Дворец александра михайловича. Дворец великого князя павла александровича - царские дворцы Дворец Кирилла Владимировича

Князья и великие князья династии Романовых владели дворцами и поместьями в разных концах огромной страны: усадьба Ильинское под Москвой, принадлежавшая Сергею Александровичу, крымские имения Дульбер и Ай-Тодор, принадлежавшие соответственно Петру Николаевичу и Александру Михайловичу, а также поместье Брасово, которым владел Михаил Александрович и прочие, прочие, прочие. На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная дом 68 (бывшая Набережная Красного Флота). В том уголке Питера что носит название Коломна. В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу. Первым владельцем особняка был барон А.Л.Штиглиц, по заказу которого его возвел в 1859—1862 годах архитектор А.И.Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома. Один из них был построен в 1716 году и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С.И.Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 участок уже принадлежит выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам. Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром. В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. Людвиг Штиглиц был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец. Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет. На строительство потратили огромную по тем меркам сумму - 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглиц - сыну барона Людвиг фон Штиглица. Дворец выделялся из всего что было построено до сих пор на Английской набережной. Решенный в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился и дошел до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте. Через пять лет после окончания строительства, примерно 1859-1862 года, Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца. Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решен дворец внутри, кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица. Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определенным образом породнился с Императорской фамилией... По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .

24 июня 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, ее имя - Надежда и то, что отца ее звали Михаил. По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда ее нашли. Барон Штиглиц удочерил ее и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было и он был последним в роду. Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была 3 миллиона рублей. Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужемАлексндром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.

Возвращаемся к дворцу. 

 Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тесаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон.

Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.



Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа. Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал — самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами. Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами.

Дверь с площадки второго этажа ведет в центральное помещение парадной анфилады — комнату, обращенную окнами на Неву. Это была приемная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проема соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом — наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.



В отделке широко использовались штофные драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов.

Один из корифеев русской живописи — Ф. А. Бруни исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».



И вот пред вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци .....

1 - Танцевальный зал 2 - Зал для ужина

3 - Концертный зал 4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица

5- Гостинная

6 - Кабинет баронессы Штиглиц. 7 - Обеденный зал 8- Белая гостинная 9 - главный кабинет 10 - Голубая гостинная 11- Золотой зал 12 - Столовая

И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем "всего" за 1,6 миллиона рублей. Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и Принцессы Греческой, Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский. Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны провел архитектор Месмахер. Единственным серьезным изменением стало устройство церкви во дворце. 17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля. Была оформлена в древнерусском стиле. Ее двухъярусный резной иконостас из золоченого цинка с 35 образами являлся точной копией иконостаса одной из владимирских церквей XVII века .Идею устроить церковь в таком стиле подсказал великий князь Сергей Александрович. Архитектор поручил отделку церкви мастерской К. Е. Морозова. Они и выполнили иконостас, а так же отреставрировали царские врата из подмосковного Медведкова. Стилизованную утварь сделала мастерская Овчинникова. Освещалась помещение старинным медным паникадилом; утварь привезли из Греции. Воспроизводя убранство Троице-Спасского монастыря в Москве, стены покрывала орнаментальная роспись и изображения святых. В 1897 фасад церкви был украшен лепными фигурами ангелов и евангелистов работы М. П. Попова.

Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича .

В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умрет. К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как... Вопреки воле Императора он женился на разведенной Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс ... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции. Только Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. 18 февраля 1917 городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где ее освятили под названием Благовещенской. Дом Штиглица А.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание.Южный фасад.

В годы советской власти дворец претерпел серьезные изменения - 1938-1939 года - правый дворовый флигель надстроен на один этаж. 1946-1947 годах - возведен один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1500 человек.

На октябрь 2008 года - пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города. Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания "Синтез-Петролеум", которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.

В городе на Неве насчитываются десятки старинных дворцов. Ведь именно в Санкт-Петербурге, всего чуть более ста лет назад, была сконцентрирована вся аристократическая элита России.

