В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Презентация лексическое значение слова. Чистота и уместность речи

Задания по лексическим нормам русского языка

Теоретический блок.

1. Понятие нормы и виды языковых норм.

2. Что изучает лексическая норма?

3. Какие виды лексических ошибок можно выделить?

Практический блок.

1. Отметьте неверные высказывания.

1. Лексическая норма регламентирует ударение.

2. Лексическая норма регламентирует произношение.

3. Лексическая норма регламентирует словоупотребле­ние.

4. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

5. При выборе слова следует учитывать не только зна­чение слова, но и его лексическую сочетаемость.

6. Для уточнения лексической сочетаемости можно вос­пользоваться «Орфоэпическим словарем».

7. При выборе слова из ряда синонимов следует учиты­вать их функционально-стилистическую окраску.

8. Тавтология - это употребление в речи логически из­лишних слов.

9. Плеоназм - это употребление в речи логически излиш­них слов.

2. Соедините слова и толкование их значения.

1. Вирши. А. Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.
2. Буклет. Б. Силлабические стихи, распространенные в русской литературе в XVII- XVIII вв.
3.Буколика. В. Два произведения одного автора, связанные единством замысла и преемственностью сюжета.
4. Адекватный. Г. Застарелый, закоренелый.
5. Апломб. Д. Род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь; пастораль.
6. Дилогия. Е. Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.
7. Закоснелый. Ж. Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.
8. Меморандум. 3. Излишняя самоуверенность в поведении, в речи.
9. Монография. И. Направление развития от высшего к низшему; движение назад, упадок
10.Регресс. К. Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос.

3. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените словами с соответствующим значением.

1. Дети стали разыскивать дорогу домой.

2. Для Маши был предназначен учитель.

3. Выражение лиц людей было прискорбным.

4. Все слушали его с внимательностью.

5. Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

6. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

7. В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

8. Студенты стали делать костры на берегу реки.

9. Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

10. Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки.

11. Беднота – это толчок к внутренним противоречиям героев пьесы.

12. Моей подруге вырезали аппендицит.

13. На стенах офиса висела живопись.

14. Я имею страсть к трем вещам: журналистике, фотографиям и кулинарному искусству.

15. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику.

4. Выберите из прилагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

2. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

3. Мальчик отвечает на вопросы с каким-то (виноватым, виновным) видом.

4. Мать приготовила (сытный, сытый) завтрак.

5. В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

5. Выпишите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.

1. На улице лил большой дождь.

2. В разговоре он допустил сильную ошибку.

3. Грехи мои тяжелые!

4. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

5. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.


1 | | |

Заменить словами с соответствующим значением

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

Вся публика была уже в триумфе.

Если бы директором колледжа был я, то я бы выделял большое внимание студентам.

Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны.

Они только выполняли свою должность.

Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

Создаётся впечатление, что он опаздывает на работу нарочито.

Для Маши был предназначен учитель.

Выражение лиц людей было прискорбным.

Все слушали его с внимательностью.

Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

Дети стали разыскивать дорогу домой.

Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

Ребята стали делать костры на берегу реки.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Они обнаружили записку Евгения с прошением Катиной руки.

В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие ЭКОНОМИСТЫ.

Вся публика была уже в ВОСТОРГЕ.

Если бы директором колледжа был я, то я бы УДЕЛЯЛ большое внимание студентам.

Рассказы, на которые я мог бы ОПЕРЕТЬСЯ, были ещё не напечатаны.

Они только ИСПОЛНЯЛИ свою должность.

Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.

Женщина ушла в ДЕКРЕТ на время воспитания ребёнка.

Нельзя забывать, что наши товары идут на ЭКСПОРТ.

В честь пришедших на вечер БЫЛ ДАН(?) концерт.

Создаётся впечатление, что он опаздывает на работу СПЕЦИАЛЬНО.

Для Маши был ОПРЕДЕЛЕН учитель.

Выражение лиц людей было СКОРБНЫМ.

Все слушали его с ВНИМАНИЕМ.

Картина вызывает грустное и УНЫЛОЕ настроение.

Дети стали ИСКАТЬ дорогу домой.

Наконец-то обнаружены ОСТАНКИ царской семьи.

В ДАЛЕКИЕ просторы Арктики отправился ледокол.

Ребята стали РАЗВОДИТЬ костры на берегу реки.

Они обнаружили записку Евгения с ПРОСЬБОЙ Катиной руки.

– Скажи на милость, с огорчением покачал головой первый сосед. – С чего бы это он, а?

Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

– Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

– Не всегда это, – возразил первый. – Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то – да, индустрия конкретно.

