Создание партии индийский национальный конгресс. Индийский национальный конгресс и его течения. Смотреть что такое "Индийский национальный конгресс" в других словарях

Индийский национальный конгресс (ИНК) - крупнейшая бурж. политич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. При основании Конгресса не было разработано четких программных требований и устава. Однако на ежегодных сессиях партии, проводившихся в разных городах страны, представители различных провинциальных орг-ций вырабатывали общие резолюции, к-рыми и руководствовались в своей деятельности.

В 1916 "умеренные" и "крайние" вновь объединились в Конгрессе. В том же году на сессии, состоявшейся в Лакхнау, было заключено соглашение между Конгрессом и Мусульм. лигой о совместной борьбе за достижение Индией самоуправления "в качестве равноправного партнера в Брит. империи наряду с самоуправляющимися доминионами". Подъем нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало новой эпохи в деятельности ИНК, к-рый превратился в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса стал М. К. Ганди, в 1915 вернувшийся в Индию из Юж. Африки. Под рук. Ганди ИНК стал проводить массовые кампании "ненасильственного несотрудничества" с англо-инд. властями и кампании "гражд. неповиновения" (Сатьяграха - концепция ненасильственной борьбы).

В дек. 1920 на сессии Конгресса в Нагпуре был принят новый устав ИНК, к-рый более четко определял его как политич. партию. Целью Конгресса провозглашалось "достижение свараджа мирными и законными средствами".

Ширившийся размах клас. борьбы и массового антиимпериалистич. движения испугал руководство Конгресса, которое, стремясь ограничить революционные выступления масс, приняло в Бардоли резолюцию о прекращении кампании "гражданского неповиновения" (1922). Влияние Конгресса упало. В нем усилилась группа "свараджистов", стремившаяся ограничить деятельность ИНК парл. борьбой. В период подъема нац.-освободит. движения в 1927-33 в ИНК все большую роль стало играть левонационалистич. течение во главе с Дж. Неру и др. лидерами. В эти годы ИНК, выдвинувший лозунг полной независимости Индии (1927), вновь расширил свое влияние. Под рук. Конгресса были проведены массовые кампании "гражд. неповиновения" и развернулась борьба против разжигаемой колонизаторами религ. розни. Опасаясь дальнейшего роста активных действий трудящихся и под давлением репрессий, прав. лидеры Конгресса, находившиеся у руководства, в мае 1933 снова призвали к прекращению движения.

В 1934 внутри ИНК возникла Конгресс-социалистич. партия. Ее руководство стояло на позициях реформизма. Правые лидеры партии (Н. Лохия, А. Мехта и др.) стремились оказать противодействие росту влияния Коммунистич. партии. Однако наиболее радикальная часть конгресс-социалистов выступала за сотрудничество с коммунистами.


Борьба ИНК против реакц. конституции 1935 и др. антиимпериалистич. действия Конгресса поддерживались коммунистами, боровшимися за единый антиимпериалистич. фронт. Конгресс вновь превратился, несмотря на проходившую в нем борьбу группировок, в центр антиимпериалистич. Движения.

В послевоенный период к руководству Конгрессом пришел ставший его признанным лидером М.К. Ганди, чья доктрина, в основе которой лежала идея сатьяграхи, т. е. ненасильственного неповиновения и сопротивлен ия, стала теперь официальной идеологией организации («гандизм»). Здесь следует заметить, что усиление деятельности и влияния Конгресса в годы войны побудило англичан сделать еще один шаг по пути предоставления Индии ограниченного самоуправления. Принятый в 1919 г. парламентом закон усилил значение выборных Законодательных собраний при вице-короле и губернаторах провинций и предоставил индийцам право занимать второстепенные министерские посты в системе колониальной администрации. Правда, одновременно с этим был принят закон Роулетта, направленный против «антиправительственной деятельности». Ганди был одним из наиболее резких и непримиримых противников этого закона и по его призыву в 1919 г. по Индии прокатилась волна протестов в форме харталов (закрытия лавок, т. е. прекращения деловой активности). В том же 1919 году в Амритсаре колониальные власти, следуя букве нового закона, хладнокровно расстреляли митинг протеста (было убито около тысячи участников, еще две тысячи ранено). Амритсарская бойня вызвала мощную кампанию протеста в стране. На волне этого протеста Ганди решил провести свою первую всеиндийскую акцию гражданского неповиновения, сводившуюся к массовому бойкоту всего английского - товара, учебных заведений, судов, администрации, выборов и т. п. Проходившая в форме митингов, харталов, демонстраций кампания сыграла важную роль в формировании и сплочении общеиндийского национального движения, что содействовало превращению Конгресса в массовую организацию, насчитывавшую миллионы сторонников и многие десятки тысяч активистов-волонтеров. В 1932 г. Ганди выступил за предоставление гражданских прав и представительства индийским «неприкасаемым» (он начал именовать их хариджанами, «божьими людьми»). 1921 - 1934 Ганди лидер ИНК. Ушел, потому что многие его не поддерживали в вопросе о неприкасаемых, но его идеи послужили тому, что впоследствии в конституции Индии неприкасаемые были уравнены в правах с другими гражданами, исчезла дискриминация. Ганди убили. Сейчас его идеология ведущая в ИНК.

Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди (гудж. મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી, хинди मोहनदास करमचंद गाँधी, 2 октября 1869, Порбандар, Гуджарат - 30 января 1948, Нью-Дели) - один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.

Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством. «Нельзя ограничиваться положением „насколько это возможно“, - учил Ганди, - когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость (самые низшие касты в индии) должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».

Ганди стремился не только добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Он стремился доказать, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия, и таким образом подготовить индийское общество к тому, что неприкасаемые такие же его равноправные члены, как и остальные индийцы. Борьба Ганди с неприкасаемостью, как и с любым неравенством, также имела религиозную основу: Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа.

Длительное время Ганди оставался последовательным приверженцем принципа ненасилия. Однако потом возникла ситуация, когда взгляды Ганди подверглись серьёзному испытанию. Принцип ненасилия был принят Конгрессом (ИНК) применительно к борьбе за свободу Индии. Но Конгресс не распространял этот принцип на оборону от внешней агрессии.

  1. Особенности развития ведущих индустриальных стран в 70-90-е годы.

В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. произошла революция в Португалии, открывшая дорогу демократии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашистского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.
В 80 - 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.

Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13 у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.
Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации негров в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктивным диалогом.

Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании -почти вдвое. “План Маршалла”, расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема.

Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.

Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значительные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов. Интернационализация и модернизация производства! Интеграция (пример - Евросоюз). Информационная революция (компьютеры) - более широкий доступ к информации.

Кризисы: продовольственный, экологический, сырьевой, энергетический, валютно-финансовый.

Конец изоляции культур.

В конце декабря 1885 г. в Бомбее состоялся съезд представителей индийской буржуазии и либерально настроенных помещиков. На нем была создана первая общеиндийская политическая партия - Индий­ский национальный конгресс. В него вскоре влился образованный годом ранее в Калькутте Индийский национальный союз. В первые годы су­ществования Национального конгресса британские власти относились к нему весьма благожелательно. Смысл такой позиции властей раскрыл вице-король Индии лорд Дафферин (1884-1888). Он заявил, что «Кон­гресс дешевле революции». Либеральные круги метрополии полагали, что легальная партия поможет им направить активность оппозиционных сил в сторону лояльного сотрудничества с колониальными властями и тем самым предотвратить объединение национальных сил под руковод­ством буржуазии. Англичане не ошиблись в своих расчетах. Профессор Петербургского университета И. П. Минаев, присутствовавший на первой сессии Национального конгресса, так характеризовал позиции умеренно-либеральной индийской буржуазии: «Класс интеллигентных индусов находится в положении выжидательном, легко пойдет на сделки и совер­шенно успокоится после некоторых уступок правительства» .

Двойственность позиций индийской буржуазии, ее слабость, умерен­ность ее требований, зависимость от английского капитала и страх перед народными выступлениями мешали ей возглавить освободительную борьбу масс и придать этой борьбе боевой, наступательный характер. Обоснова­нием политики, требовавшей лишь некоторых реформ при сохранении британского владычества, являлся выдвинутый идеологом национальной буржуазии Дадабхаем Наороджи тезис о том, что Англия принесла Индии мир, прогресс и западную цивилизацию и что коренных противоречий между Англией и Индией не существует. По мнению Д. Наороджи, по­степенное введение в Индии институтов западноевропейской буржуазной демократии способно было вывести страну из состояния нищенства и упадка.

