Платежи в государственный бюджет советского периода. Кто же кого "кормил" в ссср? подробный разбор. Сравнение экономических показателей до II мировой войны

1985 год 1986 год 1987 год 1988 год
ДОХОДЫ - всего В том числе: 390.6 (100%) 419.5 (100%) 435.4 (100%) 469.0 (100%)
1. Налог с оборота 97.7 (25%) 91.5 (21.8%) 94.4 (21.7%) 101.0 (21.5)
2. Платежи государственных предприятий и организаций из прибыли (дохода) Из них: 119.5 (30.5%) 129.8 (30.9%) 127.4 (29.2%) 119.6 (25.5%)
2.1 Плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства 38.1 40.8 41.7 39.5
2.2 Плата за трудовые ресурсы - - - 4.9
2.3 Взносы свободного остатка прибыли 47.1 38.5 12.8 9.4
2.4 Отчисления от прибыли (дохода) и другие платежи 29.1 47.3 72.9 65.1
2.5 Фиксированные платежи 5.2 3.2 - 0.7
3. Подоходный налог с кооперативных предприятий и организаций 2.6 2.6 2.8 2.8
4. Государственные займы, реализуемые среди населения 1.4 1.9 1.9 2.0
5. Государственные налоги с населения. В том числе: 30.0 31.2 32.5 35.9
5.1 Подоходный налог 28.3 (7.6%) 29.5 (7.0%) 30.9 (7.0%) 33.9 (7.2%)
5.2 Налог на одиноких и малосемейных граждан 1.5 1.5 1.4 1.4
6. Средства государственного социального страхования 25.4 26.5 28.1 30.1
7. Доходы от внешнеэкономичес- кой деятельности (таможенные доходы, доходы от экспорта и неторговых операций) 71.1 (18.2%) 64.4 (15.3%) 69.3 (15.9%) 62.6 (13.3%)
Из общей суммы доходов поступило:
а) от социального хозяйства 340.3 337.5 343.0 339.9
б) от населения 32.3 34.1 35.4 39.0
с) Заемных средств общегосударственного ссудного фонда на покрытие дефицита 18.0 47.9 57.1 90.1
РАСХОДЫ - всего В том числе: 386.5 417.1 430.9 459.5
1. На народное хозяйство 209.1 226.3 226.9 242.8
2. На социально-культурные мероприятия. Из них: 125.6 133.7 140.0 151.3
2.1 Просвещение и наука 49.6 52.8 54.8 59.6
2.2 Здравоохранение и физическая культура 17.6 18.0 19.4 21.9
2.3 Социальное обеспечение 31.9 35.0 37.3 39.5
3. Государственное социальное страхование 22.8 23.6 24.0 25.5
4. Государственные пособия многодетным и одиноким матерям 0.6 0.6 0.7 0.7
5. Средства, переданные в централизованный союзный фонд обеспечения колхозников 3.1 4.0 3.8 4.1
6. Финансирование внешнеэкономической деятель ности (финансирование импортных и экспортных операций, оказание безвозмездной помощи и расходы по неторговым операциям) 15.1 18.0 24.6 26.0
7. На содержание армии и флота* 19.1 19.1 20.2 20.2
8. На управление 3.0 3.0 2.9 3.0

* Без учета расходов на закупку вооружений и техники, на научно-исследовательские работы, на военное строительство, пенсии военнослужащим и др. На указанные цели с учетом расходов на содержание армии и флота в 1989 году предусматривалось направить 77.3 млрд. руб.

Примечание. Задолженность государства по облигациям государственных займов, находящихся на руках у населения, с учетом средств населения в полисах Госстраха СССР и заемных средств общегосударственного ссудного фонда для финансирования расходов бюджета составила в 1988 году свыше 312 млрд. руб.

Структура доходов и расходов государственного бюджета СССР за 1990 г. в сопоставлении со структурой консолидированного бюджета России за 1999 г.

(основные статьи), % к бюджету

Принципиальные отличия советского бюджета состоят в том, что система отчислений в бюджет заменяется системой налогов (налог с оборота - НДС) и акцизов. В части расходов обращает на себя внимание существенно более высокая доля расходов на народное хозяйство (38.5 против 7.4% от суммы бюджета), на оборону, а взамен - отсутствие расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Расходы на народное хозяйство прежде включали в основном дотации к ценам, финансирование централизованных капитальных вложений и пополнение оборотных средств предприятий.

Отношение государственных расходов (точнее, расходов государственного бюджета) к ВВП (или ВНП) сократилось с 50% до 30% (расходы консолидированного бюджета к ВВП).