? Посмотрите в словаре значение слов пленарный, кворум, перманентно, индустрия. Составьте диалог, используя эти слова.

Упражнение 14. Исправьте предложения, подобрав слова с соответствующим значением.

1. Картина вызывает грустное и жалкое настроение. 2. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 3. Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки. 4. Рассказы, на которые я мог бы упереться, были еще не напечатаны. 5. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка. 6. Реконструировать сельский клуб должен районный зодчий. 7. В течение февраля продолжительность суток увеличилась на два часа. 8. Было сказано много обидчивых слов. 9. Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех.

! Уместность – подбор и организация языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.

Упражнение 15. Проанализируйте записи речи одного и того же лица, рассказывающего в разных ситуациях о своей командировке. Определите специфику каждой из ситуаций.

    И вот эту протоплазму надо было… нет, не примеры даже или что… найти, а всю картотеку облазить. Причем черт их знает, может, их вообще нет там, этих терминов.

    Очень трудно было отыскать в картотеке необходимые мне термины: я не имела точного списка, пришлось в значительной степени идти на ощупь.

    Во время командировки я собирала материал об исследуемой мной группе терминов. Несмотря на трудности: отсутствие точного списка слов и недостаточность информации о наличии в картотеке терминов, интересующей меня тематики, – мне удалось найти ряд лингвистически содержательных примеров.

Ситуации: – Официальный письменный отчет о командировке,

– беседа с друзьями,

– устный отчет о командировке на заседании отдела

? Какие факторы влияют на выбор говорящим тех или иных языковых средств в речи (слов, предложений, способов оформления мысли).

! Выразительность, образность – такие особенности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, стилистические и др.), которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя), оказывая воздействие не только на его разум, но и на чувства и воображение.

Упражнение 16. Измените тексты, исключив из них определения. Подумайте, какую роль они выполняют в тексте? Попробуйте их заменить синонимичными описательными выражениями. Как в результате изменяются тексты?

Какие изобразительные средства используют авторы? Выделите в тексте сравнения, метафоры, образные эпитеты. Какую роль они играют в тексте?

Подумайте, чем отличаются тексты? Какие слова являются в них наиболее значимыми, создающими соответствующее настроение?

1. А над всем миром, по всему полуденному небу – белые облака, плоские снизу и необыкновенно причудливые, округлые, кудрявые наверху. Редко разбежались они по синему своему пастбищу, почти не мешают солнцу жарить и парить в разгаре летнего дня. Лишь иногда набежит легкая тень, овеет прохладой, а уж от дальнего леса по лугам, по полям, разливаясь все шире и как бы набирая скорость, катится новая солнечная волна. (В. Солоухин).

2. Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным. Оттуда, где раньше сверкало раскаленное солнце, бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло-голубое пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжко теряли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая, страшная сила. Оторвавшись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное. (Л. Андреев).

3. Все время дожди, кругом сосновые леса. То и дело в яркой синеве над ними скопляются белые облака, высоко перекатывается гром, потом начинает сыпать сквозь солнце блестящий дождь, быстро превращающийся от зноя в душистый сосновый пар… Все мокро, жирно, зеркально… <…> И по тому спокойствию, что царило всюду, по чистоте неба и воздуха, все казалось, что дождя уже больше не будет. Но вот я засыпал, проводив ее на станцию, – и вдруг слышал: на крышу опять рушится ливень с громовыми раскатами, кругом тьма и в отвес падающие молнии… (И. Бунин).

4. К черной туче, которою заслонен весь восток, снизу взмывали клубами меньшие тучки. Их будто что-то подтягивало и подбирало, как кулисы, и по всему этому нет-нет и прорежет огнем. Точно маг, готовый дать страшное представление, в последний раз осматривает с фонарем в руке темную сцену, прежде чем зажжет все огни и поднимет завесу. Черная туча ползет, и чем она ближе, тем кажется непроглядней. Не пронесет ли ее бог? <…> Солнца уже нет: тучи покрыли его диск, и его длинные, как шпаги, лучи, посветив мгновение, тоже сверкнули и скрылись. Вихорь засвистал и защелкал. Облака заволновались, точно знамена. <…> У межи при дороге ветер треплет колос так странно, что это как будто и не ветер, а кто-то живой притаился у корня и злится.

(Н. Лесков).

! Благозвучие речи заключается в умении правильно использовать разнообразие фонетического строя языка, не допуская стяжения согласных либо гласных звуков, повтора звуков и однокоренных слов, рифмовки.

Упражнение 17. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты звуковой организации речи и устраните их.

