Поперечный поэт. Поперечный анатолий григорьевич. О поэтическом мире




Шёл (чуть не написал 17-й год) ...шёл 1989 год! Больше 20-ти лет назад я ушёл из анс. "Пламя" и занялся, так называемой, сольной карьерой. Почти все средства, оставшиеся от гастрольной работы я вкладывал в записи новых песен. Стал сочинять и сам. И вот однажды мне позвонил уральский композитор Евгений Щекалёв и предложил записать его песню. Мы встретились и через несколько дней я стоял у микрофона, и записывал песню на стихи прекрасного российского поэта Николая Рубцова ("Как всё это кончилось быстро, как странно ушло навсегда, как шумно с надеждой и свистом промчались мои поезда"). На следующий день мы с Евгением понесли её показывать в редакцию программы "Песня-89". Редактура в лице А. Гемерверта и Е. Королёвой, послушав песню, сказала так: "Видите ли товарищи, всё нам нравится - и музыка, и исполнение, а вот со стихами что-то не так. (???) Что-то не клеится... Что же делать?- спросили мы, слегка погрустнев. "А попробуйте к этой музыке найти другие слова! Да! А попробуйте ка обратиться к, ныне живущим, поэтам... Например, к Анатолию Поперечному, одному из лучших отечественных поэтов." И вот через несколько дней мы приезжаем на дачу в Переделкино к Анатолию Григорьевичу Поперечному. И через час, поняв задачу, он написал на готовую песню новые стихи. Я сделал новую апанжировку и записал новую версию песни "Кони в ночном" . Через пару дней мы приехали снова в редакцию "Песни года" и услышали в свой адрес: "Ну это же другое дело... Молодцы! Вот теперь её можно снимать в "Песне-89"! Так я стал своим на телевидении, во всяком случае потом, в течении трёх лет подряд я снимался в программе и ни разу мне никто из редактуры не говорил отрицательных слов. Ну что ж, время идёт, а песня "Кони в ночном" осталась в памяти. С уважением, Валерий Белянин.

Родился 22 ноября 1934 года в селе Новая Одесса (ныне - город Новая Одесса) Николаевской области Украины. Отец - Григорий Демьянович, агроном. Мать - Александра Михайловна, фельдшер. Супруга - Поперечная Светлана Ивановна. Сын - Сергей (1958 г. рожд.).

В 1938 году семья Поперечных переехала из Новой Одессы в Николаев. В августе 1941 года 7-летнему Анатолию вместе с матерью, медсестрой санитарного эшелона, пришлось пересечь страну от Днепра до Урала. До сих пор в памяти - переправа через Днепр, когда на колонну беженцев и раненых начали пикировать фашистские "мессеры". Много лет спустя А. Поперечный написал об этом стихотворение "Паром сорок первого года", позже - "Сирота", "Она защищает Родину", "Товарняк", "Ночные переправы".

Военное детство А. Поперечного прошло на Урале. Это были тяжелейшие годы для страны, и Анатолий чувствовал это всем сердцем, не защищенным от обид и горечи. Было страшно сорваться в пропасть "безотцовщины", бытовщины, хулиганства. Но помогли письма отца с фронта, помогли книги, помогла мама. Тема "войны", извечная тема "отцов и сыновей" много лет спустя нашли отражение в поэмах А. Поперечного "Черный хлеб", "Виноградник", "Полнолуние", "Лебединая стая", "В стране, не помнящей родства" и других. А стихотворение "Солдатка" благодаря сильной, драматичной музыке композитора А. Долуханяна стало широко популярной песней "Рязанские мадонны".

В 1944 году Анатолий с матерью вернулся в Николаев. Служил юнгой на эсминце "Сообразительный". "Я там и палубу драил, и в кубрике жил, и форму мне выдали! Мне очень нравилось, - вспоминает Анатолий Григорьевич. - Но отец вернулся с фронта и забрал меня -надо, мол, учебу продолжать. Не сделай он этого, пошел бы я по морской части". Морская тематика впоследствии нашла широкое отражение в творчестве поэта. Анатолий рано начал писать стихи, однако сочинять приходилось тайком: запрещал отец, который хотел в будущем видеть сына агрономом, инженером, но только не поэтом. Окончив десятилетку, Анатолий пошел работать на Черноморский судостроительный завод, сначала подсобным рабочим в "горячем" цехе, затем сотрудником редакции заводской многотиражной газеты "Трибуна стахановца". Писал очерки, в том числе в стихах, о рабочих завода. Его стихи начали появляться в местной газете "Южная правда", а вскоре и в центральных газетах.

Одновременно А. Поперечный учился на заочном отделении филфака Николаевского пединститута (впоследствии перевелся в Ленинградский педагогический институт имени Герцена). На заводе сблизился с рабочими людьми, познакомился с интересными человеческими судьбами, нелегкими, а порой и трагическими. Все это позже послужило импульсом для написания поэм "Три мастера", "Царь-токарь", "Горячий цех", посвященных рабочим. Появилось важное в его творческой биографии понимание труда как высшего смысла жизни.

