Игровое общение в старшей группе «Волшебный сундучок здоровья. Речевые игры для детей дошкольного возраста Конспект игры я начну а ты продолжи

Консультация для родителей

Учите детей любить книгу

Акунец Ольга Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 47
Кировского района Санкт-Петербурга

Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети школьного возраста стали меньше общаться друг с другом, их речевой опыт ограничен. Потребность речевого общения удовлетворяется недос т аточно. Разговорная реч ь бед на, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Поэтому необходимо прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.

Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.

В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении прочитанные сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа.

Пословица – краткое изречение с поучительным смыслом. Поговорка - это словосочетание, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением.

Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаю Вам поиграть с ребенком в игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

  • Учить понимать образные выражения в пословицах и поговорках;
  • Учить активно использовать их в речи.

ü Крепкую дружбу водой – (не разольешь).

ü Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).

ü Семь раз отмерь – (один отрежь).

ü Под лежачий камень – (вода не течет).

ü Что посеешь - (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Задачи:

  • Учить понимать образные выражения в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;
  • Развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

ü Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос)

ü Не цветы, а вянут, когда стыдно слушать? (Уши вянут)

ü Какую часть лица надувают, обидевшись? (Губы надуть)

ü Что можно искать в поле, но не найти? (Ищи ветра в поле)

Дидактическая игра «Одним словом»

Задачи:

  • Учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

ü Надуть губы. (Обидеться)

ü Как снег на голову. (Внезапно)

ü Вылетело из головы. (Забыл)

ü Со всех ног. (Быстро)

ü Рукой подать. (Рядом)

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА КНИГОЙ?

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь.

Детские книжки – это действительность, в которую мы вводим ребенка и в которой дети живут всерьез. Постарайтесь внимательнее отнестись к выбору книги. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Первые книжки не должны быть серыми и невзрачными, с блеклыми и нечеткими иллюстрациями.

Самое важное в чтении для малышей – даже не само чтение, а та игра-драматизация, которую может организовать с ребенком только взрослый. Для этого не пытайтесь прочитать ребенку сразу много разных книг, а попробуйте показать, как можно поговорить с персонажем или, например, «покормить» собачку, «поговорить» с ней, то есть очеловечить героев и заинтересовать ими и их действиями. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в детскую библиотеку. Так же надо помнить о том, что в библиотеке малыша должны быть

познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.

ПЕРЕД СНОМ

Сейчас, родителей, которые читают детям перед сном, можно встретить все реже, к сожалению. Куда проще поставить ребенку мультфильм и успокаивать себя тем, что он не простой, а развивающий и пользы от него куда больше, чем от книги.

Как же привить ребенку интерес к чтению? Очень часто, нелюбовь к книгам связана с не усидчивостью ребенка. Эту проблему можно решить, выбрав для чтения правильное время.

Правильное время в этом случае – перед сном, малыш уже набегался, устал, поэтому может спокойно полежать в своей кроватке, вы берете любимую книгу и следующие полчаса, время принадлежит только вам двоим…

Что касается чтения перед сном, то оно во многом успокаивает ребенка и становится хорошим ритуалом для укладывания спать. Большинство детей с удовольствием слушают перед сном сказку и спокойно засыпают. Голосом и интонацией попробуйте настроить ребенка на лирический лад, разыграйте сонливость, зевоту.

Между прочим, учеными уже давно доказано, что даже развлекательные книги, которые прочитаны в такой спокойной обстановке, гораздо лучше развивают, расширяют кругозор, стимулируют мышление и воображение, чем дорогущие новомодные игрушки и самые популярные мультфильмы.

ГДЕ СПИТ РЫБКА ? ДОБРОЙ НОЧИ

Ночью темень, ночью тишь. Пан спросил у пана:

Рыбка, рыбка, где ты спишь? -Пане! Как добраться в Засыпани?

Лисий след ведет к норе. -Просто! – пану пан сказал,-

След собачий - к конуре. Направляйтесь вдоль Дремал

Белкин след ведет к дуплу. Прямиком до поворота

Мышкин – к дырочке в полу. С указателем «Зевота».

Жаль, что в речке, на воде, От «Зевоты» без забот

Нет следов твоих нигде. Отравляйтесь до Дремоты,

Только темень, только тишь. Где, свернувшись у сосны,

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Попадете прямо в Сны,

А оттуда в Засыпани

Полминуты ходу, пане!

Все ли ясно?

Даже очень!

До свиданья!

Доброй ночи!

Играем с детьми

УЧИМСЯ, ИГРАЯ.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников.

Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников.

Пословицы и поговорки - сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица - краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Задачи:

·учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;

·развивать интерес к значению слова;

·Учить активно использовать их в речи.

Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).

Один в поле - (не воин).

Глупые ссорятся, а умные - (договариваются).

Под лежачий камень - (вода не течет).

Семь раз отмерь - (один отрежь).

Что посеешь - (то и пожнешь).

Дидактическая игра «Угадай-ка».

Задачи:

·учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи;

·развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова.

…..

Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.)

Не цветы, а вянут? (Уши вянут.)

Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.)

В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.)

Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.)

Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.)

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи:

·учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;

·познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;

·развивать аналитическое мышление.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«Кто назовет больше?»

1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, синие, красные и т.д.) предметы в комнате.

2. Назови предметы которые можно катить(переставлять, двигать и т.д.)

«Закончи слово»

Взрослый говорит начало слова, а ребенок заканчивает это слово:

Теле – фон

Теле – визор

Теле - жка

«Я начну, а ты продолжи»

Взрослый говорит предложение, ребенок повторяет фразу сказанную взрослым и добавляет свою.

