Этапы сохранения критически важных знаний. Росатом и ряд компаний из РФ создали консорциум для продвижения уникального продукта «Система управления знаниями Росатома. Сохранение критически важных знаний – важнейший элемент СУЗ

Создание и развитие систем управления знаниями сегодня важный фактор инновационного развития высокотехнологичных компаний во всем мире. В последние годы большое внимание этому направлению уделяет государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В центре внимания данной книги - процесс создания системы управления знаниями в Госкорпорации «Росатом». Участники этого непростого проекта делятся с читателями опытом и видением его перспектив. В книге также представлены анализ различных концептуальных подходов к управлению знаниями, обзор стратегий и систем управления знаниями зарубежных и российских компаний, материалы, отражающий взгляд ведущих экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на перспективы управления знаниями в ядерной отрасли. Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами управления знаниями в высокотехнологичных компаниях.

Главы книги

Глава описывает опыт ГК «Росатом» в деле создания корпоративной СУЗ. Описываются предпосылки ее создания, ход обсуждения вариантов и последовательность шагов по определению концепции СУЗ. Подробно описывается организация разработки Программы создания СУЗ, проблемы и сложности, возникавшие в ходе этой работы. Детально разбирается содержание основных функциональных блоков СУЗ: управление научно-техническими сообществами, научно-техническим контентом, правами на РИД. Представлена дорожная карта создания СУЗ в «Росатоме» на период до 2015 года. Содержанию и ходу работ по каждому функциональному блоку посвящены отдельные разделы. Наиболее важные проекты каждого блока описаны в виде отдельных кейсов. Вся глава основана на личных интервью авторов книги с непосредственными участниками работ, наиболее яркие цитаты из которых сопровождают весь ее текст.

Глава посвящена обзору зарубежного опыта трансформации теоретических концепций УЗ в прикладные решения и методики. Рассматриваются основные компоненты стратегического УЗ: управление организационной структурой, изменениями в организационной культуре, ключевыми компетенциями, внешними сетями знаний. Даются характеристики функций и задач систем управления знаниями (СУЗ). Обращается внимание на наличие проблемных зон и ошибок при создании СУЗ в компаниях, а также на ключевые факторы успеха и типовые механизмы внедрения СУЗ. Описываются варианты организационных структур СУЗ, общие принципы их администрирования, основные IT-инструменты, применяемые для УЗ. В завершении приводятся примеры выстраивания СУЗ в отдельных зарубежных компаниях (IBM, Siemens, Scanska, CSC Global).

В главе представлено описание практики и опыта, накопленного в деле УЗ российскими компаниями. Материалы главы опираются на результаты анкетирования 18 российских компаний из числа крупнейших, проведенного летом 2012 года Клубом директоров по науке и инновациям. Описываются конкретные инструменты УЗ, применяемые компаниями. Делаются выводы об изменениях, происходящих в сфере УЗ в российских компаниях. В частности, об активном вовлечении в работу по созданию СУЗ R&D-директоров и частичном перехвате ими инициативы в этой сфере у специалистов в области ИТ и HR. Также отмечается низкая степень регламентации в российских компаниях процессов, связанных с УЗ, и недостаточное использование специализированного ПО, предназначенного для этой цели. Завершает главу кейс, описывающий опыт ОАО «Лукойл» по созданию собственной СУЗ.

Похожие публикации

Гельман Л. М. , Левин М. И. , Полтерович В. М. и др. Экономика и математические методы. 1993. Т. 29. № 3. С. 460-469.

Изучается эволюция кривой распределения предприятий черной металлургии по уровням рентабельности. Предлагаемая модель учитывает взаимодействие процессов создания и заимствования технологий и амортизации фондов; она позволяет хорошо аппроксимировать реальные данные.

М.: ГУ ВНИИТЭ ("Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики"), 2010.

Сборник трудов по тематическому направлению развитие ННС «Наноэлектроника» подготовлен в рамках работ по федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» по Государственному контракту Всероссийская школа семинар студентов, аспирантов и молодых ученых по тематическому направлению деятельности национальной нанотехнологической сети «Наноэлектроника» от 11 октября 2010 г. №16.647.12.2001 Шифр «2010-02-2.3-01».

