Конспект урока по основам православной культуры "защита отечества". Презентация к уроку "защита отечества" курса "основы православной культуры" Скачать презентацию по опк защита отечества

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА Мастер-класс учителя начальных классов и ОРКСЭ Кривовской ООШфилиала МБОУ Обливской СОШ №1 Шестопаловой С.А. Ст. Обливская 2016 г. Урок 28. Защита Отечества Рассказ учителя: Жертвенная любовь. Авраам и Исаак. Святые вожди в земле Русской. Святой князь Александр Невский. Показ иллюстраций: № 64-66 - В.М. Васнецов. «Три богатыря»; «Св. благоверный князь Александр Невский», икона; П.Д. Корин. «Александр Невский». Слушание: А.П. Бородин. Вторая симфония - «Богатырская»; С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты: «Битва на Чудском озере», хор «Вставайте, люди русские, на смертный бой», «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»). Средства: Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (III четверть, урок 6). Задача: Разработка духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, Православие. ПОСЛУШАНИЕ, ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ, ВЕРА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОТЕЦ, ОТЧЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО Отечество – это что такое? Отец Небесный Духовный Крестный Родной Вывод: Воины защищали Отечество земное. А вместе с ним и Отечество Небесное – защищали в бою Небо отцов. (веру и святыни) ЧТО ТАКОЕ ПОСЛУШАНИЕ? Сын, слушающий своего отца и исполняющий его волю, уверен в помощи и защите отца. И святые, творящие волю Бога, не просто верят, а чувствуют помощь и защиту Бога. Это делает их стойкими, отважными. ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК АВРААМ И ЕГО СЫН ИСААК ВЫПОЛНИЛИ ЗАДАНИЕ БОГА Авраам позвал своего сына, они взяли дрова, чтобы разжечь жертвенный костер на вершине горы, и пошли. Они шли три дня, и Исаак видел, что они не несут с собой жертвенного животного. Он понимал, что должно произойти на вершине горы. Но он верил Богу, верил своему отцу Аврааму и вверял себя им - был согласен, чтобы все произошло так, как повелел Бог, потому что Бог ведет все к благу. И вот, когда Авраам уже был готов принести жертву, появился Ангел и удержал руку Авраама. ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПОДВИГЕ АВРААМА И ИСААКА? Они вверили себя Богу. Сын вверил себя отцу. Доверие несет в себе послушание. Авраам и Исаак помогли Богу показать людям, как будет, когда придет Спаситель. БОГ ДАЛ ЛЮДЯМ ЗЕМЛЮ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ. ЕЕ НАДО БЕРЕЧЬ. Иисус Христос сказал: кто верен в малом, тот будет верен и в большом. Если мы бережем нашу землю и наших близких так, как мы это сейчас можем, Господь даст силы для подвига, когда потребуется подвиг. ЧТО ЗНАЧИТ БЕРЕЧЬ РОДИНУ? Беречь родную землю - значит, и защищать ее от врагов, когда напали враги. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ЗАЩИТНИК СВОЕЙ ЗЕМЛИ? ТЫ ЗА-ЧЕМ СЮ-ДА ПРИ-ШЕЛ, А? УЙ-ДИ! УЙ-ДИ! КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Портретный рисунок князя взят из летописи. Справа - картина П. Д. Корина. ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «СЛАВОСЛОВИТЬ»?    Воздавать славу Богу, почитать Его - это обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось православием. ПОЧЕМУ ШВЕДЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ РУССКИЕ ЛЮДИ ОТРЕКЛИСЬ ОТ СВОЕЙ ВЕРЫ? Шведы решили не только захватить богатые земли Руси, но и заставить русских стать предателями: переменить свою правильную (православную) веру на искаженную. Если стать предателем, перестанешь получать помощь от Бога, которого предал. Лишишься сил. В конце концов, шведы хотели покорить, завоевать нашу землю. КТО ПОМОГАЛ КНЯЗЮ? «Если Бог за нас, то кто против нас?» «Не в силе Бог, а в правде» Защитник Отечества не вступает в битву по своей воле, ради своих целей. Он хранит землю, которую ему вверил Бог. Защитник Отечества отстаивает правду, справедливость С врагами своей земли надо сражаться без личной ненависти. Поэтому на душе у него всегда легко и спокойно. Он исполнил свой долг и рад этому. УМИРОТВОРЕНИЕ Творить волю Божью; вступать в бой только за правду и защищая людей, а не по своей прихоти или корысти Не держать в душе ненависти к противнику, не мстить побежденному; тогда будет польза людям и мир в душе Вопросы: Чему мы должны учиться у князя Александра Невского? Почему Александр Невский сказал: «Если Бог за нас, то кто против нас», «Не в силе Бог, а в правде»? Кому и когда помогает Бог? Записываем в тетрадь слова: Православие, Отечество, защитник, герой. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нарисовать (найти картинку и наклеить в тетрадку) эпизод из жизни защитника нашей Родины. Повторить историю о князе Александре Невском. Задания учебника.

МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе.

УМК “Школа России”

по теме:

“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”

Педагог: Быстрых Н.А.

г.Гатчина

2013

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

  1. Предметные:
  • познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
  • проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
  • представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
  1. Метапредметные:
  1. Познавательные УУД:
  • Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
  • Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
  • Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
  • Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  1. Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Оборудование:

  1. Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.

  1. Листы с исследовательскими заданиями.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
  4. ПК, проектор.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

Помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;

Познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

Способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.