Все это определило верхушечный характер требований Национального конгресса, умеренно-либеральную программу и легальные, реформи­стские методы борьбы. Основные требования в начальный период суще­ствования Национального конгресса сводились к следующему: достижение самоуправления, развитие общего и технического образования, сокра­щение военных расходов и военного обучения индийцев, допуск индийцев к высшим постам государственного аппарата, введение протекционистских таможенных тарифов. Средства Достижения этих целей Конгресс видел в резолюциях своих ежегодных съездов, протестах и петициях прави­тельству.

Несмотря на то, что дух умеренности и лояльности к британским властям пронизывал всю деятельность Национального конгресса, его существование играло положительную роль - вокруг него сплачива­лись патриотические силы. Ежегодные массовые съезды, издание печат­ных органов, критика действий колониальных чиновников и реакционных законов, протесты против захватнической авантюры в Бирме - все это способствовало росту национального самосознания и ненависти к коло­ниальному режиму.

К концу 80-х годов британские власти изменили отношение к Нацио­нальному конгрессу. Они стремились дискредитировать его деятельность и тем самым ослабить национально-освободительное движение.

В течение 70-х и 80-х годов реакционные феодально-клерикальные круги индийских мусульман, напуганные народными восстаниями и прельщенные подачками англичан, постепенно сближались с колониальными властями. Верхушка мусульманского духовенства объявила незаконной войну против английских колонизаторов в Индии. Опираясь на сепара­тизм феодально-клерикальных слоев, крупных торговцев и помещиков, англичане взяли курс на превращение мусульманской общины в орудие раскола национально-освободительного движения. В 1886 г. в противовес Национальному конгрессу была создана Мусульманская конференция просвещения. Ее главными задачами были: обособить мусульман от индусов и отвлечь их от национально-освободительной борьбы.

Феодально-мусульманская оппозиция Национальному конгрессу, воз­никшая при содействии англичан, стремилась представить себя в роли выразительницы интересов мусульманского меньшинства. Все это имело целью отравить сознание масс ядом религиозного фанатизма и не допустить в Индии совместную борьбу за независимость индусов и мусульман.

भारतीय राष्ट्रीय कांग्रेस Идеология прогрессивизм ,
социал-либерализм , социал-демократия , ведический социализм , демократический социализм , секуляризм

В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счёт индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах.

Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Великобритании, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Великобритании, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британский парламент принял закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через него для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона .

Д. Наороджи в 1893 году был избран от Либеральной партии Великобритании в британский парламент. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Он выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

Усиление влияния ИНК в годы Первой мировой войны побудило британские власти предоставить Индии ограниченное самоуправление. Принятый в 1919 г. закон усилил значение выборных законодательных собраний при вице-короле и губернаторах провинций и предоставил индийцам право занимать второстепенные министерские посты в системе колониальной администрации.

В октябре 1939 г., вскоре после начала Второй мировой войны , ИНК пообещал сотрудничать с британскими властями при условии создания в Индии ответственного национального правительства и созыва учредительного собрания для определения конституционного устройства страны. В январе 1940 г. Индии был предложен статус доминиона после войны при сохранении ответственности Великобритании за оборону Индии на протяжении 30 лет. ИНК не принял этого предложения, но и не настаивал на жёсткой оппозиции. Тем временем положение ИНК в самой Индии осложнилось в связи с тем, что Мусульманская лига в 1940 г. официально предложила разделить Индию на два государства, индуистское и мусульманское (Пакистан). Кроме того, лидер левых конгрессистов Субхас Чандра Бос спровоцировал раскол в ИНК, создав в Бирме прояпонскую Индийскую национальную армию , воевавшую с британскими войсками. К тому же в конце 1940 г. Ганди объявил очередную кампанию гражданского неповиновения в форме индивидуальных протестов и отказа от сотрудничества.