Расходы на оборону до 1989 г. большей частью относились к расходам на народное хозяйство и расписывались по многим статьям, так что трудно сказать, какова же была их истинная величина. Когда в 1989 году они были перенесены в статью "Оборона", расходы на народное хозяйство сразу сократились на 6% ВВП (с 27 21%). Что касается доходов от внешнеэкономической деятельности, то косвенные оценки показывают, что с конца 1960-х до начала 1980-х годов их доля в доходах поднялась с 10 - 12% до 18 -20%, что связано с ростом экспорта энергоносителей. Тогда же выросла и доля перераспределения доходов через бюджет: валютные доходы были полностью централизованы. Только позже появились валютные фонды у ведомств и предприятий-экспортеров, которым таким образом стали стимулировать к увеличению валютной выручки.

Особо стоит отметить особенности советской системы исполнения бюджета. В нее помимо Минфина и его органов на местах входили финансовые подразделения всех министерств и ведомств, а также государственные банки. Поскольку все было государственное, не было нужды в особом органе типа федерального казначейства.

Табл. Исполнение союзного бюджета в 1991 году

РАСХОДЫ

1. Народное хозяйство 46.6 25.3 53.2 2.11
2. Социально-культурные мероприятия 27.9 19.6 70.3 0.93
3. Расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью 26.8 8.7 32.5 0.41
4. Оборона 108.6 101.6 93.6 4.84
5. Расходы (всего) 317.6 228.8 72.0 10.90
6. Дефицит бюджета 57.7 83.2 144.2 3.96
Доходы фонда стабилизации 37.9 14.5 38.2 0.66
Расходы фонда стабилизации 68.5 50.9 74.3 2.43
Дефицит фонда стабилиз. эк-ки 30.6 36.6 119.0 1.71
ИТОГО ДОХОДЫ 296.9 160.1 53.9 7.62
ИТОГО РАСХОДЫ 348.2 279.7 80.3 13.30
ИТОГО дефицит бюджета с фондом стабилизации экономики 88.2 119.6 135.6 5.70
ВВП 2100.0

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные.

Простые(унитарные) государства - это единые централизованные государства, состоящие из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. д.). Они не имеют, как правило, в своем составе других государственных образований. Но бывают и исключения.

Структурными единицами унитарных государств являются районы, города, края области и др. Степень их зависимости от центра может быть различной. С этой точки зрения унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах степень зависимости регионов от центра высокая(Франция, Турция и другие). В децентрализованных - регионы наделены значительно большими правами (Италия, Япония и др.), однако и они собственным суверенитетом не обладают. В нескольких унитарных государствах существуют административные автономии. Например, в Великобритании в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия. Испания включает в себя две национальные автономии (страну Басков и Каталонию), а также ряд административно-территориальных автономий. Объем полномочий автономий в унитарных государствах, как правило, меньше, чем в федерациях.

Сложные государства - это либо союз, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Например, конфедерация, федерация, империя (империя - это насильственно созданное государство).

Сложные государства состоят из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), которые являются их субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

В них предполагается наличие двух систем высших органов государственной власти: федеральных и соответствующих органов субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах, таких как Бразилия, Канада, Мексика, закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других, таких как Германия, Индия, Германия, наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция

В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных - нет.

В некоторых федерациях субъекты могут иметь свою конституцию. систему законодательства, иногда - судебную систему. При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги. Государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

Чаще всего федерации строятся по территориальному признаку (США, Канада, ФРГ и т.д.). Российская Федерация по национально-территориальному признаку.

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет. Они формируются и используются местными органами власти самостоятельно.

В федеративных государствах бюджетные системы трехуровневые: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

Тема 4. Доходы бюджета

Налоговые и неналоговые доходы, их значимость для бюджета и общая характеристика. Классификация доходов. Определение классификации и назначение.

Налоги в системе государственных финансов. Возникновение и эволюция категории налога. Экономическое содержание налога. Определение налога. Признаки и функции налогов.

Общая характеристика налоговых систем развитых государств. Основные формы взаимоотношений бюджетов различных уровней в федеративном государстве: разные налоги, разные ставки, разные доходы. Желательные характеристики налоговой системы. Структура налоговых доходов РФ. Федеральные, региональные и местные налоги. Закрепленные и расщепляющиеся (регулирующие) налоги. Методы взимания налогов.

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ, их характеристика. Нефтегазовые доходы, их удельный вес и значимость в доходах ФБ в последние годы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов федеральной власти, субъектов федерации и местных органов власти.

К доходам бюджетов относятся: 1) налоговые доходы, 2) неналоговые доходы, и 3) безвозмездные перечисления.