1. Вдруг взгрустнулось другу, вскоре встретит он врага. 2. Часто часть посещают члены семей солдат. 3. Какая река так широка, как Ока? 4. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 5. Справки по отправке грузов можно получить по телефону. 6. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 7. Нельзя не отметить такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 8. Журавлев – прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы.

Упражнение 18. Прочтите следующие примеры, подумайте, с какой целью в них нарушаются правила благозвучия.

1. Довольный праздничным обедом сосед сопит перед соседом. (А.С. Пушкин )

2. Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин )

3. Четко ночами рокочут ручьи, Чистые речи ручьев горячи. (И. Северянин )

4. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны (М.Ю. Лермонтов ).

5. Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н.А. Некрасов )

6. Идут бобры в сыры боры, бобры храбры, для бобрят добры.

7. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

8. На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.3 Слушание и чтение как виды речевой деятельности

2.3.1 Культура слушания

! Речевое общение предполагает не только умение говорить, но и слушать. Для этого недостаточно одной физиологической функции – слуха, нужно еще пристальное комплексное внимание к говорящему, нужно уметь видеть и понимать его жест, взгляд, понимать даже молчание. Существует три психологических типа людей: аудиалы, визуалы и кинестетики . Аудиалы – это люди, которые лучше запоминают и усваивают информацию, когда слышат и внимательно слушают ее. Визуалы предпочитают чтение – такова специфика их восприятия. Кинестетикам запоминание гарантирует записанный собственными руками конспект, составленная схема, таблица, матрица и т.д.

Упражнение 1. Всегда ли мы слышим и слушаем собеседника? Всегда ли хотим слышать его? Почему?

К одесситу подходит прохожий и спрашивает:

– Извините, вы не знаете, где улица Дерибасовская?

– Я?! Я не знаю, где улица Дерибасовская?! Это я-то не знаю, где улица Дерибасовская?! Я не знаю, где улица Дерибасовская…

! Функции слушания. Умение слушать, вникать в содержание речи позволяет глубже понимать выступающего и мысленно вступать с ним в диалог, готовиться к обсуждению, дискуссии (выделять главное, спорное, неприемлемое). При этом моментально происходит перевод высказывания с языка выступающего на язык слушающего. Это главное условие понимания услышанного.

Существует две проблемы, возникающие в процессе слушания: всегда ли надо дослушивать до конца и можно ли, не дослушав сообщение, задавать вопросы. В конечном счете слушание можно свести к следующему: услышать без искажений, понять, правильно и точно воспроизвести.

? От каких условий зависит понимание того, что нам говорят? Слышать и понимать – это одно и то же?

Упражнение 2. С какой целью можно использовать неточность высказывания, двусмысленность в речевом поведении?

Однажды Пушкин сидел в кабиненте графа С. и читал про себя какую-то книгу.

Сам граф лежал на диване. На полу, около письменного стола, играли двое его детишек.

– Саша, скажи что-нибудь экспромтом… – обращается граф к Пушкину.

Пушкин, мигом, ничуть не задумываясь, скороговоркой отвечает:

Детина полоумный лежит на диване .

Граф обиделся.

– Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич, – строго проговорил он.

– Ничуть… Но вы, кажется, не поняли меня… Я сказал: – дети на полу , умный лежит на диване .

! Механизмы слушания (механизм слуховой памяти, механизм антиципации (предвосхищения), механизм выделения смысловых блоков и др.). Механизм слушания сложен, он включает восприятие и понимание речи.

Первая ступень – услышать сообщение без помех и искажений (зная свои возможности, выбирайте соответствующее место в аудитории), понять каждое услышанное слово (или, по крайней мере, отметить, чтобы затем получить необходимые разъяснения), наконец, понять всю фразу.

Следующая ступень – включить услышанное высказывание в контекст обсуждаемого вопроса, связать с предыдущими суждениями.

Качественно новый уровень слушания, доступный далеко не каждому – обнаружение скрытого смысла, намека, развернутой метафоры. Для этого надо иметь широкий кругозор, общекультурную эрудицию.

Еще одна функция слушания как речевой деятельности человека – эстетическая. Лекторское мастерство выступающего вызывают уважение к нему, возникает любование его искусством, яркая речь обогащает наш словарь и служит уроком речевого мастерства для слушателя.

Упражнение 3. Как следует вести себя в ситуации, когда тебя не слышат (не слушают)?

– Исполнил ли ты мои приказания? – спросила импертрица.

– Нет, государыня, – отвечал Кречетников.

Государыня вспыхнула.

– Как нет!

Кречетников стал излагать причины, не дозволившие ему исполнить высочайшие повеления. Императрица не слушала, в порыве величайшего гнева она осыпала его укоризнами и угрозами. Наконец императрица умолкла и стала ходить взад и вперед по комнате. Через несколько минут государыня снова обратилась к нему и сказала уже гораздо тише:

– Скажите мне, какие причины помешали вам исполнить мою волю?

