Значение филиппов тертий иванович в краткой биографической энциклопедии. Крупный чиновник с широкой душой Тертий Иванович Филиппов. Дарья Михайловна Леонова. Модест Петрович Мусоргский


Тертий Иванович Филиппов, государственный контролёр (~1890 год)
Государственный контролёр
26 июля 1889 - 30 ноября 1899
Предшественник Дмитрий Сольский
Преемник Павел Лобко
Рождение 24 декабря 1825 (5 января ) (1826-01-05 )
Ржев , Тверская губерния , Российская империя
Смерть 30 ноября (12 декабря) (1899-12-12 ) (73 года)
Санкт-Петербург , Российская империя
Образование Московский университет (1848)

Помимо официальных должностей, Тертий Филиппов был известен как публицист, православный богослов и собиратель русского песенного фольклора .

Биография

Родился в семье провизора, содержателя Ржевской вольной аптеки, Ивана Филиппова (ум. 28.11.1829).

Тертий Филиппов в 1837-1843 годах учился в Тверской гимназии . Затем был своекоштным студентом Московского университета и в 1848 году окончил 1-е отделение философского факультета университета третьим по успехам со званием кандидата , .

С 1848 по 1856 год Тертий Филиппов преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии ; сблизился с кружком славянофилов . Принимал участие в издании славянофильских журналов «Москвитянин », «Московский сборник » и «Русская беседа »; его статьи были в основном посвящены истории Русской церкви допетровского периода. Его идея: Соборы и патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей .

В 1856 году в жизни Филиппова наступил довольно резкий поворот. Глубокое знание греческого языка , богословских наук и церковного права определило для Филиппова возможность новой карьеры. На него обратил внимание обер-прокурор Святейшего синода Александр Толстой . По возвращении он получил назначение чиновником особых поручений при Святейшем синоде , преимущественно для занятия делами, касающимися восточных Православных церквей и преобразований, проходивших в духовно-учебных заведениях России. В апреле 1860 года Филиппов был назначен делопроизводителем «Комитета о преобразовании духовно-учебных заведений».

В 1864 году в его карьере наступила последняя перемена: он перешёл на службу в Государственный контроль , где и оставался до самого конца своей жизни; спустя четырнадцать лет службы, в 1878 году он занял место второго человека в ведомстве. С самого момента назначения на пост Государственного контролёра Дмитрия Сольского Филиппов почти двенадцать лет бессменно занимал место товарища государственного контролёра, а после того как в 1889 году Сольского разбил апоплексический удар , занял место Государственного контролёра. Назначение Филиппова, впрочем, произошло совсем не просто, и случилось после глухой, но довольно упорной борьбы в правящих кругах. Категорически против назначения Филиппова, например, выступал Константин Победоносцев , и его неудача стала для многих свидетельством резкого падения влияния ещё недавно всемогущего обер-прокурора Святейшего синода.

Характеризуя Тертия Филиппова на посту министра, Сергей Витте в мемуарах писал:

Тертий Иванович был церковник: он занимался церковными вопросами и вопросами литературными, но литературными только определённого оттенка, вопросами чисто мистического направления. Он был человек неглупый, но как государственный контролёр и вообще как государственный деятель он был совершенно второстепенным . Т. И. Филиппов собственно не занимался теми делами, которыми он должен был заниматься, то есть контролем над всеми государственными, экономическими и хозяйственными функциями. Перевели его в государственный контроль потому, что он в своей деятельности проявлял русское национальное направление… Тертий Иванович, конечно, был по своим талантам, способностям и образованию гораздо ниже Победоносцева; они друг друга не любили и расходились во всём… Т. И. Филиппов относился к К. П. Победоносцеву довольно злобно, а Победоносцев относился к Филиппову довольно презрительно .

Несмотря на то, что Сергей Витте считал Филиппова недостаточно компетентным в делах контроля, под его руководством ведомство время от времени пресекало злоупотребления различных должностных лиц. Наиболее известен был случай с отстранением в конце 1894 года с поста министра путей сообщения Аполлона Кривошеина . Кроме того, во время руководства Тертия Филиппова и сфера ведомственных полномочий Государственного контроля понемногу продолжала возрастать. При Тертии Филиппове была улучшена отчётность об исполнении государственной росписи, а также издано «Положение о порядке хранения и уничтожения отчётности, проверяемой Государственным контролем».

