отвечают по очереди:

    Назовите мультипликационного героя, который постоянно призывает всех к миролюбию. (Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно.)

    Какой герой русской народной сказки поплатился за свою излишнюю доверчивость? (Колобок)

    Кто из героев Андерсена страдал из-за своей непохожести на других? (Гадкий утёнок)

    В какой русской народной сказке герои справились с тяжёлой работой, когда стали действовать сообща? («Репка»)

    Какой русский сказочный герой приобрёл друзей благодаря своему милосердию? (Иван-царевич)

    Герой какой пушкинской сказки лишился речи из-за своей жадности? (Поп из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

    Какой мультипликационный герой самый бережливый, экономный и рассудительный? (Подсказка: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду».) (Кот Матроскин)

Цели тренинга:

  • обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Возраст участников: 14-16 лет.

Продолжительность занятия: 45-60 минут (всего в тренинге 5 занятий).

Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др.

Занятие первое. «Это сложное слово - толерантность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми.

Вводный этап. Упражнение «Чем мы похожи».

Задача упражнения: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: " Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.

Обучающий этап. Работа с термином «толерантность». «Эмблема толерантности».

Задача: знакомство с определениями толерантности.

Материалы: бумага, фломастеры, маркеры.

Составляющие толерантности (написаны на доске, а учащимся предлагается объяснить их значение):

  1. Сотрудничество, партнерство.
  2. Готовность мириться с мнением другого человека.
  3. Уважение чувства человеческого достоинства.
  4. Уважение прав других.
  5. Принятие другого таким, какой он есть.
  6. Способность поставить себя на место другого.
  7. Уважение права быть другим.
  8. Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..
  9. Признание равенства других.
  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  11. Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

«Мозговой штурм». Работа с понятием «толерантная личность».

Задача: знакомство со свойствами толерантной личности.

Свойства толерантной личности:

  • признание равноправия всех людей (независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • доброжелательность и терпимое отношение к людям (инвалидам, беженцам и др.);
  • уважение культурной самобытности и языков других наций;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
  • позитивное отношение к людям других национальностей.

Необходимо также проговорить с участниками группы о противоположном типе поведения – интолерантности и сопоставить свойства двух типов личности.

Свойства интолерантной личности:

  • ставить себя выше остальных;
  • отсутствие чувства солидарности;
  • неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе;
  • пренебрежительное отношение к другим людям

Важно объяснить подросткам, что нетерпимость может проявляться достаточно широко: от обычной невежливости или раздражения - до геноцида, умышленного уничтожения людей.

Дискуссия. Какие проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между людьми, но и между государствами? (в этом случае необходима работа по трактовке того или иного понятия, они могут быть записаны на доске, а участники по очереди пробуют объяснить их значение).

  • оскорбления, насмешки;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  • мигрантофобия (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
  • осквернение религиозных или культурных символов;
  • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
  • изгнание (официальное или насильственное);
  • репрессия (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Заключительный этап. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально или в парах участники пишут синквейны.

Занятие второе. "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Цель: помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми и понять, что «отличный от меня» не значит «плохой».

Вводный этап. Упражнение «Приветствия».

Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их карточках.

Обсуждение упражнения: какую роль играют приветствия в нашей жизни? попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?

Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Упражнение « А я считаю …».

Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Примеры утверждений:

  • Самый важный предмет - математика.
  • Играть "в компьютер" лучше, чем смотреть телевизор.
  • Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
  • Не иметь высшего образования - стыдно.
  • Самая классная музыка - рэп.
  • «Кока-кола» вкуснее «Фанты».
  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.

Обсуждение упражнения:

Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

А теперь давайте попробуем создать своеобразный словарь слов, которые так или иначе связаны с понятием «толерантности».

Упражнение «Толерантный словарь».

Задача занятия: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности и разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми

Оборудование: список понятий, бумага и фломастеры или карандаши для каждой команды.

Разделите участников на небольшие группы (по 3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.

После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?

Занятие третье. «Нетерпимости – нет!».