В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу.

1887 году дворец купили для Великого князя Павла Александровича, по случаю предстоящего его бракосочетания с Александрой Георгиевной.

6 июня 1889 года состоялся торжественный прием. С этих пор дворец официально называется Ново-Павловский. Молодая семья не стала делать серьезных перемен в интерьере.


В Советское время во дворце размещался сначала детский дом, а затем конструкторское судостроительное бюро.

Адрес: м. Адмиралтейская, Английская наб., 68/Галерная ул., 69

Дворец расположился на Петропавловской набережной, и получила свое название в 1903-м году. Изначально он стоял на самом берегу и волны Невы плескались около его стен. Сейчас к этому месту ведет лестница, украшенная мифологическими скульптурами, известные как “китайские лягушки”.

Главный фасад 3-х этажного дворца со стороны Невы и Троицкой площади оформлен в неоклассическом стиле, а фасад со стороны двора - в стиле модерн.

Дворец обладает необыкновенным внутренним убранством - интерьер выполнен из мрамора, карельской березы, бронзы и лепнины.

В советское время он успел сменить несколько хозяев - здесь поочередно размещались Институт по изучению мозга, Институт полупроводников и Институт озероведения. В конце XX века здание переделали под Дворец бракосочетаний, а с 2000 года в нем располагается резиденция полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Адрес: м. Горьковская, Петровская наб., 2


Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Существующее здание перестроено в 1898 г. Архитектором является А.Ф. Красовский. В 1903 г. Был куплен великим князем Андрей Владимирович, которому он принадлежал до 1917 г. Позже в нем располагались различные государственные учреждения.

Князь Андрей Владимирович стал известен, благодаря женитьбе на знаменитой балерине Матильде Кшесинской. Он не жил в этом доме, а располагался в полковой квартире. Но здесь часто собирались различные члены царской семьи.

Во время Второй мировой во дворце располагался детский приёмник, а часть помещений была отдана под госпиталь.

1959 года в особняке был открыт первый в Советском Союзе Дворец бракосочетания. Эту функцию он выполняет, и по сей день.

Адрес: м. Адмиралтейская, Галерная улица, 27.


Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Дворец Александра Михайловича

Дворец был подарен князю в честь его свадьбы с Ксенией Александровной, дочери императора Александра III.

Интерьер особняка был сделан по проекту Рошефора. Так же по его эскизам изготовили и ограду. Фасад со стороны сада обработан только рустованными лопатками и прорезан высокими окнами.

Перед дворцом расположен красивый сквер. От набережной он отделен ажурной решеткой.


Княгиня (жена князя Александра Михайловича) активно занималась общественной деятельностью. В период Первой мировой войны в одном из флигелей дворца устроила госпиталь для раненных.

К сожалению, на сегодняшний день внутренняя отделка почти не сохранилась.

На сегодняшний день дворец князя Александра Михайловича – это государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Адрес: м. Садовая, ул. Декабристов, д. 35.

В конце XVIII века на свет появился сын императора Павла Первого, которого назвали Михаилом. Как и было принято, в честь данного события был принят ряд широких жестов, в том числе и было сформировано решение о заложении фундамента и постройке дворца в Санкт-Петербурге. Это был долговременный проект и средства на создание данного дворца поступали в казну ежегодно. Но судьба распорядилась таким образом, что в самом начале XIX века император Павел Первый был убит. Михаилу было на тот момент только три года. На трон взошел новый император Александр Первый, который реализовал задумку своего предшественника и к 21-летию Михаила был издан приказ о постройке для него собственного дворца.


В качестве архитектора был выбран Карл Росси. После многочисленных проектов по снесению старых построек и их реконструкции в новый особняк, было принято решение стоить Михайловский дворец на пустом месте в самом центре Питера. Дабы постройка была максимально устойчивой, все строительные работы проводились исключительно в теплое время года.