Используя своё высокое служебное положение, Филиппов нередко включал в штат государственного контроля бедствующих композиторов и других музыкантов. После его смерти не раз говорили о нём, как о добром человеке, «облагодетельствовавшем жалованьем чиновника не один десяток русских музыкантов».

Ещё до назначения на пост Государственного контролёра Филиппов принимал активное участие в деятельности Русского географического общества , в основном по собиранию русских народных песен («песенных напевов»). В 1884 году по его инициативе при отделе этнографии РГО была создана (под его председательством) песенная комиссия.

Долгие годы Тертий Иванович дружил с Константином Леонтьевым , которого высоко почитал и ценил. Он поддерживал переписку с лицами, занимавшими Константинопольский патриарший престол во второй половине XIX века .

Тертий Филиппов скончался 30 ноября 1899 года и был похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге. После смерти Филиппова в ноябре 1899 года Государственным контролёром был назначен консервативно настроенный генерал Павел Лобко , в прошлом преподававший цесаревичу Николаю Александровичу основы военного управления.

Творчество и взгляды

Печатался в различных изданиях консервативно-националистической ориентации, в частности в «Русском вестнике » М. Н. Каткова , в «Гражданине» кн. В. П. Мещерского (редактор-издатель с января 1873 года - Ф. Достоевский), был одним из основателей журнала «Русская беседа».

Отличался эксцентричным поведением и причудами. Например, встречаясь с кавалерами ордена св. Георгия, в качестве приветствия целовал орден на их груди (или на шее), повергая кавалеров в смущение .

Некоторые публикации

  • «Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1870, № 2 и 3);
  • «Решение греко-болгарского вопроса» («Русский Вестник». 1870, № 6);
  • «Определение Константинопольского собора по вопросу о болгарском экзархате» («Гражданин», 1872, № 23-28);
  • «Воспоминание о графе А. П. Толстом» («Гражданин», 1874, № 4);
  • « / Сост., предисл. и коммент. С. В. Лебедева. / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 448 с.Фаресов А. И. . - Санкт-Петербург: тип. А. С. Суворина, 1900. - 24 с. : портр.; 25.
  • Фаресов А. И. Памяти Т. И. Филиппова (С портретом). // Исторический вестник . - 1900. - Т. 79. - С. 670.
  • Филиппов Т. И. Русское воспитание. - Москва: Ин-т русской цивилизации, 2008.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856–1904 гг. СПб.: Наука, 2003; 2-е изд., стереотип. СПб.: 2006. С. 102–106, 110, 113, 115, 123, 177, 178, 185, 200, 236, 258.
  • Алексеева С. И.
  • Алексеева С. И. Материалы по истории Русской православной церкви в архивном наследии Т. И. Филиппова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. - 2007. - № 2 (23). - С. 7–31.
  • Алексеева С. И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: история семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. - 2008. - № 2 (27). - С. 7–27.
  • Алексеева С. И. Тертий Иванович Филиппов в молодые годы: Материалы к биографии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2010. - № 1. - С. 32–41.
  • Алексеева С. И. // История России: экономика, политика, человек. К 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАН Б. В. Ананьича. - СПб., 2011. - С. 13–19. (Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Т. 5).
  • Алексеева С. И. "По долгом искусе своих побуждений, решаюсь говорить своим собственным языком". (К вопросу о становлении мировоззрения Т. И. Филиппова) // Россия и мир в конце XIX – первой половине ХХ в. Сборник к 85-летию Бориса Васильевича Ананьича. - СПб.: ООО "Информационно-издательская фирма-журнал "Лики России", 2017. - С. 606–616.
  • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. "Электронный архив". Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. СПб.: Президентская библиотека, 2017. С. 115–130.
  • Алексеева С. И. К. П. Победоносцев в оценке Т. И. Филиппова // Константин Петрович Победоносцев: мыслитель, ученый, человек: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева (Санкт-Петербург, 1–3 июня 2007 года). - СПб., 2007. - С. 120–126.
  • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов и С. Ю. Витте: к вопросу об обстоятельствах реализации реформаторского курса С. Ю. Витте // История России: экономика, политика, человек. К 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАН Б. В. Ананьича. Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - 2011. - Т. 5. - С. 13–19.

