Сознание творит реальность квантовая физика. Как сознание управляет материей. Квантовая психология и интуиция

Квантовая реальность — Ваша жизнь становится тем, во что Вы больше всего верите! Лауреаты Нобелевской премии в области физики доказали, что, вне всяких сомнений, физический мир – это единый океан энергии, который возникает и спустя миллисекунды исчезает, пульсируя снова и снова. Нет ничего сплошного и твердого. Таков мир квантовой физики. Доказано, что только мысль позволяет нам собрать и удержать вместе те «объекты», которые мы видим в этом постоянно изменчивом Так почему же мы видим человека, а не мигающий сгусток энергии?

Представьте себе катушку с фильмом. Фильм – это набор кадров с частотой примерно 24 кадра в секунду. Кадры разделены интервалом времени. Однако, благодаря скорости, с которой один кадр сменяет другой, возникает обман зрения, и мы думаем, что видим непрерывное и движущееся изображение. Теперь вспомните о телевидении. Электронно-лучевая трубка телевизора – это просто трубка с множеством электронов, которые ударяются об экран определенным образом и создают тем самым иллюзию формы и движения. Вот чем являются все объекты в любом случае.

У вас есть 5 физических чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус). Каждое из этих чувств имеет определенный спектр (например, собака слышит звук в другом диапазоне, чем вы; змея видит свет в другом спектре, чем вы, и так далее). Иначе говоря, ваш набор чувств воспринимает окружающее море энергии с определенной ограниченной точки зрения и, исходя из этого, строит изображение. Это не полная, и совсем не точная картина. Это — всего лишь интерпретация. Все наши интерпретации основаны исключительно на «внутренней карте» реальности, сформировавшейся у нас, а не на объективной истине. Наша «карта» – это результат накопленного в течение жизни опыта.

Наши мысли связаны с этой невидимой энергией, и они определяют то, что формирует эта энергия. Мысли буквально перебирают вселенную частица за частицей с тем, чтобы создать физическую жизнь. Оглянитесь вокруг. Все, что вы видите в нашем физическом мире, началось как идея, – идея, которая росла по мере того, как ею делились и выражали, пока не выросла достаточно, чтобы через несколько этапов стать физическим объектом. Вы буквально становитесь тем, о чем больше всего думаете. Ваша жизнь становится тем, во что вы больше всего верите. Мир – это в буквальном смысле слова ваше зеркало, которое позволяет вам испытать в физическом плане то, что вы считаете истиной для себя … пока вы не измените точку зрения.

Квантовая физика демонстрирует нам, что окружающий мир – это не нечто жесткое и неизменное, как могло бы показаться. Напротив, это нечто непрерывно меняющееся, построенное на наших индивидуальных и коллективных мыслях. То, что мы считаем истинным, на самом деле – иллюзия, почти цирковой трюк. К счастью, мы уже начали раскрывать эту иллюзию и, самое главное, искать возможности изменить ее. Из чего состоит ваше тело? Человеческое тело состоит из девяти систем, включая кровообращение, пищеварение, эндокринную систему, мышечную, нервную, репродуктивную, дыхательную, скелетную системы и мочевые пути.

А из чего состоят они? Из тканей и органов. Из чего состоят ткани и органы? Из клеток. Из чего состоят клетки? Из молекул. Из чего состоят молекулы? Из атомов. Из чего состоят атомы? Из субатомных частиц. Из чего состоят субатомные частицы? Из энергии! Вы и я – это чистая энергия-свет в ее наиболее прекрасном и разумном воплощении. Энергия, постоянно изменчивая под поверхностью, но – под контролем вашего могущественного интеллекта.

Большое звездное и могущественное Человеческое Существо. Если бы вы могли увидеть себя под мощным электронным микроскопом и проводить другие эксперименты над собой, вы бы убедились в том, что состоите из сгустка постоянно меняющейся энергии в виде электронов, нейтронов, фотонов и так далее. Так же – и все, что вас окружает. Квантовая физика говорит нам, что именно акт наблюдения объекта заставляет его быть там и таким, где и каким мы его видим. Объект не существует независимо от своего наблюдателя! Так что, как видите, ваши наблюдения, ваше внимание к чему-либо, и ваше намерение, буквально создает данный объект. Это доказано наукой.

Ваш мир состоит из духа, разума и тела. Каждый из этих трех элементов, дух, разум и тело, выполняет функцию, которая является уникальной для него и не доступна для остальных. То, что видят ваши глаза и ощущает ваше тело – это физический мир, который мы будем называть Тело. Тело – это эффект, созданный по причине. Данная причина – это Мысль.

Тело не может создавать. Оно может только ощущать и быть ощущаемым … в этом его уникальная функция. Мысль не может ощущать … она может только выдумывать, создавать и объяснять. Ей необходим мир относительности (физический мир, Тело), чтобы ощущать саму себя. Дух есть Все Сущее, то, что дает Жизнь Мысли и Телу. Тело не имеет власти создавать, хотя и дарит такую иллюзию. Эта иллюзия является причиной множества разочарований. Тело – это просто результат, и не в его власти стать причиной или создать нечто. Ключевым во всей этой информации является возможность для вас научиться видеть Вселенную иначе, для того чтобы дать

Все, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Если квантовая механика вас еще не шокировала окончательно, вы плохо ее понимаете

Эксперимент с двойной щелью

Может ли реальность быть иллюзией, которую создает наше сознание? Создает ли сознание материальный мир?

Прежде чем ответить на эти вопросы, важно отметить, что «реальность» не просто состоит из крошечных физических кусочков. Молекулы состоят из атомов, атомы - из субатомных частиц вроде протона и электрона, которые на 99,99999 % представляют собой пустое место. Они, в свою очередь, состоят из кварков, которые, по всей видимости, являются частью поля суперструн, которые состоят из вибрирующих струн энергии.

Мы взаимодействуем с миром физических объектов, но на самом деле это просто электрические сигналы, которые интерпретирует наш мозг. В самых мелких пределах и на фундаментальных масштабах природы идеи «физической реальности» не существует.

Как говорил нобелевский лауреат, отец квантовой механики Нильс Бор, «все, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые нельзя рассматривать как реальные. Если квантовая механика вас еще не шокировала окончательно, вы плохо ее понимаете» .

Когда вы хлопаете в ладоши, на самом деле пустое пространство просто соприкасается с еще более пустым пространством с легкой примесью энергетического спина крохотных частиц. Составляющие вещество частицы не имеют абсолютно никакой физической структуры.

Это важно понять, потому что если мы думаем о мире квантовой физики как о мире шаров для боулинга и планет, идея о том, что сознание создает реальность, не имеет никакого смысла. Но если понять, что реальность представляет собой космический суп из нелокализованной энергии и простого пространства, становится очевидно, что наши мысли и сигналы, которые регистрирует мозг, обладают такими же свойствами в своих масштабах.

Сознание представляет собой одну из самых сложных задач науки. Нет никакой возможности объяснить, как нечто вроде материала, химических и физических процессов приводят к чему-то настолько нематериальному, как опыт. Нет никакого объяснения тому, почему вообще существует субъективный опыт и почему развилась чувствительность. Природа будет так же хорошо себя ощущать и без субъективности, а когда мы начинаем научно исследовать происхождение и физику сознания, мы приходим к тому, что возможно сознание и реальность не разделены настолько, насколько полагает наука о материи.

Вот несколько принципов квантовой механики из книги «The Self-Aware Universe» («Самоосознающая Вселенная»), написанная бывшим профессором теоретической физики, который 30 лет преподавал в Орегонском университете, доктором Амитом Гозвами:

  • Квантовый объект (вроде электрона) может быть более чем в одном месте в одно время. Он может быть измерен как волна, размазанная в пространстве, и может располагаться в нескольких различных точках по всей волне. Это называется свойство волны.
  • Квантовый объект перестает существовать здесь и спонтанно возникает там без перемещения в пространстве. Это известно как квантовый переход. По сути это телепорт .
  • Проявление одного квантового объекта, вызванное нашими наблюдениями, спонтанно влияет на связанный с ним объект-близнец, вне зависимости от того, как далеко тот находится. Выбейте электрон и протон из атома. Что бы ни случилось с электроном, то же произойдет с протоном. Это называется «квантовое действие на расстоянии».
  • Квантовый объект не может проявиться в обычном пространстве-времени, пока мы не будем наблюдать его как частицу. Сознание разрушает волновую функцию частицы.