В 1957 году А. Поперечный послал рукопись своих стихов в Москву, в издательство "Советский писатель". Неожиданно для себя получил одобрительное письмо и две положительные рецензии. По тем временам для никому не известного автора это было неслыханно. Среди рецензентов, положительно решивших судьбу первой книги А. Поперечного, был А.П. Межиров. Первая книга для стихотворца - это его поэтический паспорт, его духовное лицо и вместе с тем заявка, с которой он пришел в мир. Таким документом для А. Поперечного стал сборник стихов и поэм "Полнолуние", вышедший в "Советском писателе" в 1959 году в Ленинграде. Молодого поэта "признали" сразу, его произведения начали печатать во многих журналах. В 1960 году вышла вторая книга стихов и поэм - "Червонные листья". Как и в первой, в ней еще чувствовалось влияние поэзии Э. Багрицкого, П. Васильева, Б. Корнилова. Однако А. Поперечный не скрывал своей тяги к ученичеству у этих больших мастеров, разных, но вместе с тем создавших целое направление в отечественной поэзии, где всегда ценились яркость и красочность образа, метафоричность, "удесятеренное" чувство жизни, бытия в "прекрасном, яростном мире".

В 1960 году А. Поперечного приняли в Союз писателей СССР, где он был избран секретарем комсомольской организации. Вскоре его пригласили заведовать отделом поэзии в московский журнал "Октябрь", и А. Поперечный вместе с женой и сыном переехал в столицу. Началась "новая" жизнь со "старыми" заботами, в мучительных поисках "своего" слова. Он много ездил по стране, встречался с людьми разных профессий, старался постичь суть событий текущей жизни. Так, однажды пришлось порыбачить на Каспии наравне с профессиональными рыбаками, пожить в самой глубинке, столкнуться с трагической судьбой рыбачки Мани, чтобы привезти и положить на письменный стол почти готовую поэму "Красные камни". По возможности старался всегда досконально изучить "материал" или пережить то чувство, состояние, которое собирался описать. Побывал на стройках - в Сибири, на Урале, в Белоруссии, на Украине, долго жил в Забайкалье. Там, в Забайкалье, родилась книга "Ядро". Облик современников, духовный поиск идеала составили сердцевину этой книги. Несколько отходя от буйного "разнотравья" образов и метафор, присущих его ранним книгам, поэт все пристальней всматривался в судьбы людей, своих современников, в мир памяти, в мир навсегда ушедшего детства и манящего будущего. Так появилась книга стихов "Орбита".

Пришедший в поэзию в начале 1960-х годов, в разгар так называемой "эстрадной" поэзии, А. Поперечный никогда не отказывался от гражданских тем, проповедовал тихую, душевную лирику. Он вошел в плеяду таких поэтов, как Р. Казакова, В. Цыбин, Н. Рубцов, В. Гордейчев, А. Передреев.

Поэзия А. Поперечного - своеобразная исповедь современника о болях и радостях века. В ней сочетаются красочность, языковая колоритность, широта перенесенной интонации. Герои его стихов - люди трудной, а подчас трагической судьбы. В поисках истины, в преодолении зла видит смысл жизни лирический герой поэта. Поперечный с присущей ему экспрессией развивает темы любви, родины, земной влюбленности в окружающий мир, проповедует гармонию человека и природы. Верность гражданскому долгу выражена в таких стихах:

Ненавижу лживые слова

И в огонь сыгравшую золу!

Никогда земле я не солгу.

Поэзия А. Поперечного своей мелодичностью привлекла внимание композиторов-песенников. А. Долуханян, прочитав его стихотворение "Солдатка", решил положить его на музыку и попросил поэта изменить название на "Рязанские мадонны" и написать припев. Эта песня в исполнении Л. Зыкиной завоевала огромную популярность, облетела весь мир, записывалась во многих странах, в том числе в Японии, во Франции.

Особое место в творчестве А. Поперечного занимает песня. Именно строки, ставшие песнями, принесли ему всенародную славу. Песни, созданные в соавторстве с такими композиторами, как А. Долуханян, Н. Богословский, Я. Френкель, Ю. Саульский, Д. Тухманов, Е. Птичкин, В. Шаинский, В. Матецкий, В. Мигуля, И. Крутой, И. Матета, О. Иванов, А. Морозов, В. Добрынин, Е. Стихин, Э. Ханок, Е. Бедненко, В. Семенов, Е. Щекалев, А. Зуев и другие, вошли в репертуар Л. Зыкиной, К. Шульженко, И. Кобзона, Л. Лещенко, С. Ротару, Е. Шавриной, В. Толкуновой, В. Трошина, Н. Гнатюка, Н. Чепраги, О. Воронец, Л. Долиной, В. Леонтьева, Э. Пьехи, И. Аллегровой, групп "Сябры", "Песняры", "Верасы", ВИА "Пламя", М. Евдокимова, Н. Бабкиной, М. Шуфутинского и других исполнителей. "Соловьиная роща", "Малиновый звон", "Олеся", "Свадебные кони", "Малиновка", "Аист на крыше", "Почему, не ведаю", "Трава у дома", "Завалинка" давно признаны эстрадной классикой. В них много света, радости, нежности, доброты, тревоги, переживаний, они дарят сокровенные чувства, вдохновение, воспоминания, надежду, окрыляют сердца людей.

По словам А. Поперечного, песня - это судьба человека, а иногда - целого поколения людей. Поэт считает, что работа в песне приближает его к некрасовскому пониманию поэзии и народности, ее гражданской сути. Он убежден, что "стихи, выстраданные, созданные о людях и для людей и положенные на талантливую музыку, необходимы". В поэзии Анатолия Поперечного есть то, что заставляет слушателя задуматься и почувствовать песню. Его поэзия восходит к высотам народного творчества, отражая судьбу и дух народа и делая популярными песни и их исполнителей.

