Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных» методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему. Внеклассное мероприятие "природа в поэзии и музыке" Мероприятие де

ЦЕЛИ: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

ЗАДАЧИ:

познакомить с новыми произведениями русских поэтов, компози торов о родной природе;

закреплять ранее полученные знания;

воспитывать у детей чувство прекрасного, создать положительный эмоциональный настрой;

совершенствовать выразительность чтения стихов, движений;

развивать творческие способности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Муз. записи с произведениями русских композиторов; видеокассета

«Рапсодия моря»; атрибуты цветов; презентация по теме;

выставка детских рисунков.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

рассказ воспитателя; прослушивание аудио и видео кассет; просмотр

слайдов презентации; выступление учителя на аккордеоне; чтение

стихов детьми и взрослыми; творческое задание; наглядность;

поощрение.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

разучивание стихов и песен; рисование по произведениям

В.П.Астафьева; повторение программных стихов о природе,

Коллективный выход в Театр Оперы и Балета (балет «Щелкунчик»).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВЕД. (показ слайда №2 презентации)

"Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. Этими словами великого русского писателя К.Паустовского я хочу начать наше занятие. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Правильно, мы будем говорить о нашей русской природе. Но не просто о природе, а о том, как природа отражается в зеркале музыки и поэзии, о том, как можно с помощью поэтического слова и музыки выразить свои впечатления от встречи с природой.

Природа-музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний! (Алексей Жемчужников)

(показ слайда №3 презентации)

Наши русские композиторы сочинили множество произведений о природе.

Все мы любим и знает творчество П.И Чайковского, его «Времена года».

Давайте послушаем одну из пьес и постараемся представить себе, как тройка резвых лошадей мчится по заснеженным русским просторам.

«На тройке» из цикла Времена года П.И.Чайковского.

ВЕД. (показ слайда №4 презентации)

Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком!

А поэт Ф.И.Тютчев писал, что природа -

"не слепок, не бездушный лик,

в ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык."

Стихи о природе, о музыке: (читают дети)

1. «Музыка» О. Гаджикасимов

Без музыки не проживу и дня.

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

2. «Береги свою планету» Яков Аким.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

3. « Здравствуй, лес» С. Погореловский.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмною, грозою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же знаешь мы – свои!

ВЕД.

Ребята! А ведь различные загадки, потешки, поговорки о природе - это

тоже поэтическое творчество русского народа. Давайте вспомним загадки о природе.

Дети загадывают друг другу загадки (вед. отмечает лучшие)

ВЕД. (показ слайда № 5 презентации)

А мы и потешку можем спеть, родившуюся в народе, который видел в

шуюсяась видел в природе и объект для шуток.ой о веселых птичках поетсярая. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 природе и объект для шуток.

Рус. нар. потешка «Скок, поскок..» (инсценировка)

ВЕД. (показ слайда № 6 презентации)

Ребята! Все вы не раз слушали чудесную музыку вальсов. Многие вальсы были написаны композиторами под впечатлением красоты природы. Это знаменитые вальсы: Березка, Осенний сон, На сопках Маньчжурии, это Вальс цветов из балета Щелкунчик Чайковского, это множество вальсов Штрауса - Сказки Венского леса, На прекрасном голубом Дунае и много-много других. Сегодня мы с радостью встречаем нашу гостью, которая сыграет нам на аккордеоне вальс.

Вальс И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» (играет учитель)

ВЕД.

А сейчас немного поговорим о цветах. Нет на Земле ничего прекраснее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.

Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным. Цветы – эти хрупкие прекрасные творения природы всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прелестные наследники природы

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят. (Альберт Камю)

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой

Дети читают стихи о цветах:

(слайды № 7, 8)

Вед. Я прочитаю для вас прекрасное стихотворение народного поэта

Дагестана Расула Гамзатова.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Стихотворение «Одуванчик» С.Красикова читает ученик. (слайд №9)

Разливает белый сад

Знойный, душный запах.

Одуванчики стоят

В облачных папахах.

Тихо клонятся к ногам.

Слабый ветер дунет –

И осыплет на луга

Белый пух июня.

Стихотворение «Ландыш» Е.Благининой читает ученик (слайд № 10)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья по ветру парят,

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Пусть дуют ветры прокалённые,

И дождик хлещет на цветок,

Но лес зелёными ладонями

Прикрыл дрожащий огонёк.

ВЕД. (слайды № 11, 12)

Все цветы прекрасны, ведь их создала сама природа, а композитор

П.И.Чайковский сочинил великолепный Вальс цветов для своего балета

«Щелкунчик». Я знаю, что многие из вас видели этот балет и слушали

этот вальс. Я предлагаю вам на некоторое время представить себя в виде

прекрасных цветов и под музыку Чайковского самим придумать

красивый танец.