- «Это шарфик» -говорит взрослый

- «Это шарфик. Он связан из шерсти» - говорит ребенок
- «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» - взрослый. (и т.д.)

«Игра в слова»

Взрослый называет слово, а ребенок придумывает слово на последний звук предыдущего слова: стул – ложка – арбуз – зонт и т.д.

«Слова – враги»

Пример: покупает – продает

Надевать - поднимает - прятал-

Кричать - дает - отбирал-

Заболеть - покупает- помогал-

Ломать - хвалит - упал-

Наливает - лежит - включал –

Закончи предложение

Подбери подходящие по смыслу слова.

«Медведь осенью засыпает, а весной……»

«Березка от ветра наклонилась, а затем…..»

«При расставании люди прощаются, а при встрече…»

«Сложи два слова в одно»

Пример: кофе варит – кофеварка

Снег чистит - сладкое ест –

Землю роет - басни пишет –

Полы трет - по луне ходит –

Овощи режет - по снегу ходит –

Мясо рубит - воду проводит –

Огонь тушит –

«Скажи ласково»

Пример: стол – столик

ИК

Дом, двор, лист, нос, хвост, корабль, мост, зуб

ОК, - ЕК

День, пень, зверь, город, котел, брат, лист

ОЧК

Кость, тумба, роза, ветка, ваза, гора, полка, лавка, вилка, сумка

«Назови одним словом»

Пример: стена из камня – каменная

Стена из кирпича - салфетка из бумаги -

Дорожка из песка - коробка из картона –

Баба из снега - корона из золота –

Шляпа из соломы - ваза из стекла –

«Найди лишнее слово. Объясни свой выбор»

Мяукать – мычать – хрюкать – летать.

Говорить – болтать – шептать – слушать.

Драться – ссориться – ругаться – дружить.

Поливать – стучать – полоть – выращивать.

«На что это похоже»

Белое облако похоже на…. (вату)

Радуга похожа на….. (коромысло)

«Разложи слова»

Пример: листопад - падают листья

Ледоход, рыболов, самосвал, водопад, самокат, лесоруб, трубочист, носорог.

«Что лишнее?»

Огурчик, свекла, перчик, помидорчик, стульчик, кресло, диванчик, шкафчик.

«Мой, моя, мое.

Взрослый показывает предмет или картинку, ребенок должен правильно сказать:

Это мой карандаш

Это моя футболка

Это мое зеркало

«Общее слово»

Подобрать общее слово для двух непохожих предметов

Черепаха и улитка - медленные

Стол и шкаф -

Река и василек -

Замок и дверь –

Вода и молоко –

Молоко и сахар –

«Подбери слово»

Теплый, мягкий, ноздреватый ….. (хлеб)

Вкусные, сладкие, шоколадные …

Ловкая, длинная, ядовитая…

Желтое, ароматное, наливное…

Новый, современный, большой….

«Профессии»

Переносит багаж - носильщик

Вставляет стекла -…..

Работает на кране - …….

Танцует на сцене - …..

Торгует мороженным - ….

Чинит часы -…..

«Слова родственники»

Подобрать родственные (однокоренные) слова.

Пример: береза, березонька, березовой, подберезовик

Стол, дерево, лес, мороз, снег, море и т.д.

«Подбор прилагательных»

Назвать как можно больше признаков к слову - СОБАКА

Большая – лохматая – добрая – охотничья – игривая – прыгучая

«Что бывает»

Необходимо к прилагательному подобрать существительное.

ЗЕЛЕНЫЙ - помидор, дом, крокодил, огурец, мяч

ХОЛОДНЫЙ -…….

ЗЛОЙ -……

ДОБРЫЙ -……

КОЛЮЧИЙ -….

Литература:

«Кризисы у детей» - Советы по преодолению кризиса 3 лет. Кризис 3 лет. Кризисные этапы в развитии детей. Возрастной кризис. Возрастные кризисы в развитии детей. Кризис 7 лет. Советы по преодолению кризиса 7 лет. Кризис. Любить, понимать, принимать. Советы по преодолению подросткового кризиса. Подростковый возраст.

«Развитие ребёнка» - Перспективные направления развития МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Функции психологического сопровождения: Организация психолого- педагогического сопровождения. Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Обучение и развитие» - Подходы к решению проблемы. Обучение и развитие. Зона ближайшего развития. Обучаемость. Способность к обучению. Проблема. Обученность. Обучение. Три точки зрения. Концепция зоны ближайшего развития. Суть проблемы. Суть проблемы соотношения обучения и развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

«Развивающая среда в ДОУ» - Институт информатизации образования. Творческая группа №2. Совет ДОУ. Социальный эффект. Творческая группа №3. Модуль «Анализ итогов года». Задачи развития ДОУ 2007/2010. Проект: «Оптимизация обра-зовательно-воспитательной среды». Проектный совет. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Развивающая среда в детском саду» - Игровые комнаты оснащены игрушками, развивающими играми и пособиями. Спальня. Методический кабинет способствует реализации творческих задумок и педагогических находок. Питание в нашем саду 5-и разовое. Музыкальный зал. Кабинет психолога. Зал оснащен всем необходимым оборудованием и пособием. Спортивный комплекс.

«Кризис трёх лет» - Упрямство. Негативизм. Изменения в развитии ребенка. Проявление вредности. Кризис 3-х лет. Истерика. Основные признаки кризиса. Самый острый кризис. Внутреннее противоречие. Если истерика все же началась.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...