Полярное судно фрам. Фрам — бывший исследовательский корабль, сейчас музей Адрес и время работы

Морской сайт Россия нет 03 ноября 2016 Создано: 03 ноября 2016 Обновлено: 03 ноября 2016 Просмотров: 1774

"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

Экспозиция судна Фрам в Осло

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56" с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

В 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Нансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.

Третий музей, который мы успели посетить на острове Бюгде в Осло, опять-таки был посвящен смелым норвежским путешественникам. Это музей корабля «Фрам». И он посвящен полярным исследованиям.

Фрам — уникальное судно. Корабль был сделан специально для полярных исследований . Сейчас он выставлен в Осло, в специально построенном для него музее. Судно построили по инициативе норвежского путешественники Фритьофа Нансена.

Задачей Нансена была провести исследования течений Северного ледовитого океана . Чтобы получить сведения о них, он решил доплыть на корабле до Новосибирских островов. А затем позволил льдам сковать корабль. Льды и течение , по расчетам Нансена должно было вывести его к Шпицбергену .

Когда Нансен убедил в своей теории Новрежское географическое общество, он получил средства на строительство судна. Фрам был первый корабль, построенный специально для экспедиции.

Корабль Фрам.

Перед кораблестроителями стояла сложная задача: корабль должен быть достаточно крепким, чтобы льды не сломали его, а вытащили на поверхность. При этом он должен был быть удобным домом для членов команды.

Конструкторы исходили из того, что экипаж будет жить на судне в течение пяти лет. Поэтому судно строили с максимальным комфортом для обитателей. Также были предусмотрены различные варианты для выживаемости экипажа. Например: н а корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора .

Экспедиции Фрама

Первая экспедиция в Арктику, в которую отправился корабль, состоялась в 1893 году. Тогда команда состояла из тринадцати человек. Провизии на корабле хватило бы на пять лет. По замыслу Нансена судно достигло 79o с .ш . После чего Фрам вмерз в лед и продолжил дрейфовать вместе с арктическими льдами на запад. На случай гибели судна, запасы угля и продуктов были перенесены на лед.

Дрейф «Фрама » прошел не так близко к полюсу , как надеялся Нансен . Поэтому Нансен с Ялмаром Йохансеном предприняли попытку достигнуть полюса пешком. Дойдя на собаках до 86o14 ’ с .ш ., они решили повернуть назад , отправившись к Земле Франца —Иосифа . Там они построили примитивную хижину и перезимовали . Весной на каяках полярники двинулись к мысу Флора. Там они встретились с американским исследовательским судном , которое и доставило их в Норвегию .

Что касается «Фрама », то он смог освободиться из льдов в у Шпицбергена, и направился к югу.

Маршрут движения экспедиции: красным плавание Фрама, синим — дрейф во льдах, зеленый — санный поход Нансена и Йохансенна

Во время второй экспедиции Фрама, в 1898 году на Канадский Арктический архипелаг были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Также обследованы проливы и западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Не менее успешной была экспедиции судна в 1910 году. Тогда Руаль Амундсен отправился на Фраме в Антарктику. Судно подплыло к Антарктиде 13 января 1911 года. Здесь Амудсен пересаживается на собачьи упряжки и двигается к южному полюсу. 14 декабря 1911 года он достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта . При возвращении назад Скотт погиб. С трагической историей Скотта можно ознакомиться по его дневникам в .

Музей «Фрам» в Осло.

Долгое время «Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. Тогда в 1929 г. начался капитальный ремонт судна. А в 1935 году шхуна была перемещена в Осло, в музей, который получил название корабля .

Про Нансена

В музее, помимо самого судна, можно ознакомится с историей полярных исследований и правозащитной деятельностью Нансена. Этот исследователь помогал людям с 1918 года и до своей смерти в 1930 году.

В результате его деятельности появился «нансеновский паспорт» — документ беженца. Первыми беженцами получившими этот документ, были беженцы из Советской России. Впоследствии его стали использовать для беженцев из фашистской Германии.