Поэт считает, что в песне должна всегда присутствовать соборность, песня должна собирать, объединять, мирить людей. Художественное мышление А. Поперечного отличается активной ассоциативностью, глубоким психологизмом, которые помогают ему проникать в сокровенные уголки человеческой души. Его произведения - дань Отечеству, отчему дому, "малиновый звон", плывущий от судьбы и величия Родины. Его творчество - дань природе, любви, верности, селу, пахарю, кузнецу и корабелу, детству и отрочеству, жизни вообще, перед которой он считает себя вечным должником. Темы своих стихов и песен А. Поперечный однажды определил строчками из своего стихотворения:

Есть большое на свете

Искусство -

Ничего не жалеть для людей.

4 декабря 2000 года в Государственном Центральном концертном зале "Россия" прошел юбилейный, посвященный 40-летию творческой деятельности вечер А. Поперечного "Россия, Родина, Любовь", на котором он выступил не только как признанный народный поэт России, но и как композитор: на вечере впервые прозвучал написанный на его стихи и музыку марш "Бородино".

А. Поперечный - автор 22 сборников поэм и стихов: "Полнолуние" (1959), "Червонные листья" (1960), "Черный хлеб" (1960), "Невидимый бой" (1962), "Орбита" (1964), "Россия, Родина, Любовь" (1964), "Ночные поезда" (1965), "Девятый круг" (1968), "Ярость-жизнь" (1973), "Ядро" (1975), "Августовское поле" (1976), "Зеленая калитка" (1981), "Лик" (1982), "Избранные стихотворения и поэмы" (1984), "Трава у дома" (1985), "Дань" (1987), "Ночные переправы" (1988). Он издал несколько переводных книг (с грузинского, армянского, башкирского, еврейского), а также сборник рассказов для детей "Зюйдвестка". Написал ряд пьес и киносценариев. Поэт является автором драмы "Огненная легенда" (совместно с Л. Митрофановым). В 1968 году вышла книга А. Поперечного и И. Глазунова "Россия, Родина, Любовь", которая была задумана как лирико-эпическая композиция в картинах и стихах. Это издание - результат творческого содружества поэта и художника, которые каждый по-своему воспроизводят этапы исторической судьбы России. А. Поперечный - автор большого числа публикаций и критических статей в периодической печати.

Анатолий Григорьевич увлекается художественной литературой, особенно выделяет Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко и В.М. Шукшина. Свободное время любит проводить на природе.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Другие материалы

    Церковь...Смотря на Сретенскую церковь (ул. Карла Маркса, 30), снова не покидает мысль о человеческом равнодушии. Состояние памятника настолько плохо, что, если не принять самые срочные меры, Серпухов вскоре утратит одно из лучших произведений местного зодчества. Антиминс в "новопостроенную...


    Ненецкой аборигенной породы северных оленей связано с организацией научно обоснованной племенной работы, осуществлением постоянного мониторинга движения поголовья животных, экологического состояния оленьих пастбищ и социально-экономических показателей кочующего населения. Научная новизна. Впервые...


    В 140 тыс. рублей. Обучение в нём бесплатное для учащихся всех национальностей. Женское профессиональное училище создано во второй половине XIX века. Содержалась на средства Евпаторийского общества попечения о бедных караимах. Училище располагалось в двух домах, имело соответственно 2 отделения: ...


  • Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
  • Тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности. Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время...


    Выяснить ее причины. Для нас с вами также важно, что ко всем значительным изменениям климата были приурочены более или менее крутые повороты в развитии жизни на Земле. В силуре (440 млн. лет назад) растения стали заселять сушу. Как раз в эпоху похолодания, когда ледяная шапка занимала весь северо...


  • Мониторинг загрязнения водной среды реки Херота с помощью методов биоиндикации
  • Всем ее протяжении и составляет в среднем 2,1 ПДС. Анализируя данные о химическом загрязнении реки Херота, которые были взяты из отчетов Адлерского отдела санэпиднадзора, выяснилось, что загрязнение ее водной среды по различным видам загрязнителей составляли от 0,7 до 8,3 ПДС. Средним же выявлено...


В Николаевской области в ноябре 1934 года родился популярный поэт Анатолий Поперечный, песенник советский и российский, автор текстов, которые народ запел сразу и поёт по сей день.

Детство и юность

Первые четыре года поэт провёл на живописном берегу Южного Буга в райцентре Николаевской области под названием Новая Одесса, а в 1938 году семья переехала в Николаев. Во время войны пришлось эвакуироваться, и будущий поэт Анатолий Поперечный со всевозможными треволнениями и опасностями путешествовал до самого Урала, где и прожил до освобождения родных мест. Вернулись на разорённую войной землю в 1944-м, где пришлось всё восстанавливать и обустраивать заново. Там же, в Николаеве, Анатолий Поперечный окончил десятилетку и устроился работать на Черноморский судостроительный завод.