Воистину, царскими являлись интерьеры дворца. У входа на лестнице гостей встречали две скульптуры, изображающие львов. Статуи в доме были реплика античных древнеримских статуй, найденных в Риме. Стены, впервые в истории того времени, оклеили обоями. Паркет на пол был сделан и самой дорогой породы дерева.

В благодарность за работу, архитектор получил от императора Александра Первого орден и земельный участок для постройки собственного дома.

Михайловский очень скоро стал известным культурным центром города Петербург. В этот дом часто приходили такие выдающиеся личности как Айвазовский, Пушкин, Брюллов, Тютчев и другие. Позже тут была организована первая в России консерватория.


Позже дворец ждала печальная участь, его реорганизовали в доходный дом и состояние дворца стало стремительно ухудшаться. В конце XIX века император Николай Второй создал тут Русский музей Александра Третьего. Сейчас это здание известного каждому жителю Санкт-Петербурга Государственного Русского музея.

Адрес: Санкт-Петербург, улица Инженерная, 4. Станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор».

Дворец Кирилла Владимировича

Особняк построен в 1873, архитектором К. Я. Соколовым, затем был перестроен в 1904 В. П. Апышковым, Г. Г. И Кривошеиным, а в 1910-х гг. – Н. И. Алексеевым.

Князь – герой Русско-Японской войны. Его потомки, но по женской линии, сейчас возглавляют Дом Романовых. Кирилл Владемирович приобрел его у семьи промышленников Кельхов, испытывавшим финансовые трудности после русско-Японской войны. К сожалению, какая либо дополнительная информация про дворец отсутствует. Сейчас в здании располагается множество государственных организаций.

Адрес: м. Садования, ул. Глинки, 13.


Мраморный дворец является первым в городе зданием, в строительстве и отделке которого применили естественный камень. При этом мрамор использовался не только снаружи, но и для многочисленных отделок интерьера. Именно так получил свое название этот дворец.

Как бы парадоксально это ни звучало, однако на месте красивейшего Мраморного дворца до начала XVIII века стоял Питейный дом. После его преобразовали в Почту. После ряда преобразований, ближе к концу XVIII века по приказу императрицы Екатерины Второй был построен ныне известный Мраморный дворец. Это был ее подарок графу Орлову за поддержку, которую он ей оказал во время восхождения Екатерины Второй на престол. Граф также не остался в долгу, ответным подарком стал королевский бриллиант, размеры которого были почти 190 карат. Однако граф не дожил до окончания строительства. Императрица перекупила дом у его наследников, но незадолго до своей кончины передала дворец внуку графа.


Главным залом является одноименный зал, где размещены барельефы архитектора А. Ринальди под названием «Жертвоприношение», которые он готовил для Исаакиевского собора. Далее расположена галерея славы Орловых и императрицы Екатерины Второй – их одноименные залы, и еще дальше – апартаменты самого Григория Орлова.

Во дворце проводятся выставки, демонстрирующие влияние российского искусства на общемировые тенденции. Так, например, проводится на регулярной основе экспозиция, посвященная зарубежным художникам, пребывающим в России в XVIII-XIX вв.

Адрес: ул. Миллионная, 5/1, Санкт-Петербург, метро Невский проспект, Гостиный Двор

Ольга Александровна Романова - последняя Великая княгиня, младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. После падения династии Романовых, уехала в Крым с матерью, мужем и детьми.

С дворцом связана история романтической любви княгини и полковника Куликовского. Ее брак ее с Петром Ольденбургским был заключен по расчету. Однажды Ольга встретила человека, который навсегда запал ей в сердце. Им оказался полковник Куликовский. Она не могла это скрывать и призналась мужу. Петр, дал влюбленным на проверку чувств 7 лет - и сделал Куликовского своим адъютантом, поселив в его дворце. Спустя столь долгий срок, состоялось бракосочетание.