В 1942 г. британские власти согласились на созыв после войны учредительного собрания, но оговорили при этом право некоторых отдельных провинций и княжеств на превращение в самостоятельные доминионы, что было явным намеком на согласие с предложением Мусульманской лиги о разделе Индии по религиозному принципу. ИНК не принял этих предложений и решительно потребовал немедленного предоставления Индии независимости. В августе 1942 г. была начата массовая кампания отказа от сотрудничества , итогом которой стал арест Ганди и других лидеров ИНК, которые были освобождены лишь в мае 1944 г.

Летом 1945 г. на переговорах с лидерами ИНК и Мусульманской лиги в городе Симла британские власти согласились создать Всеиндийский исполнительный совет (кабинет министров). Однако они потребовали формировать его не по политическому, а по религиозному принципу, что было отвергнуто как ИНК, так и Мусульманской лигой. Вслед за этим в стране начались новые массовые антибританские выступления, затронувшие армию и флот. Частично они были связаны с судом над руководителями Индийской национальной армии.

Весной 1946 г. было объявлено о предоставлении Индии статуса доминиона и о предстоящих выборах с разделением избирателей на две курии, индусскую и мусульманскую.

После раздела британской Индии и получения Индией независимости в 1947 г. ИНК полностью доминировал в политике независимой Индии до 1969 года, когда от ИНК откололось консервативное крыло - Индийский национальный конгресс (Организация) (англ.) русск. . Оппозиционным партиям удавалось добиваться контроля над более чем половиной мест в нижней палате парламента и законодательных собраниях штатов, однако они не могли по ряду причин действовать скоординированно против ИНК. Считается, что успехи ИНК определялись его ориентацией на ключевые фигуры в избирательных округах (это были, главным образом, авторитетные представители касты землевладельцев, опиравшиеся на сеть кастовых, родственных и экономических связей), что обеспечивало необходимые голоса за ИНК на выборах.

ИНК потерпел своё первое поражение в 1977 году. ИНК-Организация вошла в состав Джаната парти , а лидер ИНК-Организации Морарджи Десаи стал премьер-министром. Новый раскол ИНК произошёл после его поражения на выборах в 1977 году - начале 1978 года. Основная часть партии получила название Индийский национальный конгресс (Индира) - ИНК (И). В июле 1981 года Избирательная комиссия назвала новую партию во главе с Индирой Ганди «настоящим Конгрессом». На выборах 1980 года Конгресс (И) снова пришёл к власти. Он сохранил её за собой на выборах 1985 года, но проиграл в 1989 году.


демократический социализм
социал-демократия
социал-либерализм
ведический социализм
секуляризм Интернационал: Союзники и блоки: Персоналии: Сайт: К:Политические партии, основанные в 1885 году

Индийский национальный конгресс (хинди भारतीय राष्ट्रीय कांग्रेस ; Партия конгресса) - самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии . Основана в . В 15-м созыве Лок Сабхи ( -) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов .

От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма . После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года - правящая партия, возвращалась к власти в 1980-1989, 1991-1996 гг. и в 2004-2014 годах.

Предыстория

В 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.

«Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, - заявил глава британской администрации, - выразившийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».

Политическая деятельность

В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии её председатель В. Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал такую мысль:

«Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национального единства, которые берут своё направление во временах незабвенного правления лорда Рипона ».

В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени.

От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи . Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

Организационная структура

Высший орган - пленарная сессия, проводимая один раз в три года, между сессиями - рабочий комитет (Working Committee ), высшие органы местных организаций - комитеты штатов, окружные комитеты, первичные комитеты.

См. также

  • Валлабхаи Патель - один из лидеров партии.

Напишите отзыв о статье "Индийский национальный конгресс"

Примечания

Отрывок, характеризующий Индийский национальный конгресс

– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.

Штаб-квартира: Идеология: Союзники и блоки:

Объединенный Прогрессивный Альянс

Партийная печать:

Congress Sandesh

Персоналии: Сайт:

Индийский национальный конгресс (хинди भारतीय राष्ट्रीय कांग्रेस ; Партия конгресса) - самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии . Основана в . В 15-м созыве Лок Сабхи ( -) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов .

От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма . После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года - правящая партия, возвращалась к власти в 1980-1989, 1991-1996 гг. и вновь возглавляет правительство с 2004 года.