Творческий Вальс цветов (в руках различные цветы)

ВЕД. проводит мини викторину:

(отрывки из стихов и муз. произведений о природе; кто больше назовет стихов, муз произведений, загадок и песен о природе)

ВЕД.

Неразлучны 3 сестры: природа, музыка, поэзия. Когда мы видим

прекрасные картины зеленого леса, синего моря, голубого неба, изящных птиц и животных, яркие явления природы - у нас невольно возникают в голове поэтические образы и сердце наполняется звуками музыки. Сейчас мы посмотрим отрывки из видеофильма «Рапсодия океана», где картинки природы сопровождаются музыкой знаменитых композиторов.

Рапсодия океана (видеоряд)

(слайд № 13-рефлексия)

Наша гостиная скоро закроется, занятие подходит к концу. Я хочу спросить вас: что вам понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Что не получилось на сегодняшнем занятии? Чье выступление было самым удачным? Хотелось бы вам еще больше услышать о природе, о музыке?

Итог занятия:

Наше занятие заканчивается. Сейчас мы погасим свечи. Я хочу поблагодарить всех детей, всех взрослых, которые помогли сделать его интересным. На стенде вы можете посмотреть наши рисунки, которые сделаны по мотивам произведений русских писателей и поэтов о природе.

(слайд № 14)

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Сценарий мероприятия на тему: «От экологии планеты к экологии души» (День Знаний в школе).

Литературная станция.

Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал, музыкальное сопровождение.

Действующие лица: Сова, Лесовичок, Шапокляк.

Сова встречает учеников, рассаживает (под звуки леса).

Ой, смотрите, ребята, Лесовичок сидит. Какой-то он грустный, наверное, что-то случилось. Давайте спросим у него.

Лесовичок, ты почему такой смурной?

Лесовичок : Как можно веселиться, если такое в лесу творится. Весь лес захламили. Обитатели леса жалуются. Вот письма пишут, помощи просят и защиты (читает письма).

    Кувшинка:

    Здравствуй, Лесовичок.

Прошу вас очень-очень: помогите!

Так относиться к нам нельзя.

Всё дно реки забито хламом,

Мелеет речка день ото дня.

Срывают нас и дарят мамам.

Мне страшно: защити меня!

    Я птица ласточка, узнали?

Ребята крылья мне сломали,

В гнездо мне камни набросали,

Потом как трусы убежали.

А лебеди – друзья мои,

Просили передать,

Что озеро их славное

Стало погибать.

Там плавают бутылки,

Пакеты там кругом,

Птицам очень плохо,

Засорили дом!

И таких писем очень много.

А вот ёще, посмотрите, что творят люди на земле. Смотрят видеоролик «Кем стали люди на Земле».

Стар я стал, не справляюсь со своими обязанностями. А тут вот всё ходют и ходют. Вот и эта дамочка наповадилась сюда ходить. Зверей обижает. Вчера бельчат обидела.

(появляется Шапокляк, напевает свою песенку «Кто людям помогает»).

Шапокляк: Они первые начали в меня шишки кидать. Я им ещё покажу.

Лесовичок: А ты, Совушка, зачем школьников сюда привела, они ведь безобразничать начнут.

Сова: Что ты?! Это я тебе помощников привела. Детки они хорошие, учатся хорошо, знают как себя вести в лесу.

Лесовичок : И книги читают?

Сова : И книги читают?

(Шапокляк смеётся).

Лесовичок: А мы сейчас проверим. Правила вежливости знаете?

1 задание. Из указанных предложений выбрать те, которые содержат правила вежливости.

Правила вежливости.

Много зелени – ешё вырастет!

(Шапокляк вмешивается, мешает ученикам, Сова делает замечания).

Лесовичок: Вижу, знаете вы правила вежливости.

Сова: Старичок-лесовичок, а ребята приготовили тебе подарки.

Лесовичок: Подарки – это хорошо.

(Дети читают стихи на тему «От экологии планеты к экологии души»). Дом.задание.

Лесовичок : Молодцы, радуете старика. Видно, вам не безразлична судьба матушки-Земли.

Шапокляк: Не спеши, дед, радоваться. Дай-ка я их проверю. Загадки мои пусть угадают.

2 задание. Загадки. Легенды о растениях.

4. Существует легенда, что когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии один из месяцев назван так же, как и это растение. (Вереск. Месяц Верасень)

Сова: Молодцы, ребятушки, не подвели меня. А сейчас давайте еще порадуем Лесовичка, расскажем ему сказки.