1) К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

2) К неналоговым доходам относятся :

2.1 доходы от использования государственного имущества;

2.2 доходы от продажи государственного имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных камней);

2.3 доходы от платных услуг;

2.4 средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного государству.

д) средства самообложения граждан.

3) К безвозмездным поступлениям относятся :

3.1 дотации из других бюджетов бюджетной системы;

3.2 субсидии из других бюджетов бюджетной системы;

3.3 субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

3.4 безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы" (Пролетарская революция. - 1925. - №3 - С. 162, 163). До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.

Успешное существование нового строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:

Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике (Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 36 - С. 351 В 1920 г.).

Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР:

Эти принципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:

Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели - экспроприации буржуазии и подготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступления от местных налогов - 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.

С окончанием Гражданской войны, переходом к новой экономической политике (НЭПу) и восстановлению народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление "О мерах по упорядочению финансового хозяйства", в соответствии с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.

При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, городского подчинения) - в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929-1930 гг. - сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930-1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи - налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК "О республиканских и местных бюджетах" от 21 декабря 1931 г." в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов - налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения.

Рис. 1

В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось.

Бюджетная система социалистических стран. В СССР Бюджетная система включает союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые в своей совокупности составляют государственный бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития народного хозяйства СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Государственные бюджеты союзных республик объединяют республиканские бюджеты, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Бюджетная система СССР, составляет почти 50 тыс.

Построение Бюджетная система СССР, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% государственного бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве.

Доходы союзного бюджета образуются с основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внешней торговли, взносов государственных предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегосударственных доходов. Доходы республиканских и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении республиканских и местных органов, а также из отчислений от общегосударственных доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование ).

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли хозяйства и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые республиканским органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживающих население отдельных местностей.

В др. социалистических странах Бюджетная система строится на тех же принципах, что и Бюджетная система в СССР. В 1949/50 в большинстве социалистических стран были проведены бюджетные реформы, в ходе которых осуществлена перестройка Бюджетная система на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Многочисленные внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с государственным бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы народно-хозяйственного и финансового планирования. В большинстве социалистических стран Бюджетная системаскладывается из 2 основных звеньев - Центрального бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п.]. В 1968/69 произошёл переход Чехословакии к федеративному государству и бюджетному устройству. Теперь Бюджетная система в этой стране складывается из Центрального бюджета ЧССР, государственного бюджета Чехии, государственного бюджета Словакии, которые состоят, в свою очередь, из Центральных и местных бюджетов. В Югославии Бюджетная система состоит из бюджета федерации, бюджетов отдельных республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организации единства Бюджетная система в большинстве социалистических стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с Центральным бюджетом, образуя единый государственный бюджет. Ведущая роль в государственном бюджете принадлежит Центральным бюджетам, на долю которых приходится в среднем около всех расходов государственного бюджета.

Как правило, задачей Центральных бюджетов является финансирование общегосударственных, хозяйственных и социально-культурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного хозяйства и социально-культурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хозяйственного и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином государственном бюджете.
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской и Белорусской Соц. Респ. существовали отдельно.

В 1923 г. бюджетная система воссоздается вновь. Отныне она стала включать в себя два уровня: союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик

С образованием в 1922 г. СССР был образован Госбюджет СССР, в который вошли бюджеты союзных республик. В основе формирования бюджетов лежал принцип подведомственности: предприятия распределялись по уровням власти и вносили отчисления в соответствующий бюджет. Т.е. предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет и т.д. Финансирование осуществлялось по тому же принципу. Понятие «консолидированный бюджет» отсутствовало – бюджеты были автономны друг от друга.

С 1927 г. началось формирование местных бюджетов регионов (до этого развитие местного хозяйства финансировалось из бюджетов союзных республик). В 1930 г. бюджетная система СССР приобрела форму бюджетной системы федеративного государства: состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией 1936 г. проведена очередная бюджетная реформа: бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов. В 1937 г. впервые был сформирован единый консолидированный государственный бюджет СССР.


Бюджетная система СССР 20-х годов

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.
Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства.
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.
Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр; 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов: 50% доходов от концессий общесоюзного значения, доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9% и прочие доходы - 7,2%.
Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление.
Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.

Бюджетная система бывшего Союза ССР прошла несколько этапов развития и просуществовала более шестидеся­ти лет. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись централизованно как единые, что было вызвано крайне тяжелой экономичес­кой и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения рес­публик в 1922 г. в Союз ССР, когда появилось основание для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюд­жетов местных Советов, наделенная собственными ис­точниками доходов, получающая надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции.