Сборник трудов по тематическому направлению развития ННС «Наноэлектроника» направлен на отражение уровня развития наноэлектроники и на повышение качества подготовки студентов, аспирантов и молодых ученых в области тематического направления.

М.: МИЭМ, 2007.

Представлены материалы четвертой научно-практической конференции, отражающие современное состояние информационных технологий и инновационных подходов в решении проблем с позиций построения информационного общества и интеграции его в мировую систему.

Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, связанных с решением проблем информатизации; для специалистов в области современных информационных технологий.

Булатова М. Е. В кн.: Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы тринадцатой международной научно-практической конференции, 2012. Иркутск: Репроцентр А1, 2012. С. 398-403.

В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностей-оппозиций Ш.Шварца, креативного поведения и отношения к инновациям. На выбоке из Москвы и Московской области, с использованием опросника ценностей PVQ-R и методики для измерения уровня креативности в повседневной деятельности CBI, были выявлены значимые взаимосвязи показателей.

Митрофанов С. А. , Леохин Ю. Л. , Митрофанов А. С. Качество. Инновации. Образование. 2010. № 5. С. 2-8.

Статья посвящена вопросам вовлечения учащейся молодёжи в инновационное предпринимательство, подробно рассматривается методический подход к построению инновационного сектора в высшем профессиональном образовании.

Плотников А. Т. 2. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2011.

Комплексная монография посвящена решению важной научной задачи по исследованию развития м формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в монографии отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Recent studies of innovation behavior characteristics focus on analysis of microdata (enterprise level) as the key instrument to reveal facts and hypotheses describing the innovation activities under diverse economic, political and infrastructural conditions. This paper applies the state-of-the-art innovation modes approach to provide insights on the Russian innovation environment, highlighting the variation of innovation strategies across sectors of Russian industry. Cross-country comparison based on the OECD data and Russian firm-level findings is presented along with the discussion of possible development of systemic instruments and evidence-based methods for policymaking.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Исследование посвящено оценке сигнальной роли образования на российском рынке труда. В первой части рассмотрены две хорошо известные гипотезы скрининга. Согласно одной из них система образования является идеальным фильтром людей с разными способностями, отсеивая низкопроизводительных работников. При этом образование само по себе не увеличивает производительность человека, а дает ему лишь возможность сигнализировать о своих «природных» способностях, используя сертификат о полученном образовании (прохождении через фильтр). Вторая гипотеза допускает, что производительность может расти в процессе обучения, тем не менее, основной целью получения образования является приобретение сертификата для его последующего использования в качестве сигнала о производительности. Согласно информационной теории образовательные сигналы используются наемными работниками в процессе найма на работу. Процесс, при котором кто-либо использует информацию об образовании работника для получения информации о его производительности, в рамках данного исследования называется скринингом. Работодатели и другие категории самозанятых обычно не подвергаются скринингу на рынке труда, поэтому их частная отдача на образование является отдачей на человеческий капитал (под «частной» имеется ввиду не отдача для общества). Сравнение частных отдач на образование наемных работников и самозанятых показывает разницу отдач на сигнал и человеческий капитал. Другим способом измерения эффектов сигналов на рынке труда является рассмотрение динамики частной отдачи на образование с ростом внутрифирменного стажа наемного работника. Это помогает понять, важны ли сигналы в процессе всего времени работы в фирме, или только в процессе найма? В ходе исследования используются оценки уравнений Минсеровского типа на данных RLMS-HSE и NOBUS. На основе этой информации не удалось получить статистически значимых различий отдач на сигналы и человеческий капитал в России. Обнаружено лишь (в терминах информационной теории), что отдача на сигнал для мужчин в среднем убывает с ростом внутрифирменного стажа, для женщин - преобладает рост.