Те́ртий Ива́нович Фили́ппов (24 декабря [5 января ] , Ржев - 30 ноября [12 декабря ] , Санкт-Петербург) - государственный деятель Российской империи , сенатор (с 1 января 1883 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1889 года), Государственный контролёр (с 26 июля 1889 по 30 ноября 1899 года).

Помимо официальных должностей, Тертий Филиппов был известен как публицист, православный богослов и собиратель русского песенного фольклора .

Биография

Родился в семье провизора, содержателя Ржевской вольной аптеки, Ивана Филиппова (ум. 28.11.1829).

Тертий Филиппов в 1837-1843 годах учился в Тверской гимназии . Затем был своекоштным студентом Московского университета и в 1848 году окончил 1-е отделение философского факультета университета третьим по успехам со званием кандидата , .

С 1848 по 1856 год Тертий Филиппов преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии ; сблизился с кружком славянофилов . Принимал участие в издании славянофильских журналов «Москвитянин », «Московский сборник » и «Русская беседа »; его статьи были в основном посвящены истории Русской церкви допетровского периода. Его идея: Соборы и патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей .

В 1856 году в жизни Филиппова наступил довольно резкий поворот. Глубокое знание греческого языка , богословских наук и церковного права определило для Филиппова возможность новой карьеры. На него обратил внимание обер-прокурор Святейшего синода Александр Толстой . По возвращении он получил назначение чиновником особых поручений при Святейшем синоде , преимущественно для занятия делами, касающимися восточных Православных церквей и преобразований, проходивших в духовно-учебных заведениях России. В апреле 1860 года Филиппов был назначен делопроизводителем «Комитета о преобразовании духовно-учебных заведений».

В 1864 году в его карьере наступила последняя перемена: он перешёл на службу в Государственный контроль , где и оставался до самого конца своей жизни; спустя четырнадцать лет службы, в 1878 году он занял место второго человека в ведомстве. С самого момента назначения на пост Государственного контролёра Дмитрия Сольского Филиппов почти двенадцать лет бессменно занимал место товарища государственного контролёра, а после того как в 1889 году Сольского разбил апоплексический удар , занял место Государственного контролёра. Назначение Филиппова, впрочем, произошло совсем не просто, и случилось после глухой, но довольно упорной борьбы в правящих кругах. Категорически против назначения Филиппова, например, выступал Константин Победоносцев , и его неудача стала для многих свидетельством резкого падения влияния ещё недавно всемогущего обер-прокурора Святейшего синода.

Характеризуя Тертия Филиппова на посту министра, Сергей Витте в мемуарах писал:

Тертий Иванович был церковник: он занимался церковными вопросами и вопросами литературными, но литературными только определённого оттенка, вопросами чисто мистического направления. Он был человек неглупый, но как государственный контролёр и вообще как государственный деятель он был совершенно второстепенным . Т. И. Филиппов собственно не занимался теми делами, которыми он должен был заниматься, то есть контролем над всеми государственными, экономическими и хозяйственными функциями. Перевели его в государственный контроль потому, что он в своей деятельности проявлял русское национальное направление… Тертий Иванович, конечно, был по своим талантам, способностям и образованию гораздо ниже Победоносцева; они друг друга не любили и расходились во всём… Т. И. Филиппов относился к К. П. Победоносцеву довольно злобно, а Победоносцев относился к Филиппову довольно презрительно .