Кречетников повторил свои прежние оправдания. Екатерина, чувствуя его справедливость, но не желая признаться в своей вспыльчивости, сказала ему с видом совершенно успокоенным:

– Это совсем другое дело. Зачем же ты мне тотчас этого не сказал?

(Русский литературный анекдот)

! Процесс смыслового восприятия звучащей речи . Смысл звучащей речи складывается в сознании слушающего не только под воздействием услышанных слов, но и интонации, умолчаний, тона и тембра голоса оратора. Смысл сказанного не всегда постигается сразу, часто для этого нужно время, чтобы осмыслить все оттенки значений употребленных слов, ассоциативных связей между ними и переносных метафорических значений.

Упражнение 4. Только ли языковой фактор объясняет данный курьёз?

Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с визитом и сказал слуге: если меня не примут, то запиши меня. Когда слуга возвратился и сказал, что хозяина нет дома, Карамзин спросил его: «А записал ли ты меня?» – «Записал». – «Что же ты записал?» – «Карамзин, граф истории».

(Русский литературный анекдот)

! Способы слушания (нерефлексивное, рефлексивное, эмфатическое). Нерефлексивное слушание предполагает молчаливое восприятие информации, без вопросов и замечаний. Рефлексивное слушание – это вмешательство в чужое выступление с целью оказания вербальной помощи (например, наводящие вопросы сильно волнующемуся учащемуся, отвечающему на уроке, кивок головой в знак одобрения, слова «да-да» и т.п.). Эмфатическое слушание – это сопереживание, эмоциональная вовлеченность в происходящее (слезы и смех у зрителя в театре), готовность к участию и состраданию при выслушивании скорбной информации или смех, вызванный рассказом о какой-либо комической ситуации.

Культура слушания. По тому, как слушает собеседник, можно судить о понимании им сообщения. Русский речевой этикет предписывает слушать, глядя в глаза собеседнику. Поза слушающего свидетельствует о его отношении к обсуждаемой теме и докладчику. Чем богаче словарь (тезаурус) слушателя, тем глубже и полнее понимание речи.

2.3.2 Культура чтения

! Специфика чтения как вида речевой деятельности. Чтение – особый вид речевой деятельности. Оно позволяет, например, вступать в беседу с художником слова, почившим задолго до вашего рождения. Текст можно неоднократно перечитывать и открывать в нем все новые смыслы. Мысленный диалог с героями книги, сопоставление авторского взгляда на вещи с собственным опытом может быть отнесено во времени на неопределенный срок.

Функции чтения . Чтение – одна из форм культуры цивилизованного общества. Функции чтения весьма многообразны: обучающая в школе, эстетическая – открывает прекрасное в человеке, обществе и природе, познавательная – побуждает к размышлению над тайнами бытия, образовательная – сообщает, хранит и передает полезную научную и социальную информацию, чтение (например, писем и посланий) расширяет сферу общения. Кроме этого, чтение является мощным стимулом и инструментом самопознания человека.

? От чего зависит наше понимание прочитанного? Какой текст, на ваш взгляд, запоминается лучше (безукоризненно правильный или с нарушениями нормы) и почему?

Упражнение 5. Что необходимо для полноценного чтения?

Петрушка… характера… был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, – он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит.

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

! Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.). Читать можно по-разному: вслух и про себя. Работа с текстом (на бумажных носителях и в электронном варианте) имеет свою специфику, которая сводится к различиям функций языка и речи.

При профессиональной работе с текстом можно прочитывать более 200 страниц в день. Традиционное чтение (построчное ) достаточно медленно. В последние годы все более популярной становится техника быстрого чтения . Это требует специального обучения.

«Традиционный текст можно самостоятельно научиться читать быстрее, читая его как оркестровую партитуру (она читается одновременно и синхронически: сверху вниз, то есть колонками, столбцами и диахронически: слева направо, колонка за колонкой.) Дело в том, что все нотные знаки, расположенные на одной вертикальной линии, составляют в партитуре большую конститутивную единицу, или пучок оркестровых отношений, и воспринимаются как единое целое» (Косарев А.Ф .). Аналогичным образом можно прочитывать текст, обнаруживая при этом ключевые слова и смысловые центры. Каждый вид чтения имеет своих приверженцев. Медленное чтение обеспечивает глубину постижения смысла прочитанного. Скоростное чтение (не значит поверхностное) предпочтительно на этапе ознакомления с материалом и его классификации.