Целью описываемого исследования было оценить связь характеристик учителей и достижений их учеников. Оно было основано на российской выборке Международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования (Trends in International Mathematics and Science Study) 2007г. Преимущество TIMSS в том, что кроме прямой когнитивной оценки школьников, TIMSS собирает информацию об учителях этих школьников: их образовании, опыте работы, педагогических практиках и пр. Для оценки связи учительских характеристик с достижениями школьников и преодоления ограничений корреляционного дизайна TIMSS, был применен метод first-difference (метод первой разницы). Обнаруженные связи различаются при переходе от одного предмета к другому, также результаты применения метода первой разницы отличаются от результатов обычного корреляционного анализа (применение МНК регрессий). Для математики метод первой разницы обнаружил отрицательную связь репродуктивных заданий и групповой работы на уроках с достижениями, а задания на понимание и развитие мета-предметных навыков показали положительную связь. Для предметов естественнонаучного цикла репродуктивные задания имели, наоборот, положительную связь, тогда как задания на понимание и развитие мета-предметных навыков либо не имели эффектов, либо они были негативные. Результаты анализа и возможные интерпретации обсуждаются в работе. Кроме того, поднимается проблема поиска обоснованных, устойчивых результатов на основе срезовых данных.

Федоренко А. И. , Зеленов Н. Н. Логистика сегодня. 2010. № 5. С. 296-311.

В статье рассмотрены основные существующие подходы к анализу эффективности деятельности порта, проведен их сравнительный анализ и оценена применимость. В рамках концепции интегрированной логистики и управления цепями поставок портовая система исследуется в ее вовлеченности в цепи поставок различных контрагентов и происходящие в них процессы. Предложена схема интегральной оценки эффективности деятельности порта с точки зрения как ее внутренней, так и внешней системы.

Таблица 1. Физические показатели для измерения деятельности интермодального терминала и склада. Рис. 1. Пример применения анализа общих издержек (TCA) . Рис. 2. Различия между ФСА и традиционными методами учета затрат. Рис. 3. Двухмерная модель структуры ФСА. Таблица 2. Сравнительный анализ подходов. Рис. 4. Картирование процессов и дизайн внутренней и внешней портовой системы. Рис. 5. Пример применения ФСА в порту. Таблица 3. Информация по издержкам на грузообработку контейнеров. Таблица 4. Распределение производственных накладных расходов по основным функциям. Таблица 5. Решение задачи с использованием ФСА. Рис. 6. Интегрированная модель для измерения эффективности деятельности порта

Дуненко Т. , Таратухин В. В. Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. 2010. № 10. С. 7-13.

Во многих отраслях промышленности наметилась тенденция к созданию вертикально интегрированных компаний (ВИК), структура которых объединяет в единое целое всю технологическую цепочку. Эта тенденция оказалась продуктивной для нефтяного сектора, в котором необходима координация всех последовательных стадий технологического процесса: разведка и добыча нефти - транспортировка - переработка - нефтехимия - сбыт нефтепродуктов н нефтехимикатов. В статье рассмотрены особенности внедрения модуля "Управление персоналом" для предприятий нефтегазового сектора.

В пособии представлен анализ роли международных организаций и институтов в реализации международной политики содействия развитию, прежде всего ООН и институтов системы ООН, Всемирной организации здравоохранения, «Группы восьми» и «Группы двадцати», Международного валютного фонда и институтов Группы Всемирного банка, Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Вклад международных институтов в развитие рассматривается через призму их места в глобальной архитектуре содействия развитию, взаимодействия с национальными правительствами, донорами и партнерами программ развития, истории становления вопросов развития в повестке дня организаций и институтов. Отдельно в пособии представлены рекомендации для Российской Федерации в части выработки национальной стратегии содействия международному развитию с точки зрения имеющегося опыта сотрудничества и взаимодействия с ключевыми игроками международной политики содействия развитию.

Пособие предназначено для использования в рамках учебных курсов, курсов повышения квалификации специалистов в области содействия развитию или программ повышения уровня осведомленности широкой российской аудитории в области развития и содействия международному развитию.

Betschinger M. Исследования по экономике и финансам. WP9. Высшая школа экономики, 2012. No. 2,4.

Эта статья отвечает на вопрос, имеет ли значение пространственная близость к центральным политикам и бюрократам для успешности ПИИ. мы показываем, что политические и регуляторные связи, полученные в результате расположения бизнеса в столице, улучшают показатели хозяйственной деятельности иностранных дочек.

Формирование, сохранение, распространение и использование знаний — важнейшая задача управления инновационной деятельностью Госкорпорации «Росатом» и её организаций.