Несмотря на то, что Сергей Витте считал Филиппова недостаточно компетентным в делах контроля, под его руководством ведомство время от времени пресекало злоупотребления различных должностных лиц. Наиболее известен был случай с отстранением в конце 1894 года с поста министра путей сообщения Аполлона Кривошеина . Кроме того, во время руководства Тертия Филиппова и сфера ведомственных полномочий Государственного контроля понемногу продолжала возрастать. При Тертии Филиппове была улучшена отчётность об исполнении государственной росписи, а также издано «Положение о порядке хранения и уничтожения отчётности, проверяемой Государственным контролем».

Используя своё высокое служебное положение, Филиппов нередко включал в штат государственного контроля бедствующих композиторов и других музыкантов. После его смерти не раз говорили о нём, как о добром человеке, «облагодетельствовавшем жалованьем чиновника не один десяток русских музыкантов».

Ещё до назначения на пост Государственного контролёра Филиппов принимал активное участие в деятельности Русского географического общества , в основном по собиранию русских народных песен («песенных напевов»). В 1884 году по его инициативе при отделе этнографии РГО была создана (под его председательством) песенная комиссия.

Долгие годы Тертий Иванович дружил с Константином Леонтьевым , которого высоко почитал и ценил. Он поддерживал переписку с лицами, занимавшими Константинопольский патриарший престол во второй половине XIX века .

Тертий Филиппов скончался 30 ноября 1899 года и был похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге. После смерти Филиппова в ноябре 1899 года Государственным контролёром был назначен консервативно настроенный генерал Павел Лобко , в прошлом преподававший цесаревичу Николаю Александровичу основы военного управления.

Творчество и взгляды

Печатался в различных изданиях консервативно-националистической ориентации, в частности в «Русском вестнике » М. Н. Каткова , в «Гражданине» кн. В. П. Мещерского (редактор-издатель с января 1873 года - Ф. Достоевский), был одним из основателей журнала «Русская беседа».

Отличался эксцентричным поведением и причудами. Например, встречаясь с кавалерами ордена св. Георгия, в качестве приветствия целовал орден на их груди (или на шее), повергая кавалеров в смущение ., просветителей славянских» (Санкт-Петербург, 1885); Фаресов А. И. Памяти Т. И. Филиппова (С портретом). // Исторический вестник . - 1900. - Т. 79. - С. 670.

  • Филиппов Т. И. Русское воспитание. - Москва: Ин-т русской цивилизации, 2008.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856–1904 гг. СПб.: Наука, 2003; 2-е изд., стереотип. СПб.: 2006. С. 102–106, 110, 113, 115, 123, 177, 178, 185, 200, 236, 258.
  • Алексеева С. И.
  • Алексеева С. И. Материалы по истории Русской православной церкви в архивном наследии Т. И. Филиппова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. - 2007. - № 2 (23). - С. 7–31. // История России: экономика, политика, человек. К 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАН Б. В. Ананьича. - СПб., 2011. - С. 13–19. (Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Т. 5).
  • Алексеева С. И. "По долгом искусе своих побуждений, решаюсь говорить своим собственным языком". (К вопросу о становлении мировоззрения Т. И. Филиппова) // Россия и мир в конце XIX – первой половине ХХ в. Сборник к 85-летию Бориса Васильевича Ананьича. - СПб.: ООО "Информационно-издательская фирма-журнал "Лики России", 2017. - С. 606–616.
  • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов  чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. "Электронный архив". Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. СПб.: Президентская библиотека, 2017. С. 115–130.
    • Алексеева С. И. К. П. Победоносцев в оценке Т. И. Филиппова // Константин Петрович Победоносцев: мыслитель, ученый, человек: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева (Санкт-Петербург, 1–3 июня 2007 года). - СПб., 2007. - С. 120–126.
    • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов и С. Ю. Витте: к вопросу об обстоятельствах реализации реформаторского курса С. Ю. Витте // История России: экономика, политика, человек. К 80-летию доктора исторических наук, профессора, академика РАН Б. В. Ананьича. Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - 2011. - Т. 5. - С. 13–19.