Последний пункт интересен тем, что без осознанного наблюдателя, который заставляет волну коллапсировать, она будет оставаться без физического проявления.

Наблюдение не только беспокоит измеряемый объект, оно вызывает эффект. Это было проверено так называемым двухщелевым экспериментом, когда присутствие сознательного наблюдателя изменяет поведение электрона, превращая его из волны в частицу. Так называемый эффект наблюдателя полностью потрясает то, что мы знаем о реальном мире.

Результаты этого эксперимента были опубликованы в журнале Nature. По сути, все сводится к тому, что система измерения, которая используется для обнаружения активности частицы, определяет поведение этой частицы.

Как отмечал ученый Дин Радин, «мы заставляем электрон занимать определенную позицию. Мы сами производим результаты измерения». Теперь же полагают, что «это не мы измеряем электрон, а машина, которая стоит за наблюдением». Но машина просто дополняет наше сознание. Это все равно что сказать «это не я смотрю на того, кто переплывает озеро, это бинокль». Машина сама по себе видит не больше, чем компьютер, который может «слушать» песни, интерпретируя звуковой сигнал.

Некоторые ученые предполагают, что без сознания вселенная будет существовать неопределенно, как море квантового потенциала. Другими словами, физическая реальность не может существовать без субъективности . Без сознания нет физической материи. Это замечание известно как «антропный принцип», и его впервые вывел физик Джон Уилер. По сути, любая возможная вселенная, которую мы можем представить без сознательного наблюдателя, уже будет с ним. Сознание представляет собой основу бытия в таком случае и существовало, возможно, до возникновения физической вселенной. Сознание буквально создает физический мир.

Эти выводы гарантируют огромные последствия тому, как мы понимаем свою взаимосвязь с внешним миром, и какого рода отношения могут быть у нас со Вселенной.

Как живые существа, мы обладаем прямым доступом ко всему сущему и фундаменту всего физически существующего. Это нам позволяет сознание.

«Мы создаем реальность» означает в данном контексте то, что наши мысли создают перспективу того, что мы есть в нашем мире, но если разобраться, нам важно точное понимание этого процесса.

Мы порождаем физическую вселенную своей субъективностью. Ткань вселенной - это сознание, а мы - просто рябь на море вселенной.

Получается, нам повезло испытать чудо такой жизни, а Вселенная продолжает вливать в нас часть своего самосознания .

Пустое пространство – не пусто

Современные исследования показали: пустое пространство – не пусто. Оно наполнено колоссальной энергией. В каждом кубическом сантиметре абсолютного вакуума этой энергии столько, сколько не содержится во всех материальных объектах нашей Вселенной!

А если копнуть еще глубже? За тысячи лет до Демокрита индийские мудрецы знали, что за пределами реальности, которая воспринимается нашими органами чувств, существует другая, более «важная» реальность. Индуизм учит: мир внешних форм – это всего лишь майя, иллюзия. Он совсем не таков, как мы его воспринимаем. Есть «высшая реальность» – более фундаментальная, чем материальная Вселенная. Из нее исходят все феномены нашего иллюзорного мира, и она каким-то образом связана с человеческим сознанием.

По существу, нет ничего имеющего какое-то значение – все абсолютно иллюзорно. Даже самые массивные предметы – все это невещественная материя, очень смахивающая на мысль; в общем, все вокруг – сконцентрированная информация. – Джеффри Сатиновер, доктор медицины

К этому же пришла сегодня и квантовая физика. Ее положения таковы: в основе физического мира лежит абсолютно «нефизическая» реальность; это реальность информации, или «вероятностных волн», или сознания. Если говорить более определенно, то следует выразиться так: на своих глубинных уровнях наш мир представляет собой фундаментальное поле сознания; оно создает информацию, определяющую существование мира

Ученые выяснили, что атомная система – ядро и электроны – представляет собой не совокупность микроскопических материальных тел, а устойчивый волновой паттерн. Затем оказалось, что об устойчивости говорить не приходится: атом – это кратковременное взаимное наложение (сгущение) энергетических полей. Добавим к этому следующий факт. Соотношения линейных размеров ядра, электронов и радиусов электронных орбит таково, что можно смело утверждать: атом почти полностью состоит из пустоты. Удивительно, как это мы не проваливаемся сквозь стул, когда садимся на него – ведь он есть одна сплошная пустота! Правда, и пол таков же, и земная поверхность… Есть ли в мире что-нибудь достаточно «наполненное», чтобы мы не провалились?!

Что реальнее – сознание или материя?

Доктор медицины Эндрю Ньюберг исследовал духовный опыт, полученный разными людьми, как невролог и описал результаты своей работы в книгах «Почему не уходит Бог? Наука о мозге и биология веры» и «Мистический ум. Исследование биологии веры». «Человек, испытавший духовное озарение, – пишет он, – ощущает, что прикоснулся к подлинной реальности, которая является фундаментом и причиной всего остального». Материальный мир представляет собой некий поверхностный, вторичный уровень этой реальности.

«Нам необходимо тщательно исследовать отношения между сознанием и физической Вселенной. Возможно, материальный мир – производный от реальности сознания; возможно, сознание – это основной материал Вселенной». Доктор Ньюберг

Реальность – результат выбора?

А может быть, наши ежесекундные интерпретации реальности в повседневной жизни – просто результат выбора «демократического большинства»? Или, говоря другими словами, реальным представляется то, что считает реальностью большинство людей? Если в комнате находится десять человек и восемь из них видят стул, а два – марсианина, кто из них сошел с ума? Если двенадцать человек воспринимают озеро как замкнутую в берегах водную массу, а один считает его сплошным твердым телом, по которому можно ходить, – кто из них бредит?

Возвращаясь к понятиям предыдущей главы, мы теперь можем сказать: парадигма – это просто общепринятая модель того, что считается реальным. Мы голосуем за эту модель своими действиями, и она становится нашей реальностью. Но тогда возникает Великий Вопрос: «Может ли сознание творить реальность?» Не потому ли никто так и не дал ответа на этот вопрос, потому что сама реальность и есть ответ?

Эмоции и восприятие мира

Есть чисто анатомическое свидетельство того, что информацию о мире нам дает мозг, а не глаза. В том месте глазного яблока, где оптический нерв проходит к задней части мозга, нет никаких зрительных рецепторов. Поэтому следовало бы ожидать: если мы закроем один глаз, увидим в центре «картинки» черное пятно. Но этого не происходит – и только потому, что «картинку» рисует мозг, а не глаз.

Мало того – мозг не делает различия между тем, что человек реально видит, и тем, что он воображает. Похоже, что он даже не видит разницы между выполненным и воображаемым действием.

Этот феномен открыл в 1930-х годах доктор медицины Эдмунд Джекобсон (создатель техники постепенного расслабления в целях снятия стресса). Он просил испытуемых представить себе определенные физические действия. И обнаружил: в процессе визуализации их мышцы едва заметно сокращаются в точном соответствии с теми движениями, которые совершались мысленно. Теперь эту информацию используют спортсмены всего мира: они включают в программу подготовки к соревнованиям визуальные тренировки.

Ваш мозг не видит разницы между миром внешним и миром вашего воображения. – Джо Диспенза

Исследования доктора Перт из Национального института здоровья (США) позволяют предположить: восприятие мира человеком определяется не только его представлениями о том, что реально, а что – нет, но и его отношением к информации, поставляемой органами чувств.

От последнего во многом зависит, воспримем ли мы что-либо, а если воспримем, то как именно. Доктор говорит: «Наши эмоции определяют то, на что стоит обращать внимание… И решение о том, что достигнет нашего сознания, а что будет отброшено и останется на глубинных уровнях тела, принимается в момент воздействия внешних раздражений на рецепторы».

Итак, суть дела более или менее ясна. Мы сами создаем мир, который воспринимаем. Когда я открываю глаза и оглядываюсь вокруг, то вижу не реальность «как она есть», а мир, который способно воспринять мое «сенсорное оборудование» – органы чувств; мир, который позволяет мне видеть моя вера; мир, отфильтрованный эмоциональными предпочтениями.