Сейчас часть интерьера утрачена, но дворец сохранил свое величие.

Адрес: м. Чернышевская, ул. Чайковского, 46.


Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Дворец великого князя Алексея Александровича

Данный дворец, возведённый в стиле французского шато, строился как резиденция для великого князя Алексея Александровича в конце VIII века. Проект также поручили архитектору М. Е. Месмахеру. При этом перед архитектором было поставлено определенное задание. Предполагалось, что он будет использовать уже построенные строения, выполнив работы по их усовершенствованию и перепланировке. В 2005 году здание дворца было передано Дому музыки города Санкт-Петербург.

Нужно отметить, что результат превзошел все ожидания. Архитектору удалось отобразить в здании персональные предпочтения великого князя к жизни в комфорте и благополучии. Ему нравились французские замки, но обладающие всеми современными удобствами. На приусадебной территории возвели электростанцию, конюшню, оранжерею и прочие обслуживающие помещения.

В интерьере дворца сплелись разные страны и времена. Тут присутствуют элементы английского средневековья, восточной экзотики, барокко и Возрождения.

Великий князь Алексей Александрович умер в 1908 году в Париже. Дворец перешел в собственность к его братьям, которые до Великой Октябрьской Революции сдавали его в найм.

Адрес: Набережная реки Мойки, 122. Санкт-Петербург, метро Спасская


Дворец великого князя Владимира Александровича (Дом учёных)

Напоминающий по своему стилю итальянские дворцы эпохи Ренессанса, Дворец великого князя Владимира Александровича представляет собой настоящее украшение Санкт-Петербурга. В свое время был средоточием светской и культурной жизни города. Тут проводились балы и различные культурные вечера.

Как и все другие дворцы, после 1917 года здание было национализировано. Было принято решения использовать его в качестве «Дома Ученых». Благодаря тому, что здание применялось с более-менее культурными целями, общее убранство дворца дошло до нас в относительно неплохом состоянии.

Адрес: Дворцовая наб., 26, Санкт-Петербург, м. Адмиралтейская


Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Дворец великого князя Михаила Александровича

Дворец расположен на набережной реки Нева. В его облицовке использовали лучшую существующую на то время керамическую плитку.

Расположен на самой привилегированной набережной города – на Английской набережной. Дом История дворца переплетена с такими известными именами, как княгиня Юсупова, князь Меншиков, ну и, конечно, с именем великого князя Михаила Андреевича, сына императора.

Княгиня Юсупова владела зданием вплоть до 1823-го года. Затем она продала его имеретинской царской семье, которая, не располагая большими средствами, сразу же стала сдавать два этажа во дворце. Однако это не помогло разорившейся семье и 1830-м году дом продали князю Александру Меньшикову.


В конце XIX века дворец перешел во владение великого князя Михаила Александровича, брата Николая Второго. После победы Великой Октябрьской Революции в 1917 году дворец был национализирован и передан Всероссийскому обществу глухих.

Адрес: Английская наб., 54, Санкт-Петербург м. Адмиралтейская

Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Дом на Дворцовой набережной имеет богатую историю. В середине XVIII века владение участком, на котором расположен дворец, перешло в семью Шереметьевых, в качестве приданного дочери графа Черкасского, которую брал в жены граф Петр Шереметьев. В 1767 в эту семью пришли несчастья, сначала умерла жена графа, а потом и дочь, после чего он переехал жить в Москву.

Здание перешло под управление Департамента Уделов, и в историческом здании был организован постоялый двор для особ повышенной важности. В стенах этого дворца в те времена трудился Н.В. Гоголь.

В 1857 году состоялось бракосочетание великого князя Михаила Николаевича, после чего возникла логичная необходимость в создании отдельной резиденции для проживания семьи великого князя. По первому плану предполагалось, что его дом будет объединён вместе с дворцом великого князя Николая, его старшего брата. Но братья, все-таки, хотели жить по отдельности, и, в результате, был сооружен отдельный Николаевский дворец на Благовещенской площади и Ново-Михайловский дворец.