(Дети инсценируют сказки).

Лесовичок: Действительно, порадовали старика. Помощники из вас будут хорошие. Давайте и я с вами поиграю.

3 задание. Первая группа: Собирают пазлы, отвечая правильно на вопросы.

Вторая группа: «Экологическое лото» (собирают пословицы).

Зима без снегу –

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Третья группа: Сочиняют четверостишия.

(уважаем, охраняем, недаром, санитаром; защищаем, обещаем, сохраним, не дадим; эту, планету, цветут, уют; реки, сорняки, дружно, нужно).

Четвертая группа: «Предсказания» (по данному началу продолжить примету).

    Дым столбом... (к морозу).

    Длинные сосульки... (к затяжной весне).

    Комары начинают сильно кусать – к…(дождю).

    Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).

    Если рябина уродилась рясна, то зима будет …(суровая).

    Воробьи зимой расчирикались – к…(оттепели).

    Начинает цвести черёмуха – жди…(похолодания или ненастья).

    Некоторые цветы днём закрывают свои бутоны или сильнее благоухают – к…(ненастью).

    Ласточки летают низко – к…(дождю).

    Чайки сидят на воде – к…(хорошей погоде), а если ходят по берегу – к…(непогоде, ветру).

    Летом к ночи на траве роса, на небе много звёзд – назавтра день будет…(ясный).

Пятая группа: Чьи это строки?

1. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

3. Унылая пора!

Очей очарованье!

4. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

6. Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая,

Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

Так я роняю грустные слова.

(Шапокляк снова старается им помешать, Лесовичок и Сова радуются).

Сова: Ну что, Лесовичок, хороших я тебе помощников привела?

Лесовичок: Молодец, Совушка, спасибо тебе. Теперь мы точно сумеем лес наш в порядок привести (читает стихотворение).

«Давайте сохраним».

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа- мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н. Старшинов).

Спасибо, ребята. Ждём вас в гости. (Обращается к Шапокляк)

Шапокляк : А меня будете ждать? Я тоже хочу с вами подружиться.

Тетушка Сова и Лесовичок: Конечно, приходи. Друзьям мы всегда рады!

Подведение итогов. Рефлексия.

Приложения. 1. Видео «Кем стали люди на планете Земля» (ютуб)

2. Карточки с пазлами.

Приложение.

Чьи это строки?

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин

Кисти ярко-красные волнующих рябин.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая,

Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Правила вежливости.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.

Много зелени – ешё вырастет!

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Уважаем

охраняем

недаром

санитаром.

защищаем

обещаем

сохраним

не дадим.

эту

планету

цветут

уют.

реки

сорняки

дружно

нужно.

К плохой погоде:

- все цветы на лугу сильно пахнут (благоухают цветы сирени, жасмина, жел­той акации);

- ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

- куры купаются в пыли, воробьи на­хохлились;

- возле цветов желтой акации кружит­ся много насекомых;

- крот нагребает высокие холмики;

- одуванчик складывает свой пушис­тый зонтик.

К хорошей погоде:

- рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

- комары-толкунчики толкутся роем или столбом;

- поздно вечером сильно трещат куз­нечики;

- божья коровка, взятая на руку, быс­тро слетает;

- соловей поет всю ночь;

- птицы весело поют;

- раскрыты цветки кувшинки;

- оживленно воркуют голуби;

- паук усиленно плетет свою паутину.


Давайте посмеемся.

Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

Почему корова ложится? (Т.к. не умеет садиться)

Под каким деревом сидит заяц в дождь? (Под мокрым)

Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Он зимует на юге)

Может ли барсук залезть за шишкою на сук (Нет)

Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет у него языка)

Может ли тюлень пролежать на боку весь день? (Да, и не только он)

Может ли синица на крыше поселиться? (Да)

Может ли пчела ужалить осла? (Да, и не только его)

Может ли медведь танцевать и петь? (Да)

Зачем зайцу большие уши? (Чтобы лучше слышать).

Зачем страус голову в песок прячет? (От страха).

Какая птица оживляет настенные часы? (Кукушка)

Какой секретарь употребляет в пищу змей? (Птица - секретарь)

Экологическое лото”

Зима без снегу –

Март с водой, апрель с травой,

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Ответьте на вопросы:

    Из какого дерева изготавливают лыжи?
    Ответ: Береза

    У каких деревьев осенью листья красные?
    Ответ: У клена, рябины.

    Какие дрова самые жаркие?
    Ответ: Дубовые, березовые.