Основы квантовой механики

Известное встречается с неизвестным

За последующее столетие возникла совершенно новая наука, известная как квантовая механика, квантовая физика или просто квантовая теория. Она не заменяет ньютоновскую физику, которая прекрасно описывает поведение крупных тел, т. е. объектов макромира. Она была создана, чтобы объяснить субатомный мир: в нем теория Ньютона беспомощна.

Вселенная – очень странная штука, – говорит один из основателей нанобиологии доктор Стюарт Хамерофф. – Похоже, есть два набора законов, управляющих ею. В нашем повседневном, классическом мире все описывается ньютоновскими законами движения, открытыми сотни и сотни лет назад… Однако при переходе в микромир, на уровень атомов, начинает действовать совершенно иной свод «правил». Это – квантовые законы».

Факты или фантастика? Одно из самых глубоких философских различий между классической и квантовой механикой заключается в следующем: классическая механика построена на идее о возможности пассивного наблюдения за объектами… квантовая механика насчет этой возможности никогда не заблуждалась. – Дэвид Альберт, доктор философии

Факты или фантастика?

Частица микромира может находиться в двух и более местах одновременно! (Один из совсем недавних экспериментов показал, что одна из таких частиц может находиться одновременно в 3000 мест!) Один и тот же «объект» может быть и локализованной частицей, и энергетической волной, распространяющейся в пространстве.

Эйнштейн выдвинул постулат: ничто не может двигаться быстрее скорости света. Но квантовая физика доказала: субатомные частицы могут обмениваться информацией мгновенно – находясь друг от друга на любом удалении.

Классическая физика была детерминированной: исходя из начальных условий, вроде местоположения и скорости объекта, мы можем рассчитать, куда он будет двигаться. Квантовая физика – вероятностна: мы никогда не можем с абсолютной уверенностью сказать, как поведет себя исследуемый объект.

Классическая физика была механистичной. Она основана на предпосылке: только зная отдельные части объекта, мы в конечном счете можем понять, что он из себя представляет. Квантовая физика целостна: она рисует картину Вселенной как единого целого, части которого взаимосвязаны и влияют друг на друга.

И, наверно, наиболее важно то, что квантовая физика уничтожила представление о принципиальном различии между субъектом и объектом, наблюдателем и наблюдаемым – а ведь оно властвовало над учеными умами в течение 400 лет!

В квантовой физике наблюдатель влияет на наблюдаемый объект. Нет никаких изолированных наблюдателей механической Вселенной – все принимает участие в ее существовании.

Наблюдатель

Мое сознательное решение о том, как наблюдать электрон, в некоторой степени будет определять свойства электрона. Если я буду интересоваться им как частицей, то получу о нем ответ как о частице. Если буду интересоваться им как волной – получу о нем ответ как о волне. Фритьоф Капра, физик, философ

Наблюдатель влияет на наблюдаемое

До того, как проводится наблюдение или измерение, объект микромира существует в виде вероятностной волны (строже – в качестве волновой функции).

Она не занимает никакого определенного положения и не имеет скорости. Волновая функция представляет собой лишь вероятность того, что при наблюдении или измерении объект возникнет здесь или там. Он имеет потенциальные координаты и скорость – но мы не будем знать их до тех пор, пока не начнем процесс наблюдения.

«В связи с этим, – пишет физик-теоретик Брайан Грин в книге «Ткань космоса», – когда мы определяем положение электрона, мы не измеряем объективное, ранее существовавшее свойство реальности. Скорее акт измерения плотно вплетен в создание самой измеряемой реальности». Утверждение Фритьофа Капра логически завершает рассуждения Грина: «Электрон не имеет объективных свойств, не зависимых от моего сознания».

Все это стирает грань между «внешним миром» и субъективным наблюдателем. Они, похоже, сливаются в процессе обнаружения – или создания? – окружающего нас мира.

Проблема измерения

Идея о том, что наблюдатель неизбежно влияет на любой наблюдаемый им физический процесс; о том, что мы не нейтральные свидетели происходящего, просто-напросто обозревающие предметы и события, впервые была высказана Нильсом Бором и его коллегами из Копенгагена. Вот почему эти положения часто называют копенгагенской интерпретацией.

Бор утверждал: принцип неопределенности Гейзенберга подразумевает нечто большее, чем невозможность точно одновременно определить скорость и положение субатомной частицы.

Вот как описывает выдвинутые им постулаты Фред Алан Вольф: «Дело не только в том, что вы не можете измерить нечто. Этого «нечто» вообще нет – до тех пор, пока вы не начнете его наблюдать.

Гейзенберг же полагал, что оно существует само по себе». Гейзенберг не решался признать, что до вовлечения в процесс наблюдателя не было никакого «нечто». Нильс Бор не только утверждал это, но и решительно развил свои предположения.

Так как частицы не возникают до тех пор, пока мы не начнем их наблюдать, говорил он, то реальность на квантовом уровне не существует – до тех пор, пока никто ее не наблюдает и не ведет в ней измерения.

До сих пор в научной среде ведутся горячие споры (это стоит скорее назвать яростными дебатами!) о том, является ли именно человеческое сознание наблюдателя причиной «схлопывания» и перехода волновой функции в состояние частицы?

Писательница и журналистка Линн Мактаггарт так выражает эту мысль, избегая научных терминов: «Реальность – это незастывшее желе. Это не сам мир, а его потенциальность. А мы своей причастностью к нему, актом наблюдения и осмысления, заставляем это желе застыть. Так что наша жизнь – неотъемлемая часть процесса создания реальности. Его определяет наше внимание».

Во Вселенной Эйнштейна объекты обладают точными значениями всех возможных физических параметров. Большинство физиков сказали бы сейчас, что Эйнштейн ошибался. Свойства субатомной частицы проявляются только тогда, когда их принуждают к этому измерения… В тех случаях, когда они не наблюдаются… параметры микросистемы пребывают в неопределенном, «туманном» состоянии и характеризуются исключительно вероятностью, с которой может реализоваться та или иная потенциальная возможность. – Брайан Грин, «Ткань космоса» Зачем

Квантовая логика

Квантовая логика На вопрос о том, остается ли электрон неизменным, мы вынуждены ответить: «Нет». Если нас спрашивают, изменяется ли со временем положение электрона, мы должны сказать: «Нет». Если нам задают вопрос, остается ли электрон в покое, мы отвечаем: «Нет». На вопрос о том, находится ли электрон в движении, мы говорим: «Нет». – Дж. Роберт Оппенгеймер, создатель атомной бомбы

Квантовая логика Джона фон Неймана выявила главную часть проблемы измерения: к измерению приводит лишь решение наблюдателя. Это решение ограничивает степени свободы квантовой системы (например, волновой функции электрона) и таким образом влияет на результат (реальность).

УДК 130.3:612

СОЗНАНИЕ И КВАНТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Е.М. Иванов

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Предложен оригинальный подход к решению психофизической проблемы, в основе которого лежит философски переосмысленная «многомировая» интерпретация кантовой механики Х. Эве-ретта, а также идея М. Менского о тождестве сознания с процессом селекции квантовых альтернатив. Дается объяснение видимого психофизического взаимодействия и процессов редукции волновой функции в квантовой механике.

Ключевые слова: сознание, психофизическая проблема, квантовая физика.

Consciousness and Quantum Reality E.M. Ivanov

The original approach to the decision of a mind-body problem which basis on philosophically rethought of H. Everett"s «multiworld» interpretation of quantum mechanics and also M. Mensky"s idea about identity of consciousness with process of selection of quantum alternatives is offered. The explanation of visible psychophysical interaction and processes of a reduction of wave function in the quantum mechanics is offered.

Key words: consciousness, mind-body problem, quantum physics.

В данной статье предложено оригинальное развитие идей М.Б. Менского, изложенных в статье «Концепция сознания в контексте квантовой механики»1. Концепция Мен-ского основана на многомировой интерпретации квантовой механики, предложенной еще в 1950-х гг. американским физиком Х. Эвереттом2 в качестве средства преодоления концептуальных трудностей в основаниях квантовой механики, возникающих в связи с постулатом редукции волновой функции.