    ФИЛИППОВ ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ

    Филиппов (Тертий Иванович, 1825 - 1899) - государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и до 1856 г. состоял учителем русского языка в одной из московских гимназий. По возвращении из командировки на Дон и Азовское море для исследования нравов местного населения, Ф. был назначен чиновником особых поручений при Святейшем Синоде, преимущественно для занятия делами, касающимися восточных православных церквей и преобразования духовно-учебных заведений. В 1864 г. перешел на службу в государственный контроль, где и оставался до конца своей жизни; с 1878 г. был товарищем государственного контролера, с 1889 г. - государственным контролером. При нем улучшена отчетность об исполнении государственной росписи, образованы департамент железнодорожной отчетности, отдел того же наименования и отдел кредитной отчетности, издано "Положение о порядке хранения и уничтожения отчетности, поверяемой государственным контролем". В бытность в Москве Ф. сблизился с кружком "молодого Москвитянина" и в своих статьях, печатавшихся в "Москвитянине" и "Русской Беседе", усиленно ратовал о возвращении России "ко дням Котошихина", находя церковный строй допетровской Руси, с патриаршеством и соборами, наиболее соответствующим национальным особенностям русского народа. Вместе с тем он первый познакомил членов кружка "молодого Москвитянина" со старинными русскими песнями, которые, по свидетельству М.П. Погодина, были главной силой, вырабатывавшей и выяснявшей основное мировоззрение кружка, и один из первых показал художественное и общественное значение народных преданий песен. Своим твердо установившимся мировоззрением Ф. сильно повлиял на Островского, Аполлона Григорьева и Писемского. Одной из первых его литературных работ была речь: "О началах русского воспитания" (Москва, 1854). Из многочисленных его трудов выдаются: статья о комедии Островского "Не так живи, как хочется"; "Несколько слов о несторианах"; разбор сочинения Буслаева: "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (в "Библиотеке для Чтения", 1861, ¦ 4); "Замечания о 6-й главе цензурного устава" (в "Духе Христианина", 1862, ¦ 9 и 10); "Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, ¦ 2 и 3); "Решение греко-болгарского вопроса" ("Русский Вестник", 1870, ¦ 6); "Определение Константинопольского собора по вопросу о болгарском экзархате" ("Гражданин", 1872, ¦ 23 - 28); "Воспоминание о графе А.П. Толстом" (ib., 1874, ¦ 4); некролог А.П. Горского ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, ¦ 11); "Современные церковные вопросы" (Санкт-Петербург, 1882, 2 часть); "Записки о народных училищах" (Санкт-Петербург, 1882); "Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских" (Санкт-Петербург, 1885); "О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях" (Санкт-Петербург, 1887); "Сборник Т. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1896; здесь собраны очень многие статьи его) и "Три замечательных старца" (Санкт-Петербург, 1899). Как член географического общества, Ф. был инициатором образования при нем особой песенной комиссии (1884), которой он исходатайствовал средства для снаряжения экспедиции с целью собирания русских песен с напевами. Ср. А.И. Фаресов "Тертий Иванович Ф." (Санкт-Петербург, 1900); А.В. Васильев "Памяти Т.И. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1901); "Т.И. Филиппов" ("Наблюдатель", 1900, ¦ 1); ст. Летописца в "Slovansky prehled" (1900, 5 февраля); некрологи в "Ekklesiastike Aletheya (греч.)", "Le Moniteur Oriental" и многие другие.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛИППОВ ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ФИЛИППОВ, ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ
      (1825?1899) ? государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и …
    • ФИЛИППОВ ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ
      (1825—1899) — государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Моск. университете по историко-филологическому факультету и …
    • ФИЛИППОВ в Словаре русских фамилий:
      Отчество от церковного мужского имени Филипп (др.-греч. philippos — “любитель …
    • ТЕРТИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
      (третий; Рим 16:22) - по преданию, один из 70-ти апостолов. Коринфский Христианин, переписывавший послание ап. Павла к Римлянам. После Сосипатра …
    • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
      Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
    • ТЕРТИЙ
      (Терентий) (1 в.) апостол от 70-ти, ученик апостола Павла, записавший его Послание к Римлянам (Послание к Римлянам 16:22); епископ Иконийский …
    • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
      (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
    • ТЕРТИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (Римл. XVI, 22) — по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра …
    • ФИЛИППОВ
      ФИЛ́ИППОВ Сер. Ник. (1912-90), актёр, нар. арт. РСФСР (1974). В 1935-65 в Ленингр. т-ре комедии. Яркий комедийный актёр, в игре …
    • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФИЛ́ИППОВ Пав. Ник. (1825-55), обществ. деятель, во 2-й пол. 1840-х гг. чл. кружка петрашевцев. Инициатор создания обличит. лит-ры для рев. …
    • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФИЛ́ИППОВ Мих. Мих. (1858-1903), рус. писатель, учёный, журналист. Тр. по естествознанию, философии, ром. "Осаждённый Севастополь" (1889). Издавал ж. "Науч. обозрение" …
    • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФИЛ́ИППОВ Ген. Ал. (р. 1932), учёный в области энергетич. маш-ния, акад. РАН (2000). Тр. по газодинамике двухфазных сред, созданию паровых …
    • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ФИЛ́ИППОВ Вас. Вас. (р. 1951), учёный в области строит. механики, ч.-к. РАН (1997). Осн. тр. по надёжности и долговечности металлич. …
    • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
    • ТЕРТИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (Римл. XVI, 22) ? по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра …
    • ТЕРТИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Мужское …
    • ТЕРТИЙ в словаре Синонимов русского языка.
    • ТЕРТИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      Тертий, (Тертиевич, …
    • ФИЛИППОВ
      Геннадий Алексеевич (р. 1932), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по газодинамике двухфазовых сред, созданию …
    • ТЕРТИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (Терентий) (1 в.), апостол от 70-ти, ученик апостола Павла, записавший его Послание к Римлянам (Послание к Римлянам 16:22); епископ Иконийский …
    • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
    • ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Филиппов, священник. Сергей Филиппов родился в семье священника Космо-Дамианской церкви на старинном погосте Гвоздня. …
    • ФИЛИППОВ НИКИТА АФАНАСЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Никита Афанасьевич (1743 - 1824), протоиерей. Родился в 1743 году в городе …
    • ФИЛИППОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Михаил Афанасьевич (XIX), дьячок. Родился в городе Коломне в семье священника Афанасия …
    • ФИЛИППОВ АФАНАСИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Афанасий (XVIII), священник. Его имя упоминается в архивных городских документах с 1751 …
    • ФИЛИППОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Александр Афанасьевич (+ 1816), протопресвитер. Родился в городе Коломне в семье священника Афанасия …
    • ТЕРТИЙ, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тертий (Терентий) (лат. Tertius), епископ Иконийский, один из семидесяти апостолов, священномученик. Память 4 января …
    • ТЕРТИЙ ИКОНИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
    • ФИЛИППОВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ
      Филиппов (Федор Яковлевич, 1811 - 1875) - врач. Окончил в 1836 г. курс в санкт-петербургской медико-хирургической академии. Состоял инспектором врачебной …
    • ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Сергей Никитич) - писатель, родился в 1863 г. Образование получил в Москве. С 1886 г. принимал ближайшее участие в …
    • ФИЛИППОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Михаил Михайлович) - писатель, сын предыдущего; родился в 1858 г. Образование получил на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и на …
    • ФИЛИППОВ МИХАИЛ АВРААМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Михаил Авраамович, 1828 - 1886) - юрист и публицист. Учился в Ришельевском лицее и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. …
    • ФИЛИППОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Константин Николаевич, 1830 - 1878) - живописец-баталист, изображавший также и жанровые сюжеты. Учась в Императорской Академии Художеств с 1850 …
    • ФИЛИППОВ ИВАН ФИЛИППОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Иван Филиппович) - раскольнический писатель, родился в 1655 г., в Олонецком крае. В 1714 г. поступил в Выговскую пустынь …
    • ФИЛИППОВ ДАНИЛО в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Данило) - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из …
    • ФИЛИППОВ АЛЕКСАНДР НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Филиппов (Александр Никитич) - юрист; родился в 1853 г., образование получил в Московском университете, позже изучал историю права и государственное …
    • БОРНОВОЛОКОВ ТЕРТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
      (1764-1813) российский естествоиспытатель, химик-технолог и геолог, член-корреспондент Петербургской АН (1806). Основные труды по изучению полезных ископаемых. Участник кругосветного плавания на …
    • ФИЛИППОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
      Михаил Михайлович , русский учёный-энциклопедист, философ-позитивист, писатель, журналист. Учился …
    • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
    • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
    • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
    • ТЕРЕНТИЙ, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. ТЕРТИЙ, АПОСТОЛ ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
    • ТЕРЕНТИЙ ИКОНИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Тертий, апостол ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
    • РИМ 16 в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Римлянам. Глава 16 Главы: 1 2 3 4 …