Также Нансен собирал гуманитарную помощь голодающим в России и на Украине. Его заслуги были оценены, и в 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Музей корабля «Фрам» (Осло, Норвегия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

О любви норвежцев к морю свидетельствует хотя бы тот факт, что добрая треть музеев Осло в той или иной степени посвящена мореходству: Морской музей , Музей «Кон-Тики» , Музей кораблей викингов ... и наконец, великолепный Музей полярного корабля «Фрам». Легендарное судно действительно заслуживает собственной экспозиции: на «Фраме» открывали новые земли великие мореплаватели Руал Амундсен, Фритьоф Нансен и Отто Свердруп, и без их доблестных экспедиций история освоения планеты была бы совсем другой.

Немного истории

Природа - лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса. Именно как яйцо - работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался - лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.

Первое плаванье «Фрама» состоялось в 1892 году - увы, большую часть которого он провёл зажатым в полярных льдах, однако с честью выдержал испытания, не разрушился и был готов к дальнейшим свершениям. С 1893 по 1896 годы «Фрам» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, пройдя всего в паре градусов от Северного полюса Земли. Вторую попытку достичь этой знаковой точки Амундсен предпринял в 1910 году, опять на верном «Фраме», но в пути к нему пришло известие об открытии Северного полюса Робертом Пири. Однако это не сломило волю к победе господина Руала - он шустро развернул корабль на 180 градусов и помчался на всех парах к Южному полюсу, стремясь опередить Роберта Скотта. И ему это удалось - честь открытия Южного полюса досталась Амундсену и «Фраму». Ну а в 1898-1902 годах корабль преодолел более 18 тысяч км под водительством Отто Свердрупа, плавая между южной Гренландией и канадским островом Эльсмер.

Музей корабля «Фрам»

Экспозиция музея

Суть экспозиции музея составляет, естественно, сам полярный корабль «Фрам». По завершении его последнего плаванья в Буэнос-Айрес в 1914 году его поставили на прикол в Хортене. Корабль постепенно разрушался, пока судьбой любимца не озаботился Отто Свердруп. В результате своевременно предпринятой реставрации «Фрам» не потерял первоначальной формы, и в 1930 году был восстановлен полностью. В 1934 году было принято решение поместить корабль под крышу, и двумя годами позже «Фрам» занял своё нынешнее место в здании музея.

Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна - рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев и легко представить себе, какой была жизнь во время многодневной экспедиции начала 20 века. Информационная часть экспозиции рассказывает о трёх важнейших путешествиях на «Фраме».

С главной палубы корабля каждые 20 минут можно насладиться шоу северного сияния, а в кинотеатре музея транслируют документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах - более 220 наименований.

Другой не менее впечатляющий экспонат музея - судно «Гьёя», первый корабль, преодолевший Северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела крышу над головой совсем недавно, в 2013 году, так что экспозиция представлена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее, - корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, впрочем, была куда более печальна - после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» продали канадской компании, под управлением которой оно и потерпело крушение. Обломки «Мауда» ныне покоятся на дне залива Гудзона, и долгие переговоры об их поднятии и транспортировке в Норвегию пока не увенчались успехом.

Адрес и время работы

Адрес: Bygdoynesveien, 36.

Время работы: с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря - с 10:00 до 16:00, в мае и сентябре - с 10:00 до 17:00, с 1 июня по 31 августа - с 9:00 до 18:00. Перед посещением музея рекомендуется уточнять график на официальном сайте.

Вход - 120 NOK, детям - 50 NOK, бесплатно с картой Oslo Pass.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

О Норвегии можно сказать, что это страна народов Арктики. Более 40% ее территории лежит к северу от Полярного круга. Не удивительно, что Норвегия приняла участие во многих важных экспедициях, как в Арктике и Антарктике. В Музее Фрама в Осло содержится много экспонатов из самых известных плаваний глобального исторического значения. Центральное место, конечно, отведено деревянному кораблю Фрам. Любой посетитель музея может осмотреть каюты, салоны, грузовой трюм и машинное отделение.