Парадоксальность процедуры редукции заключается в том, что она никоим образом не может быть получена как результат шре-дингеровской эволюции вектора состояния как исходной системы, так и объединенной системы, состоящей из квантовой системы и измерительного прибора. Измерение с физической точки зрения есть взаимодействие квантовой системы с измерительным прибором, и как таковое оно, конечно, может быть описано с помощью уравнения Шредингера. Пусть прибор до измерения находится в квантовом состоянии |Р>, а измеряемая квантовая система в суперпозиционном состоя-

нии |Ф> = с 11ф 1> + с2|ф2> (где |ф 1> и |ф2> -собственные функции оператора измеряемой величины). Тогда состояние совместной системы «квантовый объект + прибор» до измерения представляется произведением: |Р>|Ф> = |с1|ф1> + с2|ф2>||Р>. После взаимодействия, в силу линейности шредингеров-ской эволюции, мы получим суперпозицию, описывающую совместное состояние квантовой системы и прибора: |С> =с1|ф1>|р1> + с2|ф2>|р2>, где |р1> и |р2> - состояния прибора после измерения означающие, соответственно: «прибор показал значение р1» и «прибор показал значение р2». Таким образом, после взаимодействия с квантовой системой прибор также переходит в состояние суперпозиции, что противоречит тому очевидному факту, что, посмотрев на показания данного прибора, мы всегда находим его в каком-то определенном состоянии: либо |р1>, либо |р2>. Ситуация не меняется и в том случае, если мы попытаемся учесть также и взаимодействие системы «объект + прибор» с человеком-наблюдателем, который считывает показания данного прибора. Квантовомеха-нический анализ показывает, что как только наблюдатель видит показание прибора, он также переходит в суперпозиционное состояние и, следовательно, не способен однозначно определить в каком из двух альтернативных состояний находится прибор. Все это явно противоречит здравому смыслу и требует объяснения.

Оригинальное решение проблемы измерения дает многомировая интерпретация квантовой механики Эверетта. По сути, она основана на буквальном истолковании кван-товомеханического описания взаимодействия квантовой системы, прибора и наблюдателя. Результатом этого процесса является суперпозиционное состояние вида: с1|ф1>|р1> >|^1> + с2|ф2>|р2>^2> (где |£1> и - альтернативные состояния наблюдателя), которое буквально означает, что субъект с вероятно-

© Е.М. Иванов, 2009

стью |с 1|2 наблюдает величину рь характеризующую состояние прибора после измерения, и с вероятностью |с2|2 - величину р2. В силу линейности уравнения Шредингера никакой физический процесс не способен мгновенно уничтожить одну из компонент суперпозиции, оставив неизменной вторую. Следовательно, если мы считаем квантовую механику полной и замкнутой теорией, мы должны признать, что обе компоненты суперпозиции продолжают существовать и после измерения. Эверетт интерпретирует эту ситуацию следующим образом: никакой редукции волновой функции в процессе измерения не происходит, но происходит «расщепление» Вселенной на два экземпляра, которые тождественны во всех отношениях за исключением считываемых субъектом показаний прибора, регистрирующего результат данного эксперимента. Во Вселенной! он видит значение рь а во Вселенной2 - значение р2. Это означает, что и субъект-наблюдатель «расщепляется» на два экземпляра («двойника»), которые одинаковы во всех отношениях за исключением того, что первый обнаруживает себя во Вселенной! и наблюдает показание прибора рь а второй - во Вселенной2 и, соответственно, наблюдает р2.

Уже в теории Эверетта сознание оказывается тесно связанным с процессом селекции элементов квантовой суперпозиции. Именно расщепление сознания ведет к видимому эффекту «редукции» волновой функции: мы видим вполне определенный результат измерения именно потому, что наше сознание расщепилось вместе со Вселенной и способно видеть только одну из компонент исходной суперпозиции. Однако в этой теории не ясно, что представляет собой сознание само по себе. Менский делает следующий, вполне логичный шаг и постулирует, что сознание - это есть не что иное, как сам «процесс разделения квантового состояния на компоненты». В частности, он пишет: «Способность человека (и любого живого существа), называемая сознанием, - это то же самое явление, которое в квантовой теории измерений называется редукцией состояния или селекцией альтернативы, а в концепции Эверетта фигурирует как разделение единого квантового мира на классиче-

ские альтернативы» .

В целом, принимая идею о связи сознания с процессом «селекции альтернатив», мы тем не менее полагаем, что нет необходимости связывать ее с эвереттовским расщеплением Вселенной на «одинаково реальные» дубликаты и субъекта - на множество «одинаково реальных» двойников. Оба эти положения влекут ряд затруднений, от которых, однако, можно легко избавиться, если представить процесс «селекции альтернатив» несколько иначе.

Отметим вначале очевидные недостатки эвереттовской интерпретации процесса измерения. Начнем с тезиса о «расщеплении» Вселенной на множество «дубликатов», каждый из которых соответствует одному из членов суперпозиции состояния исследуемой квантовой системы. Во-первых, сама идея, что Вселенная как целое расщепляется на множество «одинаково реальных» дубликатов только из-за того, что я произвел какие-то эксперименты с приборами и микрообъектами, кажется совершенно фантастической. Каким образом мои столь ничтожные действия могли произвести столь грандиозный по масштабам результат? Этот недостаток отмечает, в частности, и Менский4. Еще большие проблемы порождает идея «расщепления» субъекта-наблюдателя на множество двойников, каждый из которых обнаруживает себя в одной из «параллельных Вселенных». Мы должны в этой ситуации либо признать абсурдную идею возможности «раздвоения "Я"» - возможности существования двух не связанных друг с другом отношением единства сознания индивидов, имеющих одно и то же «Я», либо признать, что малейшее изменение в моем восприятии способно разрушить себетождественность моего «Я». И то, и другое представляется контринтуитивным. Таким образом, мы должны отказаться от признания существования и множества Вселенных (Мультиверса), и «множественной личности», т.е. должны признать, что «в действительности» существует только одна Вселенная и каждый человек существует в виде единственной персоны.

Как этот вывод совместить с идеей, что функция сознания совпадает с функцией «селекции альтернативы» в квантовом измерении? Ясно, что селекция альтернатив неразрывно связана с их чувственным восприяти-

ем. Сознание выбирает именно то, что мы чувственно воспринимаем. И наоборот, то, что выбирает наше сознание в процессе селекции альтернативы - это и есть то, что мы воспринимаем. Можно сделать вывод, что выбор альтернативы и чувственное восприятие - суть одно и то же. Куда же в таком случае деваются другие альтернативы - которые мы не воспринимаем? Они остаются там, где они и были, - в составе изначальной суперпозиции.

Здесь уместно вспомнить о классической борновской «вероятностной» интерпретации вектора состояния. Согласно её буквальному пониманию квантовое состояние до измерения описывает лишь распределение вероятности получить те или иные результаты измерения определенной физической величины. Нет оснований думать, что эта величина существуют в действительности как что-то определенное до того, как мы произвели измерение. Такое предположение даже противоречит формализму квантовой механики. Следовательно, до измерения квантовая система существует лишь в виде совокупности «сущих возможностей» (потенций) и только измерение переводит одну из этих возможностей в актуальное состояние.

Актуализация связана с наблюдением, а наблюдение всегда сопряжено с чувственным восприятием. Поэтому мы вполне законно можем предположить, что актуализация и чувственное восприятие - суть одно и то же. Восприятие переводит одну из компонент суперпозиции в акт, тогда как все остальные (невоспринимаемые) по-прежнему пребывают там, где они и были, - в сфере потенциального бытия. При этом восприятие (актуализация) никакого физического воздействия на вектор состояния не оказывает, в том числе и на ту компоненту, которую она актуализирует. Актуализация (т.е. «чувственное осознание») как бы просто «помечает» ту или иную компоненту суперпозиции, что никак не влияет на физическое состояние квантовой системы, на эволюцию ее квантового состояния, но влияет на последующие актуализации.

