Иноязычные слова с ь и ъ знаками. Разделительный Ь и Ъ знаки (сопоставление). I. Организационный момент

Карточка 1

Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

Карточка 2

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд .

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка 3

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.

...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 4

Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь - показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,

мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

Карточка 5

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса ) лисья нора ,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.

Карточка 6

Запиши слова в два столбика: в первый - слова с разделительным мягким знаком, а во второй - слова с мягким знаком - по­казателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 7

Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.

Карточка 8

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 9

Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 10

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли........................................... . 4. Илья любит пенки с...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто...................................... осенью.

Карточка 11

Спиши, вставив пропущенные буквы.

1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 12

Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

...……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Карточка 13

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Как-то в блюдеч..ке в..ренья.......................................................................................

Я (на) шел ст..хотворен..е. .......................................................................................

Я, конеч..но, сразу сел......................................................................................

И в..рен..е быстро сел. .......................................................................................

И тепер.. для продолжен..я........................................................................................

Этого ст..хотворен..я.......................................................................................

Нет ни капел..ки в..рен..я. ...........................................................................................

Тест «Разделительные знаки»

Ученик..........................................................

1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз -
делительным твердым знаком?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.

6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.


мягкий знак.

а) жизн..;

б) счаст..е;

в) б..ет;

г) пис..мо.

7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.

а) у...ехал

б) пред...явить

в) в..ет;

г) об..яснить.

Тест: « Разделительный мягкий знак»

Ученик

1 уровень

    Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

    Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

    Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

2 уровень

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил.

С деревьев осыпались.

На веревке сушится.

3 уровень

Исправь ошибки.

Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.

Тест: «Разделительные ь и ъ»

Фамилия, имя...............................................

1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:

а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;

б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.

2. Выбери правильный ответ.

Разделительный ь показывает, что

а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;

б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.

3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.

Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.

5. Распредели слова в три столбика: 1 - с разделительным мягким знаком; 2 - с мягким знаком - показателем мягкости согласного; 3- с разделительным ъ.

Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..лик, с...емка.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................

На сегодняшний день в русском языке твердый знак (Ъ) несет только разделительную функцию.

Твердый знак после русских приставок

Чаще всего твердый знак используется между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем, который начинается на е, ё, ю, я. Например, слово "объявление" состоит из русской приставки об- и корня -яв- , который начинается на я . В данном случае приставку и корень следует разделить твердым знаком.

Еще несколько примеров употребления разделительного твердого знака между приставкой и корнем: сверхъестественный, съёжиться, предъюбилейный и т.д.

Твердый знак в сложных словах

Разделительный твердый знак также употребляется в сложных словах между двумя корнями, когда первый корень представлен числительными двух-, трех-, четырех- , а второй корень, как и в первом случае, начинается на е, ё, ю, я. Например: двухъярусный, трехъярусный, четырехъярусный.

Твердый знак после иноязычных приставок

Третий случай, когда в словах употребляется разделительный твердый знак – когда в слове присутствует иноязычная приставка, оканчивающаяся согласной буквой, и корень, начинающийся на е, ё, ю, я. Примеры: адъютант, трансъевропейский, конъюнктура и др.

Также существуют случаи, когда разделительный твердый знак пишется внутри слова (фельдъегерь, изъян ).

Следует помнить, что твердый знак никогда не пишется:

  • в сложносокращенных словах между основами слов. Например: детясли , а не детъясли .
  • перед другими гласными, кроме е, ё, ю, я. Например, сверхактивный, безобразный .
  • в словах, которые пишутся через дефис. Например, в слове пол-Европы твердый знак не пишется, несмотря на то, что приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы е .

Таким образом, разделительный твердый знак в русском языке используется в четырех случаях:

  • между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем на е, ё, ю, я ;
  • в сложных словах между первым корнем, представленным числительными двух-, трех-, четырех-, и вторым корнем на е, ё, ю, я ;
  • между иноязычной приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем на е, ё, ю, я .
  • в определенных случаях внутри слов.

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.

Примеры слов с разделительным ъ

Съ езд, подъ езд, отъ езд, разъ езд, объ ём, предъ юбилейный, изъ явить, волеизъ явление, объ ять, необъ ятный, разъ ярённый, сверхъ естественный, съ ёмка, взъ ерошить (волосы), съ ёжиться, разъ яснилось (небо), объ единить, объ явление, съ едобный, подъ ёмный (кран).

Двухъ язычный, трёхъ ярусный, четырёхъ ярусный.

Адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

Примеры слов с разделительным ь

Здоровь е, счасть е, ль ёт, бь ёт, вь ёт, вь ётся, вь юга, семь я, воробь иный, хлопь я, пь еса, барь ер, бель ё, бриль янт, бурь ян, вь юн, интервь ю, лись и, ружь ё, шалунь я, полозь я, пить ё, пь ёт, друзь я, серь ёзный, Тать яна, Марь я, шь ём, шить ё, выль ется, обезь яна, ночь ю, листь я, деревь я, птичь и, вь ющиеся растения, в уль е, атель е, рь яный (работник), (выступить) с речь ю, (владеть) вещь ю.