Однако учёбу он не оставил. Несмотря на производственные трудности (он работал в горячем цеху), стихи писались красивые, и в Николаевский педагогический институт на филологию поэта приняли охотно. Правда, учиться пришлось заочно и со многими перерывами. На судостроительном заводе многие десятилетия существовало литературное объединение "Стапель", которое Анатолий Поперечный посещал с огромным удовольствием: там его понимали и ценили его творчество.

Первые публикации

"Трибуна стахановца" - так называлась многотиражная газета судостроительного завода, где появились первые публикации Анатолия. Заводские будни удивительно настраивали на деятельность, поэт успевал очень многое: писал стихи, готовил контрольные в институт, постепенно учился писать маленькие заметки и обширные очерки о своих товарищах по горячему цеху. И это у него получалось столь хорошо, что от редакционного начальства поступило предложение о сотрудничестве.

Почти сразу в газете стали появляться и стихи Анатолия Поперечного, которые с удовольствием читали не только рабочие родного предприятия, но и совсем посторонние люди. Областная газета "Южная правда" обратила внимание на этот факт и тоже время от времени публиковала стихи Анатолия. Через короткое время даже центральные газеты несколько раз почтили публикацией творчество молодого поэта.

Книги

Дебют получился удачным. Буквально через год вышел сборник "Червонные листья". А после выхода второй книги писатели и поэты уже могли вступать в высокий профессиональный союз, и Анатолию Григорьевичу Поперечному были даны необходимые рекомендации. В 1960-м году он был не только принят в Союз писателей СССР, но и приглашён на работу в журнал "Октябрь" заведующим отделом поэзии. Таким образом, всей семье пришлось переехать в Москву, где нашла его настоящая всенародная слава.

Вехи

Вся оставшаяся жизнь прошла в столице, хотя творчество Анатолия Поперечного трубовало совсем других реалий и заставляло его проводить большую часть времени в поездках и на природе. Он с детства любил читать, авторами его настольных книг были Шевченко и Гоголь, а в семидесятые годы практически всех авторов заставил потесниться на его писательском столе Василий Макарович Шукшин, книги которого стали не просто настольными. Лучше собственных текстов знал творчество любимого писателя Анатолий Поперечный. Биография его строилась на незыблемых принципах добра и правды.

Разве могли мечтать о таком будущем сына супруги Поперечные - простой агроном Григорий Демьянович и фельдшер Александра Михайловна? Каким соловушкой вырос их Анатолий, если стихотворения его одно за другим ложатся на музыку, а потом сразу же начинают звучать из каждого окна, в каждом застолье? Семья Анатолия Поперечного знала наизусть каждое стихотворение, каждую поэму из всех двадцати двух сборников его. Всю жизнь поддерживала творчество поэта его жена, его муза - Светлана Ивановна. И весь трудный путь к славе помог пройти его сын Сергей, родившийся в 1958-м, когда никакой известности ещё не было и ничто, казалось бы, её не предвещало.

Творчество

Разве есть в стране человек, который не напевал бы хотя бы изредка песню "Аист на крыше"? А песню "Трава у дома" поют с 1985 года все поколения, и будут петь во все будущие времена. Такие песни, ставшие всенародными, можно перечислять и перечислять, их десятки - мгновенно ставших популярными и не утративших эту ипостась со всеми переменами в стране, коснувшимися и жизненного уклада, и моральных принципов, и даже со сменой общественного и политического строя.

Сборники Анатолия Поперечного можно перечитывать во все времена, они никогда не потеряют актуальности, поскольку внешние проявления жизни их касаются мало. Это глубинное, всем до боли знакомое. Это "Чёрный хлеб" и "Невидимый бой" из шестидесятых, это земля и космос - "Орбита", "Трава у дома", это вечный "Малиновый звон", который не утихает в душе каждого русского, а не только советского человека. Песни на стихи Анатолия Поперечного будут звучать всегда.

Май 2014

Фамилии поэтов-песенников помнит далеко не каждый. Но песни, которые когда-то исполняли Лев Лещенко, группа "Земляне", Александр Малинин, Надежда Бабкина, Михаил Шуфутинский, Филипп Киркоров, София Ротару, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и многие другие звёзды прежних лет, подхватили новые исполнители. А потому и малиновки голосок будет звучать, и трава у дома приснится следующим космонавтам, и про Олесю из Полесья споют на семейном празднике в двадцать втором веке, и песня "Аист на крыше" не забудется. Это по-настоящему вечные шлягеры.

А в мае 2014 года ушёл из жизни Анатолий Поперечный. Причина смерти - частая сегодня - сердечная недостаточность. Это настоящее горе для всех людей, влюблённых в песню. Поэт долго болел, у него случился инфаркт, что в восьмидесятилетнем возрасте тоже не редкость. Жизнь напоследок совсем не баловала его, несмотря на огромное количество постоянно звучащих шлягеров. А писал он стихи буквально до своей последней минуты. Оказалось, что нет денег даже на то, чтобы достойно похоронить поэта на московском кладбище. Пришлось Светлане Ивановне продавать квартиру.

Воспоминания

Анатолий Поперечный был хорошим человеком, судя по словам людей, много с ним работавших. Единственное возражение, которое от него слышали, это то, что Анатолий не причислял себя к когорте поэтов-песенников. Он утверждал, что ему звания "просто поэта" достаточно. И действительно, нужно быть по-настоящему смелым стихотворцем, чтобы употребить словосочетание "славный птах" (всеми любимая песня "Соловьиная роща"). Почти Маяковский.