Для того чтобы получить реалистическую теорию квантовых измерений, мы должны наложить на процессы актуализации («маркирования»), по крайней мере, два ус-

ловия: самосогласованности и интерсубъективности. Первое требует, чтобы каждая последующая актуализация согласовалась с результатами предыдущих. Например, если в первом измерении (одной и той же квантовой системы) актуализация «пометила» («маркировала») компоненту ф! (что соответствует в нашем примере восприятию наблюдаемой р^ и, соответственно, не «маркировала» компоненту ф2, то в следующем измерении может быть «маркирована» только та компонента новой суперпозиции, которая эволюционно происходит от «маркированного» состояния фь но никогда не будет «маркирована» какая-либо компонента, которая происходит из ранее «немаркированного» состояния ф2, хотя ее «потомки» никуда не исчезают и на равных правах с «потомками» ф! присутствуют в итоговой суперпозиции. Собственно, именно это условие самосогласованности и порождает иллюзию «редукции» вектора состояния: поскольку «немаркированные» компоненты суперпозиции никогда не дают «маркированных» «потомков» и не становятся объектом восприятия, ими можно пренебречь.

Условие интерсубъективности требует, чтобы результаты восприятия разных субъектов были взаимно согласованы, т.е. если я в процессе квантового измерения увидел, что прибор показывает значение р! (и, следовательно, актуализировалось состояние ф!), то это же самое увидит и мой приятель, наблюдающий за экспериментами. Таким образом, все актуализации состояний квантовой Вселенной взаимно согласованы, что создает общий интерсубъективный «видимый мир».

Наша концепция существенным образом отличается от теории Эверетта - Менского. Во-первых, ничего не расщепляется - ни Вселенная, ни наблюдатель. Во-вторых, в концепции Эверетта - Менского каждое наблюдение «выделяет» некую «классическую альтернативу», описывающую состояние Вселенной в целом. В нашей модели актуализация совпадает с чувственным восприятием, поэтому достаточно лишь перехода в «актуальный план» состояния некоторой части мозга, отвечающей за сенсорное восприятие (назовем её условно «сенсориум»). Следовательно, каждое измерение фиксирует не «состояние Вселенной», а лишь частное,

Философия

привязанное к определенному субъекту «состояние восприятия Вселенной», представленное в «сенсориуме». Заметим также, что если наблюдение не производится, то нет смысла описывать квантовое состояние в виде той или иной суперпозиции. Последняя имеет смысл только по отношению к тем или иным видам измерений - как результат разложения данного квантового состояния по собственным векторам оператора измеряемой величины. Таким образом, вместо Муль-тиверса (совокупности параллельных Вселенных) мы имеем квантовое состояние Вселенной, описываемое некоторым вектором состояния. Если представить, что это состояние определено в каждый момент времени, то соответствующий «всевременной» вектор состояния будет описывать все возможные (физически допустимые) результаты любых измерений, осуществляемых в разные моменты времени (Универсум физически возможного).

Поскольку этот «всевременной» вектор состояния Вселенной представляет собой некую себетождественную стационарную структуру, его можно уподобить кристаллу, в котором изначально «записаны» любые возможные «восприятия Вселенной». Назовем эту структуру Квантовый кристалл. Процесс актуализации (восприятия) можно представить в таком случае как некую «волну возбуждения», которая распространяется внутри Квантового кристалла вдоль временной оси и движется при этом как совокупность «точек» (каждая из которых представляет индивидуальное сознание), которые перемещаются не хаотично, а по неким самосогласованным и взаимосогласованным траекториям, но воздействия на сам Квантовый кристалл не оказывают.

Ясно, что сознание должно выполнять какую-то полезную для его носителя работу, осуществлять какие-то важные функции. Интуитивно кажется очевидным, что сознание -это и есть то во мне, что воспринимает, мыслит, понимает и принимает на основе понимания и осмысления воспринятого те или иные поведенческие решения. Однако выше мы, вслед за Менским, связали процесс осознания исключительно с актуализацией квантовых альтернатив. При этом действие сознания сводится только к селекции элементов

квантовой суперпозиции состояний человеческого мозга, выделению («маркировке») одного из элементов этой суперпозиции и его актуализации (восприятию). В силу требования самосогласованности последующие актуализации зависят от предшествующих, что и создает иллюзию «редукции состояния». Таким образом, действие осознания сводится к редукции состояния. Но она, согласно принципам квантовой механики, осуществляется случайным образом (с учетом весовых коэффициентов, приписываемых членам суперпозиции). Тогда получается, что функция сознания, образно говоря, сводится к «бросанию игральных костей» и, затем, «маркировке» случайным образом выбранного элемента суперпозиции. Ясно, что этого недостаточно, чтобы утверждать, что сознание «что-то осмысляет», «понимает» или «принимает решение». Конечно, и такая примитивная функция «случайного выбора компоненты суперпозиции и редукции остальных членов», как заметил Менский, также весьма полезна для живого организма, поскольку она (в силу условий самосогласованности и интерсубъективности) ведет к стабилизации и преемственности видимой картины окружающего мира.

Если сознание действительно является субъектом осмысления, понимания и принятия решения, то оно должно не просто «бросать кости» и «маркировать» выбранные состояния (переводя их в чувственно воспринимаемые), но должно быть способно осуществлять их селекцию осознанно, разумно и целесообразно. Относя такие разумные и целесообразные выборы к процессу чувственного восприятия окружающего мира, мы приходим к фантастической гипотезе, что сознание способно целенаправленно влиять на выбор окружающей нас реальности.

Но функция сознания, очевидно, не сводится к функции восприятия. Оно не только воспринимает, но и понимает воспринятое и на этой основе принимает осознанное поведенческое решение. Естественно предположить, что если в акте чувственного восприятия внешнего мира выбор члена суперпозиции осуществляется случайно (в соответствие с предсказаниями квантовой физики), то в процессе восприятия собственного поведенческого решения выбор актуализируемой

компоненты суперпозиции происходит уже «осознанно», учитывая возможные последствия данного выбора и т.д. Выбор осуществляется на основе понимания воспринимаемой информации и оценки значимости предполагаемого действия. При этом вероятность актуализации (восприятия) той или иной компоненты суперпозиции уже не будет целиком определяться предсказаниями квантовой механики (поскольку селекция альтернатив осуществляется осмысленно и целесообразно, а не случайным образом). Действие механизма восприятия «принятых решений» (в отличие от механизма восприятия внешнего мира) будет, таким образом, создавать иллюзию нарушения законов физики, которое наблюдатель может истолковать как результат воздействия на него некоей сторонней «силы», существенно изменяющей предписываемое квантовой механикой распределение вероятностей. Подчеркнем, что это «смещение вероятностей» будет происходить лишь в восприятии субъекта (а также в восприятии других субъектов - в силу условия интерсубъективности), но не будет оказывать никакого воздействия на реальные физические процессы.

Получается, что всякое наше действие, которое представляется нам осознанным и разумным (производится именно нашим «Я», а не телесной автоматикой), является таковым лишь в нашем восприятии. Чисто физически наше тело «осуществляет» (в потенциальном плане, конечно) сразу все действия (и разумные, и неразумные), которые ему предписывают законы квантовой физики. Например, если в меня летит камень и я осознанно уклоняюсь от столкновения с ним, то это действие физически существует в составе суперпозиции с другими возможными действиями, некоторые из которых менее разумны и могут привести к травме. Однако мое сознание чувственно воспринимает только то действие, которое представляется мне наиболее осмысленным и целесообразным. В силу же условия самосогласованности только это действие будет зафиксировано в памяти, а в силу интерсубъективности - зафиксировано в восприятии и памяти других субъектов.

Предложенная концепция «сознания в квантовом мире» разрешает основные концептуальные проблемы, которые возникают как в связи с анализом психофизического отношения, так и в связи с проблемой измерения в квантовой механике. Анализ проблемы измерения ведет к двум противоречащим друг другу выводам:

1) сознание (наблюдателя) неизбежно должно учитываться в физической картине мира;

2) сознание не может быть описано и объяснено с помощью математического аппарата квантовой теории.

К аналогичному парадоксу ведет и анализ психофизического отношения. Здесь также противоречие: во-первых, сознание должно действовать в физическом мире; во-вторых, физический мир причинно замкнут (в силу действия законов сохранения) и, следовательно, воздействие сознания на физические процессы невозможно.