Система управления знаниями (СУЗ), разработанная в отрасли, позволяет быстро и эффективно создать условия сохранения и эффективного использования интеллектуального капитала, необходимого для появления инновационной конкурентоспособной продукции и освоения новых рынков.

Деятельность по управлению знаниями охватывает все стадии жизненного цикла

Программы обучения

В рамках внедрения СУЗ, для подготовки квалифицированного персонала и изучения основных технологий и инструментов управления знаниями, в Госкорпорации «Росатом» разработаны обучающие курсы по управлению знаниями в атомной отрасли

  1. Семинар «Современные технологии управления знаниями в Госкорпорации «Росатом».

Программа состоит из трёх модулей:

  1. Работа с человеческим ресурсом (профессиональные сообщества)

Профессиональные эксперты, HR-специалисты, наставники, научный персонал, специалисты, связанные с обучением персонала производственным операциям, учёные секретари, члены учёных советов.

  1. Работа с контентом

Библиотекари, архивисты, исследователи в части НИОКР, специалисты, занимающиеся развитием технологических процессов на производстве.

  1. Работа с правами на РИД

Патентоведы, сотрудники отделов по работе с интеллектуальной собственностью, юристы.

  1. Бизнес-симуляция по управлению интеллектуальным капиталом

Изучение механизмов управления знаниями в Госкорпорации «Росатом» и оценка их влияния на работу организации (игровая форма проведения). Цель проведения:

  • Изучить механизмы управления знаниями в Госкорпорации «Росатом» и оценить их влияние на работу организации.
  • Донести до участников важность правильного управления знаниями:
  • Выявление и консолидация всех знаний, которыми обладает организация.
  • Оценка рисков утраты всех критически важных знаний и осуществление мер по их сохранению.
  • Извлечение и структурирование знаний.
  • Обеспечение доступности всех знаний в едином информационном поле (формализация).
  • Важность идентификации, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
  • Дистанционный обучающий курс «Современные технологии управления знаниями в Госкорпорации «Росатом».

Самостоятельное изучение методов и инструментов СУЗ.

Сохранение критически важных знаний – важнейший элемент СУЗ

Проект по сохранению критически важных знаний позволяет организациям систематически, своевременно и качественно сохранять накопленные уникальные знания и опыт экспертов. Система сохранения критически важных знаний была внедрена в научных организациях дивизиона в 2013 году. В течение 2015 года в научных организациях отрасли было выявлено более 280 экспертов-носителей критически важных знаний и около 300 соответствующих тематик. В проект сохранения критически важных знаний в 2015 году вовлечено 125 человек.

Оцифровка бумажных архивов

Специалистами АО «Наука и инновации» отработана схема оцифровки архивных материалов предприятий дивизиона (в абсолютном выражении уже оцифровано более 200 тысяч страниц). Для предприятий дивизиона организован доступ к системе «Эльзевир», сформирована система доступа предприятий дивизиона к порталу НТИ. В 2013 году был создан единый отраслевой информационный ресурс по управлению знаниями. Начиная с 2014 года корпоративная электронная библиотека (портал НТИ) объединяет 9 коллекций научно-технической информации включая мультимедийную библиотеку критически важных знаний, информационный портал Научно-технического совета Госкорпорации «Росатом». Классификация информации реализована на основе комплексного отраслевого классификатора НТИ. В отрасли созданы два мобильных центра оцифровки на базе Всероссийского ядерного центра ФГУП «РФЯЦ – ВНИИЭФ» и АО «ВНИИХТ». Задачей центров является создание индексированного электронного архива документации. Электронные архивы документации обеспечивают наиболее эффективную сохранность массивов информации и существенно экономят время научного персонала на поиск и работу с необходимым материалом. Деятельность ЦОД позволит в разы уменьшить погрешность при поиске информации в огромных массивах архивных данных и обеспечит структурированное хранение отсканированных материалов. Работа ЦОД будет осуществляться с применением высокопроизводительного оборудования, способного проводить скоростное сканирование документов различного типа, эффективно и быстро искать документы в базе уже отсканированных, интегрировать базу сканированных документов в системы документооборота и получать полнотекстовые документы после сканирования.