История возникновения

Корабль Фрам был участником трёх экспедиций. Первой из них руководил Нансен (1893 год), капитаном корабля назначили Свердрупа. Северный полюс они не смогли покорить. На следующую экспедицию припали 1898 – 1902 годы, тогда во главе с тем же капитаном произошло исследование островов Канадского Арктического архипелага. 3-е путешествие, считают самым великим и драматическим. Его подготовка проходила в строгой секретности. Изначально в планы Рауля Амундсена входило открытие северного полюса, но поскольку это событие уже свершилось, он устремился к Антарктиде. Переплыв Атлантический океан и совершив переход к берегам моря Росса, в январе 1911 года, путешественники разбили зимний лагерь, где всю весну продолжались заготовки припасов и топливных материалов на пути предполагаемого следования. От лагеря Роберта Скотта их отделяло 600 километров. В октябре 1911 года Амундсен выехал на собачьих упряжках к полюсу и через 2 месяца 14.12.1911 достиг его, отметив своё достижение флагом Норвегии. Какие люди, таково и судно. После подобных историй, любого может переполнить священный трепет при виде корабля. Последний попал к родным берегам лишь в 1914 году. В 1920-х годах у норвежцев появляется желание сохранить заброшенный корабль в качестве музея и, в 1935 году поднятый из вод Фрам занимает место на постаменте в Бюгдойнесе, а через два года вокруг него вырастает музей. Перед этим под руководством Отто Свердрупа корабль был отремонтирован. На конкурсе архитекторов 1934 года выиграл Бьярне Тоиен, разработавший дизайн здания музея. Фрам затащили в его новый дом с помощью электродвигателя. Перемещался он со скоростью один сантиметр в минуту. В Среду, 20 мая 1936 года Музей Фрама в Осло был, наконец, открыт.

Архитектура

Фасад здания Музея Фрама в Осло украшен крупной надписью F R A M. В переводе с норвежского это слово означает "вперёд". Достойное название для корабля, ставшего национальной гордостью. Проект этой шхуны составил норвежец с шотландскими корнями: Колин Арчер, который учёл, что главное предназначение корабля, - полярные исследования. Весь процесс строительства проходил под строгим контролем Нансена. Результатом трудов стало небольшое плавучее средство, длиной 39 м. с толстыми бортами (80 см.) и уникальным корпусом, благодаря которому, судно легко выбиралось из ледяного плена.

Окрестности

Перед Музеем Фрама в Осло вы увидите шлюпку Адмундсена - Йоа, а буквально в нескольких шагах красное кирпичное здание Норвежского морского музея.

Туристу на заметку

Музей полярного корабля «Фрам» в Осло работает по графику:
с 1 ноября по 28 февраля с понедельника по пятницу с 10:00 до 15:00, в субботу и воскресенье с 10:00 до 16:00;
с 1 марта по 30 апреля и с 1 по 31 октября с понедельника по воскресенье с 10:00 до 16:00;
с 1 по 31 мая и с 1 по 30 сентября с понедельника по воскресенье с 10:00 до 17:00;
с 1 июня по 31 августа понедельника по воскресенье с 9:00 до 18:00.
Для взрослых стоимость билета составит 50 NOK, для детей и студентов 20 NOK, семейный билет обойдётся в 100 NOK, с OsloPass – бесплатно.

Фрам

Фрам (норв. Fram, «вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает "вперёд. Был специально построен как экспедиционное судно. Со времени постройки является государственной собственностью.

Конструкция

Конструктором корабля был известный кораблестроитель . «Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных. Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы. Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя. Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.
Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля. Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.). Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет. Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными. Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена. Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

"Фрам" принимал участие в следующих экспедициях:

Исследователь Годы Цель экспедиции
Фритьоф Нансен 1893-1896 Центральная Арктика
Отто Свердруп 1898-1902 Канадский Арктический архипелаг
Руаль Амундсен 1910-1912 Антарктика

Через арктические льды к Северному полюсу

План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860-1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений. Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская. В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов). Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг. В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина. Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое. До 1914 г. «Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля. Судну был придан первозданный облик.

В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама.

На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш:

«И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

* Длина 114 м,
* Ширина чуть больше 20 м,
* 8 палуб
* Грузовместимость - 25 автомобилей.

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...