Баталь он, почталь он, бульон, павиль он, компань он, медаль он, минь он, шампинь он.

Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.

Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.

Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий;

Примечание. Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из- не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский.

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный.


2. В сложных словах: а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ; б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

Примечание. После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, напр.: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст.

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, передающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Фин- ляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

Примечание. В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , напр.: Дзюнъитиро (японское имя).

Цели:

  • решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • развивать умение сравнивать и различать слова с ь и ъ разделительными знаками;
  • обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества, доверительное отношение между учащимися и учителем.

Оборудование:

  • карточки для самостоятельной работы,
  • таблица-памятка,
  • мультимедийный проэктор, магнитофон,

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

II. Формирование темы и целеполагание.

На доске: “Друз я, учен е нас об единяет!” (Слайд 1.)

– Не подскажете ли тему урока? Встречалась ли вам раньше эта тема? Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки? Что у них общего?

Д. Он разделяет буквы согласного звука и гласного. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я и.

– Кто может рассказать про ъ?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.

– А какие цели поставим на уроке? Над чем будем работать? Проблемная задача: как отличить разделительные ъ и ь?

Д. Закрепить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ним.

Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного. Ъ знак, как пограничник, не уйдет со своего поста. Ь знак– добрый, мягкий по характеру, может быть в любом месте, но они делают одну и ту же работу.

III. Актуализация опорных знаний, реализация целей.

1 . Чистописание

– определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звука. Какие эти буквы? В каких словах они присутствуют? (ь,ъ)

– определите порядок следования букв в данном ряду:

ъуоь уоьъ оьъу ьъуо

(В этом ряду чередуются 4 строчные буквы: ъ, ь, у, о. Первая буква в каждой очередной ячейке данного ряда становится последней).

– Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

2. Разбор слов по составу (друзья, ученье, объединяет.) Запись этого предложения.

– Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Кто скажет, почему? (Обращение) . К вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались.

3. Работа над деформированным текстом.

Для вас я придумала еще одно задание. Сформулируйте задание к упражнению самостоятельно. Как думаете, что вы должны делать? (Слайд 2.)

Подберите однокоренные слова к слову друзья. (Друг, дружеский, подруга, недруг, дружить, дружба). Назовите корень.

Происхождение слова нельзя произошло от слова “льзя”, что означало можно.

– Почему не могут дружить волк и баран ? Как в жизни выбирать себе друга? Кого вы считаете настоящим другом?

Вывод.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
(С. Михалков).

3. Фонетическая разминка.

Коля забивал колья.

Я сел и огурец съел.

Девочкам предлагаю 1-е предложение, а мальчикам – 2-е предложение.

Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? Чем они отличаются? (Произношением, написанием, значением). Напишите подчеркнутые слова в транскрипции.

Сел – [с"эл] – 3б.,3 зв.
Съел – [сйэл] – 4б.,4зв.
Коля – [Кол"а] – 4б.,4 зв.
колья[кол"йа] – 5б,5зв.

Как же так? Молодцы!

4. Физкультминутка. (Ритмические упражнения) . Наверное, подустали. Сейчас я проверяю ваше внимание в другой форме.

5. Загадка:

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна – Слайд 3.)

Внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Сможете ли вы решать орфографическую задачу? Выделите корни и приставки. Подчеркните орфограмму. Сколько ошибок у вас получилось?

(Слайд 4.)

  1. Грустит обезьяна
    За прутями клетки.
    Пустите её
    Покачаться на ветке.
  2. Волк ужасно разъярён,
    Сесть ежа не может он
    Еж, хотя он и съедобен:
    Для седенья неудобен:
    Сежась, выставил иголки-
    Объегорил злого волка.

(Дети работают на карточках.)

5. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Я диктую, а вы в тетрадях пишете только ъ или ь знаки.

Объявил, полозья, съезд, объяснил, объедки, льет.

Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ь. (Проверяем хлопками.)

6.Работа над фразеологизмами, многозначными словами. (В картинках – Слайд 5.)

Разбираться как свинья в апельсинах (ни в чем не разбираться)

Какое слово нас интересует? (Свинья.) Почему? В словах разбираться и апельсинах ь тоже есть. Как вы понимаете значение этого выражения?

Подложить свинью. (Плохо поступить, навредить.) Настоящие друзья могут так поступить?

Многозначные слова: кисть Слайд 6. (Руки, винограда, художника). Измените слово так, ь-показатель мягкости замените разделительным. Как это можно сделать?

Чем? Кистью (в Т.п.)

Лисички (грибы,звери).

Измените слово так, чтобы появилась интересующая нас орфограмма. (Указываем на принадлежность.)

Чьи? Лисьи.

6. Реши кроссворд: (Слайд 7.)

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. …..дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. ….стрекоза, лето красное пропела.

8. Самостоятельная работа (в группах).

Отталкиваясь от темы урока, составьте для других групп задания (вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, корень и приставку).

Итоги.

– Смогли ли мы достичь поставленной цели.
– Мне кажется, что все вы “Друзья мягкого и твердого знаков”.
– Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...