Его жена Светлана Ивановна, бывшая единственной музой, которую "приручить" удалось через десять долгих лет после первой встречи, говорит, что стихов не о любви её муж не писал никогда. Видимо, именно поэтому и поёт песни на слова Анатолия Поперечного весь народ уже много десятилетий. Эта тема близка каждому, но далеко не каждый сумеет раскрыть её так понятно и так немногословно.

Поэт о своей жизни

Поэт в течение жизни довольно редко давал обширные интервью. И теперь они являются немногочисленными и потому бесценными свидетельствами. Жизненный путь - именно то, что приводит поэта к пониманию поэзии, к образному мышлению, к сути поэтического творчества.

О семье более всего говорит отцова припевка: "Агроном ты, агроном, под ногтями чернозём..." Отец был прост в понимании жизни, чист в помыслах. Сыновье увлечение стихами не поощрял, видел его только с настоящим ремеслом в руках. Тема отцов и детей, сопряжённая с войной, много раз поднималась поэтом: "Лебединая стая", "Полнолуние", "Виноградник", "Чёрный хлеб" - замечательные своей глубиной поэмы.

Вровень

Если не было бы исключительной популярности текстов песенных, Анатолий Поперечный всё равно стоял бы в одном ряду с видными поэтами русскими - Казаковой, Цыбиным, Рубцовым, Гордейчевым, Передреевым. Пусть не поют о том, какие нелёгкие, порой трагические судьбы рабочего люда отображены в поэмах "Горячий цех", "Царь-токарь", "Три мастера", где труд выступает высшим смыслом человеческой жизни. Это - настоящие стихи.

Мать была в войну медсестрой и сопровождала санитарный эшелон с Украины на Урал. Естественно, маленький сын видел и прочувствовал все тяготы, доставшиеся народу в военную пору. При переправе через Днепр пришлось пережить налёт фашистских "мессеров" на колонны раненых и беженцев. Потом, через много лет, именно из этих переживаний родились поэмы "Паром 41 года", "Товарняк", "Сирота", "Ночные переправы".

"Рязанские мадонны"

Стихотворение "Солдатка" получилось настолько проникновенным, пронизанным таким неподдельным, настоящим, высоким пафосом, что им зачитывались ещё до того, как появилась песня, в которую влюбился весь мир. Название у песни другое - "Рязанские мадонны", по строке внутри стихотворения. На этой смене настоял прекрасный композитор Александр Долуханян, написавший действительно созвучную поэтическим строкам музыку.

Песня мгновенно стала шлягером, её записывали в Японии и Франции, а голос Людмилы Зыкиной прозвучал во всём мире. Эта песня на все времена, поскольку признана классикой эстрады, как и многие другие песни на стихи Анатолия Поперечного. В них не иссякают свет, радость, нежность, доброта, тревога, переживания, которые дарят людям вдохновение и сокровенные чувства, воспоминания и надежду, окрыляют сердца.

Сотворчество

Такие требовательные к текстам композиторы, как Богословский, Долуханян, Тухманов, много работали с Анатолием Поперечным. Среди музыкантов такие признанные профессионалы, как "Песняры", "Пламя", "Земляне", "Верасы" и многие, многие другие превосходные мастера, исполняли песни на стихи этого поэта. Долина и Леонтьев, Шаврина и Гнатюк, Пьеха и Аллегрова - даже и перечислить невозможно всех, кто помог возвести эти песни на вершину популярности.

Добрынин и Шаинский, Мигуля и Крутой, Морозов и Иванов вдохновлялись стихами Анатолия Поперечного. А всё потому, что, несмотря на простоту словесных образов, тексты получались очень глубокими, оставляющими долгое "послевкусие" в виде воспоминаний. Песни одна за другой становились легендами: "Душа болит", "Аист на крыше", "Силы небесные", "Белая сирень"... Просто автор очень любил жизнь и не уставал удивляться и радоваться всем её добрым проявлениям.

О поэтическом мире

Даже по известным всей стране шлягерам можно сделать вывод, что поэтический мир у Анатолия Поперечного широк и многообразен. Здесь уже есть всё: и поиски смысла жизни, и Родина, и любовь к ней, и стремление от своих исторических корней достичь настоящего назначения поэта через собственное, выстраданное слово. Действительность отражается в произведениях Поперечного всегда художественно, ярко лирично, живо образно и афористично.

Более двадцати поэм и стихотворений поэт отдал памяти о Великой Отечественной. Удивляет, как семилетний ребёнок сумел сохранить до самого воплощения все эти маленькие, сокровенные, драгоценные детали, наполняющие его стихи ужасающей реальностью. Однако и там безысходности нет. Есть колорит родной земли, мучительно страдающей, но всегда победительницы, даёт знать каждой буквой.

Своё слово

А вот это "своё слово" приходилось искать так же, как это делает каждый поэт - неустанно и мучительно. Анатолий Поперечный в поисках этих провёл всю жизнь, объехал практически всю страну, где общался с совершенно разными людьми. Рыбачил на Каспии (откуда привезена проникновеннейшая поэма "Красные камни"), был в Сибири, на Украине бывал часто и подолгу - родина всё-таки, был в Белоруссии, а в Забайкалье даже поселился, поскольку именно там должна была родиться и родилась книга "Ядро".