Оба противоречия в нашей модели легко разрешаются. Сознание не описывается в рамках физического формализма, но оно должно учитываться при анализе чувственного восприятия физической реальности. Оно не воздействует на физические процессы, но, селективно действуя на процесс восприятия физической реальности, создает иллюзию психофизического взаимодействия. Всякое действие сознания в мире сводится лишь к выбору и актуализации тех компонентов Квантового кристалла (Универсума физически возможного), в которых это действие уже физически (потенциально) осуществлено. Например, мое сознание не действует на мою руку, набирающую данный текст, но лишь актуализирует ту часть Универсума возможного, в которой я уже заранее «изображен» набирающим этот текст. Сознание просто выбирает для восприятия ту часть реальности, в которой мое тело осуществляет желаемое мною действие.

Примечания

1 Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики // УФН. 2005. Т.175, № 4. С.413-435.

2 Everett H. «Relative State» Formulation of Quantum Mechanics // Rev. Mod. Phys. 1957. Vol. 29, № 3.

Менский М.Б. Указ. соч. С. 426. 4 Там же. С. 424.

отрывок из статьи

Михаил Заречный

Квантовая физика, время, сознание, реальность

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Андрей: - Михаил, насколько я представляю, многие прозвучавшие выводы построены на основании наблюдения над элементарными частицами. Насколько это может быть справедливо для макроскопических тел?

Теория запутанных состояний и теория декогеренции формулируется не в категориях частиц, а в категориях систем и подсистем, содержащих любое число частиц. Сейчас проведены первые опыты по квантовым корреляциям в системах, содержащих макроскопическое число частиц.

Перенос же выводов этих теорий на все окружающие нас системы, конечно же, является гипотезой.

Татьяна: - Михаил, мне почему-то кажется, что божественность, или просветление возможно, но не просто так - взамен ты должен заплатить определённую цену. Ты должен избавиться от боли, радости, счастья, горя, желаний, фантазий…. Получается, что у тебя вообще не будет ничего того, что связано с чувствами. И мыслей с вопросами, кстати, тоже не будет - зачем, ты и так все видишь и знаешь. Зачем мне эта пустота! Это ведь неинтересно. Интересно только тогда, когда значимо!

Тань, следи, кто тобой сейчас управляет, откуда идёт твой вопрос! Пустота для обычного человека звучит, как опустошенность. Ум ведь жаждет иллюзий, жаждет иллюзорной жизни, и воспринимает всё в тех границах и представлениях, в которых живет. А состояние Просветления выходит за рамки любых представлений. Ум никогда не вместит этого. Просветлённый человек проживает всё, что только возможно в этом мире. Он присутствует всюду, даже в гневе и страхе, блаженствуя, удивляясь и радуясь. Его никак нельзя назвать безучастным, бесчувственным или всезнающим. Скорее, наоборот - он весел, лёгок, игрив и очень любознателен. В нём покой, радость, любовь и смех, - хотя внешне это может выглядеть как угодно. А насчёт пустоты, так пустота в состоянии Просветления есть, но это не означает отсутствие чего-либо. Это пустота Дао. Пустота для Мастера - это отсутствие несвободы, отсутствие зависимости, это состояние ничем не занятого и необусловленного сознания. Она ничем неотличима от наполненности, но наполненности без зависимости. И ещё. Ум - это не есть состояние жизни. Ум - это состояние выживания. Ум никогда не сделает тебя счастливой. Счастье - это состояние присутствия в чём-то, сопричастности чему-то без зависимости, это состояние не-ума, т.е. владения умом без зависимости и отождествления с ним.

Елена: - Михаил, а Вы стремитесь достичь это высшее состояние Сознания?

Скорее нет, чем да. Если вы к этому будете стремиться, вы никогда его не достигните. Усилия тут скорее не нужны, чем нужны. Я так просто живу, и всё.

Сергей: - Михаил, а можно ли предсказать, что ждёт наш мир в будущем. Будет ли то, что называют "концом света"?

В качестве гипотезы, описывающей возможный конец света, можно рассмотреть следующий сценарий.

Сейчас, когда человек всё более и более отчуждается от себя, от своей жизни, его психика фрагментирована, разные её части, подобно лебедю, раку и щуке, тащат человека в разные стороны. Это означает нарастающий конфликт и напряжённость между различными частями психики, и рост напряжения в структуре "Я".

Из физики известно, что при достаточном градиенте энергии виртуальные состояния становятся реальными, локальными, "классическими".

При каком-то пороговом значении напряжённости возможен фазовый переход, когда подавленные сознанием образы, желания, страхи, архетипы коллективного бессознательного и т.д. материализуются, и подавленные Страхи, Ужасы, Вожделения, Бесы станут такой же реальностью, как и та, которая нас сейчас окружает.

И в древних книгах, как известно, говорилось, что перед "концом света" будет множество знамений. Знамения - это локальная материализация "сновидческих" образов и прочих структур "тонкого" мира.

Это происходит и сейчас (например, мироточение икон), только в не очень заметных масштабах (пока)

А когда случиться глобальный фазовый переход, каждый получит в реале то, о чём думает на самом деле, получит материализацию тех мыслей и образов, которые в нём наиболее энергетически проявлены.

Большинство получит материализацию своих страстей (бесов), которые будут их удовлетворять, вплоть до полного распада. Кому-то это будет мучительно (материализация страхов и т.д.), кому-то - приятно. Кому-то - мучительная смертушка, кому-то - лёгкая и приятная эвтаназия.

Верующие получат по вере своей, кто-то из них увидит "второе пришествие", а кого-то будут искушать до скончания веков бесы. Но даже для увидевших "второе пришествие" и попавших в "рай" это будет лишь отсрочкой, выигрышем времени.

Из общих соображений квантовой физики можно ожидать, что в дальнейшем все подсистемы Вселенной ждёт обратный переход из локального (классического) в чисто-квантовое (запутанное, нелокальное) состояние. В Веданте подобное состояние Вселенной называется периодом Великой Пралайи, когда не существует ничего проявленного, включая пространство и время.

Реально спасутся лишь те, кто осознал своё бытие вне материальных форм, и сформировал самоосознающую себя структуру, способную быть таковой даже в чистом запутанном состоянии.

Им, по всей видимости, уготовано стать одними из Богов, ибо подобная структура в принципе способна создавать своё пространство событий, свою классическую реальность.

Итак, цепочка проста: ускорение технологического развития -> рост отчуждённости от жизни и себя, рост напряжённости в структуре "Я" -> фазовый переход (материализация "тонких" миров), именуемый по традиции концом света.

Александр: - В эзотерической и психологической литературе я часто встречаю термин "осознавание", он часто звучал и сегодня. Я понимаю его как наблюдение, свидетельствование. Это так?

Почти. Только это не только наблюдение, это РАЗЛИЧЕНИЕ, то есть выделение отдельных компонент чего-то. Применительно к нам это видение своих реакций, видение составляющих переживания, составляющих восприятия, это возможность ИССЛЕДОВАТЬ его. Это просто понимание того, что сейчас происходит вокруг тебя и с тобой. Именно происходит, происходит с твоим участием, а не "случается" с тобой. Для осознавания нужно быть внимательным ко всему, что с вами происходит. Например, если вас оскорбили - увидеть, какие мышцы и где напрягаются, как меняется дыхание, на какой мысли (типа - "так со мной нельзя. И с другими людьми - тоже. Я должен воспитать тебя. Сейчас ты получишь!") сужается наш ум. Исследовав своё переживание, увидев его, мы теряем зависимость от объекта, его вызвавшего. Мы попадаем в тот неизменный центр, который не затрагивает никакое периферическое движение, - которое идёт, нисколько не меняя нашего состояния.

В освоении наблюдения, свидетельствования есть немало маленьких тонкостей. Часто человек говорит "я наблюдаю", а на деле он не наблюдает, а фиксирует какие-то события или свои состояния. Так происходит, когда человек целенаправленно что-то делает, и видит несоответствие происходящего с тем, что он хочет. Эти несоответствия фиксируются, и ощущаются как озабоченность или беспокойство. Понаблюдайте, пожалуйста, за своим дыханием - я помолчу минутку. Кто заметил, что его дыхание изменилось? (большинство поднимают руки). Вот то-то и оно. Если дыхание изменилось, это была фиксация, а не наблюдение. Для наблюдения, свидетельствования необходима высокая степень незаинтересованности в происходящем. Имейте в виду, что у нас есть привычка - если мы на что-то смотрим, нам сразу хочется что-то с этим сделать. А делать ничего не надо - надо просто наблюдать. Чтобы не происходило, самого наблюдателя это никак не касается. Именно отсюда и рождается знание ситуации нутром.