Ход урока

I. Введение в тему. <Слайд 2>. Презентация

Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

За правое дело стой смело.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3>

(Защита Отечества)

II. Работа со словарём.

Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4>

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)

Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)

III. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.

Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.

Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)

Какова цель справедливой войны? <Слайд 5>

Если есть справедливая война, то есть и какая?

Какова цель несправедливой войны?

IV. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.

Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова-синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6>

Каких богатырей вы знаете?

Илья Муромец.

(Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7>

Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье Муромце?

(Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник ”)

Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
Птица чёрный ворон не пролётывает,
Серый зверь да не проскакивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Каким вы увидели Илью Муромца?

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” - хранятся в Киево-Печерской Лавре.

<Слайд 8>

Александр Невский

Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9>

Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?

(Чтение отрывка из Житие Александра Невского )

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.

Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”

После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу. Какую?

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.

Как вы понимаете эти слова?

Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли? (Учебник стр. 91)

Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского. <Слайд 10>

Дмитрий Донской.

Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11>

Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89-90)

К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12>

Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?

Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов.

Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8>

Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем”

Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.

V. Работа в группах.

Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.

Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.

<Слайд 14>

VI. Рефлексия. Подведение итогов. <Слайд 15>

Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите предложения:

Я уже знал…

Я узнал…

Мне осталось непонятно…

VII. Задание на дом.

Параграф 28, задание 1, 2 в тетради, найти материал о святых защитниках Отечества.

Муниципальный фестиваль открытых уроков

"К вершинам мастерства"

Конспект урока по Основам православной культуры

в 4 классе

"Защита Отечества"

Веретенникова Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МБОУ СШ г. Горбатов

2018 год

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты :

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, оценочный лист.

Место проведения : учебный кабинет.

Методы и приёмы:

1. Приём "Разрезанная открытка"

2. Приём "Установи соответствие"

3. Приём "Создай паспорт"

4. Рабочий лист

5. Приём "Диаманта"

6. Интерактивный тест

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Слайд 2 Звучит музыка

Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и передают свои пожелания.

Посчитайтесь по порядку. чей порядковый номер я называю, встаёт и говорит "Доброго здоровья", а все остальные отвечают: "Спасибо!"

Слайд 3

Дети с помощью приёма "Разрезанная открытка" делятся на группы.

2. Актуализация знаний (4 мин)

Учитель: Склейте открытки. Кто изображён на открытках?

Дети работают в группах.

Дети: Богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайды по порядку 4,5,6,7

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?

Дети: Это воины, они сильные, смелые, защищали Родину.

Учитель: Назовите синонимы слова Родина

Дети: мать, Отечество, Русь

Учитель: Богатыри-защитники Отечества?

Дети: Да.

Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?

Ответы детей.

Учитель: Определите тему нашего урока

Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.

Слайд 8

3. Усвоение новых знаний (7 мин)

Учитель: Почему люди воюют?

Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть

Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

Учитель: Какие бывают войны?

Слайд 9

Работа в группах. Установи соответствие

Слайд 10

Проверка работы в группах. Дети объясняют выполненное задание.

Учитель: Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам

А что на войне самое страшное?

Дети: Убийства

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.

Слайд 12

Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности, и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эти цитаты?

Слайд 13

Учитель: В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

Дети: В условиях мира.

Учитель: Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 14

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Слайд 15

А кого называют миротворцами?

Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.

Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

Слайд 16

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

Слайд 17

Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские.

Слайд 18

Физкультминутка (1 мин)

(музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Слайд 19

Работа с учебником по группам. (15 мин)

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")

1 группа с. 134-136 о Д.Донском, 2 группа с. 136 об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану (в приложении):

1. Кто?

2. Когда?

3. Где?

4. С кем?

5. Что делает?

6.Почему?

7. Зачем?

Учитель: Давайте послушаем ответы групп.

Слайды 20,21,22

Учитель: Почему эти люди стали святыми?

Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество

Учитель: Кто такие святые?

Дети: Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

Слайд 23

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?

Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Слайд 24

Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 73 года назад.

Слайд 25

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их защитниками земли русской?

Назовите ветеранов из Горбатова

Ответы детей

Слайд 26

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала (10 мин)

Учитель: Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное и заполним рабочий лист

Слайд 27

Дети заполняют рабочий лист (в приложении)

5. Итог урока. (5 мин)

Слайд 28

Приём «Диаманта»

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Учитель: Подберите антоним к слову защитник

Дети: захватчик

Учитель: Составьте диаманту к этим словам (фронтальная работа)

Дети:

1. защитник

2 сильный, стойкий

3 защищает, обороняется, освобождает

4 справедливый защитник, несправедливый захватчик

5разрушает, убивает, пугает

6 разрушающий, истребляющий

7захватчик

Слайд 29

Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 30

Выполнить тест в дистанционном курсе по теме урока, форум рефлексию заполнить.

Полезные ресурсы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. - Н.:1990
  4. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.openklass.ru
  6. Кураев. "Основы православной культуры" https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  7. Первое сентября, 2011, №19
  8. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  9. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru .
  10. Школьная энциклопедия «История Росии XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

Приложение

Рабочий лист___________________________(Ф.И.)

ТЕМА:__________________________________________________________

Задание №1. Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2. Найдите толкование к каждому слову.(соедини линиями)

Смелость проявление храбрости, самопожертвование

Героизм героический поступок

Подвиг решительность, бесстрашие

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный

Задание №4 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин

2. Когда? в 1262 году

3. Где? в Персии

4. С кем? с Ордой

5. Что делали?. сражались

6. Почему? не смогли договориться

7. Зачем? чтобы спасти 1000 жизней

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков

Приём "Разрезная открытка"


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...