    Без участия Шереметева назначение Балакирева управляющим Капеллы могло и не состояться, но «автором и главным виновником » этого события сам композитор считал Тертия Ивановича Филиппова

    Осуществляя протекцию М. А. Балакиреву в деле назначения его управляющим Придворной певческой капеллы, Т. И. Филиппов, безусловно, высоко оценивал его любовь к русской музыке. Он был убежден в том, что вместе с Н. А. Римским-Корсаковым они смогут осуществить главную задачу, стоявшую перед Капеллой — подготовить новую гармонизацию всего литургического репертуара, опираясь на древнерусские роспевы, что позволит преодолеть западноевропейские влияния, главенствовавшие в церковной музыке.

    Имя Тертия Ивановича Филиппова - сенатора, Государственного контролера, председателя Императорского Православного Палестинского общества - известно музыкантам, прежде всего, в связи с его дружескими и творческими взаимоотношениям с членами «Могучей кучки» и, в особенности, с Модестом Петровичем Мусоргским, чьим душеприказчиком он стал после смерти композитора. Известно также, что в 1884 г. он стал организатором Песенной комиссии при Императорском русском географическом обществе, в задачи которой входило собирание и популяризация русских народных песен с напевами. В 1880-1900 гг. комиссией было организовано одиннадцать экспедиций в разные губернии России. Заметим, что в состав участников экспедиций вошел ученик и друг Балакирева Сергей Михайлович Ляпунов, который, как уже упоминалось, в 1894 г. после ухода из Придворной певческой капеллы Римского-Корсакова стал помощником управляющего. За полгода до этого, летом 1893 г., Ляпунов совершил поездку по Вятской, Вологодской и Костромской губерниям и привез оттуда множество песен, записанных в этих губерниях, дневник, в котором он описывал детали путешествия , а также снимки тех мест, где побывала экспедиция.

    Тертий Иванович Филиппов не только способствовал организации фольклорных экспедиций, в которых участвовали профессиональные филологи и музыканты, но и предлагал подчиненным ему чиновникам Государственного контроля собирать народные песни во время поездок по разным губерниям для ревизий.

    Организация Песенной комиссии и все деяния, связанные с ней, для Тертия Ивановича Филиппова были основаны на его собственном отношении к музыкальным корням России — народной песне и церковно-певческому искусству.

    «Своим рождением, своим воспитанием неразрывно связанный с русским народом, <...> я не мог служить иным началам, кроме тех, которые запечатлены на скрижалях тысячелетней истории русского государства », — писал о себе Филиппов .

    В число этих «начал» входило и народное искусство — народная песня и церковное пение, основанное на древнерусской певческой традиции.

    Тертий Иванович не только знал народные песни и любил петь, но и обладал замечательной способностью собирать вокруг себя любителей пения и управлять импровизированным хоровым «коллективом». Об этом свидетельствует, например, рассказ члена Государственного совета Сергея Владимировича Маркова, записанный другим государственным чиновником — директором Департамента общих дел Министерства иностранных дел Владимиром Борисовичем Лопухиным.