Вся радость и вся боль миновавшего века отображены в поэзии Анатолия Поперечного. Читать его не скучно: язык красочный, с присущим ему малороссийским колоритом, интонация широкая, влекущая за собой. У героев его поэм довольно часто судьба трагична, но зло преодолевается всегда, поскольку не перестаёт звучать никогда тема любви - к людям, к Родине, к миру, который вот-вот возникнет. В стихах Поперечного есть гармония, в них природа и человек - едины.

Мелодика

Песню не зря называют судьбой поколения людей. Некоторые песни своё поколение переживают. У Поперечного мелодика стиха такова, что песен-"долгожителей" можно насчитать несколько десятков. Некоторые критики говорят о приближении данных текстов к народному творчеству, где присутствует некая соборность - объединяющая, собирающая, примиряющая самых разных людей.

Другие говорят о глубоком психологизме, помогающем проникать в самые сокровенные уголки души, об ассоциативности. Ведь что такое "малиновый звон" для русского человека? Это, прежде всего, символ. Поэтому всё творчество поэта - это поклон родной природе, это отдание собственной верности и понимания любому пахарю, корабелу, кузнецу, это любовь к жизни во всех её проявлениях.


стихи

Анатолий Григорьевич Поперечный родился 22 ноября 1934 года в г.Новая Одесса Николаевской области. Военное детство прошло на Урале. После войны вернулся в Николаев. Окончив десятилетку, пошел работать на Черноморский судостроительный завод, посещал заводское литературное объединение "Стапель". Одновременно заочно учился на филологическом факультете Николаевского педагогического института, потом в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. Закончил его в 1954 году. Первый сборник стихотворений "Полнолуние" вышел в Ленинграде в 1959 году. Второй поэтический сборник "Черный хлеб" вышел в 1960 году. В этом же году был принят в Союз писателей.

Поэтический мир поэта многообразен Это и философские поиски смысла бытия, своих исторических корней, назначения поэта, и любовь, Родина, и мучительные поиски своего слова. Художественное отражение действительности в произведениях поэта обозначено ярким лиризмом, живой образностью, афористичным стилем.

Более двадцати стихотворений и поэм Анатолия Поперечного посвящены Великой Отечественной войне. Целый цикл, который продолжается: "Шел солдат". "Виноградник". "Госпиталь" и др. Можно только удивляться тому, как только детское сознание Анатолия Поперечного, которому не было и семи лет. когда разразилась война, смогло зафиксировать ее суть и детали Картина, изображенная им на переправе через Днепр в стихотворении "Паром сорок первого года", потрясает своей страшной реальностью. Но как в строках о войне, так и во всей поэтической палитре поэта нет безысходности.

Во многих своих стихотворениях поэт создает картины, в которых мы ассоциативно узнаем приметы, колорит родного края, — "За окнами разламывалась степь дорогой белой к скифскому кургану. " Тема Николаевщины звучит в таких произведениях поэта как "Родословная", "Земля", "Август". "За лиманом", "Полдень", "Августовское поле", "Варваровский мост", поэмах "Ядро", "Горячий цех" и многих других.

Многие стихи Анатолия Поперечного стали песнями. Их созвучие и мелодичность легко ложатся в нотные строки. Это "Соловьиная роща", "Малиновка", "Аист на крыше", "Малиновый звон". "Романтика". "Золотое сердце" и др. В последние годы вышло два компакт-диска с песнями на стихи А.Поперечного, которые поют известные исполнители С Ротару, И.Кобзон. М.Распутина. М Евдокимов и др.

Поперечный Анатолий Григорьевич родился 22 ноября 1934 года в селе Новая Одесса (ныне - город Новая Одесса) Николаевской области Украины. Отец - Григорий Демьянович, агроном. Мать - Александра Михайловна, фельдшер. Супруга - Поперечная Светлана Ивановна. Сын - Сергей (1958 г. рожд.).

В 1938 году семья Поперечных переехала из Новой Одессы в Николаев. В августе 1941 года 7-летнему Анатолию вместе с матерью, медсестрой санитарного эшелона, пришлось пересечь страну от Днепра до Урала. До сих пор в памяти - переправа через Днепр, когда на колонну беженцев и раненых начали пикировать фашистские «мессеры». Много лет спустя А. Поперечный написал об этом стихотворение «Паром сорок первого года» , позже - «Сирота» , «Она защищает Родину» , «Товарняк» , «Ночные переправы» .

Военное детство А. Поперечного прошло на Урале. Это были тяжелейшие годы для страны, и Анатолий чувствовал это всем сердцем, не защищённым от обид и горечи. Было страшно сорваться в пропасть «безотцовщины», бытовщины, хулиганства. Но помогли письма отца с фронта, помогли книги, помогла мама. Тема «войны», извечная тема «отцов и сыновей» много лет спустя нашли отражение в поэмах А. Поперечного «Чёрный хлеб» , «Виноградник» , «Полнолуние» , «Лебединая стая» , «В стране, не помнящей родства» и других. А стихотворение «Солдатка» благодаря сильной, драматичной музыке композитора А. Долуханяна стало широко популярной песней .