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
    Ответ: Клен

    Какое дерево чаще всего высаживают в городах?
    Ответ: Липу

    У какого дерева семена снабжены "парашютами"?
    Ответ: У тополя

    Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол?
    Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.

    Какое дерево на Земле самое высокое?
    Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты. С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.

    Цветы какого дерева называют "светофором"?
    Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток. (Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

Легенды о растениях.

1. Название этого красивого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов (гладиолус).

2. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка (шиповник).

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов (пион).

4. По легенде, когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии даже месяц назван так же, как и это растение (Вереск. Месяц верасень).

5. Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний напиток», а в Германии в честь его был праздник – День весны (фиалка).

6. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда» (астра).

7. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов (ромашки).

8. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши (василёк).

9. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай» (иван-чай).

Внеклассное мероприятие.

Тема: Природа в поэзии и музыке.

Цели: познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе; познакомить с произведениями композиторов Э. Грига, А. Вивальди; выявлять связь произведений литературы с другими видами искусств, формировать у детей чувство прекрасного, понимать эмоционально-нравственные переживания героев и авторов произведений.

Оборудование:

1. Портреты К. Паустовский

М. Пришвин

Э. Грига

С. Есенина

А. Вивальди

2. Выставка книг различных писателей о природе.

3. Картины природы, репродукции Шишкина.

4. Произведения композиторов А. Вивальди «Зима», «Весна», Э. Григ «Утро».

Музыка и стихи – это прекрасное, без чего человек не может жить. А без чего ему еще трудно прожить? (природы)

Сегодня мы с вами будем говорить о природе в музыке и стихах.

Писатель К. Паустовский, с произведениями которого вы познакомитесь на уроках чтения, сказал чудесные слова: «… и если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из самых важнейших признаков любви к своей родине.»

Очень много написано стихов и рассказов о природе. Но сегодня мы поговорим и ближе познакомимся с творчеством поэта С. Есенина.

С. Есенин родился в 1895 году 221 сентября в Рязанской губернии, в селе Константиновке. Его родители были простые крестьяне. С 2-х лет его отдали на воспитание к зажиточному деду по матери. С. Есенин был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части детских забав. За это его часто ругала бабушка, но она очень любила его. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные книги.

Свои первые стихи он написал в 8-9 лет. Некоторые сказки, которые были с плохими концами, он переделывал на свой лад.

С. Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все было прекрасно. На первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.

1-й учебник

Задремали звезды золотые

Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона

Улыбнулись сонные березки

Распрепали шелковые косы

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы…

А композитор М. Протасов сочинил песенку, которую сейчас споют ребята 4 кл. «Выглянуло солнышко»

Может ли песня внести радость в наше сердце? А природа?

В ней есть душа, язык. Только, к сожалению, не каждому дано услышать и понять этот язык. Но многим талантливым людям (как поэт С. Есенин, композитов А. Вивальди удалось понять язык природы и полюбить ее всем сердцем) поэтому они создали так много произведений. Но не только писатели, поэты, композиторы смогли услышать язык природы, посмотрите как прекрасно передали нам красоту природы художники Шишкин, Левитан и другие.

Певец природы М. Пришвин не уставал говорить, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Кто любит природу, тот не срубит дерево, не сорвет цветок, не обидит беззащитное животное. (песня «Не дразните собак»)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лет – это необыкновенное чудо природы.

Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Все еще не успели сделать это, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса. А кто скажет какое сейчас время года? (зима)

Назовите зимние месяцы?

А кто подготовил нам стихи о зиме? (конкурс стихов о зиме)

А сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение композитора Антона Вивальди «Зима». Вот как композитор понял и передал нам язык зимней природы. (слушание «Зима»)

Вслед за зимой идет прекрасное время года – весна. Весна – это время пробуждения природы, всё радуется теплому солнышку, время сна прошло. Начинает таять снег, бегут ручьи, птицы поют свои песни. Попросим ребят прочитать свои стихи о весне. (стихи о весне)

Композитор Вивальди уже совсем другой музыкой передает нам пробуждение природы весной. (слушание «Весна»)

Хорошо в лесу и в поле летом. Прослушайте, как поэт И.С. Никитин описывает пробуждение дня в своем стихотворении «Утро»

Утро

Звезды меркнут и гаснут

В огне облака

Белый пар по лучам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш

Тишь, безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет вода серебристая…

Очарование наступающего дня поэт выразил словами, а композитор музыкой. Э. Грин «Утро» (слушание)

2-й ученик

«Отворила роща золотая

Березовым, кудрявым языком

И журавли, печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком».