Механизмы чтения (механизм антиципации (предвосхищения), эквивалентных замен, памяти). Что происходит в сознании каждого человека в момент чтения – загадка. Мы читаем не буквы, даже не слова, даже не просто предложения. Мы читаем мысли. Слова – инструмент их выражения. Нас интересует прежде всего, что нового сказал автор по данному вопросу. Как бы человек ни читал (вслух или про себя), он прежде всего заинтересован в том, чтобы понять прочитанное. Интерес к теме питает внимание к тексту. Интерес, внимание, понимание, запоминание – таков основной вектор чтения любого текста. Механизм чтения каждого человека достаточно индивидуален: что-то читается бегло, что-то неспешно, что-то вслух, что-то с репликой восхищения, изумления, возражения, недоумения (заголовок, оглавление, просмотр всей книги или статьи, поиск новой информации в тексте, внимательное и вдумчивое чтение отдельных страниц, закладки, выписки и пр.)

Упражнение 6. Попробуйте с ходу прочитать данный текст. Затем подготовьте его должным образом для прочтения вслух (при необходимости перепишите с учетом орфографических и пунктуационных норм). Прочтите еще раз. Прокомментируйте произошедшее.

Украстьнетруднонаместоположитьвотвчемштукаимеявкарманебраунингвкобуреяприехалкмоемудругусердцемоеёкнулокогдаещесквозьдверьяуслыхалегокрикимаммашааещектоглухослышалсяголосстарушкиегоматериводопроводчикчтослучилосьспросиляснимаяпальтодругоглянулсяишепнулревольверсперлисегоднявотгадыайяйяйсказалягдевыегодержитеспрашиваляучастливовкабинетедруготкрыллевыйящикипоказалпустоеместонепонимаюсказаляпожимаяплечамидействительнозагадочнаяисториядаясночтоукралимойдругокончательнорасстроилсяавсетакиядумаючтоегонеукралисказалячерезнекотороевремяведьеслиникогонебылоктожеможетукрастьдругчтотопростоналяеговсегдакладуводноитожеместонервничаявоскликнулмойприятельивдоказательствооткрылсреднийящикстолапотомлевыйидажерукувнегозасунулазатемужеспроклятиемоткрылправыйвотштукахрипелонглядянаменявотштукамамашанашелся.

(М.А. Булгаков)

! Этапы работы с текстом в процессе осмысления читаемого. Содержание работы над текстом определяется заданием к упражнению. Осмысление текста, путь к собственному читательскому смыслу осуществляется путем адекватного восприятия темы прочитанного текста (о чем этот текст?), его проблематики (какие вопросы актуальны для автора?), понимания авторской позиции в решении обнаруженных проблем (основной мысли, главной идеи), выработкой собственной позиции в данной проблеме.

Упражнение 7. Прочитайте текст. Определите тему и проблему текста. Сформулируйте основную идею автора текста. Каково Ваше мнение по этой проблеме?

И теперь и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху – хотя впоследствии возможно и это, – и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда – и книги стихов. Словари, однако, имеют первостепенную важность. Их много вокруг; к некоторым прилагается лупа. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них (снабженные лупой) стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру. Если вы все же соберетесь посетить психиатра, обращайтесь с симптомами словарного алкоголизма.

(Иосиф Бродский )

! Роль иллюстративных компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения и т.п.) в процессе осмысления текста.

Иллюстративные материалы рассчитаны, в первую очередь, на запоминание, на механическую, зрительную память, а не на логику, не на понимание (например, вопросы и порядок падежей в русском языке). Их роль в тексте двоякая: они могут выступать средством аргументации, наглядным примером, пояснением, а могут быть и отправной точкой в процессе рождения новой мысли. Это символы проверенного опытом знания, исключающего возможность какого бы то ни было сомнения в их истинности (например, дорожные знаки, государственный флаг, формула закона Ома и пр.). Это один из способов превращения текста в гипертекст. Подобное сжатие информации в памяти можно уподобить процессу архивирования текста компьютером. При таком построении текста следует указывать источник, который позволяет восполнить недостающее звено в логике изложения и является необходимым условием понимания прочитанного текста.

ГРАММАТИКА, РЕЧЬ

(тренировочные упражнения)

Выпишите слова, употреблённые ошибочно.

Замените их словами с соответствующим значением.

1. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3. Наш класс считается экономическим – мы будущие менеджменты.

4. Публика сканировала: «Браво, Сальвини!»

5. Вся публика была уже в триумфе.

6. Если бы деканом был я, то выделял бы больше внимания студентам.

7. Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны.

8. Они только выполняли свою должность.

9. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

10. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

28.​ На стенах офиса висела живопись.