Цель: дать возможность подросткам попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию.

На планете есть определенные зоны межэтнической напряженности, зараженные этническим насилием, которые порождают потоки мигрантов. Мы с вами можем наблюдать таких людей, которые вынуждены покидать свою родину и жить в другой стране. Нередко представители других национальностей подвергаются насилию, унижению, известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В обществе существуют негативные стереотипы и предубеждения по отношению к таким людям.

Мы с вами сейчас выполним упражнения, которые помогут нам осознать себя в разных ролях. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав однажды неожиданные для себя чувства, вы сможете иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам.

Упражнение «Ярлыки».

Задача: дать участникам возможность почувствовать себя на месте отмеченных "ярлыком" людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Оборудование: наклейки с надписями "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.

Подойдите к каждому из участников и наклейте на грудь одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например, нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете? Всем ли досталась одинаковая работа? Как это связано с наклейками? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному? Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей? Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?

Упражнение «Разный старт».

Задача: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию.

Оборудование: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага.

Вам потребуется придумать составить коллаж фотографий из старых журналов. Разделите группу на четыре подгруппы. Раздайте материалы. Рассадите группы в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите задание – сделать коллаж о весне. Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето. Подойдите к четвертой группе и скажите: "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей последней группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников. Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали или сделали неправильно. Поругайте участников.

Когда первые три группы закончили работу, похвалите их. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом.

Обсуждение.

Начните обсуждение с чувств участников четвертой группы, позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда получили непонятное задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя члены остальных групп? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или, наоборот, было приятно, когда их хвалили, а другую группу ругали? Почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации)? Можно ли было нарушить запрет? Если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить? Как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка? Как ведут себя члены общества по отношению к ним? Можно ли что-то изменить в нашем обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче? Кто является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о беженцах, о людях из других республик, приехавших в наш город на работу (гастарбайтерах) и т.д.)?

Занятие четвертое. «Разрушь пирамиду ненависти».

Цель: познакомить учащихся с основными видами проявления нетерпимости – стереотипами и предрассудками; обсудить проблемы нашего общества (отношение к национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

На этом занятии мы с вами попытаемся разрушить пирамиду ненависти, которая строится из предрассудков и стереотипов, дискриминации и насилия. Порой очень сложно распознать эти «кирпичи пирамиды» в себе и окружающих людях. А еще сложнее понять их вред, который они приносят обществу и каждому из нас. Стереотипы есть у каждого из нас и это – естественный способ познания мира. Но эти стереотипы не должны быть ложными и приносить другому человеку зло и жестокость.

Стереотипы. Дать понятие «стереотипа». Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки хоть в малых количествах да употребляют наркотики».

Упражнение «Христиане – мусульмане».

Задача: исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.

Оборудование: листы - опросники. (Приложение 1 ).

Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Обсуждение. Было ли трудно заполнять рабочие листы? Если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло? Совпадают ли мнения всей группы? Действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах? Каким образом у вас сформировалось именно такое мнение? Влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Предрассудки. Дать понятие «предрассудка». Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже инвалидностью человека.

Задача: познакомить подростков с различными видами предрассудков.

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии. (Приложение 2 )

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение: Что общего во всех проигранных сценках? Познакомьте участников с предрассудком в вашей сценке? Почему в сценках люди ведут себя именно таким образом? Как чувствуют себя жертвы предрассудков? Как можно предотвратить подобные ситуации?

Занятие пятое. «От слов – к делу».

Цель: помочь подросткам понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни, чтобы не допустить проявлений нетерпимости по отношению к другим людям в окружающем мире.

Мы понимаем, что в нашем мире действительно много насилия и жестокости и нам просто необходимо учиться быть толерантными во всём. И прежде всего, необходимо не просто говорить об этом, а переходить от слов к делу, мы должны научиться не допускать проявления нетерпимости вокруг себя. Это занятие поможет вам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни.

Упражнение «Ролевые ситуации».