    «Тертий Иванович, — пишет он, — уже в должности государственного контролера, объезжал как-то контрольные учреждения по Волге. Попал в Казань. <...> с раннего утра в день, назначенный для отъезда Тертия Ивановича из Казани, он неожиданно для всех запропал. <...> Стало известно, что он спозаранку укатил на Волгу <...>. Власти вскачь полетели на берег Волги, порядочно отстоящий от города. Подъезжая, усмотрели на берегу большую толпу народа, из которой раздавалось стройное хоровое пение. Протиснулись и видят Тертия Ивановича в кругу поющих бурлаков дирижирующим их хором плавными жестами обеих рук, припевающим вполголоса собственным своим некогда богатым тенором. Оказалось, бурлаки пели не так, как следует. И Тертий Иванович тут же на волжском берегу наставлял их на правильную песню. Примкнули подошедшие грузчики. И образовался громадный импровизированный хор, поразивший слушателей стройностью исполнения » .

    Свои организаторские и музыкальные способности Филиппов проявлял и в собственном учреждении, создав из своих подчиненных церковный хор, певший за богослужением в домовой церкви во имя Божией Матери Ахтырской, находившейся в здании Государственного контроля на набережной Мойки .

    Как сообщается в одной из статей, посвященной Филиппову, в церкви исполнялись древнерусские песнопения, записанные «крюковой» нотацией, которую он сам расшифровывал .

    Действительно ли Тертий Иванович Филиппов переводил знаменные роспевы в современную нотолинейную систему, неизвестно. Но есть свидетельства того, что он интересовался певческими книгами древнерусской традиции . Интерес Филиппова к старообрядчеству и прекрасное знание особенностей быта старообрядцев не вызывает сомнения. Как отметила С. И. Алексеева, уже в 1850‑х гг. «он создал себе репутацию "известного расколофила" » . Существует мнение, что к старообрядчеству принадлежала мать Филиппова , поэтому знание древнерусских нотаций и умение петь непосредственно «по крюкам», не переводя их на ноты, было для Тертия Ивановича делом естественным.

    Отношение к старообрядчеству после церковного раскола в разные периоды времени не было одинаковым. Активная борьба, ставившая своей целью полное искоренение старой веры, сменялась периодами более мягкого отношения к ней. Но главной задачей на всех этапах сосуществования старообрядчества и православия было вовлечение раскольников в лоно официальной Церкви. Основным средством такого перехода стало единоверие, предполагавшее единение с Синодальной Церковью через поставление ею священнослужителей в единоверческие храмы и монастыри. В то же время единоверцам разрешалось сохранение некоторых древних обрядов в богослужении, совершение которого осуществлялось по старопечатным книгам. Что же касается певческих нотированных рукописей, то единоверцы, как правило, использовали старообрядческие рукописи поповского согласия, т. е. певческие книги старообрядцев, признающих священство. Эти рукописи имеют вполне определенные приметы: новоистинноречную фонетическую редакцию текстов и нотацию, имеющую не только пометы, но и признáки. Причем запись песнопений в них ориентирована на рукописи, созданные в последней четверти XVII века - уже после никоновских реформ.

    Тертий Филиппов сам не был старовером (в противном случае он не смог бы столь высоко подняться по социальной лестнице) и, разумеется, как государственный чиновник не мог выступать на стороне раскольников. Однако он имел полное основание защищать права единоверия на сохранение древних традиций как явления разрешенного Синодальной Церковью. В своем докладе «О нуждах единоверия», прочитанном им в собрании С.-Петербургского Общества любителей духовного просвещения 18 января 1873 года, он настаивал на том, что отличие обрядов, сохраняющихся единоверцами, не противоречит духу православия и не может нарушить единение Церкви .

    Тертий Иванович Филиппов. 1870-е гг. - Ф. 41 (М. А. Балакирев), № 1768.

    Балакирев Милий Алексеевич. Положение о регентском классе Придворной певческой капеллы . Черновик рукой неуст. лица с исправлениями М. А. Балакирева — Ф. 816 (Финдейзен Н. Ф.), № 2248.

    Сергей Михайлович Ляпунов в экспедиции на реке Унже в Костромской губернии. - Ф. 451 (С. М. Ляпунов), оп. 2, № 404.

    Здание Государственного контроля на набережной Мойки, 76. Фотография К. Буллы.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...