Бюджетное устройство состояло из союзного бюджета, фи­нансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик, местных бюджетов, было зафиксировано в пер­вой Конституции СССР 1924 г. и коренным образом измене­но только в 1991 г. Особое значение имели взаимоот­ношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточны­ми для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, по­этому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников. Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных рес­публик, утвержденным 25.05.1927 ЦИК и СНК СССР, за бюджетами союзных республик было закре­плено 99 % доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступающих на территории данной рес­публики. За союзными республиками также были закреплены все до­ходы от недр, а также: 50 % доходов от прибылей предприятий общесоюз­ного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50 % доходов от концессий общесоюзного значения; доходы от реализации всех государственных фондов; доходы от возвра­та всех ссуд, в том числе выданных организациям республиканского значения из общесоюзных источников.

Основными источниками доходов государственного бюд­жета были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, поступающие через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполне­ния первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства насе­ления — 17,9 % и прочие доходы — 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на на­родное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тен­денция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем.


Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. р., или 69 % всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, в основ­ном непосредственно между отдельными от­раслями народного хозяйства.

Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы стала налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов. Сохранились и некото­рые прежние платежи. Платежи, объединенные в на­лог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы — 29,0 % и промысловый налог — 21,5 %.

Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровож­дались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 г. норма отчислений от прибыли в бюджет была определена в 81 %. В связи с обострением пробле­мы устойчивости доходов государственного бюджета в 1931 г. бы­ло принято положение о ежемесячном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли вместо существовавшего ежеквартального перечисления доли от реально полученной при­были. Эта система перечислений в бюджет в основ­ном сохранилась до конца 1980-х годов. Формирование бюджетной системы СССР завершилось в 1938 г., когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюд­жета. Расширение функций местных Советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные расходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и мест

ным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и со­циальное обеспечение, а также расходы по государственному со­циальному страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза: с 8,3 млрд. р. в 1932 г. до 30,8 млрд. р. в 1937 г.

Основная доля расходной части государственного бюджета на­правлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды; фи­нансовую помощь колхозам; социально-культурные мероприятия и оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 г. 56,8 млрд. р., или 32,6 % всех расходов госбюджета СССР. Че­рез государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 30-х годах, сохранились и до начала 90-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы пред­приятий.

Часто встречаю обсуждения экономики СССР, её устройства и применения. Чаще всего, конечно, под СССР и его экономикой подразумевают только время с 1985 по 1991 годы, когда полным ходом шло разрушение всего социалистического: анархия производства, уничтожение денежной системы, мечтания о невидимой руке рынка и другие прелести перестройки. Как будто бы не было никакой экономики до этого времени.

Самые ярые антисоветчики, чьи головы промыты перестроечной националистической пропагандой, утверждают, что именно их республика кормила все остальные, что СССР отбирал у них всё, взамен не отдавая ничего. "Как же хорошо, что мы освободились от этого гнёта" - думают они. Даже плачевное состояние их современной экономики не протрезвляет этих людей: "с СССР было бы ещё хуже" - говорят они, - "жили бы с голым задом, пока наше добро разбирают другие республики".

Просвещенные антисоветчики даже показывают некие графики и таблицы, где "наглядно показаны" нахлебники, которые ничего не делали и были пиявками. Вот эта картинка нынче популярна:

Верхняя цифра тут - ВВП на душу населения (как утверждают некоторые), нижняя - непонятно что (ведь такое никто не считал). Совершенно неясно, как именно высчитали ВВП отдельных республик тех лет, почему ВВП СССР (высчитанный по этой таблице) равен 4 трлн. долларов (1989), если в реальности он был около 2,5 трлн. долларов. Но, почему-то, мало кто задаётся подобными вопросами.

Для объективности, я хочу провести собственное расследование.

Бюджет СССР строился из двух составляющих : союзный бюджет и бюджеты союзных республик .

Для начала рассмотрим бюджеты союзных республик , ведь они более конкретно привязаны к территориям. Используем бюджет 1989 года.
Взглянем сначала на доходы/расходы самых "несчастных"/"кровопийц", т.е. РСФРС, БССР, ГССР, УССР, ЭССР:

Доходы РСФСР

Расходы РСФСР

Доходы УССР

Расходы УССР

Доходы БССР

Расходы БССР

Доходы ГССР

Расходы ГССР

Доходы ЭССР

Расходы ЭССР

Как мы можем видеть, республики расходовали столько, сколько и зарабатывали. Все остальные республики, которые я тут не продемонстрировал, тоже имели доходы/расходы в соотношении близком к 1:1. Было так и до 89 года.