Социальная сеть профессиональных сообществ

Разработанная в 2013 году информационная система по управлению социальной сетью научных экспертов (ИС УКСС) успешно реализуется в 2015 году. Ключевыми результатами проекта определены:

  1. Инструменты и сервисы социальных сетей для обеспечения деятельности сообществ практиков Госкорпорации «Росатом».
  2. Формирование информационного пространства для:
    • онлайн-взаимодействия научных экспертов, накопления и структурирования знаний;
    • решения слабо структурированных и инновационных задач с привлечением широкого круга специалистов;
    • обеспечения широкого распространения информации о грантах, конкурсах, проектах и других аналогичных событиях.
ИСУПРИД

Электронная библиотека научно-технической информации

Зарубежные проекты

Международные проекты на территории Российской Федерации

Ускоритель с пучками ионов интенсивностью в 104 раз больше существующих данные о свойствах вещества при высоких концентрациях энергии и сверхвысоких давлениях для новой техники, вкл. оружейный комплекс, компьютерные методы обработки данных (GRID)

ФАИР - ускорительный комплекс для исследования тяжелых ионов (Германия, Дармштадт, 2011 - 2019)

ИТЭР – термоядерный реактор (Франция, Кадараш, 2007 - 2020)

Создание технологической базы термоядерной энергетики технологии промышленного выпуска сверхпроводников создание мощных гиратронов электротехника нового поколения

МБИР - многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (Россия, Димитровград, 2012 - 2019)

Новая исследовательская база для быстрой энергетики Превышает все работающие исследовательские реакторы: по мощности – 150 МВт; по нейтронному потоку - 6*1015 4 теплоносителя (газ, вода, Na, Pb)

9 стран – участников проекта 17,5 % - вклад Российской Федерации 4% - штат специалистов РФ Стоимость проекта – 1,07 млрд. евро

В 2012 году принято решение о размещении заказов в Российской Федерации на 60 млн.евро.

7 стран – участников проекта 9,5 % - вклад Российской Федерации 6% - штат специалистов РФ Стоимость проекта – 15 млрд. евро

Созданы высокотехнологичные производства в РФ для нужд зарубежных заказчиков с прогнозируемой выручкой до 50 млн.евро/год.

База для испытания новых видов топлива и материалов для реакторов на быстрых нейтронах Стоимость проекта – 16,4 млрд. рублей

О системе управления знаниями в высокотехнологичной компании мы беседовали с Лещенко Владимиром Олеговичем , начальником отдела системы управления знаниями АО «Наука и инновации» (научный дивизион Госкорпорации «Росатом»), заместителе председателя правления ассоциации «KM Альянс».


РЭУ: Каковы, на Ваш взгляд, обязательные компоненты работоспособной и успешной системы управления знаниями (СУЗ) в компании?

ЛВ: Я вижу несколько обязательных элементов успешной работы корпоративных СУЗ:

1.Поддержка топ-менеджмента

2.Наличие команды по внедрению и развитию СУЗ

3.Развитая ИТ-инфраструктура

4.Регламентированные бизнес-процессы

5.Система мотивации участников СУЗ


РЭУ: Как обеспечить жизнеспособность системы управления знаниями в условиях смены руководства/стратегии компании?

ЛВ: Если мы рассматриваем СУЗ, как бизнес-процесс компании, то такой вопрос не может возникнуть. Мы же не беспокоимся о том, будет ли работать бухгалтерия или интранет системы при смене руководства. Проектируйте СУЗ, по всем правилам проектирования бизнес-процессов и это снимет массу вопросов.


РЭУ: Если бизнес-процесс есть, то вопросов о лидерстве возникать не должно?

ВЛ : Не совсем так. Лидер безусловно должен быть. Но надо различать лидера и заказчика. Если нет заказчика, то любое лидерство на местах будет безрезультативным. Оно не найдет поддержку, ресурсов, последователей. Должен быть заказчик и заказчиков может быть несколько. Как правило, управление знаниями заказывают HR, как управление талантами, компетенциями, программой обучения и т.д. С течением времени одним из главных заказчиков становится производственный сектор, например, служба главного инженера, поскольку дефицит квалифицированных кадров именно на производстве у нас велик. Росатом начинал с научного блока. Заказчиком выступал научный дивизион, заинтересованный в коммерциализации знаний, неявных прежде всего. Из коммерциализации знаний был выстроен жизненный цикл знаний в Росатоме от появления знания до его применения\продажи. Конечный продукт Росатома, содержит в себе много элементов интеллектуальной собственности, которым необходимо обеспечивать правовую защиту. В охране нуждаются как отдельные элементы интеллектуальной собственности, так и продукт целиком, особенно это важно на международном рынке. В последствии на возможности УЗ стали обращать внимание и другие дивизионы Росатома, например, машиностроительный. Фишкой или ноу-хау управления знаниями Росатома, которые все знают, является жизненный цикл УЗ, включающий элементы интеллектуальной собственности.