После Великой Октябрьской революции здание дворца использовалось для нужд Коммунистической академии. Сейчас во дворце находятся Институт истории материальной культуры, Институт востоковедения и Институт проблем электрофизики.

Адрес: Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, м. Адмиралтейская

Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Николаевский дворец

Николаевский дворец задумывался как резиденция для сына императора Николая Первого, великого князя, которого также нарекли Николаем. Само здание предполагалось не только как жилое помещение, но и как объект инфраструктуры. Рядом с дворцом планировались постройка конюшни, жилых помещений для прислуги. Великий князь вселился во Николаевский вместе со своей женой, с которой до того времени они проживали в Зимнем дворце.

Как и все дворцы великих князей, Николаевский был оборудован всеми возможными удобствами того времени, в том числе имелась телеграфная связь и лифт, кабина которого выполнена из красных пород дорогой древесины.


Николай Николаевич умер в 1891 году, оставив после себя большие долги. Дворец забрали в свое пользование местные власти. Однако наследникам было дозволено забрать свое наследство в виде дорогих предметов интерьера и утвари.

На сейчас в Николаевском дворце расположены как деловые офисы, так и Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Адрес: Труда пл., 4 /Конногвардейский бул., 23 / Галерная ул., 24, Санкт-Петербург, м. Адмиралтейская

Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Мариинский дворец был построен в сороковых годах XIX века на Исаакиевской площади. Это был подарок императора Николая Первого своей дочери Марии по случаю ее замужества с герцогом Лейхтербергским, который доводился внуком Жозефины Богарне, которая была женой Наполеона. Поэтому дворец был назван в честь великой княжны.

Великая княжна Мария Николаевна имела по тем временам довольно сложный, мужской характер. Она категорически отказалась выходить замуж, если это будет связано с дальнейшим переездом из Санкт-Петербурга. И это было вполне логично. Браки великих княжон на то время были договорными, преимущественно с выходцами из разорившихся аристократических семей, не имеющих высокого положения. Таким образом, выйдя замуж, великая княжна автоматически перемещалась из роскошного Санкт-Петербурга в немецкую или любую другую европейскую глушь.


Муж Марии Николаевны умер в 1852 году, а она прожила в Мариинском дворце всю оставшуюся жизнь, то есть до 1876-го года. Дети семейства впоследствии продали дворец, так как не были в состоянии его содержать.

Адрес: Исаакиевская пл., 6, Санкт-Петербург, м. Адмиралтейская

Мало-михайловский дворец

Дворец расположен на Адмиралтейской набережной, в самом сердце Санкт-Петербурга. Вплоть до семидесятых годов XIX века здание принадлежало Адмиралтейской верфи. После часть дома была куплена внуком Николая Первого, великим князем Михаилом Михайловичем. Тут он планировал строить свой собственный дом по достижении совершеннолетия. Великий князь планировал на будущее. Архитектор получил задание от него, которое звучало следующим образом: «построить нам прекрасный дом», имея в виду самого Михаила Михайловича и его еще даже не выбранную будущую супругу.

Интерьер и техническая часть убранства дворца отвечали самым высоким требованиям того времени. Он был газифицирован, электрифицирован, был проведен водопровод и канализация. Имелся в том числе и телефон. Дорогу перед дворцом было приказано покрыть асфальтом.


Более подробную информацию про дворец можно почитать –

Однако судьба распоряжается по-своему. После нескольких попыток великого князя вступить в ясно неравный брак, он все же преуспел в своем желании, и женился на графине Меренберг, являвшейся дочерью герцога Нассауского, а также внучкой А.С. Пушкина. В Россию они с супругой больше не вернулись, а выплаты из семейных счетов были прекращены. Денег на строительство дома больше не стало.

Архитектор М. Е. Месмахер был вознагражден за свою работу орденом.