Есть ещё одна типичная ошибка в освоении свидетельствования. Свидетельствование не предполагает отстранённости от собственных мыслей и эмоций, как это многие думают. Оно предполагает любую степень вовлечённости - полностью на ваше усмотрение. Это именно то состояние, когда абсолютный покой и сильнейшие эмоции и переживания находятся в состоянии суперпозиции, существуя одновременно и проявляясь вовне осознанно, целиком по вашему усмотрению.

Способность к осознаванию - имманентное свойство всего сущего, которое проявлено, как уже говорилось, на разных уровнях. Осознаём мы и телом, и умом, и всеми органами чувств.

Обычный человек осознаёт себя лишь частично, он осознаёт происходящее благодаря уму. Ум - только часть сознания, сознание на уровне ума. Именно эта часть решает, что хорошо для нас, а что плохо, что надо делать, а что нет, и пытается контролировать наше поведение. Но контроль в ситуациях, требующих спонтанного действия, невозможен, - хотя в ситуациях, не требующих ничего кроме болтовни, жестикуляции или известного алгоритма поведения, ум с этой задачей вполне справляется. Мы можем решить не гневаться, не тревожится, не скучать, не ругаться с тёщей, быть счастливыми и благодушными, расслабленными и естественными, не курить, делать утром зарядку, и что? За этими решениями нет силы. Ум - самая бессильная часть нашего сознания. Ум может решать, но у него нет силы воплотить в жизнь свои решения. Почти вся сила и энергия находится в подсознании, и реальное осуществление всех наших действий осуществляется именно подсознанием. Эта часть имеет энергию - но она полностью слепа, она не может решать. Мы сознательно принимаем те или иные решения, но исполняет их наше бессознательное.

Ум пытается контролировать работу подсознания, но полный контроль невозможен: часть (сознание ума) не может контролировать целое. И возникает конфликт между нашей сознательной и бессознательной частью, конфликт между мыслью и желанием, мыслью и действием. Вы можете пытаться усилить контроль над своими желаниями и действиями, но чем более вы в этом преуспеете, тем более искусственными, шизофреничными, фальшивыми и лицемерными вы станете. Вы будете искать и примерять к себе всевозможные роли и маски, - и в конце концов потеряете своё подлинное бытие.

Выйти из этого конфликта можно двумя путями. Первый - это убрать контроль ума, и превратится в целостное, но бессознательное животное. Способов тут немеряно, и алкоголь - только один из них. Второй - сделать бессознательное сознательным, осознать его. И осознать работу ума. Нужно увидеть и пережить внутренние конфликты, осознать их - это и откроет дорогу сознательному, сознательному на гораздо более высоком уровне, чем сознание ума. Именно этот путь прошли Будда и Христос, Лао-цзы и Бодхидхарма… Возможность же перепрограммировать ум так, чтобы уменьшить конфликты между ним и бессознательным (этим занимаются многие направления психологии, НЛП и т.д.) - это только отсрочка, заметание мусора под ковёр, ведь человек всё равно остаётся бессознательным по отношению к этим видоизменённым программам.

В процессе осознавания бессознательное растворяется в сознательном, в этом исчезает наша обусловленность внешним и автоматизм реакций. Мы становимся более свободными и цельными, внутри у нас всё меньше и меньше конфликтов. В пределе мы осознаём себя не как тело, не как ум, не как совокупность представлений о себе, а как Сознание, которое было, есть и будет всегда.

К слову сказать, очарование опасности и риска в том и состоит, что нет времени на размышление, мы вынуждены действовать сразу, спонтанно. В эти моменты вместо мысленной жвачки происходит осознавание себя в спонтанности, вне ума… и мы потом долго вспоминаем эти моменты как моменты подлинной жизни. Подлинная жизнь - это жизнь в спонтанности, вне контроля представлений, которые стали барьером между нами и миром. И мы на занятиях, как вы заметили, часто требуем такого выполнения упражнений, чтобы оценивающий ум не успевал включиться, зафиксировать что-то, стать барьером. Поэтому многие симоронские техники, типа отыгрыша меток или работы в отражениях, дают практически мгновенный эффект за счёт снятия фиксаций ума, идущих от представления о значимости тех или иных объектов. А когда мы не цепляемся за что-то внешнее, умирает всё то, что НЕ ТЫ, и мы мало-помалу попадаем в центр Сознания. Так и обеспечивается постепенное движение от бессознательности к осознанности - если, конечно, правильно этим пользоваться. А правильно - это значит просто исследовать, осознавать себя, не стараясь чего-либо получить, привязать что-то к каким-то ожиданиям, причинам и следствиям.

Хочу также, на всякий случай, сказать, что мы вовсе не призываем отказаться от ума или чего-то ещё. Речь идёт об отказе к привязанности и обусловленности ими, от отождествления с ними.

Вопрос ведь простой, - или ты владеешь своими представлениями, или они владеют тобой. Или ты имеешь знания, или знания имеют тебя. Либо ты ешь курочку, либо курочка ест тебя

Дмитрий: Михаил, а не происходит ли так, что квантовое рассмотрение справедливо для маленьких масштабов, а для обычных, привычных для нас, оно переходит в классическое, и никаких особенностей, о которых ты говорил, в привычном для нас мире нет?

Действительно, при выполнении некоторых условий, а именно - малость изменения потенциальной энергии на масштабах длины волны де Бройля, - уравнения КМ переходят в уравнения классической физики, и уравнения движения макроскопических тел возникают как предельный переход уравнений КМ (т.н. теорема Эренфеста).

Это вовсе не значит, что квантовых свойств в "привычном для нас мире" нет. Например, спектр излучения Солнца, как и лампочки, как и атома водорода, описывается исключительно квантовыми формулами, а самый обычный магнит своему существованию обязан исключительно квантовым эффектам.

Но дело даже не в этом. Основной квантовый дуализм, это не дуализм "волна-частица", как считалось вплоть до 80х годов прошлого века, а дуализм "локальность-нелокальность". Этот дуализм существует для всех тел, всех частиц. Сейчас я, как локальный объект, стою перед вами. А как квантово-нелокальная структура присутствую "везде и всегда".

Валентина: - Михаил, а существует ли Вселенная без наблюдателя?

Без наблюдателя мир и существует, и не существует. Любая замкнутая система находится в чистом запутанном состоянии, и в ней нет никаких локальных, классических объектов. Локальные (классические) объекты существуют только для подсистем (наблюдателей), обменивающихся между собой энергией.

Мы всегда можем (формально) выделить в мире какой-то объёкт (подсистему), и этот объект + оставшаяся часть Вселенной и образуют замкнутую систему, в которой сохраняется когерентность состояний. Вот этот объект и является наблюдателем, он способен при взаимодействии разделять компоненты вектора состояния в оставшейся части Вселенной. Этих наблюдателей - бесконечное множество, но их, в некотором смысле, нет - есть только целостная система, а наблюдатели существуют только друг для друга. Каждый наблюдатель создаёт свой собственный мир, но другие наблюдатели также принимают в этом участие. Так что Вселенная существует и благодаря нам с вами!

То, о чём мы сегодня говорили - во многом игры ума, игры ума на уровне представлений квантовой физики, многие из которых, правда, подтверждены экспериментально. Иногда эти игры ума полезны, за них некоторым даже платят деньги.

А не являются играми от ума свидетельствования мистиков. Будда просмотрел миллионы иллюзорных миров. Мистики сходятся, что существует только Единое. Это много тысяч лет назад было сформулировано в знаменитом высказывании "Это - ТО". Единое называют по разному, чаще всего, в последнее время, его зовут Сознание. Мы называем его ЧЗС Вселенной в целом.

Валентина: - Михаил, а почему же все люди воспринимают мир примерно одинаково, если мир каждого наблюдателя, как ты говоришь, субъективен?