Оборудование: карточки по числу подгрупп (Приложение 3 ), разные предметы для костюмов.

Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения. Затем пара делает презентацию своей ситуации. После этого вся группа должна ответить на вопросы: что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию? что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию? могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?

Обсуждение: попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни.Как они вели себя в таких случаях? Что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным? Что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Заключение к тренингу. В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова: «Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу. Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Будьте толерантными!

Список использованной литературы.

  1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
  3. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
  4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
  5. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.
  6. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.

Что такое толерантность?

Цель :

1 - познакомить учащихся с понятием «толерантность» с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

2 - развить способность адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи :

1 - Научить детей описывать основные черты присущие толерантной личности и интолернатной.

2 - Повысить самооценку, развить социальную интуицию, чувствительность и понимание другого человека.

План занятия.

  1. Вводное слово
  1. Сказка « Как любовь искала себе подругу»
  2. Сообщение Толейран Перигор
  1. Что такое толерантность? (обобщение сказанного)
  1. Определение слова «Толерантность» на разных языках земного шара
  2. Сценка « Перед вами две дороги»
  3. Работа по группам (Описание толерантной и «интолерантной» личности).
  4. Игра «Волшебная рука».
  1. Заключительная часть.
  1. Даем понятие определению «толерантность» и на каждую букву даем определение
  2. Дарим воздушные шары с пожеланиями друг к другу.

Добрый день. Нашу встречу я хочу начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Звучит музыка и продолжение сказки

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту?

Доброта делает человека лучше, чище, светлее. Только люди с добрым сердцем помогают в трудную минуту.

Тема сегодняшнего занятия « Что такое толерантность?»

16 ноября – международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества.

Сообщение ученика « Откуда пришло слово толерантность».

На рубеже XVIII - XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться; искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность – это терпимость, стремлениеи способность к установлению и поддерживанию общения с людьми.

Что же такое толерантность? (Ответы: терпимость, сострадание, милосердие, прощение, уважение, сострадание.)

Давайте вместе обобщим сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

(Дети выходят по очереди зачитывают, что такое толерантность и крепят к солнечным лучам).

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.

(Дети зачитывают и прикрепляют к доске)

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое определение вам нравится больше всего?

(Ответы: милосердие, терпимость, мягкость.)

А что же объединяет эти определения?

(Ответы: « к установлению и поддерживанию и поддержанию общения с людьми, толерантность)

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(Ответы: Больше стало жертв насилия, агрессии, конфликтов)

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Как бы вы поступили в этом случае?

(Ответ: как девушка)

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

(Ответ: попытаюсь помочь)

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа будет описывает основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущее интолерантной.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-нибудь делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм

Немотивированная агрессия

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством бессмысленного существования, желанием власти, непринятием противоположным взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь –путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Игра « Волшебная рука»

Участники обводят на листе бумаги свою руку. Прилагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

Пальцы : чуткость, милосердие, доброта, отзывчивость, взаимопонимание.

Ладошка : терпение, уважение, агрессивность, непонимание.

Существует множество определений толерантности.

Давайте на каждую букву подберем определение.

Т – терпимость к другим мнениям, верованиям и поведению;

О – отказ от причинения вреда и насилия;

Л – лучшие качества человека;

Е – единство взаимоотношений;

Р – равноправие народов и расс;

А – альтруизм;

Н – небезразличие к окружающим людям;

Т – творческое общение;

Н – наш мир;

О – ответственность за то, что происходит с нами и вокруг нас;

С – соблюдение прав человека или снисходительность

Т – терпимость к различиям

Ь – чуткость

Итог занятия:

В заключение я хочу сказать - будьте терпимее к человесеским слабостям и не примеряемы со злом.

Терпимость и нравственность - важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей своих ближних, особенно у стариков. В этом выражается твоя нравственная воспитанность.

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание, каждое твое слово отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла и не доставляешь ли неудобство людям? Делай так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...