Так как в Санкт-Петербурге уже были дворцы с названием Михайловский и Ново-Михайловский, дворцу добавили приставку «мало», чтобы как-то отличать их.

Не имея возможность жить в своем дворце, Михаил Михайлович принял решение о его продаже. Однако покупателей долго не было, приходилось сдавать помещения. В конце концов в здании было размещено Министерство промышленности и торговли.

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье. (Пока оценок нет)

Дворец княгини М. В. Воронцовой

Для вел. кн. Александра Михайловича - внука Николая I - здание в 1895-1897 гг. частично перестроено - гражд. инж.. Николай Иванович де Рошефор (Рошфор).
Садовый фасад дворца обработан только рустованными лопатками и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой.

Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.
Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу.
В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.
По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.

В 1810-х гг. владелец усадьбы - купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.
В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.

К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.
В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.

Был передан по случаю бракосочетания великому князю Александру Михайловичу и великой княжне Ксении Александровне, дочери императора Александра III.
Интерьеры особняка были заново отделаны по проекту гражд. инж. Н. И. де Рошефора. По его же рисунку изготовили и ограду с великолепными воротами.

Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Александр Михайлович был женат на вел. кн. Ксении Александровне - сестре Николая II. Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время первой мировой войны была Высочайшей покровительницей госпиталя для раненых, устроенного в одном из флигелей дворца.

Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась.

В 1919 г. был создан Государственный институт физического образования (ГИФО) (преобразован из курсов П. Ф. Лесгафта). Переехал ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (это имя ему было присвоено в 1924 г.) в здание на набережной Мойки 108 в 1924 г.
Сейчас - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Дворец Великого князя Александра Михайловича

Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В конце XVIII века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой.

В 1895-1897 гг. он восстанавливался архитекторами Н.В. Султановым и графом де Рошфором. Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. "Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора".

Второе название дворца - Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание дворца было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894

Её родным братом был Николай II, последний царь России). Также этот дворец именуют иногда Дворцом великого князя Александра Михайловича (это внук Николая I). Можно называть и так, и так - здание было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894, так что это их общий дворец. Великий князь отвечал в Империи за торговое мореплавание

Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время первой мировой войны была Высочайшей покровительницей госпиталя для раненых, устроенного в одном из флигелей дворца.

Ксения Александровна с командой своего военно-санитарного поезда

Расположен дворец прямо напротив острова Новая Голландия, на набережной реки Мойки. Здание много раз перестраивалось. Первым владельцем участка на набережной Мойки стал в 1710-х годах контр-адмирал Иван Акимович Сенявин, служивший Петру I.Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой.

Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой, с роскошными ажурными воротами, украшенными вензелями с инициалами княгини - "КАК"

В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту. Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу. В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.

По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.

В 1810-х гг. владелец усадьбы - купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.

1919 г. был создан Государственный институт физического образования (ГИФО) (преобразован из курсов П. Ф. Лесгафта). Переехал ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (это имя ему было присвоено в 1924 г.) в здание на набережной Мойки 108 в 1924 г. Благодарность за фото:

ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Дворец великого князя Алексея Александровича («Дом музыки», «Алексеевский дворец») — один из великокняжеских дворцов Санкт-Петербурга, расположенный на набережной Мойки. Построен М. Е. Месмахером для великого князя Алексея Александровича в 1882-85 гг.

С февраля 2006 года в здании располагается Санкт-Петербургский Дом музыки — учреждение, основная цель которого состоит в сохранении и развитии традиций классического музыкального искусства, а также подготовка студентов и и выпускников консерваторий к международным конкурсам и фестивалям

.

Построен в 1882-1885 гг. по проекту архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера

Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что вел.князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Район был достаточно плотно застроен, но была необходимость создать обширное владение.