Хороший вопрос. Поскольку органы восприятия и накопления информации об окружающем мире у людей в целом довольно похожи, и имеют обычно дело с объектами с высоким уровнем классических корреляций, то и миры, в которых оказываются люди, тоже довольно похожи. Однако причина иллюзии "объективности" мира не только в этом. Она в тех фиксациях нашего внимания, которые социально обусловлены, она в общей системе понятий, которым пользуется человечество, и постоянном внутреннем диалоге почти каждого из нас. Эти причины и фиксируют точку сборки практически всех людей в очень близкой позиции, не позволяя большинству людей смотреть на мир из других участков спектра сознания.

Многие слышали о возможности двигать точку сборки, собирая таким образом самые различные миры вокруг себя. Я читал подобные описания у Кастанеды и Мареза, а так же сам, в порядке эксперимента, не раз попадал на полосы звериного восприятия. Мир там выглядит совсем иначе. Также, данные этнопсихологии и психологии первобытных племён говорят о том, что даже особями вида homo sapiens мир воспринимается очень по-разному.

Александр: - Михаил, а можно ли сказать, что такое физическая смерть, и что нас ждёт после неё?

Попробую (улыбается).

Как мы уже говорили, любой объект представляет совокупность взаимодействующих квантовых полей, отличающихся энергией взаимодействия с окружением. Та часть полей, которая наиболее сильно взаимодействует с окружением, характеризуется низкой степенью запутанности, и переходит в проявленное, локальное, классическое состояние. А та часть полей, которая взаимодействует с окружением слабо, характеризуется высокой степенью запутанности и остаётся в нелокальном, суперпозиционном состоянии.

Между этими уровнями бытия могут быть все промежуточные звенья, отличающиеся по энергии взаимодействия, - и, стало быть, по степени запутанности и нелокальности. Для каждого "звена" из этой цепочки существует своё пространство событий, со своей метрикой пространства и времени, где и реализуется его Бытиё.

Напомню, что в "этом мире" измерения (наблюдения) мы проводим не над всеми квантовыми полями, а только над теми, которые характеризуются достаточно сильной энергией взаимодействия с другими полями, т.е. с электромагнитным излучением, атомами, молекулами и т.д. В результате этих измерений мы, к примеру, видим ствол дерева, осязаем его, чувствуем запах и т.д.

По школьной привычке многие считают, что физические поля возникают как результат взаимодействия "плотной" материи, - электронов, атомов, ядер и т.д. То есть вещество первично, а поле вторично. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, что с разрушением материальной формы ВСЕ поля, соответствующие данному объекту исчезают. Это не так, вещество и элементарные частицы точно так же могут быть описаны как возбуждения квантовых полей (т.н. представление вторичного квантования). Эти два способа описания совершенно равноправны, иногда удобнее использовать первый способ, иногда – второй. По большому счёту, любая материальная структура, включая элементарные частицы, возникает как результат декогеренции окружением квантового нелокального состояния.

То есть, когда какой-либо объект "умирает" в материальном мире, мы можем лишь сказать, что характеристики "плотной" части квантовых полей данного объекта существенно меняются. Квантовые поля, характеризуемые меньшей энергией взаимодействия, остаются вне нашего инструментального наблюдения.

Из общих соображений квантовой теории информации и теории декогеренции можно сказать, что в этих полях может храниться значительная часть информация о жизни объекта, и они могут сохраняться неизмеримо дольше, чем его материальная форма, ибо гораздо слабее взаимодействуют с окружением. Измерения с использованием эффекта Кирлиан подтверждают это, - например, если обрезать часть живого листа, то кирлиановское изображение долгое время будет показывать целый лист.

Конечно, в этих полях записывается не вся информация, а некое её усреднение. Процессы, идущие с большой скоростью, присущей более "плотным" полям в силу большей энергии взаимодействия, не могут оставить след в более "тонких" слоях. Это похоже на то, как кинокамера, снимающая костёр, записывает только информацию о форме, цвете и яркости огня, но не способна записывать координаты и импульсы всех молекул и атомов, участвующих в процессе.

Без сомнений, эти "тонкие" поля могут, хоть и слабо, взаимодействовать с тем, что мы называем материальным миром, т.е. с "плотными" полями, характеризуемыми большой энергией взаимодействия и высоким уровнем классических корреляций. И способны как передавать ему обратно накопленную информацию, так и взаимодействовать с другими образованиями, в том числе и более "тонкими", отдавая что-то им и получая что-то от них.

Если и эти поля "погибнут" в результате взаимодействия со своим окружением – найдутся ещё более слабо взаимодействующие поля, в которые запишется часть информация из этих. Они будут ещё более нелокальны. И тоже будут взаимодействовать – и с более "грубыми" по отношению к ним полями, и с более "тонкими", и себе подобными.

В цепочки таких полей есть предел, который мистики называют Единым и Нерождённым, а мы называем чистым запутанным состоянием Вселенной в целом.

То есть, мы имеем два полюса: с одной стороны, существующее вне времени и пространства полностью запутанное состояние, квантово-коррелированное со всем сущим и способное проявиться в классическом состоянии в произвольном месте и времени (в терминологии мистиков - Нирвана, Бог, Сознание). С другой стороны, - сильно взаимодействующие поля с высоким уровнем классических корреляций и причинно-следственных связей (Дьявол, Разделённость, Сансара), проявляемые локально, в определённом месте и времени. Эволюция "сансарических" структур во многом предопределена историей их возникновения, этот детерминизм на востоке часто называют Кармой.

В любом случае, любая материальная или полевая структура одной своей стороной, через квантовые корреляции и более нелокальных соседей повёрнута в сторону связи всего со всем (Богу, полностью квантово-коррелированному состоянию), а другой стороной, через классические корреляции, повёрнута к разделённости, миру детерминизма, изолированности и борьбы. Эти силы всюду и везде абсолютно уравновешены, и каждый волен сам выбрать, в какую сторону ему идти.

Так что, в некотором смысле, можно сказать, что мы никогда не рождались и никогда не умрём:) Рождается и умирает только наша часть, отвечающая наиболее быстрой и энергетически насыщенной части бытия.

Осознать это может только человек. Каждому пласту квантовых полей отвечает свой уровень сознания (т.е. способности различать и записывать в себе информацию об окружении), но только у человека есть возможность прямого контакта со всеми из них. И возможность увидеть своё подлинное бытиё, бытиё вне рождения и смерти тела, ещё при жизни.

Однако вопрос Александра, как я понимаю, был задан более конкретно, - что мы увидим и почувствуем после смерти. Это большая тема, в двух словах её не раскроешь. Интересующиеся могут обратиться к описаниям Эммануила Сведенборга, Тибетской книги мёртвых или Роберта Монро. Только имейте в виду, что очень много определяется культурной средой, в которой человек жил, и соответствующими стереотипами. С этих позиций, нам наиболее близки описания Роберта Монро, сделанные им в "Далёких путешествиях". Хотя наиболее точное описание, на мой взгляд, - правда, применительно к культурной среде средневекового Тибета, - дано в "Тибетской книге мёртвых".

Добавлю, что тот слой посмертного бытия, в котором мы окажемся, "выберут" привязки нашего сознания, и энергия этих привязок. Мы будем подобны шарику, помещённому в раствор соли переменной плотности, и шарик зависнет там, где его плотность (=энергия привязок) совпадёт с плотностью раствора. А каждый там увидит своё, уже в зависимости от ментальных и прочих стереотипов.

Каждый, в некотором смысле, попадёт в "рай", и получит то, о чём мечтал, - только кому-то это будет радостью, а кому-то мучением. Например, в нижних слоях (что-то типа чистилища) человек будет видеть предмет своего вожделения, но удовлетвориться не сможет, ибо тела нет, и насыщение не наступает. И это мучение будет продолжаться до тех пор, пока привязки не будут прожиты, и человек не откажется от них.

Впрочем, каждый сам может прикинуть, какие привязки у него наиболее сильны, и где он окажется. Советую прожить и отказаться от этих привязок "ещё при этой жизни", - там, в посмертии, всё происходит гораздо медленнее. На всякий случай подчеркну, что я совсем не имею в виду отказ от удовольствий, я имею в виду отказ от привязанности к ним и обусловленности ими.Только когда человек становится рабом своих удовольствий, они могут стать разрушительными.

Нам выпал Козырной Туз, что мы родились людьми, а как им распорядиться, исключительно дело каждого.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...