РЭУ: Раскройте, пожалуйста, связь науки и УЗ.

ЛВ: Я сегодня на дискуссии увидел одну большую фундаментальную проблему – разрыв между практикой и теорией. У меня сложилось впечатление, что вузовское сообщество черпает знание о практике из книг. Возможно я не прав, но у меня сложилось такое впечатление.

Мы применяем инструменты УЗ, чтобы сблизить корпорации и студентов. Здесь роль СУЗа выступать в ином качестве. Что мы делаем? Во-первых, мы картируем компетенции как вуза, так и компании. Результаты картирования знаний позволяют заказывать вузу то, чего не хватает в корпорации.

Во-вторых, это вовлеченность студентов на старших курсах в проектные команды корпорации, чтобы они уже путем наставничества «learning by doing» учились непосредственно в корпоративном секторе. Это не практика, а инновационная проектная деятельность корпорации.

В-третьих, это участие студенческого сообщества в публикациях, в упаковке тех компетенций, практик, которые получены в компании. Зачастую ресурсов самой корпорации на это не хватает, а студенты здесь могут сильно помочь. Вопрос цифровизации – это конечно вопрос Y поколения и мы должны у них учиться, а не они у нас.

Управление знаниями как система – это очень крутой инструмент, но к сожалению, недооцененный российскими вузами. УЗ может стать местом сближения бизнеса и вузов, обеспечивающий точное соответствие подготовки студентов потребностям бизнеса и науки. Мы же все видим, что многие выпускники вузов не работают по тем направлениям, по которым проходили обучение. Это происходит потому, что студент выбрал изначально не то. Мы идем по старинке. У нас технология высшего образования осталась еще советской, в которой отсутствуют прямые заказы от корпорации. Вот здесь я вижу большую проблему.


РЭУ: Если рассматривать управление знаниями как международное движение, то куда оно идет, к чему стремится?

ВЛ: В международной повестке об управлении знаниями никто не говорит. Это мы в России только пришли к этому понятию говорим об этом. В международном сообществе говорят об управлении информационными моделями, про управление компетенциями, про управление талантами. Если говорить о трендах, то это конечно это применение в УЗ технологий искусственного интеллекта, нейросетей и т.д. Использование искусственного интеллекта с целью автоматизации типизированных процессов. Использование Big Data для принятия решений, эта тенденция приходит в крупный российский бизнес. Эффективность применения Big Data зависит от того, как будут собраны, верифицированы и классифицированы Big Data, а за это отвечает СУЗ. В современных условиях мы рассматриваем СУЗ не как самостоятельное явление, а как инфраструктуру для цифровой экономики, для управления интеллектуальной собственностью. Инфраструктура УЗ обеспечивает принятие решений на основе собранных и проверенных данных.


РЭУ: В какой бизнес-процесс компании встраивается СУЗ? Или СУЗ следует рассматривать как отдельный процесс?

ВЛ: Здесь все зависит от заказчика. Я уже говорил о том, что кто заказывает УЗ, тот и включает себе в процесс. Если это HR, то это бизнес-процесс наставничества или управления талантами. Если это инновационная деятельность, то соответственно это его бизнес-процесс. В Росатоме управление знаниями встроено как подпроцесс в разные направления бизнеса. В управлении интеллектуальной собственностью и инновационной деятельностью - это управление контентом, управление правами на РИД. У HR это - управление сообществами, наставничеством, талантами и т.д. На ранних стадиях УЗ проектировался как один бизнес-процесс. Но если вы обратитесь к современным публикациям по УЗ или в профессиональные сообщества, то вы увидите, что УЗ включен в массу других бизнес-процессов, помогающий юристам, инженерам или менеджерам по персоналу. Поэтому здесь нет универсального решения.

