Презентация на тему речевые ошибки. Презентация "Характеристика речевых ошибок, их предупреждение". презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему. Неразличение синонимичных слов














Виды речевых ошибок Вид ошибкиПример 1.Неправильное употребление слова 2.Смешение паронимов 3. Употребление лишних слов 4.Нарушение лексической сочетаемости. 5.Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. 6.Тавтология 7.Штампы унылой Я пошел домой с унылой головой. наперерез Я наперерез отказался. Пернатые Пернатые птицы. играла Любовь играла в жизни Пушкина большое значение. напарница Моя напарница, старуха Изергиль…. рассказывается В рассказе рассказывается величайший поэт. Пушкин- величайший поэт.


Языковой практикум Задание 1 В тексте какого стиля могут быть употреблены данные глаголы? Составьте с ними предложения. Сказал, отчеканил, пробубнил, буркнул, промямлил Задание 2 Каково лексическое значение данных слов? Инициатива, проступок, эксклюзивный, дилетант, искусство, оппозиция, продюсер. Задание 3 Составьте текст с данными словами: Хороший, заинтересовать, думать, ощущение.






Использованная литература 1.Ипполитова Н.А. и др. Русский язык и культура речи. М.:Проспект, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для классов. М.:Просвещение Выполнила: учитель русского языка и литературы Бурятской гимназии N 29 Шобоева Т. А.



Типы речевых ошибок и их исправление Автор презентации Кудрин Вячеслав Дмитриевич – учитель МОУ Луговская СОШ Кинешемского района Ивановской области


  • Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на продолжении всего текста.

  • Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на протяжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

  • Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

2. Были приняты эффектные меры.


2. Были приняты эффективные меры.


  • В конечном предложении автор применяет градацию.
  • Старик трудился поставить телегу на колеса.

  • В последнем предложении автор применяет градацию.
  • Старик старался поставить телегу на колеса.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
  • Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель захлебывается во множестве примеров.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
  • Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель утопает во множестве примеров.

  • Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

  • Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии "Горе от ума".

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Таким людям всегда удается объегорить других.
  • Петя шел взади .
  • На вратаре майка,

напяленная на рубашку.


  • Таким людям всегда удается обмануть других.
  • Петя шел сзади.
  • На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные особенности.
  • У девочки были коричневые глаза.
  • Дешевые цены.

  • Автор усиливает впечатление .
  • Автор использует художественные средства.
  • У девочки были карие глаза.
  • Низкие цены.

  • Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
  • Молодой юноша, очень прекрасный.

  • Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
  • Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  • В рамках исторического

развития русского общества

развивается и "личность

человека."


  • В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
  • В рамках исторической

эволюции русского общества

развивается «личность

человека».


  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется "Собачье сердце".

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется "Собачье сердце".

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
  • Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

  • Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
  • Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

1. Мы были очарованы прекрасной
игрой актеров.
2. Мысль развивается на протяжении
всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

1. Мое отношение к этой
проблеме не поменялось.
2. Были приняты эффектные
меры.

1. Мое отношение к этой
проблеме не изменилось.
2. Были приняты эффективные
меры.

Неразличение синонимичных слов

1. В конечном предложении автор
применяет градацию.
2. Старик трудился поставить телегу
на колеса.

1. В последнем предложении автор
применяет градацию.
2. Старик старался поставить телегу
на колеса.

Употребление слов иной стилевой окраски

1. Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить
людей немного в другую колею.
2. Лермонтов обливает горькой
правдой век нынешний.
3. Читатель захлебывается во
множестве примеров.

1. Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить
людей немного в другое русло.
2. Лермонтов разоблачает горькой
правдой век нынешний.
3. Читатель утопает во множестве
примеров.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

1. Астафьев то и дело
прибегает к употреблению
метафор и олицетворений.
2. Потрясающие ужасы
крепостной эпохи отразились
в комедии "Горе от ума".

1. Астафьев постоянно
прибегает к употреблению
метафор и олицетворений.
2. Реальные ужасы крепостной
эпохи отразились в комедии
"Горе от ума".