29.​ Я имею страсть к трём вещам: журналистике, фотографиям и кулинарному искусству.

30.​ Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику.

31. Славу Караченцову принесла заглавная роль в легендарном спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

32. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М. Зощенко.

33. Её объяснение было очень доходным.

34. Порошковая металлургия - современная эффектная технология.

35. После маминого сытого борща есть не хочется долго.

36. Она была очень эффективной женщиной.

37. Заглавную роль в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова.

38. Мне совестливо за этого человека.

39. Командировочный уже выполнил задание полностью.

40. Мне купили новые масленые краски.

Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1. Мама___________ чехол на чемодан.

2. Девочка _________ куклу Катю.

3. Старший брат___________ сестру.

4. Сегодня девочка _____________ новые туфли.

5. Брат ___________ часы на руку.

6. Девочке подарили игру «___________ медвежонка».

7. Мальчик _____________ стрекозу на булавку.

8. Бабушка _____________ внука.

9. Бабушка _____________ новое пальто.

10. Космонавт ____________ скафандр.

1. Полезный. А. Скрытный.

2. Талантливый. Б. Лживый.

3. Искренний. В. Рассеянный.

4. Правдивый. Г. Вредный.

5. Откровенный. Д. Бездарный.

6. Внимательный. Е. Лицемерный.

7. Щедрый. Ж. Прославленный.

8. Враждебный. 3. Бережливый.

9. Расточительный. И. Скупой.

10. Безвестный. К. Дружелюбный.

Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

1. Стая. А. Верблюдов.

2. Табун. Б. Коров.

3. Караван. В. Любопытных.

4. Отара. Г. Демонстрантов.

5. Косяк. Д. Овец.

6. Стадо. Е. Рыбы.

7. Толпа. Ж. Пчёл.

8. Колонна. 3. Голубей.

9. Рой. И. Лошадей.

10.Группа. К. Туристов

Выпишите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

Исправьте ошибки.

1. На улице лил большой дождь.

2. В разговоре он допустил сильную ошибку.

3. Грехи её тяжёлые!

4. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

5. При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

6. Большую роль имеет хороший аттестат.

7. Надо смело ставить свои требования.

8. Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

9. Львиную часть заданий уже выполнили.

10. Большое влияние на молодых имеет телевидение.

Отметьте словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении.

1.​ Холодный ветер.

2.​ Холодный взгляд.

3.​ Холодный чай.

4.​ Ледяной простор.

5.​ Ледяной взгляд.


7.​ Громкий выстрел.

8.​ Громкий крик.

9.​ Громкое дело.

10.​ Ледяная улыбка.

К цветовым прилагательным (А, Б, В) подберите синонимы из соседних колонок.

А. Красный. 1. Кипенный.

Б. Белый. 2. Каштановый.

В. Коричневый. 3. Карий.

4. Червонный.

5. Шоколадный.

6. Гранатовый.

7. Меловой.

8. Карминный.

9. Рубиновый.

10. Снежный.

Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда.

1. Травяной, изумрудный, малахитовый.

2. Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

3. Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канареечный, соломенный, яичный, горчичный.

4. Стальной, мышиный, пепельный, дымчатый.

5. Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.

1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.

2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.

3. Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.

4. Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.

5. Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.

Из каждой группы синонимов выпишите то слово,

которое характерно для разговорной речи.

1. Сделать, совершить, смастерить, свершить, предпринять.

2. Отвратительный, ужасный, противный, поганый, мерзкий.

3. Толстый, солидный, пузастый, грузный, дородный, упитанный.

4. Грустить, печалиться, вешать нос, скучать, горевать.

5. Давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний.

Зачеркните логически лишнее слово.

1. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.

2. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.

3. В речи он употребляет диалектные и областные слова.

4. Алексей мысленно подумал, что это конец.

5. Специфическая особенность художественной речи со​стоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

Выпишите иноязычные слова, употреблённые неуместно.

Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. Юноша во всём имитировал старшему брату.

2. На предприятиях хорошо популяризируется опыт новаторов производства.

3. В последнем туре соревнований команда нашего института потерпела фиаско.

4. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.

5. В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте здания .

6. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.

7. Преподаватель информировал о предстоящей контрольной работе .

8. Среди собравшихся превалировали студенты старших курсов.

9. Родители оппонировали против моей поездки за город.

10. Зимой Дениса согревали мемуары о летнем отдыхе.

11. Эволюция в природе неизбежна.

12. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект.

13. Новый сезон открывает большие возможности для эволюции отдельных видов спорта.

14. Закон должен надёжно защищать права тинэйджеров в России.

15. В газете напечатано эксклюзивное интервью «заезжей знаменитости».

Выпишите просторечные и разговорные слова.