В идеале УЗ – это часть многих бизнес-процессов. Когда мы говорим, что это часть многих бизнес-процессов, то это автоматически переходит в категорию культуры работы организации. Человек должен ассоциировать себя с компанией. Что хорошо ему, то хорошо и компании. И наоборот. Если это осознание приходит, то мы на правильном пути. Если в культуре компании потребительское отношение, то ответ такой же. Если специалист вкладывает свое время и интеллект в компанию, то и отдача должна быть соответствующей. Это касается и вузов, кстати, тоже. А компаниям очень важно, что будет творится вузах. Мы принимаем сотрудников- выпускников вузов. Соответственно если мы принимаем сотрудников из вузов где нет УЗ, то мы получаем сотрудников без парадигмы УЗ внутри. Поэтому Росатом кровно заинтересован в том, чтобы СУЗ, которая была апробирована в компании и накоплена хорошая практика, применялась и в вузах тоже. Именно с этой целью проект был безвозмездно передан в Минобрнауки России для передачи СУЗ Росатома в образовательные учреждения страны. Мы заинтересованы в этом потому, что вузы - поставщики квалифицированных кадров.


01.02.2013 , 16:19 | Пресс-служба ЗАО "Наука и инновации"

Москва, 1 февраля 2013 г. - Запущен новый (зимний) цикл публичных мероприятий в рамках проекта «Сохранение критически важных знаний». Первым событием текущего года стала открытая лекция профессора Р.Е. Кузина на тему «Ядерный топливный цикл и источники эмиссии радиоактивных отходов», прошедшая 31 января 2013 г. в ОАО «Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии» (ОАО «ВНИИХТ»).

Выступление Р.Е. Кузина собрало более 30 молодых ученых ВНИИХТ, а также заинтересованных представителей предприятий Госкорпорации «Росатом». Видеоматериалы лекции в дальнейшем будут использованы при подготовке мультимедийной продукции по теме «Ядерный топливный цикл и источники РАО».

«Наш институт обладает огромным количеством уникальных, критических компетенций, и мы просто обязаны донести их до молодых специалистов, чтобы цепочка экспертной преемственности всегда оставалась прочной, - прокомментировал прошедшую лекцию А.Е. Егоров, директор ЗАО «Наука и инновации», управляющий по доверенности деятельностью ОАО «ВНИИХТ». -Кроме того, мы стремимся не просто передать знания: необходимо объяснить молодым ученым перспективу дальнейшего применения этого опыта, его практическую ценность. Мы хотим показать, как молодой специалист сможет завтра обеспечить семье и лично себе стабильно высокий доход, оставшись в науке и перенимая накопленный в институте и отрасли опыт вместо того, чтобы завтра уйти в какую-нибудь коммерческую фирму ради быстрого заработка».

«Формат открытой лекции удачен и эффективен, поэтому будет использоваться при реализации аналогичных программ и в дальнейшем, - отмечает В.А. Смольский, руководитель проекта во внедрению системы сохранения критически важных знаний в организациях Госкорпорации «Росатом». - Основное преимущество этого формата - интерактивность: молодые ученые получают возможность напрямую пообщаться с экспертами, стаявшими у истоков развития того или иного направления».

Проект «Внедрение системы сохранения критически важных знаний» стартовал в середине 2012 года. На сегодняшний день к нему подключены 5 пилотных организаций Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом». На 2013 год запланировано внедрение процесса во всех организациях БУИ ГК«Росатом», наполнение корпоративной библиотеки критически важных знаний на портале НТИ, проведение для специалистов Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом» обучающего семинара по организации процесса сохранения критически важных знаний.

Документы, регламентирующие порядок сохранения критически важных знаний, были разработаны с учетом рекомендаций МАГАТЭ, и собственного опыта организаций ГК «Росатом». Процесс сохранения знаний (методы выявления, оценки рисков утраты, извлечения, формализации, структурирования), а также мультимедийные продукты, использующиеся в качестве основного средства сохранения знаний, полностью разработаны специалистами НОУ ДПО ЦИПК.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...