В 1944 году Анатолий с матерью вернулся в Николаев. Служил юнгой на эсминце «Сообразительный». «Я там и палубу драил, и в кубрике жил, и форму мне выдали! Мне очень нравилось, - вспоминает Анатолий Григорьевич. - Но отец вернулся с фронта и забрал меня - надо, мол, учёбу продолжать. Не сделай он этого, пошёл бы я по морской части». Морская тематика впоследствии нашла широкое отражение в творчестве поэта. Анатолий рано начал писать стихи, однако сочинять приходилось тайком: запрещал отец, который хотел в будущем видеть сына агрономом, инженером, но только не поэтом. Окончив десятилетку, Анатолий пошёл работать на Черноморский судостроительный завод, сначала подсобным рабочим в «горячем» цехе, затем сотрудником редакции заводской многотиражной газеты «Трибуна стахановца». Писал очерки, в том числе в стихах, о рабочих завода. Его стихи начали появляться в местной газете «Южная правда», а вскоре и в центральных газетах.

Одновременно А. Поперечный учился на заочном отделении филфака Николаевского пединститута (впоследствии перевёлся в Ленинградский педагогический институт имени Герцена). На заводе сблизился с рабочими людьми, познакомился с интересными человеческими судьбами, нелёгкими, а порой и трагическими. Всё это позже послужило импульсом для написания поэм «Три мастера» , «Царь-токарь» , «Горячий цех» , посвящённых рабочим. Появилось важное в его творческой биографии понимание труда как высшего смысла жизни.

В 1957 году А. Поперечный послал рукопись своих стихов в Москву, в издательство «Советский писатель». Неожиданно для себя получил одобрительное письмо и две положительные рецензии. По тем временам для никому не известного автора это было неслыханно. Среди рецензентов, положительно решивших судьбу первой книги А. Поперечного, был А. П. Межиров . Первая книга для стихотворца - это его поэтический паспорт, его духовное лицо и вместе с тем заявка, с которой он пришёл в мир. Таким документом для А. Поперечного стал сборник стихов и поэм «Полнолуние», вышедший в «Советском писателе» в 1959 году в Ленинграде. Молодого поэта «признали» сразу, его произведения начали печатать во многих журналах. В 1960 году вышла вторая книга стихов и поэм - «Червонные листья». Как и в первой, в ней ещё чувствовалось влияние поэзии Э. Багрицкого , П. Васильева , Б. Корнилова . Однако А. Поперечный не скрывал своей тяги к ученичеству у этих больших мастеров, разных, но вместе с тем создавших целое направление в отечественной поэзии, где всегда ценились яркость и красочность образа, метафоричность, «удесятерённое» чувство жизни, бытия в «прекрасном, яростном мире».

В 1960 году А. Поперечного приняли в Союз писателей СССР, где он был избран секретарём комсомольской организации. Вскоре его пригласили заведовать отделом поэзии в московский журнал «Октябрь», и А. Поперечный вместе с женой и сыном переехал в столицу. Началась «новая» жизнь со «старыми» заботами, в мучительных поисках «своего» слова. Он много ездил по стране, встречался с людьми разных профессий, старался постичь суть событий текущей жизни. Так, однажды пришлось порыбачить на Каспии наравне с профессиональными рыбаками, пожить в самой глубинке, столкнуться с трагической судьбой рыбачки Мани, чтобы привезти и положить на письменный стол почти готовую поэму «Красные камни». По возможности старался всегда досконально изучить «материал» или пережить то чувство, состояние, которое собирался описать. Побывал на стройках - в Сибири, на Урале, в Белоруссии, на Украине, долго жил в Забайкалье. Там, в Забайкалье, родилась книга «Ядро». Облик современников, духовный поиск идеала составили сердцевину этой книги. Несколько отходя от буйного «разнотравья» образов и метафор, присущих его ранним книгам, поэт всё пристальней всматривался в судьбы людей, своих современников, в мир памяти, в мир навсегда ушедшего детства и манящего будущего. Так появилась книга стихов «Орбита».

Пришедший в поэзию в начале 1960-х годов, в разгар так называемой «эстрадной» поэзии, А. Поперечный никогда не отказывался от гражданских тем, проповедовал тихую, душевную лирику. Он вошёл в плеяду таких поэтов, как Р. Казакова , В. Цыбин, Н.Рубцов , В. Гордейчев, А. Передреев .

Поэзия А. Поперечного - своеобразная исповедь современника о болях и радостях века. В ней сочетаются красочность, языковая колоритность, широта перенесённой интонации. Герои его стихов - люди трудной, а подчас трагической судьбы. В поисках истины, в преодолении зла видит смысл жизни лирический герой поэта. Поперечный с присущей ему экспрессией развивает темы любви, родины, земной влюблённости в окружающий мир, проповедует гармонию человека и природы. Верность гражданскому долгу выражена в таких стихах:

Ненавижу лживые слова И в огонь сыгравшую золу! Никогда земле я не солгу.

Поэзия А. Поперечного своей мелодичностью привлекла внимание композиторов-песенников. А. Долуханян, прочитав его стихотворение «Солдатка», решил положить его на музыку и попросил поэта изменить название на и написать припев. Эта песня в исполнении Л. Зыкиной завоевала огромную популярность, облетела весь мир, записывалась во многих странах, в том числе в Японии, во Франции.