Заме​ните их литературными синонимами.

1.​ Егерь схоронился в кустах.

2.​ Дети долго блудили по лесу, затем вышли на полянку.

3.​ Магазин получил новую партию самописок.

4.​ Мать хотела набить ребёнка.

5.​ У мальчика голое коленко сверкает.

6.​ Ребята не заметили, как стемнялось.

7.​ Сенокос плохой, потому что лето было сухменное.

8.​ Посерёдке поляны стоял стог сена.

9.​ Все они разом прыгнули в воду.

10.​ Погоди трошки, не спеши.

13. Таким образом можно охаять любое полезное дело.

14. Задержанный до того набрался, что оказал сопротивление органам милиции.

15. Руководители ищут «дядю», чтобы спихнуть на него ответственность.

16. Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая система.

17. Мама всегда орёт из окна, когда пора идти домой.

18. У нас этих яблок до беса.

19. Промеж друзей должно быть взаимопонимание .

20. Нам вдогон неслись бранные слова.

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведённых здесь фразеологизмов.

1.​ На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

2.​ (Черепашьим, гусиным) шагом.

3.​ Гладить по (голове, волосам, шерсти).

4.​ Вставлять (сучья, брёвна, палки) в колёса.

5.​ Заварить (суп, кашу, чай).

6.​ Как (мышь, птица, белка) в колесе.

7.​ Канцелярская (мышь, крыса).

8.​ Ловить (рака, медузу, рыбу) в мутной воде.

9.​ Намотать на (палец, ус, голову).

10.​ Пустить (овцу, козу, козла) в огород.

Отметьте словосочетания, которые являются фразеологизмами.

1.Медвежья берлога. 6.Волчий аппетит.

2.Медвежья услуга. 7.Важная деталь.

3.Золотые руки. 8.Важная птица.

4.Золотые часы. 9.Горькая правда.

5.Волчий хвост. 10.Горькая микстура.

Отметьте словосочетания, которые не являются устойчивыми.

1. Завязать узел. 6. Падать в обморок.

2. Завязать переписку. 7.Сбивать с дерева.

3. Выйти из себя. 8.Сбивать с толку.

4. Выйти из комнаты. 9.Установить рекорд.

5. Падать в яму. 10. Установить антенну.

Найдите предложение без нарушения синтаксических норм.

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

2) Я разочаровался отзывом, данным рецензентом на мою дипломную работу .

3) Режиссёр сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишнёвый сад» Чехова и пьеса Володина «С любимыми не расставайтесь».

4) Побывав в кино, я думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

1) Боясь о том, что цензура не пропустит, поэт не печатал это стихотворение.

2) Анализ этого исследования был не очень критический.

3) Немало и тех, кто стали инвалидами.

4) Поклоняться и боготворить Молчалина – вот смысл жизни Софьи.

Найдите предложение без нарушения синтаксических норм.

1) Поражённое место кислотой или щелочью необходимо быстро и осторожно протереть чистой тряпкой, бинтом или ватой.

2) Преподаватель сказал, что я не буду сегодня спрашивать.

3) Из-за пожара был уничтожен большой участок леса.

4) Буржуазные журналисты и те, кто их поддерживают, пытаются скрыть правду.

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.

2) Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, он должен будет пересечь трамвайные пути.

3) Зрители следили за ходом драматических событий, произошедших в начале лета 1928 года.

4) Путь, который избрал герой, ошибочен, неправилен.

Отправляя телеграмму,

1) всегда указывается обратный адрес.

2) обязательно укажите обратный адрес.

3) без обратного адреса её не примут.

4) мне не хватило денег.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Допуская ошибки,

1) шанс поступить в университет очень мал.

2) вам может помочь словарь.

3) не стоит рассчитывать на высокую отметку.

4) часто не применяются правила орфографии .

не нарушена в предложении:

1) Днём температура воздуха прогревалась до 14 градусов.

2) Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

3) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

4) Все остальные выразили глубокое сомнение, что он справится.

Лексическая сочетаемость слов не нарушена в словосочетании:

1) крепкая любовь;

2) крепкая ненависть;

3) крепкий ливень;

4) крепкая жара.

Слово «запасный» лексически сочетается со словом:

4) вариант.

В каком предложении нет ошибки, связанной с употреблением паронимов ?

1) Чёрные цвета вперемешку с бурыми полосками делают оперение селезня очень эффективным.

2) Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни.

3) Этот человек был полный невежда в искусстве.

4) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

Укажите предложение без двусмысленности.

1) Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.

2) Коснёмся русских наречий.

3) Это книга о технике.

В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более однообразную и скучную.