Остался союзный бюджет . Но тут сложнее.

Дело в том, что союзный бюджет не принадлежал какой бы то ни было республике, а был общим. В него вкладывались все республики. Тратили эту часть гос. бюджета на общесоюзные нужды, по плану и согласованию со всеми республиками.

Во времена до того, как Хрущёв стал генсеком, союзный бюджет был в 3-4 раза больше суммарного бюджета союзных республик, т.е. на общие нужды выделялось гораздо больше денег, чем на частные:

И это понятно, ведь более централизованный подход распределения бюджета гораздо эффективней, чем разделённый. Такое бюджетное устройство естественно для социалистической страны, которая старается развиваться равномерно , ведь не все регионы были одинаково развиты, нужно было поднимать уровень жизни там, где он был очень низок, строя фабрики и заводы, создавая инфраструктуру и многое другое. Бюджеты союзных республик использовались, в основном, для социально-культурных мероприятий и бытовых нужд.

Но, во время правления Хрущёва и после него, союзный бюджет сильно урезали, отдав львиную долю бюджетам союзных республик (в частности, одну из основных доходных статей - налог с оборота):

Бюджетная политика стала менее централизованной, союзные республики начали контролировать больше аспектов деятельности, что стало одной из причин уменьшения темпов развития менее развитых регионов и всей экономики в целом. Также это привело к большей самостоятельности всех республик и отстранённости друг от друга. Со временем, отстранённость увеличивалась, из-за уменьшения значения союзного бюджета. Такой бюджет характерен для капиталистической экономики, но никак не для социалистической.

К чему это привело в итоге, мы знаем, но хотелось бы узнать всё в подробностях. Для этого сделаем то, что обычно никто не делает - высчитаем долю расходов бюджетов союзных республик на душу населения:

И так, что мы видим: в 1950 году многие слабые в промышленном плане республики получали больше средств, чем промышленно развитые. Государство старалось довести их уровень жизни до уровня развитых республик и сделать проживание в этих частях страны более привлекательным, благодаря вливаниям из союзного бюджета. В годы использования такой бюджетной политики, рост экономики СССР опережал все капиталистические страны. Именно от такого социализма Запад и отгородился железным занавесом.

К 1960 году бюджетная политика изменилась. Уменьшив вливания в союзный бюджет, союзные республики получили в распоряжение больше средств, но только те, чья промышленность была уже развита. Слаборазвитые республики стали отставать. Это было началом разъединения экономики. Единственный вопрос - осознанно ли это было сделано?

По данным 1970 года видно, что средства союзного бюджета опять стали тратить на развитие малых республик, но очень избирательно: основные вложения получили западные части союза - Прибалтика и Белоруссия, а также Армения. Видимо, остальные республики, по мнению руководства страны, уже были достаточно развиты.

В 1979-1989 годах наметились лидеры и отстающие. Правительство, почему-то, стало выделять меньше средств почти всем слаборазвитыми кавказским и азиатским республикам. К сожалению, у меня нет данных о конкретных тратах союзного бюджета по отдельным республикам, но есть основание полагать, что отчисления в союзный бюджет шли обратно к тем, кто их отчислял.

Кто-то может подумать, что "была холодная война, деньги на развитие слабых республик не могли идти, так как все средства тратили на вооружение". Как бы не так. Расходы на оборону планомерно снижались с 26% от государственного бюджета в 1950 году, до 4,4% в 1988 году.

На этом фоне у многих мог возникнуть вопрос - "А зачем вообще нужен Союз, если все республики развиваются отдельно друг от друга?". Для системы с такой бюджетной политикой - правильный вопрос и это тот вопрос, к которому подводили те, кто хотел воссоздания на территории Союза капитализма, замалчивая тот факт, что лечение больного отрубанием ему головы – плохое решение.

Абсолютно точно можно сказать, что никакие республики в перестроечные времена никого не кормили, кроме себя самих, а до бюджетных изменений Хрущёва большая часть бюджета была одной для всей страны и его нельзя было приписать какой-то одной республике. Так что миф "о кормлении одной республикой других" можно считать разрушенным.

Бюджетная политика второй половины истории СССР была ущербной и антисоциалистической, способствующей разобщению страны, а не её планомерному и единому развитию. Было ли создание такой политики злым умыслом с целью уничтожения социализма или безграмотным подражанием капитализму (который использует такую модель бюджета), неизвестно, но одно можно сказать наверняка - эта политика была одной из причин замедления развития СССР и его дальнейшей деградации до капитализма.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...