Особое место в творчестве А. Поперечного занимала песня. Именно строки, ставшие песнями, принесли ему всенародную славу. Песни, созданные в соавторстве с такими композиторами, как А. Долуханян, Н. Богословский, Я. Френкель, Ю. Саульский, Д. Тухманов, Е. Птичкин, В. Шаинский, В. Матецкий, В. Мигуля, И. Крутой, И. Матета, О. Иванов, А. Морозов, В. Добрынин, Е. Стихин, Э. Ханок, Е. Бедненко, В. Семёнов, Е. Щекалёв, А. Зуев и другие, вошли в репертуар Л. Зыкиной, К. Шульженко, И. Кобзона, Л. Лещенко, С. Ротару, Е. Шавриной, В. Толкуновой, В. Трошина, Н. Гнатюка, Н. Чепраги, О. Воронец, Л. Долиной, В. Леонтьева, Э. Пьехи, И. Аллегровой, групп «Сябры», «Песняры», «Верасы», ВИА «Пламя», М. Евдокимова, Н. Бабкиной, М. Шуфутинского и других исполнителей. , , «Олеся» , «Свадебные кони» , , «Аист на крыше» , «Почему, не ведаю» , , «Завалинка» давно признаны эстрадной классикой. В них много света, радости, нежности, доброты, тревоги, переживаний, они дарят сокровенные чувства, вдохновение, воспоминания, надежду, окрыляют сердца людей.

По словам А. Поперечного, песня - это судьба человека, а иногда - целого поколения людей. Поэт считает, что работа в песне приближает его к некрасовскому пониманию поэзии и народности, её гражданской сути. Он убеждён, что «стихи, выстраданные, созданные о людях и для людей и положенные на талантливую музыку, необходимы». В поэзии Анатолия Поперечного есть то, что заставляет слушателя задуматься и почувствовать песню. Его поэзия восходит к высотам народного творчества, отражая судьбу и дух народа и делая популярными песни и их исполнителей.

Поэт считал, что в песне должна всегда присутствовать соборность, песня должна собирать, объединять, мирить людей. Художественное мышление А. Поперечного отличается активной ассоциативностью, глубоким психологизмом, которые помогают ему проникать в сокровенные уголки человеческой души. Его произведения - дань Отечеству, отчему дому, «малиновый звон», плывущий от судьбы и величия Родины. Его творчество - дань природе, любви, верности, селу, пахарю, кузнецу и корабелу, детству и отрочеству, жизни вообще, перед которой он считает себя вечным должником. Темы своих стихов и песен А. Поперечный однажды определил строчками из своего стихотворения:

Есть большое на свете искусство - Ничего не жалеть для людей.

4 декабря 2000 года в Государственном Центральном концертном зале «Россия» прошёл юбилейный, посвящённый 40-летию творческой деятельности вечер А. Поперечного «Россия, Родина, Любовь», на котором он выступил не только как признанный народный поэт России, но и как композитор: на вечере впервые прозвучал написанный на его стихи и музыку марш «Бородино» .

А. Поперечный - автор 22 сборников поэм и стихов: «Полнолуние» (1959), «Червонные листья» (1960), «Чёрный хлеб» (1960), «Невидимый бой» (1962), «Орбита» (1964), «Россия, Родина, Любовь» (1964), «Ночные поезда» (1965), «Девятый круг» (1968), «Ярость-жизнь» (1973), «Ядро» (1975), «Августовское поле» (1976), «Зелёная калитка» (1981), «Лик» (1982), «Избранные стихотворения и поэмы» (1984), «Трава у дома» (1985), «Дань» (1987), «Ночные переправы» (1988). Он издал несколько переводных книг (с грузинского, армянского, башкирского, еврейского), а также сборник рассказов для детей «Зюйдвестка». Написал ряд пьес и киносценариев. Поэт является автором драмы «Огненная легенда» (совместно с Л. Митрофановым). В 1968 году вышла книга А. Поперечного и И. Глазунова «Россия, Родина, Любовь», которая была задумана как лирико-эпическая композиция в картинах и стихах. Это издание - результат творческого содружества поэта и художника, которые каждый по-своему воспроизводят этапы исторической судьбы России. А. Поперечный - автор большого числа публикаций и критических статей в периодической печати.

Анатолий Григорьевич увлекался художественной литературой, особенно выделял Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко и В. М. Шукшина. Свободное время любил проводить на природе.

ПОПЕРЕЧНЫЙ, Анатолий Григорьевич (р. 22.XI.1934, Новая Одесса Николаевской области УССР) - русский советский поэт. Учился в Николаевском педагогическом институте. Для стихов Поперечного, особенно поэмы «Полнолуние» , давшей название первому сборнику (1959), характерны романтическая устремлённость, сочность языка. Автор сборников «Чёрный хлеб» (1961), «Орбита» (1964) и других, в которых значительное место занимает историческая тематика. Поперечный тяготеет к жанрам баллады, романтической поэмы («Девятый круг. Стихи, баллады, поэмы», 1968). Некоторые стихи Поперечного подвергались критике за языковые «вольности».

Соч.: Россия. Родина. Любовь, М., 1968 (совм. с И. Глазуновым).

Лит.: Денисова И., От «полнолуния» к «солнцестоянию», «Мол. гвардия», 1960, № 6; Чухонцев О., «Это мы!», «Юность», 1962, № 10; Глезер А., Истоки образности, «Знамя», 1964, № 3; Топоров А., Федик М., … и зримо даже для слепых!, «Новый мир», 1965, № 10.

Л. В. Шерешевский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1962

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...