Слова С. Есенина положены на музыку. Такие песни называются – романсы (исполнение или слушание романса на стихи Есенина).

С. Есенин ушел из жизни в 30 лет, но оставил нам замечательное наследие, - свои стихи – чудо поэзии.

Читайте его стихи и поэмы и вы наслаждайтесь поэзией С. Есенина.

Но сегодня дети подготовили нам стихи не только С. Есенина, но и других поэтов, которые воспели красоту природы, каждый по своему. (конкурс еще не прочитанных стихов)

В природе строгий порядок. Все в ней крепко связано. Живут по строгим законам и растения, и насекомые, рыбы, птицы, звери.

3-й ученик

Мы любим лес в любое время года

Мы слышали речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашка солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется все это

Давайте же с природою дружить

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Все это называется природа

Давайте же сердца ей отдадим Прощальный вальс танцует с небом лето Дрожит в окне вечерняя звезда Природой называется все это Давайте же любить ее всегда!

Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе.

Подведение итогов конкурса стихов. Награждение.

Надеюсь, что вы еще больше будете любить и охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, не будете причинять зла и конечно я думаю кто-то из вас захочет взять и почитать поэта С. Есенина.

Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных»

(с использованием ИКТ и мнемотехнических технологий)

Цель: формирование у детей начал экологической культуры посредством знакомства с художественными произведениями литературы, искусства, музыки.

Задачи:

  • Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий, по отношению к окружающей среде;
  • Выявлять лучших чтецов среди детей, предоставлять им возможность для самовыражения; развивать чувство ритма и рифмы (ОО «Речевое развитие»);
  • Формировать у дошкольников навыки выразительного чтения, артистических умений (ОО «Социально – коммуникативное развитие»).

Ход: Добрый день, дорогие друзья! Мы, рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Тема нашей встречи: «Детские писатели о природе и животных»

Ведущий:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, -

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

Ведущий: очень много писателей поэтов посвятили свои произведения природе, воспевая в них её красоту, многообразие, значение для человека. Давайте вспомним некоторых из них (представление писателей).

Книги – какое это чудо! Они наши друзья и помощники. Практически на любой вопрос можно в них найти ответ.

Хорошая книга – м ой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг!

Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.

Про тайные земли и движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей, я жить не могу.

Ведущий: чтобы наше общение было интереснее, мы решили провести творческий литературный конкурс, в рамках которого участники смогут посоревноваться в представлении произведений писателей о природе и животных. А определить лучших будет наше жюри. Разрешите представить его членов:

Очень трудно все запомнить

И в итоге нам сегодня

Победителей назвать

Ведущий: в зависимости от содержания стихотворений мы разделили их на 3 темы. Отгадайте, о чём пойдет речь в 1 – ом разделе: (картинки времена года)

Есть у природы четыре страницы,
Есть у погоды четыре сестрицы

Прилетают птицы звери просыпаются
Первая сестрица ВЕСНОЙ называется

Сыты все, согреты солнца ярким светом
Вторую сестрицу называют ЛЕТО

Сделаны запасы листья облетают
Третья сестрица - ОСЕНЬ золотая

Всюду снег искрится - к нам пришла сама
Четвертая сестрица - зимушка – ЗИМА

Ведущий: п равильно – первый раздел конкурса «Времена года». Давайте послушаем, какие стихи о временах года прочтут наши конкурсанты.

  1. Чертопятова К.
  2. Бодров П.
  3. Мишакин Б.
  4. Жукова А.

Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза: игра «На лужайке»

Ведущий: Чтобы определить тему 2 – ого раздела конкурса нужно отгадать загадки:

Ведущий: Молодцы! Теперь мы можем сказать, что ребята прочтут стихотворения о представителях животного мира.

  1. Сивцов С.
  2. Шешунов А.
  3. Котова Л.
  4. Мухтулов В.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, у нас с вами музыкальная пауза: песня «Не обижайте муравья»

Ведущий: попробуйте отгадать, о чём будут читать стихотворения участники 3-ей части конкурс:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.

Отгадка (ответ): Лес

Ведущий: правильно, речь пойдет о мире растений.

  1. Сабуров И.
  2. Чернышев С.
  3. Сляслин А.
  4. Лаухина С.

Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза «Собери грибы в корзинку».

Ведущий: предоставляется слово членам жюри для подведения итогов литературного конкурса.

Объявление победителей, вручение подарков.

Под российским небосводом

Книгу любят и хранят.

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Россией дорожить.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий

Учат нас правдивы быть

Природу понимать, любить

Без книги хорошей прожить нам нельзя

До новых открытий!

До встречи, друзья!


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...