Неоправданное употребление просторечных слов

1. Таким людям всегда удается
объегорить других.
2. Петя шел взади.
3. На вратаре майка,
напяленная на рубашку.

1. Таким людям всегда удается
обмануть других.
2. Петя шел сзади.
3. На вратаре майка, одетая на
рубашку.

Нарушение лексической сочетаемости

1. Автор увеличивает
впечатление.
2. Автор использует
художественные особенности.
3. У девочки были коричневые
глаза.
4. Дешевые цены.

1. Автор усиливает впечатление.
2. Автор использует художественные
средства.
3. У девочки были карие глаза.
4. Низкие цены.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм


нам с помощью художественных
приемов.
2. Молодой юноша, очень
прекрасный.

1. Красоту пейзажа автор передает
с помощью художественных
приемов.
2. Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

1. В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях.
2. В рамках исторического
развития русского общества
развивается и "личность
человека."

1.В этом рассказе повествуется о
реальных событиях.
2.В рамках исторической
эволюции русского общества
развивается «личность
человека».

Неоправданное повторение слов

1. Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже
не понимает всей глубины
содеянного.
2. Недавно я прочитала одну
интересную книгу. Эта книга
называется "Собачье сердце".

1. Герой рассказа не
задумывается над своим
поступком и даже не
понимает всей глубины
содеянного.
2. Недавно я прочитала одну
интересную книгу, которая
называется "Собачье
сердце".

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

1. Когда писатель пришел в
редакцию, его принял главный
редактор. Когда они поговорили,
писатель отправился в гостиницу.
2. Татьяна была простой, скромной
девушкой. Она рано начала читать
французские романы. Ее
воспитывал француз-гувернер.
Татьяна была задумчивой
девушкой.

1. Когда писатель пришел в
редакцию, его принял главный
редактор. Поговорив с ним,
писатель отправился в
гостиницу.
2. Татьяна была простой,
скромной и задумчивой
девушкой. Ее воспитывал
француз-гувернер, поэтому
она рано начала читать
французские романы.

Неудачное употребление местоимений

1. Данный текст написал
В.Белов. Он относится к
художественному стилю.
2. Встреча Чацкого с
Фамусовым не принесла
ему ничего хорошего.

1. Данный текст написал В.Белов.
Это произведение относится к
художественному стилю.
2. Встреча с Фамусовым не
принесла Чацкому ничего
хорошего.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам! Лексические нормы определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

3 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом Например: Вот, например, классический пример; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем. Одно из повторяющихся слов необходимо опустить

4 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значением Например: коллега по работе, в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии Избыточное слово необходимо опустить

5 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли Например: Гражданин Калиновский Л.Л. на автомобиле следовал по улице без номерного знака. Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание

6 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значением Например: В короткие сроки разруха была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено) В парке было заложено тридцать два дерева. (правильно – посажено)

7 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению Например: Детство Павла прошло в бедноте (правильно – в бедности); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили)

8 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: неточное или неуместное употребление иноязычных слов Например: Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю (правильно – фута) Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению)

9 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка Например: глубокое утро (правильно – позднее утро); В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук)

10 слайд

Описание слайда:

Виды лексических ошибок: нарушение стилистического единства Например: Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно – выйти за меня замуж) Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер)

11 слайд

Описание слайда:

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): грубые Руки у него большие и черствые. снова Через три года Татьяна обратно встречает Онегина. Николай был спортивный молодой юноша. перестал видеть правым глазом После ранения Павел потерял зрение правого глаза. Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств. Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое впечатление чувство.

12 слайд

Описание слайда:

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина. Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой. Островнов сумел втесаться в доверие. В Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ. Мой дядя окончил университет и получил высшее образование. Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам. Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб. Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.

13 слайд

Описание слайда:

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Лектор привлек общее внимание всех присутствующих. Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения». Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. Председатель собрания представил слово докладчику. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...