Сначала участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 г. на участке Петрова находилось одноэтажное каменное на высоких подвалах здание, а перед ним два служебных флигеля. В 1846-1848 гг. арх. Ефимов расширил существовавший жилой дом и превратил его в парадный особняк по заказу нового владельца церемониймейстера А. И. Сабурова.

М. Месмахер. Проект паркета танцевального зала.

Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах.

Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.

В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.

В 1883-1885 гг. акад. арх. М. Месмахер выполнил проект дворца. Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад.

Фасад западного, т.н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом.

У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.

По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу», над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.

Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками

Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.

Решетка в виде пик, украшенная везелями князя - "АА"

Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной.

Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.

Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул., которая получила название Алексеевской (ныне Писарева).

1900.общий вид английской гостинной

Панно столовой

Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Гости могли попасть во дворец через два вестибюля - Парадный и Собственный. Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу.

Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры муз Урании и Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая. Столовая была связана с западным флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная. Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место для хранения флотских знамен. К ней примыкала Библиотека. Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты.

Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми находится сложный карниз с фигурными кронштейнами. В нише помещен мраморный камин с фигурками путти и головой сатира. В восточном флигеле, где располагался Собственный подъезд, Месмахер поместил три парадных помещения для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.

Английский зал - одно из самых больших помещений дворца, напоминает старинный рыцарский зал. Важным элементом отделки является лепной декор потолка по мотивам английских лепных плафонов XVI-XVII вв. Камин является главным акцептом в композиции зала. Двери зала пышно украшены резьбой. По периметру зала шла дубовая филенчатая панель, верхняя часть стены была декорирована дубовым карнизом-полкой с парными кронштейнами, которая предназначалась для посуды.

Китайская гостиная выполнена в стиле позднего «шинаузери» (фр. «китайский») Она декорирована резными панно и деталями, характерными для дальневосточного стиля XIX в. Стены наполовину от плинтуса, а также двери и оконные проеиы, рамы зеркал были облицованы темным лакированным палисандром. Вторая половина стен была обтянута декоративной тканью. Росписи потолка и стен выполнены декоратором С. И. Садиковым. Месмахер выполнил проект декоративной ткани для украшения стен с изображениями драконов.

Фламандская гостиная была оформлена с применением гобеленов, выполненных во фламандской манере, одноярусного камина с топочным отверстием, росписью перекрытий, использованием в отделке «фламской резьбы» - сложного орнамента из кружевной резьбы, разорванных картушей, переплетений виноградной лозы, листьев, плодов, цветов и лент по краям.

Танцевальный зал расположен в центре западного флигеля и выполнен во «вкусе Помпадур» - основанном на подражании и художественной переработке форм искусства Франции времен Людовика XV. В центре -большой живописный плафон «Амур и Психея», на четырех малых плафонах - фигурки играющих амуров «во вкусе Буше». Наборный паркет повторяет абрис плафона. В отделку стен были обильно включены зеркала.

Среди самых интересных помещений жилой части дворца - Кабинет великого князя. Одна его часть чере здубовую арку связана с Приемной, другая через тройную дубовую арку имеет выход к Библиотеке. Стены Кабинета на треть облицованы профилированными дубовыми панелями, выше они обтянуты тисненой кожей с золоченым узором. Кессонированный потолок также облицован дубом двери украшены картушами и резными наличниками. Двухъярусный камин из серого песчаника декорирован вензелем князя. Приемная оформлена в том же стиле и материале.

Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены братья великого князя Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.

Дубовый кабинет

дубовый кабинет

облицовка ванной

С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману. Летом 1911 г. был продан еще один участок владения, выходящий на Английский пр., его приобрел один из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальс; на участке был построен особняк.

С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства» на Исаакиевской пл. В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т.к. Мария Павловна была президентом Академии Художеств.4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».

После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Алексеевский дворец включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).
По материалам:

Малинина Т. А., СуздалеваТ. Э. Дворец великого князя Алексея Александровича. Спб.: ООО «Алмаз», 1997)

Оригинал записи и комментарии на

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...