Предыстория

В 80-е годы XIX века социально-политическая обстановка в Индии и вокруг неё в британских правящих кругах поставила вопрос о создании политической организации индийских патриотов. Либеральный вице-король Индии лорд Рипон (1880-1884) поддержал в этом деле инициативу группы индийских общественных деятелей. В своем меморандуме (25 декабря 1882 г.) он призвал провести сверху политические преобразования в Индии в конституционных рамках.

«Эти мероприятия не только будут иметь сегодняшний результат, - заявил глава британской администрации, - выразившийся в постепенном и безопасном внедрении политического образования среди населения, которое само по себе есть объект политики, но и проложат пути дальнейшему прогрессу в этой сфере по мере того, как это образование станет более полным и распространенным».

Политическая деятельность

В декабре 1885 года в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК), первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации. В своем обращении к участникам этой сессии её председатель В. Ч. Банерджи по вопросу главных задач новой партии высказал такую мысль:

«Искоренение всех расовых, религиозных и национальных предрассудков среди патриотов нашей страны через прямое дружественное, личное общение друг с другом, а также развитие и консолидацию настроений национального единства, которые берут свое направление во временах незабвенного правления лорда Рипона».

В постановлениях форума индийских патриотов были сформулированы основные требования конгрессистов к британскому правительству и парламенту: ликвидация действующего Совета по делам Индии в Лондоне, расширение состава действующего в Индии Центрального законодательного совета при вице-короле за счет индийцев, необходимость провести те же самые нововведения в провинциальных советах. Такие частично выбранные органы должны получить право обращаться с запросами и протестами в британскую палату общин, где необходимо сформировать постоянный комитет для рассмотрения проблем Индии. Кроме того, делегаты бомбейской сессии ИНК предложили, чтобы индийские соискатели получили право на замещение должностей на индийской гражданской службе в Индии не только в Лондоне, но и у себя на родине. Можно увидеть, что в этих претензиях лидеров ИНК к британскому правительству конгрессисты были весьма скромны и не выходили за рамки действующих в их стране законов.

Основатели Конгресса - Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи - были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Маколеем , Гладстоном , а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем .

Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени.

От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

См. также

  • Валлабхаи Патель - один из лидеров партии.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индийский национальный конгресс" в других словарях:

    - (ИНК) политическая партия Индии, основана в 1885. Социально неоднородна. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20 х гг. 20 в. (в условиях подъема национально освободительного движения) к активной борьбе за национальную… …

    - (ИНК) крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской буржуазии, националистически… …

    - (ИНК) крупнейшая бурж. политич. партия Индии. Осн. в дек. 1885. При основании Конгресса не было разработано четких программных требований и устава. Однако на ежегодных сессиях партии, проводившихся в разных городах страны, представители различных … Советская историческая энциклопедия

    - (ИНК), политическая партия Индии, основана в 1885. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20 х гг. XX в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали… … Энциклопедический словарь

    Индийский национальный конгресс (ИНК) - Индийский национальный конгресс (ИНК)(Congress, Indian National), гл. полит, партия Индии. Основанный в 1885 г. объединил представителей передовой интеллигенции страны, стремившейся принимать большее участие в управлении ею в сотрудничестве с… … Всемирная история

    Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) - (Congress, Indianal National Trade Union), проф. объединение Индии, созданное в мае 1947 г. под руководством правящей партии Индийский национальный конгресс и всецело поддерживающее ее политику и программу. Лидеры ИНКП придерживаются доктрины… … Всемирная история

    Крупнейший профцентр Индии. Основан в 1947. Действует под руководством Индийского национального конгресса (И). Св. 4,7 млн. членов (1991) … Большой Энциклопедический словарь

    ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (ИНК), политическая партия Индии, основана в 1885. Социально неоднородна. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20 х гг. 20 в. (в условиях подъема национально освободительного движения) к … Энциклопедический словарь

    ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС ПРОФСОЮЗОВ, крупнейший профцентр Индии. Основан в 1947. Действует под руководством Индийского национального конгресса (И). Св. 4,7 млн. членов (1991) … Энциклопедический словарь

    - (ИНКП) крупнейший профсоюзный центр Индии. Создан в мае 1947 под руководством партии Индийский национальный конгресс (ИНК). До конца 60 х гг. руководство ИНКП проводило буржуазно консервативную политику. С начала 70 х гг. под влиянием… … Большая советская энциклопедия

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...