3) Этот художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, БУДНИЧНЫМ, голосом сказал капитан.

В каком ряду все существительные относятся к мужскому роду ?

1) шампунь, стол, бандероль;

2) бюллетень, тюль, рояль;

3) домишко, диван-кровать, ЦРУ;

2) донья, месяцы, сектора;

3) годы, крема, вечера;

В каком ряду обе формы образованы правильно?

1) 6 килограммов, 7 грузинов;

2) пришёл из яслей, много вафель;

3) 8 грабель, выбор туфель;

4) 10 кочерёг, 5 мандарин.

1. Значение какого слова определено неверно? 1.Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление. 2.Архаический – вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам. 3.Дружественный – дружелюбный, взаимно благожелательный. 4.Командированный – лицо, находящееся в командировке.


2. Значение какого слова определено неверно? 1.Драматичный – выражающий сильные чувства, полный драматизма. 2.Напоминание – обращение, напоминающее о чем-нибудь. 3.Динамический – обладающий большой внутренней энергией. 4.Хозяйственный – относящийся к ведению хозяйства.




4. Значение какого слова определено неверно? 1.Афера – недобросовестное, мошенническое предприятие, дело, действие. 2.Брифинг – использование лживых обещаний. 3.Делегат – представитель (выбранный или назначенный). 4.Дизайн – комплексная проектно- художественная деятельность.


5. Значение какого слова определено неверно? 1.Консенсус – согласованное мнение по спорным вопросам, выработанное в процессе обсуждения участниками переговоров, конференции и т.д. 2.Менталитет – склад ума, характер чувств и мышления. 3.Рейтинг – уровень популярности. 4.Форс-мажор – провал, неуспех.






8. Значение какого слова определено неверно? 1.Корпускула – частица. 2.Анабиоз – приспособление организма к неблагоприятным условиям существования. 3.Тактильный – обладающий чувством меры. 4.Диагноз – определение болезни на основании исследования больного.


9. Значение какого термина определено неверно? 1.Метафора – замена одного слова другим, смежным по значению. 2.Амфибрахий – трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. 3.Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок. 4.Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.


Каждое толкование замените одним словом. 1.Краткая приветственная застольная речь. 2.Настенный светильник из одной или нескольких ламп. 3.Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы. 4.Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью. 5.Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.


6. Стихотворение, музыкальное произведение, созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения. 7. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо. 8. Грубый, невоспитанный человек. 9. Тоска по Родине. 10. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной.


Замените слова, употребленные без учета семантики, словами с соответствующим значением 1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. 2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. 3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. 4.Публика сканировала: «Браво, Сальвини!» 5.Вся публика была уже в триумфе.


Замените слова, употребленные без учета семантики, словами с соответствующим значением 1.Если бы директором школы был я, то я бы выделял больше внимания ученикам. 2.Рассказы, на которые я мог бы упереться, были еще не напечатаны. 3.Они только выполняли свою должность. 4.Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение. 5.Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка.


Замените слова, употребленные без учета семантики, словами с соответствующим значением 1.В некоторых пособиях по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений Пушкина, Есенина, Гоголя. 2.Если бы директором школы была я, то устроила бы правила дисциплины и учебы, совсем чуждые сегодняшним. 3.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. 4.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 5.Создается впечатление, что он опаздывает каждый день на работу нарочито.


Замените слова, употребленные без учета семантики, словами с соответствующим значением 1.Дети стали разыскивать дорогу домой. 2.Для Маши был предназначен учитель. 3.Выражение лиц людей было прискорбным. 4.Все слушали его с внимательностью. 5.Картина вызывает грустное и жалкое настроение. 6.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 7.В длинные просторы Арктики отправился ледокол. 8.Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.


Проверь себя: задание А-11 в формате ЕГЭ Укажите лексическое значение слова стороны в предложении: В этот город мы приехали не случайно: здесь живет наш родственник со стороны матери. 1)местность, пространство 2)поверхность 3)линия родства 4)точка зрения


Проверь себя: задание А-11 в формате ЕГЭ Укажите лексическое значение слова билет в предложении: Школьники принесли учителю пригласительный билет на выпускной вечер. 1)документ, обозначающий право пользования чем-нибудь 2)Документ, удостоверяющий принадлежность к организации 3)Бумажный денежный знак 4)Листок, с каким-нибудь текстом


Проверь себя: задание А-11 в формате ЕГЭ Укажите лексическое значение слова вкусы в предложении: Самого высшего развития и совершенства этикет, мода и вкусы французов достигают с вступлением на престол Людовика XIV. 1)Пристрастие к чему-нибудь 2)Стиль, манера 3)Чувство, понимание изящного 4)привычка



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...